А.П.Лопухин. Библейская история Ветхого Завета
Глава: ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА. О СВЯТОЙ БИБЛИИ
В исторической науке в настоящее время совершается необычайное движение, именно благодаря тем изумительным открытиям, которые делаются на забытом пепелище исторической жизни древних народов востока. С того счастливого часа, когда историки, не ограничиваясь пером, взялись за заступы и лопаты и начали раскапывать мусор развалин в долинах Нила, Тигра и Евфрата, равно как и в других странах исторического востока, пред взорами исследователей открылся целый мир нового исторического знания: бледные и тощие страницы истории древних народов чрезвычайно оживились и расширились, открыто было даже существование новых, совершенно неизвестных дотоле народов и монархий, знание о которых пролило новый свет на всю судьбу древнего человечества. Но эти необычайные открытия получили еще больше значения вследствие того, что они оказались в ближайшем соотношении с Библейской историей, и не только пролили в нее много нового света, уясняя часто самые темные её страницы, но и представили почти чудесное подтверждение многих библейских событий и фактов, которые дотоле могли безнаказанно подвергаться критике скептицизма. Это обстоятельство чрезвычайно оживило интерес к Библейской истории, которая перестала быть сухою специальностью богословов, а привлекает теперь внимание и светских ученых историков и всего образованного общества всех цивилизованных народов. Интерес этот заметен и у нас; но, к сожалению, у нас он доселе еще не выходил из узких рамок кружка специалистов, и для нашего общества, собственно, доселе буквально не имеется ни одной такой общедоступной книги, которая бы могла служить руководством или введением к этой глубоко интересной и в высшей степени поучительной области знания. Удовлетворение этой, по нашему мнению, насущной потребности, отчасти и имеет в виду настоящая книга.
Свое «руководство» мы предназначаем для чтения вообще, но особенно желали бы, чтобы оно нашло доступ в среду учащегося юношества. По нашему глубокому убеждению, Библейская история может стать неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для всякого более или менее способного к серьезной умственной жизни человека. Всякая история есть воспитательница ума и сердца и учительница мудрости; но Библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что предмет её — центральные пункты духовной жизни человечества, и в ней раскрываются глубочайшие законы всемирно-исторического развития. Она яснее всего может показать, что в истории народов нет ничего случайного и произвольного, что всякая попытка «делать историю» бессмысленна и вредна, потому что все ждет и требует «исполнения времен», которого нельзя ни приблизить, ни отдалить. Вместе с тем, она представляет ряд глубоких житейских опытов величайших характеров, которые своими добродетелями и не менее своими пороками широко раскрывают дверь в самую глубь духовной жизни человека и тем самым преподают глубочайшие уроки для всякого обладающего достаточно живым нравственным чувством для того, чтобы воспринимать подобные поразительные опыты. Наше «руководство», конечно, не имеет никаких претензий на изложение Библейской истории с этой именно стороны: понимание этой стороны в ней предполагает предварительное знакомство с начатками библейско-исторического знания, и эти-то начатки именно и предлагаем мы в своей книге, в надежде, что она может послужить руководством к проникновению и в более глубокую область знания.
31 декабря 1887 года. А.Л.
Епископ Нафанаил
Глава: ПЕРИОД ВОСЬМОЙ (Времена вавилонского плен)
Глава: ПРИМЕЧАНИЯ
ПЕРИОД ПЕРВЫЙ
1 Быт. 1:1-25, 30, 31; 2:1-6.
2 Глаголу бара соответствует лат. creavit.
3 На это, отчасти, указывает и самый оборот еврейского подлинника в первом стихе: «Берешит бара Элогим эт гаш-шамаим ве эт гаарец, т.е. «В начале сотворил Бог небо и землю».
4 Под небом разумеется как звездный, так, и главным образом, высший духовный мир, сотворение которого совершилось раньше сотворения земли, так что ангелы, как служащие духи, уже исполняли волю Божию и славословили Творца при совершении Им отдельных актов творения (Иов. 38:7).
5 Хаос — от греч. лью, сливаю все вместе, перемешиваю. В Библии это слово не употребляется, но самое понятие содержится в повествовании и находит себе подтверждение у отцов церкви, напр, у Вас. Великого и Григория Богослова. Евр. тогу-ва-богу соответствует этому представлению.
6 См. первое приложение в конце книги.
7 Быт. 1:26-29; 2:7-25.
8 Быт. 3 гл.
9 Форма проклятия змею: «ты будешь ходить на чреве твоем» (Быт. 3:14) дала повод возникновению впоследствии предания, что до этого проклятия змей ходил в стоячем положении. Но этому противоречит самое устройство организма змея, очевидно, приспособленного именно к ползанию, совершаемым с замечательным искусством. Смысл проклятия тот, что в наказание за коварство, сделавшее из змея пагубное орудие исконного врага для погубления человеческого рода, естественный способ его передвижения, отнюдь сам по себе не унизительный и не жалкий, а напротив, возбуждающий удивление своим замечательным проворством и изумительною изворотливостью, сделался отселе знаком и печатью проклятия Божия и, как такой, должен был возбуждать (как и возбуждает теперь) ужас, отвращение и презрение. «Пресмыкание» сделалось отселе синонимом низости и позора.
10 Быт. 4 и 5 гл.
11 Вот последовательный ряд представителей этого поколения: Каин, Енох, Ирад, Мехиаель, Мафусал и Ламех (Быт. 4:18). Встречающиеся здесь имена Еноха, Мафусала и Ламеха не нужно смешивать с подобными же именами в другом поколении — Сифовом.
12 В синод, переводе Быт. 4:23: «я убил мужа в язву мне». Принятая в тексте форма, хотя менее точна, но зато более соответствует общему смыслу этого места.
13 Быт. 4:23, 24.
14 По еврейскому тексту счисление представляется в таком виде: Адам — 130, Сиф — 105, Енос — 90, Каинан — 70, Ма-лелеил — 65, Иаред — 162, Енох — 65, Мафусал — 187, Ламех — 182, Ной — 500, Сим до потопа — 100. Сумма этих цифр — 1656 составляет количество лет от сотворения Адама до потопа.
15 Замечания о библейской хронологии см. в конце книги, прилож. II.
ПЕРИОД ВТОРОЙ
1 Быт. 6:5-8 гл.
2По еврейскому тексту — в самый год наступления потопа.
3Если считать локоть в 21 дюйм (т.е. 12 вершков), то это составит 525 футов длины, 87 1/2 ширины и 52 1/2 высоты. По вычислению бл. Августина (о граде Божием 15:26), размеры ковчега в его трех измерениях были те же, что и пропорциональные размеры нормального человеческого тела, «длина которого от подошвы до маковки в шесть раз более ширины груди и в десять раз более толщины или глубины лежащей фигуры человека, измеряемой по прямой линии от земли». В 1609 году один голландец, Петр Янсен в Гоорне, построил корабль как раз по форме Ноева ковчега, и оказалось, что при такой форме корабль представляет гораздо большую вместительность (именно на одну треть), чем при обычной форме построения кораблей. О библейских мерах см. в конце книги.
4 Быт. 9:17.
5 См. в конце книги, прилож. III.
6 Быт. 9:18 — 10-11 гл.
7 Столпотворение вавилонское, Быт. 11:1—9.
8 Разногласие в определении этого времени зависит от того, что единственными данными для его определения служат лета послепотопных патриархов, показания которых опять значительно расходятся в главных текстах библейской летописи. Родословие послепотопных патриархов начинает Сим, у которого чрез 2 года после потопа родился Арфаксад. В этом показании сходятся все три текста, и потому разницу в показании лет следующих патриархов до рождения ими первого сына можно видеть из следующей таблицы:
Евр. Греч. Самар.
Арфаксад ......................................35 135 135
Каинан .......................................... — 130 —
Сала................................................30 130 130
Евер................................................34 134 134
Фалек..............................................30 130 130
Рагав..............................................32 132 132
Серух..............................................30 130 130
Нахор............................................ 29 79 79
Фарра ............................................70 70 70
Из этой таблицы видно, что в показаниях лет послепотопных патриархов греческий и самаритянский тексты сходятся между собой, а еврейский уклоняется от них, последовательно умаляя цифру на сто лет и в показании лет Нахора на 50 лет. Такое отступление явно указывает на преднамеренное сокращение лет, и даже целых поколений, так как в еврейском тексте совершенно не значится Каинана. В виду полного согласия греческого и самаритянского текстов, показание их получает больше достоверности сравнительно с еврейским.
ПЕРИОД ТРЕТИЙ
1 Быт. 11:26-32; 12-13 гл.
2 Пребывание Аврама в Египте, Быт. 12:10—20.
3 Разлучение Аврама с Лотом, Быт. 13.
4 Имя этого царя открыто на памятниках и читается Кудур-Лагамар, равно как и имена его союзников. Быт. 14:1—16.
5 Встреча Аврама с Мелхиседеком, Быт. 14:17—23.
6 Четвертое явление Господа Авраму, Быт. 15.
7 Сара и Агарь, Быт. 16.
8Установление обрезания, Быт. 17:10—14.
9 Быт. 14-23-25:1-10.
10 Гибель беззаконных городов, Быт. 19.
11 Быт. 20.
12 Рождение и обрезание Исаака, Быт. 21.
13 Жертвоприношение Исаака, Быт. 22.
14 Кончина Сарры, Быт. 23.
15 Женитьба Исаака, Быт. 24.
16 Последние дни жизни и кончина Авраама, Быт. 25:1—18.
17 Быт. 25:19 - 27, 28:1-5.
18 Дети Исаака, Быт. 25:20—34.
19 Быт. 26; Ср. Быт. 20.
20 Благословения Исаака, Быт. 27:1—40.
21 Удаление Иакова в Месопотамию, Быт. 27:41 — 28:22.
22 Быт. 28-30.
23 Видение лестницы, Быт. 28:12—22.
24 Встреча Иакова с Рахилью, Быт. 29:1—12.
25 Женитьба Иакова, Быт. 29:13 и сл.
26 Возвращение Иакова на родину, Быт. 31.
27 Терафимы — небольшие вавилонские изображения идолов, — знак того, насколько идолопоклонство проникло и в дом родства Авраамова.
28 Встреча с Исавом, Быт. 32 и 33.
29 Молитва Иакова, Быт. 32:9—12.
30 Борьба Иакова с Богом, Быт. 32:24—30.
31 Быт. 37, 39-41 гл.
32 Первая поездка сыновей Иакова в Египет. Быт. 42 гл.
33 Вторая поездка братьев Иосифа в Египет. Быт. 43—45.
34 Переселение Израиля в Египет, Быт. 46, 47:27.
35 Благословения Иакова, Быт. 49:1—28.
ПЕРИОД ЧЕТВЕРТЫЙ
1 Исх. 1 гл. и сл.; см. нашу «Библ. историю при свете новейших исследований и открытий», т. I, гл. XXXII, стр. 507 и сл.; Ebers, Egypten u Biicher Moses.
2 Исх. 2-4 гл.
3 Амрам был внук Левия чрез Каафа, Иохаведа доводилась ему теткой (Исх. 6:18—20).
4 Призвание Моисея, Исх. 3 гл.
5 Исх. 5-13 гл.
6 Первая казнь, Исх. 7:17—25.
7 Вторая казнь, Исх. 8:2—14.
8 Третья казнь, Исх. 8:16—19.
9 Четвертая казнь, Исх. 8:20—32.
10 Пятая казнь, Исх. 9:1—7.
11 Шестая казнь, Исх. 9:8-11.
12 Седьмая казнь, Исх. 9:18—34.
13 Восьмая казнь, Исх. 10:3—19. 14 Девятая казнь, Исх. 10:21—29.
15 Установление Пасхи, Исх. 12:1—28.
16 Десятая казнь, Исх. 12:29—33.
17 Исх. 13:17 и сл.
18 Переход чрез Чермное Море, Исх. 13:17—15:21.
19 Исх. 15 гл.
20 Исх. 15:22- 18 гл.
21 Исх. 15:23-26.
22 О станах в пустыне см. прилож. VI.
23 Вади — ложбина, по которой в дождливое время протекает ручей, пересыхающий на лето.
24 Чудесное пропитание, Исх. 16:4—35.
25 О манне см. в конце книги, прилож. VII.
26 1 Кор. 10:4.
27Битва с амаликитянами, Исх. 17:8—16.
28 Встреча с Иофором, Исх. 18:1-27.
29 Исх. 19-32-40; Числ. 1-4 гл.
30 Десятословие, Исх. 20:1—17.
31Поклонение золотому тельцу, Исх. 32 гл.
32 Исх. 34 гл.
33 Построение скинии, Исх. 35—40.
34 Лев. 10:1, 2.
35 Числ. 10:11 - 36.
36 О станах в пустыне см. прилож. VI.
37 Числ. 11.
38 Соглядатаи, Числ. 13 и 14 гл.
39 Считая и те два года, которые израильтяне уже странствовали в пустыне.
40 Числ. 15:32-36.
41 Возмущение Корея, Числ. 16 гл.
42 Жезл расцветший, Числ. 17 гл.
43 Числ. 20:1-13.
44 Числ. 20:1.
45 Кончина Аарона, Числ. 20:22—29.
46 Числ. 21:4-9.
47 Числ. 21:10-35.
48 История Валаама, Числ. 22—24.
49 См. в конце книги, прилож. VIII.
50 Общее название царей амаликитских, как фараон — название царей египетских.
51 Числ. 24:17.
52 Числ. 25-27:31.
53 Прощание и кончина Моисея, Второз. 31—34.
54 Подробнее см. в нашем сочинении: «Законодательство Моисея. Исследование о семейных, общественных и государст-венных законах Моисея, с приложением трактата: Суд над Иисусом Христом с юридической точки зрения». С.-ПБ, 1882 г.
55 Лев. 25:23.
56 Материальное положение колена Левиина в общем было следующее: при разделе обетованной земли им не было дано особого земельного надела, чтобы оно свободнее могло предаваться служению Богу (Числ. 35:2—6; Второз. 18:1—2, 5). Оно получило только для обитания сорок восемь городов, избранных среди различных колен с окружающим их полем в две тысячи локтей. Из них священники, сыновья и потомки Аарона имели тринадцать городов, расположенных в коленах Иуд ином, Симеоновом и Вениаминовом. Шесть из 48 левитских городов были в то же время городами убежища, именно города — Хеврон, Сихем и Кедес к западу от Иордана и Голан, Рамоф Галаадский и Бецер к востоку от него (И. Нав. 20:7—8). Что касается собственно средств существования, то они доставлялись колену Левиину в виде десятины, которая состояла в том, что все израильтяне обязаны были каждый год платить левитам десятую часть своих доходов — от земли и скотоводства (Числ. 18:11-13; Второз. 14:22 и сл.; 15:19; 18:4; 26:2-12; Лев. 7:7—15, 32—34). Левиты, в свою очередь, платили десятину на содержание священников. Эти последние имели, кроме того, долю в большинстве приносившихся народом жертв (Числ. 5:9—15; Второз. 18:3); все дары возношения и все заклятое, т.е. освященное по обету, отходили в их собственность (Числ. 18:10—14). Священникам же отходили и деньги, возвращавшиеся по суду потерпевшим, в случае неоставления ими по себе наследников (Числ. 5:6—8).
ПЕРИОД ПЯТЫЙ
1 Из них Фавор имеет 1 865 фут. высоты, Кармил — 1 720 ф., Гаризим 2 650 ф., Гевал — 2 700, Сион — 2 610, Елеонская — 2 700 ф. над уровнем моря.
2 Указывая на это, Моисей в своем благословении Асирову колену сказал, что оно «окунет в елей ногу свою» (Второз. 33:24).
3 Кн. И. Навина, гл. 1 и сл.
4 Взятие Иерихона, И. Нав. 5:13—6:26.
5 Матф. 1:5.
6 Поражение при Гае, И. Нав. 7.
7 Клятва, И. Нав. 8.
8 Хитрость гаваонитян, И. Нав. 9.
9 Борьба с союзом хананейских царей, И. Нав. 10—12.
10 См. прилож. IX в конце книги.
11 Раздел земли, И. Нав. 13—21.
12 И. Нав. 22 гл.
13 Кончина И. Навина, гл. 24.
14 Общее состояние народа в это время: Суд. 1-3:7. См. в нашей «Библ. Истории при свете нов. исслед.». т. I, стр. 893 и сл. См. также И. Троицкого, «Религиозно-нравственное состояние евреев во времена судей».
15 Суд. 2:10-13.
16 Хусарсафем был царь «Арама двух рек», т.е. Месопотамии. Так как из Арама призываем был и Валаам для проклятия израильтян, то, вероятно, этот царь был союзником постоянных врагов Израиля — моавитян и мадианитян. Суд, 3:8 и сл.
17 Аод, Суд. 3:12-14.
18 Хананейское иго и правление Деворы, Суд. 4 и 5 гл.
19 Имя Барак или Барак — ханаанитского происхождения, и замечательно, что это же имя носила знаменитая карфагенская фамилия Барка, из которой вышел гениальный полководец Ганнибал.
20 Гедеон, Суд. 6-9; Иеффай, Суд. 10 гл.
21 Самозванство Авимелеха, Суд. 9.
22 История Иеффая, Суд. 11—12:7.
23 Суд. 13-16 гл.
24 О законах назорейства см. Числ. 6:1—21.
25 Суд. 17-21; Книга Руфь.
26 1 Книга Царств 1—3.
27 1 Цар. 2:12-25.
28 Рождение и воспитание Самуила, 1 Цар. 1 и сл.
29 Суд Божий над домом Илия, 1 Цар. 4—7:2.
30 Цар. 7:3-17.
31 Правление сыновей Самуила и вопрос об избрании царя, 1 Цар. 8:1-22.
ПЕРИОД ШЕСТОЙ
1 1 Цар. 9-16.
2 Помазание Саула на царство, 1 Цар. 9 и 10.
3 1 Цар. 11.
4 Война с филистимлянами, I Цар. 13 и 14.
5 Поражение амаликитян, 1 Цар. 15.
6 Помазание Давида, 1 Цар. 16.
7 1 Цар. 16:14 - 17-31.
8 Единоборство Давида с Голиафом, 1 Цар. 17.
9 1 Цар. 18:6 и сл.
10 Давид и Ионафан, 1 Цар. 18:1; 20.
11 1 Цар. 21.
12 Гонения Саула на Давида и странническая жизнь последнего, 1 Цар. 22 и сл.
13 Кончина Самуила, 1 Цар. 28:3.
14 Нашествие филистимлян и кончина Саула, 1 Цар. 31.
15 Волшебница Аэндорская, 1 Цар. 28:7—25.
16 Кончина Саула, 1 Цар. 31.
17 2 Цар. 1:17-27.
18 2 Цар. 2-7.
19 2 Цар. 4 гл.
20 2 Цар. 5 гл.
21 2 Цар. 5:5.
22 Завоевание Иерусалима, 2 Цар. 5:6—10.
23 2 Цар. 5:10.
24 Перенесение ковчега, 2 Цар. 6.
25 Завоевания Давида, 2 Цар. 8.
26 2 Цар. 7.
27 2 Цар. 9.
28 2 Цар. 11-18.
29 Аммонитская война и падение Давида, 2 Цар. 10—12.
30 Грехопадение Давида, 2 Цар. 11:2 - 12.гл.
31 Семейные огорчения Давида, 2 Цар. 13.
32 Восстание Авессалома, 2 Цар. 14:25, 26; 15 и сл.
33 2 Цар. 16:15-23; 17 и 18.
34 Восстание Савея, 2 Цар. 19:41-43; 20.
35 2 Цар. 21 и сл.
36 2 Цар. 21:1-14.
37 2 Цар. 21:15-22.
38 2 Цар. 22; Пс. 17.
39 Исчисление народа, 2 Цар. 24; ср. 1 Парал. 21,
40 Возмущение Адонии, 3 Цар. 1:5—53.
41 Кончина Давида, 3 Цар. 2:1-11.
42 3 Цар. 2:12 и сл.; 2 Парал. 1 и сл.
43 3 Цар. 3:1; 9:15-17.
44 3 Цар. 3:3-15.
45 3 Цар. 4.
46 3 Цар. 3:16-28.
47 3 Цар. 4:29-31.
48 3 Цар. 4:29-34.49 Построение храма, 3 Цар. 5—7; 2 Парал. 2—7.
50 3 Цар. 6:1 и сл.
51 Освящение храма, 3 Цар. 8 гл.
52 Висон — тончайшая белая полотняная материя, составлявшая в древности принадлежность священных и других высокопоставленных особ.
53 Молитва Соломона, 3 Цар. 8:23—53.
54 3 Цар. 8:65, 66.
55 3 Цар. 9, 10 и 11.
56 3 Цар. 9:1-9.
57 Посещение царицы Савской, 3 Цар. 10.
58 Падение Соломона, 3 Цар. 11.
59 Потворство идолопоклонству со стороны Соломона, 3 Цар. 11:1-8.
60 Восстание на окраинах, 3 Цар. 11:14—25.
61 Восстание Иеровоама, 3 Цар. 11:26—40.
62 3 Цар. 11:41-43; 2 Парал. 9:29-31.
63 2 Цар. 11:14; 2 Парал. 2:11.
ПЕРИОД СЕДЬМОЙ
1 3 Цар. 12; 2 Пар. 10.
2 Царствование Иеровоама 1-го, 3 Цар. 12:20 — 13.
3 Начало религиозного раскола, 3 Цар. 12:26—33.
4 Обличение со стороны пророка, 3 Цар. 13 гл.
5 3 Цар. 14 гл.
6 3 Цар. 14:20.
7 Династия Ваасы, 3 Цар. 15:33 и сл.
8 Царствование Ровоама, 3 Цар. 14:29—31; 2 Парал. 12:13-16.
9 Нашествие Сусакима, 3 Цар. 14:25—28; 2 Парал. 12:2-11.
10 Царствование Авии, 3 Цар. 15:1, 2; 2 Парал. 13:1, 2.
11 Царствование Асы, 3 Цар. 15:9-24; 2 Парал. 14, 15.
12 Царствование Иосафата, 3 Цар. 15:24; 22:41, 42; 2 Парал. 17:1 - 20:31.
13 Царствование Ахава, 3 Цар. 18—22.
14 Пророк Илия, 3 Цар. 16:29 - 4 Цар. 2:18.
15 Предсказание о засухе, 3 Цар. 17:1; Ср. Иак. 5:17, 18.
16 Пребывание в Сарепте, 3 Цар. 17:8—24. Из сопоставления 3 Цар. 17:8—9; Авд. 20; Лук. 4:26 можно заключать, что эта вдова была евреянка, находившаяся в замужестве за финикиянином, в роде матери художника Хирама.
17 Испытание веры, 3 Цар. 18.
18 Все эти жрецы Ваала в сущности были израильтяне, отступники истинной веры, а за отступление к идолопоклонству назначалась смертная казнь. См. Второз. 13:15—16.
19 Пророк Елисей, 4 Цар. 2:19 - 10:13.
20 Дело о винограднике Навуфея, 3 Цар. 21.
21 Войны Ахава, 3 Цар. 20—22.
22 Царствование Охозии, 3 Цар. 22:51; 4 Цар. 1.
23 Взятие пророка Илии на небо, 4 Цар. 2.
24 10-й царь израильский Иорам, 4 Цар. 1:17; 3:1 и сл.
25 Эта война с Месой, царем моавитским, получила особенный интерес вследствие того обстоятельства, что в недавнее время, именно в 1868 году открыт каменный памятник с надписью на нем от имени этого самого Месы, царя моавитского. Надпись, в общем, рассказывает об этом именно событии, и в ней Меса, между прочим, говорит: «я воздвиг этот камень Хе-мошу (Хамосу) в Кире как камень спасения, ибо он избавил меня от всех грабителей и дал мне увидеть мое желание на всех моих врагах, на Амврие, царе израильском». Далее рассказывается, как и следующие цари израильские угнетали моавитян, но Хемош, их национальный бог, избавил их. В общем, надпись заключает много черт, заставляющих предполагать, что в ней смоавитской точки зрения рассказывается, между прочим, то именно событие, о котором повествуется и в Библии (4 Цар. 3:4—27). Памятник из черного базальта и имеет 3 фута и 10 дюймов высоты, 2 фута ширины и 14 1/2 дюймов толщины. На нем 44 строки, писанных финикийскими буквами. Он найден в развалинах древнего города Дивона, бывшей северной столицы Моава, к северу от реки Арнона. Таким образом, этот неожиданно сохранившийся памятник, воздвигнутый более 2 1/2 тысяч лет тому назад, оказался поразительным свидетелем истинности библейского повествования.
26 Иорам 5-й царь иудейский, 4 Цар. 8:17; 2 Парал. 21:5.
27 Охозия 6-й царь иудейский, 4 Цар. 9:29; 2 Парал. 22:1-4.
28 Исцеление Неемана, 4 Цар. 5 гл.
29 Два поражения сирийского войска, 4 Цар. 6 и 7 гл.
30 Гибель Иезавели, 4 Цар. 9:30-37; Ср. 3 Цар. 21:23.
31 Ииуй — 11-й царь израильский, 4 Цар. 10:11—36.
32 Иоахаз, 4 Цар. 13:1-9.
33 Иоас, 4 Цар. 13:9-13.
34 Кончина Елисея, 4 Цар. 13:14-21.
35 Иеровоам II, 4 Цар. 14:23-29.
36 Адма и Севоим — города, погибшие вместе с Содомом и Гоморрой.
37 Осия, 20-й царь израильский, 4 Цар. 17:1 и сл.; 2 Парал. 26:1-23.
38 Осада и взятие Самарии ассириянами, 4 Цар. 17:5 и сл.
39 См. Layard, «Nineveh and Babylon», стр. 148.
40 Иоас, 8-й царь иудейский, 4 Цар. 12:1—21.
41 Ахаз, 12-й царь иудейский, 4 Цар. 16:1—20.
42 Ис. 7:14.
43 Езекия, 13-й царь иудейский, 4 Цар. 18—20; 2 Парал. 29-32.
44 Манассия, 14-й царь иудейский, 4 Цар. 21:1—18; Парал. 33:1—20. Молитва Манассии в конце 2 кн. Парал.
45 Навуходоносор или по вавил. Набу-кудур-уцур означает «бог Набу защищает корону».
46 Амон, 15-й царь иудейский, 4 Цар. 21:19—26; 2 Парал. 33:21-25.
47 Иосия, 16-й царь иудейский, 4 Цар. 22 и 23:1—28; 2 Парал. 34.
48 Все это было во исполнение предсказания, сделанного пророком Иеровоаму I.
49 Сарак был сын Ассеурбанипала или Сарданапала греческих писателей, с которыми его часто смешивали и который обыкновенно считался последним ассирийским царем, пока новейшие открытия не дали возможности исправить эту ошибку.
50 Селлум или Иоахаз — 17-й царь иудейский, 4 Цар. 23:31—33. У Иосии было четыре сына: Иоахаз, Иоаким (или Елиаким), Седекия, Селлум. См. 1 Парал. 3:15.
51 Елиаким или Иоаким — 18-й царь иудейский, 4 Цар. 23:34 и сл.
52 Первое пленение, Дан. 1 гл.
53 Иехония, 19-й царь иудейский, 4 Цар. 24:8—16.
54 Седекия, 20-й и последний царь иудейский, 4 Цар. 24:17 и сл.
55 Падение Иерусалима и царства Иудейского, 4 Цар. 25 гл.
56 Продолжительность царствования царей иудейских и израильских:
Цари иудейские: Ровоам — 17 лет (с 980 г. до Р.Х.); Авия — 3; Аса — 41; Иосафат — 25; Иорам — 8; Охозия — 1; Гофолия — 6; Иоас — 40; Амасия — 29; Озия — 52; Иоа-фам — 16; Ахаз — 16; Езекия — 29; Манассия — 55; Амон — 2; Иосия — 31; Иоахаз — 3 месяца; Иоаким — 11 лет; Иехония — 3 месяца; Седекия — 11 лет. Разрушение Иерусалима: 588 г. до Р.Х.
Цари израильские: Иеровоам I царствовал 23 года; На-ват — 2; Вааса — 24; Ила — 2; Замврий — 7 дней; Фамний и Амврий — 4 года; Амврий один — 8; Ахав — 22; Охозия —2; Иорам — 12; Ииуй — 26; Иоахаз — 17; Иоас — 16; Ие-ровоам II — 41; Междуцарствие — 11; Захария — 6 месяцев; Селлум — 1 месяц; Менаим — 10 лет; Факия — 2; Факей — 20; Осия — 9. Разрушение Самарии: 722 г. до Р.Х.
Нужно сказать, впрочем, что хронология периода со времени разделения монархии до разрушения Иерусалима нуждается еще в обстоятельном исследовании на более прочных данных, чего еще невозможно сделать при наличном состоянии науки.
Доселе еще нельзя в точности определить самого момента разделения монархии, вследствие чего хронологи расходятся на два десятилетия: 980—963. Первая из этих цифр определяется суммою лет царствования царей иудейских, а вторая — суммою лет царствования царей израильских. Твердый опорный пункт могла бы дать египетская хронология, если бы она установила дату нашествия фараона Шешонка или Сусакима I на Палестину. Равным образом дальнейшее исследование ассирийской и вавилонской хронологии пролило бы значительный свет на эту еще недостаточно разъясненную область, тем более, что существует немало ассиро-вавилонских памятников, на которых совместно значатся современные цари Ассиро-Вавилонии и Палестины.
Эти данные могли бы пролить свет и на библейские показания о числе лет царствования царей в том или другом из еврейских государств, и при этом, наверно, могло бы оказаться, что показания эти нуждаются в более точном определении того, что, нужно отнести на совместные царствования (напр. отца с сыном) и что нужно отчислить на время междуцарствий. Во всяком случае, даже при теперешнем состоянии науки, с положительностью можно утверждать, что если и встречаются, по-видимому, несогласия между библейской хронологией и хронологией Египта и Ассиро-Вавилонии, то эти несогласия лишь кажущиеся, и напротив, в главных моментах они с поразительной точностью совпадают между собою, и это все более подтверждается каждым новым открытием в истории соприкосновенных стран.
ПЕРИОД ВОСЬМОЙ
1 Дан. 1:4.
2 Дан: 1:20.
3 Сон Навуходоносора, Дан. 2 гл.
4 Чудесное спасение трех отроков, Дан. 3.
5 Наказание Навуходоносору, Дан. 4.
6 Колонна с золотой статуей на вершине.
7 Пир Валтасара и взятие Вавилона, Дан. 5.
8 В русск. синод. переводе в данном месте — перес. В славянском тексте вся надпись: Мани, фекел, фарес.
9 Валтасар — это, по всей вероятности, Белсарусур клинообразных надписей. Он не был царем в собственном смысле, а только заместителем своего отца Набонида, находившегося в плену у Кира, вследствие чего и Даниил сделан был «третьим» властелином в царстве, так как вторым был сам Валтасар.
10 Дарий Мидянин (Дан. 9:1) — по предположению или тесть Кира Киаксар, или Гобрия классических писателей, Угба-ру — клинописен, — военачальник Кира.
11 Откровение о седьминах, Дан. 9 гл.
12 Указ Кира об освобождении иудеев из плена, 1 Ездр. 1:2-4.
ПЕРИОД ДЕВЯТЫЙ
1 Возобновление храма, 1 Ездр. 3:8 и сл.
2 Так, в русской Библии (вслед за греческой) переводится имя этого царя — Агасвер. С большею вероятностью можно предполагать, что это был Ксеркс 1, деспотический характер которого более соответствует данным библейского повествования. Персидские цари идут в следующем хронологическом по-рядке: Кир (558-529), Камбиз (529-522), Дарий I Гистасп (521—485), Ксеркс I (485—465), Артаксеркс I Лонгиман (465-424), Ксеркс II (424), Дарий II (424- 405), Артаксеркс II Мнемон (405-365) и др.
3 Эллинизмом стало называться со времени Александра Великого увлечение всем греческим или эллинским, так как он сам задавался целию объединить весь мир не сколько силою оружия и политики, сколько единством греческого языка, нравов и образования. Евреи, говорившие на греческом языке, назывались эллинистами.
4 От евр. маккаба — молот.
5 Во втором храме был только один жертвенник кадильный, один стол хлебов предложения и один светильник (вместо семи); не было в нем уже и ковчега завета с его священнейшими принадлежностями.
Евр. Греч. (и слав.)
Сотворение мира .................... Глава: ПРИЛОЖЕНИЯ
I. Дни творения
С историей творения мира связывается вопрос, что собственно нужно разуметь под теми днями, которыми обозначаются отдельные акты творческой деятельности Бога. Есть ли это дни в собственном смысле этою слова, или под ними нужно разуметь неопределенные периоды времени, заключающие в себе гораздо большую продолжительность? Наша богословская наука не дает в этом отношении какого-либо категорического решения, предоставляя его расширяющемуся свету знания, хотя и заметно стремление удержать буквальное понимание слова день. Но новейшие толкователи, пользуясь всеми данными вспомогательных наук, все более склоняются к убеждению, что под днями творения отнюдь нет необходимости разуметь дни в нашем узком смысле этого слова. Творцу не было никакой необходимости непременно назначать двадцать четыре часа на сотворение света, по двадцать четыре часа для создания звезд, растений или животных: Он мог создать все это в один миг, одним словом Своим. Такое ограничение было бы несогласно с самым существом Бога, для которого нет пределов времени, потому что для Него один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день. Отсюда можно думать, что и под «днем» разумеется просто неопределенное протяжение времени. Многие основания заставляют предполагать, что такое именно значение, именно значение неопределенного, более или менее продолжительного периода времени и имеет употребленное Моисеем слово йом, т.е. день.
1) Всем известно, что по-еврейски слово йом может означать и действительно означает во многих местах св. Писания неопределенный период времени (Быт. 2:4, 17; Лев. 7:35, 36; Втор. 9:24; 31:17, 18; 32:7, Пс. 2:7; Ис. 34:8; 63:4; Иерем. 46:10; Иоиль 2:31; Ам. 3:14; Зах. 14:9; Матф. 10:15; 12:36; Иоан. 8:56; Рим. 2:5; 2 Кор. 6:2).
2) По-еврейски слово период нельзя выразить иначе, как чрез слово йом, так как в этом языке не существует другого слова для выражения этого понятия. Отсюда бытописатель, и разумея период, по необходимости должен был употреблять слово йом, как имеющее это широкое значение.
3) Эти два основания показывают возможность понимания дня в смысле периода. Другие соображения затем доказывают, что Моисей и действительно употребляет слово йом не в смысле суток в 24 часа, а в смысле неопределенного периода. Он именно говорит, что солнце и луна, как светила, назначенные для отделения дня от ночи, для управления днем и ночью, были поставлены Творцом в четвертый день творения. Следовательно, три первые дня отнюдь не могут быть днями в собственном смысле этого слова, так как для них не было главного условия, определяющего их продолжительность, т.е. не было того отношения земли к солнцу, в котором она находится теперь. Если же первые три дня, очевидно, были неопределенные периоды, то таковыми же были и следующие дни, так как ничто не дает нам права делать произвольное различие между йом в приложении к первым трем и йом в приложении к последним четырем периодам творения.
4) Сам бытописатель во второй главе своего повествования прямо показывает, что он под словом йом разумеет именно неопределенный период времени. Обобщая историю творения, он именно говорит: «вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время (йом), когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла» (Быт. 2:4 и 5). Тут под словом йом уже прямо разумеется вся сумма дней творения, как неопределенный период времени, и во всяком случае уже не день в собственном смысле этого слова, так что и русский синодальный перевод передает здесь слово йом неопределенным время.
5) Космогонические предания других народов, — предания, в которых нельзя не видеть, хотя и в искаженном виде, отголоска истинного предания, сообщаемого в Бож. откровении, считают дни творения продолжительными периодами. По индийскому преданию Брама был заключен в космическом яйце в течение 360 дней, по окончании которых яйцо раскололось на две половины и из них он образовал небо и землю; каждый из этих 360 дней состоял из 12 миллионов лет. По преданию персов и этрусков творение произошло в шесть равных периодов, из которых каждый равнялся тысяче лет. То же представление заключается и в халдейском сказании о творении, в котором под днем творения разумеется период в 43 200 лет.
а) Против такого понимания могут возразить, что им разрушается внутренний смысл самого повествования, именно как объяснения происхождения недели и установления субботы (Исх. 20:10, 11). Но хотя история сотворения мира объясняет происхождение недели, однако, отсюда еще нельзя заключать, что слово йом нужно понимать именно в буквальном смысле. Напротив, этим скорее объясняется то обстоятельство, почему
именно неопределенные периоды творения названы днями. Так как они служили именно прообразами дней недели, то Моисей приспособительно к этому и назвал их йом, причем седьмой период сделался прообразом того дня, который должно посвящать Богу. Таким образом, история творения разделена на шесть отдельных дней-периодов, заканчивающихся днем покоя, чтобы глубже запечатлеть в душе человека долг свято соблюдать субботу. Отсюда же естественным было употребить для бытописателя слова вечер и утро, как общеизвестные грани между днями, причем он вечер ставит раньше утра, согласно древнему счислению времени, как оно и доселе сохраняется в церковных службах.
б) Могут возражать против изложенного объяснения дней творения, что оно не имеет ясного подтверждения в предании, в толкованиях отцов и учителей церкви. Но на это нужно сказать, что предание не дает единогласного решения, и хотя у древних толкователей преобладает понимание буквальное, но нет недостатка и в толковании иносказательном, именно в смысле неопределенных периодов. Так вся школа александрийских отцов и учителей церкви понимала выражение день, вечер и утро иносказательно. Затем блаж. Августин прямо говорит, что «нам трудно вообразить, какого рода могли быть эти дни», и для уяснения их прибегал к современным наукам, показывая этим и нам, что мы также должны пользоваться всем тем светом, который наука проливает на таинственные вопросы бытия. А новейшая наука, неизвестная древним, именно наука о земле, геология, дает положительные данные в подтверждение того, что дни творения — это продолжительные периоды, и правильная последовательность их, вполне согласующаяся с показанием бытописателя, писавшего историю творения за тысячи лет до появления самой геологии, служит новым поразительным доказательством богооткровенности книги Бытия.II.
Библейская хронология
Хронология есть один из самых спорных пунктов в Библейской истории, так как в самой Библии нет достоточной определенности в летосчислении. Кроме того, что древнейшие тексты Библии в своих цифровых показаниях расходятся на сотни лет, в самых частностях летосчисления есть столько данных для различных выводов, что хронологи построили множество систем летосчисления, не менее до 200. Главная причина такой неопределенности, прежде всего, могла заключаться в ошибках переписчиков св. книг, — ошибках, которые легче всего сделать именно в цифрах, так как при неразборчивости рукописи у переписчика нет возможности догадаться по контексту, как это бывает при переписке неразборчивых слов. Что такие ошибки именно были, доказательством этого служит Быт. 5:25—27 стихи, где в переводе 70 толковников говорится, что Мафусал жил 167 лет до рождения Ламеха, и 782 года после него: «всех же дней Мафусала было 969 лет». Но при таком определении его лет является странная несообразность, именно, что Мафусал жил 14 лет после потопа. Ясно, что здесь вкралась ошибка, и потому в большинстве списков и переводов с греческого цифра 167 обыкновенно исправляется на 187, как это значится и в русском переводе. Отсюда мы можем заключить, что хронология, как не имеющая прямого отношения к основным началам веры и нравственности, есть предмет второстепенный в Библии и точное определение ее не входило в задачу бытописателя, а предоставлено усмотрению разума и изысканиям наук.
Тщательное исследование, между тем, показывает, что для составления точной и полной библейской хронологии нет твердых данных не только в отдельных цифрах лет жизни патриархов, но и в самых родословных, которые не проведены с безусловною последовательностью. Так, в еврейском тексте в родословной послепотопных патриархов пропущен Каинан, и говорится, что «Арфаксад родил Салу», между тем как по греческому тексту 70 и по свидетельству св. Луки (3:36) Сала был внук Арфаксада и сын Каинана. Таким образом, здесь нужно допустить или ошибку в еврейском тексте, или, с другой стороны, слово «родил» понимать не в строгом смысле сыновства, а в смысле вообще потомства. Что слово это иногда употребляется в св. Писании в таком именно широком смысле, показывает Матф. 1, 8 стих, где читаем: «Иорам родил Озию»; между тем, из истории известно, что Озия был не сыном Иорама, а его праправнуком (Иорам — Охозия — Иоас — Амасия — Озия). Еще неопределеннее употребление в еврейском языке слова «сын», которое часто прилагается к отдаленным потомкам. Лаван в Быт. 29:5 называется сыном Нахоровым, между тем как в действительности он был внуком его от Вафуила (Быт. 21:15 и 29); Шевуил в 1 Пар. 24:24 называется сыном Гирсона, сына Моисеева, хотя жил несколько столетий спустя после него; Христос называется «сыном Давидовым», и т.д. Ввиду этого нет ничего невозможного в том, что бытописатель мог опустить некоторые звенья генеалогии патриархов допотопных и послепотопных, чтобы подвести их под известную симметрию — по десяти родов в каждой, подобно тому, как это сделал св. Матфей, опуская некоторые звенья родословной Христа, чтобы подвести ее под три симметрические группы, составляющие каждая по четырнадцати родов (1:17). Если же так, то библейская хронология не может быть определена с безусловною точностью, и определение ее может иметь значение лишь приблизительное, каковое и совершенно достаточно для главной цели библейского повествования, именно уяснения постепенного хода веры и нравственности ветхозаветного человечества, жаждавшего избавления свыше.
Но указанная неопределенность библейской хронологии отнюдь не дает места для произвольного отнесения сотворения человека на десятки и сотни тысяч лет до Р.Х., как это делают некоторые геологи, принимающие во внимание лишь показания слоев земли. Напротив, все более твердые и несомненные дынные показывают, что историческая жизнь человечества восходит не далее 5—6 тысяч лет до Р.Х., как это именно и выходит приблизительно по летосчислению 70 толковников, принятому православной церковью. Ввиду этого, последнее имеет больше значения и вероятия, чем еврейское, принятое западною церковью, и к этому убеждению начинают склоняться даже западные богословы (как напр. Вигуру), припоминающие, что греческое летосчисление было принято и западною церковью, держалось в ней в течение шести веков и оставлено совсем не раньше XVI века. Разницу между этими системами летосчисления можно видеть из следующей сравнительной таблицы (цифры обозначают годы до Р.Х.):
......4 004 5 508 до Р.Х.
Потоп..............................................2 349 3 242
Призвание Авраама......................1 921 2 040
Рождение Исаака..........................1 897 2 015
Рождение Иакова..........................1837 1955
Переселение в Египет .................1 706 1 825
Рождение Моисея.........................1 571 1 691
Исход из Египта............................1 491 1 610
Но эти цифры колеблются в исчислениях различных ученых исследователей, и для окончательного установления требуют соображения их с показаниями последующих периодов Библейской истории. Тогда исход из Египта нужно будет отнести к концу XV века, что склоняет весы вероятности в пользу еврейского летосчисления в этих позднейших периодах истории.
III. Предания о потопе
Предание о потопе распространено по всему земному шару и самая распространенность эта служит сильным подтверждением его исторической достоверности. Следы его в той или другой форме мы встречаем у народов всех частей света, хотя и с видоизменениями, объясняющимися влиянием местных условий и своеобразных воззрений различных народов. В Индии Ману спасается от потопа в корабле, который он построил по предсказанию рыбы, и по выходе из корабля совершает образцовую жертву. В Персии Йнма спасается от потопа в огороженном саду на вершине горы, где вместе с ним спаслись и представители всего живущего на земле. Известие об окончании потопа принесено ему птицей каршиптой. В Греции было два предания о потопе: в Беотии спасся от потопа в корабле Огигес, древний царь беотийский, сделавшийся родоначальником послепотопного человечества, а в Фессалии — Девкалион и Пирра, корабль которых остановился на Парнасе. В Египте, где наводнение считалось благодеянием, так как от него зависело благосостояние страны, предание о потопе изменено было в том смысле, что нечестивый род человеческий наказан был язвой, истребившей его весь, за исключением немногих лиц, сделавшихся родоначальниками нового человечества. Жертвоприношение спасшихся людей и обещание богов не губить впредь человеческого рода ясно указывает на то, что под этим преданием разумеется именно видоизмененное сказание о потопе, тем более, что и главный действующий в этом событии бог (Нун, Ну) имеет звуковое сходство с именем Ноя. В Америке, именно в Мексике, предание о потопе весьма близко подходит к библейскому. Мексиканский Ной — Кокс-Кокс спасся с своею женою на корабле; для удостоверения в состоянии земли он выслал коршуна, который не возвратился; но затем посланная колибри принесла ему ветвь с распустившегося дерева, которая и засвидетельствовала об окончании потопа. У жителей островов Фиджи существует предание, что их острова вскоре после заселения их были потоплены и все жители погибли, но боги выслали две барки, на которых и спаслось восемь человек.
Но самое сходное с библейским сказанием предание халдейское. Оно давно уже было известно в передаче его вавилонским жрецом Берозом, жившим в III веке до Р.Х.; но так как можно было подозревать, что Бероз, как писавший по-гречески и в столь позднее время, мог привнести в свой рассказ и черты, заимствованные из Библии, то ему и не предавали должного значения до последнего времени, когда открыт был халдейский подлинник этого предания. Именно при разборе найденной в развалинах Ниневии библиотеки известного царя Ассирии Ассурбанипала английский ученый ассириолог Джордж Смит нашел и прочитал большую поэму, в которой 11-я песнь и содержит повествование о потопе. Поэма найдена в трех копиях с обозначением, что они сделаны с древнейшего подлинника (от XVII века до Р.Х.) и, таким образом, свободны от посторонних влияний. Герой поэмы некий Издубар, которому его предок Ксисутр, десятый из первобытных царей (Ной — десятый из патриархов), рассказывает о том, как он спасся от потопа. Когда боги решили погубить развращенный род человеческий, то бог воды Нуа (рыбообразный) повелел Ксисутру построить корабль в 600 локтей в высоту и ширину, взять с собою своих семейных, слуг мужских и женских и все, что было необходимо для семени жизни, и войти в этот корабль. В рассказе подробно описывается, сколько пошло материалов на построение корабля, сколько запасено было провизии. Когда Ксисутр вошел в корабль и затворил за собою дверь, то открылись все источники бездны, полились дожди, продолжавшиеся шесть дней и шесть ночей, и всякая жизнь на земле погибла. Корабль остановился на горе Низир. В седьмой день Ксисутр открыл окно и выпустил голубя, но он возвратился, не найдя сухого места на земле; возвратилась и выпущенная ласточка, но выпущенный затем ворон остался на трупах и тем дал знать о прекращении потопа. Совершенное по выходе из корабля жертвоприношение было угодно богам и они обещали никогда впредь не губить рода человеческого потопом. — Несмотря на отдельные черты различия, мы сразу видим, что здесь рассказывается о том же самом потопе, о котором повествует Библия. Это как бы лишь другая редакция того же самого рассказа, но уже носящая признаки потемнения и извращения и, что важнее всего, всецело проникнутая политеизмом, между тем как в Библии сказание является во всей своей первоначальной чистоте и истинности.
В общем, все эти предания, подтверждая истинность библейского повествования о потопе, доказывают вместе с тем, что все теперь населяющие землю народы произошли именно от одного родоначальника или его сыновей и, таким образом, составляют одну нераздельную общечеловеческую семью, имеющую одного Отца небесного.
IV. Гибель Содома и Гоморры
Местоположение Содомского пятиградия доселе не определено с достаточною точностью; но большинство новейших географов полагают, что города эти находились к северу от Мертвого моря, в той части иорданской долины, которая теперь потоплена водою. Это само собою предполагает, что Мертвое море уже существовало и раньше катастрофы, так как оно служило бассейном, куда сливались воды Иордана, но, несомненно, было меньших размеров и отличалось другими свойствами, быть может, было таким же прозрачным и оживленным, как и озеро Галилейское или Геннисаретское. Гибель этих городов есть одно из самых страшных и замечательных событий в Библии, и на нее чаще всего делаются указания как на доказательство страшного гнева Божия за попрание всяких законов нравственности. О событии этом повествуется в следующих знаменательных словах: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и (все) произрастания земли». Когда Авраам рано утром на другой день взглянул по направлению погибших городов, то увидел: «вот, дым поднимается с земли как дым из печи». Тут мы видим одно из многих доказательств того, как Господь для наказания людей за беззаконие употребляет естественные разрушительные силы. Города погибли не от внутреннего раздора, не от руки врагов, но от такого бедствия, которого невозможно было ни предвидеть, ни избегнуть и о котором объявлено было лишь тогда, когда нечестие сделало это страшное наказание неизбежным.
Неудивительно, что такое страшное событие должно было обращать на себя внимание и писателей последующих времен, и указания на него мы встречаем как у позднейших иудейских и новозаветных писателей, так и у языческих. Иосиф Флавий говорит о нем следующее: «Прилегающая к озеру область Содомитская была некогда благословенною страною по своему плодородию, и украшалась многими городами, но теперь она совершенно выжжена. Рассказывают, что за нечестие ее жителей она была погублена молнией. Даже до настоящего времени можно видеть некоторые остатки небесного огня и следы пяти городов; в самых плодах появляется зола; по внешности и цвету они кажутся настоящими плодами, но стоит только подавить их рукой, как они превращаются в пыль и золу». Св. ап. Иуда в своем соборном послании говорит, что «Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» всем делателям зла (Иуд. 7). По свидетельству ап. Петра, Бог «города Содомские и Гоморрские осудил на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам» (2 Петр. 2:6). Но о событии этом свидетельствуют даже языческие писатели. Римский историк Тацит, подробно описывая Мертвое море с его поразительными особенностями, затем говорит: «соседняя с ним равнина, некогда плодородная и заселенная большими городами, была погублена молнией, следы чего можно видеть в попаленной земле, теперь совершенно бесплодной». Древний географ Страбон, говоря о Мертвом море (которое он, впрочем, смешивает с Сирбонским озером на границе Египта), объясняет его необычайные особенности действием подземных вулканических сил, хотя прибавляет свидетельство о сохранявшемся у местных жителей предании, что оно образовалось вследствие катастрофы, погубившей Содом и двенадцать других соподчиненных ему городов, большая часть которых была поглощена водами озера.
Все эти свидетельства с достаточностью подтверждают историческую достоверность страшного события, но вместе с тем, отчасти, способствуют уяснению самого способа гибели городов. Местность эта поражает необычайным изобилием серы. «Серные источники, говорит один из новейших исследователей (каноник Тристрам), повсюду бьют здесь по берегам; сера рассыпана или целыми слоями, или кусками и по всей запустелой равнине; вместе с тем смола большими массами всплывает со дна озера, просачивается чрез щели скал, перемешана с песком на самом плесе берега, или даже является с примесью опять серы, как бы вследствие какого-то необычайного потрясения... Воспламенение такой массы горючих веществ — от молнии ли, или от другой какой-либо причины, вместе с землетрясением, выбрасывающим смолу или серу из озера, способны сами по себе производить опустошение на прилегающей равнине». Эта особенность, таким образом, сама по себе делает довольно ясным способ гибели городов. Для этого нет надобности предполагать даже действие подземных вулканических сил. Все указывает именно на воспламенение горючих веществ, находящихся там в таком изобилии, и это воспламенение могло произойти от молнии или другой причины, превратившей всю долину с городами в «дымящуюся печь», как и свидетельствует библейское повествование. Плиний говорит, что в Ликии в его время были так называемые Эфестовы горы, которые состояли из такого горючего вещества, что его можно было зажигать даже головней; от огня песок на берегу рек становился раскаленным и самая вода по своему серному свойству не только не тушила огня, а усиливала его. Ввиду этого обстоятельства становится понятным, почему не осталось и следов от погибших городов, если предполагать, что не вся долина была затоплена озером. Они могли быть построены из того же горючего вещества, от которого и погибли. Катастрофа эта, естественно, произвела глубокую перемену в окружающей местности, которая из роскошного оазиса превратилась в мрачную пустыню.
Все это, конечно, были лишь второстепенные причины, служащие только к уяснению самого способа гибели нечестивых городов; но за ними стоит главная и первая причина — воля праведного Судии, который самые естественные причины употребляет как орудия и средства к достижению Своих святых целей.
V. Голодные годы в Египте
Урожаи в Египте, как в древности, так и теперь всецело зависят от разливов Нила, орошающих почву, так как дождей почти совершенно не бывает там, за исключением прибрежной полосы Средиземного моря. Но для этого требуется известная степень обилия воды, и в случае недостатка ее неизбежно наступает или плохой урожай, или полный неурожай, а за ним, естественно, и голод. Бедствие усиливается еще оттого, что недостаточный разлив реки сопровождается восточным и южным ветрами, которые совершенно иссушают землю и сжигают растительность. Обе эти причины, видимо, подразумеваются в повествовании о голодных годах, бывших при Иосифе. Ввиду этого само собой понятно, что голод, бывший при Иосифе, не был исключительным явлением. На египетских памятниках нередко встречаются указания на голодные годы, а также и на мероприятия против них. Особенно замечательна одна надпись на гробнице некоего Абаны—Бабы, свидетельствующая о голодных годах, которые иные египтологи отождествляют с голодными годами при Иосифе. Этот «начальник при столе князей», как он сам называет себя, подробно рассказывает о своей счастливой жизни и о том общем уважении, которым он пользовался у всех, и затем свою надгробную надпись заключает словами: «Я собирал жатву, как друг бога жатвы. И вот когда настал голод, продолжавшийся много лет, я выдавал зерновой хлеб городу в каждый голодный год». Ввиду чрезвычайной редкости случаев голода, продолжающегося по нескольку лет в Египте, а также судя по времени жизни самого Бабы, многие исследователи и высказывают предположение, что в этой надгробной надписи разумеются те самые семь голодных годов, которые были при Иосифе.
Случаи многолетнего голода известны и из позднейшей истории Египта. Особенно замечателен в этом отношении голод, бывший в царствование халифа Эл-Мустансир—биллаха, тем более, что он как раз продолжался семь лет (1064—1071 гг. по Р.Х.). Голод этот по своей бедственности превосходил все другие, известные в новейшее время. Страшная засуха и язва, по свидетельству современного писателя, продолжались в течение семи лет подряд, так что народ ел трупы животных, погибавших от нужды; скот погиб; собака продавалась за 5 динаров, кошка за 3 динара и ардебб пшеницы (около 6 четвериков) за 100 динаров. Даже у самого халифа погибли все лошади, за исключением трех. Образовались даже целые шайки похитителей детей, которые и пожирались. Свидетельство это с достаточностью показывает, от какого бедствия Иосиф своими мудрыми мероприятиями избавил Египет в свое время.
VI. Станы в пустыне
В книге Числ (33 глава) подробно перечисляются все станы, которые делались израильтянами с самого выхода из Египта до вступления в землю обетованную. Хотя большая часть этих станов еще не определена с точностию, так как и в самом определении направления пути израильтян существует между учеными исследователями большое разногласие, тем не менее последовательный ряд этих станов немало служит к уяснению странствования израильского народа. Вот список этих станов.
I. Станы в Египте:
1 — Раамсес, укрепленный город, исходный пункт. Сок-хоф, на день пути от Раамсеса. Ефам, близ крепости того же имени. Пигахироф, пред Ваал-Цефоном и Мигдолом, близ Чермного моря.
II. Станы по пути к Синаю:
5 — Мерра. Елим. Стан у Чермного моря. Б пустыне Син. Лофка у египетских рудников. 10 — Алуш. Рефидим. В пустыне Синайской, на равнине Эр-Раха.
III. Станы по пути от Синая к земле обетованной:
Киброт-Гаттаава (гробы похотения). Асироф. 15 — Кадес (в пустыне Фаран — Числ. 13:1—27).
TV. Станы во время 38-летнего странствования по пустыне:
Рифма. Риммон-Фарец. Ливна. Рисса. 20 — Кегелаф. На горе Шафер. Харада. Макелоф. Тахаф. 25 — Тарах. Мифка. Хашмона. Мосероф. Бене-Яакан. 30 — Хор-Агидгад. Иотвафа. Аврон. Ецион-Гавер. В пустыне Син, она же и Кадес.V. Последние станы от Кадеса:
35 — У горы Ор, у пределов земли Эдомской. Салмона. Пунона. Овоф. Ийм-Аварим, на пределах Моава. 40 — Дивон-Гад. Алмон-Давлафаим. На горах Аваримских, пред Нево. 43 — На равнинах моавитских, у Иордана, против Иерихона.
Среди станов во время 38-летнего странствования обращает на себя внимание Кадес. Это тот пункт, с которого посланы были соглядатаи в землю обетованную, и он составляет самый далекий стан, до которого только доходили израильтяне по прямому пути в Ханаан. Из него они принуждены были возвратиться опять в пустыню, но он, видимо, несколько раз служил местом становища и был как бы центральным пунктом во время всего странствования, чем и объясняется неоднократное упоминание о нем.
VII. Манна
Начиная с восьмого стана — в пустыне Син — манна сделалась источником пропитания израильтян и служила таковым до самого вступления в землю обетованную. Источник этот был совершенно необычайный и чудесный; но для уяснения того, что собственно представляла собою эта манна, может служить, отчасти, встречающаяся на Синайском полуострове естественная манна, так называемая тамарисковая, с которою некоторые исследователи, усиливающиеся все чудесное низводить на почву естественную, даже стараются отождествить ее.
В некоторых частях Синайского полуострова действительно встречается естественная манна, по своим свойствам, отчасти, похожая на библейскую и даже теперь называемая у местных бедуинов манна эссема, т.е. «небесная манна». Это — беловатое смолистое вещество, имеющее душистый запах и высачивающееся из стволов особого кустарника — тамариска (tamarix mannifera). Тамариск растет в западной половине Синайского полуострова, в каменистой Аравии и в странах заиорданских. Собственно на Синайском полуострове истечение этого смолистого вещества происходит в месяцах мае и июне, вообще после зимних дождей. В другие месяцы его совершенно не бывает. Оно имеет вкус меда и сочится из кустарника совершенно так же, как известная смола, которая высачивается по временам из вишневого ствола, и, в случае особенного изобилия, падает на землю. При падении на землю манна, естественно, принимает в себя и другие элементы, так что для употребления ее требуются известные приспособления. Арабы кипятят ее в горшке, затем пропускают чрез полотно для очищения, и потом сливают в жестянки, в которых она может сохраняться по несколько лет. Местные бедуины и греческие монахи едят ее с хлебом как медовую приправу, но она никогда не употребляется в качестве и взамен самого хлеба. Ясно, что такая манна не может служить источником пропитания, так как она не в состоянии поддерживать жизненных сил. Даже один из исследователей, старающихся отождествить небесную манну, которою питались израильтяне, с тамарисковою, находит себя вынужденным сказать, что «последней было бы совершенно недостаточно для питания, так как она не содержит в себе азотистого начала» (Бартело).
Но, кроме этого, между небесною манною, служившею источником пропитания израильтян, и манною тамарисковою есть много других существенных отличий, делающих отождествление их совершенно невозможным. Израильтяне получили ее впервые в пустыне Син, в восьмом стане (Исх. 16:1—14), когда именно на поверхности земли, к изумлению народа, появилось «нечто мелкое, круповидное, мелкое как иней на земле», и они питались ею в течение всего своего сорокалетнего странствования по пустыне. Она перестала падать уже тогда, когда они перешли чрез Иордан (И. Нав. 5:12). В течение всего странствования она выпадала каждое утро как роса и в таком количестве, которого достаточно было для пропитания целого народа, состоявшего не менее как из двух или даже трех миллионов душ. Каждый собирал ее столько, сколько достаточно было для пропитания себя и своего семейства, именно по го-мору на душу (Исх. 16:16). Накануне субботы выпадение манны и сбор ее были в двойном количестве, чтобы не нарушать субботнего покоя (16:22—24), и она не портилась, хотя в остальные дни недели всякий излишек подвергался порче и гниению. В субботние дни манна совершенно не появлялась, хотя некоторые сначала выходили для сбора ее и по этим дням (Исх. 16:27). По дальнейшему описанию — «манна была как кориандровое семя; белая, вкусом же подобна лепешке с медом» (16:31). Кориандр есть небольшое зонтообразное растение, с мелкими круглыми семенами. В Числ. 11:7 манна по виду уподобляется бдолаху («видом как бдолах»); бдолах есть смолистое вещество, вытекающее из бдоллы, особого рода пальмы. Она была настолько твердая, что ее нужно было молоть на жерновах, толочь в ступе, варить в котлах и затем делать из нее лепешки, которые вкусом были подобны лепешкам с елеем или медом (Числ. 11:8; Исх. 16:31). Со временем эта однообразная пища, естественно, приелась и надоела израильтянам, так что они роптали и называли манну «негодною пищей» (Числ. 21:5), или точнее — «слишком легкой»; но в действительности они не голодали и, во всяком случае, не умирали с голоду, как это было бы неизбежно с манной тамарисковой.
Из этих подробностей видно, что библейская манна отнюдь не то же, что тамарисковая. Кроме непригодности последней для питания, ее было бы положительно недостаточно Аля израильтян. Для них, по меньшей мере, требовалось до полумиллиона пудов манны еженедельно, между тем как тамарисковой манны даже в хорошие годы собирается не более 25— 30 пудов в год, и она служит лишь лакомой приправой к хлебу для местных жителей. Притом, тамарисковая манна была хорошо известна в Египте; о ней часто упоминается на памятниках под названием «белая манна», и она, поэтому, не могла бы так поразить израильтян, как поразила их манна чудесная.
VIII. Валаам
Валаам представляет собою одну из замечательнейших личностей в Библейской истории по той раздвоенности духа и смеси в нем истины и заблуждения, которые он обнаруживает в своих действиях. Он происходил из города Пефора, лежавшего на берегу Евфрата, в северной части Месопотамии. Город этот был центром всякого рода волхвов и прорицателей, и пользовался обширною известностью во всех окружающих странах. Самым замечательным из них был Валаам, который обладал знаниями, далеко превосходящими познания обычных языческих прорицателей. В некоторых своих изречениях он прямо обнаруживает знание истинного Бога и даже тех обетований, которые даны были Аврааму и последующим патриархам избранного рода. Это, несомненно, объясняется прежде всего тем, что на р. Евфрате среди населения сохранялись предания о бывших откровениях Аврааму, вышедшему именно из этой местности, но затем и самым характером положения Валаама. Как прорицатель, пользовавшийся обширною известностью у различных соседних народов, он для поддержания своей славы, очевидно, должен был следить за ходом религиозных воззрений этих народов, изучать их, чтобы при случае не обнаружить своего невежества пред прибегавшими к его помощи царями. Отсюда, если сравнить его изречение в Числ. 23:10 с обетованием Божиим Аврааму в Быт. 13:16, и особенно Числ. 23:24; 24:9 с Быт. 49:9; Числ. 24:17 с Быт. 49:10, то сразу будет видно, что Валаам хорошо был знаком с религией Иеговы и историей избранного народа. Это знакомство не могло не иметь на него благотворного влияния, и он в глубине своей души носил искру истинного боговедения и убеждения в превосходстве Иеговы над всеми языческими богами; но внешнее его положение в качестве прорицателя и особенно обычное у волхвов корыстолюбие не давали разгореться этой искре в нем и заглушили ее до того, что он противился прямым внушениям Божиим. Ввиду этого, самые взгляды на него двоятся. Одни, как напр. Тертуллиан и блаж. Иероним, считают его истинным пророком, но только погрешившим чрез свою корысть и честолюбие; другие, как напр. Филон, св. Амвросий и блаж. Августин, видят в нем ложного пророка и язычника, который только сделался орудием благословения для израильтян. Само св. Писание скорее дает основания в пользу последнего взгляда, так как он называется не словом наби, прилагаемым к истинным пророкам, а только косем, т.е. прорицателем, волхвом, что обыкновенно прилагается только к людям, занимающимся волхвованием, запрещенным в законе (Втор. 18:10 и сл.; 1 Пар. 15:23 и др.).
Вопреки своим глубочайшим убеждениям, он за «мзду неправедную» хотел проклясть Израиля, но в самый торжественный момент, под влиянием Духа Божия, истина в нем восторжествовала над ложью и он превратился в истинного пророка, изрекшего одно из самых возвышенных пророчеств о Мессии: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числ. 24:17). Эта звезда, восходящая от Иакова, этот жезл, поражающий Моава и всех врагов Израиля, есть именно Мессия, как на это указывает самая торжественность тона, возвышенная иносказательность, отдаленность самого времени и единогласное предание как иудеев, так и христиан. Мнение, что под звездою здесь разумеется Мессия, было столь распространено среди иудеев, что один из лжемессий, именно являвшийся при Адриане, называл себя прямо «сыном звезды» (Бар-Кохба). Отцы и учители церкви единогласно разумеют Мессию.
XII. Меры длины
При измерении длины евреи, как и все древние народы, пользовались самыми естественными средствами, именно различными частями человеческого тела. Отсюда самой обыкновенной мерой был локоть (амма), под которым разумеется нижняя часть руки от локтя до кончика среднего пальца. В Библии нет точного и ясного определения локтя, и потому его приходится определять по частным указаниям и соображениям. Приблизительно его определяют в 21 дюйм, что составит 3/4 аршина или 12 вершков. Локоть, в свою очередь, разделялся на две пяди, под которыми разумеется пространство от конца большого пальца до кончика мизинца в их растянутом положении (Исх. 23:16; 1 Цар. 17:4). Пядень подразделяется на три ладони (тефак), соответствующих естественной ширине ладони (Исх. 25:25 и др.). Ладонь затем разделяется на четыре перста (Иерем. 52:21). Из более крупных мер длины известна так называемая у пророка Иезекииля трость (капе) — «шесть полных локтей» (Иезек. 41:8). Этим и ограничиваются более или менее определенные меры длины. Их можно представить в следующей таблице:
1 перст............................................................................1/2 вершка
4 1 ладонь....................................................................2 вершка
12 3 1 пядень ................................................6 вершков
24 6 2 1 локоть.................................12 вершков
144 36 12 6 1 трость ..........1 с. 1 арш. 8 в.
Для примера перевода этих мер на русские можно взять сообщение в 1 Цар. 17:4, где говорится, что «Голиаф был ростом шести локтей и пяди». На русскую меру это значит, что филистимский исполин был ростом в 4 аршина и 14 вершков, т.е. ровно на 2 аршина выше Петра Великого.
А.П.Лопухин. Библейская история Ветхого Завета
Глава: ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА. О СВЯТОЙ БИБЛИИ
В исторической науке в настоящее время совершается необычайное движение, именно благодаря тем изумительным открытиям, которые делаются на забытом пепелище исторической жизни древних народов востока. С того счастливого часа, когда историки, не ограничиваясь пером, взялись за заступы и лопаты и начали раскапывать мусор развалин в долинах Нила, Тигра и Евфрата, равно как и в других странах исторического востока, пред взорами исследователей открылся целый мир нового исторического знания: бледные и тощие страницы истории древних народов чрезвычайно оживились и расширились, открыто было даже существование новых, совершенно неизвестных дотоле народов и монархий, знание о которых пролило новый свет на всю судьбу древнего человечества. Но эти необычайные открытия получили еще больше значения вследствие того, что они оказались в ближайшем соотношении с Библейской историей, и не только пролили в нее много нового света, уясняя часто самые темные её страницы, но и представили почти чудесное подтверждение многих библейских событий и фактов, которые дотоле могли безнаказанно подвергаться критике скептицизма. Это обстоятельство чрезвычайно оживило интерес к Библейской истории, которая перестала быть сухою специальностью богословов, а привлекает теперь внимание и светских ученых историков и всего образованного общества всех цивилизованных народов. Интерес этот заметен и у нас; но, к сожалению, у нас он доселе еще не выходил из узких рамок кружка специалистов, и для нашего общества, собственно, доселе буквально не имеется ни одной такой общедоступной книги, которая бы могла служить руководством или введением к этой глубоко интересной и в высшей степени поучительной области знания. Удовлетворение этой, по нашему мнению, насущной потребности, отчасти и имеет в виду настоящая книга.
Свое «руководство» мы предназначаем для чтения вообще, но особенно желали бы, чтобы оно нашло доступ в среду учащегося юношества. По нашему глубокому убеждению, Библейская история может стать неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для всякого более или менее способного к серьезной умственной жизни человека. Всякая история есть воспитательница ума и сердца и учительница мудрости; но Библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что предмет её — центральные пункты духовной жизни человечества, и в ней раскрываются глубочайшие законы всемирно-исторического развития. Она яснее всего может показать, что в истории народов нет ничего случайного и произвольного, что всякая попытка «делать историю» бессмысленна и вредна, потому что все ждет и требует «исполнения времен», которого нельзя ни приблизить, ни отдалить. Вместе с тем, она представляет ряд глубоких житейских опытов величайших характеров, которые своими добродетелями и не менее своими пороками широко раскрывают дверь в самую глубь духовной жизни человека и тем самым преподают глубочайшие уроки для всякого обладающего достаточно живым нравственным чувством для того, чтобы воспринимать подобные поразительные опыты. Наше «руководство», конечно, не имеет никаких претензий на изложение Библейской истории с этой именно стороны: понимание этой стороны в ней предполагает предварительное знакомство с начатками библейско-исторического знания, и эти-то начатки именно и предлагаем мы в своей книге, в надежде, что она может послужить руководством к проникновению и в более глубокую область знания.
31 декабря 1887 года. А.Л.
Епископ Нафанаил
Дата: 2019-04-22, просмотров: 204.