Основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, являются высокий уровень налогов, нехватка и изношенность строительных машин и механизмов, высокая стоимость материалов и конструкций, конкуренция со стороны других строительных фирм, недостаток заказов на работы, недостаток квалифицированных рабочих.
Основным фактором конкуренции на рынке услуг по дорожному строительству является стоимость оказываемых услуг. Предприятия с более эффективной техникой в состоянии освоить больший фронт работ и поэтому, предпочтительны для заказчиков - государственных федеральных и региональных служб. Качество выполняемых работ и оперативность их оказания также играют важное значение.
Для заказчиков из числа государственных и муниципальных структур показатель стоимости является своего рода граничным условием, т.к в связи с бюджетным финансированием этими организациями могут быть оплачены работы только по государственным расценкам. Фактор стоимости имеет существенное значение и для потребителей негосударственного сектора.
Необходимо отметить, что хотя на рынке в целом существует достаточно высокая конкуренция в области оказания услуг по строительству дорог, возникающая в связи с ограниченностью средств на финансирование дорожных работ из федерального и региональных бюджетов, уровень ее по отдельным секторам рынка различен.
Конкурентная ситуация на рынке услуг по дорожному ремонту характеризуется с одной стороны довольно большим количеством компаний-операторов, работающих в этой области, с другой – тем, что подавляющее большинство из них занято масштабными работами, связанными со строительством и капитальным ремонтом автодорог. Количество фирм, специализирующихся на текущем ремонте дорог очень мало, что создает хорошие предпосылки организации подобного рода бизнеса.
В Нижнеилимском районе ведущими организациями по строительству дорог являются следующие: Дорожная служба Иркутской области, ЗАО труд, Усть-Илимское предприятие дорожной эксплуатации и строительства, ДЭП-152, Стройинвест, ООО «МК-162».
Рынок по строительству дорог Иркутской области поделен между основными строительными компаниями, по мнению экспертов, следующим образом, представленным на рисунке 2.4.
В состав экспертной группы вошли представители заказчика дорожного строительства, сотрудники сбыта и руководство ООО «МК-162».
Вопросы задаваемые строителям дорог приведены в приложение 1.
Рисунок 2.4 - Рыночная доля ООО «МК-162» на рынке по строительству дорог Нижнеилимского района
По данным рис. 2.4 видно, что на первом месте Дорожная служба Иркутской области ее доля составила 38%, на втором месте ЗАО Труд с долей 33%, на третьем месте Усть-Илимское предприятие дорожной эксплуатации и строительства с долей 15%, на четвертом месте МК-162 с долей 10%.
Сравнительный анализ параметров ведущих конкурентов представлен в таблице 2.14, из которой видно, что анализируемое предприятие по ряду позиций, таких как ассортимент и качество услуги, имеет достаточно устойчивое положение на рынке («8» - максимальная степень развития, «1» - минимальное развитие).
Сравнительная характеристика параметров ООО «МК-162» с аналогичными параметрами конкурентов представлена в таблице 2.14.
Таблица 2.14 -Сравнительная характеристика параметров ООО «МК-162»
Маркетинговые переменные | ООО «МК-162» | Дорожная служба Иркутской области | ЗАО Труд | Усть-Илимское предприятие дорожной эксплуатации и строительства | ДЭП-152 | Стройинвест |
Срок эксплуатации | 8 | 8 | 8 | 5 | 5 | 7 |
Цена | 8 | 6 | 6 | 6 | 4 | 5 |
Комплексность услуги | 8 | 8 | 7 | 7 | 6 | 6 |
Концепция услуги | 7 | 8 | 5 | 5 | 4 | 3 |
Продвижение на рынок | 7 | 8 | 4 | 3 | 2 | 2 |
Финансовое положение | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 |
Доля рынка | 3 | 5 | 5 | 4 | 2 | 2 |
Квалификация маркетологов | 7 | 8 | 6 | 4 | 2 | 8 |
Исходя из анализа характеристик основных конкурентов на рынке строительства дорог, можно сделать вывод, что у ООО «МК-162» обладает уникальным торговым предложением - «комплексность услуги – качество (срок эксплуатации)», четко сформулированной концепцией нового товара и сбытовой политикой, высококвалифицированным персоналом в сфере маркетинга.
В целом, можно отметить, что описываемое предприятие является стабильно работающим. ООО «МК-162» контролирует около 10 % рынка дорожного строительства Нижнеилимского района.
Основной угрозой для фирмы на перспективу является развитие конкуренции. В силу привлекательности рынка в ближайшем будущем возможно значительное увеличение числа фирм конкурентов.
SWОТ – анализ ООО «МК-162»
Проследить возможные сочетания характеристик рыночной ситуации с сильными и слабыми сторонами предприятия можно с помощью SWОТ-анализа. Технология его проведения предусматривает составление матрицы.
С левой стороны матрицы вписываются все выявленные ранее сильные и слабые стороны. В верхней части матрицы вписываются возможности и угрозы (анализ макроокружения и анализ конкурентов). В матрице образуются четыре поля. В каждом поле рассматриваются парные комбинации и выбираются те, которые будут использованы при разработке стратегий.
Имея прогнозы развития ситуации, а также представляя современное состояние организации и его ближайшего окружения и способы решения текущих задач, можно выявить проблемы, с которыми столкнется организация в будущем. С помощью матрицы SWОТ (таблица 2.15) представляется возможным выявить и ранжировать проблемы, стоящие перед предприятием.
Однако, направление усилий ООО «МК-162» на создание конкурентных преимуществ в качестве, цене, ассортименте, продвижении и качестве персонала поможет компании занять и удерживать свою нишу на рынке дорожного строительства Иркутской области, а в последствие по мере закрепления устойчивых позиций перейти к борьбе за лидерство на рынке.
Для выявления конкурентных преимуществ используют методологию SWOT- анализа. Методология SWOT- анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулировании стратегии организации. Далее устанавливается связь между ними. Для этого составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (таблица 2.15). Слева выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы. SWOT- анализ ООО «МК-162» представлен в таблице 2.15.
Таблица 2.15 - SWOT- анализ ООО «МК-162»
ВОЗМОЖНОСТИ: (Opportunities) - стать генеральным подрядчиком по строительству дорог в Иркутской области; - снижение цены строительства дорог; - внедрение новых ресурсосберегающих технологий; - поиск новых рынков сбыта; - обновление парка строительной техники и грузового автопарка. | СИЛА: (Strengths): - высокая квалификация персонала; - высокое качество работ; - относительно стабильное финансовое положение предприятия; - использование новых технологий в производстве; - самостоятельное производство строительных материалов; - гарантированное получение части заказов по строительству дорог за счет устойчивых деловых отношений с руководством основного заказчика ОГУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных Дорог Иркутской области». |
УГРОЗЫ: (Threats) - развитие сферы малого бизнеса; - более высокое качество, широкий ассортимент услуг конкурентов; - более низкая цена у конкурентов; - появление на рынке новых конкурентов; - срыв сроков оплаты за выполненные работы со стороны государственных органов; - выход на рынок дорожного строительства Иркутской области предприятий конкурентов из других регионов; - уменьшение финансирования ремонта дорог со стороны государства. | СЛАБОСТИ: (Weaknesses) - большинство спец. техники (грузовики, экваторы, бульдозеры) выработало свой ресурс; - большая доля ручного труда при строительстве дорог. |
В целом, можно отметить, что основной угрозой для ООО «МК-162» на перспективу является развитие конкуренции. В силу привлекательности рынка Иркутской области в ближайшем будущем возможно значительное увеличение числа фирм конкурентов.
Проанализировав финансовое состояния ООО «МК-162» можно сделать следующие выводы, за рассматриваемый период организация получила доход от реализации услуг в размере 88 361 тыс. руб., тогда как общие расходы составили 87 199 тыс. руб. Таким образом, за 2010 год ООО «МК-162» получил прибыль от продаж в размере 1 162 тыс. руб., а чистая прибыль с учетом прочих доходов и расходов, а также исчисленным налогом на прибыль, составила 341 тыс. руб. Отрицательную величину прибыли в первой половине года, а, следовательно, и снижающийся объем собственного капитала предприятие компенсирует привлечением краткосрочного кредитования, а также весьма значительным увеличением кредиторской задолженности. Данное поведение приводит к низким показателям ликвидности предприятия, что усугубляется наличием большого объема запасов как наименее ликвидных текущих активов предприятия, вследствие чего рассчитанные показатели абсолютной ликвидности предприятия даже в наиболее «благоприятные периоды» (второй и третий кварталы) не достигают и половины установленной нормы.
В целом предприятие финансово устойчиво и не зависит от внешних источников финансирования. Но для обеспечения текущей деятельности предприятия собственного оборотного капитала не хватает.
В ходе маркетингового исследования был выявлен ряд недостатков:
- предприятие имеет цены на том же уровне, что у конкурентов;
- - большинство спец. техники (грузовики, экваторы, бульдозеры) выработало свой ресурс;
- большая доля ручного труда при строительстве дорог;
- низкая система продвижения;
- небольшая рыночная доля.
Наличие недостатков следует устранить при планировании комплекса маркетинга.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 208.