V. ВИДЫ ЖЕРТВ И ПОРЯДОК ИХ ПРИНЕСЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А. О регулярных жертвоприношениях, совершавшихся на израил. богослужениях в течение года, см. табл. на стр. 322.

 

Б. Ж. по особым случаям:

 

1) добровольная Ж.:

 

а) Ж. всесожжения (Лев 1), к-рой сопут-

 

ствовали хлебное приношение и Ж.

 

возлияния (Чис 15:1-12): телец (т.е.

 

бык), овен (т.е. баран), ягненок, горли-

 

цы или голуби;

 

б) хлебное приношение (Лев 2): мука или

 

колосья, елей (т.е. оливковое масло),

 

ливан (т.е. ладан), соль; закваска и мед

 

воспрещаются;

 

в) мирная Ж. (Лев 3; 7:12-14): быки, тели-

 

цы (т.е. коровы), бараны, овцы, козы;

 

пироги из пресного теста или лепеш-

 

ки с оливковым маслом;

 

2) Ж. посвящения:

 

а) Ж., принесенные по случаю посвяще-

 

ния в священство Аарона и его сыно-

 

вей (Лев 8-9).

 

В течение 7 дней: по одному теленку в

 

Ж. за грех; по одному барану в Ж. все-

 

сожжения; по одному барану в Ж. по-

 

священия и по одной корзине опрес-

 

ноков (т.е. лепешек из неквасного тес-

 

та).

 

На 8-й день: от священника - теле-

 

нок в Ж. за грех; баран в Ж. всесожже-

 

ния; теленок и овца в Ж. всесожжения;

 

бык и баран в мирную Ж., а также

 

хлебное приношение с оливковым

 

маслом;

 

б) Ж. каждого священника в день его по-

 

мазания (Лев 6:19 и след.): десятая

 

часть ефы пшеничной муки;

 

в) Ж. посвящения левитов (Чис 8:5-22);

 

теленок - в Ж. за грех; теленок - в

 

Ж. всесожжения вместе с хлебным

 

приношением;

 

г) Ж. начальника каждого из израил. ко-

 

лен по случаю освящения скинии

 

(Чис 7): одно серебряное блюдо (весом

 

130 сиклей) и одна серебряная чаша

 

(весом 70 сиклей), наполненные пше-

 

ничной мукой, смешанной с оливко-

 

вым маслом; одна золотая кадильница

 

(весом 10 сиклей), наполненная куре-

 

нием; один теленок, один баран, один

 

ягненок в Ж. всесожжения; один ко-

 

зел в Ж. за грех; два теленка, пять ба-

 

ранов, пять козлов, пять ягнят в Ж.

 

мирную;

 

3) -> Первородство, первородный;

 

4) Ж. за грехи, совершенные по неведению

 

или по ошибке:

 

а) Ж. за грех (Лев 4:1 - 5:13; Чис 15:24-

 

28): первосвященник - одного телен-

 

ка; народ - одного теленка в Ж. все-

 

сожжения (вместе с хлебным прино-

 

шением и возлиянием) и одного козла

 

в Ж. за грех; начальник - одного коз-

 

ла; рядовой израильтянин - одну козу

 

или одну овцу; бедняк - двух горлиц

 

или двух голубей или одну десятую

 

часть ефы пшеничной муки;

 

б) в Ж. повинности (Лев 5:14 - 6:7): од-

 

ного барана стоимостью "серебря-

 

ными сиклями по сиклю священно-

 

му";

 

5) Ж. очищения:

 

а) за телесную нечистоту (Лев 15:14,15,

 

29,30): две горлицы или два голубя в

 

Ж. за грех и в Ж. всесожжения;

 

б) за роженицу (Лев 12): молодого голубя

 

или горлицу в Ж. за грех; ягненка в Ж.

 

всесожжения; для бедных - двух го-

 

лубей или двух горлиц в Ж. за грех и в

 

Ж. всесожжения;

 

в) за очищение от проказы (Лев 14:1-32).

 

В первый день: две чистых птицы; кед-

 

ровую древесину; червленую (т.е.

 

красную) нить; иссоп.

 

В восьмой день: одного барашка и

 

один лог оливкового масла (11/36 л) в

 

Ж. повинности; одну овцу в Ж. за грех;

 

одного барашка в Ж. всесожжения;

 

три десятых части ефы пшеничной

 

муки с оливковым маслом как хлебное

 

приношение; для бедных - ягненка и

 

один лог оливкового масла в Ж. по-

 

винности; двух горлиц или двух голу-

 

бей в Ж. за грех и в Ж. всесожжения;

 

одну десятую часть ефы пшеничной

 

муки с оливковым маслом как хлебное

 

приношение;

 

г) за очищение дома от "язв проказы"

 

(Лев 14:48-53): то же, что для прока-

 

женного в первый день;

 

д) для приготовления очистительной (->

 

Вода, III, 2) воды (Чис 19): одну ры-

 

жую корову; кедровую древесину; ис-

 

соп; червленую шерсть;

 

е) за убитого (если убийца неизвестен)

 

(Втор 21:1-9): одну телку;

 

6) Ж., приносимые -> назореями (Чис 6):

 

а) если обет назорейства прерван: ягнен-

 

ка в Ж. повинности; двух голубей или

 

горлиц в Ж. за грех и в Ж. всесожже-

 

ния;

 

б) по окончании обета: одну овцу в Ж. за

 

грех; одного барана в Ж. всесожжения

 

(с хлебным приношением и Ж. воз-

 

лияния); барана в мирную Ж. и корзи-

 

ну пресных хлебов и пресных лепе-

 

шек, помазанных оливковым маслом;

 

7) приношение ревнования или воспоми-

 

нания (Чис 5:11-31; -> Брак, IV,2): деся-

 

тую часть ефы ячменной муки без олив-

 

кового масла и ладана;

 

8) Ж. при исчислении израил. народа (Исх

 

30:12-15): половину сикля за каждого ис-

 

числяемого.

 

Жертва благодарения -> Жертва

Жертва возлияния

Жертва возлияния. Для Ж.В. израильтяне использовали вино, крепкие напитки (-> Питье) и воду. Молоко в качестве Ж.В. в книгах ВЗ не упоминается, однако известно, что его приносили в жертву арабы и финикийцы. Согл. текстам из -> Рас-Шамры, в жертву богам Угарита приносили вино и воду; при этом вино получали боги, но не богини. В Законе израильтянам предписывалось приносить вино - четверть гина (0,9 л; -> Меры длины, площади, объема и веса) для возлияния при утренней и вечерней жертве (Исх 29:40,41; Чис 28:7 и след.). (См. также Лев 23:13,18,37; Чис 15:5,7,10,24, где предписаны хлебное приношение и возлияние, присовокупляемые к жертве всесожжения, обета или к мирной жертве.) Количество вина (см. таблицу -> Жертва) должно было соответствовать величине жертв. животного, но все же мера вина и масла возрастала не в той пропорции, что количество муки. В Чис 28:7 при жертве возлияния упомянут "крепкий напиток" (в Синод. пер. - "вино"). Вода в качестве жертвы возлияния в Библии не упоминается, но в позднем иудаизме бытовало использование ее в этом качестве во время -> праздника Кущей (IV,2). В Законе Ж.В. встречается не как самостоят. жертвоприношение, но как дополнение к хлебному приношению, т.е. она стоит на последнем месте среди всех видов жертвоприношений. В Быт 28:18 подразумевается не Ж.В., а лишь помазание, к-рым Иаков освятил Господу памятник. В Быт 35:14, однако, Иаков приносит у этого камня и Ж.В., к-рая, вероятно, состояла из вина. Судя по тексту Пс 15:4, Давид знал, что составной частью языч. богослужения является возлияние крови. В Флп 2:17; 2Тим 4:6 Павел сравнивает свою смерть в служении Евангелию с Ж.В. (в Синод. пер. - просто "жертва").

 

Жертва за грех

Жертва за грех -> Жертва.

 

Жертва курения, курение

Жертва курения, курение. К бескровным -> жертвам, приносимым во время иуд. -> богослужения, помимо хлебного приношения и жертвы возлияния, относится и Ж.К., имевшая место и в идолопоклоннич. культах (-> Идол, идолослужение, IV,1). Об этом свидет-вуют находки жертвенников курения (-> Жертвенник, II,2) в частных домах (Иер 44:8,15,17-19; -> Благоухание, II,2). Благовонные курения использовались и для повседневных надобностей (Притч 27:9). Курение, употреблявшееся при богослужении, состояло из ониха, -> стакти -> халвана душистого и -> ливана (ладана), к-рые смешивали в равных пропорциях и растирали в порошок (Исх 30:34-36; ср. 37:29). Этот состав не разрешалось применять для других целей (Исх 30:37 и след.), так же как в храме нельзя было использовать курение, к-рое Господь не разрешал приносить (Лев 10:1). Ж.К. приносили дважды в день, утром и вечером, на жерт-веннике курения в -> скинии (позднее в -> храме) (Исх 30:7-9); этот обряд могли совершать только священники (Чис 16:40; 1Пар 6:49; 2Пар 13:10 и след.; 26:16-20; Лк 1:8 и след.). В день очищения первосвященник входил с -> кадильницей в Святое Святых (Лев 16:12) в облаке курения, к-рое предохраняло его от гибели (ст. 13). О примиряющей и охраняющей силе курения говорится также в Чис 16:46 и след. Согл. Пс 140:2; Откр 5:8; 8:3-5, курению соответствуют молитвы святых.

 

Жертва повинности

Жертва повинности -> Жертва.

 

Жертва потрясания

I. При приношении различных -> жертв отдельными их частями потрясали пред Господом, т.е., взяв в руки, трясли ими в воздухе. Согл. Лев 8:27-29; Чис 6:19 и след., священник, по-видимому, клал определ. часть жертвы на руки тому, кто ее приносил, брал его за руки и двигал ими; из описания не ясно, были ли это движения из стороны в сторону или вверх и вниз. Потрясаемые т.о. куски жертвы впоследствии принадлежали священнику (исключение: посвящение Аарона в Исх 29:27 и след.; Лев 8:25-29), к-рому вместе с семьей разрешалось есть Ж.П. на ритуально чистом месте (Лев 10:14). Т.о., употребление Ж.П. в пищу не было привязано к святилищу, как при жертве за грех и при хлебном приношении. Потрясание, вероятно, призвано было выражать тот факт, что эти части жертвы, к-рые внешне просто переходили из владения жертвователя во владение священ-ника, в действительности приносились в жертву Богу, Который затем оставлял их священнику. Ж.П. приносили в след. случаях: 1) при посвящении в священники. При посвящении Аарона, когда роль священника при принесении жертвы исполнял Моисей, для обряда потрясания пред Господом и послед. сожжения использовались тук, т.е. жир (курдюк, жир с внутренностей; -> Тук -> Овен, I,1), и правое плечо (-> Жертва) овна (т.е. барана) посвящения и, кр. того, один опреснок, один хлеб с оливковым маслом и одна лепешка. Грудь барана, после потрясания ею пред Господом, была долей Моисея, исполнявшего обязанности священника (Исх 29:22-26; Лев 8:25-29). Не совсем ясно, почему в данном случае было сожжено плечо барана, к-рое обычно вместе с грудью составляло долю священника. Объяснение этому, возм., содержится в Исх 29:27 и след.: грудь и плечо барана при посвящении Аарона необходимо было раз и навсегда освятить священникам как их долю; тогда мы можем предположить, что при всех последующих посвящениях в священники обе эти части получал действующий священник; 2) при приношении мирной жертвы потрясали жиром и грудью барана, а иногда, видимо, и плечом. Жир сжигали, а две остальные части доставались священнику (Исх 29:22-28; Лев 7:29-34; 9:18-21). При мирной жертве -> назорея, обет к-рого закончился, священник, кр. того, получал сварен. плечо барана, пресный пирог и пресную лепешку после потрясания ими пред лицем Господа (Чис 6:19 и след.; см. также Втор 18:3); 3) на второй день праздника Опресноков (-> Пасха, III,2) потрясали первым снопом как начатком нового урожая (Лев 23:10,11; в Синод. пер. - "возносили сноп пред Господом", ср. ст. 15); 4) в праздник Седмиц в качестве Ж.П. приносили двух агнцев мирной жертвы и два хлеба первого плода (Лев 23:17,19, 20); 5) при принесении жертвы повинности (один баран и оливковое масло) исцелившимся от проказы (Лев 14:12,21 и след.) потрясали целым животным, перед тем как заколоть его.

 

Жертвенник

 

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

Словом "Ж." ВЗ передает (за искл. четырех случаев) значение евр. понятия мизбеах - "место, где совершаются жертвоприношения". Ж. не является типично израил. или библ. явлением, а принадлежит всем религиям и народам средиземноморского бассейна и других регионов. Как освящ. место, где человек приносит божеству свои жертвы, Ж. представляет собой место культового общения с божеством. Согласно Библии, первый Ж. был воздвигнут Ноем по окончании потопа (Быт 8:20); возм., что уже жертвы Каина и Авеля в Быт 4 указывают на наличие Ж. Предназнач. в жертву животные, злаки и другие жертвоприношения (-> Жертва) возлагались на Ж. и чаще всего, вероятно, сжигались, причем поднимавшийся дым воспринимался как знак того, что Бог принял жертву. Уже в III тысячел. до Р.Х. подобные представления существовали как в Месопотамии, так и в Египте. Ж. был принадлежностью каждого -> храма, любого места отправления культа (-> Дубрава -> Высота), но имелись Ж. и для личного или семейного пользования. Вероятно, Ж. возводили и просто в знак благодарения или памяти, не имея намерения постоянно приносить на них жертвы. Можно сказать, что путь патриархов к Господу проходил через Ж., к-рые они воздвигали (см. Быт 12:7 и след.; 13:18; 26:25; 35:1). Ж. устраивались преимущественно на высотах и в рощах. Как места встречи с божеством они родственны маццевам (-> Памятник, памятный знак), воздвигнутым камням, в к-рых видели материальный образ божества. Об одном из таких камней-памятников говорится, напр., в Быт 28:18 и далее - в рассказе об Иакове. Позднее в Израиле стали с осуждением относиться к установлению подобных памятников, потому что их приверженцы считали, что в камне живет Сам Бог, однако к Ж. это не относилось.

 

II. ВИДЫ ЖЕРТВЕННИКОВ

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 217.