II. ЕВАНГЕЛИЯ КАК КНИГИ О ХРИСТЕ

 

А. НАЗВАНИЕ

Евангелия - общее название для первых четырех книг НЗ, повествующих о земной жизни, учении и смерти Иису-са Христа. Эти книги - средоточие и вершина НЗ и всей Библии в целом. Изначально слово "евангелие" употреблялось только в ед.ч. - так, в греч. тексте имеются названия "Евангелие от...". Употребление мн.ч. было вызвано тем, что со временем слово "Евангелия" стало обозначать отдельный сборник из четырех повествований. Е., полу-чившие такое название со времен Тертуллиана (II в. по Р.Х.), представляют собой особый лит. жанр, к-рый встречается только в НЗ (за искл. апокрифич. евангелий, сочиненных по образцу новозаветных; -> Апокрифы, II,2). Возм., что слово "евангелие" употреблено в значении лит. жанра уже в Мк 1:1. Е. являются письм. свидет-вом распространения Благой Вести - спасающего и побеждающего благовествования Иисуса Христа (об этом говорится в Лк 1:1-4; -> Служение, I,2). От других частей НЗ Е. отличаются тем, что повествуют о деяниях и учении Иисуса, Его страданиях и воскресении как об основе искупления и фундаменте спасающей веры. В апо-стольских посланиях больше внимания уделяется развитию этих основополагающих истин применительно к повседневной жизни. Четыре Е. - это единое целое, это четыре повествования, в к-рых описываемые события связаны одной Благой Вестью. Об этом свидет-вуют и заголовки: -> Евангелие от [букв. "согласно" - греч. ката] Матфея (от Марка, от Луки, от Иоанна). С др. стороны, благодаря четырем разным повествованиям, свидет-во об Иисусе дошло до нас во всем богатстве своих оттенков. К объединению Е., в том числе и внешнему, еще около 170 г. по Р.Х. стремился Татиан, к-рый в своем "Диатессароне" предпринял попытку согласовать Е. между собой с целью установления хронологии событий в жизнеописании Иисуса, переданном евангелистами. Такая попытка, однако, оказалась неудачной, поскольку евангелисты не стремились прежде всего к изложению точной хронологии жизни Иисуса (о частично разнящейся последовательности событий см. Ин 20:30). Рассказывая о личности и деяниях Христа, они хотели донести до читателей Благую Весть и пробудить в них веру (Ин 20:30 и след.).

 

Б. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЙ И ОБРАЗОВАНИЕ КАНОНА

1) в вопросе о возникновении четырех Е. исследователи исходят прежде всего из их большого сходства (вплоть до одинаковых выражений), к-рое проявляется в первых трех Е. Поэтому эти три Е. были названы синоптическими [от греч. сюнопсис, "общий обзор"]. Наряду с ними существует Евангелие другого рода - -> Евангелие от Иоанна. Поскольку большая часть Е. от Матфея (как и Евангелия от Луки), довольно точно соответствует Евангелию от Марка, то было сделано предположение, что именно Евангелие от Марка было написано первым (ср. Лк 1:1), а затем дополнено Евангелиями от Матфея и Луки. Каждый из евангелистов пользовался при этом своими источниками, напр. собранием речей Иисуса и устным преданием (ср. Лк 1:1-4). (См. цвет. вклейки 24; 42.) Основываясь на замечании Папия о том, что Евангелие от Матфея изначально было написано на арам. языке, а позднее переведено на греч., и опираясь на предание древней Церкви, нек-рые исследователи считают этот арам. оригинал (никаких следов к-рого, однако, не обнаружено и поныне) самым древним из синоптич. Е. Но поскольку, за искл. Лк 1:1-4 (ср. также Ин 20:30 и след.; 21:24 и след.), нигде больше не приводятся сведения о происхождении Е., то история их возникновения в конечном итоге предстает лишь в виде гипотез; 2) в основе каждого Евангелия - повествование о делах и проповеди Иисуса - публичной и в узком кругу учеников. На это предание опирается и древнехрист. проповедь, причем проповедь Евангелия отнюдь не сводится к простому повторению или дословному цитированию его. Ср., напр., как в -> Послании Иакова (III) часто делаются отсылки к Нагорной проповеди или другим словам Иисуса. Чем большее значение апостолы придают устной передаче евангельской вести (-> Евангелие от Матфея, I,а; -> Священное Писание, II,ВГ), тем очевиднее становится и то, что синоптич. Е. во многом до мельчайших подробностей совпадают друг с другом, причем это не обязательно связано с общим лит. источником. Папий сообщает и другие сведения о том, как передавались материалы Е. Он утверждает, что Марк был сотрудником Петра и написал свое Евангелие по сведениям, полученным от учителя, тщательно воспроизведя их по памяти (-> Служение, I,2). Кр. того, Папий упоминает о собрании речей Иисуса, составленном Матфеем (см. выше). Т.о., мы можем сказать, что в трех первых Е. письменно зафик-сированы изначально передававшиеся в устной форме предания о земной жизни, смерти и воскресении Иисуса, ставшие основой миссионерской и проповеднич. деятельности апостолов. Евангелие от Иоанна происходит из того же предания, что и остальные Е., но обретает особый характер благодаря самобытному языку и тому обстоят-ву, что оно обращено исключит. к Церкви; 3) наряду с этими Е. возник целый ряд других, апокрифических, к-рые в большинстве случаев приписываются апостолам (-> Апокрифы, II,2). Тем не менее, в отличие от канонических Е., к-рые с самого начала пользовались апостольским авторитетом, апокрифы не были включены в НЗ. Все они имеют более позднее происхождение и представляют собой всего лишь попытку, используя имена апостолов, приукрасить весть об Иисусе Христе и "восполнить" пробелы, особенно там, где канонич. Е. сообщают о Спасителе скупые сведения или вообще молчат, как, напр., в сообщениях о юных годах Иисуса; 4) тексты Лк 1:1-4; Ин 20:30 и след.; 21:24 и след. ясно указывают на то, что Е. - это не бес-страстное изложение биографии Иисуса. Авторы Е. были людьми, к-рых глубоко тронула и потрясла Благая Весть, - именно поэтому они и уверовали в Христа (ср. 1Ин 1:1-3). Е. нельзя воспринимать иначе, как свидет-во верующих, повествующих о муках, смерти и воскресении Иисуса. Из этого бесспорно следует, что сердцевина всей истории человечества - спасит. подвиг Иисуса. Когда Папий сообщает о том, что Марк в своих записях не придерживался хронологич. последовательности, это лишь еще раз подчеркивает, что Е. представляют собой прежде всего проповедь. Они стремятся помочь читателям уверовать и укрепить их веру, благовествуя об Иисусе как о Христе - Божьем Посланнике в мир и указывая на спасение, к-рое открывается в Нем для всех уверовавших в Него.

 

Евангелие от Иоанна

 

I. КЛЮЧ К ЕВАНГЕЛИЮ

Ключ к Е. от И. содержится в 1Ин 1:1,3: "Что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни - ...возвещаем вам". Только осязаемость вечного дает возможность благовествовать о нем; не будь этой осязаемости, вечное осталось бы неведомым для нас. Так Е. от И. раскрывает перед нами последнюю тайну: проникая в нее через восприятие осязаемого, мы тем самым приобщаемся к непостижимому!

 

II. ИМЯ АВТОРА

Имя автора - Иоанн - стоит в названии четвертого Е. Сам автор называет себя "учеником, которого любил Иисус" (Ин 13:23; 19:26; 21:20,24); множество деталей указывает на то, что он принадлежал к ближайшему окружению Господа. Он хорошо знал традиции и обычаи страны (Ин 2:6; 3:25; 11:44,55; 19:31,40); ему был известен календарь евр. праздников (Ин 2:13; 6:4; 7:2; 10:22). Подроб-ности в описании тех или иных мест говорят о том, что автор лично их посещал (Ин 3:23; 4:11; 5:2; 9:7). Он был "знаком первосвящен-нику" (Ин 18:15). Автор помнит многие дета-ли, связанные с Иисусом, напр., в какое время суток происходили те или иные события (Ин 1:39; 4:6; 19:14), он хранит в памяти слова учеников (Ин 6:7-9; 11:16; 14:5,8,22). На Тайной Вечере он возлежал "у груди Иисуса" (Ин 13:23). Из трех учеников, к-рые были наиб. близки Иисусу (Петр, Иаков, Иоанн; Мф 26:37), первый - Иаков - рано принял мученич. смерть (44 г. по Р.Х.; Деян 12:2), а второй - Петр - не может быть этим неназванным учеником, потому что упоминается вместе с ним (Ин 18:15,16; 21:20). Не только название, но и содержание четвертого Е. указывает на апостола -> Иоанна как на его автора.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 2.