Наверху, вверху, сверху, свыше
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наверху, вверху, сверху, свыше. В обычном значении эти слова передают пространственное восприятие наблюдателя, к-рый видит к.-л. предмет или явление выше той точки, в к-рой находится сам. Именно поэтому Библия говорит о -> небе как о месте пребывания Бога (Исх 20:4; Пс 103:3). Оттуда, свыше, народ Божий получает благословения (Быт 27:39), оттуда же "проливаются" правда (Ис 45:8) и спасение. Вместе с тем "свыше" означает и "от Самого Бога", "из Его руки". В Иак 1:17 происхождение "свыше" приписывается всякому совершенному дару, в Ин 19:11 - всякой власти, а в Иак 3:17 - мудрости. С помощью понятий "вверху" и "внизу" в НЗ показано противопоставление всего божественного земному, человеч. (Ин 8:23). Свыше приходит Иисус (Ин 3:31), а все, кто в Него верует, заново рождены свыше (Ин 3:3). Если вышний Иерусалим назван "матерью всем нам" (Гал 4:26), то имеется в виду наша принадлежность к истинному народу Божьему. В этом случае выражение "ищите горнего" (Кол 3:1 и след.) означает: "во всем покоряйтесь воле Бога".

 

Навоз

Навоз. С древних времен Н. домашних животных использовался на полях в качестве удобрения, а высушенный верблюжий и коровий Н. - как топливо (Иез 4:15). В Библии слово "Н." употребляется также в метафорич. значении, когда речь идет о поверженности, униженности ("как навоз на поле",

 

4Цар 9:37; Иер 9:22), ненужности (Лк 14:35). В Ис 25:10 завоеванный иноземцами Моав сравнивается с соломой, к-рая "попирается в навозе"; -> Уголь. В числе предписаний к совершению жертвы за грех содержится указание сжигать нечистоты жертв. животного вне стана (Исх 29:14; Лев 4:11 и др.), то же говорится и о человеч. нечистотах (Втор 23:12-14). Поэтому понятно, каким бесчестием считалось превращение любого сооружения в "место нечистот" (4Цар 10:27) и каким позором грозило священникам обещание пророка "раскидать" на их лица "помет" за грехи их (Мал 2:3). Лежание в Н. (1Цар 2:8; Пс 112:7 - в обоих случаях в Синод. пер. - "брение"; Плач 4:5) символизировало крайнюю нужду и унижение человека (ср. Ис 25:10).

 

Навозные ворота

Навозные ворота -> Иерусалим (III,В).

 

Навузазван

Навузазван [аккад. Набу-сезибанни, "Нево, спаси меня!"], начальник евнухов Навуходоносора (Иер 39:13).

 

Навузардан

Навузардан [аккад. Набу-зер-иддин, "Нево дает потомков"], начальник телохранителей -> Навуходоносора (4Цар 25:8-20; Иер 39:9 и след.; 41:10; 43:6; 52:12-26,30). Он же позаботился об освобождении пр. Иеремии (Иер 39:11-14; 40:1-6).

 

Навуфей

Навуфей [евр. Навот, "отпрыск" или "возвышение"], изреелитянин, к-рый владел виноградником, располож. рядом с изреельским дворцом Ахава. Н. отказался продать Ахаву или обменять свой наследств. надел. Тогда царица Иезавель, подговорив лжесвидетелей, устроила неправедный суд над Н. Он был по-бит камнями, и Ахав вступил во владение ви-ноградником. Явившийся пр. Илия возвестил царю, что за совершЁнное злодеяние его постигнет суд Господа (3Цар 21; 22:38; 4Цар 9:26,30-37).

 

Навуходоносор

Навуходоносор [аккад. Набу-кудурри-уцур, "Нево, сохрани права наследования"]. Вавил. царь, сын и наследник царя Набопаласара, основателя Нововавилонского царства. Еще будучи наследником престола, Н. одержал по-беду над фараоном -> Нехао II (библ. Нехао) в 605 г. до Р.Х. в битве при Каркемише (библ. Кархемис) (см. Иер 46:2-12). Н. преследовал противника вплоть до егип. границы, но затем, из-за кончины Набопаласара, ему пришлось вернуться в Вавилон, чтобы закрепить за собой престол (605-562 гг. до Р.Х.). Вероятно, во время этого похода Н. вошел в Иерусалим и взял там заложников, в числе к-рых был и Даниил (Дан 1:1-7). В 605 и 604 гг. до Р.Х. Навуходоносор покорил Сирию и Палестину; в декабре 604 г. он завоевал Аскалон (4Цар 24:7). Вавил. хроника сообщает под

 

601 г. до Р.Х. о втором сражении между Н. и Нехо II, исход к-рого остался нерешенным, но подобная оценка вавил. летописца означает, что вавилоняне потерпели поражение. Во всяком случае, это сражение заставило Н. пополнить и заново вооружить свое войско. В этой связи -> Иоаким попытался освободиться от вавил. господства, что привело к осаде Иерусалима. Царь умер еще до прибытия Навуходоносора, к-рый лишь отстранил от власти и увел в плен его наследника ->

 

Иехонию и назначил царем -> Седекию

 

(597 г. до Р.Х.). На этот раз в числе пленных оказался пр. Иезекииль (ср. Иез 1:1-3). Но егип. фараон Априй (библ. Вафрий) доставлял Навуходоносору немало беспокойства. На западе разразилось новое восстание, в к-ром принял участие и Седекия. Иерусалим пал в 587 г. до Р.Х. после трехлетней осады; храм был полностью разрушен, а народ уведен в плен. Из восставших городов Тир оказывал наиб. долгое и упорное сопротивление (585-573 гг. до Р.Х.). Восстановив свою власть в Сирии и Палестине, Навуходоносор в 568 г. до Р.Х. вновь напал на Египет. Амасис II (569-526 гг. до Р.Х.), наследник Априя, покорился завоевателю. Поход Н. против аравийских племен (Иер 49:28-33), согл. вавил. хронике, приходится на 599-598 гг. до Р.Х.

 

Сведения вавил. источников о воен. походах Н. довольно скудны; посвящ. царю надписи воздают ему честь за заслуги в области культуры и религии. Он много сделал и в области законодат-ва. Но, видимо, ближе всего его сердцу было укрепление столицы и расширение ее границ, а также возведение в ней новых зданий. Он восстановил храм Мардука, укрепил гор. стены и соорудил для себя великолепный дворец, на крышах к-рого были разбиты знаменитые "висячие сады". Своим великолепием Вавилон превзошел Ниневию. Раскопки подтвердили слова Навуходоносора, приведенные в Дан 4:27: "это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!" За высокомерие Н. постиг Божий суд: он на какое-то время потерял рассудок, и "царство отошло от него. По окончании же дней тех... разум возвратился" к нему, и он был "восстановлен на царство" (ст. 28-34). После смерти Н. вавил. престол перешел к его сыну -> Евилмеродаху. См. цвет. вклейки 11; 12; 13.

 

Нагалал (Наглол)

Нагалал (Наглол) (евр. "сопровождать"), левитский город в уделе Завулона (Нав 19:15; 21:35), жители к-рого не были изгнаны израильтянами (Суд 1:30). Этот город исследователи отождествляли с Малулом, располож. в 6 км зап. Назарета (см. карту на стр. 526; 958), однако археологи не обнаружили в этом месте следов древнего поселения.

 

Нагале-Гааш

Нагале-Гааш -> Нахле-Гааш.

 

Нагалиил

Нагалиил (возм., "владение есть Бог"), место в пустыне между -> Матанной и -> Вамоф-Ваалом, где израильтяне разбивали свой стан (Чис 21:19). Полагают, что это долина Вади-эль-Вала, реки, впадающей в Мертвое море в 17 км сев. Арнона.

 

Наггей

Наггей [евр. Наггай], один из предков Иису-са Христа (Лк 3:25).

 

Наглол

Наглол -> Нагалал.

 

Нагой.

Нагой. Неодетым, или Н., называли того, кто снимал верхнюю одежду, оставаясь в нижнем одеянии (1Цар 19:24; ср. 2Цар 6:20; Ис 20:2; Ин 21:7). (-> Одежда.) Тот, кто был убого или бедно одет (Иак 2:15), также считался Н. (Ис 58:7). Кр. того, это понятие встречается и в его букв. смысле: "совершенно раздетый". Адам и Ева были Н. в раю (Быт 2:25), наг и новорожд. ребенок (Иов 1:21).

 

Нагорная проповедь

 

ПОНЯТИЕ

Н.П. называют речь, к-рую Иисус Христос произнес перед учениками и собравшимся народом (Мф 5-7; Лк 6:20-49). Эта речь состояла из связанных друг с другом изречений и наставлений, к-рые следует трактовать в общем контексте благовествования Иисуса. У Луки изложение проповеди значит. короче, но, как и у Матфея, оно начинается с заповедей блаженства, а заканчивается притчей о строит-ве дома. Отрывки из Н.П. встречаются во многих главах Ев. от Луки, в то время как у Матфея ее содержание изложено компактно. В то же время нек-рые фрагменты проповеди записаны только в Ев. от Матфея. Особенно это относится к Мф 5:17-37 и 6:1-8,16-18. Согл. Мф 5:1, речь была произнесена Иисусом на горе, а в Лк 6:17 сказано, что Он проповедовал "на ровном месте".

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОВЕДИ (ПО МАТФЕЮ)

1) рассказывая Своим ученикам о Царстве Божием, пришедшем на землю вместе с Ним, Иисус обращается к ним как к праведникам, обретающим блаженство, несмотря на то, что их настоящее и будущее земное существование во многих отношениях позволяет считать их обделенными жизнью (Мф 5:3-12; Лк 6:20-23). Каждая заповедь блаженства имеет при себе обетование, говорящее о награде, назначенной ученикам за их ожидание Божьей помощи в любви и смирении. Иисус называет Своих учеников солью земли и светом мира (Мф 5:13-16), т.е. непреходящим началом, придающим жизни смысл. К этим основополагающим утверждениям примыкает довольно большой отрывок (ст. 17-48), в к-ром Иисус объясняет ученикам ветхозаветный Закон, шестикратно повторяя: "А Я говорю вам". Здесь Иисус показывает нам образец жизни, проникнутой истинным, а не внешним и формальным смирением пред Отцом. Здесь проявляется дарованное Иисусу исключит. право, пользуясь к-рым, Он по Своему усмотрению углубляет ветхозаветный Закон (напр., ст. 21 и след.), либо давая его заповедям собств. толкование (ст. 27 и след.), либо полностью отменяя их (ст. 33 и след.; 38 и след.). Но такое властное обращение с некогда непреложным Законом (7:29) не было его нарушением, а являлось его исполнением, потому что цель, к-рой служил Закон, осуществлялась в личности и служении Иисуса (5:17). Поэтому для понимания сути Н.П. необходимо постоянно помнить о личности Проповедника, а не ограничиваться лишь рассмотрением ее этического содержания. Целью, на достижение к-рой должна быть направлена жизнь нового народа Божьего, является совершенство (ст. 48), но совершенство это достигается не нарушением заповедей Закона, а их исполнением Самим Иисусом (ст. 17). Греч. слово телейос, перевед. здесь как "совершенный", имеет также значение "нераздельный", "целый" (осн. знач.: "полный"). Н.П. является, т.о., тем действием, тем обращением, с помощью к-рого Господь приобщает Своих учеников к совершенной жизни пред Богом. Одноврем. с этим она служит последователям Иисуса предупреждением и обетованием; 2) новая жизнь в пришедшем на землю Царстве Божьем не должна быть отрицанием жизни старой, она должна произрасти из семени, заложенного ранее в заповедях и обетованиях ВЗ, исполняющихся теперь силой Св. Духа в спасительной миссии Сына Божьего. Так, в след. отрывке (Мф 6:1-18) говорится о трех ветхозаветных понятиях - "милостыня", "молитва", "пост", к-рые нужны человеку не для того, чтобы казаться праведным, а для того, чтобы быть им. Уча Своих учеников молиться (ст. 5-8,9-13), Иисус со словами молитвы "Отче наш..." преподает им урок веры. Те люди, к-рые подобным образом обращают свои молитвы к Богу, перестают тяготиться бременем житейских забот, полностью доверяясь Небесному Отцу. Все мысли и стремления нового народа Божьего должны быть направлены на поиск Царства Божиего и правды Его (ст. 33). И тогда, как обещал Иисус, им приложится и пища, и одежда, и все необходимое, и их жизнь будет лишена ненужных забот о завтрашнем дне; 3) изменить свое отношение к жизни необходимо не только ученикам, но и каждому человеку. Никому не позволено осуждать своего брата (Мф 7:1-5). Человек должен поступать с другими людьми так, как он хотел бы, чтобы они поступали с ним (ст. 12). Этого можно добиться, если постоянно помнить о том, что Отец наш на небесах слышит людские молитвы и "дает блага просящим у Него" (ст. 7-11). Но приглашение Иисуса "входить тесными вратами" не оставляет сомнения в том, что лишь немногим удастся найти истинный путь, ведущий в жизнь (ст. 13 и след.). Найти этот путь можно, лишь соблюдая единство слова и дела, веры и поступков, исполняя волю Отца Небесного и избегая пустословия и похвальбы (ст. 15-23). Вера, или, как говорил Иисус, благоразумие дается человеку, полностью полагающемуся на Слово Божье; так, в заключительной притче о строит-ве дома благоразумный человек противопоставляется безрассудному (ст. 24-27). Жизнь человека, слушающего Слово Божье и поступающего в соответствии с ним, подобна дому, построенному на камне, и поэтому нерушима, в то время как невнимание к Слову Божьему равнозначно строит-ву дома на песке, и человек безрассудный не устоит пред лицом житейских испытаний и пред Божьим судом. Слушатели были поражены не только содержанием проповеди, но и той силой, с к-рой было произнесено это откровение о новой жизни: "Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи" (ст. 29).

 

ЗНАЧЕНИЕ НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ

1) существует множество толкований Н.П., начиная с попытки представить ее в качестве свода правил, регулирующих жизнь общества (напр., у Л.Толстого или у части анабаптистов), и заканчивая использованием ее в средневековом католицизме для разграничения между законами, обязательными для всех христиан (praecepta dei), и "евангельскими со-ветами" (consilia evangelica), следуя к-рым человек получает возможность достичь более высокой степени самосовершенствования. В последнем случае Н.П. представляется своего рода учением о добродетели. Но Н.П. не является ни разрешительной грамотой для попыток радикальным образом изменить мир к лучшему, напр., путем уничтожения частной собственности, ни главным аргументом в борьбе с заслуживающими критики обществ. проявлениями. Для Лютера требования, предъявленные в Н.П., не относятся к какой-то особой, сверхчеловеч. этике, а распространяются на всех христиан. Живя в этом мире, Христос понимает любовь, к-рая и лежит в основе Н.П., иначе, чем это сформулировано в антитезах (Мф 5:21-47). Для Лютера христианин - это не только подданный Небесного Царства, но и член светского общества. В личной вере христианин может возвыситься над миром (и, напр., отказаться от ответного насилия), но в обществ. жизни, когда беда коснулась кого-то другого (напр., члена семьи), христианину необходимо прежде всего защищать людей, порученных его заботам, чтобы тем самым исполнить заповедь Господа. Н.П. не дает человеку права бежать от мира, чтобы в небольшой замкнутой общине служить идеалам (как это предлагали во времена Реформации анабаптисты и меннониты), но она не ограничивается и задачей пробудить в человеке осознание собств. греховности и желание обрести Божье прощение (как во времена Реформации утверждали правоверные лютеране). В этом случае получается, что Божьи заповеди не имеют силы в других сферах человеч. жизни (экономика, политика и т.д.). И хотя Н.П. нельзя рассматривать в качестве прямой "программы действий" (т.к. уничтожение любой властной структуры, напр. полиции, неизбежно приводит к разгулу насилия, что никак не согласуется с призывом любить ближнего), все же ей присущи нек-рые моменты, побуждающие к переустройству общества, так что претворение проповеди в жизнь последователями Христа не могло не сказаться и на внешних сторонах этой жизни (ср. "соль" и "свет": Мф 5:13 и след.). Но в любом случае было бы неправильно навязывать другим свое понимание Н.П. Она - ни что иное, как свод основных законов грядущего Царства Христа, к-рое уже сегодня наступило для детей света, а в будущем охватит весь мир; 2) построение Н.П. основано на взаимосвязи требований и обетований, описания существующего порядка вещей и предвещения будущего. Речь, произнесенная Христом, обращена к узкому кругу учеников (Мф 5:1), но ей внимал и народ, присутствовавший при этом. Из заключительной притчи (Мф 7:23-27) становится ясно: учеником Христа может считаться лишь тот, кто слушает Его слова и исполняет их. Человеку, поступающему подобным образом, будут дарованы блаженства, с перечисления к-рых и начинается Н.П. (Мф 5:3 и след.). В заповедях блаженства не имеется в виду какая-ли-бо определ. группа людей, в них, скорее, говорится о страданиях и преследованиях, выпавших на долю учеников Христа, тогда как обетования призваны явить ученикам будущую жизнь, уже познанную ими в вере, но к-рая откроется для остального мира лишь после Второго пришествия Иисуса. Вместе с тем из Н.П. ясно, что Царство Божие, начало к-рому положил Своим пришествием Иисус и свидетелями которого были Его ученики, не есть нечто совершенно новое, а является исполнением и завершением обетований ВЗ. Но исполнить эти обетования дано лишь Иисусу, и поэтому каждое слово Н.П. следует рассматривать как произнесенное Сыном Божьим, в Котором все обетования Божьи "да" и "аминь" (2Кор 1:20). И кто верует в Него и живет по закону веры, тот, ведомый Св. Духом, достигнет совершенства. Осуществление на практике принципов, изложенных в Н.П., Писание называет не делами людей, а плодами Духа (Гал 5:22). Т.о., Н.П. - это призыв к жизни со Христом и в полном подчинении воле Божьей, прозвучавший в Израиле и разнесшийся повсюду, где проповедуется Евангелие. Это - проповедь грядущего спасения, глубокого смирения и твердой веры в Отца Небесного.

 

Нагота, обнажать(ся)

Нагота, обнажать(ся). "Открывать наготу" означает лишать к.-л. одежды (Ис 47:2) или защиты (Иер 49:10). Снимать одежду, соответствующую сословному положению, считалось постыдным (2Цар 6:20). В Быт 9:22 и Исх 20:26 слово "Н." [евр. эрва] означает половые органы. Выражение "открывать наготу" часто употребляется в переносном смысле, когда речь идет об идолопоклонстве и след. за ним суде (Ис 47:3; Иез 16:36 и след.; Наум 3:5).

 

Награда

Награда -> Плата, вознаграждение, награда.

 

Надав (Нават)

I. "Он (Бог) показал свою щедрость": 1) старший сын Аарона (Исх 6:23), брат -> Авиуда; 2) израил. царь (907-906 гг. до Р.Х.), сын и наследник Иеровоама I. Н. поддерживал поклонение тельцу, введенное его отцом. Во время осады Гавафона Филистимского Н. был убит Ваасой. С убийством Н. и воцарением вместо него Ваасы был истреблен весь дом Иеровоама, как это и предвещал Ахия Силомлянин (3Цар 14:10,11; 15:25-31); 3) сын Шаммая из колена Иуды (1Пар 2:28,30); 4) вениамитянин, сын Иеила и Маахи (1Пар 8:29,30; 9:35,36).

 

II. [евр. Нодав], арабское кочевое племя, обитавшее в сир. пустыне (1Пар 5:19).

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 172.