УПОТРЕБЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выражением "А. и О." в Откр обозначены как Бог (1:8; 21:6), так и превознесенный Христос (Откр 22:13). Оба Они называют Себя А. и О., при этом Христос подразумевает Свое единство с Богом (ср. Ин 10:30). Выражение "А. и О." подчеркивает, что Христос есть истинный Бог. Близко по смыслу к А. и О. выражение "первый и последний" (Откр 1:17; 2:8 - по отношению ко Христу; это же выражение встречается в ВЗ и как самообозначение Бога: Ис 44:6; 48:12; ср. 41:4), а также "начало и конец" (в Откр 21:6 непосредственно перед А. и О. - по отношению к Богу; в Откр 22:13 - к Христу). В Откр 22:13, следуя одно за другим, присутствуют все три словосочетания. Торжественное обозначение Бога и Христа словосочетанием "Альфа и Омега" равнозначно клятве; в этих словах Бог во Христе Своей вечной, неизменной сущностью подтверждает, что Его Слово истинно и что Он непременно исполнит все реченное Им.

 

Амад

Амад, неизвестный город в уделе Асира, упомянутый только в Нав 19:26.

 

Амадаф

Амадаф [евр. Хаммедата, перс. "дарованный луной"], вугеянин, отец Амана (Есф 3:1,10).

 

Амал

Амал ("утомительная работа", "тягостный труд", "невзгоды"), сын Гелема из колена Асира (1Пар 7:35).

 

Амалик

Амалик [евр. Амалек], внук Исава, сын Елифаза и его наложницы Фамны (Быт 36:12). А. считался родоначальником амаликитян, его имя также служит для обозначения всего этого народа (напр., Чис 24:20). Возражение против такого происхождения названия "амаликитяне" заключается в том, что еще в Быт 14:7, задолго до рождения А., упоминается земля амаликитян. Вероятно, эта тер. названа здесь именем ее будущих обитателей, так же как это имеет место в случаях с другими названиями, упоминаемыми в данной главе, но к-рые стали применяться позднее. Амаликитяне проживали в районе между Синайским полуо-вом и юго-зап. частью Па-лестины, до границ с Египтом и Аравией (Быт 14:7; Чис 13:30; 14:25; 1Цар 15:7). Валаам называет амаликитян первым из народов (Чис 24:20). Вскоре после исхода израил. народа из Египта амаликитяне нападают на отставших израильтян, а затем терпят поражение от Иисуса Навина при Рефидиме (Исх 17:8-16; Втор 25:17-19). С тех пор на них лежит Господне проклятие, и между Израилем и амаликитянами царит смертельная вражда. Когда израильтяне в своем непослушании стремятся вторгнуться в землю обетованную с юга, хананеи и амаликитяне совместными усилиями отражают эту попытку (Чис 14:43, 45). Во времена судей вооруж. полчища амаликитян в союзе с моавитянами и мадианитянами вторгались на Израильскую землю, учиняя грабежи и опустошения (Суд 3:12 и след.; 6:3-5,33; 7:12). Возм., в связи с этими битвами получила свое название Амаликова гора в земле Ефремовой (Суд 12:15). После того как от амаликитян отделяются кинеяне (1Цар 15:6) и в результате побед Саула (1Цар 15:7 и след.) и Давида (1Цар 27:8; 30:17 и след.), их мощь оказывается окончат. сломленной, а сами они подвергаются значительному истреблению. Во времена Езекии 500 человек из колена Симеона уничтожили остаток амаликитян у горы Сеир (1Пар 4:42 и след.). Так свершился предсказанный Валаамом (Чис 24:20) Божий суд над А.

 

Амам

Амам, город на юге Иудеи (Нав 15:26), в 9 км от Шарухена (новоевр. Цеелим). См. карту на стр. 896.

 

Аман

Аман, сын Амадафа, высший чиновник при дворе перс. царя Артаксеркса и его фаворит (Есф 3:1), непримиримый враг иудеев. Мардохею и царице Есфири удалось свергнуть А. и расстроить его планы уничтожения иудеев. А. и его сыновья нашли бесславный конец (Есф 7:10; 9:7-14). -> Вугеянин -> Агаг.

 

Амана

Амана ("твердое соглашение"), отрог Антиливана (-> Ливан), упомянут как горная вершина в Песн 4:8.

 

Амария

Амария ("Яхве говорил"): 1) сын Мераиофа (1), потомок Аарона из рода Елеазара (1Пар 6:7,52); 2) священник, потомок А. (1) и предок Ездры (1Пар 6:11; Езд 7:3); 3) левит, второй сын Хеврона (1Пар 23:19; 24:23); 4) священник в царствование Иосафата (5), назнач. верховным судьей по всем обрядовым вопросам (2Пар 19:11), возм., тождествен А. (2); 5) один из левитов, к-рые при Езекии были ответственными за обеспечение своих братьев в священнич. городах (2Пар 31:15); 6) сын Езекии и предок пр. Софонии (в Синод. пер. - Амория, Соф 1:1); 7) изра-ильтянин из колена Иуды, из рода Фареса (Неем 11:4); 8) священник, вернувшийся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Неем 12:2). Во времена первосвященника Иоакима главой рода А. был Иоханан (ст. 13); 9) священник, подписавшийся во времена Неемии под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:3), вероятно, потомок А. (8); 10) израильтянин, современник Ездры, согрешивший тем, что взял в жены женщину из другого племени (Езд 10:42).

 

Амаса

Амаса (кр. ф-ма от имени "Амасия"), сын Хадлая, один из начальников колена Ефрема, убедивших израил. войско царя Факея отпустить пленных иудеев и отправить их на родину (2Пар 28:12 и след.).

 

Амасай

Амасай (кр. ф-ма от Амасия): 1) левит, сын Елканы, предок Самуила (1Пар 6:35), названный в ст. 25 А.; вероятно, был также членом того же семейства; 2) глава тридцати храбрых у Давида. Вместе с группой воинов из колен Иуды и Вениамина он пришел в Секелаг (1Пар 12:16-19). Возм., он же -> Амессай; 3) один из священников, трубивших при возвращении ковчега завета в Иерусалим (1Пар 15:24); 4) отец левита -> Махафа (в царствование Езекии) (2Пар 29:12).

 

Амасия

Амасия [евр. Амация, "Яхве могуч"]: 1) сын и наследник иуд. царя Иоаса (801-773 гг. до Р.Х.). В Библии о нем сказано: "И делал он угодное в очах Господних, но не от полного сердца" (2Пар 25:2). А. вступил на престол в возрасте 25 лет. Когда власть его укрепилась, повелел казнить придворных, к-рые убили его отца, но, согласно Закону, пощадил их детей (Втор 24:16). А. начал войну против иду-меев и для участия в походе пригласил наемников из Израиля. Однако, вняв предостережениям пророка, отправил их обратно, несмотря на то, что уже выплатил им немалую сумму. А. добился полной победы над идумеями в Соляной долине, захватил их столицу Селу и переименовал ее в Иокфеил. В упоении победой он вызвал на бой израил. царя Иоаса. Но поскольку А. поставил в Иерусалиме захвач. идолов идумейских богов и стал приносить им жертвы, то вызвал на себя Божий гнев. А. не послушался посланного Богом пророка и пригрозил ему смертью. Иоас пытался удержать А. от сражения, но тот настоял на своем вызове. В битве при Вефсамисе иудеи были разбиты и А. захвачен в плен. Иоас привел его в Иерусалим. Победитель приказал проделать широкую брешь в сев. стене, опустошил храм и цар. дворец и возвратился с заложниками и добычей в Самарию. Т.о. власть А. оказалась окончат. сломленной. Вслед за этим народ поднял восстание и в 792 г. до Р.Х. поставил на престол 16-летнего сына А. Озию, или -> Азарию (11) (4Цар 14:21 и след.). А. еще продолжит. время оставался в живых. Когда впоследствии возник заговор против него, он бежал в Лахис, но там убийцы настигли его. Тело А. привезли в Иерусалим и похоронили в цар. усыпальнице (4Цар 14:1-20; 2Пар 25:1-28); 2) израильтянин из колена Симеона, отец Иосии (1Пар 4:34); 3) один из предков Ефана, левита и певца в храме (1Пар 6:45); 4) священник, служивший вефильскому тельцу. Он пожаловался израил. царю Иеровоаму II на пр. Амоса. А. запретил Амосу выступать с пророчествами против Израиля в Вефиле, т.к. здесь святыня царя и главный храм царства. Амос сослался на поручение, данное ему Господом ("Я - не пророк...", Ам 7:14), и возвестил А., что Божий суд настигнет его самого и его семью в час гибели израил. народа (Ам 7:10-17; ср. 3Цар 12:28-33); 5) [евр. Амасия, "Яхве понес" (т.е. защищая, взял на руки)], сын Зихри, военачальник царя Иосафата (2Пар 17:16).

 

Амассия

Амассия -> Амасия (2).

 

Амафия

Амафия [евр. Амиттай, "(Господь есть) постоянство, верность, истина"], отец пр. Ионы из Гафхефера (4Цар 14:25; Иона 1:1).

 

Амашсай

Амашсай (кр. ф-ма от имени "Амасия"), священник, сын Азариила, служивший в храме во времена Неемии (Неем 11:13).

 

Амврий

Амврий -> Омри (4).

 

Амессай (Амесса)

Амессай (Амесса) [евр. Амаса, кр. ф-ма от Амасии], сын Авигеи, сводной сестры Давида, и Иефера, потомка Измаила (2Цар 17:25; 1Пар 2:17). А. принял участие в восстании -> Авессалома и возглавил его войско, к-рое было полностью разбито войсками Давида в лесу Ефремовом (2Цар 17:25; 18:7). Давид помиловал А. и назначил пожизненным военачальником вместо -> Иоава (2Цар 19:13). Этим Давид вновь завоевал сердца иудеев. Но при подавлении восстания -> Савея А. не проявил должной расторопности (2Цар 20:4 и след.). При первой же возможности Иоав убил его, освобождаясь от соперника (2Цар 20:9 и след.). Соломон, осуждая Иоава на смерть, ссылается на это убийство (3Цар 2:32). Возм., что А. тождествен -> Амасаю (2).

 

Аметист

Аметист -> Драгоценные камни.

 

Аминадав

Аминадав [евр. Амминадав, "(мой) народ (родственник) показал себя щедрым"]: 1) отец -> Наассона (Чис 1:7) и Елисаветы, жены Аарона (Исх 6:23). Предок Давида (Руфь 4:19), а след., и Иисуса Христа (Мф 1:4; Лк 3:33); 2) сын Каафа, отец Корея (1Пар 6:22). В остальных случаях в родословиях левитов его называют Ицгаром (Исх 6:21; Чис 16:1; 1Пар 6:38); 3) левит из рода Уззиила, к-рый со своими 112 братьями участвовал во внесении ковчега завета в Иерусалим (1Пар 15:10 и след.); 4) -> Авихаил (5); 5) -> Авинадав (2); 6) -> Авинадав (3).

 

Аминь

Аминь [евр. амен = "да будет так" (Иер 11:5)].

 

I. Слово "А." было заимствовано из евр. текста, перешло в греч. и лат. переводы НЗ, а затем - в рус. язык практич. в неизмен. виде. В евр. яз. оно имеет тот же корень мн, что и слова, обозначающие "твердый", "надежный", "постоянный", "верить", "доверять".

 

II. В ВЗ и НЗ слово А. (применяемое как литургич. формула) используется для подтверждения высказывания, напр., согласия с речью к.-л. (3Цар 1:36), для одобрения зачитанного Закона (с признанием проклятия, к-рое падет на того, кто нарушит Закон, Втор 27:15-26) или для подтверждения клятвы (Чис 5:22). Слово А. употребляется и вместе с пожеланием (Иер 28:6) или как знак под-тверждения и согласия в конце славословия (Рим 1:25; 11:36). Слово А. используется не только при богослужениях, но и в мирской жизни (3Цар 1:36). Септуагинта перенимает слово А. в качестве имени собств. только в Ис 65:16 (в Синод. пер. - "Бог истины"), чтобы подчеркнуть верность Бога. В остальных случаях она переводит слово А. в том значении, к-рое содержится в корне слова. Слово А. как имя Господа встречается в Откр 3:14: "так говорит Аминь, свидетель верный и истинный", о к-ром Павел сказал в 2Кор 1:20: "Ибо все обетования Божии в Нем "да" и в нем "аминь", - в славу Божию, чрез нас". В ВЗ и НЗ встречается слово А., дважды повтор.: А., А. - для усиления смысла. Так, в ВЗ двойное А. употреблено в заключит. стихах первых трех книг псалмов (Пс 40:14; 71:19; 88:53) в знак подтверждения клятвы (Чис 5:22) или благословения (Неем 8:6). Двойное А. в Ев. от Иоанна, к-рым Иисус подчеркивает всю непреложность Своих слов, принадлежит к особенностям выразит. средств данного Евангелия (в Синод. пер. - "истинно, истинно"; Ин 5:19,24 и след.; 6:26,32,47,53; 8:34,51,58 и др.). Первые три Евангелия (синоптич.) лишь изредка используют слово А.

 

III. Если верующий в заключение молитвы произносит слово А. вне живой связи с ее со-держанием, это свидет-вует о непонимании им значения слова А. В конце молитвы -> "Отче наш" слово А. присутствует только в более поздних рукописях, первонач. его не было в молитве Господней. Павел тоже часто ставит слово А. в конце восхваления или благословения, но всегда в значении подтверждения и согласия с вышесказ. (Рим 1:25; 11:36; Гал 1:5; Флп 4:20 и пр.). Только в этом случае А. собрания, внемлющего молитве и вторящего ей, обретает свой истинный смысл (1Кор 4:16).

 

Амма

Амма [1) "предплечье"; 2) "паз (дверной створки)"; 3) "локоть"]. Холм у Гиаха на дороге, ведущей из Гаваона к Иордану через пустыню. Ахав и Авесса преследовали Авенира до А. (2Цар 2:24; ср. ст. 16 и 29). Точное местонахождение не определено. Возм., холм Телль-эль-Милх под Эн-эль-Фауваром (-> Гиах).

 

Аммизавад

Аммизавад ["(мой) народ одарил"], сын главного военачальника Ванеи. Он стоял во главе отряда своего отца и должен был нести цар. службу у Давида в третий месяц каждого года (1Пар 27:5 и след.).

 

Аммиил

Аммиил -> Аммиэл (1, 2).

 

Аммил

Аммил -> Аммиэл (4).

 

Аммиуд

Аммиуд [евр. Аммихуд]: 1) отец -> Елишамы (1), предок Иисуса Навина (Чис 1:10; 1Пар 7:26); 2) израильтянин из колена Симеона, отец -> Самуила (2) (Чис 34:20); 3) израильтянин из колена Неффалима, отец -> Педаила (Чис 34:28); 4) израильтянин из колена Иуды, из рода Фареса (1Пар 9:4).

 

Аммишаддай

Аммишаддай, отец -> Ахиезера (Чис 1:12).

 

Аммиэл

Аммиэл ["(мой) родственник (дословно: народ) - Бог"]: 1) в Синод. пер. - Аммиил, сын Гемаллия, представитель колена Дана среди соглядатаев, к-рых Моисей направил в Ханаан (Чис 13:13); 2) в Синод. пер. - Аммиил, шестой сын Овед-Едома, привратник в храме (1Пар 26:5); 3) отец Махира из Лодевара, израильтянин из колена Манассии (2Цар 9:4 и след.; 17:27); 4) в Синод. пер. - Аммил, отец Вирсавии, жены Урии (1Пар 3:5). Он же в 2Цар 11:3 -> Елиам - в результате перестановки слогов в его имени.

 

Аммок

Аммок -> Амок.

 

Аммонитяне

Аммонитяне, или "сыны Аммона", а также просто "Аммон". Потомки -> Бен-Амми, т.е. сына Лота и его младшей дочери. Этот народ находился в близком родстве с моавитянами, своими юж. соседями. Как показывают сохранившиеся названия, их язык был близок евр.

 

I. ОБЛАСТЬ РАССЕЛЕНИЯ

Тер. А. между Арноном и верхним течением Иавока ранее населяли замзумимы, народ великанов, к-рый был изгнан А. (Втор 2:19-21). Видимо, А. вначале расселились вплоть до Иордана, что явствует из их притязаний на эти земли (см. Нав. 13:25), но оттуда их вытеснил Сигон, царь аморреев. Когда израильтяне овладевали землей обетованной, то, следуя Божьему повелению, пощадили тер. А. (Втор 2:19), но, превратив Иавок в его верхнем течении в границу тер. колена Гадова и тем самым отрезав земли А. от Иордана, они вызвали враждебность со стороны последних. В верхнем течении Иавока была расположена столица А., резиденция царей, Равва, или Раббат-Аммон (ныне Амман, столица Иордании). См. карту на стр. 2.

 

II. ИСТОРИЯ

А. на протяжении всей своей истории были врагами израильтян. Поскольку А. вместе с моавитянами склоняли Валаама проклясть Израиль (что он, однако, не сделал), то никто из А. и моавитян и в десятом поколении не мог войти в общество израильтян ("в общество Господне" - Втор 23:3). Во времена судей А. и амаликитяне, как союзники моавитского царя Еглона, одержали победу над израильтянами, не хранившими верность Богу (Суд 3:13). Впоследствии Иеффай вытеснил А. в пределы их прежних границ (Суд 10:7-9; 11:32-33). Саул сражался с царем А. Наасом и победил его (1Цар 11:1-11). Давид, напротив, был дружески принят Наасом (2Цар 10:2). Но сын Нааса Аннон возобновил прежнюю вражду (2Цар 10:1 и след.). Давид разбил А. и захватил Равву (1Пар 20:1). Сила А. оказалась сломленной, но враждебность осталась. При Иосафате нападение А. и моавитян заканчивается их уничтожением (2Пар 20). Цари Озия (во времена к-рого Амос возвещает суд над А., Ам 1:13-15) и Иоафам получают с них дань (2Пар 26:8; 27:5). Если во время правления Иоакима А., будучи вассалами Навуходоносора, напали на Иудею (4Цар 24:2), то при Седекии они, очевидно, участвуют вместе с Иудеей в восстании против Вавилона (Иер 27:3). Но вскоре после разрушения Иерусалима Навуходоносором (4Цар 25) царь А. Ваалис принимает участие в убийстве иуд. наместника Годолии (Иер 40:14). А. со злорадством наблюдают, как десять колен Израилевых уводят в плен (Иез 25:3; Соф 2:8). Вместе с моавитянами они переселяются в уделы Гада и Рувима. Иеремия (49:1-6) и Иезекииль (21:20; 25:1-7), как до них Амос и Софония, предсказали грядущий суд над А. После падения Вавилона А. попадают под власть персов, позднее - греков, а с 64 г. до Р.Х. - римлян, и их страна становится частью рим. провинции Сирии. Во времена Маккавеев они вместе с сирийцами сражались против иудеев. Ориген обозначает их вместе с моавитянами и идумеями одним названием - арабы. Т.о., назв. А. исчезает со страниц истории (Иез 25:9 и след.: "...открою бок Моава для сынов востока и отдам его в население им, вместе с сынами Аммоновыми, чтобы сыны Аммона не упоминались более среди народов"). Археологами было найдено несколько печатей и надписей, выполненных на неизвестном ханаан. диалекте, к-рый может оказаться языком А. В ассир. текстах упоминаются цари А.: во времена Салманасара III был разбит Вааса; Тиглатпаласар III получает дань с Санипу, Асархаддон - с Пудуилу, Ашшурбанипал - с Амминадби. Неемия строго порицал иудеев, взявших в жены аммонитских женщин, опасаясь, как бы через этих женщин к иудеям не проникло поклонение идолам (Неем 13:23 и след.). Богом А. называли Милхома или -> Молоха (3Цар 11:5,7, 33), а ко времени судей также и моавитского бога -> Хамоса (Суд 11:24).

 

Амнон

Амнон ("надежный", "верный"): 1) старший сын Давида, родившийся у изреелитянки Ахиноамы в Хевроне. А. изнасиловал свою сводную сестру Фамарь и два года спустя был за это убит ее братом Авессаломом (2Цар 3:2; 13). С этого начинается Божий суд над Да-видом за убийство -> Урии ("Итак не отступит меч от дома твоего во веки...", 2Цар 12:10); 2) израильтянин из колена Иуды, сын Симеона (1Пар 4:20).

 

Амок (Аммок)

Амок (Аммок) ["глубокий", вероятно, в значении "мудрый", "непостижимый" (аккад. эмку, "мудрый")], глава одной из священнич. семей, вернувшихся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Неем 12:7). Его семейство было известно и во времена первосвященника Иоакима (ст. 20).

 

Амон (Аммон)

Амон (Аммон) ["надежный", "верный" (-> Аминь)]: 1) градоначальник Самарии во времена Ахава (3Цар 22:26; 2Пар 18:25); 2) сын и наследник иуд. царя Манассии (641-640 гг. до Р.Х.). Он вступил на престол 22-летним и царствовал всего 2 года, продолжая поклонение идолам, начатое его отцом. Но в отличие от отца так и не смирился перед Богом. А. пал жертвой придворного заговора. Народ покарал его убийц и посадил на престол его 8-летнего сына -> Иосию (4Цар 21:19-26; 2Пар 33:21-25; Мф 1:10); 3) родоначальник, или глава, семейства рабов Соломона, к-рое вернулось из плена вместе с Зоровавелем (Неем 7:59).

 

Амон (Амун)

Амон (Амун) ("скрытый"). Первонач. А. был божеством верхнеегип. г. Фивы, к-рый в Библии назван также Но-Аммоном (городом Амона) (Наум 3:8; ср. Иер 46:25). Во времена Среднего Царства, в процессе превращения Фив в егип. столицу, поклонение А. распространялось по стране, пока наконец, при XVIII династии, он не стал верховным божеством всего царства и не соединился в один образ с богом солнца Ра под именем Амон-Ра. Посвящ. А. животные - баран и гусь. А. изображают в человеч. образе с короной и двумя длинными перьями, нередко вместе с супругой богиней Мут и сыном Хонсу. На более поздних изображениях А. появляется с головой барана. -> Египет -> Телль-Амарна.

 

Амория

Амория -> Амария (6).

 

Аморреи

Аморреи (значение связано с аккад. амурру, "запад"). А., согл. Быт 10:15,16, происходят от Ханаана, сына Хама. Этот народ сыграл значит. роль в истории, далеко выходящую за пределы той области Сирии и Палестины, к-рую вавилоняне в III тысячел. обозначали как "землю А.". В Библии говорится, что во времена Авраама А. жили зап. Мертвого моря - в -> Хевроне (Быт 14:13; ср. 13:18) и -> Хацацон-Фамаре (Енгедди) (Быт 14:7 и 2Пар 20:2). Они были одним из семи народов, земли к-рых Господь обещал Израилю (Быт 15:21; Втор 7:1) и к-рых Израиль должен был предать заклятию (Втор 20:17), когда наполнится "мера беззаконий Аморреев" (Быт 15:16). А., как название самого сильного из хананейских народов, может обозначать и все доизраил. население Ханаана, особенно, когда речь идет о языч. идолопоклонстве (Быт 15:16; Нав 24:15; Суд 6:10; 3Цар 21:26). А. основали первую цар. династию Ва-вилона, самым знаменитым представителем к-рой был Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р.Х.), считающийся создателем известнейшего собрания др.-вост. правовых норм (законов Хаммурапи). В ту же эпоху существовало другое аморрейское царство - Мари на среднем Евфрате, где в результате раскопок был обнаружен цар. архив (прим. 20 тыс. глиняных табличек). Эти послания из архива -> Мари в определ. степени способствовали лучшему пониманию библ. данных, относящихся к временам патриархов. Царство Амурру в Палестине-Финикии упоминается в егип. док-ах из архива -> Телль-Амарны. Когда израильтяне пришли на вост. берег Иордана, они столкнулись там с двумя царствами А.: с гос-вом есевонского царя -> Сигона, располагавшимся на отнятых у моавитян и аммонитян землях между Арноном и Иавоком, Иорданом и пустыней, и с гос-вом васанского царя Ога, занимавшим тер. от Иавока до Ермона. Оба царя потерпели поражение, их земли были завоеваны евреями (Чис 21:21-35; Втор 2:24 - 3:11). После переправы через Иордан и захвата Гая Иисус Навин победил пять аморрейских царей: иеру-салимского, хевронского, иармуфского, лахисского и еглонского (Нав 10). А. были также в числе врагов израильтян, разбитых Иисусом Навином при водах меромских (Нав 11:1-14). В покаянной проповеди Амоса Бог ставит в упрек израильтянам, что ради них Он истребил "Аморрея, которого высота была, как высота кедра ... Я истребил плод его вверху и корни его внизу" (Ам 2:9). Но, несмотря на эти победы, остаток А. продолжал жить среди израильтян (Суд 1:35; 3:5; 2Цар 21:2). Во времена Самуила в отношениях с А. царит мир (1Цар 7:14). Впоследствии Соломон превратил уцелевших А. вместе с остатками прочих хананейских народов в оброчных работников (3Цар 9:20 и след.; 2Пар 8:7 и след.). Даже во времена Ездры еще упоминаются женитьбы евреев на аморрейских женщинах (Езд 9:1). У Иезекииля так сказано о Иерусалиме: "...отец твой - Аморрей, и мать твоя - Хеттеянка" (Иез 16:3). См. карты на стр. 10; 449; 1019.

 

Амос

Амос: 1) [евр. Амоц, кр. ф-ма от имени "Амасия" (евр. Амация)], отец пр. Исаии (4Цар 19:2; Ис 1:1 и др.); 2) [евр. Амос, "Яхве понес"].

 

I. О ЛИЧНОСТИ ПРОРОКА

А. был родом из Фекои (Ам 1:1), располож. в Иудее, в 16 км юж. Иерусалима, но главным местом его деятельности было Северное царство. Исаия, Осия и А. являются первыми пророками, авторами библейских книг. А. и Осия - един-ств. пророки, проповедовавшие в Северном царстве (Осия и происходил оттуда). До того как Бог призвал А. на пророч. служение, он был пастухом овец (Ам 1:1), а из Ам 7:14 можно заключить, что он, кроме того, собирал си-коморы. А. был человеком простым: по тем образам, к-рые он использует в своей проповеди, можно судить, что его жизнь была связана с природой и трудом на земле (см. Ам 3:4,8,12; 4:1; 5:8,19 и др.). Призванный Богом (ок. 760 г. до Р.Х.), он оставил свои стада (Ам 7:15) и отправился из Иудеи в царство десяти колен Израилевых, к-рое в это время, при царе Иеровоаме II (787-747 гг. до Р.Х.), переживало период своего политич. и экономич. расцвета. Как гром среди ясного неба прозвучала здесь пророч. проповедь А. о Божьей справедливости, указавшая на упадок в религ., нравств. и социальной областях, к-рого не мог скрыть блестящий фасад экономич. подъема. Поэтому суд был неотвратим. Хотя А. и происходил из Иудеи, он проповедовал преимущественно в Северном царстве, в частн. в Вефиле, у главного святилища Израиля. Вероятно, как раз в это время проходили осенние празднества. Перед толпой, пришедшей поклониться золотому изваянию тельца, установленному Иеровоа-мом II, А. рассказывает свое видение о свинцовом отвесе (Ам 7:7-9; возм., отвес был оловянным). Священник -> Амасия (4) (ср. Ам 7:10-15) пытается удалить А. из Вефиля, запрещая ему проповедовать и донося на него Иеровоаму. Знаменитый ответ А. гласил: "Я - не пророк ... Но Господь взял меня от овец..." (Ам 7:14 и след.). Однако А. не был пророком, предсказывавшим только невзгоды, он также предрекал спасение, восстанов-ление падшей скинии Давида (Ам 9:11-15).

 

II. ПРОПОВЕДЬ АМОСА

1) Ам 1-2 - суд над шестью соседствующими народами, а также над Иудейским и Израильским царствами; 2) Ам 3-6 - суд над Израилем; 3) Ам 7-9 (рассказ о видениях) - о саранче, пожирающем огне, свинцовом отвесе, корзине с плодами, Господе над жертвенником (7:1-9; 8:1-6; 9:1-10); 4) Ам 7:10-17 - Амос в Вефиле (столкновение с Амасией); 5) Ам 8:7-14 - предсказание о неутолимом голоде алчущих слова Божьего; 6) Ам 9:11-15 - заключит. обетование: восстановление падшей скинии Давида.

 

III. ЗНАЧЕНИЕ КНИГИ АМОСА

Стиль и изложение Книги пр. А. всегда привлекали внимание читателей. Вызывают интерес не только суровость его пророчеств, но и мощная выразительность образов. Стиль А., одного из первых пророков, чьи собрания изречений сохранились, точен и ясен. Его речь иногда возвышается до поэтич. параллелизма (-> Поэтическое искусство). В изложении видений А. видна четкая композиция; эмоц. напряжение к концу нарастает. Речь и видения А. наполнены символами. Его книга имеет немало точек соприкосновения с пятикнижием Моисея (Ам 1:11 - Втор 23:7; Ам 2:3 - Чис 24:17; Ам 2:8 - Исх 22:26; Ам 2:9 - Чис 21:21-28; Ам 2:11 - Чис 6:2-13; Ам 3:2 - Втор 4:34; Ам 4:4 - Втор 14:28 и др.), а также с книгами его современников, пр. Осии (ср. Ос 1:1; 4:15; 8:14) и Исаии (Ис 1:11 - Ам 5:22; Ис 5:12 - Ам 6:5 и след.; Ис 13:10 - Ам 5:8; Ис 17:1 - Ам 1:3 и др.). Девиз Книги пр. А.: "Господь возгремит с Сиона..." (Ам 1:2) встречается и у пр. Иоиля (ср. Иоил 3:16). Кр. того, обнаруживается созвучность и с Книгой пр. Иова (Ам 5:8 - Иов 38:31 и др.). Время начала проповеди пророка указано в заглавии книги А.: "...во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года пред землетрясением". Более точная датировка проповеди А. невозможна, т.к. неизвестно, в каком году произошло упомянутое А. землетрясение (см. также Зах 14:5). Но прибл. время деятельности А. можно определить, исходя из времени правления обоих назв. царей. В соотв. с этим, пророк выступил со своей проповедью ок. 760 г. до Р.Х. Иуд. историк Иосиф Флавий стремился установить точное время землетрясения (Ant IX,10). Возм., в картине суда (Ам 8:9) отражается воспоминание о солнечном затмении, к-рое, согл. астрономич. расчетам, состоялось 15 июня 763 г. до Р.Х. (-> Летосчисление).

 

IV. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Книга пр. А., как никакая другая пророч. книга, может служить "учебником" классич. прорицания. Основные черты истинного пророчества выступают в ней с непревзойденной яркостью. Господь лично призывает А. и является ему в ви-дениях. Пророк, наделенный способностью по-новому видеть людей, возвещает откровение, данное ему Богом. С беспощадной суровостью указывает А. на социальное неблагополучие (Ам 5:4-17; 6:7,12) и бичует безответственность богатых. Он предсказывает разрушение Израильского царства и пленение народа (Ам 9:1 и след.). Творимый Богом суд подтверждает Его власть над всем, что не только внешне, но и своей сущностью восстает против Него. Нередко люди, уверовав в собств. избранность, успокаивают этим свою обвиняющую совесть. А. разрушает это обманчивое чувство безопасности. Избранность не дает абсолютной гарантии спасения, но налагает повыш. ответственность, к-рая своим следствием может иметь и суд (3:2; ср. 9:7). (-> Остаток). Но слова А. позволяют увидеть за Божьим судом Божью любовь. Возвещая наказание народам и призывая к покаянию, А. от имени Господа обещает спасение (Ам 5:14 и след.). Согл. Божьему обетованию, после суда настанет время, когда Бог Сам восстановит Свой народ и приведет его к окончат. спасению (Ам 9:11 и след.). В словах о суде над другими народами (гл. 1 и след.) обращает внимание, что и враждебное отношение прочих народов друг к другу, а не только к Израилю и Иудее, рассматривается как основание для суда.

 

Амплий

Амплий ("возвышенный"), христианин в Риме, к-рому Павел просил передать особый привет, называя его "возлюбленный мне в Господе" (Рим 16:8).

 

Амрам

Амрам ["народ (родственник) возвышен"]: 1) левит, сын Каафа, муж Иохаведы, отец Мариами, Аарона и Моисея (Исх 6:18; Чис 26:59); он прожил 137 лет, и от него произошел род Амрама (Чис 3:27), упомянутый в 1Пар 26:23 как один из левитских родов; 2) священник, сын Вания, расстался с женой-неизраильтянкой, на к-рой женился в изгнании (Езд 10:34).

 

Амрафел

Амрафел, сеннаарский царь, к-рый вместе с эламским царем Кедорлаомером и царями двух других городов вторгся в долину Сиддим у Соленого моря и увел в плен Лота. А. терпит поражение от Авраама (Быт 14). Были попытки отождествить А. с вавил. царем Хаммурапи, что вряд ли правомерно хотя бы из-за несхожести имен. Послания архива -> Мари показали, что Хаммурапи не был современником Авраама, а жил прим. в 1792-1750 гг. до Р.Х.

 

Амфиполь

Амфиполь [греч. "окруженный (кольцом) город"], укрепл. портовый город во Фракии, основ. в 437 г. до Р.Х. афинянами у устья р. Стримон. Был расположен на изгибе реки, практич. окружавшей город, - отсюда и происхождение этого названия. При римлянах - столица Вост. Македонии. Это был важн. узловой пункт на Эгнатиевой дороге, прим. в 50 км юж. г. Филиппы. Павел побывал в этом городе во время своего путешествия из Филипп в Фессалоники (Деян 17:1). Располож. ныне на месте А. насел. пункт называется Неохори. См. карту на стр. 687.

 

Амций

Амций [евр. Амци, кр. ф-ма от имени "Амасия" (евр. Амация)]: 1) левит, сын Вания, потомок Мерари и предок -> Ефана (2) (1Пар 6:46); 2) священник, сын Захарии и предок -> Адаии (3) (Неем 11:12).

 

Ана

Ана: 1) сын евеянина Цивеона, отец Оливемы, жены Исава (Быт 36:2,14), вероятно, тот же А., к-рый нашел теплые воды в пустыне (ст. 24; 1Пар 1:40); 2) А. и Цивеон упоминаются в Быт 36:20,29 и среди потомков хорреянина Сеира. Возм., они тождественны вышеназв., тогда среди -> евеев следует различать племя -> хорреев.

 

Анав

Анав ("ягода", "город винограда"), город в горах удела Иуды. Иисус Навин искоренил проживавших там енакимов (-> Енаковы сы-ны) (Нав 11:21; 15:50; в Синод. пер. - Анаф). Ныне это Хирбет-Анаб-эль-Кебир, прим. в 20 км юг.-зап. Хеврона.

 

Анаия

Анаия ("Яхве ответил, услышал"): 1) один из израильтян (вероятно, священник), к-рые стояли одесную Ездры, когда тот читал перед народом Книгу Закона Божьего (Неем 8:4); 2) израильтянин, к-рый во времена Неемии подписал от имени своего семейства обязат-во соблюдать Закон Божий (Неем 10:22).

 

Анака.

Анака. Евр. словом анака (Лев 11:30) обозначается, по-видимому, ящерица геккон (He- midactylus turcicus), часто встречающаяся в Палестине.

 

Анамеил

Анамеил [евр. Ханамэл, "Бог милостив"], сын Саллума и двоюродный брат пр. Иеремии (Иер 32:7).

 

Анамеила башня

Анамеила башня -> Башня Хананэла.

 

Анамелех

Анамелех [евр. Анаммелех], наряду с Адрамелехом А. назван божеством Сепарваима (4Цар 17:31), жители к-рого приносили своих детей ему в жертву через сожжение (ср. почитание Молоха). Поскольку невозможно точно определить местонахождение Сепарваима, то остается невыясненным происхождение этого божества. Возм., имеется в виду сир. богиня Анат, в честь к-рой названы нек-рые города в Палестине (ср. Нав 19:38; Суд 1:33; Иер 1:1). Тогда это имя означало бы "Анат - царица", и А. оказалась бы божеством ж. р., супругой Адрамелеха.

 

Анамим

Анамим, народ (в Синод. пер. - "имя человека"), происходивший от Хама и проживавший в Египте или по соседству с ним (Быт 10:6,13; 1Пар 1:8,11).

 

Анан

Анан: 1) (вероятно, кр. ф-ма от Анании), израильтянин, к-рый при Неемии от имени своего семейства скрепил печатью обязат-во соблюдать Закон Божий (Неем 10:26); 2) -> Ханан (4).

 

Ананеила башня

Ананеила башня -> Башня Хананэла.

 

Анани

Анани (кр. ф-ма от имени "Анания"), сын Елиоеная, потомок Давида (1Пар 3:24).

 

Ананий

Ананий -> Ханани (2).

 

Анания

Анания ("Яхве возвысил меня" или "Яхве явился взору, открылся"): 1) дед -> Азарии (20) (Неем 3:23); 2) город, в к-ром поселились вениамитяне по возвращении из вавил. плена (Неем 11:32). А. отождествляют с позднейшей -> Вифанией, находящейся в 4 км вост. Иерусалима; -> Ханания (4, 5, 6, 7, 14, 15, 16).

 

Анаф

Анаф: 1) -> Анав; 2) [евр. Анат, имя зап.-семит. божества], отец -> Самегара (Суд 3:31).

 

Анафема

Анафема -> Заклятие.

 

Анафоф

Анафоф [евр. Анатот, "(город богини) Анат"]: 1) город левитов в уделе Вениамина, предназнач. сынам Аароновым (Нав 21:18 и след.; 1Пар 6:60). Был родным городом священника Авиафара, изгнанного Соломоном (3Цар 2:26), и пр. Иеремии (Иер 1:1; 29:27). Иеремия не нашел понимания в А. (Иер 11:21). Родом из А. были также Евиезер, один из тридцати храбрых у Давида (2Цар 23:27), и Иегу (1Пар 12:3). После возвращения из плена в А. жили вениамитяне (Неем 11:32). (См. карты на стр. 377; 473; 526.) Предпола-гают, что библ. А. находился в нескольких сотнях метров юго-зап. совр. Анаты (в 5 км сев.-вост. Иерусалима), на холме Рас-эль-Харрубех, где были найдены большие емкости для воды и черепки очень древнего происхождения; 2) сын вениамитянина Бехера (1Пар 7:8); 3) израильтянин, подписавшийся при Неемии под обязат-вом соблюдать Закон Божий (Неем 10:19).

 

Анафофянин

Анафофянин, прозвище, указывающее на происхождение из -> Анафофа (1) (2Цар 23:27; 1Пар 11:28; 27:12).

 

Анахараф

Анахараф, город на границе удела Иссахара (Нав 19:19). Вероятно, это совр. Эн-Наура, в 8 км сев.-вост. Иезрееля. См. карту на стр. 1004.

 

Ангел

Ангел

 

I. Евр. слово малах и греч. ангелос означают: "посланник", "вестник". Оба слова употребляются в Библии для обозначения как обычных посланников (Быт 32:3; Иак 2:25 - в Синод. пер. - "соглядатаи"), так и вестников (пророков, священников), посланных Богом (Агг 1:13; Мал 2:7; Мф 11:10); но чаще они обозначают небесных посланников Бога. А., так же как и верующих людей, называют сынами, или чадами, Божьими (Иов 1:6; 38:7). Относит. Быт 6:1-4 -> Исполины.

 

II. Реальность существования А. подтверждена Библией. Тот факт, что они часто упоминаются уже в книге Бытие (Быт 16:7; 19:1,15 и др.), исключает вероятность более позднего (персидского) происхождения учения об А. А. отличаются от библ. -> херувимов и -> серафимов тем, что, будучи Божьими посланцами, предстают перед людьми в человеч. облике (Быт 18:1-15 и 19:1; Суд 13). Летящий А. упоминается только в Откр 14:6 (в Откр 8:13 в греч. тексте - орЁл, к-рый, вероятно, символизирует А.).

 

III. А. часто предстают как защитники народа Божьего, но они же могут выступать и в роли вершителей Божьего суда (2Цар 24:16 и след.; 1Пар 21:12). Тем не менее, их главная задача состоит в том, чтобы возвещать Божью волю людям, особенно тем, кого избрал Господь: 1) в ВЗ А. изображаются "крепкими силою" (Пс 102:20) хранителями и защитниками боящихся Бога на всех путях их, носящими праведников на руках (Пс 90:11 и след.). Они могут побеждать врагов (Исх 14:19 и след.; 4Цар 19:35; Пс 34:5 и след.), "воспрепятствовать" проклятию (Чис 22:22), предостерегать от суда (Быт 19:1,15), являться людям во сне для утешения и наставления на праведный путь (Быт 28:12; 31:11 и след.; 32:2 и след.). А., приносящий весть от Бога или действующий по Его поручению, нередко называется АНГЕЛОМ ГОСПОДНИМ. Он воплощает Самого Яхве, являясь для народа Израиля персонифицированной Божьей помощью (Быт 16:7; Исх 14:19; Чис 22:22; Суд 6:11 и след.; 4Цар 1:3 и след. и др.). Иногда бывает трудно провести разграничение между Яхве и Его А.: когда о Яхве говорится безотносит. к человеку, Бог именуется как "Яхве", если же человек вступает с Ним в общение, то Он уже именуется "Ангел Яхве". Этим приемом подчеркивается величие Яхве (Быт 16:7-11 и 13; Быт 18; Исх 3:2 и след.; 23:20 и след.). В Мал 3:1 дается обетование об А. завета. Кр. того, в Библии говорится об АНГЕЛЕ-ТОЛКОВАТЕЛЕ, к-рый, являясь пророкам, толкует им видения, а иногда и сам становится действующим лицом в этих видениях (Иез 40:3 и след.; Дан 10:5,14; Зах 1:9; 2:2; 4:1 и след.). Об участии А. в передаче Закона на горе Синай известно (наряду с доводами раввинов) из Деян 7:53; Гал 3:19 и Евр 2:2. Во всех этих местах НЗ подчеркнуто превосходство непосредств. новозаветного откровения в Иисусе Христе; 2) в НЗ А. появляются в ре-шающие моменты свящ. истории. Они возвещают Захарии, Марии, Иосифу и пастухам о рождении Спасителя (Лк 1; 2), служат Господу после Его победы над искусителем (Мф 4:11), укрепляют Его в молитв. борении в Гефсиманском саду (Лк 22:43), возвещают о Его воскресении (Лк 24:4-6), а после Его вознесения - о Его Втором пришествии (Деян 1:10 и след.). Кр. того, А. радуются спасению людей (Лк 15:10) и служат тем, кто призван наследовать благодать (Мф 18:10; Евр 1:14). Когда умирает богобоязненный человек, А. относят его в место радости (Лк 16:22) и несут вахту у его гроба (Ин 20:12; Иуд 9). А. освободил Петра и апостолов из заключения (Деян 5:19; 12:7 и след.); А. направляли апостолов в их путешествиях (Деян 8:26) и подготавливали язычников к принятию вести о Христе (Деян 10:3,7,22). В книге Откровение А. особенно часто появляются для исполнения Божьего суда (ср. Мф 13:39,49; 24:31) и для прославления Бога. Хотя А. и являются духовными существами, не знающими ни рождения, ни смерти (Мф 22:30), они все же не удостаиваются особого почитания, поскольку это означало бы умаление славы Божьей (Откр 19:10; 22:8 и след.). Павел пре-достерегает верующих от показного "само-вольного смиренномудрия", почитающего А. как неких посредников (Кол 2:18). В Евр 1-2 подчеркнуто существенное различие между Иисусом и А.; наступит такое время, когда святые, спасенные дети Божьи, в конце времен вместе с Иисусом будут судить А. (1Кор 6:3). Слова "ангелы церквей" (Откр 1:20; 2:1,8, 12,18 и др.), вероятно, подразумевают не А. в общепринятом значении слова, а предстоятелей или должностных лиц местных церквей.

 

IV. Внутри мира А. существует своя иерархия, к-рая определяется различными СТЕПЕНЯМИ ДОСТОИНСТВА. Так, Библия говорит об архангелах, или князьях -> Михаиле (Дан 10:13,21; 12:1; Иуд 9; Откр 12:7) и -> Гаврииле (Дан 8:16; 9:21; Лк 1:19,26), апокрифы называют также Рафаила и Сариила. Такие места Библии, как Кол 1:16 и 1Кор 15:24, также указывают на различные степени достоинства небесных существ.

 

V. Поскольку А., руководствуясь своими разумом и волей, могут выбирать между добром и злом, то часть из них, будучи ПАДШИМИ АНГЕЛАМИ, уже не служит Господу, а принадлежит к свите -> сатаны (Ин 8:44; 2Пет 2:4; Иуд 6). Но они уйдут "в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его" (Мф 25:41; ср. Откр 20:10,15).

 

Андрей

Андрей [греч. Андреас, "мужественный"], брат Симона Петра из Вифсаиды на Геннисаретском озере (Ин 1:44). Оба были рыбаками и владели домом в Капернауме (Мк 1:16,29). А. вначале был учеником Иоанна Крестителя, к-рый указал ему на Иисуса, после чего А. сообщает Петру: "мы нашли Мессию" (Ин 1:35-42). Затем Иисус призывает братьев оставить их занятия и следовать за Ним (Мф 4:18 и след.; Мк 1:16 и след.). А. принадлежал к 12 ученикам, составлявшим ближайшее окружение Иисуса, и, соотв., к -> апостолам (Мф 10:2; Мк 3:18; Лк 6:14; Деян 1:13). Вместе с Петром, Иаковом и Иоанном А. спросил у Иисуса, когда будет разрушен храм (Мк 13:3 и след.). А. обратил внимание на мальчика, имевшего при себе пять ячменных хлебов и две рыбки (в эпизоде, когда Иисус с учениками накормили 5 тыс. человек, Ин 6:8 и след.). А. вместе с Филиппом привел к Иисусу нескольких греков (Ин 12:22).

 

Андроник

Андроник ("человек победы"), родственник Павла, вместе с ним находившийся в заключении. Павел просит рим. церковь передать А. привет (Рим 16:7). Павел говорит об А. как о "прославившемся между апостолами", т.е. А. был отмечен апостолами или сам принадлежал к их кругу (возм., и то и др. вместе).

 

Анем

Анем -> Ен-Ганним (2).

 

Анер

Анер: 1) аморрей из окрестностей Хеврона. Вместе с братьями -> Эшколом (1) и -> Мамре помогает Аврааму в борьбе против четырех царей с востока и получает за это свою часть добычи (Быт 14:13,24); 2) город левитов в уделе Манассии (1Пар 6:70).

 

Аниам

Аниам, сын Шемиды из колена Манассии (1Пар 7:19).

 

Аним

Аним, погран. город в горах Иудеи (Нав 15:50), упоминается в док-тах из архива Телль-Амарны. А. расположен в 20 км юж. Хеврона. Его, вероятно, следует искать на месте нынешнего Хирбет-Гувена (новоевр. Хурва-Аним), в 24 км сев.-вост. Беэр-Шевы.

 

Анис

Анис (Anethum graveolens). Растение, к-рое в тексте Синод. пер. названо анисом, скорее всего, укроп. А., как и другие пряности (такие, как фенхель и тмин), принадлежит к семейству зонтичных (Umbelliferae). Это растение, родиной к-рого являются Кавказ и страны Средиземноморья, с древнейших времен используется как лечебное средство и пищевая добавка. Действие А. основывается на содержащихся в нем эфирных маслах. В Мф 23:23 говорится о десятине с укропа.

 

Анна

Анна

 

[евр. Ханна]

1) жена левита Елканы, страдавшая из-за своей бездетности. Во время по-сещения святилища А. вымолила себе у Господа сына, Самуила, к-рого посвятила на служение Богу (1Цар 1). Песнь Анны (1Цар 2:1-10) представляет собой благодарение Господу. Илий благословил супругов, после чего А. подарила мужу еще трех сыновей и двух дочерей (ст. 18-21); 2) дочь Фануила из колена Асира, пророчица в Иерусалимском храме. Когда младенец Иисус был принесен родителями в храм, 84-летняя пророчица присутствовала при этом и вознесла хвалу Богу за то, что Он послал Спасителя (Лк 2:36-38).

 

[евр. Ханан, кр. ф-ма от Ханания, "Яхве милостив"]

первосвященник, назначенный на эту должность в 6 г. до Р.Х. наместником Сирии Квиринием, а в 15 г. по Р.Х. освобожденный от нее прокуратором Иудеи Валерием Гратом. А. был главой могуществ. в ту пору семейства первосвященников и сохранял авторитет и влияние многие годы после официального смещения с поста. Пять его сыновей поочередно занимали пост первосвященника - до и после -> Каиафы, его зятя. В Лк 3:2 А. назван первосвященником наряду с Каиафой; Иисуса после ареста сначала привели к А., к-рый затем направил Его к Каиафе (Ин 18:13-24); при допросе Петра и Иоанна имя А. также упомянуто в числе первых (Деян 4:6).

 

Аннон

Аннон -> Ханун (1).

 

Антиливан

Антиливан, горная цепь вост. -> Ливана. См. карту на стр. 901.

 

Антилопа

Антилопа, полорогое травоядное животное, по нек-рым признакам схожее с косулей. Основным ареалом обитания А. является Африка, но животное встречается и в граничащих с этим континентом регионах. В Палестине отдельные уцелевшие и сохраняющиеся только благодаря природоохранным мероприятиям виды А. до сих пор встречаются на холмах Иудеи и на граничащих с пустыней равнинах в центр. областях страны. В Библии упоминаются следующие виды А.: 1) газель [евр. цеви; в Синод. пер. везде - "серна"] - быстрое пугливое животное (2Цар 2:18; Притч 6:5; Ис 13:14 и др.) и вместе с тем - образ всего грациозного и пре-красного (Песн 2:9,17; 4:5 и др.). Мясо этого животного разрешалось употреблять в пищу (Втор 14:5), но нельзя было приносить в жертву Богу (Втор 12:15,22). Самый известный вид газелей - Gazella dorcas (ср. доркас в греч. тексте Деян 9:36). Она меньше европ. косули, стройнее, имеет окраску песочного цвета. Рога завиваются кольцами и направлены вверх и назад. Группами от трех до семи особей эти животные встречаются в холмистых местностях, нередко также на Изреельской равнине. В пустыне Негев они зачастую появляются стадами до 20 особей и более. Менее известна арабская газель (Gazella arabica), отличит. признак к-рой - черный нос; 2) евр. словом дишон (в Синод. пер. - "лань") обозначена, вероятно, Antilope addax. Это крупное, сильное животное с винтообразными рогами. Отдельные особи этого вида встречались еще в нашем веке в районе Вади-эль-Арабы, но к наст. времени исчезли. И это животное считалось у израильтян чистым (Втор 14:5); 3) евр. слово земер подразумевает, по-видимому, еще один вид газелей (Втор 14:5; в Синод. пер. - "камелопард").

 

Антиохия.

Антиохия. Из 16 городов, носивших в древности это название, представляют интерес лишь два.

 

I. АНТИОХИЯ ПИСИДИЙСКАЯ, или ГАЛАТИЙСКАЯ, была погран. городом между Фригией и Писидией. Ко времени ап. Павла город был отнесен к рим. провинции Галатии. Он располагался в самом сердце Малой Азии, в маловодной горной местности сев.-вост. гор Тавра. О его былом великолепии и поныне свидет-вуют величественные развалины рим. храма, площадей, триумфальной арки Августа, рим. акведука: 1) основанная сир. властителем Селевком I Никатором (312-280 гг. до Р.Х.) и названная в честь его отца, А. в 189 г. до Р.Х. стала свободным городом (с избираемой администрацией). В 24 г. до Р.Х. стала столицей рим. провинции. Жители с особым статусом граждан Рима занимали главенствующее положение; местные уроженцы пользовались меньшими правами. Языком общения явл. греч. - международный язык в вост. части империи. В 11 г. до Р.Х. город превратился в рим. колонию - место поселения солдат-ветеранов; 2) являясь оживленным торговым центром с хорошо развитым кожевенным промыслом, удобно располож. на торговом пути из Эфеса к Киликийским воротам, А. привлекала к себе многочисл. иуд. торговцев, к-рые построили здесь синагогу. Кр. того, в городе размещалось множество гражданских и воен. учреждений; 3) А. была центром почитания бога плодородия Мена, к-рого изображали в образе воина с бычьей головой и во фригийском колпаке. Мессианские ожидания, оживившиеся в эпоху имп. Октавиана (первого носителя титула Август, 31 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х.) и позволившие отождествить бога Мена с императором, сменились после смерти Августа глубоким разочарованием; 4) Павел и Варнава впервые посетили А. во время своего первого миссионерского путешествия (ок. 48 г. по Р.Х.) и основали там христ. общину, к-рая, утвердившись, по обыкновению, при иуд. синагоге, оказывала сильное влияние на всю округу (Деян 13:14 и след., 50 и след.). Такой успех миссии Павла, вероятно, был отчасти обусловлен и разочарованием в мессианских ожиданиях, связанных с Августом (ср. мессианские моменты в миссионерской проповеди Павла, Деян 13:16-41). Как полагают, эта церковь состояла преимущественно из принявших христианство язычников. Во всяком случае, у Павла появились серьезные противники среди осевших в А. иудеев (Деян 14:19; 2Тим 3:11). На обратном пути Павел вновь побывал в А. (Деян 14:21); возм., он еще раз посетил этот город в начале своего второго путешествия (51-52 гг. по Р.Х., ср. Деян 15:41; 16:1 и след., 6).

 

II. АНТИОХИЯ СИРИЙСКАЯ: 1) этот некогда великолепный, но утративший былой блеск и значение город (турец. Антакья) расположен между горными хребтами Ливана и Тавра в плодородной пойме реки Оронт, в 32 км вост. Средиземного моря и в 300 км сев. Дамаска; 2) он также был основан Селевком I Никатором (ок. 310 или 300 г. до Р.Х.), в 64 г. до Р.Х. стал вольным городом и, одновременно, столицей рим. провинции Сирии, где размещалась резиденция рим. наместника; 3) наряду с Римом и Александрией А. считалась третьим главным городом Римской империи и служила своеобразным мостом между Западом и Востоком. Вместе с располагавшимся по соседству портом Селевкией она являлась крупным торг. центром, что привлекало сюда неисчислимые богатства. Ко времени Павла А. могла насчитывать от 150 тыс. до 200 тыс. жителей; 4) культура А. сформировалась под влиянием эллинизма. Город славился своими школами философии, медицины и риторики, а также великолепной библиотекой. Кр. того, здесь были театр, стадион, термы (горячие бани) и амфитеатр для зрелищ. Через город проходила обрамленная столбами трехрядная дорога дл. 6,7 км. Имелось даже дорожное освещение! Многочисл. мозаичные полы того периода и поныне свидет-вуют о богатстве и мастерстве жителей А.; 5) А. была известна не только своими достижениями в области культуры. Дурную славу ей приносила моральная распущенность жителей, вошедшая в поговорку. Этому способствовали и знаменитые рощи Дафны. В многочисл. храмах совершались ритуальные оргии. Культ Аполлона способствовал процветанию в А. множества увеселит. заведений. Рабы, составлявшие треть населения го-рода, жили в нищете. Известна была находчивость антиохийцев, к-рую они охотно ставили на службу пустому острословию. Трудно сказать, что дало им повод назвать последователей Иисуса "христианами" [греч. христианой, Деян 11:26] - признание или насмешка; 6) значит. часть населения А. составляли иудеи, с большим усердием вербовавшие в приверженцы своей религии. К их синагогальным общинам примыкали многочисл. прозелиты. В Деян 6:5 среди семи попечителей о бедных упоминается как прозелит и некий Николай Антиохиец; 7) в ходе гонений, начавшихся с убийства Стефана, преследуемые члены иерусалим. христ. общины бежали и в А. Здесь они стали активными миссионерами, но в первое время обращались с благовеств. только к иуд. части населения, пока к этим благовестникам не присоединились прибывшие с Кипра и из Киринеи обращенные (вероятно, также из иуде-ев), к-рые стали проповедовать Евангелие и среди грекоязычных жителей А. (Деян 11:19 и след.). Т.о. в этом городе с мировым значением возникла большая и очень активная церковь (Деян 11:21); 8) когда об этом узнали в иерусалимской церкви, в А. был направлен Варнава (Деян 11:22). Этот исполненный Св. Духа добросердечный человек, пекущийся о спасении человеч. душ, тотчас же оценил возможности для проповеди Евангелия и активно взялся за дело (Деян 11:24), а затем привлек и Павла, отыскав его в Тарсе (Деян 11:25 и след.). В течение года они исполняли миссионерское служение и учили в А. (до 48 г. по Р.Х.). Начиная с этого времени связь с Иерусалимом не прерывалась. Оттуда в А. пришли пророки, укрепившие христ. общину (Деян 11:27 и след.). В А. проводились сборы пожертвований для страждущих братьев в Иерусалиме (Деян 11:29 и след.). Когда иудействующие братья внесли раздор в общину (см. Гал 2:11), то Павел и Варнава были направлены в Иерусалим, чтобы прояснить отношение христиан к Закону Моисея (Деян 15:1-3). Ответ начальствующих мужей иерусалим. церкви был передан через Иуду и Силу (Деян 15:22,27); 9) важнейшим событием для церкви в А., вероятно, явилось направление Павла и Варнавы, по повелению Св. Духа и по решению общины, на миссио-нерское служение среди язычников. Данное апостолам поручение было подкреплено возложением на них рук и молитвой (Деян 13:1-3). Т.о. эта очень сильная в духовном отношении церковь, в к-рой не было недостатка в образованных учителях (Деян 13:1), стала местом рождения миссии к язычникам, и этому делу Павел в дальнейшем посвятил себя. Из А. он начал и здесь окончил два своих первых миссионерских путешествия (Деян 13:1-3; 14:26; 15:36; 18:22). А. была базой его мис-сионерской деятельности. Благодаря мужест-венным шагам, предпринятым христианами, вынужденными бежать в А., и мужеству здешней общины, отважившейся на поиски нового, церковь избежала превращения в одну из малозначит. иуд. сект (как это произошло с иудействующей ветвью христианства после разрушения Иерусалима в 70 г.) и смогла начать свое триумф. шествие по всему миру.

 

Антипа

Антипа (кр. ф-ма от Антипатра, "оттиск отца"): 1) христианин из Пергама (Малая Азия), доказавший свою веру тем, что пошел на смерть (Откр 2:13); 2) -> Ирод Антипа.

 

Антипатрида

Антипатрида, город на юго-вост. окраине равнины Сарон, на древней воен. дороге меж-ду Иерусалимом и Кесарией (Приморской). -> Ирод Великий построил его в стратегически важном пункте на месте древнего Афека и назвал в честь своего отца Антипатра. Уже в IV в. по Р.Х. А. пришла в упадок. Павел ночью был доставлен в А., а оттуда - в Кесарию к наместнику Феликсу (Деян 23:31). Ныне местом нахождения А. считают Калат-эль-Айн, располож. в 18 км сев.-вост. Яффы.

 

Антихрист

Антихрист. Слово "А." пять раз встречается в 1-м и 2-м посланиях Иоанна (1Ин 2:18 - дважды; 2:22; 4:3; 2Ин 7). Приставка анти- в греч. яз. означает не столько "против", сколько "взамен", "вместо". След., согл. значению слова, здесь подразумевается некто, присваивающий себе место Христа, а значит, являющийся противником Христа. А. многократно упоминается в ВЗ и в НЗ под другими име-нованиями.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 222.