Надежда, надеяться, упование, уповать: 1) в Библии Н. человека не связана с этим миром, а направлена на Бога, т.е. ее следует понимать с т.зр. свящ. истории. Н., направленная на что-либо видимое, уже имеющее место быть, не является Н. в библейском понимании, "ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?" (Рим 8:24 и след.). Отличие христианина состоит в том, что он - человек уповающий (1Фес 4:13; 1Пет 1:3); вместе с тем он отбросил все мирские Н., т.е. Н. на ви-димые, преходящие блага, ради живого упования, совершающегося во Христе; 2) уповающий человек - это всегда человек верующий (Евр 11:1). Его взгляд устремлен на совершенство Божьего замысла спасения (Тит 1:2; 2:13; 3:7). Он верит, что Бог сохранит его во всех жизненных обстоят-вах, что Божьи пути святы и неисповедимы - как в истории избранного народа, так и в истории всех народов на земле. Эта связанная с верой Н. никогда не иссякает. Н. может ждать своего свершения (Тит 2:13), она вселяет уверенность в то, что последнее слово и последнее деяние всегда останутся за Богом. Бог будет "все во всем" (1Кор 15:28); 3) это упование зиждется не на субъективных предположениях; его основой является Сам Бог, Его обетования, исполненные в Иисусе Христе или еще ждущие своего свершения (Второе пришествие Иисуса, Суд, вечная жизнь - Рим 5:2-5; Кол 1:5,23,27; Тит 3:7). Н. христианина основана на благах Божьего спасения, к-рые он получает в Иисусе Христе: прощение грехов, принятие Св. Духа, сила Которого уже сейчас дает ему жизненные силы (Гал 5:5; 1Ин 3:3). Такая Н. опирается на знание о Божьих деяниях в Иисусе Христе, совершенных для нашего спасения. Бог примирил с Собою мир и искупил его через Иисуса Христа от власти греха, дав этим миру живое упование (1Пет 1:3-5). Преодолев смерть Своим воскресением, Иисус Христос дал нам залог осуществления всех наших Н. Н. христианина в конечном итоге - ожидание Второго пришествия Иисуса Христа, к-рое позволит Его Церкви всецело соединиться с Ним, Своим Господом и Главой. Христианину известна цель, на к-рую направлена вся его жизнь, - "почесть вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (Флп 3:14). Это упование на будущее прославление дает верующему силы для постоянного служения своему Господу Иисусу Христу, Который есть основа, средоточие и цель Н. Он Своими страданиями и смертью примирил нас с Богом и тем самым даровал нам Н. на вечную жизнь (1Кор 6:20). Вместе с тем эта Н. - плод Св. Духа и стимул к нашему очищению (1Ин 3:3).
Надеяться
Надеяться -> Надежда, надеяться, упование, уповать.
Надменность
Надменность -> Гордость, тщеславие, надменность.
Надпись
I. В Др. Риме существовал обычай выписывать обоснование смертного приговора на табличку, к-рую несли перед приговоренным, следовавшим к месту казни. Затем, после распятия, эта Н. [греч. эпиграфэ или титлос] укреплялась на кресте над головой казненного (Мф 27:37; Мк 15:26). Пилат приказал укрепить над головой Иисуса Н. на трех языках (арам., лат., греч.), гласившую: "Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Ин 19:19 и след.). В такой форме иудеи восприняли надпись оскорбительной для себя (Ин 19:20 и след.; ср. ст. 15), но Пилат настоял на этих словах (ст. 22), возм., в отместку за то, что иудеи вынудили его осудить Иисуса (ст. 12, -> Кесарь, II). II. Надпись на монете содержала название города, где производилась чеканка, а также имя правителя, чеканившего ее. Изображение имп. на рим. динарии свидет-вовало о том, что эта монета - его собственность. Слова Иисуса: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" означают след.: подобно тому как монета имеет изображение кесаря, человек носит образ Божий (Быт 1:26) и, следовательно, его жизнь принадлежит Богу.
Наема
Наема, город в Шефеле (Нав 15:41), возм., совр. Хирбет-Феред на реке Нахал-Сорек, неподалеку от Арак-Наамана, в 7,5 км сев.-зап. Бет-Шемеша.
Наемник
Наемник: [евр. сахир, "(нанятый) за плату"]: 1) у израильтян наемные работники, в отличие от -> рабов, не принадлежали к домочадцам. Н., работавший у священника, не мог есть жертвенную пищу (Лев 22:10). Н. нанимали на определ. время, возм., всего на один день (Мф 20:1,2). Поскольку Н. существовал исключит. на -> вознаграждение за свой труд, то Закон предписывал выдавать работнику плату ежедневно, до захода солнца (Лев 19:13; Втор 24:14 и след.; ср. Иер 22:13; Иак 5:4). Плата Н. была вдвое больше, чем издержки на содержание раба (Втор 15:18). "Наемничьи года" (Ис 16:14; 21:16) - это отсчит. с точностью до дня число полных лет работы Н. В Иов 7:1 и след. содержится намек на лишенную гарантий и заполненную трудом жизнь Н., не имеющего собств. имущества. В Мк 1:20 упоминается о работниках Зеведея; в притче о блудном сыне также говорится о Н. (Лк 15:17,19). В Ин 10:12,13 словом "Н." Синод. пер. передает греч. слово мистотос - "ра-ботающий за плату"; 2) еще одно знач. слова "Н." - "наемный воин" (Иер 46:21; Иез 29:19; Лк 3:14; 1Кор 9:7). В рим. эпоху это слово применялось, в частности, к солдатам-наемни-кам и поэтому получило дополнит. смысловой оттенок: "человек, безразличный к нрав-ственному результату своей деятельности и заботящийся только о вознаграждении". В этом значении слово "наемник" и употребляется в Евангелии; 3) в переносном смысле смерть названа наемничьей платой за грех [греч. опсониа; в Синод. пер. - "возмездие"]. "Плата наемнику" за грех - смерть - противопоставляется дару Божьему - вечной жизни во Христе Иисусе (Рим 6:23).
Назарет
Назарет (возм., "стражница"), город в Галилее, родной город Иисуса Христа (Мф 2:23; Мк 1:9; Лк 2:39; Ин 1:46), в ВЗ не упоминается. Совр. Назарет [новоевр. Нацрат, араб. Эн-Назира] расположен на высоте 350-400 м на юж. склоне горы Джебель-эс-Сих: отсюда можно увидеть панораму всей Изреельской равнины. Через небольшой в новозаветные времена Н. (см. Ин 1:46) проходил оживленный торговый путь из Дамаска в Египет, что, несомненно, налагало свой отпечаток на городскую жизнь. Иисус покинул Н. в начале Своего обществ. служения; позднее на Своей родине Ему пришлось столкнуться с неверием в Себя (Мк 6:1-6; Мф 4:13; Ин 2:12). В наши дни в Н. показывают синагогу, где
Иисус говорил об исполнении обетования, возвещенного через Исаию (Лк 4:16 и след.), а также место, откуда, по преданию, Его хотели сбросить (ст. 29). Дом, к-рый демонстрируют как жилище Марии, вызывает сомнение. Только единств. в округе большой источник, называемый сегодня "Источником Марии", вероятно, существовал еще в новозаветные времена. См. карту на стр. 183 и цвет. вклейку 58.
Назорей, Назарянин
I. Слово "назорей" происходит от евр. назир, "посвященный", "отделенный", но может иметь отношение и к слову незер, "диадема", "венец" (подразумеваются волосы Н.); см. Чис 6:7: "посвящение Богу его на главе его".
II. Постановление о назорействе приведено в Чис 6. У израильтян обет назорейства мог дать любой человек - мужчина или женщина, - если считал необходимым посвятить себя Богу на определ. время или на всю жизнь. В исключит. случаях человек еще до рождения был предназначен в Н. Богом (как, напр., Самсон; Суд 13:5,14) или собственной матерью (как, напр., Самуил; 1Цар 1:11).
III. Обет назорейства включал в себя: а) абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушеных виноградных ягод и от всего того, "что делается из винограда" (Чис 6:3 и след.); б) отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства (ст. 5); в) запрещение приближаться к мертвому телу даже в случае смерти ближайших родственников (ст. 6 и след.). При внезапной смерти к.-л. в присутствии Н. последний считался нечистым в течение последующих семи дней; после этого Н. должен был начать срок назорейства заново, для чего сбривал волосы на голове и приносил жертву (ст. 9-12); г) по исполнении обета Н. должен был принести различные жертвы, сбрить свои волосы перед входом в скинию (позднее - в храм) и положить их на огонь, к-рый горел под мирной жертвой. Потом священник брал сваренное плечо овна от жертвы благодарения, пресный пирог и пресную лепешку и, положив это на руки Н., возносил, потрясая пред Господом (-> Жертва потрясания) (ст. 13-20). После этого Н. вновь мог жить обычной жизнью.
IV. Давая обет, Н. всецело посвящал себя Господу, для Которого он был свят (Чис 6:8) и ради Которого налагал на себя определ. ограничения, не отстраняясь при этом от обычного окружения. Т.о. Н. становился для окру-жающих живым знамением власти Бога, что в периоды общего забвения завета с Господом не встречало у израильтян понимания (Ам 2:11 и след.).
V. Образ жизни Иоанна Крестителя, призванного еще до своего рождения (Лк 1:15), напоминает тот, что должен был вести Н.; но Иоанн вел более строгую жизнь, чем того требовали предписания для Н. (Мф 3:4). О людях, вероятно, принявших обет назорейства, говорится в Деян 21:24,26.
VI. Назарянин [греч. надзаренос], назорей [греч. надзорайос], прозвище Иисуса Христа из -> Назарета (Мф 2:23; 26:71; Мк 1:24; 10:47; Лк 4:34 и др.). Оно связывало Иисуса с Назаретом, Его родиной, но у Матфея, возм., по произношению и по смыслу слово "назорей" ассоциировалось и с евр. незер ("отрасль") в пророчестве Исаии (Ис 11:1). Позднее иудеи прозвали христианство "назорейской ересью" (Деян 24:5).
Наин
Наин ("миловидный", "приятный"), упоминаемый только в НЗ (Лк 7:11; ср. -> Нея) галилейский город на сев. склоне холма Море, в 8 км юго-вост. Назарета, совр. Неин [новоевр. Наим]. См. карту на стр. 183.
Наказание, наказывать
ЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛЬ
Н. от Самого Бога или через человека постигает всех людей, к-рые совершили преступление против Бога или нарушили Его установления и этим обременили себя -> виной или -> грехом. Т.о., Н. обличает зло и восстанавливает установленный Богом порядок, свидет-вуя о святости и праведности Бога. В соотв. с этим целью наказания является не только возвращение наказуемого к нравственному образу жизни, поскольку даже самое совершенное наказание не может искупить человека от власти злых сил. В значит. большей степени Н. призвано показать, посредством страданий, удаленность наказуемого от Бога и тем самым вызвать стремление к получению Божьей помощи и к обращению. Н. должно отделить грешника от греха; но если наказанный упорствует в своем грехе, то Н. ему может стать смерть. Только в том случае, если виновный придет к признанию закона Божьего как нормы поведения и вместе с тем осознает свою вину, Н. сможет помочь ему. В Новом Завете это означает, что провинившийся подчиняется Закону Божьему, и этот Закон становится для него в конечном итоге "детоводителем ко Христу" (Гал 3:24).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 234.