Наследование, наследственное право
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

ЗЕМНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ

1) согл. наследств. праву времен Авраама, наследниками могли быть только сыновья от жен, но не от наложниц (Быт 21:10; ср. позднее Суд 11:2); но сыновья наложниц имели право на разовое получение некой части отцовского имущества, пособия (Быт 25:6). Иногда наряду с сыновьями наследницами становились и дочери (Иов 42:15). При отсутствии детей наследником мог быть назначен раб (домочадец) (Быт 15:2 и след.; ср. -> Праотец, патриарх); 2) в соотв. с Законом Моисея, собственность израильтянина после его смерти делилась между его сыновьями, причем старший сын получал вдвое больше, чем младшие (Втор 21:15-17). Если сыновей не было, то собственность наследовали дочери (Чис 27:1-8); в этом случае они должны были выходить замуж только за мужчин своего колена (Чис 36:1-12). Если же мужчина из другого колена или иноплеменник женился на дочери-наследнице, то дети от этого брака, видимо, причислялись к роду матери (1Пар 2:34-41; Езд 2:61). Наследство мужчины, умершего бездетным, доставалось его брату, если же братьев не было, то братьям его отца, если не было и таковых, то наиб. близкому кровному родственнику (Чис 27:9-11); 3) брат умершего должен был жениться на его вдове. Первый сын от этого брака получал имя умершего и наследовал его имущество (Втор 25:5 и след.). Если у покойного не было брата, то в брак с его вдовой должен был вступить к.-л. из ближайших родственников (Руфь 3:12 и след.), обязанный также выкупить земельный надел вдовы, если он был заложен или продан из-за нужды (Руфь 4:1). Если не находилось никого, кто был бы готов жениться на вдове, то наследство становилось ее собственностью и после ее смерти переходило к ее ближайшим родственникам; 4) левитам не выделялось никакой части наследства, поскольку Господь сказал Аарону: "Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых" (Чис 18:20; Втор 10:9; Иез 44:28 и др.); 5) подробные сведения о лишении наследства можно почерпнуть только из Талмуда (-> Мишна); 6) письм. завещания появились в Палестине лишь в период греч. и особенно рим. господства (Гал 3:15; Евр 9:17); в княж. роду ими определялся порядок Н. (Иосиф Флавий, Иудейские древности, XIII, 16,1; XVII, 13,2). В Талмуде предприняты попытки снять предусмотренные законом ограничения, с тем чтобы дать завещателю право более свободно распоряжаться своим имуществом.

 

НЕБЕСНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ

Ап. Павел чаще чем к.-л. использует понятие Н. в переносном, духовном, смысле. Кр. того, в этом же значении оно встречается в 1Пет 1:4; 3:9; Иак 2:5. "Участие в наследии святых во свете" (Кол 1:12) - это вечная жизнь, к к-рой милостью Иисуса Христа избраны верующие всех народов, ставшие т.о. и наследниками Самого Господа (Еф 1:11,18), как о том и пред-сказывалось в ВЗ (Пс 82:8). Это нетленное, чистое и неувядаемое наследие (1Пет 1:4) предназначено христианам как чадам Божьим, но они сами ничем не заслужили его и не могут приобрести его собств. силами (Рим 4:14; Гал 3:29; 4:7; Тит 3:7). Однако наследниками Христа становятся только те, кто страдает вместе с Ним (Рим 8:17); верным рабам Божьим в Его царстве воздастся - они полу-чат наследие от Господа (Кол 3:24). Залогом этого является Святой Дух, живущий в сердцах вновь рожденных и поддерживающий в них уверенность в том, что они призваны к небесному наследию (2Кор 1:22; Еф 1:14). Насмешка, поругание, насмехаться, насмешник (кощунник). В Библии и в ее переводах употребляются различные слова для передачи понятий "насмешка" и "поругание". В общеупотребительном смысле "насмехаться" или "издеваться" означает проделывать над кем-то озорные или злые шутки, выражаемые соотв. словами и действиями (4Цар 2:23; Мф 22:6; 27:31; Мк 10:34; 15:20; Лк 20:11), напр. морщить нос в знак презрения [греч. мюктеридзеин; Гал 6:7, в Синод. пер. - "Бог поругаем не бывает"]. Кр. того, в Библии встречаются такие выражения: смеяться и издеваться над кем-л. (2Пар 30:10); презреть и посмеяться (4Цар 19:21); смеяться над кем-л. и говорить с презрением (Неем 2:19); лицемерные насмешники (Пс 34:16); порицать и поносить (4Цар 19:22), а также посмеяние и поругание или поругание и посрамление и т.п. (Пс 43:14; 78:4; Иер 20:8; 29:18). Библия не одобряет насмешника и не рассматривает его как безобидного шутника. Особенно часто речь о такого рода людях идет в Притчах Соломона: по своей сути насмешник (в Синод. пер. - "кощунник") самонадеян, надменен и дерзок. Он действует в пылу гордости и не воспринимает назиданий (Притч 9:7 и след.); не обладая мудростью, он не слушает поучений (Притч 13:1). Поэтому кощунствующий избегает общения с мудрыми (Притч 15:12), но именно потому что он глуп, он и заслуживает наказания (Притч 19:29). "Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань" (Притч 22:10); где бы насмешник ни появился, он подстрекает к ропоту и возмущению (Притч 29:8). Но в конечном итоге Бог посмеется над насмешником и поругается над кощунствующим (Пс 2:2 и след.), предав преступников самих на поругание (Ис 43:27 и след.; 45:16; Иез 22:4; 23:32), ибо только смиренным Он дает благодать (Притч 3:34). "Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его" (Притч 17:5), и поругание становится настоящим кощунством, когда насмешник в своей самонадеянности восстает против Бога (4Цар 19:22; 2Пар 32:17). Проходившие ми-мо креста Иисуса злословили Его [греч. бласфемейн], то же делали и первосвященники, насмехаясь над Ним [греч. эмпайдзеин; Мф 27:39,41]. В Пс 1:1 насмешники сопоставляются (в Синод. пер. - "развратители") с не-честивыми. Согл. истолкованию этого места раввинами, насмешники ("развратители") - это такие люди, которые, собравшись вместе ("в собрании развратителей"), не рассуждают о словах Торы (Закона Божьего).

 

Наставник

Наставник -> Учитель (III и IV). -> Детоводитель, наставник.

 

Наугольник

Наугольник -> Оружие и орудия труда.

 

Наум

Наум [евр. Нахум, кр. ф-ма от Неемии]:

 

1) пророк; -> Книга пророка Наума; 2) один из предков Иисуса Христа (Лк 3:25).

 

Наума пророка книга

Наума пророка книга -> Книга пророка Наума.

 

Нафан

Нафан [евр. Натан, "Он (т.е. Бог) дал"]:

 

1) израильтянин из колена Иуды, сын Аттая (1Пар 2:36); 2) отец одного из храбрых у Давида (2Цар 23:36); 3) брат другого храброго у Давида (1Пар 11:38); 4) пророк, возвестивший Божий суд Давиду, после того как царь совершил прелюбодеяние с Вирсавией и подстроил убийство Урии (2Цар 12). Ранее Н. сообщил царю Божье откровение: строит-во храма, планировавшееся Давидом и поначалу одобренное Н., не будет осуществлено, но Господь вместо этого укрепит дом (род) Давида и благословит его (2Цар 7; 1Пар 17). Когда Адония захотел стать царем, Н. вмешался и встал на сторону Соломона, воспитателем к-рого он был (2Цар 12:25). Н. содействовал тому, чтобы Давид вовремя

 

повелел помазать Соломона на царство (3Цар 1). Через Н. и другого пророка, Гада, Господь передал Давиду повеление о том, как организовать служение левитских певцов и музыкантов (2Пар 29:25). Н. написал историч. труд о царствованиях Давида и Соломона (1Пар 29:29; 2Пар 9:29), но из этого не следует, что он дожил до конца правления Соломона. Невыясненным остается вопрос о том, можно ли отождествлять с этим пророком Нафана, упомянутого в 3Цар 4:5 и 1Пар 2:36 (см. 1 и 5); 5) один из рожденных в Иерусалиме сыновей Давида (2Цар 5:14; 1Пар 3:5; 14:4). Возм., он был отцом двух чиновников Соломона (3Цар 4:5); его род упоминается и в Зах 12:12, а сам он - в Лк 3:31 как предок Иисуса Христа; 6) один из израильтян, направленных Ездрой в Касифью, чтобы призвать оттуда левитов для служения в Иерусалимском храме (Езд 8:16 и след.);

 

7) израильтянин, взявший иноплем. жену (Езд 10:39).

 

Нафанаил

Нафанаил [евр. Нетанэл, "Бог дал"]: 1) сын Цуара, глава колена Иссахара во время странствования по пустыне (Чис 1:8; 2:5; 7:18);

 

2) сын Иессея и брат Давида (1Пар 2:14);

 

3) священник, современник Давида (1Пар 15:24); 4) отец писца Шемаии, левит (1Пар 24:6); 5) левит из рода Корея, сын привратника Овед-Едома, современник Давида (1Пар 26:4); 6) один из приближенных царя Иосафата, к-рые должны были учить народ Закону (2Пар 17:7); 7) один из начальников левитов во времена царя Иосии (2Пар 35:9); 8) священник, глава дома Иедаи во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:21);

 

9) священник из рода Пашхура, взявший себе иноплем. жену (Езд 10:22); 10) ученик Иисуса из Каны Галилейской, к-рого привел к Иисусу Филипп. Увидев Н., Иисус похвалил его как "подлинного израильтянина, в котором нет лукавства". Когда Иисус при этом добавил, что видел Н. под смоковницей, то сомнения последнего были побеждены и он признал: "Ты - Сын Божий, Ты - Царь Израилев". Можно предположить, что Иисус тогда же призвал Н. в ученики, но определенно об этом не говорится (Ин 1:44-51). Хотя в списках апостолов имя Н. не упоминается, по общепринятому мнению, он фигурирует там как -> Варфоломей, т.е. "сын Толмая". После воскресения Иисуса Н. находился среди апостолов, ловивших рыбу на море Тивериадском (Ин 21:2). Не исключено, что Иисус был приглашен на свадьбу в Кане (Ин 2) как зна-комый Н.

 

Нафания

Нафания -> Нефания.

 

Нафаф-Дор

Нафаф-Дор -> Дор (Нафаф-Дор, Нафоф-Дор).

 

Нафек

Нафек -> Нефег (2).

 

Нафиш

Нафиш -> Нефисим.

 

Нафоф-Дор

Нафоф-Дор -> Дор (Нафаф-Дор, Нафоф-Дор).

 

Нафтухим

Нафтухим [в евр. мн. ч.], егип. племя (Быт 10:13; 1Пар 1:11). Возм., от егип. на-птах, "люди (Бога) Птаха", т.е. жители Мемфиса (Нофа), города в Нижнем Египте, где поклонялись Птаху. Другой вариант перевода - "люди дельты".

 

Нахам

Нахам ["Он (Бог) утешил"], брат жены Годии (1Пар 4:19; в Синод. пер. Годия - сестра Нахама).

 

Нахарай (Нахорай)

Нахарай (Нахорай) (возм., "прилежный", "умный", "опытный"), беротянин, оруженосец Иоава (2Цар 23:37; 1Пар 11:39).

 

Нахаф

Нахаф [евр. Нахат, "спокойствие", "покой"]: 1) потомок Исава и Измаила, эдомский старейшина (Быт 36:13,17; 1Пар 1:37); 2) левит из рода Каафа (1Пар 6:26); 3) левит, современник Езекии (2Пар 31:13).

 

Нахбий

Нахбий [евр. Нахби, "робкий"], еврей из колена Неффалима, один из разведчиков, посланных в Ханаан Иисусом Навином (Чис 13:15)

 

Нахле-Гааш (Нагале-Гааш)

Нахле-Гааш (Нагале-Гааш) ("речные долины Гааша"), город или местность вблизи горы -> Гааш (2Цар 23:30; 1Пар 11:32).

 

Нахманий

Нахманий [евр. Нахамани, "Он (Бог) утешил"], один из вождей израильтян, вернувшихся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 7:7).

 

Нахон

Нахон ("удар"), название гумна (2Цар 6:6; в Синод. пер. Нахон - имя хозяина гумна); -> Хидон.

 

Нахор

Нахор: 1) сын Серуха, отец Фарры, дед Авраама (Быт 11:22 и след.); 2) сын Фарры, брат Авраама и Арана (Быт 11:26 и след.). Его женой была Милка, дочь Арана и сестра Лота (ст. 29). Двенадцать сыновей Н. перечислены в Быт 22:20-24. В Быт 24:10 упомянут город Н., к-рый связывают с упоминаемым в посланиях архива Мари Нахуром, находившимся вблизи Харрана (Аран и Харран - разные варианты передачи на рус. язык одного и того же евр. слова харан). См. цвет. вклейку 1.

 

Начальник, вождь

I. В ВЗ: 1) в Синод. пер. слова "начальник" и "вождь" означают прежде всего "предводитель" или "командир" (Чис 14:4; Суд 11:6); они употребляются и в образной речи (Притч 6:7); 2) как правило, под этими словами подразумеваются военач. (Втор 20:9; Ис 22:3), прежде всего высшие воен. чины в Израиле (4Цар 9:5; 25:23), Египте (Исх 15:4), Ассирии (Ис 36:9), Вавилоне (Иер 51:57) и Персии (Неем 2:9), в т.ч. и командиры телохранителей (Быт 37:36; 40:3 и след.; 4Цар 25:8). Полководец или главнокомандующий у филистимлян (Быт 21:22), хананеев (Суд 4:2), арамеев (2Цар 10:16; 4Цар 5:1) и израильтян (1Цар 14:50; 2Цар 19:13; 24:2; 3Цар 4:4; 16:16; 4Цар 4:13) назывался Н. войска, или военач. У израильтян он командовал народным опол-чением; для созыва такого войска в его подчинении находился писец, "главный в войске, записывающий в войско народ земли" (4Цар 25:19). Командиры отдельных воинских под-разделений назывались Н. (2Цар 18:5) без указания определ. воинского звания. За ними следовали воен. чины, командовавшие 1000, 100 и 50 воинами (Чис 31:14; 1Цар 8:12; 2Цар 18:1; 4Цар 1:9; Ис 3:3); 3) "начальники храма" и "начальники стражи" (Лк 22:4,52; Деян 4:1; 5:24,26) - это Н. левитской стражи при Иерусалимском храме (-> Левиты -> Сановник, военачальник).

 

II. В НЗ упоминаются след. начальствующие чины воен. и гражд. рим. власти: 1) центурион (в Синод. пер. - "сотник"; Мф 8:5; 27:54; Мк 15:39,44; Деян 10:1; 21:32) был Н. воен. подразделения, состоявшего из 100 человек (центурия), шесть центурий составляли рим. когорту; десять когорт составляли -> легион. Чин центуриона относился к низшим офи-церским званиям и, как правило, не предполагал дальнейшего повышения. Центурион подчинялся (см. Деян 24:23; 27:1; 28:16) воен. трибуну (в Синод. пер. - "тысяченачальнику", Деян 23:10; 22:26-29; 23:17-19). Воен. трибун (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана: Деян 22:24; 24:7,22) или, согл. греч. табели о рангах, хилиарх (т.е. командующий тысячей), пред-водительствовал когортой. Чин воен. трибуна (тысяченачальника) имел комендант рим. гарнизона в Иерусалиме (Ин 18:12; Деян 21:31). Военач. в Деян 28:16 имел, однако, другое воинское звание - трибун легиона [греч. стратопедарх], а по должности он был командиром преторианской когорты императорской гвардии в Риме;

 

2) упомянутые в Деян 16:20,35 преторы (в Синод. пер. - "воеводы") - это высшие чи-новники, возглавлявшие администрацию рим. провинциального города (один из них - Филипп); преторы каждый год переизби-рались. -> Князь.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 182.