Еврейский (древнееврейский) язык
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Еврейский (древнееврейский) язык - язык израил. народа. Весь ВЗ (4Цар 18:26,28; 2Пар 32:18; Ис 36:11,13), за искл. нек-рых фрагментов, изложенных на -> арамейском, написан на Е.Я. Из семитских языков, родственных евр., известны угаритский (по текстам Рас-Шамры, обнаруженным в сев. Сирии), финикийский, отчасти ханаанский и моавитский (по надписи на камне Меши). Вместе эти языки образуют группу сев.-зап. семитских языков, к к-рым относится и арамейский. Считается, что Е.Я. возник из сплава арам. и ханаан. языков и что Авраам перенял его еще в Ханаане. Во всяком случае, это тот самый язык, на к-ром говорили Иаков и его семейство во время переселения в Египет. См. также Быт 31:47, где Лаван называет холм из камней по-арам., а Иаков дает ему соотв. евр. название. Вероятно, Е.Я. с самого начала имел и письм. форму. Алфавит, созданный на основе финик., состоит из 22 согласных; значки, к-рыми в совр. текстах обозначаются гласные, были добавлены масоретами, иуд. учеными, в 600-800 гг. по Р.Х., сделавшими это в соответствии с установившейся практикой чтения. Кроме ВЗ, существуют и другие памятники письменности. Самые значит. среди них - календарь из Гезера (ок. 900 г. до Р.Х.), керамич. черепки (остраки) из Самарии (VIII в. до Р.Х.), надпись в Силоамском туннеле, относящаяся ко времени царя Езекии (ок. 700 г. до Р.Х.), послания из Лакиша (Лахиса), написанные незадолго до разрушения Иерусалима (587 г. до Р.Х.), и -> рукописи Мертвого моря. Если письм. евр. язык развивался на единой основе, то в живом разговорном языке, вероятно, возникали различные диалекты, на к-рых говорили представители разных колен. Примером этому могут служить варианты произношения одного и того же слова в Суд 12:6 ("шибболет" - "сибболет"). Во время вавил. плена и после него на Е.Я. все большее влияние оказывал арам. язык, к-рый постепенно стал средством международного общения (каким во II тысячел. до Р.Х. был аккад.). В ВЗ, кроме отдельно встречающихся арам. слов, на арам. частично написаны Книга Даниила и Книга Ездры. Позднее евр. язык стал преимущ. языком богослужений и ученых. Ко времени Иисуса и апостолов языком повседневного общения в Палестине стал арам. Он всегда подразумевается там, где в НЗ говорится о Е.Я. или упоминаются евр. имена собственные (Лк 23:38; Ин 5:2; 19:13,17,20; Деян 21:40; 22:2; 26:14; Откр 9:11; 16:16). Там, где авторы НЗ прибегают к транслитерации, напр. в Мк 5:41; 7:34; Ин 20:16, они во всех случаях передают арам. слова. В Деян 6:1 делается различие между иудеохристианами, говорящими на арам. и греч. языках. В конце XIX - начале XX вв. под влиянием движения сионизма на основе древнеевр. языка возник совр. евр. язык, устный и письм. (новоевр., или иврит), к-рый в настоящее время является официальным языком гос-ва Израиль.

 

Евтих

Евтих ("счастливый"), молодой человек, заснувший во время проповеди ап. Павла в Троаде и выпавший из окна "с третьего жилья". Павел вернул его к жизни (Деян 20:9 и след.).

 

Евфрат

Евфрат: 1) Е. [аккад. Пуратту; евр. Перат; древнеперс. Уфрата; греч. Евфратес] - самая большая река в Передней Азии, протя-женность к-рой прим. 2850 км. Е. берет начало в горах Армянского нагорья, пересекает горную гряду Тавра, течет в направлении с сев.-запада на юго-восток по Месопотамской низменности и, слившись с рекой Тигр, протекающей по тер. бывшей Ассирии, впадает в Персидский залив. В Библии Е. упомянут как одна из четырех рек рая (Быт 2:14). Иногда Библия называет его "великой рекой" (Быт 15:18; Втор 1:7). Несколько раз указывается на то, что Е. должен стать границей Израиля (Втор 1:7; Нав 1:4; Мих 7:12; Зах 9:10 - под словом "река" подразумевается Е.). В Персидской империи "городами за рекою" или "заречными областями" (Езд 4:10 и след.; 5:6; 4:17,20; 6:6,13; Неем 2:7,9) назывались провинции зап. Е. На берегах Е. располагались крупные города: Ур, Урук (библ. Эрех), Ниппур, Вавилон, Сиппар, Мари, Дура-Европос, Тапсак, Никефорий, Каркемиш. Ширина и глубина Е. в разных местах различны. В древности воды Е. отводились по каналам на поля. Таковы, вероятно, "реки Вавилона", о к-рых говорится в Пс 136:1. Одним из таких каналов был Ховар (Иез 1:1). См. цвет. вклейки 10; 23; 2) в Иер 13:4-7 под Е., вероятно, подразумевается поток Вади-Фара [ивр. Нахал-Прат], протекающий сев.-вост. Иерусалима.

 

Египет

 

НАЗВАНИЕ [евр. Мицраим (Быт 10:6)]

В остальных случаях название этой страны передается в Синод. пер. Библии как Е. Слово "мицраим" представляет собой форму двойств. числа (служ. в евр. яз. для обозначения парных понятий, как, напр., глаза), в этом можно видеть указание на две части страны: Верхний и Нижний Е. Но слово "мицраим" употребляется и как обозначение только Нижнего Е., в Ис 11:11 и Иер 44:15 непосредств. за ним следует название Патрос (Пафрос), т.е. Верхний Е. (ср. Иез 30:14,16). Сами египтяне называли свою страну Кемет ("черная"), по темному цвету пахотной земли, резко отличающейся от светлой земли пустынь. Совр. название Е. происходит от греч. айгюптос, этимология к-рого точно не установлена. Возм., речь идет об одном из обозначений Мемфиса (Хи-ку-птах?), др.-егип. столицы на левом берегу Нила выше Каира.

 

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Собственно Е. - это страна, через к-рую протекает Нил. Е. расположен в зоне жаркого, засушливого климата. Уровень осадков в Александрии едва составляет 190 мм в год, в Каире - 300 мм, а в Асуане дождей практич. не бывает. Древний Е. представлял собой вытянутый в длину оазис - от зап. долины Нила простирается Сахара (Ливийская пустыня, см. карту), равнинная пустыня с каменистыми возвышенностями и песчаными дюнами. Вдоль Нильской долины расположены многочисл. оазисы. На востоке, между долиной Нила и Красным морем, простирается Аравийская пустыня. Там границей страны служил Вади-эль-Ариш (поток Египетский - Чис 34:5; Нав 15:4; Ис 27:12; 3Цар 8:65 - в Синод. пер. - "река Египетская"). На юге Е. граничил с Нубией, эта граница проходила на уровне первого Нильского порога около Сиены. Когда Иезекииль предсказывает, что Е. превратится в пустыню от Мигдола до Сиены на границе с Эфиопией (Иез 29:10; 30:6), то этим он обозначает наибольшую протяженность страны с севера на юг. Первонач. Средиземное море доходило до областей, располож. сев. Каира. Приносимые рекой отложения создали Нильскую дельту и отодвинули побережье к северу. Географически Е. делится на долину Нила и его дельту, политически - на Верхний и Нижний Е. Река -> Нил - жизненная артерия Е., жизнь к-рого всецело зависит от нее. Поэтому греки (Геродот) называют Е. "даром Нила". Без Нила эта страна превратилась бы в пустыню (Ис 19:5-9). С гор на востоке, находящихся между долиной Нила и Красным морем, египтяне доставляли темный камень для саркофагов (напр., порфир). В известняковых пещерах на зап. берегу добывали прекрасный алебастр. С Синайского полуо-ва среди проч. поступали медь и малахит. Во время разливов Нил приносит плодородный ил, ежегодно обогащая им почву. На этой плодородной земле уже в древности возделывались пашни и сады. Во время странствования по пустыне израильтяне с тоской вспоминали об огурцах, дынях, репчатом луке и чесноке Е. (Чис 11:5). Наиб. типичными для Е. зерновыми культурами были ячмень и пшеница (Исх 9:31 и след.), из егип. льна ткали тонкое полотно (Ис 27:7). (См. цвет. вклейку 2.) Контраст между густонасел. долиной Нила и приграничными пустынями очень велик. Всего в нескольких километрах от русла реки плодородная черная земля переходит непосредств. в пустыню. Слепящее солнце и горячий сухой воздух определяют климат Е., к-рый смягчается в летние месяцы регулярными сев. ветрами, но зимой прохлада и облака со Средиземного моря достигают только дельты Нила. Чистотой воздуха страна обязана окружающей ее пустыне. Дождь в Верхнем Е. выпадает очень редко, в Каире бывает всего 4-6 дождливых дней в году. Орошение пашен было возм. только из реки - по большим и малым каналам - или грунтовыми водами. Воду черпали с помощью водоподъемных колес, к-рые приводились в действие ногами (Втор 11:10: "...поливал ее при помощи ног твоих..."), или при помощи утяжеленной с одного конца жерди ("шадуф"), наподобие колодезного "журавля" (см. ил. на стр. 150). Возделываемая площадь плодородной долины и дельты Нила ненамного больше, чем, напр., тер. Голландии. Египтяне развили здесь высокую культуру, отличавшуюся аристократич. самодостаточностью. Они с презрением взирали на народы пустынь, называя их "жителями песков" и "стрелками из лука". В Быт 46:34 содержится след. характерное замечание: "...мерзость для Египтян всякий пастух овец".

 

НАСЕЛЕНИЕ, ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Египтяне принадлежали к народам, происходящим от Хама (Быт 10:6), и псалмы говорят о Е. как о "земле Хамовой" (Пс 104:23) или о "шатрах Хамовых" (Пс 77:51). С течением столетий чужеземные народы и завоеватели (гиксосы, ливийцы, нубийцы, ассирийцы, вавилоняне, персы, греки) привнесли свой вклад в культуру Е. Предполагают, что народ и язык возникли в результате смешения коренного африканского населения с каким-то семитским племенем, проникшим сюда в доист. времена. Егип. рисуночное письмо иероглифами ("священной резьбой") часто использовалось для украшения зданий и монументальных скульптур, но не годилось для скорописи, поскольку иероглифы представляли собой рисованные знаки. Поэтому вскоре из него развилось иератическое (жреческое) и демотическое (народное) письмо. Ключом для расшифровки егип. письма послужил камень из Розетты (Рашида в зап. части дельты Нила). На нем обнаружились надписи (195 г. до Р.Х.) одинакового содержания, выполненные иероглифами, демотическим письмом и по-греч. (см. цвет. вклейку 75). Появление иероглифов в III тысячел. до Р.Х. совпадает с началом ист. времени; первые письм. источники, имена и надписи знаменуют собой завершение доист. периода. Иероглифич., как и евр. или финик., письмо состояло первонач. из одних только согласных, а гласные и окончания добавлялись при чтении. Поэтому была разработана система вспомогат. средств для чтения, значков, к-рые указывали, напр., означает ли след. слово название народа или имя собств. Глаголы тоже были распределены особым образом; так, напр., все виды деят-сти, выполняемые руками или ногами, отмечались одним и тем же значком.

 

РЕЛИГИЯ

Религия египтян никогда не представляла собой единого целого. Египтяне видели откровения божеств. сил в животных, растениях, источниках и горных вершинах. Главными божествами были -> Амон, Птах и бог солнца Ра (или Атум); другие известные боги - Осирис и Гор. Египтяне верили в загробную жизнь и придавали большое значение ритуалу захоронения. Об этом свидет-вуют пирамиды, гробницы и обычай бальзамировать умерших. Внешним признаком почитания богов были храмовые сооружения (зачастую - колоссальные), считавшиеся обиталищами отдельных божеств. К этому прибавлялись храмы умерших фараонов, напр. царицы Хатшепсут в Дер-эль-Бахри или храм Рамсеса II в Фивах. Жрецы, отправлявшие богослужения в храмах, получали все большую власть, особенно в период Нового царства. Жрецы бога Амона, с к-рыми теперь объединились до этого самостоят. жрецы местных святилищ, стали руководить всей религ. жизнью страны. Дело дошло даже до образования независимого теократич. гос-ва в Фивах, во главе к-рого встал верховный жрец Амона. Этому процессу сопутствовало обогащение храмов и растущее великолепие их убранства. (См. цвет. вклейку 4.)

 

Народ принимал участие в почитании главных богов только по большим праздникам, во время пышных процессий. В остальных случаях искали утешения у домашних и менее значит. богов. Егип. имена иногда включали имена богов. Так, в ВЗ египтянка, жена Иосифа, носит имя Асенефа ("послушная богине Нут"). Она была дочерью Потифера ("подаренный богом солнца Ра"), священника илиопольского. Илиополь (Гелиополь, Он) - один из древних егип. городов, центр поклонения солнцу (Быт 41:45). Иезекииль возвещает суд Господа над идолами егип. столицы Мемфиса (Иез 30:13), где было главное место поклонения богу Птаху и его земному воплощению - черному быку Апису. Назв. в Иез 30:17 город Бубаст был "домом богини-кошки Баст". Фивы, столица Верхнего Е., обозначена в Наум 3:8 как Но-Аммон (город -> Амона). Над этим божеством также возвещается суд (Иер 46:25). О высочайшем уровне др.-егип. иск-ва свидет-вуют пирамиды, храмы, настенная живопись, рельефы, скуль-птуры, а также ювелирные украшения и предметы быта. Технич. решение сложных архитектурных задач, особенно при сооружении пирамид, и сегодня вызывает восхищение. (Ср. цвет. вклейки 3,4,28,30.) В др.-егип. лит-ре заметное место занимают религ. сочинения, посвящ. гл. обр. сюжетам загробной жизни. Пророчества и книги премудрости позволяют провести сравнение с ВЗ (так, напр., Притч 22:17 - 23:11 почти дословно совпадают с более ранним "Поучением Аменемопе"). Кр. того, до нас дошли рассказы и стихи; большое распространение в результате переводов, выполненных в новейший период, получила, в частн., др.-егип. любовная лирика. Этими знаниями мы обязаны тому обстоят-ву, что в жарком, сухом климате Е. прекрасно сохранился такой относит. недолговечный материал, как папирус. Во главе гос-ва стоял -> фараон. Это слово происходит от егип. пер-о, "большой дом, дворец". Данное словосочетание так же ассоциировалось со словом "царь", как ныне, говоря "Святой престол", мы подразумеваем Папу римского. Для израильтян и ассирийцев это слово приобрело значение почти что имени собств., ср. "фараон, царь Египетский" (Исх 6:13). Только дважды этот титул стоит в Библии рядом с именем собств.: фараон Нехао (4Цар 23:29,33) и фараон Вафрий (Иер 44:30).

 

ИСТОРИЯ

Счет егип. правящих династий принято вести на основе данных Манефона, егип. жреца, к-рый прим. в 270 г. до Р.Х., при Птолемеях I и II, написал историю Е. на греч. языке, перечислив 30 династий. Историю Др. Е. подразделяют на периоды Древнего, Среднего и Нового царств.

 

А. ЭПОХА РАННЕГО ЦАРСТВА

В додинастич. период закладываются основы исторического Е. Возникают поселения и культовые сооружения. Егип. культура испытывает различные иноземные влияния; появляется иероглифич. письмо. Фараон Нармер (или его преемник Менес) основал I династию. В период правления двух первых династий егип. культура переживает взлет.

 

Б. ПЕРИОД ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

В это время (или в эпоху пирамид; III-VI династии, прим. в 2640-2255 гг. до Р.Х.) наблюдается блистат. подъем в экономич. и культурной жизни Е., строятся большие пирамиды (IV династия): сначала ступенчатая - Джосера (ок. 2650 г. до Р.Х.), затем три высочайших - Хеопса, Хефрена и Микерина (см. цвет. вклейку 3). При VI династии начинается упадок, а позднее наступают смута и гражданская война. За этим следует Первый переходный период (ок. 2255-1991 гг. до Р.Х.). В результате крушения Древнего царства происходят полит. и религ. перемены, правят одноврем. несколько династий. В пределы страны, прежде всего в район дельты, просачиваются азиат. племена. Затем новые цари захватывают власть в Среднем Е. (IX-X династии) и пытаются восстановить порядок. Но у них возникает конфликт с царями г. Фивы в Верхнем Е., к-рые затем объявляют себя независимыми (XII династия).

 

В. ПЕРИОД СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

Среднее царство (2134-1785 гг. до Р.Х.) охватывает XI и XII династии. Аменемхет, основатель XII династии, стремился восстановить сильное гос-во, проводя реформы. Он боролся за усиление центр. власти и покровительствовал развитию сельского хоз-ва. Юж. граница была раздвинута, и пояс стратегич. укреплений стал защищать вост. часть дельты от вторжений азиат. кочевников. Была расширена ирригац. система, большие достижения отмечались в области архитектуры (начато сооружение храма Амона в Фивах). Благодаря созданию колос. дамб на Ниле, увеличилась площадь пахотных земель. Период Среднего царства считается классич., золотым веком лит-ры. На период XII династии, вероятно, приходится и путешествие Авраама в Е. (Быт 12:10 и след.). Если исходить из ранней датировки -> исхода израильтян из Египта, то пребывание Иакова и Иосифа в Е. падает на время правления фараонов XII династии. Но не искл., что оно пришлось на период господства гиксосов (см. ниже). (См. цвет. вклейки 3; 4.) Во Второй переходный период (ок. 1785-1551 гг. до Р.Х.; XIII-XVII династии) правители из XIII династии быстрой чередой сменяли друг друга. При XIV династии в Нижнем Е. опять появилось множество удельных властителей. Пришедшие из Палестины гиксосы правили в Фивах как XV династия. Затем XVI династия гиксосов господствовала одноврем. с XVII династией местных правителей, властвовавших в Фивах. Позднее фиванским фараонам этой династии удалось изгнать гиксосов из Е. и воссоединить страну. Гиксосам приписывают появление в егип. войске лошадей, боевых колесниц и проч. новшеств.

 

Г. ПЕРИОД НОВОГО ЦАРСТВА

В последующие пять столетий (прим. 1552-1070 гг. до Р.Х.; XVIII-XX династии) Е. переживал период полит. могущества - он стал мировой империей. Аменхотеп I завоевал Сирию. Тутмос I, фараон XVIII династии, раздвинул юж. границу до 4-го Нильского порога и вышел к Евфрату. Цари ханаан. и аморрейских городов-государств были превращены в вассалов и обложены данью. С 1360 г. до Р.Х. на тер. Сирии и Палестины стали вспыхивать восстания против егип. господства. Религ. и внутриполит. перемены ослабляли могущество Е. Фивы в то время не являлись единств. столицей; находившийся на севере Мемфис был расположен удобнее для управления (прежде всего азиат. областями). Главным божеством этой эпохи был Амон, временами - также и Атон (солнечный диск - при т.н. фараоне-еретике Эхнатоне в период Телль-Амарны (-> Телль-Амарна, II). Хатшепсут, дочь Тутмоса I, возм., была дочерью фараона, упомянутой в Исх 2:5. Тутмос III вплоть до смерти жены выполнял лишь роль супруга царицы, но затем, став полновластным правителем, прославился как завоеватель, победивший (в 1482 г. до Р.Х.) в битве при Мегиддо царя сир. г. Кадеша и его союзников. Если это тот фараон, о к-ром говорится в Исх 2:15,23, то фараоном, при к-ром произошел исход, следует считать Аменхотепа II (ок. 1400 г. до Р.Х.). Однако на основании сведений из Исх 1:11 о том, что евреи при жизни Моисея строили Пифом и Раамсес, можно предположить, что исход совпал с периодом правления Рамсеса II (т.е. ок. 1280-1250 гг.). Время правления Аменхотепа IV (он именовал себя Эхнатоном, 1364-1347 гг.) называют периодом Телль-Амарны - по многочисл. глиняным табличкам, к-рые были обнаружены в одном из хранилищ в -> Телль-Амарне (см. цвет. вклейки 3; 5; 6; 45). После смерти Эхнатона правление над Е. принял его военачальник Хоремхеб, перенесший столицу в Мемфис. После смерти Хоремхеба престол перешел к др. военачальнику - Парамессу, к-рый под именем Рамсеса I основал XIX династию. В период правления XIX династии (ок. 1300-1200 гг. до Р.Х.) Сети I (сыну Рамсеса I) удалось восстановить господство над Сирией. Сети воевал с хеттами, вел большое строит-во в сев. части дельты и имел там одну из своих резиденций. Его сын Рамсес II стал повелителем обширной империи и произвел на потомков столь сильное впечатление, что девять других царей были названы в его честь. Он распорядился соорудить великолепную столицу дельты - Пер-Рамсес (город Рамсеса, в соотв. с Исх 1:11 построенный евреями, след., исход приходился именно на его царствование; см. выше) и развернул в период своего правления, длившегося 66 лет, широкое строит-во по всему Египту и Нубии. От времени правления его преемника Мернептаха сохранилась т.н. "израильская" стела, в надписи на к-рой фараон увековечил свои победы в Ханаане. Эта надпись содержит первое внебибл. упоминание об Израиле и доказывает, что израильтяне ок. 1230 г. до Р.Х. действительно уже жили в Ханаане, покинув Е. самое позднее ок. 1250 г. до Р.Х. при Рамсесе II. Эта более поздняя датировка исхода подкрепляется и результатами археол. изысканий. (См. цвет. вклейку 6.) В период XX династии Вост. Средиземноморье было потрясено нашествием воинств. народов, к-рые смели с лица земли Хеттское царство в Малой Азии, поглотили древние ханаан. и аморрейские города-государства Палестины и угрожали Е. со стороны Ливии и Палестины. Рамсес III отразил все нападения этих "народов моря", в число к-рых включают и филистимлян. Но его потомки оказались неспособными правителями. Период расцвета Е. постепенно приближался к концу. Смещался центр тяжести и во внутр. политике: верховные жрецы бога Амона в Фивах становились все могуществ., так что в конце концов один из их череды (Херихор) вырвал власть у Рамсеса XII.

 

Д. ПОЗДНИЙ ЕГИПЕТ

Период поздн. Е. начинается с 1070 г. до Р.Х., когда к власти пришла XXI династия. Страна снова оказалась раздел. на две части: Смендес (Несубанебджед) был фараоном в Танисе, а преемники Херихора, как наследств. первосвященники (верховные жрецы), правили в Фивах в Верхнем Е. Т.о., власти одной половины Е. могли править только с разрешения властей другой половины в условиях общего гос-ва. Этими особыми обстоят-вами объясняется осторожная азиат. политика династии. Израиль смог достичь такого расцвета при Давиде и Соломоне потому, что Е. в это время был занят собств. проблемами. Нагляд. примером внешней политики XXI династии может служить отношение фараона к царю Соломону в первый период его правления. Фараон завоевал Газер и присоединил его к Израильскому царству в качестве приданого своей дочери, жены Соломона (3Цар 9:16; ср. 3:1; 7:8; 9:24; 11:1). Проведя "полицейскую акцию" в юго-зап. Палестине (Газер) и заключив союз с могуществ. Израильским гос-вом, Е. обеспечил безопасность на своей азиат. границе; при этом оба гос-ва получили экономич. выгоду. Егип. фараоны вынуждены были опираться на отряды иноземных наемников.

 

В результате предводитель ливийских воен. поселенцев Шешонк (библ. Сусаким) воцарился в 950 г. до Р.Х. в Бубасте и основал XXII династию. Он укрепил свою власть внутри страны и вел захватнич. политику в Азии. Су-саким - первый фараон, назв. в Библии по имени (3Цар 11:40). Из сообщения о его походе в Палестину в 925 г. до Р.Х. (ср. 3Цар 14:25), сохранившегося на стенах храма в Кар-наке, следует, что он завоевал прежде всего города сев. областей Израиля и пустыни Негев. Надпись на стеле в Мегиддо подтверждает, что Сусаким покорил Израиль и Иудею. Только разгром иуд. царем Асой войска под командованием эфиоплянина (т.е. кушита) Зарая, посланного преемником Сусакима Осорконом I (ок. 897 г. до Р.Х.), положил конец захватнич. политике Е. в Азии. Наследники Осоркона I были малоспособными правителями, они вернулись к умеренной внешней политике. Найденная археологами во дворце Амврия и Ахава в Самарии алебастровая ваза Осоркона II свидет-вует, что Е. и Израиль поддерживали отношения друг с другом. При наследниках Осоркона II Е. постепенно распадался на враждующие друг с другом отд. гос-ва. Наряду с XXII главной династией правила и XXIII династия - обе, вероятно, относились друг к другу терпимо. В бессилии этого распадавшегося гос-ва пришлось убедиться Осии, последнему царю Израильского царства, к-рый в 725-724 гг. до Р.Х. обратился к "Сигору, царю Египетскому" с просьбой о помощи в противостоянии Ассирии (4Цар 17:4). Предположит. Сигора можно отождествить с Осорконом IV, последним фараоном XXII династии (ок. 730-715 гг. до Р.Х.). Настоящими властителями в Нижнем Е. были Тефнахт и его преемник Бокхорис (Бокенранф) (XXIV династия). Они правили в Саисе в зап. части дельты. Между тем в Нубии (Куш) возникло гос-во, управлявшееся царями егип. происхождения. Они также поклонялись Амону из Фив, и царь Пианхи из Куша в конце концов завоевал (ок. 730 г. до Р.Х.) Нижний Е. Осоркон III (XXIII династия) покорился, нубийская столица Напата стала столицей Е. Царь Шабака из кушитской XXV династии (ок. 712-698 гг. до Р.Х.) еще раз покорил всю страну и сверг Бокхориса. Он занял дружественно-нейтральную позицию по отношению к Ассирии. Но его наследники из XXV династии ввязывались в многочисл. столкновения с ассирийцами, не имея представления об их действит. воен. мощи. Когда ассир. царь Синаххериб (библ. Сеннахирим) в 701 г. до Р.Х. напал на иуд. царя Езекию, войско кушитского фараона Шабатаки под командованием Тахарки (библ. Тиргака) было брошено навстречу ассирийцам, и в результате Е. потерпел тяжелое поражение (4Цар 19:9; Ис 37:9). Ассир. царь высмеивал Е., называя его "тростью надломленной", к-рая прокалывает руку каждому, кто пожелает на нее опереться (4Цар 18:21). После дальнейших сражений Тахарки и Тануатамона с Ассирией это противоборство закончилось в 664-663 гг. до Р.Х. тем, что Ашшурбанипал опустошил свящ. Фивы, разграбил сокровища храмов и изгнал кушитов на их родину на юге Е. (ср. Наум 3:8-10). Псамметих I из Саиса (в зап. части дельты) основал XXVI (Саисскую) династию (664-525 гг. до Р.Х.). Будучи царем г. Саиса, он ловкими действиями добился верховной власти. Псамметих и его наследники восстановили внутр. единство и экономич. благополучие Е. В своей внешней политике XXVI династия была озабочена сохранением полит. равновесия в Зап. Азии. Псамметих I и Нехо (библ. -> Нехао, 610-595 гг. до Р.Х.) поддерживали коалицию с Ассирией в противовес возрож-давшему свою мощь Вавилону. Когда Нехо шел на помощь находившейся на грани краха Ассирии, иуд. царь Иосия выступил против него в сражении при Мегиддо (4Цар 23:39). Иосия пал в битве, но судьба Ассирии была предрешена. Когда разгромл. Вавилоном Ассирия потеряла власть над Сирией и Палестиной, Е. посчитал себя наследником ее палест. владений, но в 605 г. вся тер. Сирии и Палестины досталась вавилонянам после поражения при Каркемише, нанесенного Е. Навуходоносором (Иер 46:2). Т.о., иуд. царь Иоаким сменил свою вассальную зависимость от Е. на такую же зависимость от Вави-лона. В 601 г. до Р.Х. между Е. и Вавилоном вновь разгорелся открытый конфликт. К этому времени и иуд. царь Иоаким восстал против Навуходоносора (4Цар 24:1 и след.), вне сомнения рассчитывая на помощь Е., к-рая, однако, заставила себя ждать. Поэтому Навуходоносору в 597 г. до Р.Х. удалось беспрепятственно занять Иерусалим. Фараон Априй (библ. Вафрий, 589-570 гг. до Р.Х.) отказался от политики невмешательства и поспешил на помощь восставшему против Вавилона Седекии (Иер 37:5; Иез 17:11-21). Но эта помощь оказалась неэффективной, поскольку в 587 г. до Р.Х. Иерусалим вновь подпал под власть вавилонян. Фараон Амасис (Яхмос II, 570-526 гг. до Р.Х.), как и было предсказано Иеремией (Иер 46:13 и след.), подвергся нападению Навуходоносора, стремившегося воспрепятствовать всем дальнейшим попыткам вмешат-ва Е. в азиат. дела. Впоследствии происходит сближение Е. с Вавилоном, продолжавшееся до тех пор, пока обе державы не оказались завоев. Мидией и Персией. В 525 г. до Р.Х. Е., как ранее и его союзники, подпадает под власть перс. царя Камбиса. Перс. господство продолжалось с 525 по 332 г. до Р.Х.: персы считаются XXVII династией. Вначале правление персов было справедливым и стабильным. Но неоднократные восстания привели в дальнейшем к ужесточению перс. политики. В 404-343 гг. до Р.Х. последним местным правителям, фараонам XXVIII-XXX династий, удалось ненадолго добиться нек-рой независимости, пока персы были заняты своими проблемами в других частях империи. Затем Персия вновь покорила Е. на 11 лет, пока в 332 г. до Р.Х. не явился в качестве "освободителя" Александр Македонский.

 

Е. ГРЕКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД

Этот период длился в общей сложности с 332 г. до Р.Х. по 641 г. по Р.Х. Сначала Е. был эллинистич. монархией под властью династии Птолемеев (332/1-30 гг. до Р.Х.), потом подпал под рим. господство (30 г. до Р.Х. - 395 г. по Р.Х.). С 395 г. Е. находился под властью Византии до завоевания его арабами в 641-642 гг. по Р.Х.

 

ЕГИПЕТ В БИБЛИИ

Египет в Библии представлен "домом рабства", из к-рого Господь освобождает Свой народ (Исх 20:2; ср. также Откр 11:8). Пророки, прежде всего Исаия и Иеремия, упрекают иуд. царей в стремлении искать помощи у Е. в борьбе против Ассирии, а затем - против Вавилона. Ассир. военачальник во времена Езекии был прав, говоря, что Е. подобен надломленной трости, к-рая прокалывает руку опирающемуся на нее: таким и фараон оказывается для всех, кто хочет на него положиться (4Цар 18:21; ср. Ис 30:1-17; 31 и др.).

 

Еглаим

Еглаим, погран. город Моава (Ис 15:8). В "Ономастиконе" (списке городов) Иеронима этот город значится как Агаллим, возм., это совр. Хирбет-эд-Джилиме - развалины, примыкающие с юго-востока к Эль-Караку. А. Музиль, однако, полагает, что это Хирбет-Джалджуль, находящийся в 7 км юж. Эль-Карака. По другим данным, Е. находился примерно в 3 км юж. Кир-Хереса, в 15 км вост. Мертвого моря.

 

Еглайм

Еглайм ("телячий источник"), город (Иез 47:10), согл. Иерониму, располагавшийся "у начала Мертвого моря, при впадении Иордана". Е. можно было бы отождествить с Эйн-Фешхой или -> Беф-Хоглой, если бы "Оно-мастикон" Иеронима не помещал Беф-Хоглу к югу от Газы. Все сказанное не позволяет точно определить его местонахождение.

 

Еглон

Еглон [евр. Эглон]: 1) моавитский царь, 18 лет притеснявший израильтян во времена судей. Судья Аод убил Е., оставшись наедине с ним в Иерихонском дворце якобы для секретной беседы (Суд 3:12-29). Благодаря этому израильтяне после непродолжит. борьбы с моавитянами вернули себе свободу; 2) город вблизи Лахиса (Нав 10:3,5,23; 15:39). У.Ф.Олбрайт предполагал найти Е. в Телль-эль-Хаси, в 25 км вост. Газы. Однако Нот отождествляет Е. с Телль-Этуном.

 

Егуд (Аод)

Егуд (Аод) [евр. Эхуд]: 1) вениамитянин, потомок Иедиаила и сын Билгана (1Пар 7:10; 8:6); 2) второй сын Геры, левша. Он заколол мечом моавитского царя Еглона, к-рый, овладев Иерихоном, 18 лет притеснял израил. народ. Аод, собрав израильтян, разбил моавитян у переправы через Иордан. После его смерти народ вновь отпал от Господа (Суд 3:12 - 4:1).

 

Еда, пища, есть, вкушать

Еда, пища, есть, вкушать: 1) для поддержания жизненных сил человеку необходима пища, и Бог "дает пищу всякой плоти" (Быт 2:9; Пс 135:25). От того, как человек относится к Богу, зависит, будет ли он есть хлеб в поте лица своего и в печали (Быт 3:19; Пс 126:2) или в благословении (Притч 13:25; Мф 6:31-33). Вкушение пищи подчинено установлен-ному Богом порядку. Адаму было запрещено есть от древа познания (Быт 2:17; 3:6). Господь запретил израильтянам употреблять в пищу кровь (Быт 9:4; Лев 17:10-14), а также тук жертв. животных (Лев 7:23-27). Во время Пасхи нельзя было есть хлеб, приготовленный на закваске (Исх 12:15). Закон различает чистых животных, мясо к-рых можно употреблять в пищу, и нечистых, мясо к-рых есть нельзя (Лев 11; -> Чистота, нечистота). В НЗ запрет (-> Пищевые запреты) на употребление в пищу крови и удавленины остается в силе, что делает возможным совместные трапезы между христианами, обращенными из иудеев и из язычников (Деян 15:29). О других предписаниях в отношении Е. в НЗ ничего не говорится, но ожидается, что такая свобода не послужит соблазном для немощных (Рим 14; 1Кор 8; 10:25-31; 1Тим 4:1-5; ср. Евр 13:9). Иногда от Е. следует воздержаться (Быт 24:33), особенно ради общения с Господом (Исх 34:28; Мф 11:18; Деян 9:9; -> Пост). Относит. вынужденного голодания -> голод и жажда; 2) совместная с гостем трапеза означает, что он принят в семейный круг хозяина дома. Поэтому для фарисеев камнем преткновения стала совместная трапеза Иисуса с мытарями и грешниками (Мф 9:11). Цари же позволяли есть за одним столом с ними лишь тем, кому они оказывали особую честь (2Цар 9:7; 3Цар 2:7; 4Цар 25:29). Считалось предосудительным предавать того, чей хлеб ты ел (Пс 40:10; Авд 7; Мк 14:18; Ин 13:18); 3) как у иудеев, так и у язычников религ., или жертвенная, трапеза (-> Жертва) яв-лялась выражением тесного взаимного общения (Исх 32:6; Чис 25:2). Израил. старейшины ели и пили пред Господом (Исх 24:11), и весь народ должен был есть пред Господом и веселиться (Втор 12:7). Это установление нашло продолжение в последней вечере Иисуса с Его учениками (Мф 26:26-28), в трапезе, к-рую ученики разделили с Воскресшим (Ин 21:12 и след.; Деян 10:41), и в церк. традиции, где она превратилась в -> Вечерю Господню (1Кор 10:14-21; 11:20-34). Вечеря Господня служит провозвестием трапезы в Царстве Божием (Лк 14:15; 22:30); 4) в переносном смысле в Библии говорится о вкушении "плодов путей своих и помыслов" (Притч 1:31) и "плодов дел своих" (Ис 3:10), а также о последствиях собственных добрых или злых поступков (ср. Пс 140:4). Кр. того, "вкушать" означает получать от Бога духовные плоды и вечную жизнь (Ис 55:1-3; 1Кор 10:3; Откр 2:7,17). Иисус говорит о необходимости есть Его плоть и пить Его кровь (Ин 6:54-56): "ядущий Меня жить будет Мною" (ст. 57). Иезекииль и Иоанн, съедая свиток с письменами, обретают слово, к-рое им предстоит возвещать (Иез 3:1-3; Откр 10:9 и след.); 5) часто в Свящ. Писании употребляется словосочетание "есть и -> пить". Прежде всего оно означает обычный прием пищи (Руфь 3:3; 2Пар 28:15; Мф 11:19), совместное проживание (Лк 13:26) и удовлетворение от повседневного благополучия (Еккл 2:24; 3:13). Но кр. того, это означает легкомысленное, беззаботное существование (Быт 39:6) и напрасную уверенность (Лк 12:19; 17:27 и след.) или полное погружение в удовольствия (Ис 22:13; 1Кор 15:32). В Рим 14:17 Павел выступает против ложной оценки значения Е. и питья для духовной жизни. -> Трапеза -> Сытый -> Напиток.

 

Едем

Едем [евр. Эдем], местность, в к-рой Бог насадил сад (Быт 2:8). Это означает, что сад занимал не весь Е., а лишь огранич. часть его тер. Название "Е." ассоциировалось у древних евреев с созвучным словом, означающим наслаждение ("сад удовольствий"); однако многие соврем. исследователи не склонны считать Е. именем собств., рассматривая его как имя нарицат., заимствов. непосредственно из шумер. языка (эдин - "равнина", "степь") или через посредство аккад. (эдину); это означало бы, что речь идет о некой равнинной местности. Сам сад также назван Е. (в Синод. пер. - "сад Едемский" - Быт 2:15; 3:23 и след.; Иез 36:35; Иоил 2:3), или "садом Божиим" (Иез 28:13; 31:9), или "садом Господа" (ган-Яхве, Ис 51:3). Септуагинта передает слово ган (сад) в Быт 2:8 и след. и слово "Е." в Ис 51:3 как парадейсос - искаж. древнеперс. паиридаеза. Это слово означает "парк", или "увеселительный сад" и соответствует рус. слову -> рай.

 

Еден

Еден [евр. Эден]: 1) город, наряду с городами Харран и Хане, торговавший с Тиром (Иез 27:23). Е. тождествен Бет-Едену (в Синод. пер. - "дом Еденов" - Ам 1:5), а его жители - "сынам Едена", о к-рых идет речь в 4Цар 19:12 и Ис 37:12. Видимо, Е. (Бет-Еден) тождествен также ассир. провинции Бит-Адини, располож. в верхнем течении Евфрата вблизи Каркемиша (библ. Кархемиса); 2) левит, сын Иоаха, живший во времена правления Езекии (2Пар 29:12). Вероятно, он же подразумевается и в 2Пар 31:15.

 

Еденов дом

Еденов дом [евр. Бет-эден, "дом удовольствия"], название селения или местности в Сирии, вероятно, возле Дамаска (Ам 1:5).

 

Едер (Гадер)

Едер (Гадер) [евр. Эдер, возм., "стадо" или "помощь"]: 1) Гадер, или башня ("мигдал") Гадер (Быт 35:21; Мих 4:8 - "башня стада") - место вблизи Вифлеема. Е., видимо, находился либо возле Сиар-эль-Ганама, либо возле Кенисет-эр-Равата, где, по преданию, находилось то самое поле, о к-ром упоминается в Лк 2:8. Представляют интерес слова Таргума к Быт 35:21, где говорится о том, что Израиль раскинул свой шатер за башней Гадер: здесь "в конце времен будет провозвещен Мессия"; 2) город на юж. окраине удела Иуды (Нав 15:21), предположит. развалины Эль-Адара в 7 км юж. Газы. См. карту на стр. 896; 3) левит, сын Мушия (1Пар 23:23; 24:30); 4) сын вениамитянина Берии (1Пар 8:15).

 

Единодушно

Единодушно [греч. гомотюмадон, производное от "один", "едино" и "мужество", "во-ля", "страсть"]. Это слово в НЗ встречается в Рим 15:6 и др. и в Деян.: 1) Церковь Е. в молитве (Деян 1:14; 4:24), при преломлении хлеба, в трапезах и в восхвалении Бога (2:46 и след.; 5:12). В 8:6 народ также Е. внимает проповеди Благой Вести; 2) в Деян 15:25 слово "Е." относится к решению апостолов и церкви послать избранных мужей с Варнавой и Павлом для проповеди Евангелия. Этому предшествовали значит. разногласия (ст. 2,7). Были выслушаны различные мнения (ст. 4,12,14) и предпринята попытка получить ответ из Писания (ст. 15-17), причем учитывались и практич. соображения (ст. 21). В результате было достигнуто единодушие, выраженное словами "угодно Святому Духу и нам..." (ст. 28). Единодушие явилось результатом жестких, но выдержанных в духе братства высказываний оппонентов и найденного в ходе дискуссии взаимоприемлемого решения (ст. 25 досл. - "став единодушными"). (-> Апостольский собор.) В своей жизни и деятельности Церковь руководствуется тем, что заложено в ее основание. Единодушие, с одной стороны, обетовано Церкви, а с другой - поставлено ей в качестве основной задачи. Единодушие (или "единство духа") является не только предпосланным основанием (Еф 4:3), но и целью, к к-рой нужно стремиться (хранить единодушие и вновь достигать его). Единодушие позволяет "едиными устами" славить Бога (Рим 15:6; ср. Ин 13:34 и след.); 3) иудеи, как и язычники, Е. в своей враждебности к христианам (Деян 7:57; 18:12 и след.; 19:29). Е. бывает реакция определ. категорий людей на проповедь о Христе. В одних случаях - это вера и поклонение, в других - ненависть и отрицание; 4) в 1Пет 3:8 среди пожеланий Петра содержится призыв быть "единомысленными". В данном случае в греч. оригинале употреблено слово гомофронес (производное от "один", "едино" и "мышление" или "стремление"). След., здесь подразумеваются не одинаковые мысли, а сходный образ мыслей, общее направление мышления (или, соотв., общие стремления), т.е. цель.

 

Единорог

Единорог [евр. реем; греч. монокерос]. Это слово обозначает сильное дикое животное (Чис 23:22; Иов 39:9-12; Пс 21:22; 28:6; 91:11), вероятно, подразумевается вымерший предок дикого быка Bos primigenius, [аккад. риму]. Сцена охоты на Е. с колесницы изображена на золотой вазе из Рас-Шамры (сер. II тысячел. до Р.Х.). Известно также, что Тиглатпаласар I (ок. 1100 г. до Р.Х.) охотился на него в Сирии. На ассир. рисунках, на к-рых это животное изображено в профиль, виден один рог. -> Охота.

 

Единородный (Сын)

Единородный (Сын). Греч. слово моногенес - "единственный, происходящий от кого-либо", "единственный в своем роде" - в Ев. от Иоанна применительно ко Христу означает, что Иисус - единственный и вечный Сын Бога Отца (Ин 1:14,18; 3:16,18; 1Ин 4:9). (-> Иисус Христос.) Септуагинта переводит соотв. евр. слово яхид, обозначающее единственного родного ребенка у родителей, либо как моногенес, либо как агапетос - "возлюбленный". Единственный ребенок особенно любим, отсюда и выражение "Сын Мой Возлюбленный" (Мф 3:17; 17:5; Мк 1:11; Лк 3:22) или просто "Мой Возлюбленный" (Мф 12:18). В Евр 11:17 Е. назван единственный сын Авраама от Сарры.

 

Единство

 

I. ЕДИНСТВО В ЦЕРКВИ

В Еф 4:3 Павел призывает церковь сохранять Е. духа, т.е. Е., дарованное Св. Духом. Оно имеет своим основанием единого Господа и Бога. Е. учеников - одна из главных забот Иисуса, что отражено в Его первосвященнич. молитве (Ин 17:11,21-23). Это Е. ставится под угрозу, если не произойдет отделение (но не уход - 1Кор 5:10): а) верующих от мира (2Кор 6:17; Иак 4:4); б) Церкви от тех верующих, к-рые живут в сознат., очевидном грехе (Мф 18:15-17; 1Кор 5:2,6 и след.,13); в) учеников Иисуса от тех, кто проповедует лжеучение (Гал 1:6-9; 2Ин 1:9-11 и пр.). Нельзя добиваться Е. ценой отступления от истины (см. Гал 1:8-10; 2:14; Деян 15:1 и след.), поскольку в этом случае будет утрачена сама основа Е. (Еф 4:3-6). Не стоит воспринимать каждый частный спор как спор об абсолютной истине (Рим 14:5 и след.; ср. 1Кор 8,7-9). В таких случаях надо с братской любовью проявлять терпение друг к другу (Еф 4:2), чтобы, настаивая на своем, под предлогом установления истины не нарушить Е. Спорящим группировкам в Коринфе (1Кор 1:11 и след.) Павел говорит: "...если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по чело-веческому ли обычаю поступаете?" (1Кор 3:3 и след.). В Гал 5:19,20 распри и разногласия названы делами плоти. В Библии встречаются примеры объединения людей, стремящихся превознестись (Быт 11:4) или открыто восстающих против Бога (Откр 17:13,17). Ср. -> Единодушно (3).

 

II. ЕДИНСТВО БОГА

Бог один, т.е. нет иного Бога, кроме Него (Рим 3:30; Иак 2:19; 4:12; Иуд 4).

 

Едом

Едом [в евр. и совр. лит-ре - Эдом, "красный"]: 1) прозвище -> Исава, данное ему за рыжий цвет волос, а также за то, что он продал свое первородство за чечевичную похлебку, имевшую красноватый цвет (Быт 25:25, 30); 2) слово Е. обозначает как потомков Исава, так и название их земли. О земле Е. говорится в Быт 36:16,21,31, об области Е. - в Быт 32:3, о гор Исава, стоявшей на земле Е., - в Авд 8 и след.,21, просто о Е. - в Ам 1:6. (Ср. -> Идумея -> Эдомитяне, идутеи.) См. карту на стр. 525; 3) область Е. располагалась в горах Сеир. Ее сев. границей служила долина (ручья) Заред (Втор 2:13). Юж. границу точно определить невозможно, но Елаф и Ецион-Гавер чаще всего причисляются к Е. Гора Халак (Лысая гора), упомянутая в Нав 11:17, граничила с Израилем. Е. располагался по обе стороны Арабы - долины (шир. 12 км), к-рая тянется от Мертвого моря до залива Акаба. Здесь, в Арабе, из земли били теплые источники, результат вулканич. деятельности в далеком прошлом (ср. также -> Ана, 1). Такие источники были обнаружены А.Музилем. Наряду с охотой и торговлей основой жизнеобеспечения жителей, населявших преимуществ. вост. часть страны, являлись животноводство и земледелие (Чис 20:17; Иез 25:13; см. карту на стр. 589). Этот край имеется в виду и в словосочетаниях "расселины скал" и "вершины холмов" (Иер 49:16; Авд 3). Малозаселенной была западная часть страны, для ландшафта к-рой характерны нубийский песчаник ржаво-красного цвета и белый известняк. Поскольку Е. был с трех сторон окружен пустынями, то эдомитяне для расширения своей тер. были вынуждены продвигаться на север, что привело к войне с коленом Иуды.

 

Едреи (Едрея)

Едреи (Едрея): 1) один из двух городов-резиденций васанского царя Ога (Нав 12:4; 13:12). Здесь Моисей одержал победу над этим царем (Чис 21:33 и след.; Втор 1:4; 3:1 и след.). Е. были предназначены в удел роду Махира из колена Манассии. Ныне это город Деръа, располож. прим. в 50 км юго-вост. Ти-вериадского озера. (См. карту на стр. 891.) Под Е., на глубине прим. 20 м, находятся большие разветвленные пещеры - целый подземный город с улицами, площадями, жилыми помещениями и водозаборными сооружениями. Выходящие на поверхность земли воздуховоды обеспечивают вентиляцию; 2) город в уделе Неффалима (Нав 19:37), находившийся прим. в 6 км юго-зап. Кадеса, предположит. совр. Телль-Курейбе.

 

Езбай

Езбай [евр. Эзбай], отец -> Наарая (1Пар 11:37).

 

Ездра

Ездра [евр. Эзра; арам. "(Бог есть) помощь" или кр. ф-ма от евр. имени Азария, "Яхве помог"]: 1) израильтянин из колена Иуды (1Пар 4:17); 2) священник, вернувшийся из вавилон. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:1). Его потомки, жившие во времена первосвященника Иоакима, названы в ст. 13 "домом Ездры". Вероятно, потомком этого Е. был и Ездра, упомянутый в ст. 33, где говорится об освящении стены; 3) священник, происходивший через Садока от Елеазара, сына Аарона (Езд 7:1-5), книжник, "сведущий в законе Моисея" (ст. 6). Тот факт, что Е. был официально послан царем в Иерусалим, возм., свидет-вует о том, что он занимал определ. пост (наподобие секретаря по делам иудеев) при перс. дворе. Как книжник, Е. должен был изучать Закон, и это позволяло ему приобретать обширные познания в области Закона Моисея. Вместе с Е. из Вавилона вернулось на родину большинство находившихся в плену израильтян. Библия говорит, что среди них были священники, левиты, певцы, привратники и нефинеи. Это произошло на седьмой год царствования перс. царя Артаксеркса (Артаксеркс I Лонгиман, 464-424 гг. до Р.Х.). Е. был направлен царем и семью его советниками в Иерусалим для оценки религ. обстановки в Иудее. До царя доходили слухи о том, что иудеи пренебрегают своими религ. обязанностями и что им грозит ассимиляция с соседними племенами, поскольку они постоянно заключают браки с дочерьми хананеев, хеттов, филистимлян, иевусеев, аммонитян и др. племен. Избранный народ был на грани исчезновения. Царю важно было привлечь иудеев на сторону Персии и укрепить таким образом власть в завоеванных им странах, в частности в Египте: несмотря на то, что Персия завоевала Египет, ее власть там была неустойчивой. Е. были выданы серебро и золото, к-рые царь и его советники принесли в дар Богу Израилеву - на украшение Иерусалимского храма. Кр. того, Е. было дано право не только собирать приношения народа и священников, но и объявить сбор серебра и золота по всей Вавилонии. На эти средства должны были приобретаться жертв. волы, овны, агнцы, а также хлебные прино-шения и возлияния для них (ст. 15-17). Е. вез с собой и сосуды для храма (ст. 19; ср. Езд 8:25). Все, что было необходимо для службы в храме, Е. мог востребовать из цар. сокро-вищницы. Особое указание было дано хранителям сокровищ "за рекой", т.е. за Евфратом. (Территория "за рекой" - это часть Персидского царства, включавшая Сирию и Палестину с Иудеей, и простиравшаяся вплоть до Египта и Кипра.) Хранители сокровищ должны были исполнять все указания Е., щедро, хотя и в определ. пределах, выдавая ему все им востребованное (Езд 7:21-23). Священники, левиты, певцы, привратники, нефинеи Иерусалимского храма и служащие при нем освобождались от всех податей (ст. 24). Е. получил от царя полномочия назначать судей и правителей над всеми иудеями в землях, лежавших "за рекой", т.е. прежде всего в самой Иудее (ст. 25). Готовясь к путешествию, Е. собрал глав израил. родов, к-рые должны были идти вместе с ним (ст. 28). У реки Агавы он организовал группу, в к-рую вошло свыше 1700 мужчин (Езд 8:1-15). Но когда обнаружилось, что среди собравшихся нет левитов, Е. повелел доставить таковых вместе с нефинеями из местности Касифье (ст. 16-20). После этого Е. объявил о начале поста, чтобы молитвами испросить у Бога благополучного пути, поскольку он не решился просить у царя войско для охраны (ст. 21-23). Группа двинулась в путь на 12-й день первого месяца седьмого года царствования Артаксеркса (в 458 г. до Р.Х.). Путешественники благополучно достигли Иерусалима, став т.о. подкреплением потомкам тех израильтян, к-рые вернулись сюда из плена на 80 лет раньше (в 538 г. до Р.Х.). Прим. через четыре месяца после прибытия (см. Езд 7:9 и 10:9), после того как начальствующие обратили внимание Е. на проблему смешанных браков, он принял меры, направленные против таких союзов (см. Езд 9:1 - 10:44). Был издан декрет, на основании к-рого все иудеи, женатые на чужестранках, под угрозой лишения имущества и гражданства должны были в трехдневный срок отослать жен вместе с детьми обратно на родину. Во времена Неемии, к-рый появился здесь на 13 лет позже Е., состоялось освящение иерусалимской стены, происходившее при непосредственном участии Е. (Неем 12:36). При наступлении седьмого месяца (444 г. до Р.Х.) Е. зачитал народу Божий Закон со специально изготовленного по этому случаю деревянного возвышения (Неем 8:4). Эти события нашли отражение в -> Книге Ездры.

 

Ездры книга

Ездры книга -> Книга Ездры.

 

Езекия

Езекия [евр. имя, имеющее несколько вариантов: Хизкия, Хизкияху, Йехизкия и Иехизкияху, "Яхве - моя сила"]: 1) иуд. царь, сын Ахаза (4Цар 18-20; 2Пар 29-32; Ис 36-39), правивший в 725-697 гг. до Р.Х. Полагают, что прим. с 729 г. Е. был соправителем Ахаза, а прим. с 716 г. - единовластным правителем. На время его царствования приходится поход Синаххериба (Сеннахирима) на Иерусалим, к-рый, согл. ассир. источникам, состоялся в 701 г. до Р.Х. (4Цар 18:13; Ис 36:1). Т.о., болезнь и выздоровление Е., дарование ему Богом еще 15 лет царствования (Ис 38:1,5 и след.), а также посольство от Меродаха Валадана (Ис 39:1) следует отнести ко времени, предшеств. ассир. нашествию. Получается, что Е. правил в общей сложности 29 лет (4Цар 18:2); при этом нек-рые сложности в подсчетах вносят ст. 1,9 и след., к-рые относят правление Е. и израил. царя Осии к одному и тому же периоду. О Е. в Библии сказано: "И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его" (т.е. предок) (4Цар 18:3). Е. начал свое царствование с очищения храма, восстановления богослужения и празднования Пасхи, на к-рое он пригласил и остатки колен, уведенных в плен ассирийцами. Он заново упорядочил служение священников и левитов, снес языч. жертвенники, изображения Астарты, "отменил высоты" (-> Высота) и даже "истребил медного змея, которого сделал Моисей" и к-рому израильтяне поклонялись как идолу (4Цар 18:3-6; 2Пар 29-31). Поведение Е. во время вторжения Синаххериба также свидет-вует о его уповании на Бога. Правда, в своей внешней политике Е. не прислушался к совету пр. Исаии, предостерегавшего его от присоединения к Египту и отпадения от Ассирии. После смерти Саргона II (705 г. до Р.Х.) Е. открыто отошел от Ассирии. Из сообщения о походе на запад, оставленного Синаххерибом на шестигранной глиняной призме, известно, что жители филистим. города Экрона (Аккарона) пленили своего царя Пади, отвергавшего всякое сопротивление ассирийцам, и выдали его Е. Из этого следует, что в восстании против Синаххериба Е. играл ведущую роль (ср. также его действия в войне с филистимлянами, 4Цар 18:8). Разделавшись в Вавилоне с Меродахом Валаданом, чье послание следует отнести именно к этому времени, Синаххериб быстрым маршем стал продвигаться в сторону Палестины. Финикийские города были взяты им или покорились ему добровольно, как и Аммон, Моав и Едом. Яфо (Иоппия), Беф-Дагон, Бене-Верак и Ашкелон (Аскалон) были завоеваны; Лакиш (Лахис) пал, как и Ливна, Елтеке и Тимна (Фимна). Часть егип. войска была разгромлена под Елтеке. Синаххериб сжег и разграбил оказавшиеся беззащитными иуд. земли. Сам он сообщает об этом так: "Езекия - царь Иудейский, не покорился моему игу. Сорок шесть его хорошо укрепленных городов, а также бесчисленные малые города я осадил, соорудив валы для осады, а для штурма использовал пехоту, подкопы, проломы, штурмовые тараны и лестницы (?); 200 150 человек, взрослых и детей, мужского и женского пола, а также лошадей, мулов, ослов, верблюдов, коров и мелкого скота без счета я вывел от них и причислил к своей добыче" (ср. Ис 22:1-14; 1:4-9). Далее Синаххериб говорит, что самого Е., "словно птицу в клетке", он "запер" в Иерусалиме. Синаххериб окружил Иерусалим земляными валами, а близлежащие города его земли отдал во власть филистим. царей Ашдода (Азота), Экрона и Газы. (См. цвет. вклейку 35.) Страх перед его властью, по убеждению Синаххериба, поверг Е. "на землю". Резервные войска Е. из арабов отпали от него. Далее надпись сообщает о том, что Е. через своего посланника выказал покорность Синаххерибу, после чего идет подробное перечисление дани, к-рую он прислал победителю. На этом ассир. царь заканчивает сообщение о своем военном походе, в то время как Библия рассказывает еще и о чудесном спасении иудеев ангелом Господним, поразившим ночью 185 тыс. человек из стана ассирийцев (4Цар 19:35; Ис 37:36). В связи с ожиданием ассир. нашествия (см. 2Пар 32:2-4) в Иерусалиме по приказу Е. был сооружен Силоамский туннель (ст. 30; 4Цар 20:20), к-рый должен был обеспечивать город водой в случае осады. Обнаруж. в 1880 г. в туннеле т.наз. "Силоамская надпись" содержит сообщение о строит-ве штольни длиной более 500 м (-> Силоам). Из Притч 25:1 следует, что Е. собирал при своем дворе ученых и благочестивых мужей, занимавшихся изучением и собиранием свящ. книг. В частн., Е. поручил им собирать притчи Соломона. Преемником Е. на престоле был его сын Манассия; 2) предок пр. Софонии, к-рого, вероятно, можно отождествить с царем Е. (Соф 1:1); 3) израильтянин, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:16; Неем 7:21). Е., во времена Неемии подписавший обязат-во соблюдать Закон, тоже, вероятно, относился к этому семейству (Неем 10:17); 4) сын Неарии, потомок Зоровавеля и член иуд. царствующего дома (1Пар 3:23); 5) сын Шаллума, один из вождей колена Ефрема, современник царя Факея (2Пар 28:12).

 

Езер

Езер [евр. Эзер, "помощник", "опора"]: 1) из-раильтянин из колена Иуды, отец Хуша (1Пар 4:4); 2) один из сыновей Ефрема, убитый, вместе со своими братьями, жителями Гефа за попытку захватить скот (1Пар 7:21); 3) один из гадитян, пришедших к Давиду в его укрепление в пустыне (1Пар 12:10); 4) из-раильтянин, сын Иисуса, начальник Мицфы, принимавший участие в восстановлении иерусалимской стены (Неем 3:19); 5) священник из числа трубивших в трубы при освящении иерусалимской стены (Неем 12:42).

 

Езрахит (езрахитянин)

Езрахит (езрахитянин), искаж. от "зарахитянин" (3Цар 4:31; Пс 87:1; 88:1), т.е. потомок Зары (Чис 26:13). -> Ефан (1) и -> Еман (2).

 

Езрий

Езрий [евр. Эзри, арам. "(Бог есть) помощь" или краткая ф-ма от евр. имени Азария, "Яхве помог"]. Сын Хелува, "начальник над занимающимися полевыми работами" во времена Давида (1Пар 27:26).

 

Екбатана (Экбатаны)

Екбатана (Экбатаны) [евр. Ахмета (ныне Хамадан)], город, располож. прим. в 580 км сев. Персидского залива. Был столицей Северной Мидии и летней резиденцией перс. царей. При Дарии I в архиве Е. (Езд 6:2) был обнаружен указ Кира, разрешавший иудеям восстановление храма, что подвигло и Дария продолжить строит-во (ст. 6 и след.). См. карту на стр. 574.

 

Екер

Екер [евр. Экер, возм., "потомство"], сын Рама из колена Иуды (1Пар 2:27).

 

Екклесиаста книга

Екклесиаста книга -> Книга Екклесиаста.

 

Екрон (Аккарон)

Екрон (Аккарон). Название Е., возм., связано с аккад. и егип. словами, к-рые переводятся как "город". Е. - филистимский город (Нав 13:3), жители к-рого поклонялись Веельзевулу (4Цар 1:3). Израильтяне завоевывали Е. дважды - после смерти Иисуса Нави-на (Суд 1:18) и при Самуиле (1Цар 7:14). Сюда был доставлен захвач. филистимлянами ковчег завета (1Цар 5:10; в Синод. пер. - Аскалон); после смерти Голиафа израильтяне преследовали филистимлян до ворот этого города (1Цар 17:52). Фараон Шешонк (библ. -> Сусаким) упоминает Е. в надписи, сделанной в честь его победы. Во времена правления Езекии жители Е. свергли своего царя Пади и приняли участие в восстании против захватившего их город Синаххериба (библ. Сеннахирима). Пророки предвещали этому городу суд (Иер 25:20; Зах 9:5) и гибель (Соф 2:4): "Екрон искоренится". Это пророчество сбылось. Ученые полагают, что Е. находился на месте совр. Хирбет-эль-Муканна, где ранее пытались найти следы Елтеке. Исследования, проведенные в 1975 г., показали, что здесь в раннем бронзовом веке существовало поселение, но затем до раннего железного века это место оставалось незаселенным. См. карты на стр. 292; 1011.

 

Ела

Ела -> Эла (4).

 

Елам

Елам [евр. Элам]: 1) названный первым сын Сима (Быт 10:22; 1Пар 1:17), потомки к-рого населяли плоскогорья сев.-вост. и вост. Вавилона; 2) гос-во Е. (в совр. лит-ре - Элам) прошло долгий, богатый переменами ист. путь, отмеченный продолжит. враждебным противостоянием Вавилонии. Эламский царь Кедорлаомер в союзе с царями трех менее влиятельных вавил. царств предпринял поход против Палестины, но был разбит Авраамом (Быт 14:1-16). В 1764 г. до Р.Х. вавил. царь Хаммурапи покорил Элам, но касситы, свергшие династию Хаммурапи и установившие свое господство над Вавилоном (прим. 1530-1160 гг. до Р.Х.), вновь пали жертвой эламитов. При этом черный каменный блок (высо-той превышающий человеч. рост), на к-ром были высечены законы Хаммурапи, был доставлен в столицу эламитов Сузы, где его обнаружили в 1902 г. (См. карты на стр. 10; 574.) После того как в 1137 г. до Р.Х. Вавилон вновь сломил власть Элама, сведения об эламитах появляются только в VIII и VII вв. до Р.Х. Теперь они выступают как враги Ассирии и неоднократно терпят от нее поражение. Отряды эламитов входят в состав ассир. войска, подступившего к Иерусалиму (Ис 22:6); уведенные в плен израильтяне попали и в Элам (Есф 2:5 и след.; Ис 11:11). Окончат. завоевав Сузы в 639 г., Ашшурбанапал переселил часть эламитов в Самарию (Езд 4:9 и след.), где позднее они пытались воспрепятствовать восстановлению Иерусалимского храма. В период заката Ассирии эламиты попадают под власть мидян и персов и участвуют вместе с ними в покорении Вавилона в 539 г. до Р.Х. (Ис 21:2,9). Перечисляя павших воинов тех народов, к-рые были побеждены вавил. царем Навуходоносором, Иезекииль упоминает и эламитов (Иез 32:24, 25). (См. цвет. вклейку 92.) В Персидском царстве Элам стал одной из провинций, а г. Сузы - одной из двух столиц (ср. Дан 8:2). Дарий I Великий (Гистасп) подавил восстание эламитов, о чем он сообщает в выбитой по его приказу наскальной надписи на трех языках, открытой в Бехистуне. Суд над Е. в Иер 49:34-39 заканчивается обетованием Господа возвратить плененных эламитов. Среди чужеземцев, слушавших в Иерусалиме проповедь Петра в день Пятидесятницы, находились и эламиты (Деян 2:9); 3) левит, сын Мешелемии, привратник ковчега завета во времена Давида (1Пар 26:3); 4) вениамитянин, сын Шашака, живший в Иерусалиме (1Пар 8:24 и след.); 5) израильтянин, 1254 потомка к-рого вернулись из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:7; Неем 7:12) и еще 71 - с Ездрой (Езд 8:7). К этому семейству, вероятно, принадлежали поддержавший Ездру Шехания (Езд 10:2) и шестеро израильтян (ст. 26), расставшихся со своими иноплем. женами; 6) второй израильтянин, из потомков к-рого также вернулись вместе с Зоровавелем из плена 1254 человека (Езд 2:31; Неем 7:34); обращает на себя внимание совпадение чисел, но речь идет о 1254 потомках другого Е., что под-черкнуто в тексте; 7) израильтянин, во времена Неемии подписавший обязат-во соблюдать закон (Неем 10:15); 8) священник, принимавший участие в освящении иерусалимской стены (Неем 12:42).

 

Елама

Елама, город за Иорданом (2Цар 10:17). Относительно местонахождения Е. ученые высказывали разные предположения. Е. пытались отождествить с Алеппо, к-рый оказался значит. сев., с Аламатой, стоящей на Евфрате (согл. Птолемею), и с Алемами (1 Мак 5:26), т.е. Альмой, находящейся в 20 км сев.-вост. Едреи. Кр. того, Е. мог быть и Иавок, где находятся развалины Эламуна.

 

Елаф

Елаф [евр., возм., ф-ма жен. р., "большое, мощное дерево"]. Е. (у антич. авторов - Элана), был портовым городом вблизи Ецион-Гавера на Красном море. Из Е. корабли отправлялись в Офир (3Цар 9:26 и след.; 4Цар 14:22; 16:6). Город находился в земле Эдома и принадлежал израильтянам только в период распространения власти Израиля на эту область. Считается, что Е. стоял на месте совр. Акабы. Н.Глюк провел раскопки древнего -> Ецион-Гавера в Телль-эль-Хулефи, находящегося в получасе езды к сев.-западу от Акабы. Во Втор 2:8; 2Пар 8:17; 3Цар 9:26 Ецион-Гавер упоминается рядом с Е. Глюк полагает, что Е. и Ецион-Гавер - разные названия одного и того же города; другие исследователи считают, что это были два соседних насел. пункта.

 

Елдага

Елдага [евр. Элдаа, возм., "Бог позвал"], сын Мадиана, внук Авраама и Хеттуры (Быт 25:4; 1Пар 1:33).

 

Елдад

Елдад [евр. Элдад, "Бог возлюбил"], один из 70 старейшин, к-рых избрал Моисей, чтобы они разделили вместе с ним ответственность за израил. народ. Когда Дух Господа сошел на старейшин, то оставшиеся в стане Е. и Модад начали пророчествовать. Иисус Навин призвал воспрепятствовать этому, но Моисей ответил: "О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!" (Чис 11:24-29).

 

Елеад

Елеад [евр. Элад, "Бог засвидетельствовал" или, араб., "Бог вновь повернулся к нему" (?)]. Один из сыновей Ефрема, участвовавший в предпринятом ими разбойничьем набеге на Геф с целью захвата стад. При этом все братья были убиты. Их отец долго горевал о своей утрате (1Пар 7:20-22).

 

Елеада

Елеада [евр. Элада, "Бог украсил"], потомок Ефрема (1Пар 7:20).

 

Елеазар

Елеазар [евр. Элазер, "Бог помог" (ср. Лазарь)]: 1) сын Аарона, отец Финееса (Исх 6:23,25). Е. был посвящен в сан священника (Исх 28:1; Лев 8) и после смерти своих братьев Надава и Авиуда (Лев 10:1-7) вместе с Ифа-маром остался священником при Аароне (Чис 3:4; 19:3,4). Е. был начальником над главами левитских родов, к-рым было вверено хранение святилища (Чис 3:32). Перед смертью Аарона Моисей передал должность первосвященника Е., облачив его в священнич. одежды отца (Чис 20:25-28). После этого Е. помогал Моисею при исчислении народа, при назначении Иисуса Навина и т.д. (Чис 26:1-4,63; 27:2,18-23; 31:12,21; 32:2,28), а позднее вместе с Иисусом Навином проводил распределение земли Ханаанской между израил. коленами (Чис 34:17; Нав 14:1; 17:4; 19:51; 21:1). Е. был погребен в Гиве (4), городе его сына Финееса (Нав 24:33 - в Синод. пер. - "на холме Финееса"), ставшего первосвященником после его смерти (Суд 20:28); 2) левит из рода Мерари, к-рый умер, не оставив сыновей. На дочерях Е. женились их двоюродные братья (1Пар 23:21 и след.; 24:28; ср. Чис 36:6-9); 3) сын Аминадава из Кириаф-Иарима, к-рому было вверено хранение ковчега завета, когда ковчег, возвращ. фили-стимлянами, был помещен в доме его отца (1Цар 7:1); 4) сын Ахохиянина -> Додо или -> Додая (см. 1Пар 27:4), один из трех храбрейших воинов Давида (2Цар 23:9 и след.; 1Пар 11:12-14); 5) священник, сын Финееса, вер-нувшийся вместе с Ездрой из вавил. плена (Езд 8:33). Возм., он принимал участие в освящении иерусалимской стены (Неем 12:42); 6) израильтянин из рода Пароша, взявший иноплемен. жену (Езд 10:25); 7) один из предков Иисуса Христа (Мф 1:15).

 

Елеале (Елеала)

Елеале (Елеала), город в Моаве, принадлежавший колену Рувима (Чис 32:37), но позднее вновь перешедший под власть Моава (Ис 15:4; 16:9; Иер 48:34). Е. упоминается обычно вместе с Есевоном. Согл. "Ономасти-кону" (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского, Е. был в IV в. довольно большим городом. Его развалины в совр. Эль-Аль описаны А.Музилем. Это место находится прим. в 3 км сев.-вост. Есевона.

 

Елеаса

Елеаса -> Эласа (1), (2), (3).

 

Елеашив

Елеашив -> Елиашив.

 

Елей

Елей -> Маслина, масло, елей.

 

Елей радости

Елей радости, образное выражение, означающее радостное состояние (Пс 44:8; Ис 61:3). Елей (оливковое масло) применялся для ухода за кожей. Иногда его смешивали с особыми ароматич. веществами. -> Масть, мазь.

 

Елеонская гора

Елеонская гора -> Масличная Елеонская гора.

 

Елеф

Елеф, селение вблизи Иерусалима (Нав 18:28), точное местонахождение неизвестно.

 

Елзавад

Елзавад [евр. Элзавад, "Бог одарил"]: 1) гадитянин, пришедший к Давиду в Секелаг, "укрепление в пустыне" (1Пар 12:12); 2) левит-привратник, живший во времена Давида (1Пар 26:7).

 

Елиав (Елиаф)

Елиав (Елиаф) [евр. Элиав, "(мой) Бог - отец"]: 1) сын Хелона, возглавлявший колено Завулона во время странствования в пустыне (Чис 1:9; 2:7; 7:24); 2) израильтянин из колена Рувима, сын Фаллуя и отец Немуила, Дафана и Авирона (Чис 16:1; 26:8 и след.); 3) левит, предок Самуила (1Пар 6:27), отец Иерохама. В ст. 34 он назван Елиилом, а в 1Цар 1:1 - Илием; 4) старший брат Давида, к-рого Самуил вначале принял по внешнему виду за Божьего избранника (1Цар 16:6 и след.). Е. рассердился на Давида, когда тот, придя в израил. войско к трем своим старшим братьям, расспрашивал их о Голиафе (1Цар 17:13,28). В евр. тексте 1Пар 27:18 он назван Элиху (в Синод. пер. - Елиав); 5) один из гадитян, перешедших к Давиду, когда тот находился в Секелаге (1Пар 12:9 и след.); 6) левит, привратник и певец при ковчеге завета во времена Давида (1Пар 15:18 и след.).

 

Елиада (Елидае)

Елиада (Елидае) [евр. Эльяда, "Бог знал, узнал"]: 1) сын Давида, родившийся в Иерусалиме (2Цар 5:16; 1Пар 3:8). В 1Пар 14:7 он назван -> Веелиада; 2) отец Разона из Сувы (3Цар 11:23); 3) вениамитянин, один из военачальников Иосафата (2Пар 17:17).

 

Елиаким

Елиаким [евр. Эльяким, "Бог воздвигает"]: 1) сын Хелкии, придворный чиновник Езекии. Пр. Исаия предсказал, что Е. заменит на посту начальника дворца Севну, к-рого свергнет Господь, станет управлять как раб Божий и будет "отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина" (Ис 22:15-25). В ст. 25, вероятно, вновь говорится о свержении Севны. Позднее Е. действительно становится начальником дворца, а Севна - писцом. Они вместе с дееписателем Иоахом участвуют в переговорах с посланниками ассир. царя Синаххериба (библ. Сеннахирима) и сообщают о полученном от них ультиматуме царю, а затем, по его повелению, - и пр. Исаии (Ис 36:3,11,22; 37:2; ср. 4Цар 18; 19); 2) сын царя Иосии, к-рого фараон Нехао сделал царем Иудеи и переименовал в -> Иоакима (4Цар 23:34; 2Пар 36:4); 3) священник, принимавший участие в освящении иерусалимской стены во времена Неемии (Неем 12:41); 4) предок Христа, происходивший от Давида через Нафана (Лк 3:30 и след.); 5) потомок Зоровавеля и предок Иосифа (Мф 1:13).

 

Елиам

Елиам [евр. Элиам, "(мой) Бог - родственник, член семьи (досл. "народ")"], отец Вирсавии, жены Урии Хеттеянина (2Цар 11:3; 1Пар 3:5). Предположит., тождествен Елиаму, сыну Ахитофела Гилонянина, одному из храбрых у Давида (2Цар 23:34); ср. -> Аммил (3).

 

Елиасаф

Елиасаф [евр. Эльясаф, "(мой) Бог собрал" или "Бог прибавил"]: 1) сын Регуила, главы колена Гадова во время странствования по пустыне (Чис 1:14; 7:42); 2) левит, сын Лаела, глава рода Гирсона во время странствования по пустыне (Чис 3:24).

 

Елиаф

Елиаф -> Елиав (3).

 

Елиафа

Елиафа [евр. Элиата, "(мой) Бог - Ты"], сын левита и музыканта Емана, живший во времена Давида (1Пар 25:4), руководитель 20-й чреды певцов в храме (ст. 27).

 

Елиашив (Елияшив, Елеашив)

Елиашив (Елияшив, Елеашив) [евр. Эльяшив, "Боже, возврати"]: 1) священник, глава одиннадцатой чреды служивших в храме во времена Давида (1Пар 24:12); 2) левит и певец (Езд 10:24); 3) сын Иоакима, первосвященник во времена Неемии (Неем 12:10, 22). Вместе со священниками он построил Овечьи ворота в сев. стене Иерусалима (Неем 3:1,20 и след.). Е. предоставил аммонитянину Товии, с к-рым он породнился, большую комнату в храме, но Неемия воспрепятствовал этому (Неем 13:4-9). Сыновьями Е. были будущий первосвященник Иоиада (Неем 12:10) и, вероятно, Иоханан, упомянутый в Езд 10:6. Внук Е. женился на дочери хоронита Санаваллата, т.е. взял в жены иноплеменницу, после чего Неемия "прогнал его от себя" (Неем 13:28); 4) сын Елиоеная и потомок Зоровавеля (1Пар 3:24); 5) два израильтянина - из рода Заффу (Езд 10:27) и из рода Вания (ст. 36), - к-рые взяли в жены иноплеменниц.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 184.