В 1Тим 3:1 и след., а также в Тит 1:7 и след. названы качества, необходимые человеку, занимающему епископскую должность (в Тит 1:5,7 "пресвитер" и "Е." означают одно и то же). Эти требования важны не только при принятии решения, кому быть Е., но и самому Е. они послужат для самопроверки и помогут его постоянному духовному росту. По мнению ап. Павла, Е., к-рого он называет "Божьим домостроителем", необходимо иметь дар наставника, терпение; он должен быть мудрым и рассудит. и пользоваться хорошей репутацией даже у тех людей, к-рые не принадлежат к Церкви. -> Служение -> Пресвитер -> Пастырь -> Учитель.
Ераст
Ераст [греч. Эрастос, "любимый", "желанный"], христианин, к-рый служил Павлу в Эфесе и был направлен им вместе с Тимофеем в Македонию (Деян 19:22). В Коринфе Е. и Тимофей вновь находились при апостоле и передали свое приветствие рим. церкви (Рим 16:21,23). Из текста этого послания известно, что Е. был хранителем казны в Коринфе. Позднее он, по-видимому, вновь путешествовал с Павлом, но во время второго заключения апостола в Риме оставался в своем родном городе (2Тим 4:20). Не исключена возможность, что сподвижник Павла и хранитель казны - два разных человека. См. цвет. вклейку 46.
Ересь
Ересь. Учение первых христиан иудеи называли "Назорейской ересью" (Деян 24:5). Слово "Е." греч. хайресис; Деян 24:14; 28:2 - в Синод. пер. - "учение") не имело негативного оттенка, оно означало религ. партию, школу или группу (ср. Деян 5:17; 15:5; 26:5 - в Синод. пер. - "учение"). Ср. -> Фарисеи -> Саддукеи.
Ери
Ери [евр. Эри, "бдительный"], сын Гада (Быт 46:16). Его потомки образовали один из родов гадитян (Чис 26:16).
Ерм
Ерм [греч. Гермас (Гермес), имя одного из греч. богов], христианин из Рима, к-рому ап. Павел передает приветствие (Рим 16:14).
Ермий
Ермий [греч. Гермес]: 1) греч. бог, к-рому в римской мифологии соответствовал Меркурий. Он считался посланцем богов и, согл. легенде, был спутником Зевса (рим. Юпитера), когда боги спускались на землю. Об этом вспомнили жители языческой Листры: видя, что апостол исцелил парализованного, они наделили Павла достоинствами Гермеса (Деян 14:8-18); 2) христианин из Рима, к-рому ап. Павел просит передать приветствие (Рим 16:14).
Ермоген
Ермоген ("происходящий от Ермия"), христианин, покинувший ап. Павла (2Тим 1:15).
Ермон
Ермон [евр. Хермон, "(гора) изгнания", "(го-ра), освященная изгнанием"]. Арабы называют эту гору Джебель-эт-Тельдж ("гора снега"), или Джебель-эш-Шех ("гора старца"). Сидоняне называли ее Сирионом, а аморреи - Сениром (Втор 3:9). Гора Е. является юж. отрогом хребта Антиливан. Самая высокая точка ее трезубого гребня - 2814 м. Поэтому в Пс 41:7 говорится о "Хермоним", т.е. "горах Ермон". Некогда здесь водилось много хищников (Песн 4:8). В Пс 88:13 гора Е. упо-минается как одна из главных гор Палестины. Ныне эта гора на стыке границ трех стран - Сирии, Иордании и Израиля - имеет большое стратегич. значение. См. карту на стр. 891.
Есевон
Есевон, 1) столица царства Сигона. Город располагался между реками Арнон и Иавок, в 25 км вост. устья р. Иордан. Е. был завоеван израильтянами (Чис 21:25) и после разрушения заново построен коленом Рувима (Чис 32:37). Е. находился на границе уделов Рувима и Гада (Нав 13:17,26). Из озер Есевонских, к-рые в Песн 7:5 сравниваются с глазами невесты, сохранилось только одно. Позднее Е. принадлежал моавитянам; в этой связи он упоминается в предсказаниях бедствий, к-рые постигнут Моав (Ис 15:4; Иер 48:2,3,4 и след.). Его совр. название Хесбан. См. карту на стр. 444; 891; 2) [евр. Ивцан], судья Израиля родом из Вифлеема, правивший семь лет (Суд 12:8-10). Примечат., что у него было очень много детей: 30 сыновей и 30 дочерей. Е. был погребен в родном городе.
Есек
Есек ("спор", "раздор"), название колодца, к-рый выкопали пастухи Исаака (Быт 26:20), его местонахождение не установлено.
Еслим
Еслим [евр. Хесли, возм., кр. ф-ма от Азалии, "Яхве явил свое благородство"], предок Иисуса, живший в период после вавил. плена (Лк 3:25).
Есром
Есром -> Хецрон (I,2).
Есфири книга
Есфири книга -> Книга Есфирь.
Есфирь
Есфирь [евр. Эстер, имя перс. происхождения, предположит. означающее "девственница" или "звезда"]. Осиротевшая дочь некоего иудея из диаспоры (Есф 2:7), удочеренная своим двоюродным братом Мардохеем. Ее иуд. имя было Гадасса (ст. 7). Когда перс. царь Артаксеркс (Ксеркс I, 485-465 гг. до Р.Х.) отверг свою супругу Астинь (Есф 1:12 и след.), ему было представлено множество девиц, из к-рых он мог выбрать новую царицу (Есф 2:2,8). Е. обрела расположение царя (Есф 2:17 и след.) и благодаря своей мудрости и осторожности смогла расстроить смертоносный замысел второго по значимости человека в гос-ве - Амана, к-рый, будучи могуществ. царедворцем, стремился истребить в Персии всех иудеев (Есф 3:6). В память о спасении иудеев (Есф 7:1 и след.; 8:5 и след.) был установлен праздник Пурим (от пур - "жребий"; Есф 8:16 и след.; 9:17 и след.,24,26). О событиях, давших повод для этого празднования, рассказано в Книге Есфирь, получившей название по имени царицы.
Есхол
Есхол. О соглядатаях, посланных в землю Ханаанскую, сказано: "...и дошли до Хеврона ... и пришли к долине Есхол..." (Чис 13:23 и след.). Поэтому исследователи ищут эту долину вблизи Хеврона, хотя в Чис 32:9 и Втор 1:24 Хеврон не упоминается. Вблизи Хеврона есть несколько мест, к-рые можно было бы отождествить с Е. Название источника Айн-Кашкала (Айн-Эшкала), находящегося прим. в 5 км сев.-зап. города, созвучно древнему названию Е. Кр. того, Е. отождествляют также с Вади-эль-Халилем, располож. юго-зап. Хеврона.
Етам
Етам -> Ефам.
Ефа
Ефа [евр. Эфа, возм., "мрак"]: 1) сын Мадиана (Быт 25:4; 1Пар 1:33), родоначальник одноим. араб. племени, населявшего тер. к югу от Палестины (Ис 60:6). В ассир. надписях это племя упоминается как Хаяпа. Возм., это название сохранилось как Гевафа - так называется совр. селение, располож. вост. залива Акаба, прим. в 80 км юго-зап. Табука; 2) наложница Халева, сына Есрома (1Пар 2:46); 3) сын Ехдай (в Синод. пер. - Иегдая), вероятно, другой наложницы Халева (1Пар 2:47); 4) -> Меры длины, площади, объема и веса (I,4,а).
Ефам (Етам)
Ефам (Етам): 1) город в Иудее, укрепленный Ровоамом (2Пар 11:6; ср. 1Пар 4:3), совр. Хирбет-эль-Хох, находящийся вблизи Айн-Атана, у подножия холма, скрывающего под собой древнее поселение. Город расположен в 3 км юго-зап. Вифлеема (см. карту на стр. 840) (-> Иерусалим, II,В); 2) селение в уделе Симеона (1Пар 4:32), возм., совр. Телль-Эйтун, находящийся поблизости от Телль-Бейт-Мирсима (древн. Дебира; библ. Давира); см. карту на стр. 896; 3) скала, в ущелье к-рой сидел Самсон (Суд 15:8,11). Возм., это отвесная стена горы Арак-Исмаин, в к-рой есть большая пещера. Эта гора находится вблизи железнодорожной станции Дер-Абан, вост. Бет-Шемеша, что в долине Вади-эс-Сарар, и напротив Хирбет-эс-Сиджага (возм., это развалины Рамаф-Лехи - Суд 15:17); 4) егип. погран. крепость, стоявшая на месте пересечения дорог, ведущих к центру и на юге Синайского полуо-ва, и предположит. находившаяся на сев. побережье Горьких озер, - там, где ныне пролегает Суэцкий канал (Исх 13:20; Чис 33:6). Так же называется и пустыня, располож. вост. этого места (Чис 33:8). См. карту на стр. 706; 5) -> Ефан.
Ефан, Ефам
Ефан, Ефам [евр. Этан, "прочный", "долговечный"]: 1) Е. Езрахитянин, знаменитый мудрец, упоминаемый в 3Цар 4:31 наряду с прочими мудрецами, мудрость к-рых была превзойдена мудростью Соломона. Е. известен как создатель одного из псалмов (Пс 88:1). Согл. 1Пар 2:6, он происходил от Зары из колена Иуды; 2) левит из рода Мерари, сын Кишия (Кушаии) (1Пар 6:44; 15:17), певец (ст. 19). Наряду с Асафом и Еманом он руководил певцами в храме во времена Давида; его имя, видимо, затем было изменено на Идифун (ср. 1Пар 15:17,19 с 16:37,41; 25:1). Позднее Еман и Е. обеспечивали служение при скинии и жертвеннике в Гаваоне, в то время как череда Асафа оставалась при ковчеге завета в Иерусалиме.
Ефваал
Ефваал [евр. Этбаал, "с Ваалом", т.е. "в сообществе с Ваалом", возм., "последователь Ваала"]. Царь Тира и Сидона, отец Иезавели, жены Ахава (3Цар 16:31). Согл. Иосифу Флавию (Иуд. древности, VIII,13,1 и след.), Е. был жрецом -> Астарты до тех пор, пока не убил своего брата, царя Фелеса, и не занял престол.
Ефер
Ефер (возм., связано с евр. "вымаливать посредством жертвы", "молиться"): 1) селение в Иудее (Нав 15:42), ныне Хирбет-эль-Атер, находящийся в 3 км сев.-зап. Бейт-Джибрин, прежнее название Е. - Елевферополь [ивр. Телль-Этер]; 2) город в уделе Симеона (Нав 19:7). Обнаруженная в -> Медеве карта дает возможность предполагать, что это совр. Эль-Хатира, располож. в 10 км юго-зап. Беэр-Шевы (Вирсавии) (см. карту на стр. 896); 3) -> Эфер (1,3).
Ефес
Ефес (в совр. лит-ре - Эфес). Город в Лидии, на зап. побережье Малой Азии, располагавшийся при впадении реки Каистр в Эгейское море. К тому времени, когда при римлянах Е. стал столицей провинции Асия, он уже имел долгую историю. Е. был расположен на пути из Рима на восток; сильно пострадал во время землетрясения в период правления императора Тиберия. Позднее обмеление эфесской бухты в результате заноса песком привело к упадку, а затем и к гибели города. Его развалины находятся вблизи деревни Аясолук [искаж. греч. гагиос теологос, "святой богослов"; этим титулом обладал ап. Иоанн, к-рый, согл. древнецерк. преданию, был главой малоазийских церквей, а в Е., как полагают, находилась его главная резиденция]. В новозаветный период Е. был самым значит. городом Малой Азии. В нем был жив дух позднегреч. космополитич. культуры; наряду с Иерусалимом и Афинами он был одним из трех святых городов древности. Е. с его Артемисием - храмом Артемиды - стал центром одного из вост. мистич. культов. Этот храм, обнаруженный археологами, считался одним из семи чудес света. Было найдено и подножие статуи богини, под к-рым находились драгоценные дары, пожертвованные богине Артемиде. За культ Артемиды город был награжден почетным титулом неокорос, ("блюститель храма") (Деян 19:35; в Синод. пер. - "служитель"), присуждавшимся по решению рим. сената тем городам, к-рые сооружали храмы в честь императоров и устраивали атлетич. состязания. Сохранились и развалины эфесского театра (Деян 19:29), в к-ром насчитывалось 66 рядов скамей с 24 тыс. мест для зрителей. (См. цвет. вклейку 22.) Во времена ап. Павла городом управляли Сенат и Народное собрание, руководимое секретарем ("блюстителем порядка", Деян 19:35). Это собрание осуществляло надзор и за гор. казной, размещавшейся в храме. Павел дважды бывал в Е. Первый раз он прибыл сюда из Коринфа весной 52 г. по Р.Х. (Деян 18:18 и след.), а затем жил здесь с осени 52 г. до лета 55 г. Сначала апостол три месяца проповедовал в синагоге, но, натолкнувшись на неприязнь, вместе с учениками отделился от иудеев и в течение двух лет ежедневно благовествовал "в училище некоего Тиранна" (Деян 19:8-10). Предположит. Павел наведывался в Е. и в третий раз (ср. 1Тим 1:3). См. карту на стр. 677.
Ефес-Даммим
Ефес-Даммим, местность в "долине дуба" (1Цар 17:1 и след.) между Сокхофом (возм., у совр. Эс-Сувеке) и Азеком (предположит. Телль-Закарие). Тогда Е.-Д. - это, вероятно, совр. Дженнабатейн. В 1Пар 11:13 эта местность названа Фасдамим.
Ефиопия, ефиопляне
Ефиопия, ефиопляне -> Куш.
Ефлал
Ефлал [евр. Эфлал, "рваный"], сын Завада и отец Овида из колена Иуды (1Пар 2:37).
Ефнан
Ефнан [евр. Этнан, "дар"], израильтянин из колена Иуды, сын Ахшура и Хелы (1Пар 4:7).
Ефний
Ефний [евр. Этни, краткая ф-ма от Ефнана], сын Зераха и отец Малхии, левит из рода Гирсона (1Пар 6:41).
Ефод
Ефод [евр. Эфод]: 1) часть облачения первосвященника, надеваемого при богослужении. Е. изготовляли из двух полотнищ дорогой материи, сотканной из золотых нитей, виссона (тонкого крученого льна) и шерсти голубого, пурпурного и червленого цветов. Он покрывал только грудь и спину. Переднее и заднее полотнища соединялись на плечах двумя нарамниками, на каждом из к-рых крепился оправленный в золото камень оникс с именами колен Израилевых (Исх 28:6-14; 39:2-7). На Е. золотыми цепочками крепился -> наперсник, в к-ром находились урим и туммим (Исх 28:30) - два камня, с помощью к-рых испрашивали волю Господа. По-видимому, именно в этой связи упоминается Е. в 1Цар 23:6-23; 30:7 и след. (-> Урим и туммим); 2) простой льняной Е. (эфод бад), к-рый принадлежал к облачению прочих священников (1Цар 22:18). Такой Е. носил юный Самуил (1Цар 2:18). В Е. был облачен и Давид, когда перевозил ковчег завета в Иерусалим (4Цар 6:14); 3) на ассир. клинописных табличках XIX в. до Р.Х. и в угаритских текстах XV в. до Р.Х. упоминается эпаду - одежда, к-рую носили преимущ. женщины; 4) в нек-рых местах Библии Е. упоминается в сочетании с домашними идолами (терафимами) - Суд 17:5; 18:14,17 и след.; Ос 3:4. В этих случаях речь может идти об одеянии идола и, возм., о самом идоле (Суд 8:27); 5) отец Ханниила, князя из колена Манассии (Чис 34:23).
Ефраим
Ефраим -> Ефрем (3).
Ефрафа
Ефрафа [евр. Эфрата, возм., "плодородная земля"]: 1) местность близ Вифлеема, а также прежнее название Вифлеема (Быт 35:19; 48:7; Руфь 4:11; Мих 5:2), где находится гробница Рахили. Эта гробница располагалась у дороги, к-рая вела из -> Рамы (2) мимо Фаворской дубравы в Гиву (1Цар 10:1-5). Поэтому нек-рые исследователи, принимая во внимание текст Иер 31:15, где сказано, что Рахиль возносит плач в Раме, предполагали, что существовала вторая Е. близ Рамы (1). Но подобная гипотеза не учитывает того обстоят-ва, что следует различать две Рамы (1 и 2), а также того, что в Быт 35:19 и 48:7 определенно говорится, что Рахиль была погребена близ Е., т.е. близ Вифлеема; 2) жена Халева и мать Хура (1Пар 2:19,50; 4:4).
Ефрафяне
Ефрафяне. Так названы жители Вифлеема в Руфь 1:2 и 1Цар 17:12; -> Ефрафа (1).
Ефрем (Ефраим)
Ефрем (Ефраим) [евр. Эфрайим, вероятно, "плодородная земля"]: 1) второй сын Иосифа, к-рого родила в Египте Асенефа, дочь Потифера, незадолго до наступления семи засушливых лет (Быт 41:50,52). Иаков, приняв обоих сыновей Иосифа, уравнял их со своими собств. сыновьями и благословил Е. как первородного вместо Манассии (Быт 48:5,8-20). Поэтому потомки Иосифа причисляются к двум коленам. С Рувима первенство было перенесено на Иосифа (1Пар 5:1 и след.). В благословениях Иакова (Быт 49:22-26) и Моисея (Втор 33:13-17) Е. и Манассия объединены вместе как потомки Иосифа. Многие из сыновей Е. погибли во время грабительского набега на Геф, предпринятого с тер. Египта (1Пар 7:20-23); 2) потомки Е., сына Иосифа, и их удел. Это колено было одним из самых малочисленных. За время странствования по пустыне его численность сократилась с 40 500 (Чис 1:33) до 32 500 пригодных к воен. службе мужчин, хотя колена Е. и Манассии вместе еще превышали по численности колено Иуды (Чис 26:22,34,37). При передвижении израил. стана Е. вел те колена, к-рые располагались к западу от скинии; здесь были также колена Манассии и Вениамина. Они снимались с места вслед за левитами, несшими скинию (Чис 2:18-24; Пс 79:3). При разделе Ханаана ефремляне получили удел в центральной части этой земли - от Иордана до Средиземного моря; на юге они граничили с коленами Дана и Вениамина, а на севере - Манассии (Нав 16:9; 17:8 и след.). В уделе Е. левитам был предоставлен Сихем и три других города, из к-рых Гезер (Газер) оставался во власти хананеев (Нав 16:10; 21:20-22). Зато город Вефиль ефремлянам удалось завоевать, возм., не без помощи колена Манассии (Суд 1:22,25). Когда оба колена пожаловались Иисусу Навину на то, что их уделы малы, он призвал их вырубить лес у горы Ефремовой (Нав 17:14-18) - на части тер. горной страны, попавшей в удел Ефре-ма (Суд 2:9; 4:5; 3Цар 4:8). Поскольку Иисус Навин был ефремлянином (Чис 13:9,17; Нав 19:49 и след.), а скиния была установлена в Силоме, принадлежавшем уделу Е. (Нав 18:1), это колено, несмотря на малочисленность, приобрело довольно высокое положение и ревностно старалось его сохранить. Варак разгромил Сисару не без помощи ефремлян (Суд 5:14). Когда же Гедеон не позвал их на битву с мадианитянами, пригласив лишь преследовать разбитых врагов, ему пришлось столкнуться с гневом ефремлян, к-рый он смог погасить разумными доводами (Суд 7:24 - 8:3). После победы Иеффая над аммонитянами новое возмущение ефремлян привело к трагедии, поскольку галаадитяне взялись за оружие и нанесли ефремлянам сокрушит. поражение (Суд 12:1-6). Данный текст также сообщает об особенности произношения ефремлян, связанной с диалектом, на к-ром они говорили, - ефремляне не выговаривали звук "ш", и по этому признаку галаадитяне выявляли уцелевших после битвы врагов, предлагая им в качестве проверки произнести слово "шибболет", к-рое у ефремлян звучало как "сибболет" (Суд 12:6). В периоды царствования Саула и Давида Е. стоит на стороне прочих сев. колен, впрочем не особенно проявляя себя (2Цар 2:8 и след.; 1Пар 12:30). Только после отпадения 10 колен от сына Соломона Ровоама, о чем было провозглашено в Сихеме, ставшем цар. городом (3Цар 12:1,16,25), Е. вновь приобретает влияние. Первый царь Северного царства Иеровоам и пророк Ахия были ефремлянами (3Цар 11:26,29). К полит. разногласиям добавились религ. Одно из золотых скульптурных изображений тельца Иеровоам установил в Вефиле (3Цар 12:28 и след.). Господствующее положение колена Е. на севере позволяло пророкам использовать имя "Е." для обозначения Израильского царства в целом (Ис 7:5,9; 17:3; Ос 4:17; 9:3,11,16; Зах 9:10). Завоевав в 722 г. до Р.Х. Самарию, ассирийцы увели ефремлян в плен, из к-рого не все они вернулись. Люди из колена Е., еще остававшиеся на тер. бывшего Израильского царства, смеялись и издевались над гонцами Езекии, к-рые приглашали их в Иерусалим на праздник Пасхи (2Пар 30:1,10). Езекия приказал уничтожить изображения Астарты и языч. жертвенники "в земле ... Ефремовой" (2Пар 31:1). Также поступил позднее и Иосия. Кр. того, этот царь принудил ефремлян сделать пожертвования на ремонт Иерусалимского храма (2Пар 34:6,9). Нек-рые ефремляне жили после возвращения из вавил. плена в Иудее (1Пар 9:3). Пророки возвестили окончат. воссоединение колен Е. и Иуды (Ис 11:13; Иез 37:16-19), и Иезекииль в своем предсказании выделил колену Е. удел в земле обетованной между коленами Манассии и Рувима (Иез 48:5). Однако в Откровении имя Е. не упоминается. Там наряду с Манассией (Откр 7:6) назван Иосиф (ст. 8); 3) город вблизи Ваал-Гацора (2Цар 13:23), тождеств. Ефрону (2Пар 13:19) и Офре Вениаминовой (Нав 18:23; 1Цар 13:17). Сегодня это место, располож. в 7 км сев.-вост. Вефиля, называется Эт-Тайджибе; но существуют и другие предположения относит. местонахождения Е. Ефраим "близ пустыни" (Ин 11:54) - это, по-видимому, тот же Эт-Тайджибе. Под пустыней в данном случае следует понимать долину Иордана. Е. был расположен к вост. от главной дороги, ведшей из Иерусалима на север. -> Офра.
Ефремов лес
Ефремов лес. Где именно находился упомянутый в 2Цар 18:6 Е.Л., точно не установлено. По мнению Дальмана, это место следует искать между Табкатом и Кафр-Абилом или на плоскогорье Эт-Тайджибе (в 1 Мак 5:46 Ефрон), вост. Иордана и юж. Ярмука. Поскольку удел колена Ефрема находился зап. Иордана, то это название, как полагают, может быть связано с поражением ефремлян в битве с Иеффаем (Суд 12:4-6).
Ефремова гора
Ефремова гора, самое древнее название центр. горной гряды, находящейся на зап. берегу Иордана, сев. Иудейских гор (Нав 17:15; Суд 3:27; 1Цар 1:1; Иер 31:6). В указ. местах Библии "гора Ефремова" тождественна горам Самарийским. К Е.Г. относилась область между Рамой и Вефилем (Суд 4:5). В той же горной стране находился и Сихем (1Цар 12:25).
Ефремовы ворота
Ефремовы ворота -> Иерусалим (III,В).
Ефрон
Ефрон [евр. Эфрон]: 1) хеттеянин, сын Цохара, у к-рого Авраам купил пещеру Махпелу для погребения Сарры (Быт 23:8 и след.); 2) крупный город на севере удела Иуды (2Пар 13:19) вблизи Вефиля, предположит. тождествен -> Офре (Нав 18:23) и -> Ефрему (3). Е. находился в 20 км сев. Иерусалима; 3) гора на границе между уделами Иуды и Вениамина, в непосредств. близости от города Кириаф-Иарима (Нав 15:9).
Еффей
Еффей -> Иттай (2).
Ецбон
Ецбон -> Эцбон (2).
Ецель
Ецель, селение в уделе колена Иуды (Мих. 1:11), в наст. время носящее название Дер-эль-Асал и располож. прим. в 5 км сев.-зап. Давира. См. карту на стр. 471.
Ецем (Ацем)
Ецем (Ацем). В Нав 15:29 говорится о Е. как о городе в уделе Иуды, а в 1Пар 4:29 он назван городом в уделе Симеона, поэтому можно предположить, что это был погран. город. Е. отождествляют с Хирбет-эль-Ацам [евр. Борот-Эцем], в 40 км к западу от юж. берега Мертвого моря. См. карты на стр. 896; 960.
Ецер
Ецер -> Эцер.
Ецион-Гавер
Ецион-Гавер (ецион [евр. эцйон] - кустарник Arthrochemum fruticosum; гавер [евр. гевер] - "молодой, сильный мужчина", возм., "хребет мужчины"). Город-порт на берегу залива Акаба (3Цар 9:26; 22:48), обнаруженный Н.Глюком при раскопках холма Телль-эль-Хулефи. В Е.-Г. и его окрестностях были найдены остатки крупных медеплавильных сооружений (-> Горное дело). Самые древние из плавильных печей Телль-эль-Хулефи относятся к XI в. до Р.Х. Как предполагают ученые, их восстанавливали во времена -> Соломона. Т.о., Е.-Г. был не только портом, но и крупным промышленным центром по переработке руды, доставлявшейся из медных копей Аравы и Синайского полуо-ва. См. карту на стр. 330; 386; 977.
Ешан
Ешан, селение в горах Иудеи (Нав 15:52), возм. Хирбет-Сама, прим. в 15 км юго-зап. Хеврона.
Ешбаал
Ешбаал [евр. Эшбаал, "человек (последователь) Ваала" или "человек Господа"]. Первонач. ф-ма имени -> Иевосфей (Иш-Бошет), сын царя Саула (1Пар 8:33; 9:39).
Ешбан
Ешбан -> Эшбан.
Ешек
Ешек [евр. Эшек], вениамитянин, отец трех сыновей (1Пар 8:39).
Ештаол (Естаол)
Ештаол (Естаол), город, находящийся в 20 км зап. Иерусалима и в 2 км сев.-вост. Цоры (совр. Эшва, ивр. Эштаол). В Нав 19:41 Е. причисляется к уделу Дана, в Нав 15:33 - к уделу Иуды, из чего следует, что, вероятно, это был погран. город. Дух Господень начал действовать в Самсоне, когда тот находился между Цорой и Е. (Суд 13:25). В Е. находится могила Самсона (Суд 16:31). Из Цоры и Естаола воины колена Дана отправились покорять Лаис (Суд 18:2,11). См. карту на стр. 1011.
Ештемо (Естемоа, Ештемоа)
Ештемо (Естемоа, Ештемоа), город в уделе Иуды (Нав 15:50); Нав 21:14; 1Цар 30:28. В 1Пар 6:57 он назван Ештемоа ("Город, где внемлют оракулу"). Согл. "Ономастикону" (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского, Е. - это евр. поселение в Дароме, в окрестностях Елевферополя. Ныне это селение, находящееся в 15 км юж. Хеврона, называется Ас-Саму. Здесь были обнаружены остатки древней синагоги. См. карту на стр. 896 и цвет. вклейку 49.
Ештон
Ештон [евр. Эштон], сын Махира из колена Иуды (1Пар 4:11 и след.).
Жаба
Жаба [евр. цефардеа; греч. батрахос]. Ж. упоминаются в ВЗ, когда речь идет о второй казни египетской (Исх 8:1-10; Пс 77:45; 104:30). Возм., здесь имеется в виду обитающая в Ниле озерная лягушка (Rana ridibunda), достигающая в длину 15 см. Египтяне считали это животное священным; одного из богов и одну из богинь они изображали с лягушачьими головами. В Палестине лягушки встречаются повсеместно, но увидеть их можно только в период дождей. В НЗ Ж. служат олицетворением нечистых духов, выходящих из уст дракона, зверя и лжепророка (Откр 16:13).
Жажда
Жажда -> Голод и жажда.
Жалкий
Жалкий. Иов называет трех своих друзей "жалкими утешителями" (Иов 16:2), т.к. своими речами они не приносят ему утешения, а лишь усиливают страдания.
Жало
Жало. "Жало в плоти", о к-ром говорит Павел в 2Кор 12:7, на основании Гал 4:14 и след. пытались истолковывать как болезнь глаз (см. Деян 23:5; Гал 6:11: "какими большими буквами я написал вам" - цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), но такое истолкование является необоснованным. Более вероятно, что под "жалом в плоти", скорее, подразумеваются противники апостола; в пользу такого толкования говорит сравнение с соотв. образными выражениями в Чис 33:55; Нав 23:13; Иез 28:24.
Жалоба
Жалоба -> Плач, оплакивать.
Жаровня.
Жаровня. Под Ж. в Иер 36:22,23, вероятно, подразумевается переносная металлич. емкость, к-рую в богатых домах ставили зимой на пол для обогрева. При раскопках в Таанахе (библ. Фаанах) археологи обнаружили глиняную печь пирамидальной формы, высотой около 1 м, относящуюся прим. к концу VII в. до Р.Х. Она была украшена различными фигурками; по бокам имелись отверстия для доступа воздуха.
Жвачные (животные)
Жвачные (животные). Ветхозаветный Закон относил животных, у к-рых "раздвоены копыта" и Ж., к чистым животным; их мясо можно было употреблять в пищу (Лев 11:3 и след.; Втор 14:6). Исключение среди "жующих жвачку" составляли верблюд, тушканчик и заяц, т.к. они "жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены". Запрещалось есть мясо этих животных и прикасаться к их трупам.
Жезл
Жезл -> Жезл и посох.
Жезл и посох.
Жезл и посох. -> Жезл представляет собой дубинку, как правило, длиной до 1 м, с утолщением на конце. Посох несколько длиннее и имеет изогнутую или Т-образную рукоятку. Упоминание Ж.иП. в Пс 22:4 позволяет предположить, что первый применялся как дубинка для защиты, а второй - как палка для опоры [евр. мишэнэт]. Жезл [евр. шевет] и в другом месте упоминается как оружие (2Цар 23:21; в Синод. пер. - "палка"). -> Скипетр.
Жезл мужей
Жезл мужей, отеческое наказание, применяемое в процессе воспитания детей для их исправления (2Цар 7:14), оно противопоставляется здесь истребит. суду Божьему (2Цар 7:15).
Желание, желать
I. Бог не проявляет Ж., Он принимает решения, поскольку все находится в Его власти (ср. Пс 113:11; 134:6). Ж. свойственны людям - как нечестивым (Притч 21:10,25; 23:3,6), так и богобоязненным, любящим своих братьев (Деян 26:29; Рим 9:3) и думающих о славе Божьей. Мудрость, согл. Притч 3:15; 8:11, - высшее и ценнейшее из всех Ж.
II. Благоденствие, добро и мир (Пс 121:6-8; Деян 15:23) - таковы постоянные пожелания, содержавшиеся в древних приветствиях и благословениях. В словах 3Ин 1:2 "Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал" также содержится принятая формула вежливости, известная из мирской переписки новозаветного периода. -> Влечение, стремление.
Желание, похоть
Желание, похоть. Описывая богопротивную сущность -> плоти, Библия говорит, что плоть вызывает Ж., к-рое жаждет удовле-творения. Людям в этом мире присущи Ж. плоти (Еф 2:3), к-рые противоречат Ж. духа (Гал 5:17). От плотских Ж. воздерживаются "пришельцы и странники" Божьи (1Пет 2:11). В 1Ин 2:16 так определяется сущность этого преходящего мира: "Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская". Эту похоть, или Ж. плоти, нельзя отождествлять с низменной чувственностью и развратом, к-рые являются ее наиб. отвратительными и позорными проявлениями (2Пет 2:18). Ж. - это всеобъемлющее стремление к овладению ч.-л. и наслаждению. Ж. может быть как благородным и высоким, так и низменным, животным. Но оно постоянно довлеет над человеком, подменяя истинную цель в жизни эгоистич. стремлением к обладанию. Лучшим библ. примером для понимания сущности "похоти плоти и похоти очей" служит про-будившееся в первом человеке под действием искушения Ж. быть равным Богу (Быт 3). Поддавшийся Ж. человек стремится достичь в жизни не предначертанного ему Богом смирения, а наивысшей степени самоудовлетворения. Ж. отравляет сердце, вводит в заблуждение разум, побуждает человека совершать злодеяния. Высокодуховными же людьми руководит не похотливое Ж. обладать, а стремление пожертвовать своей душой во имя любви; и именно в этом стремлении, по слову Иисуса, заключается истинная цель в жизни (Мф 16:25).
Железо
Железо [евр. барзел; греч. сидерос]: 1) в Быт 4:22 говорится о Тувалкаине, к-рый был "ковачом всех орудий из меди и железа". При первых попытках обработки этого металла использовалось железо метеоритного проис-хождения, однако оно с трудом поддавалось воздействию из-за высокого содержания в нем никеля. Из такого Ж. уже в III тысячел. до Р.Х. в Египте делали амулеты. В Чис и Втор речь идет об изготовленных из Ж. бытовых предметах, напр. топорах (Чис 35:16; Втор 19:5). Ко времени Иисуса Навина в Ханаане уже имелись железные сосуды (Нав 6:18) и колесницы (Нав 17:16). Позднее говорится о железном оружии (1Цар 17:7), а также о пилах и сельскохозяйств. орудиях (2Цар 12:31; Ам 1:3), инструментах (Иов 19:24; Иер 17:1) и изображениях идолов (Дан 5:4), сделанных из Ж. Особо искусными в изготовлении таких предметов были ремесленники Тира (2Пар 2:7,14). В Ис 44:12; 54:16 упоминаются кузнец и орудия его труда. В храм Соломона не должен был попасть ни один предмет из Ж., требовались предметы из более ценных и красивых металлов, напр. бронзы (меди); 2) Ж. добывали в горах Ливана, ввозили из Фарсиса, Греции и причерноморских областей (Иер 15:12; Иез 27:12,19). Ученые считают, что первыми научились плавить Ж. хетты (Малая Азия). В Ливане использовались каменные плавильные печи высотой прим. в 3 м и диаметром 1 м. Топливом для них служил древесный уголь, огонь раздували с помощью мехов (Иер 6:29; Иез 22:20). Согл. 1Цар 13:19-22, кузнечным ремеслом долгое время владели исключит. -> филистимляне, предположит. принесшие это иск-во с севера. Умение обрабатывать Ж. было причиной их первонач. превосходства в воен. области; 3) в переносном смысле Ж. - это воплощение твердости и силы (Втор 28:48; Иов 19:24; Пс 106:16; Ис 48:4; Иер 1:18; 17:1; Иез 4:3). Но смесь железа с глиной, напротив, обозначает отсутствие единства и слабость (Дан 2:33,41-43).
Желчь
Желчь. Упоминание о Ж. в прямом смысле встречается только в Иов 16:13: пролить ее на землю означало получить смертельное ранение. Горький вкус Ж. лежит в основе образного употребления этого слова (Пс 68:22; Деян 8:23). Дурманящий напиток, предлож. Иисусу перед распятием, в Мк 15:23 называется вином со смирною, а в Мф 27:34 - уксусом (вином), смешанным с Ж. Слово "Ж." указывает здесь на горький вкус напитка, а "смирна" - на вид примеси. В Мф 27:34 явно сказывается влияние Пс 68:22.
Жемчуг
Жемчуг [греч. маргаритес].
I. Твердые образования в виде зерен, разви-вающиеся в теле нек-рых моллюсков в результате проникновения в раковину мелких чужеродных предметов, постепенно покрывающихся наслоениями перламутра. На Ближнем Востоке моллюски-жемчужницы (Pteria [Meleagrina] margaritifera) встречаются в Персидском заливе и Красном море.
II. Ж. с древних времен был важным предметом торговли (Мф 13:45 и след.; Откр 18:12). Он высоко ценился за свою красоту и использовался при изготовлении ювелирных украшений (1Тим 2:9; Откр 17:4; 18:16). Врата Небесного -> Иерусалима представляют собой жемчужины (Откр 21:21). В Мф 7:6 Иисус, используя образ разбрасывания Ж. перед свиньями, предупреждает Своих учеников: не следует дарить духовные блага тем людям, к-рые могут употребить их лишь во зло и использовать против самих дарителей. Об упоминании Ж. в ВЗ -> Кораллы.
Жена
Жена -> Женщина.
Жениться, выходить замуж
Жениться, выходить замуж -> Брак.
Жених
Жених -> Брак.
Жених крови
Жених крови. Так Сепфора назвала своего мужа Моисея, забывшего обрезать крайнюю плоть у сына (Исх 4:24 и след.). Неисполнение обрезания влекло за собой Божье наказание (Быт 17:12-14). Выражение "жених крови" означает, по-видимому, что Сепфора вынуждена была ценой крови обрезания искупить жизнь Моисея, к-рого Господь хотел умертвить.
Женщина
Дата: 2019-05-28, просмотров: 226.