Елигу (Илий, Елиав, Елия, Елиуй)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Елигу (Илий, Елиав, Елия, Елиуй) [евр. Элиху, "(мой) Бог - он" или "Он - (мой) Бог"]: 1) ефремлянин, сын Тоху, предок пророка Самуила (1Цар 1:1). В 1Пар 6:34 он назван Елиилом, а в 1Пар 6:27 - Елиафом; 2) тысяченач. в колене Манассии, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:20); 3) -> Елиав (4); 4) привратник из семейства Овед-Едома во времена Давида (1Пар 26:7); 5) друг -> Иова, сын Варахиила Вузитянина (-> Буз) из племени Рама (Иов 32:2). Как вузитянин он, вероятно, является потомком Нахора, брата Авраама (ср. Быт 22:21).

 

Елидад

Елидад [евр. Элидад, "Господь возлюбил, проявил любовь"], сын Кислона, князь и представитель колена Вениамина при разделе земли Ханаанской (Чис 34:21).

 

Елиегоэнай

Елиегоэнай -> Эльегоенай.

 

Елиезер

Елиезер [евр. Элиэзер, "(мой) Бог - помощь"]: 1) Е. из Дамаска, жил в доме Авраама, должен был стать его наследником в случае, если бы брак Авраама оказался бездетным (Быт 15:2 и след.). Обычно полагают, что Е. был тем рабом, к-рый сватал для Исаака жену из родственниц Авраама (Быт 24:2); 2) второй сын Моисея и Сепфоры, родившийся в земле Мадиамской (Исх 4:20; 18:4; 1Пар 23:15). О его потомках см. 1Пар 23:17 и след.; 26:25 и след.; 3) сын Бехера и внук Вениамина (1Пар 7:8); 4) сын Зихри и главный начальник над коленом Рувима во времена правления Давида (1Пар 27:16); 5) один из священников, трубивших в трубы при перенесении ковчега завета в Иерусалим (1Пар 15:24); 6) сын Додавы из Мареши, пророк, предсказавший царю Иосафату гибель его флота в наказание за вступление в союз с израил. царем Охозией (2Пар 20:37); 7) один из посланцев, к-рых Ездра направил в Касифье, чтобы набрать левитов для служения в Иерусалимском храме (Езд 8:16); 8-10) священник, левит и некий израильтянин, взявшие себе иноплем. жен (Езд 10:18,23,31); 11) один из предков Христа (Лк 3:29).

 

Елиел (Елиил)

Елиел (Елиил) [евр. Элиэл, "(мой) Бог - Бог"]: 1) сын Тоаха, отец Иерохама, предок левита и музыканта Емана (1Пар 6:34), возм., тождествен Елиаву (3) и Илию (Елигу, 1) (1Цар 1:1); 2) Е. из Махавима, один из храбрых у Давида (1Пар 11:46); 3) другой человек по имени Е., и тоже один из храбрых у Давида (1Пар 11:47); 4) один из гадитян, пришедших к Давиду в Секелаг (1Пар 12:11); 5) левит из сыновей Хеврона, участвовавший в перенесении ковчега завета в Иерусалим во времена Давида (1Пар 15:9,11); 6) левит, смотритель, отвечавший за сохранность пожертвований и десятин во времена правления Езекии (2Пар 31:13); 7) глава рода в вост. полуколене Манассии (1Пар 5:24); 8) вениамитянин, сын Шимея, живший со своим семейством в Иерусалиме (1Пар 8:20); 9) другой человек по имени Е., вениамитянин, сын Шашака, также живший в Иерусалиме (1Пар 8:22).

 

Елиенай

Елиенай [евр. Элиэнай], вениамитянин, один из сынов Шимея, живший со своим семейством в Иерусалиме (1Пар 8:20).

 

Елика

Елика [евр. Элика, возм., кр. ф-ма от Еликам, "(мой) Бог возвысился"], хародитянин, один из храбрых у Давида (2Цар 23:25).

 

Елим

Елим [возм., "(место) больших деревьев"], место на зап. побережье Синайского полуо-ва. Найдя в Е. 12 источников воды и 70 финиковых пальм, израильтяне разбили там свой стан. Вероятно, этот оазис находился на месте совр. Вади-Гарандель (Исх 15:27; Чис 33:9). См. карту на стр. 706.

 

Елима

Елима, вероятно, "мудрец", второе имя волхва -> Вариисуса.

 

Елимелех

Елимелех [евр. Элимелех, "(мой) Бог - царь"], израильтянин из Вифлеема Иудейского, живший во времена судей. Из-за начавшегося голода Е. с семьей перебрался в Моав, где и умер. Е. был свекром Руфи (Руфь 1:1-3).

 

Елиоенай

Елиоенай [евр. Эльйоэнай, кр. ф-ма от Эльегоеная, "мои глаза направлены на Господа" (дословно "мои глаза у Господа")]: 1) вениамитянин, сын Бехера (1Пар 7:8); 2) потомок Симеона (1Пар 4:36); 3) израильтянин, один из сыновей Заффу, расставшийся со своей иноплем. женой (Езд 10:27); 4) священник из потомков Пашхура, расставшийся со своей иноплем. женой (Езд 10:22). В Неем 12:41, вероятно, говорится о том же самом человеке; 5) сын Неарии из потомков Зоровавеля (1Пар 3:23).

 

Елиса

Елиса [евр. Элиша, "Бог Благородный"]: 1) сын (по-видимому, старший) Иавана (Быт 10:4; 1Пар 1:7), по имени к-рого позднее стали называться и его потомки; 2) остров в Средиземном море. Тир покупал здесь ткани "голубого и пурпурового цвета" (Иез 27:7). Исходя из этого, Е. следует искать в сев.-вост. части Средиземного моря. В док-тах архива из Телль-Амарны упоминается Алашия (Аласия) - область, соседствующая с Киликией. Возм., Алашия идентична Е. и обозначает Кипр.

 

Елисавета

Елисавета [евр. Элишева, в греч. транслитерации - Элисабет, "(мой) Бог - изобилие, совершенство"]: 1) дочь Аминадава из колена Иуды, сестра Наассона, вождя колена Иуды во время странствования по пустыне. Е. вышла замуж за Аарона и родила ему сыно-вей Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх 6:23; ср. Чис 1:7); 2) женщина из рода Аарона (Лк 1:5), носившая имя своей прародительницы (Исх 6:23). Брак Е. со священником Захарией из чреды Авии долгое время оставался бездетным, пока Бог не обещал ее мужу рождение сына Иоанна, будущего Крестителя. Е. была родственницей Марии, матери Иисуса, к-рой ангел при благовещении указывает на то, что Е. в старости суждено стать матерью. Мария, услышав это, спешит "в нагорную страну", где живет Е., и при встрече узнает, что Е. носит во чреве младенца. В свою очередь Е., по вдохновению от Бога, подтверждает Марии, что "совершится сказанное ей от Господа". Три месяца Мария гостит у Е., находя в общении со своей старшей родственницей наилучшие условия для того, чтобы внутренне осознать и воспринять то потрясающее событие, к-рое вошло в ее жизнь (Лк 1:5-56).

 

Елисам

Елисам -> Елишама.

 

Елисама

Елисама -> Елишама.

 

Елисафан

Елисафан -> Елцафан.

 

Елисей

Елисей [евр. Элиша, "Бог помог"]. Пророк Илия, находясь у горы Хорив, получил от Господа поручение сделать своим преемником Е., сына Сафата, из Авел-Мехолы. Илия застал Е. за работой в поле, и тот, оставив родных, пошел за Илией, став его слугой и учеником (3Цар 19:16,19-21). Незадолго до того как Илия был вознесен на небо, Е. просил, чтобы Св. Дух, к-рый был на Илии, почил на нем вдвойне. Эта доля соответствовала доле наследства, предназначавшейся первородному сыну, т.е. была вдвое больше доли остальных братьев (4Цар 2:9 и след.; ср. Втор 21:17). Служение Е., самый важный отрезок к-рого приходится на 12-летнее царствование Иора-ма (4Цар 3:1), ознаменовано многочисл. чудесами, к-рые делают очевидной Божью помощь во всех жизненных затруднениях: от одолженного топора, к-рый, будучи утрачен, появляется вновь (4Цар 6:1-7), заботы о еде (4Цар 4:38-44) и питье (4Цар 2:19-22), других забот (4Цар 4:1-7,8-17; 8:1-6) до воскрешения из мертвых (4Цар 4:18-37; 13:20 и след.). Чудеса Елисея отмечены добротой и милосердием, что отличает их от деяний Илии, обычно исполнявшего Божий суд. Но и Елисей порой прибегал к жестоким наказаниям по отношению, напр., к дразнившим его детям (4Цар 2:23 и след.), к недоверчивому сановнику царя (4Цар 7:2,17-20) или к жадному Гиезию (4Цар 5:19-27). На фоне благодетельных и карающих чудес, демонстрирующих абсолютное превосходство Господа над Ваалом, мы видим, какое большое влияние имел Елисей на полит. жизнь своего народа. Во время похода против моавитского царя Месы, предпринятого Иорамом в начале его царствования, Е. спасает войско от опасности и предсказывает ему победу (4Цар 3:9-27). Но Е. делает это не ради идолопоклонника Иорама, от к-рого пророк резко отмежевался, а ради иуд. царя Иосафата (ст. 13 и след.). Е. следит за борьбой между Израилем и Арамом (Сирией), к-рую Иорам продолжил после смерти своего отца Ахава. Е. сообщал царю о передвижениях арам. полчищ и сам привел в плен арамеев, собиравшихся пленить его (4Цар 6:8-23). На это время или на период относит. благоприятных отношений между двумя гос-вами (ср. 4Цар 5:7) приходится и исцеление Неемана от проказы (4Цар 5:1-19). Когда бедственное положение в осажденной Самарии достигло апогея, Е. предвещает Иораму спасение на след. день, что в точности сбывается (4Цар 6:24 - 7:20). Но все это не заставило Иорама свернуть с прежнего пути; мать царя, Иезавель, по-прежнему пользуется влиянием, и поклонение Ваалу в Израиле продолжается. Наступило время исполнить поручение, данное Богом еще Илии у горы Хорив (3Цар 19:15 и след.): Е. должен предварить Божий суд. В Дамаске Е. предсказал Азаилу смерть Венадада и сообщил, что Азаил сам будет править Сирией (4Цар 8:7-15). Когда уже шла война между Иорамом и Азаилом (4Цар 9:14), Е. распорядился помазать в цари над Израилем Ииуя и передал ему повеление истребить дом Ахава (4Цар 9:1-13). Затем в течение более 40 лет (ср. 4Цар 10:36 и 13:1) совершается суд над Израилем. Библия ничего не говорит об обществ. служении Е. в этот период: пророк безмолвствует. Во времена царствования Ииуя и его сына Иоахаза власть сир. царя Азаила усиливается, а Израиль постепенно ослабевает (4Цар 13:3,7). Только когда Иоас, внук Ииуя, пришел к Е., и пророк со своего смертного ложа возвестил ему о трех победах над сирийцами (4Цар 13:14-19), открывая т.о. новый период истории израил. народа, отмеченный, как и прежде, Божьей помощью и участием.

 

Елисуа

Елисуа [евр. Элишуа, "(мой) Бог - помощь"], сын Давида, родившийся в Иерусалиме (2Цар 5:15; 1Пар 14:5). В 1Пар 3:6, вероятно, вследствие описки он назван Елишамой.

 

Елиуд

Елиуд [евр. Элихуд], один из предков Иосифа (Мф 1:14 и след.).

 

Елифаз

Елифаз [евр. Элифаз, возм. "Бог побеждает"]: 1) сын Исава и Ады, родонач. нескольких эдомитских народностей (Быт 36:4,10 и след.,16; 1Пар 1:35 и след.); 2) друг -> Иова, живший в Фемане, сев. Эдома (Иов 2:11). Возм., потомок Фемана, сына E. (1).

 

Елифал

Елифал [евр. Элифал, "(мой) Бог произвел суд"], сын Уры, один из храбрых у Давида (1Пар 11:35). В 2Цар 23:34 назван Елифелетом, сыном Ахасбая.

 

Елифалеф

Елифалеф -> Елифелет.

 

Елифелет (Елифалеф)

Елифелет (Елифалеф) [евр. Элифелет, Элифалет, "(мой) Бог - спасение"]: 1) сын Давида, родившийся в Иерусалиме (2Цар 5:16; 1Пар 3:8; 14:7); 2) другой сын Давида, также родившийся в Иерусалиме (1Пар 3:6), возм., правильнее -> Елфалет, как он назван в 1Пар 14:5; 3) сын Ахасбая, внук Магахати (2Цар 23:34), один из храбрых у Давида. Ср. -> Елифал; 4) сын Ешека, потомок Саула (1Пар 8:39); 5) потомок Адоникама, вместе с другими 62 израильтянами вернувшийся из вавил. плена во времена Ездры (Езд 8:13); 6) потомок Хашума, расставшийся со своей иноплем. женой (Езд 10:33).

 

Елифлеуй

Елифлеуй [евр. Элифелеху], левит из рода Мерари, певец, музыкант и привратник при храме, живший во времена правления Давида (1Пар 15:15-21).

 

Елихореф

Елихореф [евр. Элихареф], сын Сивы. Вместе с братом Ахией был писцом при дворе Соломона (3Цар 4:3).

 

Елицафан

Елицафан -> Елцафан.

 

Елицур

Елицур [евр. Элицур, "(мой) Бог - скала"], сын Шедеура, глава колена Рувима во время странствования по пустыне (Чис 1:5; 2:10; 7:30,35; 10:18).

 

Елишама (Елисама, Елисам)

Елишама (Елисама, Елисам) [евр. Элишама, "(мой) Бог услышал"]: 1) сын Аммиуда, вождь ефремлян во время странствования по пустыне (Чис 1:10; 2:18; 7:48,53; 10:22), дед Иисуса Навина (1Пар 7:26); 2) возм., ошибочное написание имени сына Давида (1Пар 3:6), к-рый в остальных случаях назван -> Елисуа (2Цар 5:15; 1Пар 14:5); 3) другой сын Давида (2Цар 5:16; 1Пар 3:8; 14:7); 4) сын Иекамии, потомок Иерахмеила из колена Иуды (1Пар 2:41); 5) израильтянин из рода Давида, дед Исмаила, убившего -> Годолию (4) (4Цар 25:25; Иер 41:1); 6) один из священников, к-рых Иосафат направил в города Иудеи наставлять народ в Законе (2Пар 17:8); 7) писец царя Иоакима (Иер 36:12,20 и след.).

 

Елишафат

Елишафат [евр. Элишафат, "(мой) Бог обеспечил справедливость"], сын Зихри, начальник сотни, участвовавший в свержении Гофолии (2Пар 23:1 и след.).

 

Елия

Елия -> Илия (2), (3), (4).

 

Елияхба

Елияхба [евр. Эльяхба, "Боже, огради (сохрани)"], один из храбрых у Давида, шаалбонянин (2Цар 23:32; 1Пар 11:33).

 

Елияшив

Елияшив -> Елиашив.

 

Елкана

Елкана [евр. Элкана, "Бог создал"]: 1) левит, потомок Корея из рода Каафа. Согл. 1Пар 6:22 и след., Асир, Е., и Авиасаф (Евиасаф), перечисленные в Исх 6:24, являются соотв. отцом, сыном и внуком. В том же родословии еще трижды встречается имя Е., причем данные о нем не всегда однозначны (см. 2-4); 2) согл. 1Пар 6:24 и след.,35 и след., Е., вероятно, был сыном Саула или Иоиля и отцом Амасаи и Ахимофа; 3) в 1Пар 6:26,35 Е. назван сыном Ахимофа или Махафа и отцом Цуфа или Цофая; 4) согл. 1Пар 6:27 и след.,33 и след. (ср. 1Цар 1:1), Е. - сын Иерохама и отец пророка Самуила. Е. жил в Раме (Рамафаим-Цофиме) (1Цар 1:19). Его женами были Анна и Феннана. Бездетная Анна во время одного из ежегодных посещений святилища в Силоме вымолила себе сына, к-рого назвала Самуилом (ст. 2 и след.,19 и след.). Позже она подарила мужу еще трех сыновей и двух дочерей (1Цар 2:21). От Феннаны у Е. также были сыновья и дочери. Как левит, живущий в уделе колена Ефрема (1Цар 1:1), Е. назван ефремлянином (в Синод. пер. - ефрафянином); 5) левит, также потомок Корея, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:6). Возм., он же был придверником у ковчега, упомянутым в 1Пар 15:23; 6) высокопост. сановник иуд. царя Ахаза, убитый ефремлянином Зихрием во время вторжения израил. царя Факея (2Пар 28:7); 7) левит из рода Мерари; его внук Берехия после вавил. плена жил в "селениях Нетофафских" (1Пар 9:16).

 

Елкос

Елкос, родина пророка Наума (Наум 1:1). Местонахождение Е. неизвестно. Согл. более поздней традиции, его отождествляют с Алкусом, располагавшимся в двух днях пути от Ниневии. Но это не соответствует данным Книги пр. Наума. Согл. Иерониму, Е. следует искать в сев. Галилее. Третье возможное его местонахождение указано Епифанием, к-рый считал, что Е. находился на месте Бет-Джибрина в Иудее. Наконец, есть данные, что Е. - более древнее название Капернаума, т.к. слово "Капернаум" восходит к евр. кафар нахум, т.е. "деревня Наума".

 

Еллада

Еллада -> Греция.

 

Елласар

Елласар (Быт 14:1,9), город, где царствовал Ариох, и к-рый часто отождествляют с Ларсой (см. карту на стр. 118) в Вавилонии, совр. Сенкере. Но среди известных царей Ларсы имя Ариоха не упоминается. Однако это имя, звучащее как Арривук, встречается в док-тах архива Мари, не соотносясь с временами Авраама. Неподтвержденными остаются и другие предположения, согл. к-рым Е. находился в сев.-зап. Месопотамии.

 

Еллинисты (эллинисты)

Еллинисты (эллинисты), люди, воспринявшие греч. язык и культуру. Е. в НЗ названы евреи, жившие или продолжавшие жить в рассеянии и поэтому говорившие на греч. языке как на родном (Деян 6:1; 9:29). Под эллинизмом в наше время понимают историч. эпоху, к-рая, начавшись с воцарения Александра Македонского, ознаменовалась распространением греч. языка и культуры среди негреч. народов.

 

Еллины (эллины)

Еллины (эллины): 1) -> Греция; 2) Е. в НЗ (прежде всего в посланиях ап. Павла) названы не только греки, но и вообще все язычники, к к-рым нередко обращено слово Евангелия (Рим 1:16; 10:12; Гал 3:28 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). -> Септуагинта -> Библия (I,5,б), (II,2) и цвет. вклейки 9; 65.

 

Елмодам

Елмодам [евр. Элмедад], предок Иисуса, живший в период до вавил. плена (Лк 3:28).

 

Елнаам

Елнаам [евр. Элнаам, "Бог - блаженство"], отец Иеривая и Иошавии, двух храбрых у Да-вида (1Пар 11:46).

 

Елнафан

Елнафан [евр. Элнатан, "Бог дал"]: 1) отец Нехушты, жены царя Иоакима и матери Иехонии (4Цар 24:8). Е. жил в Иерусалиме, и его, вероятно, можно отождествлять с Елнафаном, сыном Ахбора, одного из высокопост. чиновников Иоакима (Иер 26:22; 36:12,25); 2-4) трое мужей (один из них ученый), к-рых Ездра направил в Касифье, чтобы они привели в Иерусалим левитов (Езд 8:16 и след.).

 

Елон

Елон [евр. Элон, "сильный", "дуб"]: 1) хеттеянин, отец Васемафы, второй жены Исава (Быт 26:34), к-рая также названа Адой (Быт 36:2); 2) второй сын Завулона (Быт 46:14), родоначальник одного из родов завулонян (Чис 26:26); 3) судья Израиля из колена Завулона, занимавший этот пост в течение десяти лет (Суд 12:11 и след.); 4) место в погран. области колена Дана (Нав 19:43; 3Цар 4:9); где именно оно находилось, не установлено.

 

Елпаал

Елпаал [евр. Элпаал, "Бог создал"], глава рода в колене Вениамина (1Пар 8:11 и след.,18).

 

Елтеке (Елфеке)

Елтеке (Елфеке), город левитов (Нав 21:23) в уделе колена Дана (Нав 19:44), упоминаемый наряду с Гиввефоном и Екроном. В сообщении Синаххериба (библ. Сеннахирима) о воен. походе 701 г. до Р.Х. он назван по-ассир. - Алтаку. Его точное местонахождение не установлено. В то время как Дальман считает, что это Эль-Мурар, располож. в 4 км юго-зап. Экрона, Олбрайт и Нот полагают, что Е. находился на месте Хирбет-эль-Муканны, в 40 км зап. Иерусалима. См. карту на стр. 292.

 

Елтекон

Елтекон, город, располагавшийся в горах Иудеи (Нав 15:59), предположит. - совр. Хирбет-эль-Деир, находящийся в 9 км зап. Вифлеема.

 

Елтолад (Елфолад, Фолад)

Елтолад (Елфолад, Фолад), город колена Симеона (Нав 15:30; 19:4; 1Пар 4:29). Пред-положит. Е. - это совр. Хирбет-Эрка-Сакра (A.Musil, Arabia Petraea II,2, S. 73), находящийся прим. в 23 км юго-вост. Беэр-Шевы (Вирсавии). См. карту на стр. 896.

 

Елузай

Елузай [евр. Элузай, "Бог - моя сила"], воин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:5).

 

Елул

Елул -> Год.

 

Елфалет

Елфалет [евр. Элпелет, "Бог - спасение"], сын Давида (1Пар 14:5), называемый также -> Елифелетом (2) (1Пар 3:6).

 

Елфеке

Елфеке -> Елтеке.

 

Елфолад

Елфолад -> Елтолад.

 

Елханан

Елханан [евр. Элханан, "Бог проявил милость", "Бог милостив"]: 1) в 2Цар 21:19 речь идет о том, что Е., сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, убил Голиафа Гефянина. В 1Пар 20:5, однако, говорится: "Елханан (в Синод. пер. - Елханам), сын Иаира, поразил Лахмия, брата Голиафова, Гефянина". Из названия местности явствует, что оба стиха повествуют об од-ном событии. Не исключено, что в 2Цар 21:19 произошло искажение текста (подробнее об этом см.: Brokhaus Kommentar zur Bibel, S.384), тогда 1Пар 20:5 следовало бы признать первоначальным вариантом. Нек-рые исследователи считают 1Пар 20:5 текстом Мидраша, призванного устранить несоответствие между 2Цар 21:19 и 1Цар 17:12 и след., где говорится, что Голиаф, филистимлянин из Гефа, был убит Давидом. Кр. того, предлагалось рассматривать имя Е. как первонач. имя Давида; 2) в 2Цар 23:24 и 1Пар 11:26 Е., сын Додо, причисляется к храбрым у Давида. Здесь речь идет о другом человеке, к-рый не тождествен Е., упомянутому в (1).

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 199.