Начальник дворца, начальник над домом царским. Соотв. титул обозначал главного управляющего цар. дворцом, к-рый занимал должность царедворца-распорядителя (3Цар 4:6; 16:9; 18:3; 4Цар 18:18; Ис 22:15; 36:3). Ученые не знают точно, какие обязанности выполнял Н.Д. Предположит. он отвечал за снабжение дворца провизией и прочим, нес ответственность за придворный церемониал, через него осуществлялся доступ к царю. О значении должности Н.Д. говорится в Ис 22:15 и след.; есть указание на то, что Иофам в период своего регентства исполнял обязанности Н.Д. и верховного судьи (4Цар 15:5). В Лакише (Лахисе) найден оттиск печати, принадлежавшей Н.Д. по имени Годолия, вероятно, сыну Ахикама (4Цар 25:22). -> Дееписатель.
Начальник дома, домостроитель
Начальник дома, домостроитель, уп-равляющий хоз-вом в доме своего господина. Так, Н.Д. был, напр., у Иосифа (Быт 43:19; 44:1,4). Эта должность предполагает большое доверие со стороны хозяина дома, поэтому ап. Павел называет апостолов и -> епископов "домостроителями тайн Божиих" (1Кор 4:1 и след.; Тит 1:7). Каждый верующий, благодаря тому, что он обладает доверенными ему Богом дарами, является домостроителем благодати Божьей (1Пет 4:10).
Начальник корабля
Начальник корабля -> Корабль, кораблестроение (VI).
Начальник крепости
Начальник крепости. В Неем 7:2 словосочетанием "начальник крепости" переводится евр. слово сар ("начальник"), вероятно, в данном случае имеющее значение "офицер".
Начальник над податью
Начальник над податью (сбором дани). Во времена Давида и Соломона Н.н.П. [евр. аль-хаммас] надзирал за выполнением -> принудительных работ (2Цар 20:24; 3Цар 4:6; 5:14; 12:18; 2Пар 10:18). Из людей, занимавших эту должность, известен только Адорам, или Адонирам, к-рый был настолько ненавистен израильтянам, что они побили его камнями в Сихеме, когда царь Ровоам неосмотрительно послал его своим представителем на переговоры с десятью восставшими коленами.
Начальник, начальство
I. В Библии Н. названы те, кто занимает высокое положение в обществе, в частн.: рим. император (1Пет 2:13), судья Иеффай (Суд 11:11), Даниил как Н. над всеми вавил. мудрецами (Дан 2:48; 4:6) и др.
II: 1) главенствующее положение среди израильтян занимали Н. колен (Чис 7:2; Втор 5:23; 29:10), к-рые названы также Н. народа (Исх 22:28; Чис 25:4; Неем 11:1) и Н. поколений, т.е. главы родов (2Пар 1:2; Езд 1:5; Неем 7:70). (-> Голова, глава -> Князь -> Старейшины.) Н. общества - это также, очевидно, главы колен (Исх 16:22; 34:31; Нав 9:15). Кр. того, упоминаются Н. левитов (1Пар 15:16; Неем 11:16) и Н. города Иерусалима (2Пар 29:20); 2) в эпоху НЗ под Н. чаще всего подразумевались члены -> синедриона (Лк 18:18; 23:35; 24:20; Ин 3:1; 7:48; 12:42).
III. В ВЗ Н. названы и различные военачальники, среди них - израил. предводители 1000 воинов (тысяченачальники) и 100 воинов (стоначальники, 2Пар 1:2; 4Цар 11:4,9), а также начальствующие над колесницами (3Цар 16:9; 22:31,32). См. -> Сотник -> Начальник, вождь (II).
IV. В НЗ словом "начальник" переведены греч. слова, обозначающие различные титулы высокопостав. чиновников в Филиппах (Деян 16:19; ср. -> Сотник), Фессалонике (Деян 17:8) и Эфесе (Деян 19:31). Кр. того, о Закхее говорится как о Н. мытарей в Иерихоне (Лк 19:2).
Начальники общества
Начальники общества -> Советники, начальники общества.
Начатки плодов
Начатки плодов -> Первородство, первородный.
"Не во время" (не вовремя)
"Не во время" (не вовремя), -> время, неподходящее для определЁнных действий или событий. Павел убеждает Тимофея проповедовать слово "во время" и "не во время" (см. 2Тим 4:2). Даже когда время кажется неподходящим для благовествования, посланники должны нести слово Божье, взирая на Господа, а не сообразуясь с людьми, их мнениями, чувствами или обстоят-вами - "временем сим".
Неаполь
Неаполь ("новый город"), порт. город в
15 км от Филипп. Здесь начиналась знаменитая рим. Эгнатиева дорога, ведущая через Амфиполь и Фессалоники в Ахаию. Ап. Павел впервые вступил на европ. землю, когда прибыл в Н. (Деян 16:11). Ныне город, стоящий на этом месте, называется Кавала. См. карту на стр. 687.
Неария
Неария ("юноша Господа"): 1) один из вождей колена Симеона во времена Езекии (1Пар 4:42); 2) потомок Шехании из цар. рода Иудеи (1Пар 3:22 и след.).
Небесный
Небесный, принадлежащий небу, происходящий с неба, живущий на небе. Нередко это прил. используется в выражении "Отец мой (ваш) Небесный" (Мф 6:14,26,32; 15:13; 18:35).
Небесный Иерусалим
Небесный Иерусалим. Описанию земного города -> Иерусалима (II,Б) как места, где должно обитать имя Господа (3Цар 8:29), и картинам будущего Иерусалима (Ис 2:2; Мих 4:1; Зах 14) соответствует содержащееся в конце Библии изображение Н.И. - города мира, где Божий народ будет вечно жить вместе с Богом (Откр 21:3,4) и где нет места любому нечестию (Откр 21:8). Улучшение мира или его обновление не являются причиной возникновения Н.И.; лишь исчезновение прежней земли освобождает место для нисходящего от Бога на новую землю Н.И. (Откр 3:12; 21:1). Желание вступить в этот город несовместимо с земными желаниями, на нынешней земле граждане Н.И. - пришельцы (1Пет 2:11; Евр 12:22-24); здесь они безродны, подобно Израилю во время странствования по пустыне (Евр 3:7 - 4:11), и поэтому их цели должны быть сообразованы с вечностью (Флп 3:14; Кол 3:1,2; Евр 13:14). Граждане Н.И. - это истинное потомство Авраама, к-рый ожидал построенного Богом города как обетованного наследства и жил на обетованной земле как пришелец (Евр 11:9,10). Ап. Павел говорит, что у Авраама было два сына: один - от рабыни Агари, рожденный по плоти, в рабство закона, второй - от свободной Сарры, рожденный по обетованию. Павел подчеркивает, что "в этом есть иносказание": Агарь "соответствует нынешнему Иерусалиму", а "вышний Иерусалим... матерь всем нам" (Гал 4:22-30). Только в связи с этими, новозаветными, высказываниями предвидение пророками новой земли (Ис 65:17) и грядущего спасения Иерусалима (Ис 66:10, 13) обретает истинный смысл.
Небо, небеса.
Небо, небеса. В Библии евр. слово шамайим, как и греч. уранос, означает видимое и невидимое Н.
I. Н. и земля, когда они упоминаются вместе, обозначают целостность видимого, Богом СОТВОРЕННОГО МИРА (Быт 1:1; Пс 72:25; 120:2). Н. в ВЗ рассматривается как большой, натянутый над землей шатер (Пс 103:2; Ис 40:22 и проч.), к-рый однажды, в Судный день, свернется "как свиток" (Ис 34:4; Откр 6:13 и след.). Наряду с этим существует и другое представление, согл. к-рому Н. - это подобие свода, хрустального (Иез 1:22), зеркального (Иов 37:18) или выполненного из чистого сапфира (Исх 24:10). Этот свод покоится на самых высоких горах как на опорных столбах (Иов 26:11). В нем есть ворота, двери (Быт 28:17; Пс 78:23) и окна (Быт 7:11; 8:2; 4Цар 7:2,19; Ис 24:18), через к-рые Господь посылает дождь, снег, град и молнию (Иов 38:25), а также Свое благословение (Мал 3:10). Отсюда на землю сыпалась манна небесная (Пс 77:23 и след.). По Н. прокладывают свой путь солнце и звезды (Быт 15:5; Нав 10:13; Иов 9:9 и проч.). К небесам относится и воздушное пространство, где летают птицы (Быт 1:26; Мф 6:26 и проч.). Однажды Н., как и земля, прекратит свое существование (Пс 101:26 и след.; Ис 51:6; Мф 24:35), уступив место новому творению (Ис 65:17; 2Пет 3:10,13).
II: 1) Библия, к-рая рассматривает Н. как ЖИЛИЩЕ БОГА (Пс 2:4; 13:2; 113:11; Ис 63:15; Мф 6:9), называет небосвод престолом Господа, а землю - Его подножием (Ис 66:1; Мф 5:34 и след.; 23:22; Деян 7:49). Однако повсеместное присутствие Бога разрушает человеч. представления о пространстве (3Цар 8:27; Пс 138:7 и след.), хотя видимое Н. прочно утвердилось в человеч. представлении как образ Н. невидимого (Кол 1:16). Сообщения о явлении ангелов (Быт 18:2; Нав 5:13) и воскресшего Иисуса (Ин 20:19,26) наводят на мысль, что Божьи небеса соприкасаются с нашим материальным миром. (Ср. облако, к-рое во время преображения Иисуса осеняет Его, а при вознесении - закрывает от глаз учеников, Мф 17:5; Деян 1:9.) Н. по своей сущности - это нечто иное, отличное от видимого небосвода, здесь существует невидимый Божий мир в противоположность видимому миру человека; 2) жилище Бога вместе с тем - это вечная родина Христа. Он сошел с небес (Ин 3:13,31) и после воскресения возвратился туда (Мк 16:19; Лк 24:51; Деян 1:9 и след.). Он восседает одесную Бога (Мк 16:19; Евр 1:3) и когда-нибудь вновь придет на землю (Мф 24:30; Деян 1:11; 1Фес 4:16; Откр 1:7); 3) Н. является и местом пребывания ангелов (Мф 18:10; Откр 7:11; 15:5 и след. и проч.); сатана же был низвержен с Н. (Лк 10:18; Откр 12:7-9); 4) Н. однажды станет жилищем спасенных (Ин 14:2-4; 17:24; 1Фес 4:17; Откр 7:9-17) - тех, чьи имена написаны на небесах (Лк 10:20; Евр 12:23). Здесь они будут жить (Флп 3:20), здесь находятся их сокровища (Мф 6:20), их награда (Мф 5:12) и их наследство (1Пет 1:4). Библия понимает это место как место славы (Евр 2:10), где будут царить недоступные человеч. разуму совершенство и красота (Откр 21:1 - 22:5). Жизнь (1Тим 4:8), служение Богу (Откр 22:3), поклонение Богу (Откр 5:9-14; 11:15-18; 12:10 и след. и др.) и слава (2Кор 4:17) пребудут вечно.
III. По представлениям ветхозаветных иудеев, существовало несколько НЕБЕСНЫХ ПРОСТРАНСТВ [евр. шамайим - мн. число при отсутствии ед.); в позднем иудаизме их насчитывалось семь. О таком числе небес в Библии не говорится, Павел упоминает только о "третьем небе" (2Кор 12:2-4). В Послании к Евреям говорится не только о том, что "превознесенный выше небес" Христос "воссел одесную престола величия на небесах" (Евр 7:26; 8:1), но и о том, что Он, будучи великим Первосвященником, "прошел небеса" (Евр 4:14) и вошел "в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие" (Евр 9:24).
IV. В НЗ слово "небо" употребляется в значении "Бог небесный", или "Бог (явивший Себя) с неба" (Мф 21:25; Мк 11:30; Лк 15:18).
Невай
Невай, израильтянин, современник Неемии, подписавший обязат-во соблюдать завет (Неем 10:19).
Неваллат
Неваллат, город, в к-ром после возвращения из плена жили израильтяне из колена Вениамина (Неем 11:34); совр. Бейт-Набала [новоевр. Хурва-Невалат], располож. в 7 км сев.-вост. Лода (Лидды). См. карту на стр. 473.
Невеста
Невеста -> Брак.
Нево
I: 1) вавил. бог [аккад. Набу] (-> Навуходоносор -> Навузардан -> Навузазван -> Авденаго), покровитель науки и искусства письма, а также астрологии. Его планетой был Меркурий. Н. считался сыном Мардука. Главным центром поклонения Н. был храм Эзида в Борсиппе, юж. Вавилона. В Ис 46:1 бог Н. упомянут вместе с -> Вилом (Белом); 2) отец нескольких сыновей, к-рые по приказу Ездры оставили своих иноплем. жен (Езд 10:43).
II: 1) гора высотой 802 м, находящаяся прим. в 18 км к вост. от места впадения Иордана в Мертвое море и в 7 км юго-зап. Есевона; ее совр. название Эн-Неба. Н. - одна из главных вершин Аваримских гор (-> Аварим) (см. карту на стр. 2 и цвет. вклейку 88). С горы Н. открывается великолепная панорама на Па-лестину. Отсюда Господь показал Моисею землю обетованную (Втор 34:1-4); 2) город на вост. берегу Иордана, выдел. колену Рувима (Чис 32:3,38). В тексте на -> "камне Меши" говорится о покорении Н. моавитянами; в Ис 15:2 и Иер 48:1,22 город упомянут как моавитское владение. Ныне это район Хирбет-айн-Муса в 1,5 км юж. горы Н. (II,1); 3) город в Иудее (Езд 2:29; Неем 7:33), вновь заселенный израильтянами после возвращения из плена. По одной из версий это совр. Нуба, лежащая прим. в 6 км. сев.-зап. Бет-Цура. См. карту на стр. 473.
Невоздержание, невоздержный
Невоздержание, невоздержный [греч. акрасиа (1Кор 7:5) и акратэс (2Тим 3:3)], недостаток самообладания; эти слова относятся только к браку и к сфере половых отношений.
Невольник
Невольник -> Раб -> Воровство, вор (I).
Неделя
Неделя -> Суббота.
Недуг
Недуг -> Порок, недуг.
Нееман
Нееман -> Нааман (2).
Неемии книга
Неемии книга -> Книга Неемии.
Неемия
Неемия [евр. Нехемья, "Господь утешил"]: 1) сын Ахалии, перс. наместник в Иудее; -> Книга Неемии; 2) знатный израильтянин, вернувшийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:2; Неем 7:7); 3) сын Азбука, начальник Беф-цурского полуокруга, помогавший восстанавливать стену Иерусалима (Неем 3:16).
Неиел
Неиел, погран. селение в уделе Асира (Нав 19:27), совр. Хирбет-Янин. Здесь были обнаружены остатки поселений бронзового и железного веков. Руины Н. находятся прим. в 3 км сев. Кавула, на краю равнины Акко.
Некода
Некода ("окропленный"), нефиней, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем, но не могли доказать своего священнич. происхождения (Езд 2:48,60; Неем 7:50,62).
Нелицемерный
Нелицемерный [греч. анюпокритос, "неприкрашенный", "истинный"], т.е. искренний, чистосердечный (Рим 12:9, в Синод. пер. - "непритворна"; 2Кор 6:6; 1Тим 1:5 и 2Тим 1:5; 1Пет 1:22).
Немврод
Немврод -> Нимрод.
Немой
Немой -> Болезнь.
Немощный
Немощный -> Немощь, немощный, бессильный.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 213.