ОБРАЩЕНИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Слово со значением "обратиться" [евр. шув] встречается в тексте ВЗ ок. 670 раз. Наряду со значением "обратиться к кому-либо", "обернуться", "возвратиться", "восстановить и вернуть" это слово употребляется и в специфич. значении "обратиться к Богу" (ок. 120 раз) и означает изменение образа жизни, возвращение с путей греха к живому Богу. Из огромного количества мест в Библии, где говорится об О., выберем лишь самые важные, чтобы разобраться в его сути. Бог, желая обратить человека (Иез 18:23; 33:11), Сам побуждает его к этому. Через Своих пророков Он призывает людей обратиться (Иер 3:7; 25:5; Иоил 2:12), требуя при этом О. "всем сердцем" (1Цар 7:3; Иоил 2:12). Грешники (Пс 50:15) должны обратиться от своего греха (Ис 59:20; Иез 33:14) к Господу (Иоил 2:12), и тогда даруемые Его милостью прощение (Ис 55:7) и новая жизнь будут наградой за искреннее О. Подлинное О. заключается не в попытке человека исправить отдельные бого-противные поступки, а в абсолютно новом отношении к Богу и Его воле, охватывающем все стороны жизни. Нежелание обратиться влечет за собой "огрубение сердца" (Ис 6:10) и смерть грешника (Иез 18:23 и след.; 33:11). Но Бог не только призывает человека к О., Он и помогает ему в этом, потому что человек не в силах справиться самостоят. Тем не менее человек должен сам просить Бога обратить его (Иер 31:18; Плач 5:21), поскольку личная ответственность за О. с него не снимается. И если в историч. книгах ВЗ чаще всего говорится об О. народа Израиля в целом, то в пророч. книгах, и особенно у Иеремии и Иезекииля, речь идет об О. к Богу отдельного человека, к-рое достигается тем, что Бог дарует ему новое сердце и новый дух (Иер 31:33; Иез 18:21 и след.; 36:26 и след.; см. Пс 50:12-14). В основе всех ветхозаветных высказываний об О. лежит одна идея: О. - это решит., всеобъемлющий возврат человека к Богу, являющийся ответом на Божий призыв. Это единств. путь избежать суда, ожидающего грешников, заново обрести милость Божью и получить прощение грехов.
ОБРАЩЕНИЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Слово "обратиться" перешло из евр. текста ВЗ через Септуагинту в язык НЗ [греч. стрефестай, епистрефейн]. Как и в ВЗ, это слово употребляется здесь в различных значениях. Слово епистрефейн встречается в тексте НЗ 36 раз, в т.ч. 18 раз в значении "обратить", "обратиться" (Мф 13:15; Мк 4:12; Лк 1:16 и след.; 22:32; Деян 3:19; 9:35; 11:21; 14:15; 15:19; 26:18,20; 28:27; 2Кор 3:16; 1Фес 1:9; 1Пет 2:25; Иак 5:19 и след.). Слово стрефестай в этом значении встречается только в Мф 18:3 и Ин 12:40, апострефейн - только в Деян 3:26, а анастрефейн - исключит. в значении "воз-вратиться", "обернуться", "превратить". Сущ. "О." встречается в НЗ только один раз - в Деян 15:3. Полное представление о значении понятия "О." в НЗ невозможно без учета значения слова, к-рое обычно переводится как "каяться", "приносить покаяние" [греч. метаноэйн]. Иоанн Креститель, призвавший народ Израиля покаяться, с полным основанием, как предтеча Мессии, может быть поставлен в один ряд с пророками. Иисус в начале Своего служения поддержал призыв Крестителя к покаянию (Мф 3:2; 4:17). Иоанн Креститель и Иисус говорили на арамейском, и слово, употребленное ими в этих случаях, эквивалентно евр. слову, к-рое М.Лютер в своем переводе ВЗ передает как "обратиться". Призыв Иоанна Крестителя и Иисуса: "Покайтесь!" означает "Обратитесь!", и в тех местах НЗ, где речь идет о покаянии, имеется в виду О. к Богу. При этом, как и в ВЗ, О. - это решит. и всеобъемлющее возвращение к Богу, не только желательное, но и необходимое (Деян 17:30), поскольку является единств. средством спасения от Божьего суда. -> Покаяние.
ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ В БИБЛИИ
Призыв к О. звучит во всей Библии: он содержится в Законе Божьем (Втор 4:30; 30:2,8 и др.), постоянно повторяется в книгах пророков, а призыв Иоанна Крестителя к покаянию имел особую значимость, т.к. час пришествия Мессии был уже близок. Сам Иисус начинает Свою спасит. миссию с призыва покаяться (Мф 4:17; Мк 1:15); Он говорит, что О. является необходимым условием для обретения Царства Божьего (Мф 18:3), и грозит судом Своим тем, у кого "огрубело сердце" (Мф 13:15; Мк 4:12; ср. Ис 6:9 и след.). Апостолы в своих посланиях также поддерживают призыв к покаянию и О. Из Деян 3:19 и 26:20 следует, что оба этих слова - "каяться" и "обратиться" - тесно связаны друг с другом по смыслу и являются лишь средствами для выражения одного понятия. В Деяниях рассказывается о благовестнич. служении первых христиан, и сопутствующее ему О. к Иисусу Христу понимается как решит. действие, совершаемое каждым человеком самостоят. (Деян 2:37 и след.; 8:35 и след.; 9:1 и след.; 9:35; 10:44 и след.; 11:21; 16:30 и след.). Из текста Деян 15:3 можно сделать вывод, что слово "О." уже в раннем христианстве стало устойчивым понятием, не требующим дополнительных объяснений. В речах апостолов О. предстает как подчинение человеком всей своей воли Богу, как О. от тьмы к свету, от власти сатаны к Спасителю человечества (Деян 26:18; 1Пет 2:25; Еф. 2:2 и след.; 5:8). О. неотделимо от веры, и, лишь уверовав, можно обратиться к Господу (Деян 11:21), наградой же за О. становится прощение грехов (Деян 3:19; 26:18). Жизнь обратившегося к Богу человека наполняется новым смыслом. Как сказал ап. Павел в 1Фес, "...и как вы обратитесь к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева" (1:9,10).
ОБРАЩЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
О. человека сопровождается его возрождением. Обратившемуся грешнику, уверовавшему в то, что Христос принял смерть на Голгофе ради его спасения, Св. Дух дарует уверенность в прощении грехов, наполняет его сердце радостью и дает силы к обновленной жизни (-> Возрождение).
Обрезание
НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ
Обычай О. был широко распространен на Ближнем Востоке (особенно у египтян, аммонитян, едомитян и моавитян, см. Иер 9:24-26 (МТ: "...все эти народы обрезаны..."). Практиковался этот ритуал и в Израиле. Существование его у вавилонян и ассирийцев не доказано; у древних финикийцев и филистимлян обрезания не было). В наше время О. практикуется нек-рыми народностями Африки, Австралии и Америки. Значение этого обычая трактуется различно. В любом случае, видимо, в первую очередь О. носило культовый характер, а мед. или санитар. соображения не играли здесь существенной роли. Обряд совершался посредством оперативного вмешательства, заключавшегося в удалении крайней плоти у мужчин. О глубокой древности обычая О. говорят библ. свидет-ва, согласно к-рым оно совершалось с помощью каменных ножей (Исх 4:25; Нав 5:2-8 - в МТ речь идет именно о каменных ножах).
ОБРЕЗАНИЕ В ИЗРАИЛЕ
Введение О. связано с именем Авраама (Быт 17:9-14). Во время странствования по пустыне народ Израиля не придерживался этого обычая, но затем он был восстановлен Иисусом Навином (Нав 5:2 и след.). Обряд совершался над всеми мужчинами любого возраста (см. Быт 17:10,23; 21:4; Нав 5:2 и след.), но гл. обр. обрезанию подвергались младенцы муж. пола, не достигшие восьми дней (Быт 17:12; Лев 12:3; Флп 3:5). О. применялось также к рабам, считавшимся членами семейной общины, и к чужеземцам, желавшим принять участие в праздновании Пасхи (Быт 34:14-17; Исх 12:48), а позднее - и к полностью принявшим иудаизм. Как правило, обряд совершался главой дома (Быт 17), реже - матерью (Исх 4:25), а позднее - врачом и могелом (что значит "тот, кто обрезает"). Во времена Иисуса имя младенцу давалось сразу после О. (Лк 1:59). В первых христ. общинах, в т.ч. и в Иерусалиме, О. сначала распространялось на всех без искл. мужчин (о чем свидет. спор, разгоревшийся на собрании апостолов), пока Павел не добился, чтобы О. не совершалось над обращенными из язычников (Деян 15:1-20; Рим 4:12; Гал 2:2 и след.; см. также 1Кор 7:18 и след.).
ЗНАЧЕНИЕ ОБРЕЗАНИЯ
В Израиле О. было символом завета между Богом и Его народом (Быт 17:9-14; ср. Исх 4:25; 12:48; Нав 5:2 и след.; Деян 7:8; Рим 4:11 и след.) и служило чисто внеш. признаком Израиля, отличавшим его от необрезанных, т.е. от язычников, олицетворением к-рых в этом отношении были филистимляне (Суд 14:3; 15:18; 1Цар 14:6; 17:26; 2Цар 1:20). Слово "необрезанный" имело у израильтян презрительный оттенок. И наоборот, во времена эллинизма определ. круги в Израиле стыдились О. и всячески старались скрыть следы операции, чтобы во время спортивных соревнований, участники к-рых по примеру греков состязались без одежды, в них не узнали бы евреев. Почему именно О. стало символом завета, неиз-вестно. Но в любом случае оно напоминало израильтянам об обетованиях, заключ. в Божьем завете (относит. потомства, владения землей, Быт 17:4-8), и об обязанностях, возлож. в нем на Израиль (Втор 10:16; 30:6; Иер 4:4; Иез 44:7; Рим 4:11; Гал 5:3). В НЗ выражение "обрезанные" иногда означает евр. религ. общину в ее противопоставлении христ. общине (Гал 2:8; Кол 4:11).
МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
1) "необрезанные" деревья - это фруктовые деревья, с к-рых в течение четырех лет после посадки не позволялось собирать урожай (Лев 19:23-25); 2) необрезанные губы, уши, сердца и т.д. олицетворяют греховность и порочность человека (Лев 26:41; Иер 6:10; 9:25; Иез 44:9; Деян 7:51; Кол 2:13). Соотв., эти органы нуждаются в дух. обрезании, необходимом человеку, пренебрегающему заветом Господа и нуждающемуся в Божьем прощении (Втор 10:16; 30:6; Иер 4:4; 9:26); 3) апостол Павел использует понятие О. как символ обновления человека через веру в Христа, к-рое он называет О. Христовым (Кол 2:11). О. Христово заключается в "совлечении греховного тела плоти" и совершается, в отличие от иуд. обряда, не ножом и не по букве Закона, а в сердце и по духу (Рим 2:29; Кол 2:11). Павел выступает против утверждения о том, что иудеем, т.е. участником завета с Богом, человека делает наружное О. (Рим 2:28 и след.). Причастность к Богу основывается на внутр. дух. обновлении человека. Тем самым иуд. О. становится ненужным и бессмысленным (Рим 4:12; Гал 2:3 и след.; 5:6; 6:15; Кол 2:11). Свидет-вом подлинности этого внутр. О. служит крещение (Кол 2:12). "Обрезание Христово" выступает здесь как понятие, равнознач. "совлечению плоти", подтверждаемому крещением, к-рое следует понимать как погребение ветхого человека. Т.о., в Кол 2:12 мы имеем дело с неполным сравнением, и поэтому следует избегать прямого отождествления О. и крещения. В крещении заключен очень важный момент, к-рого не было в обряде О. времен Павла, а именно - крещение доказывает, что Божий завет действен не благодаря к.-л. внеш. знаку, а благодаря Духу, обновляющему человека в вере (Рим 2:29; Кол 2:12).
Обручать, обручение
Обручать, обручение -> Брак.
Обувь
I. Если на Ближнем Востоке и носили к.-л. О., то это были в основном сандалии. Они состояли из кожаной подошвы - встречались также плетеные и дерев. подошвы, - к-рая сверху закреплялась на ноге ремешками (Быт 14:23; Ин 1:27) (см. ил. на стр. 18; 623). На древних рисунках встречается также и закрытая обувь у женщин и мужчин (см. ил. на стр. 55; 524; 1031). Ассир. солдатский сапог на шнуровке охватывал всю голень (Ис 9:5; ср. ил. на стр. 524).
II. В доме О. обычно снимали. Господ разували рабы, которые омывали им и ноги (см. Мк 1:7, а также метафоры в Пс 59:10, выражающие покорение Моава и Эдома). Передавая другому свое право на выкуп к.-л. имущества, человек должен был снять с ноги и передать ему одну сандалию (Руфь 4:7 и след.); -> Босой -> Нога (II и III). Священники отправляли служение в храме, сняв обувь (см. Исх 3:5).
Обшивка
Обшивка из особо прочной ткани делалась на вороте ризы -> первосвященника (Исх 28:32).
Общение
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
1) слово "О." [греч. койнониа] подразумевает "тесную связь", "близкие отношения, характеризующиеся наличием взаимных прав и обязательств", в к-рых одна из сторон может иметь нек-рые преимущества; 2) в разговорном греч. языке слово койнониа ("общность") означало "участие в общем деле" или "отношения между людьми"; 3) в ВЗ слово "О." указывает лишь на межчеловеческие отношения (2Пар 20:35; Пс 49:18); отношения же человека и Бога определяются словом завет (-> Союз, завет); 4) в НЗ, напротив, слово "О." означает раз-ностороннее и сознат. О. с Богом: в 1Ин 1:3 говорится об "общении с Отцом и Сыном"; в 1Кор 1:9 - о призвании "в общение Сына Его, Иисуса Христа"; в 1Кор 10:16 и след. - о приобщении крови и тела Христовых и об "участниках (точнее - "общниках", см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) жертвенника"; в Флп 3:10 - об "участии [греч. койнониа] в страданиях Его"; в 2Кор 13:13 и Флп 2:1 говорится об "общении Святого Духа".
Дата: 2019-05-28, просмотров: 215.