1) в отличие от других Евангелий, Е. от М., без вступления (к-рое могло бы повествовать о рождении и годах отрочества Иисуса или же содержать пролог), начинается непосредственно с Его деяний. Точно так же строит свою проповедь и Петр (см. ниже, II,3), говоря об Иисусе, Который был засвидет-вован от Бога "силами и чудесами и знамениями" (Деян 2:22). И читатель Е. от М. может воскликнуть вместе с теми, кто при-сутствовал при чуде Пятидесятницы: "Слышим... о великих делах Божиих" (Деян 2:11); 2) АВТОР. Как название Е. от М., так и предание приписывают авторство книги -> Марку, о к-ром из Деяний апостолов известно, что он был "сотрудником" апостолов; 3) МЕСТО И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ. Живший в Иерусалиме Марк, очевидно, лично принимал участие в нек-рых событиях жизни Иисуса Христа, хотя и не входил в число учеников, постоянно Его сопровождавших, и поэтому не мог знать обо всем том, что происходило в Его окружении. Поэтому исследователей всегда интересовал вопрос об источниках, из к-рых Марк черпал свои сведения. Свидет-ва II в. по Р.Х. (Папий, Ириней, Климент Александрийский), как и более поздние, единогласно сходятся на том, что Марк записывал свое Евангелие со слов Петра. Согл. Клименту, а вслед за ним и Евсевию, Петр удостоверил правильность записанного и огласил Евангелие в церкви. Сам Марк упоминает многие подробности тех событий, к-рые могли быть известны только очевидцу (см. Мк 1:40; 2:1-4; 3:5; 5:4-6; 6:39,40; 7:34; 8:33; 10:21; 11:21; 14:66-72). Сравнение Е. от М. с другими Е. также подтверждает участие Петра в его создании: в Е. от М. отсутствует все то, что в других Е. сказано в похвалу Петру, но в то же время его ошибки здесь не замалчиваются. Местом написания второго Е. отцы Церкви называют Рим. Там Марк по просьбе членов церкви записал то, что проповедовал Петр. Марк, согл. 1Пет 5:13, действит. был с Петром в Риме, поэтому нет оснований сомневаться в этом рассказе. Отсюда следует, что написание Е. от М. относится ко времени пребывания Петра в Риме незадолго до его кончины, т.е к середине 60-х годов I в. по Р.Х.; 4) АДРЕСАТ. Е. от М. было, т.о., предназначено для Римской церкви. Неизвестно, имело ли оно первоначально распространение за пределами этого круга. Содержание книги показывает, что она предназначалась для христиан из язычников, т.к. в ней присутствуют сведения, к-рые были наиб. актуальны именно для этой аудитории. Так, в Е. от М. нет родословия Иисуса, фарисеи упоминаются редко, отсутствуют обличения в их адрес и т.д. С др. стороны, здесь разъясняются нек-рые иуд. обычаи (Мк 7:3,4; 14:12; 15:42) и арам. слова (Мк 3:17; 5:41; 15:22). В греч. языке Е. от М. часто ощущается лат. влияние; 5) ПОДЛИННОСТЬ Е. от М. в целом никогда не подвергалась сомнению со стороны серьезных исследователей. Вопросы вызывала лишь концовка (Мк 16:9-20), поскольку в самых ранних и важнейших рукописях она отсутствовала. В то же время, наличие этого отрывка подтверждается многими свидет-вами, нек-рые из к-рых восходят ко II в. по Р.Х. Концовка могла быть прибавлена к тексту позднее, или же, наоборот, в отдельных рукописях могла оказаться утраченной. Нек-рые манускрипты содержат сокращ. вариант концовки. Не представляется также правдоподобным, чтобы Марк без серьезных причин (напр., из-за преследований) закончил свое Е. указанием на еще не осуществленное (по сюжету повествования) поручение Иису-са женам-мироносицам, и уж тем более - словами: "И никому ничего не сказали, потому что боялись" (Мк 16:8). Множество различных теорий и до сего дня оставляет этот вопрос открытым. (См. цвет. вклейку 24.)
III. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
КОМПОЗИЦИЯ
Иоанн Креститель - "приготовляющий путь" (1:1-8).
Приготовление Иисуса к служению (1:9-13).
"Приблизилось Царствие Божие" (1:14,15).
I. Собирание круга учеников (1:16 - 8:30).
А. Призвание учеников (1:16 - 3:35):
1) призвание через слово и знамение (1:16 - 2:17);
2) служение учеников (2:18 - 3:35).
Б. Наставления ученикам (4:1 - 6:30):
1) проповеди Иисуса (4:1-34);
2) деяния Иисуса (4:35 - 6:6);
3) деяния учеников (6:7-30).
В. Утверждение учеников в вере (6:31 - 8:30):
1) деяния Иисуса (6:31-56);
2) проповеди Иисуса (7:1-23);
3) готовность учеников к исповеданию (7:24 - 8:30).
II. Борьба и победа (8:31 - 16:20).
А. Духовный рост учеников (8:31 - 10:52):
1) следование за Иисусом и вера (8:31 - 9:29);
2) мера истинного величия (9:30 - 10:31);
3) путь служения (10:32-52).
Б. Приготовление к борьбе (11:1 - 13:37):
1) вторжение во вражеский стан (11:1-26);
2) разделение позиций (11:27 - 12:34);
3) наступление Иисуса (12:35 - 13:2);
4) указания к последней битве (13:3-37).
В. Страдания (14:1 - 16:20):
1) путь послушания (14:1-42);
2) торжество тьмы (14:43 - 15:47);
3) Победитель тьмы (16:1-20).
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Чтобы понять Е. от М., следует обратиться к личности Петра - вдохновителя этой книги и свидетеля описанных в ней событий. Он пишет: "Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия" (2Пет 1:16). Благовещение Петра - это свидет-во о проявившемся на глазах у всех могуществе Иисуса, Которому "покорились Ангелы и власти и силы" (1Пет 3:22) и посредством силы Которого "даровано нам все потребное для жизни и благочестия" (2Пет 1:3). -> Царство Божие, о к-ром в первую очередь повествует Е. от М. (Мк 1:14,15), - это Царство, являющееся не в слове, а в силе (1Кор 4:20). Речь идет не о распространении некоего нового мировоззрения и новой этики, но о том, чтобы показать, как сила Божья проявляется в человеке и как можно достичь такой взаимосвязи с Богом, к-рая позволит Его силе действенно проявляться по отношению к людям. Царство Божие присутствует там, где внешняя и внутр. неполнота человеч. бытия восполняется силой Божьей. Здесь ничто не может быть исключением. Разнообразные болезни, потребность в пище, страдания вследствие природных катаклизмов, бедствия, вызванные грехом (Мк 2:5) и смертью (Мк 5:42), - все преодолевается Христом. Злые духи обращаются в бегство перед Ним, имеющим власть, - Святым Божьим (Мк 1:24), Сыном Божьим (Мк 5:7). Люди прибегают к Его помощи, и Его силы достаточно, чтобы избавить людей от любых бедствий, сколь бы ни возрастало число нуждающихся (Мк 3:10). Однако в Е. от М. показана и другая сторона явления - неверие, препятствующее действию силы Божьей (Мк 6:5,6), и отвержение веры нек-рыми в Иудее. Но об этом упоминается вскользь, т.к. вопрос об Израиле играет в Е. от М. подчиненную роль. Основополагающие слова Крестителя, относящиеся к этой теме (Мф 3:7-12; Лк 3:7-9), отсутствуют в Е. от М., как и диспуты Иисуса с фарисеями (Мф 23). Подчеркивается только мысль о непобедимости и славе Царства Божьего, к познанию к-рого должны быть приведены также и ученики Иисуса. Одна из особенностей Е. от М. - частое употребление слова "тотчас". Время Иисуса не безгранично: час Его смерти уже предопределен Богом. Поэтому Он спешит совершить все, что Ему предназначено. Деяниям Его учеников также поставлены временн е границы; всЁ стремится к своему завершению. В Е. от М. - "книге деяний Иисуса" - теме последних событий человеч. истории уделено необычайно много внимания (Мк 13). В этом также можно увидеть указание на участие Петра в создании книги (см. 1Пет 4:7-19; 2Пет 3:1-14). Важнейший эпизод Е. от М. - исповедание Петра в Кесарии Филипповой, где Петр восклицает: "Ты - Христос" (Мк 8:27-30). Это исповедание - кульминация Е. от М., его теологич. вершина. В первой части второго Е. центром являются чудеса, к-рые творит Иисус, во второй же основной акцент переносится на воспитание учеников. Тайна личности Иисуса беспрерывно обсуждается на страницах этой книги, а в конце ее внимание сосредоточивается на тайне Его страданий. Кесария Филиппова выступает в Е. от М. и как поворотный пункт в географич. смысле. Достигнув сев. предела Своего земного пути, Иисус с этого момента направляется на юг, к Иерусалиму - к Своим страданиям и смерти.
Евангелие от Матфея
I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
1) три первые Е., именуемые синоптич. (от греч. "рассматриваемые вместе", или "имеющие общий взгляд" - так они названы вследствие своего сходства) требуют особо тщательных исследований по трем причинам. Во-первых, они содержат много дословно совпадающих высказываний и эпизодов; во-вторых, в них одни и те же мысли и события часто излагаются несколько по-разному; и, наконец, в каждом из них присутствуют фрагменты, отсутствующие в остальных. Нек-рые исследователи исходят из предположения, что существование парал. преданий о словах Иисуса нельзя объяснить иначе, как допустив, что евангелисты заимствовали эти рассказы друг у друга или же пользовались общим источником. Исследователи, к-рые придерживаются такой т.зр., поддерживают теорию "протоевангелия". Уверенность других исследователей в том, будто Иисус не мог многократно высказывать одни и те же идеи в разных формулировках, приводит к сомнению в достоверности предания, к-рое представляется им несогласованным. А требование, согл. к-рому всякий краткий рассказ (а Е. содержат только такие рассказы) о встречах Иисуса с людьми должен содержать в себе каждое произнесенное при этом слово, бросает тень подозрения на тексты, представленные в разных редакциях. Хотя проблема взаимного соотношения Е. должна быть поставлена, однако необходимо проследить за правильностью ее постановки, если речь идет о поиске и конструировании "источников" Евангелий и "первоначальных Писаний", о форме к-рых почти каждый исследователь высказывает свои субъективные предположения. Но следует учитывать, что не сохранилось никаких следов существования этих "источников", и ни один из древних писателей ни словом не упоминает о них. Наконец, даже если эти "реконструируемые" источники кто-то считает правдоподобными, требованием веры остается признание истинности и полноты Евангелия; 2) критич. анализ Е. исходит из предположений, во-первых, о первонач. существовании произвольной и неподвластной контролю церковной (общинной) традиции, и, во-вторых, о взаимозависимом происхождении Евангелий. В связи с неудовлетворительными результатами подобных исследований в последнее время гораздо больше внимания стали уделять тому факту, что в НЗ встречается целый ряд выражений и оборотов речи, к-рые указывают на тщательное соблюдение традиции устной передачи евангельских материалов, подобно тому, как это происходило в иуд. традиции. Кр. того, многочисл. ритмические обороты, присутствующие в высказываниях Иисуса (см. Мф 7:24-27), а также нек-рые намеки (Мф 28:19,20; Мк 14:9; Лк 22:19,20; 1Кор 11:25,26) дают основание предполагать, что Иисус предвидел возникновение устного предания и отчасти Сам способствовал его оформлению. Сохранение и распространение традиции рассматривается в качестве особого задания, порученного апостолам (ср. Лк 1:2 и Деян 6:4; Гал 1:8,9; 2Фес 2:15; 3:6). В 1Кор 15:1-3 Павел говорит об этом вполне определенно: "Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам... Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию..." В этом тексте такие выражения, как "вы приняли", "удерживаете", "я преподал", "сам принял", представляют собой специальные термины, к-рые употреблялись и в иуд. традиции. Понимание этого позволяет по-новому взглянуть на проблему соотношения Евангелий. -> Священное Писание -> Предание.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 207.