СПОСОБЫ БОЖЬИХ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НАКАЗАНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) если Бог наказывает во гневе, то человек изнемогает под этим Н. (Пс 6:2; 37); уничтожению и истреблению подвергаются отдельные люди и семьи, и даже целые народы. Такого рода Н. понесли, напр., египтяне (Исх 12:12), Ирод, к-рый был "изъеден червями" (Деян 12:23), Вавилон (Иер 51:54-58); 2) кара Божья может быть и отцовским наказанием или испытанием (Притч 3:12; Иер 10:24; 1Кор 11:31 и след.), к-рыми Бог напоминает Своим чадам о неисповеданных ими прегрешениях (ср. Иез 18:23; 2Пет 3:9), дабы привести их к смирению и побудить через страдания к поискам Божьего прощения (Пс 38:11 и след.; 72:14,23 и след.; Евр 12:5-11; Откр 3:19). Такие Н. и испытания верующие должны воспринимать как особое доказат-во милости Божьей (Иов 5:17 и след.); это "путь к жизни" (Притч 6:23); 3) Н. за грехи не всегда правильно оценивается человеком, склонным необъективно оценивать свое поведение. Порой длительные, повторяющиеся проявления зла и греха долгое время остаются безнаказ., а последо-вавшее наказание воспринимается как тяжкое бремя без осознания собств. вины. Это кажущееся противоречие особенно занимало Иова, Екклесиаста и автора Пс 72. Итак, основной принцип ветхозаветного возмездия "око за око, зуб за зуб" действует с огра-ничениями; но и само Н. может служить прославлению Бога (Иов 2:3; Ин 9:3; ср. 11:4). Эта мысль находит свое выражение в наказании, к-рое Раб Божий (Ис 53:5-7) принял на Себя не за собств. прегрешения, а за грехи других, чтобы привести их к миру с Богом. То, что здесь было обетованием, осуществилось в Иисусе Христе. Он, Судья, принимает смертельную кару за грешников и милостиво дарует им жизнь. Эта беспредельная любовь Христа дает право Его ученикам отпускать грехи и вину провинившимся, освобождая их от Н. (-> Прощение); 4) кроме Н., являющегося прямым следствием совершенного греха, существуют и такие, к-рые исполняются по особому распоряжению Бога или через человеч. правосудие (напр., Н. за соверш. Аханом воровство, Нав 7; кара, постигшая Анания и Сапфиру, Деян 5). Осуществляют Н. прежде всего родители и власти, будь это устное порицание или физическое воздействие; так, родители могут применять розги (Притч 13:24), а начальствующий вправе применить силу как "Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло" (Рим 13:4). Т.о., наказы-вает Сам Бог, даже если Он использует для этого Своих слуг, напр., врагов Израиля (Ис 10:5; Иер 25:9; 27:6); 5) часто Божья праведность в отмщении или кара за нарушение Закона наказывает грешника именно тем, в чем он сам согрешил. Давид, пославший на смерть Урию, сам переживает угрозу смерти и убийство членов своей семьи (2Цар 12:10). Он ввел в грех жену Урии, и его собств. жены были опозорены (2Цар 16:21 и след.). Закосневших в грехе Бог предает во власть зла (Рим 1:24 и след.). При телесных повреждениях (Исх 21:23-25) и лжесвидет-ве (Втор 19:18-21) Н. преступника, исполняемое людьми, должно полностью соответствовать содеянному им злу. Возмещение ущерба относится к Н. за воровство и за ущерб, причиненный имуществу другого (Исх 22:2 и след.). В духе этого предписания Закхей возвращает неправедно нажитое им богатство, возмещая ущерб в многократном размере (Лк 19:8).

 

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ

У израильтян Н. за нек-рые виды преступлений могли служить побои (Втор 25:1-3). От предписанных сорока ударов позднее стали давать "сорок без одного", чтобы ни в коем случае не переступить эту границу (ср. 2Кор 11:24). В более позднее время чаще стали прибегать к тюремному заключению (-> Темница); такая мера Н. не предусматривалась ветхоза-ветным Законом, однако широко применялась в Египте (см. историю Иосифа). К этому добавлялись денежные штрафы (Втор 22:19), возмещение ущерба (Исх 22:4), продажа в рабство (ст. 3) и различные телесные наказания (см. выше II,5). (См. цвет. вклейку 82.) Смертные приговоры приводились в исполнение через побивание камнями, к-рое происходило за пределами города. Его скру-пулезно регламентиров. проведение описано в трактате Мишны Сангедрин: приговоренного ставили на возвышенности (Лк 4:29), и один из свидетелей сталкивал его вниз с отвесного склона; если он при этом еще оставался жив, то второй свидетель бросал камень ему на грудь, в область сердца, а затем присоединялся остальной народ, пока не забивали осужденного до смерти (Втор 17:5-7; 21:21; Ин 8:7). Нередко побивание камнями возникало и спонтанно, когда с человеком расправлялась толпа (Чис 14:10; 1Цар 30:6; 3Цар 12:18; Лк 20:6; Ин 10:31). Кр. того, была известна казнь через сожжение за блудодейство (Быт 38:24; Лев 20:14; 21:9), а также казнь мечом (2Цар 1:15; 4Цар 11:20). Обезглавливание, как и распятие на кресте (-> Крест), ста-ли применяться только в рим. период (Деян 12:2). Нет никаких свидет-в о том, чтобы израильтяне сажали осужденного на кол; во многих случах труп казненного вывешивали на дереве или на столбе (Втор 21:22 и след.; Нав 8:29; 1Цар 31:10; 2Цар 4:12; 21:6,9; -> Повешенный).

 

НАКАЗАНИЕ КАК ОБЛИЧЕНИЕ

Н., как в ВЗ, так и в НЗ, может иметь значение порицания или обличения в грехе: "обличи ближнего твоего" (Лев 19:17; ср. Пс 140:5). Так, пророки обличают народ (Иез 29:21; Ам 5:10), Иоанн Креститель - Ирода (Лк 3:19), разбойник на кресте - своего товарища (Лк 23:40); так должен был поступать Тимофей в церквах (2Тим 4:2), так же действует Св. Дух в отношении мира (Ин 16:8), то же сказано и о воздействии Свящ. Писания (2Тим 3:16). В церкви обличение должно происходить с глазу на глаз, прежде чем будут привлечены другие свидетели или вся церковь (Мф 18:15 и след.). -> Вразумление, наказание, вразумлять.

 

Накалывать

Накалывать. Накалывание "на себе письмен" (Лев 19:28), вероятно, было языч. татуировкой.

 

Наколенники

Наколенники -> Оружие и орудия труда (1,б).

 

Налог.

Налог. Н. в ВЗ иногда обозначает подать храму (2Пар 24:6,9 - в Синод. пер. - "дань"; -> Подати, I). Но чаще это слово обозначает отчисления гос-ву, в частн., для выплаты дани за счет Н. с населения (4Цар 15:20; ср. 4Цар 23:35; Езд 4:13; Неем 5:4). В НЗ также говорится о государственных Н. (Мф 22:17 и след.; Рим 13:6 и след.).

 

Намессия

Намессия [евр. Нимши, "ихневмон", "фараонова мышь"], дед израил. царя Ииуя (3Цар 19:16; 4Цар 9:2).

 

Наместник

Наместник, царский представитель в покоренной области, напр., в областях, присое-диненных к южному (Иудейскому) царству (3Цар 22:47). Кр. того, Н. называли чиновника вавил. царя (Дан 3:2,3; 6:2), а также перс. сатрапа (Есф 1:3; 3:12; 8:9; 9:3 - в Синод. пер. - "правитель области", "начальствующий над областью") или чиновника, к-рый осуществлял надзор над небольшим районом внутри сатрапии (Езд 5:14; 8:36; Неем 2:7,9; 5:14, в Синод. пер. - "областеначальник"). В Езд 2:63; Неем 7:65,70; 8:9; 10:1 вместо слова "Н." употреблен перс. титул наместника - Тиршафа. В НЗ титул "Н." относится к рим. проконсулу, главе администрации имперской провинции, напр. к Сергию Павлу на Кипре (Деян 13:7, в Синод. пер. - "проконсул") и к Галиону в Ахаии (Деян 18:12, в Синод. пер. - "проконсул"); к легату императора, руководителю администрации и вместе с тем военачальнику в имперской провинции, напр. к Квиринию в Сирии (Лк 2:2); к прокуратору, верховному чиновнику администрации имперской провинции, в к-рой не было легата, напр. к Понтию Пилату в Иудее (Лк 3:1).

 

Наперсник [евр. хошен]. Н. был частью облачения первосвященника и надевался поверх ефода (Исх 28:15-30; 39:8-21). Описание Н. в вышеуказ. библ. отрывках неодинаково. В одном месте - это квадратная двойная "сумка", сдел. из золотых нитей, голубой, пурпурной и червленой шерсти, украшенная драг. камнями и содержащая -> урим и туммим (Исх 28:30). На Н. могла крепиться золотая табличка, в к-рую вставлялись в четыре ряда 12 драг. камней (Исх 39:8,15). Камни должны были напоминать первосвященнику о 12 коленах Израиля (Исх 28:29). На каждом камне было вырезано имя одного из израил. колен, к-рые т.о. постоянно находились в присутствии Бога.

 

Напиток

Напиток: 1) среди напитков в Библии упомянуты Н. израильтян: -> вода, к-рую черпали из колодцев или водоемов (Иер 2:13), а также овечье или козье -> молоко (Втор 32:14; Притч 27:27), -> вино (в т.ч. плодовое) и более крепкие Н. Вино, забродивший виноградный сок, пили либо чистым, либо, примешивая к нему пряности. Кр. того, был известен кислый Н. -> уксус, или винный уксус, смеш. с водой или маслом (Руфь 2:14; Мф 27:48; Мк 15:36; Ин 19:29). У римлян это был напиток простых людей, солдат и рабов; 2) евр. шехар (в Синод. пер. - "сикер") обозначает крепкие Н. (1Цар 1:15; Притч 20:1; 31:4,6; Ис 29:9 и др.); корень этого слова - шкр - имеет значение "напиваться", "быть пьяным". Трудно сказать, какие именно Н. названы словом шехар. Наряду с виноградным вином пили забродившие соки других плодов, напр. яблок или фиников. Одним из самых популярных Н. было пиво. Известно, что в Египте пиво варили из ячменя, пшеницы с добавлением дикого шафрана и соли. Распростран. Н. пиво было также в Ассирии, Вавилонии, Сирии, причем в этих странах его варили различными способами и с использованием различных компонентов. Процесс перегонки с целью получения спирта в те времена еще не был известен; 3) священникам, совершающим службу в святилище, а также тем, кто дал обет Богу (-> Назорей), запрещалось пить вино и другие крепкие Н., а также уксус, получ. из вина или забродивших соков (Лев 10:9; Чис 6:3; ср. Лк 1:15). Не пили вина и рехавиты (Иер 35:6). С одной стороны, в Библии восхваляется вино (Пс 103:15) и не запрещается питье вина и крепких Н. (Втор 14:26), повествуется о чуде в Кане, где Иисус превратил воду в вино (Ин 2:1-11). С др. стороны, Свящ. Писание предостерегает от пьянства и осуждает его (Быт 9:20 и след.; Притч 31:4 и след.; Еф 5:18). Обычай подавать осужденным на распятие пьянящий Н. (Мк 15:23) практиковался в соотв. с советом из Притч 31:6.

 

Нард

Нард [евр. нерд; греч. нардос], ароматич. жидкость, к-рую получают из корневища и нижней части стебля Nordostachys Jatamansi, растения из семейства валериановых (Valeriana-cae), произрастающего в Гималаях на высоте 3500-5500 м. Индусы уже в древности употребляли Н. в мед. целях, а также торговали им. В Израиле Н. был известен еще со времен Соломона (Песн 1:11; 4:13 и след.), но доставка из далекой Индии делала его очень дорогим (Мк 14:5; -> Деньги). Нард, смешанный с другими веществами, продавался в алебастровых сосудах (-> Стекло) как нардовые вода, масло или мазь (Мф 26:7; Мк 14:3).

 

Наркисс

Наркисс ("нарцисс"), житель Рима; среди его домашних или среди его рабов были христиане, к-рым Павел передает приветствие (Рим 16:11).

 

Народ

I. Библ. родословия показывают, как из одного семейства происходили роды и племена (-> Колено), а из них образовывались Н., поэтому слово "Н." во многих случаях передает расшир. понятие семьи. Человек от рождения принадлежит не только к определ. семье, но и к определ. Н. и не может освобо-диться от этой принадлежности, хотя он может, напр., поменять гражданство (Деян 22:28). Положение -> царя в Н. во многих отношениях подобно положению -> отца в семействе. Бог назначает Н., как и отдельному человеку, удел (тер. для проживания), определив его пределы и срок существования (Втор 32:8; Деян 17:26). Израиль стоит в центре библейского повествования, а другие Н. чаще всего упоминаются лишь постольку, поскольку они приходят в соприкосновение с евреями. Но ВЗ никогда не забывает, что Бог есть Господь всех Н. (4Цар 19:15; Пс 23:1; 66:4 и след; 97:9; 98:1), и пророки предвещают время, когда все Н. устремятся к Господу (Ис 2:2-4; 60).

 

II. [евр. гойим, греч. этнэ]: 1) оба слова, как евр., так и греч., означают нацию или Н. вообще, но в Библии они употребляются в тех случаях, когда речь идет о Н., практикующих идолопоклонство (язычниках) (4Цар 16:3; Иез 23:30), олицетворяющих собой нечестивость (Езд 6:21) и являющихся врагами истинного Бога и Его Н. (Пс 78:1,10; Иер 10:25; Плач 1:3,10; Иез 34:29; 36:7,15); 2) с момента призвания Авраама Бог отделил Свой избр. Н. от других "племен земных" (Быт 12:1-3) и заключил с ним завет (Исх. 19:5,6, -> Союз, завет). Н. Израиля - это Н. Его откровения (Чис 14:14). Израильтяне должны осознавать свое особое положение, отличное от других Н. (Лев 18:24-30; 20:23; Чис 23:9; Иез 20:32; ср. Мф 6:7,32). Этот Н. стал благословением для всех Н., когда из него произошел Мессия, Которому в конце времен будут служить все "племена земные" (Пс 71:11; Ис 2:2-4; 25:6-8; Зах 14:16-19); 3) с др. стороны, в ВЗ говорится об открытости нек-рых язычников Богу и Его деяниям, совершаемым над ними и через них: таковы, напр., Иофор, тесть и советчик Моисея (Исх 18); Руфь, к-рая, как и Рахава (Раав), представлена в родословии Иисуса (Мф 1:5); вдова из Сарепты (3Цар 17); Нееман, исцеленный и обращенный Елисеем (4Цар 5); ниневийцы, обратившиеся к вере в результате проповеди Ионы (Иона 3:5 и след.); Кир, помазанник Господа (Ис 45:1), и другие. ВЗ не только сообщает о жестоковыйности фараона, ярости Сеннахирима и упрямстве Навуходоносора, но и подготавливает к событию дня Пятидесятницы, когда Св. Дух снизошел на всякую плоть (Иоил 2:28-32; Деян 2). См. также цвет. вклейку 82; 4) в НЗ говорится, что первоначально язычников разделяла пропасть. Иисус, осознавая Себя посланным только к Н. Израиля (Мф 15:24), запрещал Своим ученикам идти к язычникам (Мф 10:5). Лишь отдельные язычники исповедали веру в Господа (Мф 8:10), преодолев барьер, отделявший их от народа Божьего (Мф 15:21-28). После воскресения Иисуса Христа положение изменилось: Господь, Которому дана вся власть на небе и на земле, послал Своих учеников до края земли (Мф 28:18 и след.; Еф 2:11-22). Петр через Божье откровение получил задание идти в Кесарию к язычнику - сотнику Корнилию. Во время проповеди Петра язычники приняли Св. Духа, как до этого Его принимали христиане-евреи (Деян 10-11). С этого времени Церковь начинает расти и за счет обра-щенных язычников, прежде всего благодаря трудам Павла, апостола язычников (Деян 9:15; 22:21; 26:17 и след.; Гал 2:7), хотя объединение христиан, обращенных из иудеев и язычников, происходило не без трудностей (-> Апостольский собор). Подобно привитым к "хорошей маслине" ветвям "дикой маслины", язычники стали приносить добрые плоды. И это будет продолжаться до тех пор, пока в Церковь не "войдет полное число язычников", а от народа Израиля не отступит духовная слепота и этот народ не придет наконец к признанию своего Мессии (Рим 11:16-27; 2Кор 3:14-16). И будет "одно стадо и один Пастырь" (Ин 10:16).

 

Нарыв

Нарыв -> Болезнь.

 

Насаждать

Насаждать -> Растения, насаждения, насаждать.

 

Насаждение

Насаждение -> Растения, насаждения, насаждать.

 

Насекомые

Насекомые. Многочисленные виды Н. широко распространены по всему Ближнему Востоку. Эфиопия названа в Библии "землей, осеняющей крыльями" (Ис 18:1), вероятно, по той причине, что в этой стране всегда было множество Н. В Египте многочисл. озерца, появляющиеся в результате разливов Нила, становились рассадниками комаров - обык-новенных (Culex) и малярийных (Anopheles). Комары встречаются в Палестине в основном в прибрежной и Изреельской равнинах, в районах Геннисаретского озера и на болотах Хуле. Там же можно видеть огромные рои мошки обыкновенной (Simuliidae). Из многочисл. летающих Н., переносчиков опасных заболеваний, наряду с комнатной мухой (Musca) следует назвать жигалку осеннюю (Stomoxys calcitrans) и муху цеце (Glossiniae). Хотя все эти Н. широко распространены в Палестине, в Библии они упоминаются редко. Евр. кинним (Исх 8:16) и греч. конопс (Мф 23:24) - это собират. понятия, обозначающие комаров всех видов. Евр. слова кинним и аров (Исх 8:17; Пс 77:45; 104:31 - в Синод. пер. - "насекомые") употребляются только в стихах, где говорится о егип. -> казнях. Евр. зевув (Еккл 10:1; Ис 7:18) - собират. понятие, обозначающее мух.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 208.