НОВОАССИРИЙСКАЯ МИРОВАЯ ИМПЕРИЯ (900-612 гг. до Р.Х.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Властители новоассир. царства становятся непосредств. участниками библ. истории. При них А. достигает своего расцвета. Ашшурнацирапал II (884-858 гг. до Р.Х.) с неслыханной жестокостью воевал против арам. удельных князей (при нем с живых пленников сдирали кожу, сажали их на кол. и т.п.) и восстановил царство в тех размерах, какие оно имело при Тиг-латпаласаре I. Он ввел четкую организацию системы гос. управления. Столица царства была воздвигнута в Кальху (библ. Калах, совр. Нимруд). Обнаруженная в 1951 г. надпись, относящаяся к 879 г. до Р.Х., гласит, что в городе насчитывалось свыше 60 тыс. жителей (ср. указание на 120 тыс. жителей прим. вдвое большей по площади Ниневии, содержащееся в Книге пр. Ионы (4:11). (См. цвет. вклейки 8; 21.) -> Салманасар III (858-824 гг. до Р.Х.) продолжил политику отца. А. при нем стала простираться от Урарту (тер. совр. Армении) до Персидского залива и от Мидии до побережья Сирии и Киликии (Тарс). При Каркаре он дал сражение сир. коалиции (853 г. до Р.Х.), победил дамасского царя -> Азаила и обложил данью израил. царя -> Ииуя. (См. цвет. вклейку 70.) После смерти Салманасара III А. управлял целый ряд слабых царей, к-рым приходилось вести борьбу, гл. обр., с укрепляющимся царством Урарту и подавлять восстания в собств. стране. Поэтому Иудейское и Израильское царства могли в период с 824 по 744 гг. до Р.Х. жить в условиях мира. Истинным основателем Ассир. мировой империи был узурпатор Пулу (библ. Фул; 4Цар 15:19; 1Пар 5:26), к-рый в 745 г. до Р.Х. взошел на ассир. престол как -> Тиглатпаласар III (библ. Феглаффелласар) и правил по 727 г. до Р.Х. После успешной борьбы с Урарту он устремился на запад. Израил. царь -> Менаим покорился ему добровольно (4Цар 15:19 и след.). Когда позднее Тиглатпаласар III вторгся в землю Филистимскую, иуд. царь -> Ахаз призвал его на помощь в борьбе против Израиля и Дамаска (Арама). Тиглатпаласар истребил в сражении огромное число израильтян и сирийцев, а оставшихся в живых увел в плен (сирийско-ефремлянская война 733 г. до Р.Х.; 4Цар 16:5-9; -> Ахаз, 1). Вместо Факея царем над усеченным Израильским гос-вом был поставлен Осия, а Ахаз обложен данью. Завоевав и укрепив Газу на егип. границе, Тиглатпаласар под именем Пулу (Фул) в 729 г. до Р.Х. короновался как царь Вавилона. -> Салманасар V (727-722 гг. до Р.Х.) в короткий период своего правления вынужден был, главным образом, подавлять волнения в Сирии и Палестине. В течение трех лет он подвергал осаде Самарию, поскольку ассир. вас-сал, царь Осия, отказывался платить ему ежегодную дань (4Цар 17:4). Повидимому, город был взят еще при Салманасаре, но эту победу приписывают его преемнику -> Саргону II (722-705 гг. до Р.Х.), просла-вившемуся также и пленением 27 270 израильтян (см. 4Цар 17:1-6). Саргон II продолжил укрепление границ А., окончат. покорив царство Урарту и последнее хеттское царство Каркемиш (библ. Кархемис, 717 г. до Р.Х.), победив мидян, мелкие сир. гос-ва и -> Меродаха Баладана Вавилонского. (См. цвет. вклейку 28.) Его сын -> Сеннахирим (705-681 гг. до Р.Х.) снова разгромил Меродаха Баладана и покорил в 701 г. до Р.Х. большую часть финикийских и палест. городов. Лишь Езекии удалось удержаться в Иерусалиме (4Цар 18:13 - 19:36). После разрушения города Вавилона (689 г. до Р.Х.), вновь восставшего против ассир. владычества, Сеннахирим в 681 г. до Р.Х. был убит двумя своими старшими сыновьями (4Цар 19:37). (См. цвет. вклейку 35.) После того как -> Асархаддон (681-669 гг. до Р.Х.) подавил мятеж двух своих старших братьев и взошел на ассир. престол, он приказал восстановить Вавилон. Асархаддон еще более укрепил царство победами над киммерийцами и скифами, и главное - завоеванием Египта (672 г. до Р.Х.). (См. карту на стр. 574.) -> Ашшурбанапал, его сын (ок. 627 г. до Р.Х.), подавил восстание египтян и разрушил Фивы (663 г. до Р.Х.). Но потом он был до такой степени поглощен борьбой с Вавилоном и Эламом, что фараон Псамметих I (ок. 655 г. до Р.Х.) смог вернуть Египту независимость. (См. цвет. вклейку 7.) После смерти Ашшурбанапала истощенная многочисл. войнами Ассирийская империя начала быстро приближаться к распаду, пока, наконец, в 612 г. до Р.Х. ее столица Ниневия не была завоевана и разрушена мидянином Киаксаром и халдеем Набопаласаром. Усеченное Ассирийское царство со столицей в Харране, к-рое пытался сохранить Ашшурубаллит II, также было разгромлено, несмотря на помощь египтян (-> Нехао). Мидяне и халдеи разделили между собой владения бывшей А. (см. Наум 2 и 3).

 

Ассуир

Ассуир [евр. -> Ахашверош (1)].

 

Ассур

Ассур (правильнее - Ашшур): 1) сын Сима и родонач. ассирийцев (Быт 10:22; 1Пар 1:17); 2) самый южный и наиболее древний из больших городов -> Ассирии, единственный среди них расположенный на правом (зап.) берегу Тигра (Быт 2:14). Изначально город был вавил. колонией в области, где проживали хурриты (библ. -> хорреи). А. был главным святилищем бога Ашшура, к-рый считался прежде всего богом войны. Позднее Ашшур стал общеассир. богом. Его именем были названы город, земля и царство (Быт 10:11; Чис 24:22 и др.). В городе находилось 34 храма. При раскопках, начатых в Ашшуре в 1840 г., найден документ, содержавший перечисление этих храмов и названный "адресной книгой богов". Другими значит. находками являются анналы Тиглатпаласара I (ок. 1100 г. до Р.Х.) и обнаруженные под большим дворцом цар. саркофаги, среди к-рых - саркофаг -> Сеннахирима, убитого в 681 г. до Р.Х. в -> Ниневии (4Цар 19:37); 3) следует отличать от А.= Ассирия - местность в сев.-зап. Аравии (Пс 82:9), к-рую, вероятно, можно отождествить с -> Суром. Ср. -> Ашурим.

 

Астароф (Аштароф, Аштероф)

Астароф (Аштароф, Аштероф), древний город в Васане, столица царя Ога (Втор 1:4; Нав 9:10). Ог и нек-рые другие жители А. были великанами (Нав 12:4; 13:12). А., судя по названию, возм., был связан с культом бо-гини Астарты. А. предназначался сынам Махира из колена Манассии (Нав 13:31), но был выделен как город левитов сыновьям Гирсона (1Пар 6:71). Узия, один из храбрых у Давида, был родом из этого города (1Пар 11:44). Обычно А. отождествляют с совр. Телль-Аштара, располож. прим. в 30 км вост. Геннисаретского озера. Но А. может быть тождествен -> Аштероф-Карнаиму. См. ил. на стр. 725.

 

Астарта

Астарта, Астарты (мн. ч.): 1) в сочетании с Ваалом или Ваалами - общее наименование женского божества у хананеев (Суд 2:13; 10:6; 1Цар 7:3 и след.; 12:10; 31:10; 3Цар 11:5; 4Цар 23:13). Судя по названиям городов, в -> Астарофе и Аштероф-Карнаиме находились святилища А. Еще один храм этой богини был воздвигнут в Беф-Сане (1Цар 31:10), и, как полагают, именно его и обнаружили археологи. Как верховное божество финикийцев А., к поклонению к-рой Соломон был совращен своими женами, Библия называет "божеством Сидонским" (3Цар 11:5,33) или презрительно - "мерзостью Сидонской" (4Цар 23:13). Хананейской А. соответствует вавил.-ассир. богиня Иштар. В Вавилоне Иштар считалась дочерью бога луны Сина, а позднее - женой верховного бога Ану. Здесь, как в Финикии и Ханаане, ее почитали прежде всего как богиню любви и плодородия, а в Ассирии и у филистимлян (1Цар 31:10) - как богиню войны. Для объяснения этого противоречия БЁль указывает на двойств. роль, к-рую приписывали планете А., Венере. Уже в глубокой древности утреннюю звезду отождествляли с вечерней, причем утренняя рассматривалась как звезда войны, а вечерняя - как звезда любви. В Вавилоне Иш-тар изображали бородатой, что также свидетельствует о ее двойственном характере. В эллинистич. эпоху Иштар приравнивали к греч. Афродите. Читая о царице небесной (в Синод. пер. - "богиня неба"), почитавшейся в Иерусалиме во времена Иеремии (Иер 7:18; 44:17-19,25), можно также предположить, что речь идет об утренней и вечерней звезде, и, соотв. - об А. В Палестине были найдены многочисл. обнаж. женские фигурки, к-рые принято считать изображениями А. Фигурки, обнаруж. в Гезере, имеют рога (название города -> Аштероф-Карнаим = "Астарта о двух рогах"). Обилие найденных фигурок такого рода, относящихся к периоду Израильского царства, подтверждает сообщения Библии о распространении культа А. в Израиле. (См. цвет. вклейки 7; 74.) С поклонением А. как богине плодородия и чувственного вожделения повсеместно была связана культовая проституция. Наряду с храмовыми проститутками блудом в храмах занимались и другие женщины. На службе богини состояли и занимавшиеся проституцией мужчины (Втор 23:181; 3Цар 14:24; -> Блуд, блудница, блудник). Когда пророки называют идолопоклонство прелюбодеянием и блудом, это не столько образные выражения, сколько указания на проявление конкретных форм культа плодородия (ср. Иез 23); 2) [евр. Ашера], богиня, имя к-рой кроме ВЗ упоминается также в док-тах из архива Телль-Амарны, где она названа Абд-Аширта, и в текстах, обнаруж. при раскопках Рас-Шамры (Угарита). По мнению БЁля, Ашират, или Ашерат, была супругой бога Амурру. Предполагается также тесная связь между Ашерой и А., богинями плодородия и любви. В текстах Рас-Шамры Ашерат предстает женой верховного бога по имени Эль, бога солнца, живущего на горе где-то далеко на севере. Ашера обозначается как "владычица моря". Ее называют также Элат (ф-ма ж. р. от Эль). У Эля и Ашеры было 70 общих детей, и среди них Ваал. Т.о., Ашера высоко почиталась окружавшими Израиль народами, и служение ее идолам проникло также в среду народа Божьего (Суд 3:7 - мн. ч. - МТ: "служили Ашерам"; 3Цар 15:13 - МТ: "идол Ашеры"; 4Цар 24:4,6,7 - МТ везде: "Ашера"; 2Пар 33:3 - МТ: "сделал Ашеры"; Синод. пер.: "устроил дубравы"). В 3Цар 18:19 наряду с 450 пророками Ваала упомянуты 400 пророков Ашеры (в Синод. пер. - "пророки дубравные"), к-рые содержались Иезавелью.

 

1 Евр. слово келев, "пЁс", означало также мужчину, занимающегося проституцией. - Прим. пер.

 

Астинь

Астинь [евр. Вашти, "желанная", "любимая"], жена перс. царя Артаксеркса (-> Ахашверош, 2), к-рую он лишил положения -> царицы, за то что она отказалась показаться перед его гостями во время пира (Есф 1).

 

Асфафа

Асфафа [евр. Аспата, от перс. "дан от коня" (?)], один из 10 сыновей Амана (Есф 9:7).

 

Асфеназ

Асфеназ [евр. Ашпеназ, перс. "гостеприимный"], начальник евнухов при дворе Навуходоносора. А. были подчинены Даниил и его друзья (Дан 1:3).

 

Атароф

Атароф (мн. ч. от слова "Атар"): 1) город (земля) на вост. берегу Иордана (Чис 32:3,34). Согл. надписи на "камне Месы" (Меши), эта местность, где жили израильтяне из колена Гада, была завоевана моавитянами. Ныне на этом месте, располож. на горном хребте юж. Вади-Зарка-Майн, прим. в 5 км сев. Махера и в 12 км вост. Мертвого моря, находится Хирбет-Аттарус; 2) погран. город между уделами Ефрема и Манассии (Нав 16:7) в долине Иордана. Полагают, что он был расположен на месте совр. Телль-Диаба, прим. в 23 км сев. Иерихона; 3) погран. город между уделами Ефрема и Вениамина на пути из Иерусалима в Вефиль (Нав 16:2), возм., тождествен Атароф-Адару (Нав 16:5; 18:13). Предположит., совр. Хирбет-Аттура, располож. прим. в 10 км сев. Иерусалима, вост. Беф-Орона.

 

Атароф-Адар

Атароф-Адар -> Атароф (3).

 

Атах

Атах, город на юге Иудеи, старейшинам к-рого Давид послал часть добычи, захваченной у амаликитян (1Цар 30:30). Возм., здесь ошибка переписчика и следует читать -> Ефер (2) (Нав 19:7), где вместо р стоит х. Соотв. в одной из рукописей Септуагинты вместо Ефер (1) значится Итах (Нав 15:42).

 

Атер

Атер ("связанный", "согнутый"): 1) предок одного из семейств, вернувшихся с Зоровавелем из вавил. плена (Езд 2:16; Неем 7:21); 2) глава семейства левитов-привратников, к-рые также вернулись из плена с Зоровавелем (Езд 2:42; Неем 7:45); 3) израильтянин, во времена Неемии подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:18).

 

Атороф-Шофан

Атороф-Шофан, город на вост. берегу Иордана (Чис 32:35), построенный коленом Гада. Его местонахождение неизвестно.

 

Аттай (Аффай)

Аттай (Аффай) (возм., кр. ф-ма от Атаии или от Афалии): 1) сын егип. раба Иархи и дочери иудея Шешана (1Пар 2:34-36); 2) один из гадитян, пришедших в Секелаг к Давиду (1Пар 12:12); 3) сын Ровоама и -> Маахи, внучки -> Авессалома (2Пар 11:20).

 

Атталия

Атталия, морской порт на побережье Памфилии, к югу от Пергии, в заливе, к-рый, как и совр. город, носит название Анталья. Город был построен пергамским царем Атталом Филадельфом (ок. 158 г. до Р.Х.). Павел и Варнава посетили А. во время первого миссионерского путешествия (Деян 14:25). Они прибыли из Пергии и отбыли на корабле из А. в Антиохию. См. карту на стр. 36.

 

Афаим

Афаим [евр. Аппайим, "нос(ы)", вероятно, имеется в виду большой нос], сын Надава, отец Ишия и потомок Иерахмеила из колена Иуды (1Пар 2:30 и след.).

 

Афаия

Афаия [евр. Атайя, прибл. значение "время Яхве/Яхве - помощник"], сын иудея Уззии, жившего в Иерусалиме после возвращения из плена (Неем 11:4).

 

Афай

Афай -> Аттай (2).

 

Афалия

Афалия [евр. Аталья, "Яхве возвышен"]: 1) вениамитянин из семейства Иерохама, живший в Иерусалиме (1Пар 8:26); 2) отец Иешаии из семейства Елама, возвратившегося из вавил. плена во времена Ездры (Езд 8:7).

 

Афаним

Афаним -> Год.

 

Афара

Афара [евр. Атара, "венец", "диадема"], одна из жен Иерахмеила, мать Онама (1Пар 2:26).

 

Афарим

Афарим ("путь соглядатаев"). Из А. израильтяне отправились в Ханаан (Чис 21:1). По дороге на них напал царь города Арада.

 

Афек

Афек ("крепость"): 1) название города или прилегающей к нему местности, к-рую израильтянам предстояло завоевать на севере Палестины (Нав 13:4). Возм., на этом месте находится совр. село Афка, располож. сев.-вост. Бейрута; 2) резиденция одного из мелких ханаан. царьков, разбитых Иисусом Навином (Нав 12:18). Речь идет о городе, позднее получившем название Антипатрида и ныне известном как Рас-эль-Айн. А. лежал на главном пути в Египет. Упоминание о нем встречается в текстах Тутмоса III; 3) город в уделе Асира (Нав 19:30; Суд 1:31). Ныне это Телль-Курданех (евр. Телль-Афек) у истока реки Нахал-Нааман, впадающей в залив Хайфа; 4) город, в к-рый бежал -> Венадад, спасаясь от Ахава (3Цар 20:26,30; 4Цар 13:17). Совр. Фик, или Афик, расположен вост. Гали-лейского моря.

 

Афека

Афека ("твердыня", "крепость"), город в 3 км юго-зап. Хеврона (Нав 15,53). Это либо Хирбет-эд-Дарраме, либо Хирбет-Канаан.

 

Афий

Афий [евр. Афиах], вениамитянин, предок Саула, отец Бехорафа (1Цар 9:1).

 

Афины

Афины, столица Аттики в Др. Греции, названная по имени богини Афины, один из известнейших центров науки и иск-ва древнего мира. Когда ап. Павел прибыл в А. (Деян 17:15 и след.), апогей славы этого города остался позади: главным торг. центром стал Коринф, а столицей науки - Александрия. С 146 г. до Р.Х. А. имели статус свободного города, но не оказывали заметного полит. влияния. Тем не менее, город сохранял репутацию духовного центра всего эллинистич. мира. Во времена Павла в А. развивались четыре философских школы: платоники (академич. школа), последователи Аристотеля (перипатетики), стоики и эпикурейцы. Две последние упомянуты в Деян 17:18. Над городом возвышается холм Акрополь (156 м), заселенный еще в III тысячел. до Р.Х. (каменный век). В период ок. 1500 г. до Р.Х. на Акрополе была построена крепость, остатки к-рой сохранились до наших дней. Ок. 600 г. до Р.Х. там появляются первые каменные храмы, а позднее одно языч. святилище теснит другое. Среди них наиб. известны храмы Гекатомпедон, Парфенон, Эрехтейон, посвящен. Афине, Артемиде и другим богам и богиням, а также стоящая на открытой площади колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос в шлеме с позолоч. гребнем и с копьем в руке. К этим храмовым сооружениям вели Пропилеи - парадный ход на Акрополь. В нижнем городе были расположены храмы, ярмарочные площади, гимнасии и школы, в к-рых преподавали философы. К Акрополю примыкали: с юга - театр, с запада - -> Ареопаг (см. цвет. вклейку 9), с севера - Агора - рыночная площадь, обрамленная колоннадами, храмами и правительств. зданиями, на к-рой собирались жители А. и где можно было открыто выступать с речами. Первонач. именно здесь проповедовал ап. Павел, оказавшийся в А. во время своего второго миссионерского путешествия (Деян 17:17). Писатели древности сообщают об огромном стр.-ве статуй богов в А. Согл. Плинию, их было около 3 тыс. Павсаний сообщает об алтаре, к-рый был посвящен "неизвестному богу" и находился на пути, ведущем из порта в Фалерской бухте к городу. Подобная надпись была обнаружена и в Пергаме. В А. находилась синагога, где Павел, перед тем как выступить перед афинянами, обратился к иудеям (Деян 17:17). В А. оказалось лишь несколько человек, уверовавших в Христа. Среди них были Дионисий Ареопагит, женщина по имени Дамарь и "другие с ними" (Деян 17:34).

 

Афлай

Афлай [евр. Атлай, кр. ф-ма от Афалии (евр. Аталья)], израильтянин, взявший иноплем. жену (Езд 10:28).

 

Афни

Афни, город в уделе Вениамина (Нав 18:24); возм., тот же, что Гофна в трудах Иосифа Флавия и Бет-Гуфнин в Талмуде. Вероятно, это совр. Джифна, лежащая в 4 км сев.-зап. Бет-Эля.

 

Ахав

Ахав ("брат отца", т.е. "весь в отца"): 1) сын и наследник израил. царя Амврия, основателя династии, царствовавший в 874-852 гг. до Р.Х. Время его правления было ознаменовано религ. конфликтами внутри страны и успешной внешнеполит. борьбой за господствующее положение Израиля в Палестине и Сирии. Жена А., деятельная дочь сидонского царя Ефваала Иезавель, склонила мужа к поклонению Ваалу. Почитание тельцов, изготовленных Иеровоамом, должно было в первую очередь заместить собой богослужение в Иерусалимском храме (3Цар 12:27 и след.) и было задумано не как подмена веры в Яхве, а, скорее, как престол для Господа. Но при А. в Израиле офиц. вводится поклонение чужим богам, что означало открытый вызов Яхве со стороны Ваала. Вдохновитель-ницей поклоняющихся Ваалу была царица Иезавель, а ее противником - пр. Илия. А. занимал промежуточную позицию. Примечат., что известные нам имена трех его детей связаны с именем Яхве: Охозия, Иорам, Гофолия. Но жена А., все более обретая власть над ним, толкала его к злу. А. соорудил в Самарии капище и жертвенник Ваалу и установил истукан Ашеры (3Цар 16:31-33; в Синод. пер. имя "Ашера" передано как "дубрава"); жертвенники Господу были разрушены, а Его пророки истреблены, за искл. тех ста, к-рых удалось спасти управляющему дворцом Авдию (3Цар 18:4; 19:10). Зато 450 пророков Ваала и 400 пророков Ашеры начали творить свое беззаконие в Израиле (3Цар 18:19). На табличках из слоновой кости (ил. на стр. 824-826, рис. 4a]), найденных во время раскопок дворца А. в Самарии (3Цар 22:39), обнаружены изображения чужеземных божеств. (См. ил. на стр. 855 -> Мегиддо; цвет. вклейка 53.) За поклонение богам плодородия Господь покарал израильтян многолетней засухой и жесточайшим голодом, что было заранее предсказано Илией (3Цар 17:1). Илия получил от Господа поручение вызвать пророков Ваала и Ашеры на гору Кармил для публичного свершения над ними Божьего суда; только после этого мог пойти дождь. А. согласился на это. В то время как Ваал никак не проявлял себя, ниспосл. Господом огонь поглотил приготовленную для Него жертву всесожжения. Вслед за этим Илия убил "пророков Ваала" (3Цар 18). Это не было актом мести или фанатизма, а соответствовало древнему праву, согл. к-рому любая форма отпадения от Яхве каралась смертью (Исх 22:20; Втор 13:6-15). А., вероятно, пришел в смятение, но Иезавель не покорилась. Она стала угрожать Илии смертью, и тот был вынужден бежать. На горе Хорив Господь повелевает ему призвать тех, кто должен исполнить Божий суд над А. и Иезавелью: Илия должен помазать Азаила на царство в Сирии, Ииуя - в Израиле, а Елисея - в пророки вместо себя (3Цар 19; пророк совершает только два первых помазания, 4Цар 8:13; 9:2 и след.). После убийства неправедно осужденного Навуфея Илия еще раз встретился с А. и возвестил ему Божий суд над ним и царицей, а также сообщил о конце его рода. Но поскольку А. совершил покаяние, Господь откладывает исполнение приговора до времени царствования его сына (3Цар 21). Введению в Израиле поклонения Ваалу могли способствовать полит. связи страны с Тиром и Сидоном. Восстановление Иерихона (3Цар 16:34) во время правления А. служило укреплению границы с Моавом. То и другое было противно Господу, но, возм., это были вынужденные полит. меры для прикрытия флангов в борьбе за господство в регионе, к-рую А. вел с сир. царем Венададом. Однако не эти меры предосторожности спасли А. от поражения при нападении Венадада. Решающими победами, достигнутыми им при осаде Самарии и год спустя, в открытом сражении при Афеке с превосходящими силами сирийцев, он был обязан не собств. силе, а помощи Господа и указаниям пророка, имя к-рого не названо. Но А. не сумел воспользоваться плодами этого успеха, позволив, вопреки Господней воле, уговорить себя заключить договор с разгромл. Венададом (3Цар 20). В 853 г. до Р.Х. вместе с другими царями А. выступил навстречу вторгшемуся ассир. войску -> Салманасара III и участвовал в сражении при Каркаре на р. Оронте, сев. Емафа. По данным ассирийцев, А. присоединился к войску союзников с 2 тыс. боевых колесниц и 10 тыс. пеших воинов, в то время как арамеям (сирийцам) удалось выставить только 1200 колесниц. Сражение не выявило победителя, и ассирийцы отступили. После трех лет мира, прошедших с момента совместного сражения с ассирийцами, А. все же возобновил воен. действия против дамасского царя. Вместе с иуд. царем Иосафатом, сын к-рого Иорам был женат на дочери А. Гофолии, он пытался завоевать Рамоф Галаадский. Предостережение пр. Михея не остановило его; и А., переодевшись из предосторожности, вступил в сражение. Но переодевание его не спасло, он был ранен и умер. Его тело привезли в Самарию и там погребли. Когда мыли колесницу царя, то псы лизали его кровь (3Цар 22:1-38), - так исполнилось слово пр. Илии (3Цар 21:19). Злой рок А. - его жена Иезавель, совращавшая слишком зависимого от своих чувств царя к отпадению от Бога, к неправедности и насилию. Все его успехи в политике носили временный характер и не могли обелить его от совершенных грехов. Только Божье милосердие хранило его при жизни от суда, к-рый после смерти становится неотвратимым; 2) лжепророк из среды угнанных в Вавилон иудеев, сын Колии. Иеремия предсказал, что он будет казнен вавил. царем (Иер 29:21-23).

 

Ахаз

Ахаз ("он захватил"; судя по ф-ме имени в ассир. надписях, возм., это сокращ. от Иоахаз, "Господь захватил"): 1) сын и наследник иуд. царя Иоафама, с 735 г. до Р.Х. - соправитель, в 732-715 гг. до Р.Х. - единовластный правитель Иудеи. Еще до того как А. вступил в права регентства, Сирия и Израиль заключили союз в борьбе против Иудейского царства и теперь наносили А. тяжелые поражения. Цар. сын и два высокопостав. чиновника были убиты, множество иудеев угнано в плен (2Пар 28:5-8). На юге был потерян Елаф, филистимляне и идумеи совершали удачные вторжения в пределы Иудеи (4Цар 16:6; 2Пар 28:17 и след.). В 733 г. до Р.Х. царь Дамаска Рецин вместе с израил. царем Факеем выступил в поход на Иерусалим, вынуждая Иудейское царство присоединиться к коалиции против Ассирии (4Цар 16:5) и стремясь возвести на престол сына Тавеила, о к-ром больше ничего не известно (Ис 7:6). В самый напряж. момент Господь послал к А. пр. Исаию, чтобы тот объявил ему об уничтожении врагов. Для этого А. должен был просить себе знамения у Господа. Но он не решился на это, что свидет-вует о его недоверии к Богу. Тогда Исаия возвестил ему знамение (рождение -> Еммануила) и суд над неверием А. (Ис 7). Несмотря на предостережение Исаии, А. решился на опасный полит. ход: в обмен на сокровища храма и цар. дворца купить помощь ассир. царя Тиглатпаласара III (библ. Феглаффелласар - 4Цар 16:7 и след.; 2Пар 28:16,19-21). Тиглатпаласар занял Дамаск и убил Рецина (4Цар 16:9), затем завоевал север Израиля и изгнал его население; Факей был убит Осией (4Цар 15:29 и след.). А. же заплатил за избавление от своих врагов утратой самостоятельности; как покоренный и облож. данью царь, он явился к ассирийцам в Дамаск (4Цар 16:10). За этим последовало введение в Иерусалиме элементов ассир. религ. культа (4Цар 16:18). А. приказал священнику Урии установить в Иерусалимском храме точную копию дамасского жертвенника, принес на нем жертву и отдал распоряжение, чтобы все жертвоприношения совершались на этом алтаре (4Цар 16:10 и след.). Он произвел изменения в храмовой утвари. Согл. 2Пар 28:2-4, А. приносил жертвы на высотах и на холмах в долине сынов Еннома, установил литые статуи Ваала и сжег (в Синод. пер. - "проводил через огонь") своих сыновей в жертву идолу. Когда А. умер, его не решились похоронить в гробницах царей, а погребли в городе (4Пар 28:27); 2) правнук Ионафана, сына Саула (1Пар 8:35 и след.; 9:41 и след.).

 

Ахаик

Ахаик ("человек из Ахаии"), христианин из Коринфа, к-рого церковь направила к ап. Павлу в Эфес (1Кор 16:17).

 

Ахаия

Ахаия, провинция Римской империи. Вначале А. называлась только часть Пелопоннеса, а позднее - весь этот полуо-в - (юж. часть Греции). После покорения Греции римлянами в 146 г. до Р.Х. название А. стало использоваться для обозначения всей Греции. При этом А. находилась сначала под общим управлением с Македонией. К А. принадлежали такие известные города, как Афины и Коринф. Коринф был резиденцией рим. администрации и столицей А. В новозаветную эпоху А. управлялась рим. проконсулом, как об этом сообщает и Лука в Деян 18:12 (-> Наместник). Павел посещал А. во время своих первого и второго миссионерских путешествий (Деян 17; 18; 19:21). Аполлос тоже посетил церкви в А. (Деян 18:27). Семейство Стефана было "начатком" христ. Церкви в А. (1Кор 16:15). См. карту на стр. 838.

 

Ахалия

Ахалия [евр. Хахалья], отец Неемии (Неем 1:1).

 

Ахамани

Ахамани -> Хахмоний.

 

Ахан

Ахан [значение имени неясно. В 1Пар 2:7 значится "Ахар", возм., от "Ахор" (Нав 7:26)]. Сын Хармия из колена Иуды. При взятии Иерихона А. взял себе часть из заклятой добычи. Это привело к тому, что Господь разгневался на израильтян, и они потерпели поражение под Гаем. Жребий определил А. как виновника неудачи, он сознался и был побит камнями вместе со своим семейством, а затем сожжен вместе со всем имуществом и похоронен в долине Ахор (Нав 7).

 

Ахархел

Ахархел, израильтянин из колена Иуды, сын Гарума (1Пар 4:8).

 

Ахасбай

Ахасбай (значение имени не выяснено), отец одного из храбрых у Давида (2Цар 23:34).

 

Ахашверош

Ахашверош [евр. ф-ма имени перс. царя, "верховный властитель"]. В рус. традиции это имя передается как Ксеркс (от греч. Ксерксес): 1) в Синод. пер. - Ассуир. Отец Дария, из мидийского рода (Дан 9:1). Кем был этот А., неизвестно. -> Дарий (1); 2) в Синод. пер. - Артаксеркс. Упоминаемый в Кн. Есфирь царь А. - греч. форма его имени проникла в Синод. пер. из Септуагинты - это известный перс. царь Ксеркс I (485-465 гг. до Р.Х.), сын Дария I Великого (Гистаспа) (522-486 гг. до Р.Х.). Его мать Атосса была дочерью Кира. Протяженность царства А. от Индии до Эфиопии (Есф 1:1) подтверждается надписью, обнаруж. в Персеполе. Между пиром на третьем году правления А. (Есф 1:3), закончившимся устранением царицы Астини, и свадьбой царя с Есфирью в седьмой год его правления (Есф 2:16) состоялся воен. поход в Грецию, сопровождавшийся поражениями при Саламине (480 г. до Р.Х.) и Платеях (479 г. до Р.Х.). Изображение А. как чувственного, склонного к опрометчивым поступкам, непостоянного и жестокого вост. властителя полностью соответствует сообщениям греч. историков о Ксерксе; 3) в царе А., к-рому враги иудеев направили обвинение против них (Езд 4:6), также предполагают Ксеркса, однако другие ученые видят в нем Камбиса (529-522 гг. до Р.Х.), сына и наследника Кира.

 

Ахашфари

Ахашфари [евр. Ахаштари], израильтянин из колена Иуды, один из сыновей Ахшура и Наары (1Пар 4:6).

 

Ахбан

Ахбан (возм., араб. "сильный", "крепкий"), сын Авишура (1Пар 2:29).

 

Ахбор

Ахбор ("мышь", "грызун"): 1) отец эдомского царя Баал-Ханана (Быт 36:38; 1Пар 1:49); 2) сын Михея, отец Елиафана, придворный чиновник царя Иосии (4Цар 22:12; Иер 26:22). В 2Пар 34:20 он, согл. МТ, назван -> Авдоном (4).

 

Ахер

Ахер ("другой", т.е., возм., замена умершему брату), вениамитянин (1Пар 7:12). Вероятно, А. тождествен Ахираму (Чис 26:38), Эхи (Быт 46:21) и Ахраю (1Пар 8:1).

 

Ахзай

Ахзай [кр. ф-ма от Ахазьи (Охозии)], священник, сын Мешиллемофа, внук Иммера (Неем 11:13). Его потомки вернулись из вавил. плена в Иерусалим.

 

Ахзив

Ахзив (возм., "лживый"): 1) город в Иудее между городами Кеила и Мареша (Нав 15:44), он же упоминается и в Быт 38:5 как Хезив [евр. Казив]. Церковный историк Евсевий Кесарийский называл местом древнего А. холм с развалинами вблизи Одоллама. Сегодня месторасположение А. предполагают под холмом Телль-эль-Беда в 7 км сев. Мареши или в Аин-эль-Кесбе (= Казив) сев. Одоллама (см. карту на стр. 471). В Мих 1:14 содержится намек на значение названия города; 2) прибрежный город в уделе Асира (Нав 19:29), к-рый израильтянам не удалось покорить (Суд 1:31). Ныне Эз-Зив (новоевр. Ахзив), в 14 км сев. Акко.

 

Ахи

Ахи: 1) сын Авдиила из колена Гадова, живший в Васане (1Пар 5:15); 2) сын Шемера из колена Асира (1Пар 7:34).

 

Ахиам

Ахиам, один из храбрых у Давида, сын араритянина Шарара (2Цар 23:33) или сын гараритянина Сахара (1Пар 11:35).

 

Ахиан

Ахиан ("братский"), сын Шемиды из колена Манассии (1Пар 7:19).

 

Ахиезер

Ахиезер ["(мой) брат - помощь"]: 1) сын Аммишаддая, вождь колена Дана во время странствования израильтян в пустыне (Чис 1:12; 2:25; 7:66); 2) вениамитянин из Гивы, к-рый пришел к Давиду в Секелаг (1Пар 12:3).

 

Ахиил

Ахиил [евр. Хиэл, кр. ф-ма от "(Мой) брат - Бог"], израильтянин из Вефиля, пожелавший заново отстроить разруш. Иерихон во времена Ахава. Закладка города стоила А. жизни первого сына, Авирама, а когда он устанавливал ворота, то и младшего - Сегуба. Это произошло по слову Господа, изреченному через Иисуса Навина (3Цар 16:34; ср. Нав 6:25).

 

Ахикам

Ахикам ["(мой) брат возвысился"], сын Шафана, придворный чиновник царя Иосии (4Цар 22:12,14; 2Пар 34:20). Позднее А. защитил Иеремию перед царем Иоакимом и перед народом (Иер 26:24). Его сыном был -> Годолия (4).

 

Ахилуд

Ахилуд (возм., это имя - результат ошибки переписчика при написании имени Ахихуд). Отец Иосафата, придворного дееписателя при Давиде и Соломоне (2Цар 8:16; 20:24; 3Цар 4:3), и Вааны, одного из 12 наместников при Соломоне (3Цар 4:12).

 

Ахим

Ахим, предок Иосифа, живший в период после вавил. плена (Мф 1:14).

 

Ахимаас

Ахимаас -> Ахимаац (1, 2).

 

Ахимаац

Ахимаац ("мой брат разгневан"): 1) сын священника Садока. Во время восстания Авессалома вместе с Ионафаном, сыном Авиафара, взял на себя опасную роль "связного" между Хусием, оставшимся в Иерусалиме, и царем Давидом (2Цар 15:27,36; 17:17-21). После решающего сражения он первым прибыл к царю с вестью о победе, но о смерти Авессалома Давиду сообщает посланец Иоава, некий кушит (так в МТ; в Синод. пер. он назван Хусием; 2Цар 18:19-32); 2) наместник Соломона в земле Неффалимовой, же-нившийся на цар. дочери Васемафе (3Цар 4:15). Возм., то же лицо, что в п. 1; 3) отец жены Саула Ахиноами (1Цар 14:50).

 

Ахиман

Ахиман: 1) житель Хеврона из рода Енака (Чис 13:23). Вместе с братьями был изгнан Халевом (Нав 15:14; Суд 1:10); 2) левит, привратник в храме (1Пар 9:17).

 

Ахимелех

Ахимелех ["(мой) брат - царь"]. Это имя было обнаружено и на найденных в Самарии глиняных черепках, использовавшихся в качестве дешевого материала для письма, а также на древней евр. печати: 1) сын Ахитува и правнук Илия, священник в Номве во времена Саула. Скрывающийся от Саула Давид попросил у него хлеба и оружия и получил хлебы предложения и меч Голиафа (1Цар 21:1-9). Саул, узнав об этом от идумеянина Доика, заставил А. прибыть к нему и обвинил его в предат-ве. В свою защиту А. сказал, что действовал из лучших побуждений, но это не спасло его от гибели. После того как телохранители Саула отказались предать смерти священника, его в числе 85 священников и всех жителей Номвы убил Доик. Один только сын А. Авиафар спасся, бежав к Давиду (1Цар 22:9-23; Пс 51:2). В НЗ Иисус указывает на то, что Давид ел хлебы предложения, и при этом называет священника Авиафара вместо его отца А. (Мк 2:26). Ахимелех, сын Авиафара, был священником наряду с Садоком (2Цар 8:17; 1Пар 18:16; 24:3,6, 31). Эта путаница, возм., связана с тем, что в борьбе за престолонаследие в конце царствования Давида Авиафар стоял на стороне Адонии (-> Авиафар); 2) хеттей, соратник Давида (1Цар 26:6).

 

Ахимоф

Ахимоф [евр. Ахимот], левит, сын Елканы (1Пар 6:25).

 

Ахинадав

Ахинадав ["(мой) брат показал себя щедрым"], сын Гиддо, один из 12 наместников Соломона, к-рые в течение года должны были по очереди поставлять продовольствие цар. двору (3Цар 4:7,14).

 

Ахиноама

Ахиноама [евр. -> Ахиноамь (2)].

 

Ахиноамь (Ахиноама)

Ахиноамь (Ахиноама) ["(мой) брат - блаженство, милость"]: 1) дочь Ахимааца, жена Саула (1Цар 14:50); 2) жена Давида, изреелитянка. Она прибыла вместе с ним к Анхусу. В Секелаге амаликитяне взяли ее в плен, но Давид отбил ее, и в Хевроне А. родила ему старшего сына - Амнона (1Цар 25:43; 27:3; 30:5,18; 2Цар 3:2).

 

Ахио

Ахио ("братишка"): 1) сын -> Аминадава (2Цар 6:3 и след.); 2) вениамитянин, сын Иеила и Маахи (1Пар 8:31; 9:35,37).

 

Ахира

Ахира, сын Енана, начальник колена Неффалима во время странствования в пустыне (Чис 1:15; 7:78-83).

 

Ахирам

Ахирам ["(мой) брат возвышен"], сын Вениамина, от к-рого произошло поколение Ахирама (Чис 26:38). Ср. -> Ахер.

 

Ахисамах

Ахисамах ["(мой) брат поддержал, помог"], израильтянин из колена Дана, отец -> Аголиава (Исх 31:6).

 

Ахисар

Ахисар [евр. Ахишар, "брат дельности", "начальник над домом царским"], управляющий цар. двором у Соломона (3Цар 4:6).

 

Ахитофел

Ахитофел (возм., "мой брат - глупец"), советник Давида, родом из г. Гило (2Цар 15:12). Его совет ценился так же высоко, как если бы он был испрошен у Бога (2Цар 16:23). А. был отцом одного из храбрых у Давида и, вероятно, дедом Вирсавии (2Цар 11:3 и 23:34). Это могло бы объяснить, почему во время восстания Авессалома он перешел на сторону восставших. Будучи самым мудрым среди врагов Давида, А. понимал, что захват столицы даст только видимость успеха до тех пор, пока жив царь и возможно примирение. Когда Авессалом, по совету А., публично объявил оставленных наложниц царя своими женами и тем самым сделал примирение невозможным, А. предложил догнать Давида и убить. Этот совет обещал успех, и Авессалом согласился, но потом позволил Хусию, тайно действовавшему в пользу Давида, склонить себя на другой путь, якобы более надежный и менее рискованный. Господь услышал молитву Давида (2Цар 15:31) и сорвал план А. Тогда он, разуверившись в победе Авессалома, возвратился домой и, оставив распоряжение о последней воле, покончил жизнь самоубийством (2Цар 16:15-23; 17:14,23).

 

Ахитув

Ахитув ["(мой) брат - благо"]: 1) сын Финееса, внук Илия (1Цар 14:3), отец священника Ахимелеха (1Цар 22:9); 2) сын Амарии и отец священника Садока (2Цар 8:17; 1Пар 6:7 и след.); 3) священник из того же семейства, живший позднее. Его отца также звали Амарией, а сына Садоком (1Пар 6:11 и след.; Неем 11:11).

 

Ахиуд

Ахиуд [евр. Ахихуд], сын Шеломия, князь колена Асира, был одним из израильтян, к-рые должны были наблюдать за разделом земли Ханаанской (Чис 34:27). Это имя и то, к-рое передано в Синод. пер. как "Ахихуд", в евр. языке пишутся по-разному.

 

Ахихуд

Ахихуд, вениамитянин, сын Геры (1Пар 8:7).

 

Ахишахар

Ахишахар ["(мой) брат - утренняя заря"], вениамитянин, сын Билгана (1Пар 7:10).

 

Ахия (Ахиа)

Ахия (Ахиа) ["(мой) брат - Яхве"]: 1) вениамитянин, сын Егуда (1Пар 8:7); 2) сын Иерахмеила из колена Иуды (1Пар 2:25); 3) сын Ахитува, священник во времена Саула. В 1Цар 14:3,18 говорится о том, что он находился в Гиве в день победы Ионафана над филистимлянами. Существует предположение, что имя А. является иной формой имени священника Ахимелеха; но речь может идти и о старшем брате Ахимелеха, его предшественнике в священнич. сане, умершем бездетным; 4) один из храбрых у Давида (1Пар 11:36); 5) левит, к-рый во времена Давида присматривал за сокровищами, посвящ. Господу (1Пар 26:20 - в Синод. пер. имя Ахия передано как "братья их"); 6) согл. Неем 10:26, один из израильтян, подписавших вместе с Неемией обязат-во соблюдать завет; 7) пророк из Силома во времена Соломона. Он возвещает Иеровоаму (к-рый в то время был "смотрителем над оброчными из дома Иосифова"; 3Цар 11:26,28), что в наказание за идолопоклонство царя Господь после смерти Соломона передаст Иеровоаму власть над 10 коленами Израильскими. Совершая это предсказание, А. разодрал свою одежду на 12 частей и 10 из них передал Иеровоаму. Он предсказывает, что Иеровоам будет благословлен Богом, если останется послушным Ему. Когда об этом пророчестве узнал Соломон, Иеровоаму пришлось бежать в Египет (3Цар 11:29-40). Став царем, Иеровоам послал свою переодетую жену к А., чтобы она расспросила его о болезни их сына Авии. Господь предупреждает слепого пророка о ее приходе, и А. открывает царице, что над Иеровоамом за его непослушание будет совершен суд Божий - сын Иеровоама умрет, и его род пресечется (см. 3Цар 15:29), а Израиль рассеется (3Цар 14:1-18). В 2Пар 9:29 о событиях во времена правления Соломона говорится: "Прочие деяния Соломоновы ... описаны ... в пророчестве Ахии Силомлянина..." След., существовал письм. текст его изречений; 8) отец израил. царя Ваасы из колена Иссахара (3Цар 15:27); 9) сын Сивы, придворный писец во время правления Соломона (3Цар 4:3).

 

Ахлай

Ахлай (возм., кр. ф-ма от аккад. "брат - мой Бог"): 1) сын Шешана или дочь, к-рую он выдал замуж за своего раба, египтянина Иарху (1Пар 2:31,34 и след.); 2) отец Завада, одного из храбрых у Давида (1Пар 11:41).

 

Ахоах

Ахоах, сын Белы и внук Вениамина (1Пар 8:4).

 

Ахор

Ахор, долина, в к-рой был побит камнями -> Ахан (Нав 7:24). Расположена на сев.-вост. Иудеи, южнее Иерихона; бесплодна и пользовалась дурной славой. Но Господь через своих пророков обещал такое время, когда А. станет местом отдыха для скота (Ис 65:10) и преддверием надежды (Ос 2:15). См. карту на стр. 388.

 

Ахоха

Ахоха [евр. Ахоах], отец Додо, дед Елеазара, одного из храбрых у Давида (2Цар 23:9).

 

Ахохитянин (Ахохиянин)

Ахохитянин (Ахохиянин). Это определение, встречающееся при упоминании разных людей, указывает на их происхождение (от человека по имени Ахоах или из местности с таким названием - 2Цар 23:9,28; 1Пар 11:12,29; 27:4).

 

Ахрай

Ахрай [евр. Ахрах], третий сын Вениамина (1Пар 8:1). Ср. -> Ахер.

 

Ахса

Ахса ("ножной браслет"), дочь Халева, к-рую он пообещал в жены тому, кто покорит Кириаф-Сефер (Давир). Гофониил, его племянник, завоевал город и получил А. в жены. По просьбе А., Халев подарил ей участок земли и источники, т.к. Кириаф-Сефер - засушливая местность (Нав 15:16-19; Суд 1:12-15).

 

Ахсаф

Ахсаф ("волшебное место"), цар. город в Ханаане (Нав 11:1), завоеванный Иисусом Навином (Нав 12:20). Впоследствии принадлежал колену Асира (Нав 19:25). На его месте, вероятно, расположен совр. Телль-Кесан (новоевр. Телль-Кисон), на равнине Акко, юго-вост. города Акко. Почти одноим. А. Хирбет-Иксаф никак не может быть им, поскольку он не принадлежал колену Асира. А. назван также среди городов, завоеванных Тутмосом III (ок. 1490-1436 гг. до Р.Х.). См. карту на стр. 1004.

 

Ахузам

Ахузам, сын Ахшура и Наары из колена Иуды (1Пар 4:6).

 

Ахузаф

Ахузаф [евр. Ахузат], друг герарского царя Авимелеха во времена Исаака (Быт 26:26), высокопостав. придворный.

 

Ахум

Ахум [евр. Ахумай], сын Иахафа, потомок Иуды, принадлежавший к племени цорян (1Пар 4:2).

 

Ахшур

Ахшур -> Ашхур.

 

Ацалия

Ацалия [евр. Ацальяху, возм., "Яхве явил Себя благородным" или "Яхве пощадил"], сын Мешуллама, отец -> Шафана, писца (4Цар 22:3; 2Пар 34:8).

 

Ацел

Ацел ("благородный", "возвышенный"), потомок Саула (1Пар 8:37 и след.; 9:43 и след.).

 

Ацем

Ацем -> Ецем.

 

Ацмон

Ацмон, место, находившееся, вероятно, на границе Ханаана, на -> потоке Египетском (Чис 34:4 и след.; Нав 15:4). Возм., А. - это совр. Кусейме, располож. в 14 км сев.-зап. Кадес-Варни (Айн-Кедес).

 

Ашан

Ашан ("дым"): 1) город, находившийся в одной из низменностей в уделе Иуды (Нав 15:42). Согл. 1Пар 6:59, его отдали сыновьям Аарона как город священников. А. может быть тождествен либо Хорашану (1Цар 30:30), либо А. (2), если А. позднее перешел к Симеону. Возм., это нынешний Хирбет-Асан, располож. прим. в 8 км сев.-зап. Беэр-Шевы. См. карту на стр. 526; 896; 2) город колена Симеона. Его местонахождение неизвестно (Нав 19:7; 1Пар 4:32).

 

Ашарела (Иесарела)

Ашарела (Иесарела) (возм., "Бог исполнил радостью"), сын Асафа, во времена Давида руководивший в храме седьмой чредой певцов (1Пар 25:2,14).

 

Ашбел

Ашбел (возм., "предупреждение Божие"), сын Вениамина (Быт 46:21; 1Пар 8:1). Его потомки составили род ашбелитян (Чис 26:38 - в Синод. пер. - "поколение Ашбелово").

 

Ашбея

Ашбея, город Бет-Ашбеа (в Синод. пер. - "дом Ашбеи"), в к-ром жили потомки Силома из колена Иуды (1Пар 4:21). Силом и члены его рода занимались ткачеством.

 

Ашваф

Ашваф [евр. Ашват], сын Иафлета и потомок Асира (1Пар 7:33).

 

Ашера

Ашера -> Астарта (2).

 

Ашима

Ашима, сир. богиня плодородия, изображение к-рой было принесено в Самарию переселенцами из Емафа (4Цар 17:30).

 

Ашна

Ашна: 1) город в Иудее, упомянутый в Нав 15:33 вслед за Ештаолом и Цорой; возм., это Хирбет-Хасан, в 4,5 км юго-зап. Латруна и в 3 км сев.-зап. Цоры; 2) город на юге удела Иуды (Нав 15:43), возм., это Идна, располож. между Хевроном и Лахисом.

 

Аштероф-Карнаим

Аштероф-Карнаим, город, к-рый населяли великаны (рефаимы), побежденные Кедорлаомером (Быт 14:5). Название города может означать также и то, что там стояла "Астарта о двух рогах". Но более вероятно, что А.-К. означает "Аштероф при Карнаиме". В таком случае его можно отождествить с -> Астарофом, к-рый был расположен поблизости от Карнаима (1 Мак 5:43 и след.).

 

Аштерофянин

Аштерофянин, человек из -> Астарофа (1Пар 11:44).

 

Ашурим

Ашурим [евр. Ашшурим], сын Дедана, потомок Авраама и Хеттуры, родонач. араб. племени ашуритян (Быт 25:3). О месте проживания племени точных сведений нет. Если Сур (Быт 25:18) и Ассур (Пс 82:9) одно и то же, то ашуритяне располагались на зап. границе Аравии; на это указывает связь А. с Деданом.

 

Ашхур

Ашхур, сын Есрома из колена Иуды (1Пар 2:24; 4:5; в Синод. пер. - Ахшур). А. со своим потомством, вероятно, жил в Фекое или основал этот город, поскольку он назван "отцом Фекои".

 

Ашшурбанапал

Ашшурбанапал [ассир. ашур-бан-апли, "(Бог) Ашшур произвел сына"], сын и наследник Асархаддона (669 г. - июнь 627 г. до Р.Х.). А. не был воинственным завоевателем. Щедро одаренный от природы, он питал склонность к иск-ву, наукам и лит-ре. Именно в период его правления Ассирийское царство переживало культурный расцвет. В Ниневии А. собрал колоссальную библиотеку, из к-рой при раскопках были обнаружены около 22 тыс. глиняных табличек с текстами ист., религ. и магич., а также астрономич. и мате-матич. содержания, оказавшими неоценимую помощь в понимании ВЗ. В то время как царь оставался в своей столице, его полководцы вели сражения, чтобы предотвратить распад огромного царства, унаследов. А. от отца. В Египте был разбит фараон Тахарка (Тиргак), захвативший власть над страной после смерти Асархаддона, и ассир. господство было восстановлено. Во время второго похода в 663 г. до Р.Х. ассирийцы взяли штурмом считавшиеся неприступными Фивы (Но-Амон; ср. Наум 3:8-10). Новым фараоном под верховным владычеством ассирийцев был поставлен Псамметих, сумевший позднее с помощью лидийского царя Гигеса, к-рого за это постигла месть А., добиться независимости. Внутр. трудности Ассирийского царства и борьба с Вавилоном и Эламом не позволяли А. предпринять новый воен. поход. С братом Шамаш-Шум-Укином, к-рого их отец назначил наместником в Вавилоне, у А. возникли продолжит. трения, окончившиеся открытой борьбой. А. в конечном итоге одержал победу над братом и его союзниками и подчинил себе Вавилон и Элам (648 г. до Р.Х.). В Библии А. достаточно определенно упоминается только в книге Ездры (Езд 4:9 и след.) как "Аснафар, великий и славный", поселивший в Самарии переселенцев из разных частей своего царства. Те области, к-рые удалось идентифицировать по Езд 4:9, соответствуют областям, подвергавшимся нашествиям ассирийцев в 648-640 гг. до Р.Х. См. цвет. вклейки 7; 21; -> Ассирия -> Ниневия -> Асархаддон.

 

Аэндор (Аендор)

Аэндор (Аендор) ["источник Дора (Дорский источник)"], место, где царь Саул посетил волшебницу (1Цар 28:7); расположено в Галилее (Пс 82:11). Это совр. Эйн-Дор, находящийся в 5 км юж. Тавора (Фавора) и раскинувшийся на сев. склоне холма Телль-эль-Аджул, севернее отрога Неби-Дахи. Известняковые горы здесь изобилуют пещерами; возм., волшебница из А. занималась закли-нанием мертвых в одной из этих пещер. См. карту на стр.387.

 

 

 

 

 

Баал-Ханан

Баал-Ханан ("Ваал проявил милость", "милостив"): 1) сын Ахбора, седьмой царь Эдома (Быт 36:38; 1Пар 1:49); 2) надзиратель над масличными и смоковными садами царя Давида (1Пар 27:28), гедеритянин.

 

Баана (Ваана, Ваан)

Баана (Ваана, Ваан): 1) вениамитянин, сын Реммона из Беерофа, брат Рихава. Б. и его брат были предводителями войска Иевосфея. Вероятно, ободренные тем, что Иоав, убивший Авенира, остался безнаказанным, они пробрались в полдень в дом Иевосфея, убили его в постели и отнесли его голову Давиду в Хеврон. Давид же вместо благодарности велел их казнить за убийство (2Цар 4); 2) отец нетофатитянина Хелева (Хеледа), одного из храбрых у Давида (2Цар 23:29; 1Пар 11:30); 3) сын Ахилуда, брат дееписателя Иосафата. Был приставником Соломона в юж. части Изреельской долины, от Мегиддо до Иордана (3Цар 4:3,12); 4) приставник Соломона в Асире и Ваалофе. Его отец, Хушай (Хусий), был предположит. другом и советником Давида (3Цар 4:16); 5) израильтянин, возвратившийся из вавил. плена вместе с Зо-ровавелем (Езд 2:2; Неем 7:7); 6) отец Садока, принимавшего участие в строит-ве стены в Иерусалиме во времена Неемии (Неем 3:4). Возм., Б. был одним из подписавших обязат-во соблюдать Божий Закон (Неем 10:27).

 

Баара

Баара, жена Шегараима из колена Вениамина (1Пар 8:8).

 

Баввай

Баввай, сын Хенадада, начальник Кеильского полуокруга (-> Кеиль), помогавший во времена Неемии восстанавливать стены Иерусалима (Неем 3:18). Возм., то же лицо, что и Биннуй (1).

 

Багряница

Багряница: одеяние (-> Пурпур); или кармин - яркокрасное красящее вещество, к-рое в древности добывали из тел и яиц кошенили (Coccus ilicis), мелкого жесткокрылого насекомого, обитающего на хермесовом дубе (Quercus ilicis). Наряду с -> пурпуром Б. [евр. толаат шани (возм., "блестящий червячок" или "красящий червячок"); греч. коккинос] обозначает в Библии цвет дорогостоящих тканей и одежд (Откр 17:4; 18:12,16). В Библии Б. подразумевает не столько краситель, сколько окраш. им ткани. Ткани, окраш. Б. (червленая шерсть и др.), использовались прежде всего при устройстве святилища и изготовлении утвари для него (Исх 25:4; 26:1, 31,36; 36:8,35,37; 38:18,23; Чис 4:8 и др.), одеяний священников (Исх 28:5 и след.,8,15,33; 39:1 и след.), а также при обряде очищения (Лев 14:4,6; ср. Евр 9:19). Красное одеяние, надетое на Иисуса с целью Его осмеяния, в Мф 27:28 названо Б., а в Мк 15:17,20 и в Ин 19:2,5 - порфирой (в Синод. пер. везде - "багряница"). Вероятно, здесь имелся в виду красный плащ римских воинов.

 

Бакбук (Ваквук)

Бакбук (Ваквук) ("бутылка"), один из служителей в святилище, сыновья к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:51; Неем 7:53).

 

Бакбукия (Вакбакар)

Бакбукия (Вакбакар), левит, член семьи Асафа, живший в Иерусалиме после возвращения из плена. Был привратником и руководителем одной из групп певцов (1Пар 9:15; Неем 11:17; 12:9,25).

 

Баладан (Валадан)

Баладан (Валадан) [возм., аккад. аплаиддин, "Он (бог) дал наследника"], отец Беродах-Баладана (Меродах-Валадана, аккад. Мардук-аппа-иддина), правившего в Вавилоне во времена Езекии (4Цар 20:12; Ис 39:1).

 

Бальзам.

Бальзам. В Библии упоминаются многие сорта Б., получаемого из различных деревьев и кустарников. Настоящий Б. [евр. бесем] добывается из Balsamodendron opobalsamum syn. Commiphora opobalsamum. Родина этого дерева - юж.-араб. прибрежные области. В Палестине самые большие насаждения бальзамовых деревьев были в окрестностях Енгедди и Иерихона, где они сохранялись вплоть до времен рим. правления. На тонких ветвях бальзамового дерева выступают светло-желтые капли смолистого сока, собственно Б. Вначале Б. представляет собой медообразную жидкость, но затем под воздействием воздуха темнеет и затвердевает. Евр. слово бесем часто употребляется в качестве собират. понятия - благовония (3Цар 10:25; 2Пар 9:1,9,24; Песн 4:10,14). Б. был составной частью благовонного курения и употреблялся в качестве косметич. притирания (Исх 25:6; Есф 2:12). Царица Савская подарила царю Соломону множество сортов благовоний (3Цар 10:10). В рус. пер. Библии словом "Б." часто передается евр. цори = -> Смола (Быт 43:11; Иер 46:11; 51:8). Так, в Исх 30:34 передано евр. слово шехелет, к-рое скорее всего означает раковины одного из видов моллюсков, источающие при горении сильный аромат.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 228.