Немощь, немощный, бессильный
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I: 1) Н., ограниченность и несовершенство - это признаки земного и человеч. начала (Мф 26:41; Рим 5:6; 6:19; Евр 5:2; 7:28). Не лишен этих качеств и ветхозаветный Закон (Рим 8:3; Гал 4:9; Евр 7:18). Осознание собств. Н. становится поводом просить милости у Бога (Пс 6:3), наделяющего немощных силой (1Цар 2:4) и укрепляющего верующих от Н. (Евр 11:34); 2) человеч. Н. - важная предпосылка для совершения Богом Его деяний. Бог избрал немощное мира, чтобы посрамить сильное (1Кор 1:27); "немощное Божие сильнее человеков" (ст. 25). Христос взял на Себя наши Н. (Мф 8:17) и был распят в Н. (2Кор 13:4). Тем не менее Он противостоял проистекающим из Н. искушениям и остался безгрешен. Поэтому Христос, одержавший победу над Н. и живущий силой Божьей (2Кор 13:4), может сострадать нам в наших Н. (Евр 4:15). В Нем уже вполне проявилось то, что сеется в Н., а восстает в силе (1Кор 15:43); 3) через Христа Божья сила и сейчас еще со-вершается в человеч. Н. (2Кор 12:9). Быть не-мощным и вместе с тем жить силой Божьей (2Кор 13:4) - взаимно обусловл. состояния, поскольку в наших Н. нас подкрепляет Дух (Рим 8:26). Поэтому Павел говорит: "...когда я немощен, тогда силен" (2Кор 12:10), и считает возможным гордиться своей Н. (2Кор 11:30; 12:5,9).

 

II. Среди христиан имеются немощные в особом смысле. Это люди, немощные в вере (Рим 14:1; ср. противоположный пример Авраама, Рим 4:19), неувер. в своих действиях (Рим 14:2; 1Кор 8:7,10-12), слабые в духовном отношении, так что апостолу приходится гово-рить с ними, опираясь лишь на человеч. логику (Рим 6:19). Павел же вновь и вновь напоминает о том, чтобы духовно сильные христиане принимали немощных (Рим 14:1; ср. также Деян 20:35), сносили их Н. (Рим 15:1; 1Фес 5:14) и не вызывали у них изнеможения или соблазна, необдуманно пользуясь своей свободой (Рим 14:21; 1Кор 8:9). Для немощных Иисус Сам стал как немощный (1Кор 9:22), чтобы помочь им (ср. Иез 34:4, 16). Но духовная Н. должна быть преодолена, поскольку наличие множества "немощных" в одной церкви показывает, что там имеют место недостойное поведение и грех (1Кор 11:30).

 

Немуил

Немуил [евр. Немуэл]: 1) сын Симеона, родоначальник одного из родов колена Симеона (Чис 26:12; 1Пар 4,24), то же лицо, что -> Иемуил; 2) израильтянин из колена Рувима, брат Дафана и Авирона (Чис 26:9).

 

Ненависть, ненавидеть

Ненависть, ненавидеть. Н. (ее противоположность - -> любовь) - это эмоцио-нальное неприятие ч.-л. или к.-л. В своих крайних ф-мах Н. может проявляться в попытках уничтожить ненавидимое, поэтому во всяком порыве Н. уже содержится смер-тельный заряд (1Ин 3:15). Неосознанная, инстинктивная Н. к Богу (Пс 80:16), Божьему порядку (Притч 6:16-19) и к праведным людям (Пс 33:22) - это зло. Осознанная Н., т.е. последовательное неприятие всякого беззакония (Пс 44:8) и отказ от идолопоклонства (Пс 30:7), - добро. Н. нужна как неприятие себялюбивого существования (Ин 12:25), как отказ от всех человеч. привязанностей, к-рые препятствуют исполнению воли Господа (Лк 14:26; ср. Мф 10:37), как отмежевание от всего, оскверненного грехом (Иуд 23). В ВЗ звучит призыв преодолевать Н. других собственной добротой (Исх 23:5), там же мы находим и запрет ненавидеть брата (Лев 19:17). НЗ запрещает ненавидеть даже врагов (Мф 5:43 и след.), потому что любовь Бога и Его Церкви обращена ко всем людям (1Тим 2:4).

 

Необрезанные

Необрезанные -> Обрезание.

 

Непорочное

Непорочное, т.е. "не оскверненное и не загрязненное грехом" - таково наследство, ожидающее верующих на небесах (1Пет 1:4; в Синод. пер. - "чистое"). Христос - непорочный Агнец, принес. в жертву за нас (1Пет 1:19; в Септуагинте понятие "непорочный" в данном случае выражено тем же словом, что и в Исх 29:1; Чис 6:14, в Cинод. пер. в обоих случаях - "без порока"). Он же - непорочный Первосвященник (Евр 7:26). Верующие в Него также должны хранить себя неоскверн. и непорочными в мире (Иак 1:27; Евр 13:4; ср. Иуд 23), ожидая Дня Господнего

 

(2Пет 3:14).

 

Непорочность, непорочный

Непорочность, непорочный. Н. - это моральная чистота, безгрешность, порядочность. В Синод. пер. словами "непорочный", "непорочность" переданы различные евр. и греч. слова. Благодаря Н. Ноя он и его семья были спасены во время Божьего суда над ми-ром (Быт 6:9 и след.). Бог защищает непорочных и хранит их (Притч 11:5,20). Н. праведников вызывает ненависть к ним со стороны людей нечестивых (Пс 63:5; Притч 29:10). Требование быть непорочными предъявляется ко всем христианам (2Пет 3:14; Еф 1:4; Флп 2:15) и в первую очередь - к служителям церкви (1Тим 3:2; Тит 1:7). Абсолютная Н. Иисуса Христа позволила Ему стать искупит. жертвой за грехи всего мира (Евр 7:26; 9:14).

 

Непотребство

Непотребство ["распутство", греч. асел-геия - "разнузданность", "жажда удовольствий", "стремление к излишествам"]. Значение этого слова, в отличие от прелюбодеяния и -> блуда, не ограничивается отношениями между полами, хотя чаще всего включает в себя именно этот аспект (Рим 13:13; 2Кор 12:21; Гал 5:19; 2Пет 2:18). Распутными (в Синод. пер. - "блудодействовавшие") названы в Иуд 7 жители Содома и Гоморры, но в греч. оригинале здесь употреблено не слово аселгеия, а выражение, означающее "всецело предаться блуду". В Иез 23 слова "непотребство" и "распутство" употребляются попеременно со словами "блуд" и "прелюбодеяние" как образ идолослужения (-> Идол, идолослужение) Израильского и Иудейского царств.

 

Неправда

Неправда -> Злодеяние, дерзновение, преступление, неправда.

 

Неправедный, неправедность

Неправедный, неправедность -> Справедливость, праведность, правда -> Грех.

 

Нер (Нир)

Нер (Нир) [кр. ф-ма от "(Господь есть) светоч"] -> Кис (2): 1) вениамитянин, сын Авиила, отец Авенира, брат Киса и дядя Саула (1Цар 14:50 и след.); 2) вениамитянин, к-рый в 1Пар 8:33; 9:35 и след.,39 назван сыном Иеила и отцом (возм., дедом) Киса.

 

Нергал

Нергал, вавил. божество. Ср. -> Кута.

 

Нергал-Шарецер

Нергал-Шарецер [аккад. Нергал-шарри-уцур, "Нергал, охрани царя"], один из приближенных вавил. царя Навуходоносора, участвовавший в завоевании Иерусалима (Иер 39:3,13). Значение его титула равмаг (в Синод. пер. - "начальник магов") доподлинно не известно, нек-рые исследователи переводят его как "управитель", "распорядитель". У ассирийцев и вавилонян встречался титул рабмуги, употреблявшийся в значении "посланник" или "военачальник". Этот Н.-Ш., вероятно, впоследствии стал либо вавил. царем, либо женился на дочери Навуходоносора.

 

Нерон

Нерон, пятый император Рима (54-68 гг. по Р.Х.), приемный сын своего предшественника -> Клавдия, сына к-рого, Британика, Н. отравил, считая его опасным соперником. Н. был беззастенчивым и жестоким правителем. По мере устранения препятствий на пути к власти он все безудержнее потакал своим страстям. Н. был тем самым кесарем, суда к-рого, находясь в Кесарии, потребовал Павел (Деян 25:11,12). В 64 г. в Риме разразился сильнейший пожар, уничтоживший значит. часть города. Чтобы отклонить от себя возникшее подозрение в поджоге, Н. обвинил в нем христиан и распорядился казнить многих из них. Согл. преданию, во время гонения на христиан, устроенного Н., были казнены апостолы Петр и Павел. При Н. началось иуд. восстание в Палестине, окончившееся разрушением Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Злодеяния Н. в конечном итоге привели его к гибели. Оставленный своими войсками и низложенный сенатом, он покончил жизнь самоубийством. Сумма числовых значений евр. букв, состав-ляющих выражение "император Нерон" (-> Алфавит), равняется "числу зверя", названному в Откр 13:18. Такая разгадка числа 666, имеет по сравнению с другими, то преимущество, что она возможна и при другом вари-анте прочтения "числа зверя" как 616. Но все же зверь не отождествляется с историч. Н., а, скорее, личность Н. является символом зверя.

 

Несовершенное знание

Несовершенное знание. До тех пор пока мы пребываем в -> вере, не удовлетворяясь видением (2Кор 5:7), Бог дарует нам -> обетование не как законченную, совершенную и замкнутую в себе систему. Всю -> истину мы вместить не можем (Ин 16:12; ср. Быт 3:5). Св. Дух постепенно ведет нас к полной истине (Ин 16:13), Он дает нам то, что ныне необходимо для нашей деят-сти и для жизни в -> послушании. Только при свершении конечного обетования будут решены все вопросы (Ин 16:23). До тех пор наше знание, отчасти полагающееся на -> пророчество (1Кор 13:9 и след.,12), является несовершенным, ограниченным, но необходимым и достаточным для данного момента.

 

Несовершеннолетние

Несовершеннолетние (в Синод. пер. ча-ще всего - "младенцы"), люди, к-рые еще не достигли определ. возраста и в связи с этим в правовом отношении не могут действовать самостоятельно (Гал 4:1), дети (Плач 2:11; Мф 21:16). Бог открыл младенцам то, что утаил от мудрых и разумных (Мф 11:25; Лк 10:21). -> Дети, сыновья, младенцы, чада.

 

Нетопырь

Нетопырь [евр. аталлеф], "летучая мышь". Закон Моисея, причисляя Н. к нечистым жи-вотным, запрещал употреблять его в пищу (Лев 11:19; Втор 14:18; Ис 2:20).

 

Нетофа (Нетофафа)

Нетофа (Нетофафа) (от евр. "капать"), город в уделе Иуды, недалеко от Вифлеема (Езд 2:22; Неем 7:26; Иер 40:8).

 

Нетофатитяне

Нетофатитяне, жители города -> Нетофы, потомки Салмы (2Цар 23:28,29; 4Цар 25:23; 1Пар 2:54). В 1Пар 9:16; Неем 12:28 говорится о "селениях" и о "селах" нетофафских. Здесь, вероятно, подразумеваются поселения в окрестностях Нетофы.

 

Нетофафа

Нетофафа -> Нетофа.

 

Неустройство

Неустройство -> Устав (устройство, установление, порядок), устраивать.

 

Нефан-Мелех

Нефан-Мелех [евр. Нетан-Мелех, "царь дал"], евнух, современник Манассии и Иосии (4Цар 23:11).

 

Нефания (Нафания)

Нефания (Нафания) [евр. Нетанья, "Господь дал"]: 1) сын Асафа, руководитель 5-й чреды левитских певцов (1Пар 25:2,12); 2) левит, современник Иосафата (2Пар 17:8);

 

3) отец Иегудии, современника Иеремии (Иер 36:14); 4) отец Исмаила, убийцы Годолии (4Цар 25:23,25).

 

Нефег (Нафек)

Нефег (Нафек) ("неуклюжий", "медлительный"): 1) потомок Левия, сын Ицгара (Исх 6:21); 2) сын Давида, родившийся в

 

Иерусалиме (2Цар 5:15; 1Пар 3:7; 14:6).

 

Нефинеи

Нефинеи [евр. нетиним, "данные", "подаренные"], работники при святилище, к-рые исполняли черновую, тяжелую работу. Иисус Навин превратил в храмовых рабов жителей Гаваона, заставив их рубить дрова и черпать воду для дома Божьего (Нав 9:23,27), остальных Н. передали в помощь левитам Давид и его приближенные (Езд 8:20). Еще Моисей передал священникам и левитам часть плененных мадианитянок (Чис 31:28-30,40,41,47; ср. ст. 18). Среди евреев, вернувшихся из вавил. плена, находились и Н. Они перечислены в родословных списках (Езд 2:43-54; Неем 7:46-56). Вместе с Зоровавелем вернулись и -> рабы Соломона (Езд 2:55-58; Неем 7:57-60; 11:3), причисл. к Н.; общее число Н. и рабов Соломона составило 392 человека (Езд 2:58; Неем 7:60), с Ездрой возвратились еще 220 человек (Езд 7:7; 8:17,20). Они, как и священники с левитами, были освобождены от налогов (Езд 7:24). Н. жили в Иерусалиме, в Офеле (Неем 3:26; 11:21), но также, вероятно, и за пределами города (Езд 2:70; Неем 7:73; 11:3). В Неем 3:31 упоминается дом Н., в Неем 11:21 - два их начальника. Обязат-во соблюдать Закон, принятое израильтянами при Неемии, касалось и Н. (Неем 10:28). В НЗ упоминаний о Н. нет.

 

Нефисим (Нефишсим)

Нефисим (Нефишсим), родоначальник семейства храмовых слуг (нефинеев), вернувшегося из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:50; Неем 7:52). В евр. языке имя Н. имеет форму мн.ч. и, возм., это не имя собств., а слово, обозначающее потомков Нафиша, одного из сыновей Измаила (Быт 25:15). Нафиш был родоначальником одного из араб. племен (1Пар 5:19).

 

Нефишсим

Нефишсим -> Нефисим.

 

Нефтоах

Нефтоах, источник на границе уделов Иуды и Вениамина (Нав 15:9; 18:15). Н., или Ме-Нефтоах, совр. Айн-Лифта [новоевр. Мей-Нефтоах], расположен в 3 км. сев.-зап. Иеру-салима.

 

Неффалим

Неффалим [евр. Нафтали], в Быт 30:8 истолковано как "борец": 1) шестой сын Иакова, второй от Валлы, рабыни Рахили (Быт 30:7,8; 35:25). У Н. было четверо сыновей: Иахцеил, Гуни, Иецер и Шиллем (Быт 46:24; Чис 26:48 и след.; 1Пар 7:13). Иаков в своем благословении сравнивает Н. со стройной серной (в Синод. пер. - "с рослым теревинфом"; Быт. 49:21 - значение евр. текста неясно; ср. Втор 33:23). Более о Н. ничего не известно; 2) колено Неффалима - потомки Н., одного из сыновей Иакова. При первом исчислении народа в нем насчитывалось 53 400 годных для войны мужчин (Чис 1:43), а в кон-це странствования по пустыне их число снизилось до 45 400 (Чис 26:50), в результате чего колено Н. передвинулось с 6-го на 8-е место среди колен Израил. Колено Н. располагалось в стане сев. скинии собрания, рядом с коленом Асира; оно трогалось в путь последним, после колена Дана (Чис 2:25-31). При разделе Ханаанской земли колено Н. получило удел на севере, зап. Геннисаретского озера и верхнего течения Иордана, в плодородной области, "исполненной благословения Господа" (Втор 33:23), юж. уделов Иссахара и Завулона; на западе оно граничило с уделами Завулона и Асира (Нав 19:32-39). В уделе Н. левитам из рода Гирсона были выделены три города, из к-рых Кедес стал -> городом-убежищем (Нав 20:7; 21:6,32). В этом уделе находился город Капернаум, располож. у озера в уделе Завулона и Н. (Мф 4:13). Колену Н. не удалось изгнать хананеев из Вефсамиса и Бефанафа (Суд 1:33). Сыны Неффалимовы приняли активное участие в борьбе Деворы и Ва-рака с Сисарой (Суд 4:6,10; 5:18); они оказали помощь и Гедеону (Суд 6:35; 7:23). К Давиду в Хеврон из колена Н. пришли тысяча вождей, а с ними 37 тыс. воинов со щитами и копьями (1Пар 12:34,40). Во времена правления израил. царя Ваасы удел Н. был опустошен сирийцами под предводительством Венадада (3Цар 15:20; 2Пар 16:4). В период правления Факея ассир. царь Тиглатпала-

 

сар III (библ. Феглаффелласар) увел колено Н. в плен (4Цар 15:29). Вероятно, вслед за этим Исаия предсказал колену Н. новое бла-гословение (Ис 9:1 и след.). Это предсказание исполнилось в служении Иисуса в Галилее (Мф 4:12-17). Пр. Иезекииль указал колену его удел в земле обетованной между коленами Асира и Манассии (Иез 48:3,4), а в Откр 7:6 среди 144 тыс. запечатленных названы и 12 тыс. из колена Н.

 

Нехао

Нехао (в совр. лит-ре Нехо), сын и наследник егип. фараона Псамметиха (610-595 гг. до Р.Х.). В 612 г. до Р.Х. союзные войска вавилонян и мидийцев завоевали Ниневию и окончат. сломили могущество Ассирии. Тогда фараон Н. двинулся на север, пытаясь поддержать ослабевшее ассир. царство, а заодно установить власть Египта над Сирией и Палестиной. Выступивший против него иуд. царь -> Иосия пал в битве при Мегиддо в 609 г. до Р.Х. (4Цар 23:29 и след.; 2Пар 35:20-25). Затем вместе с ассир. царем Ашшур-убалли-том II Н. попытался захватить Харран, но этим планам воспрепятствовал вавил. царь Набопаласар. Возвращаясь из похода, Н. остановился в Ривле и по своему усмотрению решил вопрос об иуд. престоле: пленив -> Иоахаза (4), к-рого народ поставил на царство как наследника Иосии, он сделал царем -> Иоакима (4Цар 23:31-35; 2Пар 36:2-4). Плененного Иоахаза Н. увел с собой в Египет. Война между вавилонянами и египтянами в Сирии продолжались. В след. своем походе на север, предпринятом в 605 г. до Р.Х., Н. потерпел от Навуходоносора сокрушит. поражение в битве при Каркемише, стоившее ему всех сир. и палест. тер. (ср. Иер 46:2-12). Вторая битва, состоявшаяся в 601 г. до Р.Х., в к-рой никто из противников не добился перевеса (D.J.Wiseman, Chronicles of the Chaldaean Kings. London, 1956), но к-рую следует расценивать скорее как победу египтян, не освободила Палестину от вавил. господства, но несколько приостановила экспансию вавилонян. После этого Н. и Навуходоносор на поле битвы больше не встречались (4Цар 24:7). В последний период жизни фараон много времени уделял мореходству и другим мирным занятиям. См. карту на стр. 412.

 

Нехелам

Нехелам, возм., родина лжепророка Ше-маии "Нехеламитянина" (Иер 29:24,31 и след.). Город с таким названием неизвестен, слово же нехелами переводили как "мечтатель" или как "сын Нехелама".

 

Нехум

Нехум -> Рехум (2).

 

Нехушта

Нехушта, дочь Елнафана, жена иуд. царя Иоакима и мать Иехонии (4Цар 24:8).

 

Нехуштан

Нехуштан -> Медный змий.

 

Нециах

Нециах ("верный"), нефиней, потомки

 

к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:54; Неем 7:56).

 

Нецив

Нецив, ("столб", "пост", "постовой"), город в Шефеле, в уделе Иуды (Нав 15:43), совр. Хирбет-Бет-Назиб, в 15 км вост. Лахиша и прим. в 10 км сев.-зап. Хеврона.

 

Нечестивец, нечестивый

Нечестивец, нечестивый. В ВЗ слово "нечестивый" [евр. раша, к-рое в новозаветном греч. передается как асебес, означает также "безбожный"], встречающееся в основном в Книге Иова, Псалтири и книге Притчи Соло-мона, почти всегда употребляется в форме имени сущ. ед. и мн. ч.: "нечестивец", "не-честивцы". Н. не только отрицает Бога, но и выступает против Него, что выражается в поступках, - поэтому слово раша часто пе-реводится и как "беззаконник". Н. являет собой полную противоположность праведному (-> Справедливость, праведность), или благочестивому.

 

I. ОТНОШЕНИЕ НЕЧЕСТИВЦА К БОГУ. Безбожие - откровенное или скрывающееся под маской набожности - проявляется не только в отношении к Богу, но и в со-ответствующем отношении к своим ближним и даже к животным (см. Притч 12:10). Н., "забывающие Бога" (Пс 49:22), полагают, что Бог с них за это не спросит (Пс 9:25), и поэтому становятся "развратителями" (Пс 1:1), "поступающими по своим нечестивым похотям" (Иуд 18). "Нет страха Божия пред глазами" их (Пс 35:2). Н. попирают Божий Закон (Пс 118:53) и при этом не стыдятся проповедовать Его уставы и вкладывать завет Его в свои уста (Пс 49:16). "В устах их Ты близок, но далек от сердца их" (Иер 12:2). Н. ненавидят Божье наставление (Пс 49:17), и за это "им нет мира" (Ис 48:22; 57:21). "Вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других" (Ис 58:4). "Сердце нечестивого жестоко" (Притч 12:10). Н. "низлагает бедного и нищего" (Пс 36:14). Он "подсматривает за праведником и ищет умертвить его" (ст. 32). "Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее" (Притч 21:27). НЗ клеймит позором "нечестивых, обращающих благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающихся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа" (Иуд 4).

 

II. ОТНОШЕНИЕ БОГА К НЕЧЕСТИВЦ.:

 

1) с человеч. т.зр., Бог "губит и непорочного и виновного" (Иов 9:22). Наблюдая за происходящим, человек приходит к малоутешит. выводу, что на земле нет праведного суда: "всему и всем одно" (Еккл 9:2), "праведного и нечестивого будет судить Бог" (Еккл 3:17; ср. Мф 25:31 и след.); 2) над Н. свершится суд: "отросток корня Иессея" "духом уст Своих убьет нечестивого" (Ис 11:4). Бог осудил на истребление города Содомские и Гоморрские, превратив их в пепел и показав тем самым "пример будущим нечестивцам". Господь знает, "как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания" (2Пет 2:6,9). "...Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков" (Рим 1:18), и "потому не устоят нечестивые на суде" (Пс 1:5); 3) по обетованию Божьей милости Н. будет помилован, если оставит свой нечестивый путь (Ис 55:7): Господь не желает "смерти грешника", но хочет, чтобы он "обратился от пути своего и жив был" (Иез 33:11). Обращение Н. должно выражаться в соблюдении им "всех уставов" Бога (Иез 18:21): "В правде своей, которую будет делать, он жив будет" (Иез 18:22); 4) после исполнения Божьих установлений и обетований во Христе, Который "умер за нечестивых" (Рим 5:6), мы "будем оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева" (Рим 5:9). "А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность" (Рим 4:5).

 

Нечистота

Нечистота -> Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение.

 

Нечистые духи

Нечистые духи -> Одержимость, одержимый, бесноватый.

 

Нечистый

Нечистый -> Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение.

 

Нея

Нея, место в уделе Завулона (Нав 19:13), в окрестностях -> Риммона (2) и Ханнафона. Вероятно, Н. (или новозаветный -> Наин) можно отождествить с селением Ноа, название к-рого обнаружено на черепках времен Иеровоама II, найденных в Самарии.

 

Нива

Нива -> Поле, нива.

 

Нивхаз

Нивхаз, идол, к-рому поклонялись в Авве (4Цар 17:31). Какое именно божество подразумевалось под этим именем, неизвестно.

 

Нившан

Нившан, селение в Иудейской пустыне (Нав 15:62), предположит. совр. Хирбет-эль-Макари, в 8,5 км юго-зап. Кумрана.

 

Нигер

Нигер (лат. "черный"), прозвище антиохийского пророка и учителя Симеона (Деян 13:1).

 

Низкие (низменные) места

Низкие (низменные) места. Словосочетание "низкие (низменные) места" (Втор 1:7; Нав 11:2,16), а также слова "долина" (1Пар 27:28) и "равнина" (Иер 17:26) обозначают в Синод. пер. область на зап. берегу Иордана, называемую по-евр. Шефела, т.е. "низменность". Если на карте пометить города, к-рые находились в "низменных местах", то окажется, что Шефела простиралась между Среди-земным морем и Центральным плоскогорьем Палестины. Ландшафт Шефелы как бы поделен на две части: собственно равнину и холмистую местность вост. нее. Юж. граница Шефелы - ручей Вади-эль-Ариш, "поток Египетский" (Чис 34:5), или "поток в пустыне" (Ам 6:14). Сев. граница - Вади-Шелал, ручей, к-рый протекает вост. Яффы (Иоппии), отделяющей Шефелу от равнины Шарон (Сарон). Почва Шефелы - смесь песка и глины; грунтовые воды залегают неглубоко и легко доступны; орошение земель позволяет собирать богатые урожаи. В 1Пар 27:28 и след. говорится о выращиваемых в этих местах масличных деревьях и смоковницах, о разводимом здесь крупном рогатом скоте. Н.М., как и прибрежные области, всегда играли важную полит. и экономич. роль. По прибрежной равнине проходила большая воен. дорога, пролегавшая по земле филистимлян (Исх 13:17) и называвшаяся "дорогой у моря". По ней двигались войска и караваны из Египта в Сирию и обратно, от Евфрата к Нилу. В Н.М. велись войны между израильтянами и филистимлянами. В Аиалонской долине филистимляне были разбиты "от Гевы (в Синод. пер. - Гаваи) до Газера" (2Цар 5:25). Между Цорой и Естаолом Дух Господень поднял Самсона на битву с фи-листимлянами (Суд 13:25), а поединок между Голиафом и Давидом (1Цар 17) прославил -> "долину дуба". Шефела являлась спорной тер., на нее притязали и филистимляне, и израильтяне, к-рые так и не смогли овладеть прибрежной равниной.

 

Низкий

Низкий -> Возвышение, возвышать, унижение, унижать.

 

Никанор

Никанор (греч. "победитель"), один из семи -> служителей (IV) Иерусалимской церкви (Деян 6:5).

 

Никодим

Никодим (греч. "победитель народа"), фарисей и сведущий в Свящ. Писании учитель, член синедриона. Н. пришел к Иисусу ночью, как было принято в тех случаях, когда хотели вести спокойный, серьезный разговор. Н. признавал Иисуса истинным Учителем, пришедшим от Бога, и хотел учиться у Него. Иисус говорил ему о необходимости рождения свыше (Ин 3:1-21). Плоды этого разговора проявились впоследствии. Н., ссылаясь на Писание, вступился за Иисуса перед синедрионом (Ин 7:50-52), а после смерти Иису-са помогал организовать достойное погребение Усопшего (Ин 19:39).

 

Николаиты

Николаиты, группа лжеучителей, приверженцы к-рой были в Эфесской (Откр 2:6) и Пергамской (ст. 14 и след.) церквах. Господь ненавидит Н. (ст. 6,15), потому что те объявили дозволенными -> жертвы идолам (-> Идоложертвенное) и -> любодейство (ст. 14) (-> Блуд, блудница, блудник); их учение приравнивается к учению -> Валаама (Чис 25:11 и след.; 31:16; ср. также 2Пет 2:15; Иуд 11). Те же упреки адресованы некоей Иезавели из Фиатирской церкви (Откр 2:20), известной тем, что она познала т.наз. "сатанинские глубины" (ст. 24). Это обстоят-во указывает на влияние гностицизма. Среди различных групп гностиков, существовавших в III в. по Р.Х., также появляются Н., о связи к-рых с новозаветными Н. ничего не известно. Гностицизм понимал спасение исключит. как духовное познание, для к-рого внешнее поведение человека, его поступки не имеют ни-какого значения; истинное познание, по мнению гностиков, само по себе делает человека совершенным. В этой связи излишними становятся послушание (-> Послушание, повиновение), хождение (пред Богом) (-> Ходить) и -> освящение; т.е. в обыденной жизни позволялось практиковать языч. обряды и обычаи, чтобы не выделяться и не ставить под угрозу свое положение в обществе. Н., очевидно, получили свое название по имени некоего Николая, к-рого отцы Церкви отождествляли с -> Николаем, прозелитом из Антиохии, одним из семи служителей Иерусалимской церкви (Деян 6:5), но до конца этот вопрос не изучен. Другие понимают это имя символич., как перевод на греч. язык (Николай = "победитель народа") евр. имени Валаам (="развратитель народа").

 

Николай

Николай (греч. "победитель народа"), антиохиец, обращенный из язычников, один из семи -> служителей (IV) Иерусалимской церкви (Деян 6:5).

 

Никополь

Никополь ("город победы"), город в рим. провинции Эпир (на северо-западе Греции), основ. имп. Августом в память о победе в сражении у мыса Акция (31 г. до Р.Х.). Павел хотел остаться здесь на зиму и призвал к себе Тита, находившегося на Крите (Тит 3:12).

 

Нил

Нил, река в Африке, самая длинная река в мире (протяженность свыше 6500 км). Под названием Кагера она берет свое начало сев. оз. Танганьика и протекает через озера Виктория и Альберта. Затем, под названием Бахр-эль-Джебель, река прокладывает свое русло в скалах и течет по болотистым землям Суда-на. Прим. в 800 км сев. оз. Альберта в реку впадают три притока - Бахр-эль-Газаль, Бахр-эс-Сарафа и Собат. Н. получает здесь название Бахр-эль-Абиад, или Белый Н.; близ Хартума в него впадает Бахр-эль-Азрак, к-рый называется также Голубым Н. Между Хартумом и Средиземным морем в Н. впадает лишь один приток - Атбара. Протекая по пустыне, река мелеет, но больше всего во-ды теряется из-за оросит. каналов. -> Египет почти не знает осадков; без вод Н. он был бы такой же мертвой пустыней, как и Сахара. В период полноводья (с июня по сентябрь) Голубой Н. и Атбара несут много ила, к-рый при разливах остается на полях Египта. Эти мно-говековые отложения создали плодородную пойму, ширина к-рой колеблется от 0,5 до 15 км. Дельта Н. также имеет наносное происхождение. После сбора урожая (в апреле и мае) до нового разлива (т.е. с мая по июль) можно было только возделывать землю вблизи речного русла или строить ирригац. сооружения. Такие оросит. сооружения упомянуты во Втор 11:10, где о Египте говорится как о земле, к-рую надо было поливать как масличный сад. Сегодня уровень воды регулируется дамбами и плотинами, что позволяет собирать три урожая в год. На участке от второго до первого порога (от Вади-Хальфы до Асуана) река становится судоходной. Здесь на берегах Н. встречаются многочисл. следы древнеегип. культуры. В древности сильные егип. гарнизоны защищали население долины Н. от набегов нубийских кочевников. Собственно Египет с его храмами, дворцами, алеей сфинксов, обелисками и пирамидами начинается ниже Асуана, где долина реки расширяется. Несколько ниже Бени-Хасана от Н. ответвляется рукав Бахр-эль-Юсуф, текущий парал. основному потоку на протяжении свыше 300 км (-> Египет, IV,2). В Дельте река делится на несколько рукавов, поэтому в Библии можно встретить выражения "реки Египетские" или "воды Египетские" (Исх 7:19; 8:6; 4Цар 19:24; Ис 37:25). (См. карту на стр. 282.) Роль Н. в жизни Египта всегда была огромной. Он давал стране воду и плодоносный ил. Египтяне рано научились измерять землю и строить ирригац. сооружения. Когда позднее егип. зодчие по поручению фараонов сооружали огромные памятники, то камень для них доставляли по реке - Н. был водной артерией Египта. Эту страну по праву называют "даром Нила". Поэтому так страшны библ. пророчества: "И река иссякнет и высохнет" (Ис 19:5) или "И реки сделаю сушею" (Иез 30:12).

 

Нимра

Нимра (Чис 32:3) -> Беф-Нимра.

 

Нимрим

Нимрим ("воды Нимрима") (Ис 15:6; Иер 48:34), река в Моаве, возм., совр. Вади-эн-Ну-мейра, впадающая в Мертвое море юж. полуо-ва Лисан.

 

Нимрод (Немврод)

Нимрод (Немврод), сын Хуша, о нем сказано, что он был "силен на земле" (Быт 10:8-12; 1Пар 1:10). Вначале его царство составляли Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. Оттуда он пошел на Ассур и построил Ниневию, Реховоф-ир, Калах и Ресен. В Мих 5:6 Ассирия названа страной Н. Несмотря на все попытки найти более точные историч. сведения о Н., исследователям известно о нем не более того, что сказано в Библии. В Быт 10:9 Н. назван "сильным звероловом пред Господом".

 

Нимфан

Нимфан [греч. Нюмфа или Нюмфас], христианка (или христианин) из Лаодикии или Колосс, к-рую (к-рого) Павел приветствует в своем послании, равно как и ее (его) "домашнюю церковь" (Кол 4:15).

 

Ниневия

Ниневия [ассир. Нинуа].

 

I: 1) главный город и столица -> Ассирии. Н. была расположена на вост. берегу Тигра, напротив места, где сегодня стоит г. Мосул. Развалины Н. скрывают ныне два холма - Куюнджик и Неби-Юнус (последний назван в честь пр. Ионы). При раскопках холма Куюнджик найдены остатки великолепного дворца царя Синаххериба (библ. Сеннахирима) (см. ил. на стр. 859; 890 и колоссальная библиотека Ашшурбанипала, а при раскопках Неби-Юнуса - дворец Асархаддона; 2) сев.-вост. Неби-Юнуса находится холм Хорсабад (Дур-Шаррукин), где были обнаружены остатки дворца -> Саргона II, а южнее - развалины Саламийе, предполагаемое место нахождения Ресена (Быт 10:12); юж. Нимруда лежал древний Калах (ст. 11 и след.) с дворцами Ашшурбанипала II, Салманаса-

 

ра III, Саргона II, Адад-нерари III и Асархаддона; юго-вост. расположен Балават с его знаменитыми бронзовыми воротами, возведенными во времена Салманасара III.

 

II. Название "Н." предположит. включает в себя два понятия: собственно город (Куюнджик и Неби-Юнус), а также всю область вместе с названными местами. Сюда же относится и Реховоф-ир, к-рый, вероятно, был пригородом Н. (ассир. Ребит-Нинуа, совр. Мосул) и лежал на зап. берегу Тигра. В этом значении Н., Реховоф-ир, Ресен и Калах вместе названы "великим городом" (Быт 10:11 и след.).

 

III. При раскопках в Н., в храме богини Иштар, покровительницы города, было найдено бронзовое изображение головы аккадского царя Саргона I (XXIII в. до Р.Х.; см. ил. на стр. 117). Начиная с царствования Салманасара I, Н. приобретала все большее влияние по сравнению с древним Ашшуром (-> Ассур, 2). Ашшурбанипал II (884-858 гг. до Р.Х.) и его преемник Салманасар III попеременно избирали своей резиденцией то Н., то Калах (см. цвет. вклейки 9; 21). Своими великолепными сооружениями Н. обязана Синаххерибу (705-681 гг. до Р.Х.) и Асархаддону (681- 669 гг. до Р.Х.). Вокруг дворца Синаххериба располагались парки и зверинцы, конюшни цар. конного завода, склады и адм. постройки. В вост. части города был проложен водопровод. Рядом с дворцом проходила цар. дорога шир. свыше 30 м. Мощные стены города имели башни; вокруг гор. стены проходил ров шир. 50 м. Этому цветущему, богатому городу, куда стекалась воен. добыча и доходы от торговли, пророки Наум (Наум 2:1 и след.) и Софония (Соф 2:13-15) предсказали гибель. В 612 г. до Р.Х. Н. была завоевана мидянами и халдеями. Покорить город помог разлив реки: вода разрушила часть гор. укреплений, построенных из необож. кирпича (ср. Наум 2:6). Затем огонь уничтожил то, что еще оставалось после разграбления города. -> Книга пророка Ионы.

 

Нир

Нир -> Нер.

 

Нирей

Нирей [греч. Нерей, в греч. мифологии морское божество], рим. христианин, к-рого Павел приветствовал в своем послании (Рим 16:15).

 

Нирий

Нирий [евр. Нери, "мой светоч"], предок Иисуса Христа, отец -> Салафиила (Лк 3:27).

 

Нирия

Нирия [евр. Нерийя, "Господь есть светоч"], сын Маасеи, отец Варуха и Сераии (Иер 32:12; 36:4; 51:59).

 

Нисан

Нисан -> Календарь.

 

Нисрох

Нисрох, языч. бог, в храме к-рого в Ниневии был убит своими сыновьями Синаххериб (библ. Сеннахирим) (4Цар 19:37; Ис 37:38). Имя Н. однозначно истолковать пока не удалось.

 

Ничто

I. Все сущее - это результат Божьего творения, для к-рого не было никаких объективных предпосылок. Все видимое сотворено из ничего "Богом... называющим несуществующее, как существующее" (Быт 1 и Евр 11:3; Рим 4:17).

 

II. Библия указывает на ничтожность всякого создания как раз в тех случаях, когда это создание возвышает себя и претендует на некую собственную значимость пред Богом. Людям, преисполненным осознания собств. значимости, следует помнить о том, что они есть "ничто" (Пс 38:6,12) и даже "все они вместе легче пустоты" (Пс 61:10). Таковы в Библии египтяне (Ис 30:7), все язычники (Ис 40:17; ср. Дан 4:32), идолы (1Кор 8:4) и, наконец, те, кто не имеет любви (1Кор 13:2).

 

III. Только тот, кто сам смиренно осознает себя как "Н." (2Кор 12:11), может стать Божьим соработником. Бог избирает как раз того, "кто есть ничто", чтобы через него творить историю, превращая в Н. тех, кто "хвалится пред" Ним (1Кор 1:28). Бог Отец осуществляет великие деяния через Иисуса именно потому, что Сын "ничего не может творить Сам от Себя" (Ин 5:19,30). То же относится и к христианам, к-рые должны осознавать свою полную зависимость от Иисуса: "без Меня не можете делать ничего" (Ин 15:5).

 

Нищий

Нищий -> Бедность, бедный, попечительство о бедных.

 

Но (-Амон)

Но (-Амон), так в Библии названы Фивы, столица Верхнего Египта [егип. Нвт, "город"] (Иер 46:25; Иез 30:14). Богом города Н. был -> Амон (Амун). В 663 г. до Р.Х. ассирийцы овладели считавшимся неприступным Н. (Наум 3:8-10). Город был знаменит великолепными храмовыми сооружениями - Рамессеем Рамсеса II в Западных Фивах, храмом богини Хатшепсут в Дер-эль-Бахри, храмом Рамсеса III в Мединет-Абу, храмом в Луксоре с перечнем покоренных Тутмосом III и Рамсесом II городов, храмом в Карнаке с перечнем побед, одерж. во время палест. похода Шешонком (библ. -> Сусаким). -> Египет; см. карту на стр. 282.

 

Но-Амон

Но-Амон -> Но (-Амон).

 

Ноа

Ноа, дочь-наследница Салпаада (Чис 26:33; 27:1; 36:11; Нав 17:3).

 

Ноадия

Ноадия ("Господь открыл Себя, известил о Себе"): 1) левит, современник Ездры (Езд 8:33); 2) пророчица, пытавшаяся устрашить Неемию (Неем 6:14).

 

Нов (Ново, Номва)

Нов (Ново, Номва). Место, где во времена Саула жил священник Ахимелех со своим семейством (1Цар 21:1; 22:9,11,19). В Ис 10:32 Н. упоминается как место последней остановки ассирийцев на пути к Иерусалиму. В Неем 11:32, при перечислении городов, в к-рых жи-ли вернувшиеся из вавил. плена вениамитяне, Н. стоит между Анафофом и Ананией (Вифанией). Исходя из этих данных можно предположить, что Н. находился на сев. отроге Елеонской горы, на пути в Иерихон. Возм., это именно то место, где Давид поклонялся Богу (2Цар 15:32). См. карты на стр. 216; 377. Однако существуют и другие т.зр.

 

Иероним считал, что это Бейт-Нуба, располож. сев.-зап. Аиалона. Тогда Н., упомянутый в Первой книге Царств, следует отличать от того, что упомянут в Ис 10:32 и Неем 11:32. Кр. того, с Н. пытались отождествить Шафат, или Эль-Куме, лежащий сев. Иерусалима.

 

Нова

Нова, город вблизи Иогбеги (Суд 8:11); возм., тождествен -> Нофе (Чис 21:30).

 

Новах

Новах, израильтянин из колена Манассии, завоевавший местность -> Кенаф вост. Иордана и назвавший ее своим именем (Чис 32:42).

 

Ново -> Нов

Ново -> Нов

 

Новомесячие

Новомесячие -> Луна -> Календарь.

 

Новообращенный

Новообращенный [греч. неофютос]. Слово "Н.", встречающееся в НЗ лишь в 1Тим 3:6, обозначает человека, к-рый недавно был обращен ко Христу из иудаизма или язычества, т.е. в вере является еще новичком. Ему еще нельзя доверить ответств. должность в церкви, поскольку может возникнуть опасность, что он возгордится или станет объектом насмешек со стороны окружающих из-за своей неопытности или некомпетентности. Этот запрет призван подчеркнуть необходимость роста в вере (ср. Еф 4:15; 1Пет 2:2; Евр 5:12 и след.).

 

Новый

Новый. Понятие новизны часто встречается там, где говорится об отношении к Богу. Хлеб нового урожая нельзя есть, пока не будет принесена жертва Богу (Лев 23:14). Новым должно быть то, что используется в служении Богу: новая колесница для перевозки ковчега завета (1Цар 6:7; 2Цар 6:3; 1Пар 13:7), новое одеяние, к-рое Ахия разодрал на 12 кусков, чтобы 10 отдать Иеровоаму (3Цар 11:29 и след.), новая чаша, из к-рой Елисей бросает соль в источник, чтобы вода стала "здоровой" (4Цар 2:20). Всегда новы деяния Бога, к-рыми Он вершит суд (Чис 16:30) и спасение (Суд 5:8); человек же отвечает на это новой песнью благодарности и хвалы (Пс 39:4; 95:1; 97:1; 143:9; Ис 42:10). Наряду с утверждением Екклесиаста о том, что с человеч. т.зр. нет ничего нового под солнцем (Еккл 1:9), известны просьба псалмопевца о новом духе и слова пророка о новом великом Божьем деянии. Об этом говорит Исаия (Ис 42:9; 43:19; 48:6), к-рый также возвещает, что народ Божий будет назван новым именем (Ис 62:2) и что в конце времен Бог сотворит новое небо и новую землю (Ис 66:22). Иезекииль предсказывал, что человек обновится -> сердцем и духом (Иез 11:19; 36:10); он также описывал исходящий из святилища поток, на берегах к-рого деревья жизни будут ежемесячно приносить новые плоды (Иез 47:12). -> Обновление.

 

Новый Завет

Новый Завет -> Библия.

 

Нога

I. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ: 1) как и слово "рука", слово "Н." встречается в образных выражениях. Идя по жизненному пути, Н. "колеблется" (Пс 120:3), "пошатывается" (Пс 72:2), "претыкается о камень" (Пс 90:12), "стоит на камне" (39:3) или "на пространном месте" (30:9); для Н. "расставляют сети" (Иер 18:22; Плач 1:13), их "ставят в колоду" (Иов 13:27); 2) -> обувь была одним из отличит. признаков знатных людей. В притче о блудном сыне отец приказывает рабам дать вернувшемуся сыну "обувь на ноги". Это символизирует возвращение сыну сыновних прав (Лк 15:22). Как пр. Исаия, сняв сандалии, ходил "нагой и босой", так и царь ассирийский вел "пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии ... нагими и босыми", чтобы унизить их (Ис 20:2-4). Обувь снимали также в знак смирения и благоговения в присутствии Бога (Исх 3:5; Нав 5:15); 3) омовение ног гостя было выражением почтения к нему (Быт 18:4; Суд 19:21; 1Цар 25:41; Песн 5:3; Ин 13:4-14; 1Тим 5:10). Иногда в знак такого почтения Н. мазали миром (Лк 7:46; Ин 12:3). Во время траура Н. не мыли (2Цар 19:24). Если Н. окунали в масло или жир, это означало достаток и благополучие (Втор 33:24; ср. Иов 29:6); 4) в подтверждение своей победы завоеватели наступали на "выи" поверженных врагов (Нав 10:24), клали их к "подножию ног своих" (Пс 109:1) - обе эти сцены запечатлены на ассир. и егип. барельефах - или "сокрушали их под ногами своими" (Плач 3:34; Рим 16:20; ср. Ис 51:23). Тот, кто властвует, "покоряет все под ноги свои" (Пс 8:7; 1Кор 15:27). Выражение "попирать ногами" означает выказывать полнейшее пренебрежение к кому-либо (Ин 13:18; Евр 10:29); 5) упасть к ч.-л. Н. означало проявить смирение (Ис 60:14; Откр 3:9), благоговение (Деян 10:25; Откр 19:10; 22:8 и след.), обратиться с просьбой (1Цар 25:24; Мк 5:22; 7:25). Молитвенное, благоговейное обращение к к.-л. могло сопровождаться обхватыванием Н. (4Цар 4:27; Мф 28:9), целованием Н. (-> Поцелуй), что, однако, могло означать и особую благодарность и смирение (Лк 7:38,45). Положенные к ч.-л. Н. дары полностью переходили в распоряжение человека, принимавшего их (Мф 15:30; Деян 4:35; 5:2). Ученики, как правило, располагались на полу у Н. своего учителя, к-рый сидел на возвышении (Втор 33:3; Лк 10:39; Деян 22:3; ср. также Лк 8:35); 6) в Библии говорится о топанье Н., выражающем радость (Иез 25:6) и гнев (Иез 6:11), а также о "говорении ногами" (Притч 6:13). Стряхивание с Н. праха, т.е. пыли, осевшей во время ходьбы (см. Лк 10:11; Деян 18:6), символизирует прекращение всякого дальнейшего общения с тем, кто проклят за свои поступки (Мф 10:14; Деян 13:51); 7) наконец, слово "Н." употребляется в эвфемистических выражениях. Так, в Исх 4:25 и Ис 7:20 под "ногами" подразумеваются интимные части те-ла, а в Ис 6:2, очевидно, - тазобедренная область (ср. с установлениями о поведении перед лицом Бога, Исх 20:26; 3Цар 19:13).

 

II. ОМОВЕНИЕ НОГ: 1) об омовении Н. в повседневной жизни -> Купание (ср. 1Тим 5:10); 2) ветхозаветные священники, прежде чем войти в скинию, должны были омыть в -> умывальнике (2) Н. и руки (Исх 30:18 и след.), что символизировало очищение от грехов перед каждым богослужением; 3) во время Тайной Вечери Иисус омыл Н. Своим ученикам (Ин 13:3 и след.); этому акту пред-шествовал спор учеников о том, кто из них выше (Лк 22:24-27). Тем самым Иисус явил зримое свидет-во Своей любви к ученикам и указал на то, что место каждого из Его последователей определяется в служении. В ответ на просьбу Петра умыть "не только ноги ... но и руки и голову", Иисус говорит: "Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты..." (Ин 13:8-10). Как свя-щенники в ВЗ совершали полное омовение тела один раз перед своим посвящением (Исх 29:4; Лев 8:6), а перед ежедневным богослужением в скинии омывали лишь ноги и руки (Исх 40:31), так и христианину, однажды прошедшему через "баню возрождения" (Ин 3:5; Тит 3:5; Евр 10:10), в будущем необходимо лишь очищение от повседневной нечистоты снаружи и от греха изнутри (2Пет 1:9; 1Ин 1:7-10; 3:3-5). Иисус Христос не может иметь общение с человеком, запятнанным грехом, но Он может и хочет его очистить. Это желание выражено в требовании Иисуса к ученикам "умывать ноги друг другу" так же, как Он, "Господь и Учитель, умыл ноги" им (Ин 13:14,15). Требование делать другим то же, что делал Иисус, касается также пастырского служения.

 

Ногаг

Ногаг -> Ногах.

 

Ногах (Ногаг)

Ногах (Ногаг) ("яркое сияние", "блеск"), сын Давида, рожденный в Иерусалиме (1Пар 3:7; 14:6).

 

Ноготь

Ноготь. Плоский роговой покров на конце пальца [евр. циппорэн] (Втор 21:12; Дан 4:30).

 

Нод

Нод ["(земля) неприкаянных"], земля, лежащая вост. Эдема, в к-рую удалился Каин (Быт 4:16).

 

Ноема

Ноема -> Наама (I,1).

 

Ноеминь

Ноеминь [евр. Нооми, кр. ф-ма: "(Бог есть) блаженство, милость"], жена Елимелеха, свекровь Орфы и Руфи (Руфь 1:2 и след.).

 

Нож

Нож -> Оружие и орудия труда.

 

Ной

Ной [евр. Ноах, согл. Быт 5:29, возм. "утешитель"], потомок Сифа, сын Ламеха и отец Сима, Иафета и Хама (Быт 5:28-32; ср. 9:24). При рождении Н. его отец сказал: "он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь". Когда Бог решил истребить людей за их неправедность, Н. обрел благодать пред Его очами; он был "человек праведный и непорочный" и "ходил пред Богом" (Быт 6:8 и след.). Господь велел Н. построить -> ковчег и войти в него вместе с женой, сыновьями и их женами. Н. должен был взять с собой семь пар чистых животных и по одной паре нечистых, а также пищу для себя и для животных. Н. послушался Господа и сделал так, как ему было сказано, показав тем самым пример истинной веры (ст. 13-22; Евр 11:7). Когда ему было 600 лет, губит. потоп обрушился на землю (Быт 7:6); только восемь человек спаслись от смерти (1Пет 3:20). По окончании -> потопа Н. вышел из ковчега, к-рый оказался "на горах -> Араратских" (Быт 8:4,18), соорудил -> жертвенник и принес на нем жертву всесожжения. Тогда Бог решил больше никогда не проклинать землю за грехи человека; сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь никогда больше "не прейдут" (ст. 20-22). Бог благословил Н. и его сыновей (Быт 9:1 и след.; ср. Быт 1:28 и след.) и заключил -> завет (IV,2) с ним, его потомками и всеми живыми существами, к-рые были в тот момент с ним. В этом завете Бог обещал впредь не уничтожать потопом жизнь на земле; знаком завета стала радуга (Быт 9:8-17). (См. цвет. вклейку 7.) Н. первым стал возделывать виноград. Когда однажды он, опьяневший, лежал в шатре, его, обнаженного, увидел младший сын Хам и насмеялся над ним, рассказав об этом братьям. Сим и

 

Иафет прикрыли отца одеждой. Когда Н. узнал, что сделал Хам, то проклял его сына, Ханаана, и благословил Сима и Иафета (Быт 9:20-27). После потопа Н. прожил еще 350 лет и умер в возрасте 950 лет (ст. 28 и след.). В Иез 14:14,20 и 2Пет 2:5 о Н. говорится как о праведнике. Иудеи придают важное значение "семи заповедям", основанным на Быт 9:1-7, относя их ко всем людям и особенно к -> прозелитам. Эти заповеди таковы: 1) признание властей; 2) запрещение богохульства; 3) запрещение идолопоклонства; 4) запрещение кровосмешения; 5) запрещение убийства;

 

6) запрещение разбоя и воровства; 7) запрещение потреблять мясо с кровью.

 

Номва

Номва -> Нов.

 

Нон (Нав)

Нон (Нав) [евр. Нун, "рыба"], ефремлянин, отец -> Иисуса Навина (Исх 33:11; Нав 1:1; 1Пар 7:27).

 

Носилки (носильный одр)

Носилки (носильный одр). Креслами-носилками [Песн 3:9 - евр. аппирейон, заимствование из греч.; Ис 66:20 - евр. цав], нередко имевшими балдахин, знатные люди пользовались вместо колясок. При продолжит. путешествиях Н. могли перемещать и с помощью лошадей, ослов или лошаков, в остальных случаях их несли рабы - от двух до шести человек.

 

Нофа

Нофа, город, лежавший вост. Иордана и, вероятно, сев. Дивона (Чис 21:30). Этот моавитский город исследователи отождествляли с Новой (-> Нова), вблизи Иогбеги (Суд 8:11), а также искали его на месте развалин Новакис под Амманом. См. карту на стр. 188.

 

Ноха

Ноха, сын Вениамина (1Пар 8:2).

 

Ночная влага

Ночная влага -> Роса (Песн 5:2).

 

Ночная стража.

Ночная стража. В ветхозаветную эпоху часы от заката до восхода солнца, согл. воен. обычаю, делили на три Н.С. (Исх 14:24; Суд 7:19; 1Цар 11:11; Пс 89:5; Плач 2:19). Первая стража длилась примерно с 18 до 22 час., вторая - с 22 до 2 час., а последняя, утренняя, - с 2 до 6 час. В эпоху НЗ три стражи были заменены греч.-рим. делением ночи на четыре Н.С. (Лк 12:38; Мк 6:48): вечер, полночь, пение петухов и утро (Мк 13:35). Кр. того, ночь, как и -> день, делилась на 12 часов (Деян 23:23), и упомянутый здесь третий час ночи соответствовал, т.о., первой Н.С.

 

Ночное видение

Ночное видение, сновидение, через к-рое человек может получить откровения (Иов 4:13-17) и через к-рое его совесть может быть разбужена Богом (Иов 33:15-18). -> Видение -> Книга пророка Захарии.

 

Ночное привидение

Ночное привидение. Евр. слово Лилит, переводимое как "ночное привидение" (Ис 34:14), является именем женщины-демона, к-рое встречается также в текстах вавил. заклинаний. По преданию, эта женщина-демон, обитающая в пустыне, нападает на людей. Изначально Лилит была, вероятно, демоном бури, но из-за схожести ее имени со словом лайла ("ночь") евреи считали ее ночным демоном.

 

Ночь

Ночь -> День -> Тьма -> Ночная стража.

 

Нрав, характер, ум

Нрав, характер, ум. В ВЗ эти понятия передаются евр. словами нефеш -> душа или руах -> дух (см. Пс 33:19; Притч 17:22); в НЗ - греч. словами нус (-> Ум, разум, разумение, разумный) или дианойа ("мысли", "сознание", "взгляды" -> Благоразумие), напр. в Мф 22:37; Мк 12:30; Рим 7:23,25. В обоих случаях смысл этих понятий не ограничивается сферой человеч. чувств. В библ. понимании ум - это основа исполнения Закона Божьего (см. Рим 7:25), а также вместилище новой, духовной жизни возрожд. человека.

 

Ныне

Ныне -> Сегодня, ныне.

 

 

 

 

 

Обделять

Обделять, причинять к.-л. имуществ. ущерб (Лев 25:14-17, в Синод. пер. - "обижать"; 2Кор 12:17,18, в Синод. пер. - "(вос)пользоваться") ради собств. корысти; перехитрить кого-то (2Кор 2:11, в Синод. пер. - "сделать ущерб").

 

Обезьяна.

Обезьяна. О. не водятся в Палестине. В Библии лишь упоминается (3Цар 10:22; 2Пар 9:21), что торговый флот Соломона привозил О. из Фарсиса. Как заморские диковинки, эти животные представляли собой определ. ценность.

 

Обет:

Обет: 1) первые О., встречающиеся в Библии, - это торжественные О. [евр. недер], о к-рых говорится в Быт 28:20 и след.; Суд 11:30 и след.; 1Цар 1:11 и т.д. Давая такой О., молящийся подчеркивал искренность своей просьбы, обещая в благодарность за ее исполнение предоставить в распоряжение Господа себя самого или часть своего имущества. Словом недер обозначается также О. -> назореев (Чис 6:2 и след.), дважды упоминаемый и в НЗ (Деян 18:18; 21:24); 2) давая т.н. зарок [евр. иссар, производное от "связывать", "сковывать", т.е. ограничивать себя в ч.-л., напр. в пище, человек обещает в течение определ. им самим времени воздерживаться от ч.-л., чтобы, обуздав плоть, лучше служить Господу (Чис 30:3-6,11-15). -> Пост; 3) любой О. дается добровольно, и Библия ни разу не призывает и не подталкивает к этому. В то же время она предостерегает от невыполнения уже данного О. (Втор 23:21-23; Пс 49:14; Еккл 5:3-5; Наум 1:15). Человеку не следует давать поспешных О., чтобы не впасть в нужду и грех (Притч 20:25; ср. -> Иеффай). Детям для исполнения О. требовалось согласие родителей, а женам - мужей. Если те не дава-ли согласия, то данный О. считался недейст-вительным пред Богом (Чис 30:3 и след.);

 

4) относит. О. существовали след. предписания: а) первенец, будь то человеч. дитя или детеныш животного, не мог быть посвящен Господу, т.к. уже принадлежал Ему (Лев 27:26,28); б) можно было выкупить посвящ. Богу людей, животных, дома и земли, передав определ. сумму денег на святилище (Лев 27); в) животное, приносимое в жертву по О., должно было быть без единого изъяна (Мал 1:14) и не могло быть заменено другим (Лев 27:10). Если же из-за недосмотра подобная замена все же происходила, то в жертву приносились оба животных; г) порядок жертвоприношения по О. установлен в Чис 15:1-16 (-> Жертва); 5) упадок религ. жизни в позднейший период истории Израиля сказался и на сути О. Во времена Иисуса О. стал использоваться для уклонения от исполнения заповедей (Мф 15:5 и след.; Мк 7:9 и след.); -> Корван; 6) знаменат., что в НЗ нигде, кроме Деян 18:18 и 21:24, не говорится об О. в его ветхозаветном понимании. Спасенный христианин, обретающий через

 

Иисуса новую жизнь, знает, что его жизнь и собственность полностью принадлежат Господу, и поэтому, как в случае с первенцами в ВЗ, все то, что уже принадлежит Господу, не может быть еще раз посвящено Ему (см. 1Кор 6:19; 2Кор 5:15; Тит 2:14; 1Пет 2:9 и др.).

 

Обетование

Обетование, данное к.-л. обещание сделать ч.-л. в будущем. В Библии это слово относится прежде всего к обещаниям Бога. Уверенность в исполнении Божьих О. основана на сущности Господа, слово Которого абсолютно надежно (Ис 40:8; Плач 3:23; Евр 6:18). Содержанием О. являются Божьи спасит. деяния, к-рые по мере исполнения становятся историч. реальностью.

 

I. ОБЕТОВАНИЕ В ВЗ: 1) первое данное человечеству О. было направлено на устранение самой основы всякого бедствия. Оно обещало приход Спасителя (Быт 3:15), Который лишит власти сатану, получившего ее благодаря грехопадению человека. Но в О. сообщалось не только о том, что явится Спаситель, они также говорили о том, каким Он будет (Ис 11:1-5; 42:1-4), и о пути спасения (Ис 53). Не улучшением мира можно помочь людям - люди сами должны обновиться. Через излияние на них Духа Божьего (Зах 12:10) и дарование им новых сердец (Иез 36:26) их мышление и действия оказываются в подчинении Закону Божьему (Иер 31:33), так что они могут жить в постоянном союзе с Богом и в послушании Ему (Иер 31:31; Иез 36:27). Но срок исполнения О. определяет только Бог, это остается Его тайной; 2) Иов знал, что его Искупитель жив (Иов 19:25); Валаам видел "восходящую от Иакова звезду" лишь в отдаленном будущем (Чис 24:17). На время ожидания Спасителя Бог даровал человечеству свет и надежду, дав Аврааму О. о том, что от него произойдет великий народ (Быт 12:2), к-рый будет жить, подчиняясь Божьим установлениям, в обетованной Богом земле (Исх 32:13). Там он прославит имя Божье среди народов и станет благосло-вением для них (Быт 18:18), получив спасение Божье, насколько это возможно без основополаг. победы над сатаной. Так, уже в то время народ Израиля познал, что Бог шаг за шагом исполняет Свои О. Божья защита гарантировала безопасность всему народу (Втор 12:10) и каждому израильтянину в отдельности (2Цар 22:3; Пс 58:10,17); Бог давал им пропитание и возможность спокойной жизни (Лев 25:19). Народ был вправе приближаться к Богу в установл. Им -> богослужениях и в молитвах, т.к. Бог дал О., что молящийся будет услышан (Пс 49:15); 3) Бог установил требования, к-рым в эпоху ВЗ должен был соответствовать человек, чтобы Бог мог исполнить Свои О.; эти требования были изложены в -> Законе, к-рому человек был обязан повиноваться. Итак, благословение Божье было связано с верностью народа Богу (Втор 30). Боящиеся Господа находят у Него благодать и милость (Пс 102:11,13). Но следует помнить, что хотя поведение человека и оказывает влияние на исполнение О. (Исх 20:6), последнее совершается только по воле Бога как Его -> милость. Кр. того, ВЗ остается Заветом Обетования (Еф 2:12), поскольку все исполняемые и уже исполн. О. являются как бы оболочкой вокруг живого ядра неоднократно повторенного О. о приходе Спасителя.

 

II. ОБЕТОВАНИЕ В НЗ: 1) Новый Завет основан на том, что О. Спасителя исполнилось в Иисусе Христе. Он есть начало, середина и конец [греч. телос, "цель"]. "Ибо все обетования Божьи в Нем "да" и в Нем "аминь"

 

(2Кор 1:20). В Нем людям было явлено откровение Божьей любви (1Ин 4:9), в "Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол 2:9). Обетованная в раю победа над сатаной достигнута. Подвиг Христа, о к-ром предвозвещали пророки, совершен (Деян 3:18). Исполнение этого О. о пришествии и победе Спасителя закладывает основу для исполнения и всех других О. ВЗ; 2) если во Христе все О. Божьи стали "да" и "аминь", то это все же не означает, что в НЗ человек уже не наследует никаких О.; напротив, именно теперь человек ожидает исполнения великих О. Верующий становится человеком надежды (Рим 8:24,25; 1Пет 1:3; Евр 11:1) и обретает Ходатая будущих благ (Евр 9:11), к-рые в полном объеме он получит только на небесах

 

(2Тим 4:8), в своем вождел. отечестве, к к-ро-му он стремится (Евр 13:14). Вся его жизнь наполнена надеждой и ожиданием; 3) человека может беспокоить мысль о том, исполнит ли Бог Свое слово, услышит ли Он его молитвы. Это беспокойство не проходит и после того, как из опыта человеку становится понятно, что Бог внемлет молитвам. Когда и как ответить на них, решает только Сам Бог, но исполнение О., как правило, превосходит все ожидания (Еф 3:20). Непоколебимо верны и те О. Божьи, к-рые относятся к спасению. Обретение спасения предполагает подвиг веры, в к-ром нам обещана победа (1Тим 6:12; 1Ин 5:4). Но даже тем, кто уже живет не по плоти, но по духу (Рим 8:1), остается ожидание освобождения от тела (Рим 8:23), препятствующего нам быть полностью со Христом (Флп 1:23). Жизнь верующего подобна путешествию, в к-ром за каждым новым усилием его ожидают новые красоты и радости; 4) жизнь верующего настолько проникнута О. и их осуществлением, что он все более укрепляется в доверии и верности Богу. Т.о., его вера перерастает в уверенность в невидимом (Евр 11:1). Он не видит ни Бога, ни посылаемых по Его поручению ангелов, он не видит воочию того, на что надеется (Рим 8:24 и след.), но, каждый раз заново испытывая осуществление О., он год от года все более убеждается в их непреложности и учится все больше доверять слову Божьему, на собств. опыте познавая, что осуществляющий это слово и внемлющий молитвам - это живой и всемогущий Спаситель; 5) к другой сфере принадлежат О., касающиеся судьбы народа Божьего и вечности. С одной стороны, Бог преднамеренно не раскрывает подробностей, относящихся к срокам исполнения О., желая поддерживать верующих в состоянии животворного духовного напря-жения (Мф 24:48; 1Фес 5:3), к-рое не должно ослабевать и при долгом ожидании (2Пет 3:8); с др. стороны, вечное не может быть облечено в слова и представления этого мира, и, след., должно выражаться с помощью иносказаний (притч), способных показать только тень славы. Из этого проистекают ненадежность многочисл. попыток толкования подробных О. и опасность впасть при этом в заблуждение. Это с ужасающей ясностью показал пример Израиля, народа, неверно истолковавшего данные ему О., относящиеся к явлению Мессии, и потому распявшего Того, в Ком эти О. осуществились. Не всякое осуществление О. сразу ведет к полной реализации того, что обещал Бог, но это не означает его отмены. Так, О. возвращения Израиля в землю обетованную частично осуществилось после плена, но, несмотря на реформы Ездры и Неемии, глубокого духовного обновления народа не произошло. Оно исполнилось в Церкви Христовой. Задача верующих - с терпением, с неослабевающей готовностью ждать того часа, когда они смогут встретиться с Господом и перейти от веры к видению (2Кор 5:7; 1Ин 3:2), - тогда все тайны будут открыты.

 

Областной начальник

Областной начальник, так в ВЗ назван каждый из -> наместников царя Ахава (3Цар 20:14).

 

Облечься

Облечься (в отличие от -> совлечься), глагол, употребляемый для описания преображения верующих, к-рые ко времени -> Второго пришествия Иисуса будут жить на земле (2Кор 5:2,4). Они познают непосредств. переход от земной жизни к небесной (1Кор 15:51 и след.), не испытав телесной смерти. -> Одевать, облекать.

 

Обмазка

Обмазка -> Глина.

 

Обновление, обновлять

Обновление, обновлять: 1) О. - это цель Божьего замысла спасения (Откр 21:5). После грехопадения в О. нуждается все творение, поскольку власти сатаны, греха и смерти покорилось не только человечество, но и вся остальная тварь: "...тварь покорилась не добровольно, а по воле покорившего ее" (Рим 8:19 и след.); 2) источником нового творения Бог сделал Иисуса Христа. Иисус, как посредник, несущий спасит. власть Царства Божьего, является новым Человеком, Главой и Началом нового творения (Рим 5:12 и след.; 1Кор 15:21 и след.). Он несет и воплощает в Себе "новый завет" (Лк 22:20). Кто во Христе, тот через веру сделался новой тварью (2Кор 5:17) и живет по "заповеди новой" (Ин 13:34), все более и более исполняясь Его Духом и "обновляясь духом ума" (Еф 4:23), чтобы в нем "изобразился Христос" (Гал 4:19) и чтобы преображаться в тот же образ "от славы в славу" (2Кор 3:18); 3) мы становимся сопричастны этому О. благодаря силе Св. Духа. Человек, послушный воле и воздействию Св. Духа, возрождается для новой жизни. Признавая, что "ветхий человек" в нем распят с Иисусом Христом (Рим 6:6), он облачается в "нового человека, созданного по Богу" (Еф 4:24). Т.о., О. для христианина одноврем. является и великой милостью (1Пет 1:3), и святой обязанностью (Рим 13:14; Кол 3:10); 4) в О. вовлечено и наше тело. В новой жизни во Христе мы уже имеем "начаток Духа", но, живя во плоти, мы ожидаем "искупления тела" (Рим 8:23), в результате к-рого оно должно стать совершенным; это случится после Второго пришествия нашего Господа. Только тогда мы увидим, чем мы стали; тогда мы в своем преображ. теле уподобимся Христу и "увидим Его, как Он есть" (1Ин 3:1,2); 5) Божьи обетования осуществятся во всей полноте. Новое небо и новая земля (Откр 21:1), новый Иерусалим (Откр 21:2), новое имя спасенного (Откр 2:17) и новая молитв. песнь народа Божьего (Откр 5:9; 14:3) отразят сияние вечной Божьей славы.

 

Обольщение, обольщать

Обольщение, обольщать. О. - это удавшееся -> искушение. Главным обольстителем является -> дьявол, "обольщающий всю вселенную" (Откр 12:9). Первой, кого он обольстил, была Ева (Быт 3:13). Самым опасным О. для израил. народа во времена ВЗ было поклонение другим богам (Втор 11:16). Особенно большой силы и размаха О. достигнет в последние времена, когда дьявол выйдет обольщать живущих на земле (Откр 15:14; 19:20; 20:7). Новозаветные послания неоднократно предостерегают от недооценки опасности О. грехом (Евр 3:13; Еф 5:6; 1Ин 3:7) и от следования за лжеучителями (Рим 16:18; Еф 4:14; Кол 2:8; 2Фес 2:3; 2Пет 3:17). С др. стороны, самого Иисуса (Ин 7:12,47) против-ники обвиняли в О. народа. Иаков писал, что каждый человек обольщается собств. похотью (Иак 1:14).

 

Образ

Образ. В Библии Иисус Христос дважды назван "образом [греч. эйкон] Бога невидимого" (2Кор 4:4; Кол 1:15). Он, Сын Божий, - сияние Божьей славы и образ [греч. характэр, букв. "оттиск"] Божьей ипостаси (т.е. "сущности", Евр 1:3). Подобие Иисуса Богу - это не внешнее сходство. Неправомерно было бы также утверждать, что Иисус только "исполняет обязанности" или "представ-ляет" Бога. Бог - это Дух, свет, любовь, жизнь. И все это в полной мере проявилось в Иисусе, в Его вочеловечении, послушании вплоть до смерти на кресте и превознесении (Флп 2:7-9). "Видевший Меня видел Отца", - говорит Иисус (Ин 14:9). (-> Печать, II,3.) Но Иисус Христос пребывал на земле не только как зримый О. Бога и живое свидет-во о Нем (Мф 17:5), Он также дал возможность людям вернуть себе утраченный О. Божий и облечься в нового человека во Христе (Еф 4:23 и след.; Кол 3:9 и след.). Уподобление Богу заключается прежде всего в праведности и святости и достигает завершения в преображении тела (1Кор 15:49; 2Кор 3:18). -> Адам (I,1) -> Человек (IV,1).

 

Образ Божий

Образ Божий -> Образ -> Адам (I,1) -> Человек (IV,1).

 

Образ раба

Образ раба. Это выражение употреблено в Библии лишь в Флп 2:7. Рабский образ

 

Иисуса противопоставлен здесь Его божеств. началу. При Своем вочеловечении Он сменил "образ Божий" на О.Р., Он "уничижил Себя Самого, приняв образ раба". Иисус Христос в О.Р. - это выражение Его истинной человечности, но вместе с тем - и полной зависимости от Отца (Ин 5:19 и след.,30), а также - Его совершенного послушания (Лк 22:42; Флп 2:8). -> Иисус Христос -> Исаия (III, 2а,б) (-> Раб Господень, раб Божий).

 

Образец, пример, прообраз

Образец, пример, прообраз. В евр. языке нет самостоят. слова со значением "образец". Нередко для выражения этого понятия используется выражение "(оставаться) на -> пути (дэрэх) такого-то": греч. слово тюпос, а также гюподейгма, гюпотюпосзис означают "удар" или "вмятина от удара", "след", "пятно", а также "отражение", "макет", "модель", "тип", "пример для подражания".

 

I. УЧРЕЖДЕННЫЕ БОГОМ ОБРАЗЦЫ. Библия не говорит о Боге как об О., к-рому следовало бы подражать. Но Бог в Своих деяниях следует нек-рым данным или упомянутым Им Самим прообразам, примерам, моделям, на к-рые человек может ориентироваться как на О. Библия дает верующим О. (добра или зла), по к-рым человек может осмысливать Божьи деяния, понимая их как помощь или как предостережение. Бог дал израильтянам О. для сооружения скинии (Исх 25:9,40) и храма (1Пар 28:11,19; Евр 9:24). Нек-рые ветхозаветные события послужили прообразами событий из жизни Иисуса Христа. Напр., покой Божий после сотворения мира (Евр 4:10), потоп (2Пет 2:5), сохранение жизни Исаака (Евр 11:17-19), пребывание Ионы во чреве кита (Мф 12:40). Прообразами Христа были и нек-рые герои ВЗ: Адам (1Кор 15:21,22,45 и след.), Моисей (Втор 18:15), Давид (Иез 34:23 и след.), пророки (Иак 5:10).

 

II. ИИСУС ХРИСТОС КАК ОБРАЗЕЦ. В следовании за Иисусом и в общении с Ним христианин преображается в образ Христов (Рим 8:29), что выражается не во внешнем подражании Его жизни, а в ежедневном обновлении Св. Духом. Иисус Христос есть образ Бога (2Кор 4:4; Евр 1:3), и Сам Он должен изобразиться в верующих (Гал 4:19), к-рые призваны облечься во Христа как в нового человека (Кол 3:10), следовать Его примеру и Его слову, будучи готовы, подобно Ему, терпеть несправедливость (1Пет 2:21), любить, как Он (Ин 13:34), жертвовать жизнью (Еф 5:2), служить ближнему (Ин 13:15), прощать (Кол 3:13) и даже уподобиться Христу в Его чувствованиях (Флп 2:5) и Его жизни (1Ин 2:6).

 

III. ЧЕЛОВЕК КАК ПРИМЕР. В Библии ставятся в пример такие люди, к-рые проявляют послушание Богу, и т.о. Бог на примере их жизни может свидет-вовать о Себе другим людям. Об Иосии, напр., сказано: "И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево" (4Цар 22:2). Т.е. он жил пред Богом и соблюдал заповеди Божьи, подобно Давиду (2Пар 17:3). Но тот, кто уклоняется от пути Господа, становится примером непослушания (3Цар 16:26) и совращает людей к идолослужению (2Пар 21:12-13). Послание к Евреям ставит в пример веру предков (Евр 11:4 - 12:1). Павел часто приводил в пример церквам самого себя (1Кор 4:16; 2Фес 3:7,9), чтобы на этом наглядном примере они учились (Флп 3:17) послушанию Иисусу Христу (1Фес 1:6). Только потому, что сам Павел следовал за Христом, он мог призывать других следовать своему примеру (1Кор 11:1). В этом отношении и сотрудники апостола должны были быть образцом для верующих (1Тим 4:12; Тит 2:7), так же как и пресвитеры для своих церквей (1Пет 5:3). Образцом для других могут быть и целые церкви (2Кор 9:1,2; 1Фес 1:7). На вопрос, в чем один христианин может и должен быть образцом для другого, ответ гласит: как и Христос, во всей своей жизни - в вере (Евр 13:7), любви, слове, чистоте (1Тим 4:12), добрых делах (Тит 2:7), рвении и труде (2Фес 3:8,9), проповеди (2Тим 1:13), принятии Евангелия (1Фес 1:6,7). Вместе с тем Библия предостерегает от следования дурным О. (3Ин 1; Евр 4; Иуда 1). -> Образ -> Человек (IV).

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 177.