Дорожное хозяйство представляет собой один из крупнейших сегментов общественного достояния России. Без дорожной сети не могут быть реализованы статьи Конституции Российской Федерации, в которых гарантируются права на свободу передвижения граждан, на свободное перемещение товаров и услуг, единство экономического пространства. Важную роль играют автомобильные дороги в решении социальных задач, реализации приоритетных национальных проектов. Существенно усиливается роль автомобильных дорог с активизацией участия России в глобальном развитии мировой экономики.
В последние годы оживление производства и повышение доходов населения привели к резкому увеличению парка автотранспортных средств, объемов грузовых и пассажирских перевозок автотранспортом. Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации, развитие автодорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития страны и обеспечивать потребности в перевозках в соответствии с ростом автомобилизации.
Дорожное хозяйство России - единый производственно-хозяйственный комплекс, который включает в себя автомобильные дороги общего пользования и инженерные сооружения на них, а также организации, осуществляющие:
- проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог;
- проведение научных исследований, подготовку кадров;
- изготовление и ремонт дорожной техники;
- добычу и переработку нерудных строительных материалов;
- иную деятельность, связанную с обеспечением функционирования и развитием автомобильных дорог.
В состав дорожного хозяйства входят свыше 3000 учреждений и предприятий различных форм собственности. Численность работающих в дорожном хозяйстве и сопутствующих отраслях составляет порядка 750 тысяч человек.
Общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного значения Российской Федерации (то есть дорог, находящихся в государственной собственности) в новой классификации оценивается в 1145 тыс. км.
Основу сети автодорог общего пользования образуют автомобильные дороги федерального значения, соединяющие столицу России - Москву со столицами стран ближнего зарубежья, связывающие с Москвой и между собой административные центры субъектов Российской Федерации, а также обеспечивающие подъезды к ряду имеющих общегосударственное значение объектов.
Протяженность сети автомобильных дорог федерального значения по оперативным данным на 1 января 2011 года составляет 47,3 тыс. км. При этом на них приходится свыше 40 % объемов грузоперевозок автомобильным транспортом, в том числе практически 100 % международных автомобильных грузоперевозок. Автомобильные дороги регионального значения обеспечивают межрегиональные и межрайонные автотранспортные связи, подъезды к городским и сельским поселениям. Протяженность сети автомобильных дорог регионального значения по оперативным данным на 1 января 2007 года составляет 527,2 тыс. км. По территории Российской Федерации проходят 34 автодорожных маршрута европейской и азиатской сети международных автомобильных дорог общей протяженностью 32 тыс. км. Протяженность автодорог, попадающих в сферу ответственности муниципальных органов управления, оценивается в 544,3 тыс. км.
В настоящее время дорожная сеть Российской Федерации включает в себя автомобильные дороги общей протяженностью более 900 тыс. км. За последние 15 лет протяженность автомобильных дорог общего пользования выросла почти на 140 тыс. км или более чем на 30 %, при этом протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием увеличилась с 400,2 тыс. км в 1990 году до 541,2 тыс. км к началу 2011 года.[8, c.91]
В настоящее время начата работа по формированию трехуровневой государственной системы дорог общего пользования, предусматривающая перераспределение части автомобильных дорог между федеральным, региональным и муниципальным уровнями ответственности согласно новым принципам классификации. В связи с этим наметилась тенденция сокращения протяженности сети автодорог регионального значения.
Дорожное строительство, предназначением которого является создание транспортной системы - сети автомобильных дорог, было и остается одной из основных производственных сфер, обеспечивающей решения как общегосударственных, так и региональных социально-экономических задач, поскольку состояние и уровень развития дорог непосредственно влияет на основные экономические показатели: валовой продукт, уровень цен, доходы бюджета. Автодорожное строительство включает в себя как строительство, так и реконструкцию, ремонт, содержание не только самих дорог, но и всей придорожной инфраструктуры.
По данным официальной статистики, в настоящее время около 28 тыс. населенных пунктов с общим населением 15 млн. человек не имеет связи с сетью дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием.
Потребность в дорогах с твердым покрытием в сельской местности недостаточно удовлетворена, а транспортно-эксплуатационное состояние из-за отсутствия на большей части дорог сельскохозяйственных предприятий служб эксплуатации хуже, чем дорог общего пользования.
Существуют проблемы с пропуском транзитного движения по улично-дорожной сети городов и населенных пунктов. В настоящее время федеральные автомобильные дороги проходят через 2386 населенных
пунктов, их общая протяженность внутри населенных пунктов составляет около 4,5 тыс. км, около 10 % от общей протяженности федеральных автомобильных дорог общего пользования. Значительная часть этих дорог около 3 тыс. км проходит через населенные пункты с численностью населения менее 10 тыс. жителей.
Частично перечисленные выше проблемы решаются с помощью реконструкции наиболее загруженных участков автомобильных дорог, строительства обходов населенных пунктов с целью выноса из них транзитных потоков, строительства кольцевых и хордовых дорог в городах и вокруг них.
В государственной собственности Иркутской области находится 12 655 км автомобильных дорог общего пользования (далее – автомобильные дороги), из них: автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения (далее – региональные дороги) – 3 500 км, автомобильные дороги общего пользования местного значения (далее – местные дороги) – 9 155 км.
Плотность автомобильных дорог в Иркутской области составляет 16,33 км в расчете на 1 000 км² территории.
В Иркутской области уровень обеспеченности автомобильными дорогами составляет 42 % от расчетного показателя в потребности дорожной сети, уровень обеспеченности северных районов не превышает 33 % от расчетного, центральных - 40,7 % и южных районов – 60 %.
Основные проблемы строительного сектора, рост расходов на стройматериалы при возведении новых объектов строительства (жилая, коммерческая, промышленная недвижимость).
Большая часть материалов завозится из других субъектов РФ: Москвы, Красноярска, Новосибирска и т. д., а также Китая, что приводит к увеличению сроков ввода в эксплуатацию и стоимости строительства объектов как промышленного, так и гражданского назначения.
Ухудшение качества жилищного фонда и объектов социального назначения.
Также на качество жилья влияет высокая сейсмичность Иркутской области. Значительная часть жилой застройки по разным причинам имеет фактическую сейсмостойкость ниже нормативных требований. Более 15 районов Иркутской области находятся в сейсмоопасных зонах, подверженных воздействию разрушительных землетрясений. Из общей численности населения Иркутской области в сейсмических районах проживает 63 % жителей, в т. ч. в 7-бальных районах – 594 тыс. человек, в 8-бальных районах – 971 тыс. человек и в 9-бальных районах – 75 тыс. человек. Жилищный фонд в городах и населенных пунктах сейсмоопасной зоны оценивается в 32 млн. м² общей площади.
Доля протяженности автомобильных дорог, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составляет: региональных дорог – 63 %, местных дорог – 80 %.
Значительная часть автомобильных дорог имеет высокую степень износа. В течение длительного периода темпы износа автомобильных дорог превышали темпы восстановления и развития, ежегодно увеличивается недоремонт.
Отсутствует круглогодичная автодорожная связь Мамско-Чуйского, Катангского, Киренского, Бодайбинского районов с дорогами общего пользования и с областным центром. На автомобильных дорогах Киренск-Казачинское, Тайшет-Чуна-Братск, Жигалово-Казачинское, Бодайбо-Мама существуют грунтовые разрывы.
Источником финансирования дорожных работ, включающих строительство дорог, являются средства Федерального дорожного фонда России и территориальных дорожных фондов субъектов РФ. Из указанного фонда могут выделяться субвенции и дотации для выравнивания уровня развития сети автомобильных дорог общего пользования на территории России, относящихся к собственности субъектов РФ.
Размер субвенций и дотаций, а также нормативы отчислений от зачисляемого в Федеральный дорожный фонд РФ федерального налога на пользователей автомобильных дорог ежегодно устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. При этом расчет субвенций и дотаций субъектам РФ осуществляется с учетом ставки федерального налога на пользователей автомобильных дорог.
Таким образом, ООО «МК-162» занимающиеся строительством дорог, выполняет, по сути «государственный заказ» федерального или регионального уровня. В заключение данного раздела представим в таблице 1 анализ STEP – факторов.
Таблица 2.8. - Анализ STEP – факторов
Факторы | Событие | Возм. угрозы | Вероятность (1 -5) | Сила фактора (1-5) | Влияние на организацию | Программа действий |
Сезонность | Уменьшение объемов заказов | Угр. | 1 | 3 | - | Мероприятия по выходу на другие региональные рынки |
Технология | Износ оборудования | Угр. | 2 | 4 | - | Закупка оборудования |
Инфляция | Рост цен на сырье, топливо | угр | 4 | 4 | - | Внедрение новых ресурсосберегающих технологий |
Государственная деятельность | Увеличение финансирование дорожных программ | Возм. | 5 | 5 | + | PR, паблисити |
2.3.2 Анализ товаров (услуг), выводимых на рынок
Основной услугой выводимой на рынок ООО «МК-162» является строительство дорог высоких технологических категорий федерального, регионального и местного значения с асфальтобетонным покрытием.
Технологический процесс строительства дорог в ООО «МК-162» включает в себя следующие элементы.
Подготовительные работы:
- расчистка территории строительства;
- рекультивация временных кавальеров растительного грунта;
- расчистка и профилирование существующих боковых канав;
- удаление знаков со стойками (фундаментные);
- рубка деревьев.
Земляные работы
- основание насыпи;
- насыпи при требуемой плотности (с учетом коэффициента относительного уплотнения);
- планировка резервов с обеспечением водоотвода;
- планировка поверхности слоев, отделка откосов с обеспечением временного водоотвода;
- сооружение насыпи;
- окончательная отделка поверхности и откосов;
- удаление слабого грунта;
- подготовка основания;
- уширение насыпи;
- уширение рабочего слоя;
- разработка выемки;
- нарезка боковых канав;
- устройство подводящих и отводящих русел;
- разработка пригодного материала;
- разработка непригодного материала;
- укрепление откосов посевом трав (включая растительный грунт);
- укрепление откосов земполотна бетонными плитами;
- укрепление откосов щебневанием;
- укрепление откосов каменной наброской
Дорожные работы:
- строительство выравнивающего слоя из горячей асфальтобетонной и БМО смеси;
- устройство выравнивающего слоя из черного щебня;
- устройство выравнивающего слоя из щебня М-1400;
- устройство одиночной поверхностной обработки;
- устройство двойной поверхностной обработки;
- покрытие из горячей м/з асфальтобетонной смеси толщиной от 4 до 7 см.;
- устройство песчаного подстилающего слоя;
- устройство подстилающего слоя из ПГС;
- устройство подстилающего слоя из щебня;
- уширение дорожной одежды с устройством щебеночного основания 15 см;
- досыпка обочин;
- укрепление обочин щебнем;
Искусственные сооружения:
- разборка существующих оголовков;
- разборка существующих водопропускных труб;
- устройство оголовков для труб;
- удлинение водопропускных труб;
- монтаж водопропускных труб;
Дата: 2019-05-28, просмотров: 257.