I. СОТВОРЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ И ЕЕ ГРЕХОПАДЕНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А. Бог сотворил человека - мужчину (-> Муж) и женщину (Быт 1:26 и след.) и благо-словил их: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и влады-чествуйте над ... всяким животным" (ст. 28; ср. -> Человек, IV,1). Об отношениях между мужчиной и Ж. мы узнаем из повествования об Адаме и Еве (Быт 2). Поставив перед Адамом задачу "возделывать ... и хранить" Эдемский сад (ст. 15) и дав ему заповедь есть "от всякого дерева", кроме "дерева познания добра и зла" (ст. 16 и след.), Бог устанавливает с ним отношения как с сознательной и ответственной личностью. Для выполнения поставленной перед ним задачи Адаму был необходим "помощник, соответственный ему" (ст. 18). Поэтому Господь Бог создал из ребра Адама Ж. и "привел ее к нему" (ст. 21 и след.). Адам признает ее (в отличие от животных, ст. 20) "плотью от плоти" своей и называет -> женой, "ибо взята от мужа" (ст. 23). Она была создана ради Адама, в помощь ему, поэтому оба они принадлежат друг другу и дополняют друг друга. Сохраняя свою индивидуальность, они в то же время образуют новое единство в -> браке. Эта новая общность настолько самоценна, что человек ради нее "оставит отца своего и мать свою" (ст. 24).

 

Б. В союзе мужчины и Ж. ведущая роль отводится мужчине (-> Мужчина, II), что подтверждается историей грехопадения, нару-шившего божеств. миропорядок. Ведь искушение Ж. начинается с того, что ей предлагается вкусить плод от древа познания (Быт 3:5). И Ж. поддается этому соблазну (ст. 6). Муж слепо следует желаниям Ж., не сопоставляя их с Божьим заветом, хотя это могло бы оградить их обоих от неповиновения (ст. 6,12,17; ср. Втор 13:6 и след.; 3Цар 11:4; 21:25). Мужчина несет главную ответственность, и поэтому ап. Павел, рассуждая об истории спасения, говорит прежде всего о грехе и преступлении Адама, навлекшем на все человечество смерть и проклятие (Рим 5:12-21). И только когда речь заходит о поведении жен, Павел указывает на то, что Ж. первой впала в искушение (1Тим 2:14).

 

В. Последствия непослушания, нарушившего божеств. миропорядок, сказались и на отношениях полов. Если главное предназначение мужчины - работа, то Ж. предначер-тано рожать детей, быть матерью, что связано с болью и страданиями. Однако она будет испытывать "влечение к мужу своему", а он - господствовать над ней (Быт 3:16). Подчинение Ж. мужчине, основанное на любви (см. Еф 5:22 и след.), сменяется его господством над ней. При этом не следует забывать, что речь идет не о новом Божьем завете, а о непосредств. результате грехопадения.

 

II. ЖЕНЩИНА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

А. В ВЗ мы имеем дело с патриархальным обществ. устройством, при к-ром в семье, в обществ. жизни и богослужении ведущая роль отводится мужчине. -> Брак (особенно IV) также строился исключит. на главенстве мужчины, причем в Законе Моисея принималось во внимание и мужское "жестокосердие" (Мф 19:8). На протяжении всей своей жизни Ж. находилась в зависимости: сначала от отца, затем - от мужа и, наконец, - от сына, за искл., пожалуй, -> вдов, дети к-рых были еще несовершеннолетними. Такое положение Ж. в семье изначально гарантировало ей чувство защищенности. И несмотря на жестокие нравы (см. Быт 19:8; Суд 19:24-26), обусловленные грехопадением, израил. Ж. вели достойную, полноценную жизнь, были любимы и почитаемы своими мужьями (ср. 1Цар 1:5,8) и детьми (Пс 34:14; ср. Притч 23:22) и удостоивались общего признания и похвалы (Притч 5:18 и след.; 12:4; 18:22; Еккл 9:9). Наряду с этим в Библии звучит недвусмысл. призыв остерегаться глупых (Притч 14:1), сварливых (Притч 21:9,19; 27:15) и безрассудных Ж. (Притч 7; 11:22).

 

Б. Прежде всего Ж. была призвана исполнять обязанности -> матери и хозяйки дома (Притч 31:10-31). В этих вопросах мужчина полностью полагался на нее (ст. 11), здесь Ж. могла самостоят. трудиться и принимать решения, а также распоряжаться прислугой, в первую очередь - рабынями, к-рые могли принадлежать и ей лично (Быт 16:1,6; 29:24, 29; 1Цар 25:42; ср. -> Раб). Обязанностью Ж. было воспитание детей (-> Дети, IV,1), причем завет матери был равнозначен наставлению отца (Притч 1:8; 6:20); даже царям следовало помнить наставления матери (Притч 31:1-9). Женская мудрость высоко ценилась (Притч 14:1; 31:26), к ней охотно прислушивались (2Цар 14), мудрый призыв Ж. проявлять самообладание находил отклик у мужчин (1Цар 25:32-34). -> Девица, дева -> Сестра -> Дочь. При отсутствии наследника мужского пола право наследования переходило к дочери умершего (Чис 27:1-11). Вдова Ноеминь, вернувшись в Вифлеем, получила право владеть уделом своего покойного мужа (Руфь 4:3,9); по просьбе овдовевшей сонамитянки (см. 4Цар 4:14) царь возвратил ей дом и поле (4Цар 8:1-6).

 

В: 1) израил. Ж., в отличие от мужчин (Исх 23:17; Втор 16:16), не вменялось в обязанность регулярное посещение святилища. Но предписанные им жертвы они, как и мужчины (Лев 15:14), приносили самостоят. перед входом в скинию (Лев 12:6; 15:29; ср. Лк 2:22-24,27); они участвовали в праздниках (Втор 16:11,14; Лк 2:41) и в свящ. трапезе (1Цар 1:4 и след.). Ж. из семьи священника могли "есть святыню" (Лев 22:11-13). Без согласия отца или мужа девушка или замужняя Ж. не могла дать обет назорейства (Чис 6:2; 30:4-17; 1Цар 1:22 и след.), и только вдовы в этом отношении были свободны (Чис 30:10). Ж. и девушки молились в храме (1Цар 1:9-17; 2:1-10; Лк 2:37) и восхваляли Господа песнями и танцами (Исх 15:20 и след.; Пс 67:26 и след.). Только после вавил. плена перед храмом появился отдельный двор Ж., к-рый был более удален от здания храма, чем двор мужчин. Но оба двора находились на тер. храма, куда доступ язычникам был закрыт (для последних предназначался специальный внешний двор - см. план города на стр. 377). На богослужениях в синагоге все чаще практиковалось пребывание верующих разных полов (ср. -> Училище, III) в разных помещениях, но во времена Иисуса этого правила придерживались не всегда (ср. Лк 13:10-12); 2) Бог дарует Ж. особые откровения. В ответ на вопрос Ревекки Господь открыл ей будущее, ожидавшее ее сыновей (Быт 25:22 и след.); о рождении Самсона первой от ангела Господнего узнает жена Маноя (Суд 13:3 и след.); о том, что Марии предстоит стать матерью Спасителя, Иосиф узнает после нее (Мф 1:18-24; ср. Лк 1:26 и след.). Наряду с пророками, через к-рых Господь открывал Израилю Свою волю, существовали и пророчицы. Первой из их числа упомянута Мариамь, сестра Моисея и Аарона (Исх 15:20; ср. Мих 6:4). Однако примечат., что когда Мариамь стала упрекать Моисея в совершенном им проступке, Господь наказал ее, наслав на нее проказу (Чис 12). Пророчица Девора, жена Лапидофа, была судьей Израиля (Суд 4:4). Она передала Вараку повеление Господа идти войной против хананеев (ст. 6 и след.). Но Варак, вместо того чтобы безоговорочно подчиниться Божьей воле, согласился исполнить ее, только если пророчица последует за ним (ст. 8). Это стоило ему славы победителя. Вражеский же военач. Сисара, бежавший от Варака, погиб от руки Ж. (ст. 9,17-22). Т.о., очевидно, что перед судьей-женщиной стояли более огранич. задачи, чем перед -> судьей-мужчиной. Когда в храме была найдена книга Закона, царь Иосия призвал пророчицу Алдаму, жену хранителя одежд Шаллума, разъяснить написанное в ней (4Цар 22:14-20). Последней известной нам пророчицей, жившей на рубеже ВЗ и НЗ, была Анна, пришедшая в храм увидеть Младенца (Лк 2:36 и след.).

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 167.