А.П.Лопухин. Библейская история Ветхого Завета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А.П.Лопухин. Библейская история Ветхого Завета

Глава: ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА. О СВЯТОЙ БИБЛИИ

В исторической науке в настоящее время совершает­ся необычайное движение, именно благодаря тем изуми­тельным открытиям, которые делаются на забытом пепе­лище исторической жизни древних народов востока. С то­го счастливого часа, когда историки, не ограничиваясь пером, взялись за заступы и лопаты и начали раскапывать мусор развалин в долинах Нила, Тигра и Евфрата, равно как и в других странах исторического востока, пред взо­рами исследователей открылся целый мир нового истори­ческого знания: бледные и тощие страницы истории древ­них народов чрезвычайно оживились и расширились, от­крыто было даже существование новых, совершенно неизвестных дотоле народов и монархий, знание о кото­рых пролило новый свет на всю судьбу древнего человече­ства. Но эти необычайные открытия получили еще боль­ше значения вследствие того, что они оказались в ближайшем соотношении с Библейской историей, и не только пролили в нее много нового света, уясняя часто самые темные её страницы, но и представили почти чудесное подтверждение многих библейских событий и фактов, ко­торые дотоле могли безнаказанно подвергаться критике скептицизма. Это обстоятельство чрезвычайно оживило интерес к Библейской истории, которая перестала быть сухою специальностью богословов, а привлекает теперь внимание и светских ученых историков и всего образован­ного общества всех цивилизованных народов. Интерес этот заметен и у нас; но, к сожалению, у нас он доселе еще не выходил из узких рамок кружка специалистов, и для нашего общества, собственно, доселе буквально не имеется ни одной такой общедоступной книги, которая бы могла служить руководством или введением к этой глу­боко интересной и в высшей степени поучительной облас­ти знания. Удовлетворение этой, по нашему мнению, на­сущной потребности, отчасти и имеет в виду настоящая книга.

Свое «руководство» мы предназначаем для чтения во­обще, но особенно желали бы, чтобы оно нашло доступ в среду учащегося юношества. По нашему глубокому убеж­дению, Библейская история может стать неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического вос­питания для всякого более или менее способного к серьез­ной умственной жизни человека. Всякая история есть вос­питательница ума и сердца и учительница мудрости; но Библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что предмет её — центральные пункты духовной жизни человечества, и в ней раскрыва­ются глубочайшие законы всемирно-исторического разви­тия. Она яснее всего может показать, что в истории наро­дов нет ничего случайного и произвольного, что всякая по­пытка «делать историю» бессмысленна и вредна, потому что все ждет и требует «исполнения времен», которого нельзя ни приблизить, ни отдалить. Вместе с тем, она представляет ряд глубоких житейских опытов величайших характеров, которые своими добродетелями и не менее своими пороками широко раскрывают дверь в самую глубь духовной жизни человека и тем самым преподают глубочайшие уроки для всякого обладающего достаточно живым нравственным чувством для того, чтобы восприни­мать подобные поразительные опыты. Наше «руководст­во», конечно, не имеет никаких претензий на изложение Библейской истории с этой именно стороны: понимание этой стороны в ней предполагает предварительное зна­комство с начатками библейско-исторического знания, и эти-то начатки именно и предлагаем мы в своей книге, в надежде, что она может послужить руководством к про­никновению и в более глубокую область знания.

31 декабря 1887 года. А.Л.

 

Епископ Нафанаил

Глава: ПЕРИОД ВОСЬМОЙ (Времена вавилонского плен)

Глава: ПРИМЕЧАНИЯ

ПЕРИОД ПЕРВЫЙ

1 Быт. 1:1-25, 30, 31; 2:1-6.

2 Глаголу бара соответствует лат. creavit.

3 На это, отчасти, указывает и самый оборот еврейского подлинника в первом стихе: «Берешит бара Элогим эт гаш-шамаим ве эт гаарец, т.е. «В начале сотворил Бог небо и землю».

4 Под небом разумеется как звездный, так, и главным об­разом, высший духовный мир, сотворение которого соверши­лось раньше сотворения земли, так что ангелы, как служащие духи, уже исполняли волю Божию и славословили Творца при совершении Им отдельных актов творения (Иов. 38:7).

5 Хаос — от греч. лью, сливаю все вместе, перемешиваю. В Библии это слово не употребляется, но самое понятие содер­жится в повествовании и находит себе подтверждение у отцов церкви, напр, у Вас. Великого и Григория Богослова. Евр. тогу-ва-богу соответствует этому представлению.

6 См. первое приложение в конце книги.

7 Быт. 1:26-29; 2:7-25.

8 Быт. 3 гл.

9 Форма проклятия змею: «ты будешь ходить на чреве тво­ем» (Быт. 3:14) дала повод возникновению впоследствии пре­дания, что до этого проклятия змей ходил в стоячем положе­нии. Но этому противоречит самое устройство организма змея, очевидно, приспособленного именно к ползанию, совершаемым с замечательным искусством. Смысл проклятия тот, что в нака­зание за коварство, сделавшее из змея пагубное орудие искон­ного врага для погубления человеческого рода, естественный способ его передвижения, отнюдь сам по себе не унизительный и не жалкий, а напротив, возбуждающий удивление своим за­мечательным проворством и изумительною изворотливостью, сделался отселе знаком и печатью проклятия Божия и, как та­кой, должен был возбуждать (как и возбуждает теперь) ужас, отвращение и презрение. «Пресмыкание» сделалось отселе си­нонимом низости и позора.

10 Быт. 4 и 5 гл.

11 Вот последовательный ряд представителей этого поколе­ния: Каин, Енох, Ирад, Мехиаель, Мафусал и Ламех (Быт. 4:18). Встречающиеся здесь имена Еноха, Мафусала и Ламеха не нужно смешивать с подобными же именами в другом поколении — Сифовом.

12 В синод, переводе Быт. 4:23: «я убил мужа в язву мне». Принятая в тексте форма, хотя менее точна, но зато более со­ответствует общему смыслу этого места.

13 Быт. 4:23, 24.

14 По еврейскому тексту счисление представляется в таком виде: Адам — 130, Сиф — 105, Енос — 90, Каинан — 70, Ма-лелеил — 65, Иаред — 162, Енох — 65, Мафусал — 187, Ла­мех — 182, Ной — 500, Сим до потопа — 100. Сумма этих цифр — 1656 составляет количество лет от сотворения Адама до потопа.

15 Замечания о библейской хронологии см. в конце книги, прилож. II.

 

ПЕРИОД ВТОРОЙ

1 Быт. 6:5-8 гл.

2По еврейскому тексту — в самый год наступления пото­па.

3Если считать локоть в 21 дюйм (т.е. 12 вершков), то это составит 525 футов длины, 87 1/2 ширины и 52 1/2 высоты. По вычислению бл. Августина (о граде Божием 15:26), размеры ковчега в его трех измерениях были те же, что и пропорцио­нальные размеры нормального человеческого тела, «длина кото­рого от подошвы до маковки в шесть раз более ширины груди и в десять раз более толщины или глубины лежащей фигуры че­ловека, измеряемой по прямой линии от земли». В 1609 году один голландец, Петр Янсен в Гоорне, построил корабль как раз по форме Ноева ковчега, и оказалось, что при такой форме ко­рабль представляет гораздо большую вместительность (именно на одну треть), чем при обычной форме построения кораблей. О библейских мерах см. в конце книги.

4 Быт. 9:17.

5 См. в конце книги, прилож. III.

6 Быт. 9:18 — 10-11 гл.

7 Столпотворение вавилонское, Быт. 11:1—9.

8 Разногласие в определении этого времени зависит от то­го, что единственными данными для его определения служат лета послепотопных патриархов, показания которых опять зна­чительно расходятся в главных текстах библейской летописи. Родословие послепотопных патриархов начинает Сим, у кото­рого чрез 2 года после потопа родился Арфаксад. В этом пока­зании сходятся все три текста, и потому разницу в показании лет следующих патриархов до рождения ими первого сына можно видеть из следующей таблицы:

Евр. Греч. Самар.

Арфаксад ......................................35 135 135

Каинан .......................................... — 130 —

Сала................................................30 130 130

Евер................................................34 134 134

Фалек..............................................30 130 130

Рагав..............................................32 132 132

Серух..............................................30 130 130

Нахор............................................ 29 79 79

Фарра ............................................70 70 70

 

Из этой таблицы видно, что в показаниях лет послепотопных патриархов греческий и самаритянский тексты сходятся между собой, а еврейский уклоняется от них, последовательно умаляя цифру на сто лет и в показании лет Нахора на 50 лет. Такое отступление явно указывает на преднамеренное сокра­щение лет, и даже целых поколений, так как в еврейском тек­сте совершенно не значится Каинана. В виду полного согласия греческого и самаритянского текстов, показание их получает больше достоверности сравнительно с еврейским.

 

ПЕРИОД ТРЕТИЙ

1 Быт. 11:26-32; 12-13 гл.

2 Пребывание Аврама в Египте, Быт. 12:10—20.

3 Разлучение Аврама с Лотом, Быт. 13.

4 Имя этого царя открыто на памятниках и читается Кудур-Лагамар, равно как и имена его союзников. Быт. 14:1—16.

5 Встреча Аврама с Мелхиседеком, Быт. 14:17—23.

6 Четвертое явление Господа Авраму, Быт. 15.

7 Сара и Агарь, Быт. 16.

8Установление обрезания, Быт. 17:10—14.

9 Быт. 14-23-25:1-10.

10 Гибель беззаконных городов, Быт. 19.

11 Быт. 20.

12 Рождение и обрезание Исаака, Быт. 21.

13 Жертвоприношение Исаака, Быт. 22.

14 Кончина Сарры, Быт. 23.

15 Женитьба Исаака, Быт. 24.

16 Последние дни жизни и кончина Авраама, Быт. 25:1—18.

17 Быт. 25:19 - 27, 28:1-5.

18 Дети Исаака, Быт. 25:20—34.

19 Быт. 26; Ср. Быт. 20.

20 Благословения Исаака, Быт. 27:1—40.

21 Удаление Иакова в Месопотамию, Быт. 27:41 — 28:22.

22 Быт. 28-30.

23 Видение лестницы, Быт. 28:12—22.

24 Встреча Иакова с Рахилью, Быт. 29:1—12.

25 Женитьба Иакова, Быт. 29:13 и сл.

26 Возвращение Иакова на родину, Быт. 31.

27 Терафимы — небольшие вавилонские изображения идо­лов, — знак того, насколько идолопоклонство проникло и в дом родства Авраамова.

28 Встреча с Исавом, Быт. 32 и 33.

29 Молитва Иакова, Быт. 32:9—12.

30 Борьба Иакова с Богом, Быт. 32:24—30.

31 Быт. 37, 39-41 гл.

32 Первая поездка сыновей Иакова в Египет. Быт. 42 гл.

33 Вторая поездка братьев Иосифа в Египет. Быт. 43—45.

34 Переселение Израиля в Египет, Быт. 46, 47:27.

35 Благословения Иакова, Быт. 49:1—28.

 

ПЕРИОД ЧЕТВЕРТЫЙ

1 Исх. 1 гл. и сл.; см. нашу «Библ. историю при свете но­вейших исследований и открытий», т. I, гл. XXXII, стр. 507 и сл.; Ebers, Egypten u Biicher Moses.

2 Исх. 2-4 гл.

3 Амрам был внук Левия чрез Каафа, Иохаведа доводилась ему теткой (Исх. 6:18—20).

4 Призвание Моисея, Исх. 3 гл.

5 Исх. 5-13 гл.

6 Первая казнь, Исх. 7:17—25.

7 Вторая казнь, Исх. 8:2—14.

8 Третья казнь, Исх. 8:16—19.

9 Четвертая казнь, Исх. 8:20—32.

10 Пятая казнь, Исх. 9:1—7.

11 Шестая казнь, Исх. 9:8-11.

12 Седьмая казнь, Исх. 9:18—34.

13 Восьмая казнь, Исх. 10:3—19. 14 Девятая казнь, Исх. 10:21—29.

15 Установление Пасхи, Исх. 12:1—28.

16 Десятая казнь, Исх. 12:29—33.

17 Исх. 13:17 и сл.

18 Переход чрез Чермное Море, Исх. 13:17—15:21.

19 Исх. 15 гл.

20 Исх. 15:22- 18 гл.

21 Исх. 15:23-26.

22 О станах в пустыне см. прилож. VI.

23 Вади — ложбина, по которой в дождливое время проте­кает ручей, пересыхающий на лето.

24 Чудесное пропитание, Исх. 16:4—35.

25 О манне см. в конце книги, прилож. VII.

26 1 Кор. 10:4.

27Битва с амаликитянами, Исх. 17:8—16.

28 Встреча с Иофором, Исх. 18:1-27.

29 Исх. 19-32-40; Числ. 1-4 гл.

30 Десятословие, Исх. 20:1—17.

31Поклонение золотому тельцу, Исх. 32 гл.

32 Исх. 34 гл.

33 Построение скинии, Исх. 35—40.

34 Лев. 10:1, 2.

35 Числ. 10:11 - 36.

36 О станах в пустыне см. прилож. VI.

37 Числ. 11.

38 Соглядатаи, Числ. 13 и 14 гл.

39 Считая и те два года, которые израильтяне уже странст­вовали в пустыне.

40 Числ. 15:32-36.

41 Возмущение Корея, Числ. 16 гл.

42 Жезл расцветший, Числ. 17 гл.

43 Числ. 20:1-13.

44 Числ. 20:1.

45 Кончина Аарона, Числ. 20:22—29.

46 Числ. 21:4-9.

47 Числ. 21:10-35.

48 История Валаама, Числ. 22—24.

49 См. в конце книги, прилож. VIII.

50 Общее название царей амаликитских, как фараон — на­звание царей египетских.

51 Числ. 24:17.

52 Числ. 25-27:31.

53 Прощание и кончина Моисея, Второз. 31—34.

54 Подробнее см. в нашем сочинении: «Законодательство Моисея. Исследование о семейных, общественных и государст-венных законах Моисея, с приложением трактата: Суд над Ии­сусом Христом с юридической точки зрения». С.-ПБ, 1882 г.

55 Лев. 25:23.

56 Материальное положение колена Левиина в общем было следующее: при разделе обетованной земли им не было дано особого земельного надела, чтобы оно свободнее могло преда­ваться служению Богу (Числ. 35:2—6; Второз. 18:1—2, 5). Оно получило только для обитания сорок восемь городов, избранных среди различных колен с окружающим их полем в две тысячи локтей. Из них священники, сыновья и потомки Аарона име­ли тринадцать городов, расположенных в коленах Иуд ином, Симеоновом и Вениаминовом. Шесть из 48 левитских городов были в то же время городами убежища, именно города — Хе­врон, Сихем и Кедес к западу от Иордана и Голан, Рамоф Галаадский и Бецер к востоку от него (И. Нав. 20:7—8). Что ка­сается собственно средств существования, то они доставлялись колену Левиину в виде десятины, которая состояла в том, что все израильтяне обязаны были каждый год платить левитам де­сятую часть своих доходов — от земли и скотоводства (Числ. 18:11-13; Второз. 14:22 и сл.; 15:19; 18:4; 26:2-12; Лев. 7:7—15, 32—34). Левиты, в свою очередь, платили десяти­ну на содержание священников. Эти последние имели, кроме того, долю в большинстве приносившихся народом жертв (Числ. 5:9—15; Второз. 18:3); все дары возношения и все закля­тое, т.е. освященное по обету, отходили в их собственность (Числ. 18:10—14). Священникам же отходили и деньги, возвра­щавшиеся по суду потерпевшим, в случае неоставления ими по себе наследников (Числ. 5:6—8).

 

ПЕРИОД ПЯТЫЙ

1 Из них Фавор имеет 1 865 фут. высоты, Кармил — 1 720 ф., Гаризим 2 650 ф., Гевал — 2 700, Сион — 2 610, Елеонская — 2 700 ф. над уровнем моря.

2 Указывая на это, Моисей в своем благословении Асирову колену сказал, что оно «окунет в елей ногу свою» (Вто­роз. 33:24).

3 Кн. И. Навина, гл. 1 и сл.

4 Взятие Иерихона, И. Нав. 5:13—6:26.

5 Матф. 1:5.

6 Поражение при Гае, И. Нав. 7.

7 Клятва, И. Нав. 8.

8 Хитрость гаваонитян, И. Нав. 9.

9 Борьба с союзом хананейских царей, И. Нав. 10—12.

10 См. прилож. IX в конце книги.

11 Раздел земли, И. Нав. 13—21.

12 И. Нав. 22 гл.

13 Кончина И. Навина, гл. 24.

14 Общее состояние народа в это время: Суд. 1-3:7. См. в нашей «Библ. Истории при свете нов. исслед.». т. I, стр. 893 и сл. См. также И. Троицкого, «Религиозно-нравственное состоя­ние евреев во времена судей».

15 Суд. 2:10-13.

16 Хусарсафем был царь «Арама двух рек», т.е. Месопота­мии. Так как из Арама призываем был и Валаам для проклятия израильтян, то, вероятно, этот царь был союзником постоян­ных врагов Израиля — моавитян и мадианитян. Суд, 3:8 и сл.

17 Аод, Суд. 3:12-14.

18 Хананейское иго и правление Деворы, Суд. 4 и 5 гл.

19 Имя Барак или Барак — ханаанитского происхождения, и замечательно, что это же имя носила знаменитая карфаген­ская фамилия Барка, из которой вышел гениальный полководец Ганнибал.

20 Гедеон, Суд. 6-9; Иеффай, Суд. 10 гл.

21 Самозванство Авимелеха, Суд. 9.

22 История Иеффая, Суд. 11—12:7.

23 Суд. 13-16 гл.

24 О законах назорейства см. Числ. 6:1—21.

25 Суд. 17-21; Книга Руфь.

26 1 Книга Царств 1—3.

27 1 Цар. 2:12-25.

28 Рождение и воспитание Самуила, 1 Цар. 1 и сл.

29 Суд Божий над домом Илия, 1 Цар. 4—7:2.

30 Цар. 7:3-17.

31 Правление сыновей Самуила и вопрос об избрании ца­ря, 1 Цар. 8:1-22.

 

ПЕРИОД ШЕСТОЙ

1 1 Цар. 9-16.

2 Помазание Саула на царство, 1 Цар. 9 и 10.

3 1 Цар. 11.

4 Война с филистимлянами, I Цар. 13 и 14.

5 Поражение амаликитян, 1 Цар. 15.

6 Помазание Давида, 1 Цар. 16.

7 1 Цар. 16:14 - 17-31.

8 Единоборство Давида с Голиафом, 1 Цар. 17.

9 1 Цар. 18:6 и сл.

10 Давид и Ионафан, 1 Цар. 18:1; 20.

11 1 Цар. 21.

12 Гонения Саула на Давида и странническая жизнь послед­него, 1 Цар. 22 и сл.

13 Кончина Самуила, 1 Цар. 28:3.

14 Нашествие филистимлян и кончина Саула, 1 Цар. 31.

15 Волшебница Аэндорская, 1 Цар. 28:7—25.

16 Кончина Саула, 1 Цар. 31.

17 2 Цар. 1:17-27.

18 2 Цар. 2-7.

19 2 Цар. 4 гл.

20 2 Цар. 5 гл.

21 2 Цар. 5:5.

22 Завоевание Иерусалима, 2 Цар. 5:6—10.

23 2 Цар. 5:10.

24 Перенесение ковчега, 2 Цар. 6.

25 Завоевания Давида, 2 Цар. 8.

26 2 Цар. 7.

27 2 Цар. 9.

28 2 Цар. 11-18.

29 Аммонитская война и падение Давида, 2 Цар. 10—12.

30 Грехопадение Давида, 2 Цар. 11:2 - 12.гл.

31 Семейные огорчения Давида, 2 Цар. 13.

32 Восстание Авессалома, 2 Цар. 14:25, 26; 15 и сл.

33 2 Цар. 16:15-23; 17 и 18.

34 Восстание Савея, 2 Цар. 19:41-43; 20.

35 2 Цар. 21 и сл.

36 2 Цар. 21:1-14.

37 2 Цар. 21:15-22.

38 2 Цар. 22; Пс. 17.

39 Исчисление народа, 2 Цар. 24; ср. 1 Парал. 21,

40 Возмущение Адонии, 3 Цар. 1:5—53.

41 Кончина Давида, 3 Цар. 2:1-11.

42 3 Цар. 2:12 и сл.; 2 Парал. 1 и сл.

43 3 Цар. 3:1; 9:15-17.

44 3 Цар. 3:3-15.

45 3 Цар. 4.

46 3 Цар. 3:16-28.

47 3 Цар. 4:29-31.

48 3 Цар. 4:29-34.49 Построение храма, 3 Цар. 5—7; 2 Парал. 2—7.

50 3 Цар. 6:1 и сл.

51 Освящение храма, 3 Цар. 8 гл.

52 Висон — тончайшая белая полотняная материя, состав­лявшая в древности принадлежность священных и других высо­копоставленных особ.

53 Молитва Соломона, 3 Цар. 8:23—53.

54 3 Цар. 8:65, 66.

55 3 Цар. 9, 10 и 11.

56 3 Цар. 9:1-9.

57 Посещение царицы Савской, 3 Цар. 10.

58 Падение Соломона, 3 Цар. 11.

59 Потворство идолопоклонству со стороны Соломона, 3 Цар. 11:1-8.

60 Восстание на окраинах, 3 Цар. 11:14—25.

61 Восстание Иеровоама, 3 Цар. 11:26—40.

62 3 Цар. 11:41-43; 2 Парал. 9:29-31.

63 2 Цар. 11:14; 2 Парал. 2:11.

 

ПЕРИОД СЕДЬМОЙ

1 3 Цар. 12; 2 Пар. 10.

2 Царствование Иеровоама 1-го, 3 Цар. 12:20 — 13.

3 Начало религиозного раскола, 3 Цар. 12:26—33.

4 Обличение со стороны пророка, 3 Цар. 13 гл.

5 3 Цар. 14 гл.

6 3 Цар. 14:20.

7 Династия Ваасы, 3 Цар. 15:33 и сл.

8 Царствование Ровоама, 3 Цар. 14:29—31; 2 Парал. 12:13-16.

9 Нашествие Сусакима, 3 Цар. 14:25—28; 2 Парал. 12:2-11.

10 Царствование Авии, 3 Цар. 15:1, 2; 2 Парал. 13:1, 2.

11 Царствование Асы, 3 Цар. 15:9-24; 2 Парал. 14, 15.

12 Царствование Иосафата, 3 Цар. 15:24; 22:41, 42; 2 Па­рал. 17:1 - 20:31.

13 Царствование Ахава, 3 Цар. 18—22.

14 Пророк Илия, 3 Цар. 16:29 - 4 Цар. 2:18.

15 Предсказание о засухе, 3 Цар. 17:1; Ср. Иак. 5:17, 18.

16 Пребывание в Сарепте, 3 Цар. 17:8—24. Из сопоставле­ния 3 Цар. 17:8—9; Авд. 20; Лук. 4:26 можно заключать, что эта вдова была евреянка, находившаяся в замужестве за фини­киянином, в роде матери художника Хирама.

17 Испытание веры, 3 Цар. 18.

18 Все эти жрецы Ваала в сущности были израильтяне, от­ступники истинной веры, а за отступление к идолопоклонству назначалась смертная казнь. См. Второз. 13:15—16.

19 Пророк Елисей, 4 Цар. 2:19 - 10:13.

20 Дело о винограднике Навуфея, 3 Цар. 21.

21 Войны Ахава, 3 Цар. 20—22.

22 Царствование Охозии, 3 Цар. 22:51; 4 Цар. 1.

23 Взятие пророка Илии на небо, 4 Цар. 2.

24 10-й царь израильский Иорам, 4 Цар. 1:17; 3:1 и сл.

25 Эта война с Месой, царем моавитским, получила особен­ный интерес вследствие того обстоятельства, что в недавнее вре­мя, именно в 1868 году открыт каменный памятник с надпи­сью на нем от имени этого самого Месы, царя моавитского. Надпись, в общем, рассказывает об этом именно событии, и в ней Меса, между прочим, говорит: «я воздвиг этот камень Хе-мошу (Хамосу) в Кире как камень спасения, ибо он избавил меня от всех грабителей и дал мне увидеть мое желание на всех моих врагах, на Амврие, царе израильском». Далее рассказыва­ется, как и следующие цари израильские угнетали моавитян, но Хемош, их национальный бог, избавил их. В общем, надпись за­ключает много черт, заставляющих предполагать, что в ней смоавитской точки зрения рассказывается, между прочим, то именно событие, о котором повествуется и в Библии (4 Цар. 3:4—27). Памятник из черного базальта и имеет 3 фу­та и 10 дюймов высоты, 2 фута ширины и 14 1/2 дюймов толщины. На нем 44 строки, писанных финикийскими буквами. Он найден в развалинах древнего города Дивона, бывшей север­ной столицы Моава, к северу от реки Арнона. Таким образом, этот неожиданно сохранившийся памятник, воздвигнутый бо­лее 2 1/2 тысяч лет тому назад, оказался поразительным свиде­телем истинности библейского повествования.

26 Иорам 5-й царь иудейский, 4 Цар. 8:17; 2 Парал. 21:5.

27 Охозия 6-й царь иудейский, 4 Цар. 9:29; 2 Парал. 22:1-4.

28 Исцеление Неемана, 4 Цар. 5 гл.

29 Два поражения сирийского войска, 4 Цар. 6 и 7 гл.

30 Гибель Иезавели, 4 Цар. 9:30-37; Ср. 3 Цар. 21:23.

31 Ииуй — 11-й царь израильский, 4 Цар. 10:11—36.

32 Иоахаз, 4 Цар. 13:1-9.

33 Иоас, 4 Цар. 13:9-13.

34 Кончина Елисея, 4 Цар. 13:14-21.

35 Иеровоам II, 4 Цар. 14:23-29.

36 Адма и Севоим — города, погибшие вместе с Содомом и Гоморрой.

37 Осия, 20-й царь израильский, 4 Цар. 17:1 и сл.; 2 Парал. 26:1-23.

38 Осада и взятие Самарии ассириянами, 4 Цар. 17:5 и сл.

39 См. Layard, «Nineveh and Babylon», стр. 148.

40 Иоас, 8-й царь иудейский, 4 Цар. 12:1—21.

41 Ахаз, 12-й царь иудейский, 4 Цар. 16:1—20.

42 Ис. 7:14.

43 Езекия, 13-й царь иудейский, 4 Цар. 18—20; 2 Парал. 29-32.

44 Манассия, 14-й царь иудейский, 4 Цар. 21:1—18; Парал. 33:1—20. Молитва Манассии в конце 2 кн. Парал.

45 Навуходоносор или по вавил. Набу-кудур-уцур означает «бог Набу защищает корону».

46 Амон, 15-й царь иудейский, 4 Цар. 21:19—26; 2 Парал. 33:21-25.

47 Иосия, 16-й царь иудейский, 4 Цар. 22 и 23:1—28; 2 Па­рал. 34.

48 Все это было во исполнение предсказания, сделанного пророком Иеровоаму I.

49 Сарак был сын Ассеурбанипала или Сарданапала гречес­ких писателей, с которыми его часто смешивали и который обыкновенно считался последним ассирийским царем, пока но­вейшие открытия не дали возможности исправить эту ошибку.

50 Селлум или Иоахаз — 17-й царь иудейский, 4 Цар. 23:31—33. У Иосии было четыре сына: Иоахаз, Иоаким (или Елиаким), Седекия, Селлум. См. 1 Парал. 3:15.

51 Елиаким или Иоаким — 18-й царь иудейский, 4 Цар. 23:34 и сл.

52 Первое пленение, Дан. 1 гл.

53 Иехония, 19-й царь иудейский, 4 Цар. 24:8—16.

54 Седекия, 20-й и последний царь иудейский, 4 Цар. 24:17 и сл.

55 Падение Иерусалима и царства Иудейского, 4 Цар. 25 гл.

56 Продолжительность царствования царей иудейских и из­раильских:

Цари иудейские: Ровоам — 17 лет (с 980 г. до Р.Х.); Авия — 3; Аса — 41; Иосафат — 25; Иорам — 8; Охозия — 1; Гофолия — 6; Иоас — 40; Амасия — 29; Озия — 52; Иоа-фам — 16; Ахаз — 16; Езекия — 29; Манассия — 55; Амон — 2; Иосия — 31; Иоахаз — 3 месяца; Иоаким — 11 лет; Ие­хония — 3 месяца; Седекия — 11 лет. Разрушение Иерусали­ма: 588 г. до Р.Х.

Цари израильские: Иеровоам I царствовал 23 года; На-ват — 2; Вааса — 24; Ила — 2; Замврий — 7 дней; Фамний и Амврий — 4 года; Амврий один — 8; Ахав — 22; Охозия —2; Иорам — 12; Ииуй — 26; Иоахаз — 17; Иоас — 16; Ие-ровоам II — 41; Междуцарствие — 11; Захария — 6 месяцев; Селлум — 1 месяц; Менаим — 10 лет; Факия — 2; Факей — 20; Осия — 9. Разрушение Самарии: 722 г. до Р.Х.

Нужно сказать, впрочем, что хронология периода со вре­мени разделения монархии до разрушения Иерусалима нужда­ется еще в обстоятельном исследовании на более прочных дан­ных, чего еще невозможно сделать при наличном состоянии на­уки.

Доселе еще нельзя в точности определить самого момента разделения монархии, вследствие чего хронологи расходятся на два десятилетия: 980—963. Первая из этих цифр определяется суммою лет царствования царей иудейских, а вторая — сум­мою лет царствования царей израильских. Твердый опорный пункт могла бы дать египетская хронология, если бы она уста­новила дату нашествия фараона Шешонка или Сусакима I на Палестину. Равным образом дальнейшее исследование ассирий­ской и вавилонской хронологии пролило бы значительный свет на эту еще недостаточно разъясненную область, тем более, что существует немало ассиро-вавилонских памятников, на кото­рых совместно значатся современные цари Ассиро-Вавилонии и Палестины.

Эти данные могли бы пролить свет и на библейские пока­зания о числе лет царствования царей в том или другом из ев­рейских государств, и при этом, наверно, могло бы оказаться, что показания эти нуждаются в более точном определении то­го, что, нужно отнести на совместные царствования (напр. от­ца с сыном) и что нужно отчислить на время междуцарствий. Во всяком случае, даже при теперешнем состоянии науки, с по­ложительностью можно утверждать, что если и встречаются, по-видимому, несогласия между библейской хронологией и хронологией Египта и Ассиро-Вавилонии, то эти несогласия лишь кажущиеся, и напротив, в главных моментах они с пора­зительной точностью совпадают между собою, и это все более подтверждается каждым новым открытием в истории сопри­косновенных стран.

 

ПЕРИОД ВОСЬМОЙ

1 Дан. 1:4.

2 Дан: 1:20.

3 Сон Навуходоносора, Дан. 2 гл.

4 Чудесное спасение трех отроков, Дан. 3.

5 Наказание Навуходоносору, Дан. 4.

6 Колонна с золотой статуей на вершине.

7 Пир Валтасара и взятие Вавилона, Дан. 5.

8 В русск. синод. переводе в данном месте — перес. В сла­вянском тексте вся надпись: Мани, фекел, фарес.

9 Валтасар — это, по всей вероятности, Белсарусур клино­образных надписей. Он не был царем в собственном смысле, а только заместителем своего отца Набонида, находившегося в плену у Кира, вследствие чего и Даниил сделан был «третьим» властелином в царстве, так как вторым был сам Валтасар.

10 Дарий Мидянин (Дан. 9:1) — по предположению или тесть Кира Киаксар, или Гобрия классических писателей, Угба-ру — клинописен, — военачальник Кира.

11 Откровение о седьминах, Дан. 9 гл.

12 Указ Кира об освобождении иудеев из плена, 1 Ездр. 1:2-4.

 

ПЕРИОД ДЕВЯТЫЙ

1 Возобновление храма, 1 Ездр. 3:8 и сл.

2 Так, в русской Библии (вслед за греческой) переводится имя этого царя — Агасвер. С большею вероятностью можно предполагать, что это был Ксеркс 1, деспотический характер которого более соответствует данным библейского повествова­ния. Персидские цари идут в следующем хронологическом по-рядке: Кир (558-529), Камбиз (529-522), Дарий I Гистасп (521—485), Ксеркс I (485—465), Артаксеркс I Лонгиман (465-424), Ксеркс II (424), Дарий II (424- 405), Артаксеркс II Мнемон (405-365) и др.

3 Эллинизмом стало называться со времени Александра Ве­ликого увлечение всем греческим или эллинским, так как он сам задавался целию объединить весь мир не сколько силою оружия и политики, сколько единством греческого языка, нра­вов и образования. Евреи, говорившие на греческом языке, на­зывались эллинистами.

4 От евр. маккаба — молот.

5 Во втором храме был только один жертвенник кадиль­ный, один стол хлебов предложения и один светильник (вмес­то семи); не было в нем уже и ковчега завета с его священней­шими принадлежностями.

 

Евр. Греч. (и слав.)

Сотворение мира .................... Глава: ПРИЛОЖЕНИЯ

I. Дни творения

С историей творения мира связывается вопрос, что собст­венно нужно разуметь под теми днями, которыми обозначают­ся отдельные акты творческой деятельности Бога. Есть ли это дни в собственном смысле этою слова, или под ними нужно ра­зуметь неопределенные периоды времени, заключающие в себе гораздо большую продолжительность? Наша богословская на­ука не дает в этом отношении какого-либо категорического решения, предоставляя его расширяющемуся свету знания, хотя и заметно стремление удержать буквальное понимание слова день. Но новейшие толкователи, пользуясь всеми данными вспомогательных наук, все более склоняются к убеждению, что под днями творения отнюдь нет необходимости разуметь дни в нашем узком смысле этого слова. Творцу не было никакой не­обходимости непременно назначать двадцать четыре часа на со­творение света, по двадцать четыре часа для создания звезд, рас­тений или животных: Он мог создать все это в один миг, од­ним словом Своим. Такое ограничение было бы несогласно с самым существом Бога, для которого нет пределов времени, по­тому что для Него один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день. Отсюда можно думать, что и под «днем» разумеет­ся просто неопределенное протяжение времени. Многие осно­вания заставляют предполагать, что такое именно значение, именно значение неопределенного, более или менее продолжи­тельного периода времени и имеет употребленное Моисеем слово йом, т.е. день.

1) Всем известно, что по-еврейски слово йом может озна­чать и действительно означает во многих местах св. Писания неопределенный период времени (Быт. 2:4, 17; Лев. 7:35, 36; Втор. 9:24; 31:17, 18; 32:7, Пс. 2:7; Ис. 34:8; 63:4; Иерем. 46:10; Иоиль 2:31; Ам. 3:14; Зах. 14:9; Матф. 10:15; 12:36; Ио­ан. 8:56; Рим. 2:5; 2 Кор. 6:2).

2) По-еврейски слово период нельзя выразить иначе, как чрез слово йом, так как в этом языке не существует другого сло­ва для выражения этого понятия. Отсюда бытописатель, и ра­зумея период, по необходимости должен был употреблять сло­во йом, как имеющее это широкое значение.

3) Эти два основания показывают возможность понима­ния дня в смысле периода. Другие соображения затем доказы­вают, что Моисей и действительно употребляет слово йом не в смысле суток в 24 часа, а в смысле неопределенного периода. Он именно говорит, что солнце и луна, как светила, назначен­ные для отделения дня от ночи, для управления днем и ночью, были поставлены Творцом в четвертый день творения. Следова­тельно, три первые дня отнюдь не могут быть днями в собст­венном смысле этого слова, так как для них не было главного условия, определяющего их продолжительность, т.е. не было то­го отношения земли к солнцу, в котором она находится теперь. Если же первые три дня, очевидно, были неопределенные пери­оды, то таковыми же были и следующие дни, так как ничто не дает нам права делать произвольное различие между йом в при­ложении к первым трем и йом в приложении к последним че­тырем периодам творения.

4) Сам бытописатель во второй главе своего повествования прямо показывает, что он под словом йом разумеет именно не­определенный период времени. Обобщая историю творения, он именно говорит: «вот происхождение неба и земли, при сотво­рении их, в то время (йом), когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла» (Быт. 2:4 и 5). Тут под словом йом уже прямо разумеется вся сумма дней творения, как неопределенный период времени, и во вся­ком случае уже не день в собственном смысле этого слова, так что и русский синодальный перевод передает здесь слово йом неопределенным время.

5) Космогонические предания других народов, — преда­ния, в которых нельзя не видеть, хотя и в искаженном виде, от­голоска истинного предания, сообщаемого в Бож. откровении, считают дни творения продолжительными периодами. По ин­дийскому преданию Брама был заключен в космическом яйце в течение 360 дней, по окончании которых яйцо раскололось на две половины и из них он образовал небо и землю; каждый из этих 360 дней состоял из 12 миллионов лет. По преданию пер­сов и этрусков творение произошло в шесть равных периодов, из которых каждый равнялся тысяче лет. То же представление заключается и в халдейском сказании о творении, в котором под днем творения разумеется период в 43 200 лет.

а) Против такого понимания могут возразить, что им раз­рушается внутренний смысл самого повествования, именно как объяснения происхождения недели и установления субботы (Исх. 20:10, 11). Но хотя история сотворения мира объясняет происхождение недели, однако, отсюда еще нельзя заключать, что слово йом нужно понимать именно в буквальном смысле. Напротив, этим скорее объясняется то обстоятельство, почему

именно неопределенные периоды творения названы днями. Так как они служили именно прообразами дней недели, то Моисей приспособительно к этому и назвал их йом, причем седьмой пе­риод сделался прообразом того дня, который должно посвящать Богу. Таким образом, история творения разделена на шесть от­дельных дней-периодов, заканчивающихся днем покоя, чтобы глубже запечатлеть в душе человека долг свято соблюдать суб­боту. Отсюда же естественным было употребить для бытописа­теля слова вечер и утро, как общеизвестные грани между дня­ми, причем он вечер ставит раньше утра, согласно древнему счислению времени, как оно и доселе сохраняется в церковных службах.

б) Могут возражать против изложенного объяснения дней творения, что оно не имеет ясного подтверждения в предании, в толкованиях отцов и учителей церкви. Но на это нужно ска­зать, что предание не дает единогласного решения, и хотя у древних толкователей преобладает понимание буквальное, но нет недостатка и в толковании иносказательном, именно в смысле неопределенных периодов. Так вся школа александрий­ских отцов и учителей церкви понимала выражение день, вечер и утро иносказательно. Затем блаж. Августин прямо говорит, что «нам трудно вообразить, какого рода могли быть эти дни», и для уяснения их прибегал к современным наукам, показывая этим и нам, что мы также должны пользоваться всем тем све­том, который наука проливает на таинственные вопросы бы­тия. А новейшая наука, неизвестная древним, именно наука о земле, геология, дает положительные данные в подтверждение того, что дни творения — это продолжительные периоды, и правильная последовательность их, вполне согласующаяся с по­казанием бытописателя, писавшего историю творения за тыся­чи лет до появления самой геологии, служит новым поразительным доказательством богооткровенности книги Бытия.II.

 

Библейская хронология

Хронология есть один из самых спорных пунктов в Библей­ской истории, так как в самой Библии нет достоточной опре­деленности в летосчислении. Кроме того, что древнейшие текс­ты Библии в своих цифровых показаниях расходятся на сотни лет, в самых частностях летосчисления есть столько данных для различных выводов, что хронологи построили множество сис­тем летосчисления, не менее до 200. Главная причина такой не­определенности, прежде всего, могла заключаться в ошибках переписчиков св. книг, — ошибках, которые легче всего сделать именно в цифрах, так как при неразборчивости рукописи у пе­реписчика нет возможности догадаться по контексту, как это бывает при переписке неразборчивых слов. Что такие ошибки именно были, доказательством этого служит Быт. 5:25—27 сти­хи, где в переводе 70 толковников говорится, что Мафусал жил 167 лет до рождения Ламеха, и 782 года после него: «всех же дней Мафусала было 969 лет». Но при таком определении его лет является странная несообразность, именно, что Мафусал жил 14 лет после потопа. Ясно, что здесь вкралась ошибка, и потому в большинстве списков и переводов с греческого цифра 167 обыкновенно исправляется на 187, как это значится и в русском переводе. Отсюда мы можем заключить, что хроноло­гия, как не имеющая прямого отношения к основным началам веры и нравственности, есть предмет второстепенный в Библии и точное определение ее не входило в задачу бытописателя, а предоставлено усмотрению разума и изысканиям наук.

Тщательное исследование, между тем, показывает, что для составления точной и полной библейской хронологии нет твер­дых данных не только в отдельных цифрах лет жизни патриар­хов, но и в самых родословных, которые не проведены с безус­ловною последовательностью. Так, в еврейском тексте в родо­словной послепотопных патриархов пропущен Каинан, и говорится, что «Арфаксад родил Салу», между тем как по гре­ческому тексту 70 и по свидетельству св. Луки (3:36) Сала был внук Арфаксада и сын Каинана. Таким образом, здесь нужно допустить или ошибку в еврейском тексте, или, с другой стороны, слово «родил» понимать не в строгом смысле сыновства, а в смысле вообще потомства. Что слово это иногда употребляет­ся в св. Писании в таком именно широком смысле, показыва­ет Матф. 1, 8 стих, где читаем: «Иорам родил Озию»; между тем, из истории известно, что Озия был не сыном Иорама, а его праправнуком (Иорам — Охозия — Иоас — Амасия — Озия). Еще неопределеннее употребление в еврейском языке слова «сын», которое часто прилагается к отдаленным потом­кам. Лаван в Быт. 29:5 называется сыном Нахоровым, между тем как в действительности он был внуком его от Вафуила (Быт. 21:15 и 29); Шевуил в 1 Пар. 24:24 называется сыном Гирсона, сына Моисеева, хотя жил несколько столетий спустя после него; Христос называется «сыном Давидовым», и т.д. Вви­ду этого нет ничего невозможного в том, что бытописатель мог опустить некоторые звенья генеалогии патриархов допотопных и послепотопных, чтобы подвести их под известную симметрию — по десяти родов в каждой, подобно тому, как это сделал св. Матфей, опуская некоторые звенья родословной Христа, чтобы подвести ее под три симметрические группы, составляющие каждая по четырнадцати родов (1:17). Если же так, то библей­ская хронология не может быть определена с безусловною точ­ностью, и определение ее может иметь значение лишь прибли­зительное, каковое и совершенно достаточно для главной цели библейского повествования, именно уяснения постепенного хо­да веры и нравственности ветхозаветного человечества, жаждав­шего избавления свыше.

Но указанная неопределенность библейской хронологии отнюдь не дает места для произвольного отнесения сотворения человека на десятки и сотни тысяч лет до Р.Х., как это делают некоторые геологи, принимающие во внимание лишь показа­ния слоев земли. Напротив, все более твердые и несомненные дынные показывают, что историческая жизнь человечества вос­ходит не далее 5—6 тысяч лет до Р.Х., как это именно и выхо­дит приблизительно по летосчислению 70 толковников, приня­тому православной церковью. Ввиду этого, последнее имеет больше значения и вероятия, чем еврейское, принятое запад­ною церковью, и к этому убеждению начинают склоняться да­же западные богословы (как напр. Вигуру), припоминающие, что греческое летосчисление было принято и западною церко­вью, держалось в ней в течение шести веков и оставлено сов­сем не раньше XVI века. Разницу между этими системами ле­тосчисления можно видеть из следующей сравнительной табли­цы (цифры обозначают годы до Р.Х.):

 

......4 004 5 508 до Р.Х.

Потоп..............................................2 349 3 242

Призвание Авраама......................1 921 2 040

Рождение Исаака..........................1 897 2 015

Рождение Иакова..........................1837 1955

Переселение в Египет .................1 706 1 825

Рождение Моисея.........................1 571 1 691

Исход из Египта............................1 491 1 610

 

Но эти цифры колеблются в исчислениях различных уче­ных исследователей, и для окончательного установления требу­ют соображения их с показаниями последующих периодов Библейской истории. Тогда исход из Египта нужно будет отне­сти к концу XV века, что склоняет весы вероятности в пользу еврейского летосчисления в этих позднейших периодах исто­рии.

 

III. Предания о потопе

Предание о потопе распространено по всему земному ша­ру и самая распространенность эта служит сильным подтверж­дением его исторической достоверности. Следы его в той или другой форме мы встречаем у народов всех частей света, хотя и с видоизменениями, объясняющимися влиянием местных усло­вий и своеобразных воззрений различных народов. В Индии Ману спасается от потопа в корабле, который он построил по предсказанию рыбы, и по выходе из корабля совершает образ­цовую жертву. В Персии Йнма спасается от потопа в огоро­женном саду на вершине горы, где вместе с ним спаслись и представители всего живущего на земле. Известие об оконча­нии потопа принесено ему птицей каршиптой. В Греции было два предания о потопе: в Беотии спасся от потопа в корабле Огигес, древний царь беотийский, сделавшийся родоначальни­ком послепотопного человечества, а в Фессалии — Девкалион и Пирра, корабль которых остановился на Парнасе. В Египте, где наводнение считалось благодеянием, так как от него зависело благосостояние страны, предание о потопе изменено было в том смысле, что нечестивый род человеческий наказан был яз­вой, истребившей его весь, за исключением немногих лиц, сде­лавшихся родоначальниками нового человечества. Жертвопри­ношение спасшихся людей и обещание богов не губить впредь человеческого рода ясно указывает на то, что под этим преда­нием разумеется именно видоизмененное сказание о потопе, тем более, что и главный действующий в этом событии бог (Нун, Ну) имеет звуковое сходство с именем Ноя. В Америке, именно в Мексике, предание о потопе весьма близко подходит к библейскому. Мексиканский Ной — Кокс-Кокс спасся с сво­ею женою на корабле; для удостоверения в состоянии земли он выслал коршуна, который не возвратился; но затем посланная колибри принесла ему ветвь с распустившегося дерева, которая и засвидетельствовала об окончании потопа. У жителей остро­вов Фиджи существует предание, что их острова вскоре после заселения их были потоплены и все жители погибли, но боги выслали две барки, на которых и спаслось восемь человек.

Но самое сходное с библейским сказанием предание хал­дейское. Оно давно уже было известно в передаче его вавилон­ским жрецом Берозом, жившим в III веке до Р.Х.; но так как можно было подозревать, что Бероз, как писавший по-гречески и в столь позднее время, мог привнести в свой рассказ и чер­ты, заимствованные из Библии, то ему и не предавали должно­го значения до последнего времени, когда открыт был халдей­ский подлинник этого предания. Именно при разборе найден­ной в развалинах Ниневии библиотеки известного царя Ассирии Ассурбанипала английский ученый ассириолог Джордж Смит нашел и прочитал большую поэму, в которой 11-я песнь и содержит повествование о потопе. Поэма найде­на в трех копиях с обозначением, что они сделаны с древней­шего подлинника (от XVII века до Р.Х.) и, таким образом, сво­бодны от посторонних влияний. Герой поэмы некий Издубар, которому его предок Ксисутр, десятый из первобытных царей (Ной — десятый из патриархов), рассказывает о том, как он спасся от потопа. Когда боги решили погубить развращенный род человеческий, то бог воды Нуа (рыбообразный) повелел Ксисутру построить корабль в 600 локтей в высоту и ширину, взять с собою своих семейных, слуг мужских и женских и все, что было необходимо для семени жизни, и войти в этот ко­рабль. В рассказе подробно описывается, сколько пошло мате­риалов на построение корабля, сколько запасено было прови­зии. Когда Ксисутр вошел в корабль и затворил за собою дверь, то открылись все источники бездны, полились дожди, продол­жавшиеся шесть дней и шесть ночей, и всякая жизнь на земле погибла. Корабль остановился на горе Низир. В седьмой день Ксисутр открыл окно и выпустил голубя, но он возвратился, не найдя сухого места на земле; возвратилась и выпущенная лас­точка, но выпущенный затем ворон остался на трупах и тем дал знать о прекращении потопа. Совершенное по выходе из ко­рабля жертвоприношение было угодно богам и они обещали никогда впредь не губить рода человеческого потопом. — Не­смотря на отдельные черты различия, мы сразу видим, что здесь рассказывается о том же самом потопе, о котором повествует Библия. Это как бы лишь другая редакция того же самого рас­сказа, но уже носящая признаки потемнения и извращения и, что важнее всего, всецело проникнутая политеизмом, между тем как в Библии сказание является во всей своей первоначаль­ной чистоте и истинности.

В общем, все эти предания, подтверждая истинность биб­лейского повествования о потопе, доказывают вместе с тем, что все теперь населяющие землю народы произошли именно от одного родоначальника или его сыновей и, таким образом, со­ставляют одну нераздельную общечеловеческую семью, имею­щую одного Отца небесного.

 

IV. Гибель Содома и Гоморры

Местоположение Содомского пятиградия доселе не опреде­лено с достаточною точностью; но большинство новейших гео­графов полагают, что города эти находились к северу от Мерт­вого моря, в той части иорданской долины, которая теперь по­топлена водою. Это само собою предполагает, что Мертвое море уже существовало и раньше катастрофы, так как оно служило бассейном, куда сливались воды Иордана, но, несомненно, было меньших размеров и отличалось другими свойствами, быть мо­жет, было таким же прозрачным и оживленным, как и озеро Галилейское или Геннисаретское. Гибель этих городов есть одно из самых страшных и замечательных событий в Библии, и на нее чаще всего делаются указания как на доказательство страш­ного гнева Божия за попрание всяких законов нравственности. О событии этом повествуется в следующих знаменательных сло­вах: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окре­стность сию, и всех жителей городов сих, и (все) произраста­ния земли». Когда Авраам рано утром на другой день взглянул по направлению погибших городов, то увидел: «вот, дым подни­мается с земли как дым из печи». Тут мы видим одно из мно­гих доказательств того, как Господь для наказания людей за без­законие употребляет естественные разрушительные силы. Горо­да погибли не от внутреннего раздора, не от руки врагов, но от такого бедствия, которого невозможно было ни предвидеть, ни избегнуть и о котором объявлено было лишь тогда, когда нечес­тие сделало это страшное наказание неизбежным.

Неудивительно, что такое страшное событие должно было обращать на себя внимание и писателей последующих времен, и указания на него мы встречаем как у позднейших иудейских и новозаветных писателей, так и у языческих. Иосиф Флавий говорит о нем следующее: «Прилегающая к озеру область Содомитская была некогда благословенною страною по своему плодородию, и украшалась многими городами, но теперь она совершенно выжжена. Рассказывают, что за нечестие ее жите­лей она была погублена молнией. Даже до настоящего времени можно видеть некоторые остатки небесного огня и следы пяти городов; в самых плодах появляется зола; по внешности и цве­ту они кажутся настоящими плодами, но стоит только подавить их рукой, как они превращаются в пыль и золу». Св. ап. Иуда в своем соборном послании говорит, что «Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» всем делателям зла (Иуд. 7). По свидетельству ап. Петра, Бог «города Содомские и Гоморрские осудил на истреб­ление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестив­цам» (2 Петр. 2:6). Но о событии этом свидетельствуют даже языческие писатели. Римский историк Тацит, подробно описы­вая Мертвое море с его поразительными особенностями, затем говорит: «соседняя с ним равнина, некогда плодородная и засе­ленная большими городами, была погублена молнией, следы че­го можно видеть в попаленной земле, теперь совершенно бес­плодной». Древний географ Страбон, говоря о Мертвом море (которое он, впрочем, смешивает с Сирбонским озером на гра­нице Египта), объясняет его необычайные особенности дейст­вием подземных вулканических сил, хотя прибавляет свидетель­ство о сохранявшемся у местных жителей предании, что оно образовалось вследствие катастрофы, погубившей Содом и две­надцать других соподчиненных ему городов, большая часть ко­торых была поглощена водами озера.

Все эти свидетельства с достаточностью подтверждают ис­торическую достоверность страшного события, но вместе с тем, отчасти, способствуют уяснению самого способа гибели горо­дов. Местность эта поражает необычайным изобилием серы. «Серные источники, говорит один из новейших исследователей (каноник Тристрам), повсюду бьют здесь по берегам; сера рас­сыпана или целыми слоями, или кусками и по всей запустелой равнине; вместе с тем смола большими массами всплывает со дна озера, просачивается чрез щели скал, перемешана с песком на самом плесе берега, или даже является с примесью опять се­ры, как бы вследствие какого-то необычайного потрясения... Воспламенение такой массы горючих веществ — от молнии ли, или от другой какой-либо причины, вместе с землетрясением, выбрасывающим смолу или серу из озера, способны сами по себе производить опустошение на прилегающей равнине». Эта особенность, таким образом, сама по себе делает довольно яс­ным способ гибели городов. Для этого нет надобности предпо­лагать даже действие подземных вулканических сил. Все указы­вает именно на воспламенение горючих веществ, находящихся там в таком изобилии, и это воспламенение могло произойти от молнии или другой причины, превратившей всю долину с го­родами в «дымящуюся печь», как и свидетельствует библейское повествование. Плиний говорит, что в Ликии в его время были так называемые Эфестовы горы, которые состояли из такого го­рючего вещества, что его можно было зажигать даже головней; от огня песок на берегу рек становился раскаленным и самая вода по своему серному свойству не только не тушила огня, а усиливала его. Ввиду этого обстоятельства становится понят­ным, почему не осталось и следов от погибших городов, если предполагать, что не вся долина была затоплена озером. Они могли быть построены из того же горючего вещества, от кото­рого и погибли. Катастрофа эта, естественно, произвела глубо­кую перемену в окружающей местности, которая из роскош­ного оазиса превратилась в мрачную пустыню.

Все это, конечно, были лишь второстепенные причины, служащие только к уяснению самого способа гибели нечести­вых городов; но за ними стоит главная и первая причина — во­ля праведного Судии, который самые естественные причины употребляет как орудия и средства к достижению Своих свя­тых целей.

 

V. Голодные годы в Египте

Урожаи в Египте, как в древности, так и теперь всецело за­висят от разливов Нила, орошающих почву, так как дождей почти совершенно не бывает там, за исключением прибрежной полосы Средиземного моря. Но для этого требуется известная степень обилия воды, и в случае недостатка ее неизбежно на­ступает или плохой урожай, или полный неурожай, а за ним, естественно, и голод. Бедствие усиливается еще оттого, что не­достаточный разлив реки сопровождается восточным и южным ветрами, которые совершенно иссушают землю и сжигают рас­тительность. Обе эти причины, видимо, подразумеваются в по­вествовании о голодных годах, бывших при Иосифе. Ввиду это­го само собой понятно, что голод, бывший при Иосифе, не был исключительным явлением. На египетских памятниках нередко встречаются указания на голодные годы, а также и на меропри­ятия против них. Особенно замечательна одна надпись на гроб­нице некоего Абаны—Бабы, свидетельствующая о голодных го­дах, которые иные египтологи отождествляют с голодными го­дами при Иосифе. Этот «начальник при столе князей», как он сам называет себя, подробно рассказывает о своей счастливой жизни и о том общем уважении, которым он пользовался у всех, и затем свою надгробную надпись заключает словами: «Я собирал жатву, как друг бога жатвы. И вот когда настал голод, продолжавшийся много лет, я выдавал зерновой хлеб городу в каждый голодный год». Ввиду чрезвычайной редкости случаев голода, продолжающегося по нескольку лет в Египте, а также судя по времени жизни самого Бабы, многие исследователи и высказывают предположение, что в этой надгробной надписи разумеются те самые семь голодных годов, которые были при Иосифе.

Случаи многолетнего голода известны и из позднейшей ис­тории Египта. Особенно замечателен в этом отношении голод, бывший в царствование халифа Эл-Мустансир—биллаха, тем более, что он как раз продолжался семь лет (1064—1071 гг. по Р.Х.). Голод этот по своей бедственности превосходил все дру­гие, известные в новейшее время. Страшная засуха и язва, по свидетельству современного писателя, продолжались в течение семи лет подряд, так что народ ел трупы животных, погибав­ших от нужды; скот погиб; собака продавалась за 5 динаров, кошка за 3 динара и ардебб пшеницы (около 6 четвериков) за 100 динаров. Даже у самого халифа погибли все лошади, за ис­ключением трех. Образовались даже целые шайки похитителей детей, которые и пожирались. Свидетельство это с достаточно­стью показывает, от какого бедствия Иосиф своими мудрыми мероприятиями избавил Египет в свое время.

 

VI. Станы в пустыне

В книге Числ (33 глава) подробно перечисляются все ста­ны, которые делались израильтянами с самого выхода из Егип­та до вступления в землю обетованную. Хотя большая часть этих станов еще не определена с точностию, так как и в самом определении направления пути израильтян существует между учеными исследователями большое разногласие, тем не менее последовательный ряд этих станов немало служит к уяснению странствования израильского народа. Вот список этих станов.

 

I. Станы в Египте:

1 — Раамсес, укрепленный город, исходный пункт. Сок-хоф, на день пути от Раамсеса. Ефам, близ крепости того же имени. Пигахироф, пред Ваал-Цефоном и Мигдолом, близ Чермного моря.

 

II. Станы по пути к Синаю:

 

5 — Мерра. Елим. Стан у Чермного моря. Б пустыне Син. Лофка у египетских рудников. 10 — Алуш. Рефидим. В пусты­не Синайской, на равнине Эр-Раха.

 

III. Станы по пути от Синая к земле обетованной:

Киброт-Гаттаава (гробы похотения). Асироф. 15 — Кадес (в пустыне Фаран — Числ. 13:1—27).

TV. Станы во время 38-летнего странствования по пустыне:

Рифма. Риммон-Фарец. Ливна. Рисса. 20 — Кегелаф. На горе Шафер. Харада. Макелоф. Тахаф. 25 — Тарах. Мифка. Хашмона. Мосероф. Бене-Яакан. 30 — Хор-Агидгад. Иотвафа. Аврон. Ецион-Гавер. В пустыне Син, она же и Кадес.V. Последние станы от Кадеса:

35 — У горы Ор, у пределов земли Эдомской. Салмона. Пунона. Овоф. Ийм-Аварим, на пределах Моава. 40 — Дивон-Гад. Алмон-Давлафаим. На горах Аваримских, пред Нево. 43 — На равнинах моавитских, у Иордана, против Иерихона.

Среди станов во время 38-летнего странствования обраща­ет на себя внимание Кадес. Это тот пункт, с которого посланы были соглядатаи в землю обетованную, и он составляет самый далекий стан, до которого только доходили израильтяне по пря­мому пути в Ханаан. Из него они принуждены были возвра­титься опять в пустыню, но он, видимо, несколько раз служил местом становища и был как бы центральным пунктом во вре­мя всего странствования, чем и объясняется неоднократное упоминание о нем.

VII. Манна

Начиная с восьмого стана — в пустыне Син — манна сде­лалась источником пропитания израильтян и служила таковым до самого вступления в землю обетованную. Источник этот был совершенно необычайный и чудесный; но для уяснения того, что собственно представляла собою эта манна, может служить, отчасти, встречающаяся на Синайском полуострове естествен­ная манна, так называемая тамарисковая, с которою некоторые исследователи, усиливающиеся все чудесное низводить на почву естественную, даже стараются отождествить ее.

В некоторых частях Синайского полуострова действитель­но встречается естественная манна, по своим свойствам, отчас­ти, похожая на библейскую и даже теперь называемая у мест­ных бедуинов манна эссема, т.е. «небесная манна». Это — бе­ловатое смолистое вещество, имеющее душистый запах и высачивающееся из стволов особого кустарника — тамариска (tamarix mannifera). Тамариск растет в западной половине Си­найского полуострова, в каменистой Аравии и в странах заиорданских. Собственно на Синайском полуострове истечение это­го смолистого вещества происходит в месяцах мае и июне, во­обще после зимних дождей. В другие месяцы его совершенно не бывает. Оно имеет вкус меда и сочится из кустарника совер­шенно так же, как известная смола, которая высачивается по временам из вишневого ствола, и, в случае особенного изоби­лия, падает на землю. При падении на землю манна, естествен­но, принимает в себя и другие элементы, так что для употреб­ления ее требуются известные приспособления. Арабы кипятят ее в горшке, затем пропускают чрез полотно для очищения, и потом сливают в жестянки, в которых она может сохраняться по несколько лет. Местные бедуины и греческие монахи едят ее с хлебом как медовую приправу, но она никогда не употребля­ется в качестве и взамен самого хлеба. Ясно, что такая манна не может служить источником пропитания, так как она не в состоянии поддерживать жизненных сил. Даже один из иссле­дователей, старающихся отождествить небесную манну, кото­рою питались израильтяне, с тамарисковою, находит себя вы­нужденным сказать, что «последней было бы совершенно недо­статочно для питания, так как она не содержит в себе азотистого начала» (Бартело).

Но, кроме этого, между небесною манною, служившею источником пропитания израильтян, и манною тамарисковою есть много других существенных отличий, делающих отожде­ствление их совершенно невозможным. Израильтяне получили ее впервые в пустыне Син, в восьмом стане (Исх. 16:1—14), когда именно на поверхности земли, к изумлению народа, по­явилось «нечто мелкое, круповидное, мелкое как иней на зем­ле», и они питались ею в течение всего своего сорокалетнего странствования по пустыне. Она перестала падать уже тогда, когда они перешли чрез Иордан (И. Нав. 5:12). В течение все­го странствования она выпадала каждое утро как роса и в та­ком количестве, которого достаточно было для пропитания це­лого народа, состоявшего не менее как из двух или даже трех миллионов душ. Каждый собирал ее столько, сколько достаточ­но было для пропитания себя и своего семейства, именно по го-мору на душу (Исх. 16:16). Накануне субботы выпадение ман­ны и сбор ее были в двойном количестве, чтобы не нарушать субботнего покоя (16:22—24), и она не портилась, хотя в ос­тальные дни недели всякий излишек подвергался порче и гние­нию. В субботние дни манна совершенно не появлялась, хотя некоторые сначала выходили для сбора ее и по этим дням (Исх. 16:27). По дальнейшему описанию — «манна была как кориандровое семя; белая, вкусом же подобна лепешке с ме­дом» (16:31). Кориандр есть небольшое зонтообразное расте­ние, с мелкими круглыми семенами. В Числ. 11:7 манна по ви­ду уподобляется бдолаху («видом как бдолах»); бдолах есть смолистое вещество, вытекающее из бдоллы, особого рода паль­мы. Она была настолько твердая, что ее нужно было молоть на жерновах, толочь в ступе, варить в котлах и затем делать из нее лепешки, которые вкусом были подобны лепешкам с елеем или медом (Числ. 11:8; Исх. 16:31). Со временем эта однообразная пища, естественно, приелась и надоела израильтянам, так что они роптали и называли манну «негодною пищей» (Числ. 21:5), или точнее — «слишком легкой»; но в действительности они не голодали и, во всяком случае, не умирали с голоду, как это было бы неизбежно с манной тамарисковой.

Из этих подробностей видно, что библейская манна от­нюдь не то же, что тамарисковая. Кроме непригодности по­следней для питания, ее было бы положительно недостаточно Аля израильтян. Для них, по меньшей мере, требовалось до по­лумиллиона пудов манны еженедельно, между тем как тамари­сковой манны даже в хорошие годы собирается не более 25— 30 пудов в год, и она служит лишь лакомой приправой к хлебу для местных жителей. Притом, тамарисковая манна была хорошо известна в Египте; о ней часто упоминается на памятниках под названием «белая манна», и она, поэтому, не могла бы так по­разить израильтян, как поразила их манна чудесная.

 

VIII. Валаам

Валаам представляет собою одну из замечательнейших лич­ностей в Библейской истории по той раздвоенности духа и смеси в нем истины и заблуждения, которые он обнаруживает в своих действиях. Он происходил из города Пефора, лежавшего на берегу Евфрата, в северной части Месопотамии. Город этот был центром всякого рода волхвов и прорицателей, и пользо­вался обширною известностью во всех окружающих странах. Самым замечательным из них был Валаам, который обладал знаниями, далеко превосходящими познания обычных язычес­ких прорицателей. В некоторых своих изречениях он прямо об­наруживает знание истинного Бога и даже тех обетований, ко­торые даны были Аврааму и последующим патриархам избран­ного рода. Это, несомненно, объясняется прежде всего тем, что на р. Евфрате среди населения сохранялись предания о бывших откровениях Аврааму, вышедшему именно из этой местности, но затем и самым характером положения Валаама. Как прори­цатель, пользовавшийся обширною известностью у различных соседних народов, он для поддержания своей славы, очевидно, должен был следить за ходом религиозных воззрений этих на­родов, изучать их, чтобы при случае не обнаружить своего не­вежества пред прибегавшими к его помощи царями. Отсюда, если сравнить его изречение в Числ. 23:10 с обетованием Божи­им Аврааму в Быт. 13:16, и особенно Числ. 23:24; 24:9 с Быт. 49:9; Числ. 24:17 с Быт. 49:10, то сразу будет видно, что Вала­ам хорошо был знаком с религией Иеговы и историей избран­ного народа. Это знакомство не могло не иметь на него благо­творного влияния, и он в глубине своей души носил искру ис­тинного боговедения и убеждения в превосходстве Иеговы над всеми языческими богами; но внешнее его положение в каче­стве прорицателя и особенно обычное у волхвов корыстолюбие не давали разгореться этой искре в нем и заглушили ее до того, что он противился прямым внушениям Божиим. Ввиду это­го, самые взгляды на него двоятся. Одни, как напр. Тертуллиан и блаж. Иероним, считают его истинным пророком, но только погрешившим чрез свою корысть и честолюбие; другие, как напр. Филон, св. Амвросий и блаж. Августин, видят в нем лож­ного пророка и язычника, который только сделался орудием благословения для израильтян. Само св. Писание скорее дает основания в пользу последнего взгляда, так как он называется не словом наби, прилагаемым к истинным пророкам, а только косем, т.е. прорицателем, волхвом, что обыкновенно прилагает­ся только к людям, занимающимся волхвованием, запрещен­ным в законе (Втор. 18:10 и сл.; 1 Пар. 15:23 и др.).

Вопреки своим глубочайшим убеждениям, он за «мзду не­праведную» хотел проклясть Израиля, но в самый торжествен­ный момент, под влиянием Духа Божия, истина в нем востор­жествовала над ложью и он превратился в истинного пророка, изрекшего одно из самых возвышенных пророчеств о Мессии: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числ. 24:17). Эта звезда, восходящая от Иакова, этот жезл, поражающий Моава и всех врагов Израиля, есть именно Мессия, как на это указы­вает самая торжественность тона, возвышенная иносказатель­ность, отдаленность самого времени и единогласное предание как иудеев, так и христиан. Мнение, что под звездою здесь ра­зумеется Мессия, было столь распространено среди иудеев, что один из лжемессий, именно являвшийся при Адриане, называл себя прямо «сыном звезды» (Бар-Кохба). Отцы и учители церкви единогласно разумеют Мессию.

 

XII. Меры длины

При измерении длины евреи, как и все древние народы, пользовались самыми естественными средствами, именно раз­личными частями человеческого тела. Отсюда самой обыкно­венной мерой был локоть (амма), под которым разумеется нижняя часть руки от локтя до кончика среднего пальца. В Биб­лии нет точного и ясного определения локтя, и потому его при­ходится определять по частным указаниям и соображениям. Приблизительно его определяют в 21 дюйм, что составит 3/4 ар­шина или 12 вершков. Локоть, в свою очередь, разделялся на две пяди, под которыми разумеется пространство от конца большого пальца до кончика мизинца в их растянутом положе­нии (Исх. 23:16; 1 Цар. 17:4). Пядень подразделяется на три ладони (тефак), соответствующих естественной ширине ладо­ни (Исх. 25:25 и др.). Ладонь затем разделяется на четыре пер­ста (Иерем. 52:21). Из более крупных мер длины известна так называемая у пророка Иезекииля трость (капе) — «шесть полных локтей» (Иезек. 41:8). Этим и ограничиваются более или менее определенные меры длины. Их можно представить в следующей таблице:

 

1 перст............................................................................1/2 вершка

4 1 ладонь....................................................................2 вершка

12 3 1 пядень ................................................6 вершков

24 6 2 1 локоть.................................12 вершков

144 36 12 6 1 трость ..........1 с. 1 арш. 8 в.

 

Для примера перевода этих мер на русские можно взять сообщение в 1 Цар. 17:4, где говорится, что «Голиаф был ростом шести локтей и пяди». На русскую меру это значит, что филистимский исполин был ростом в 4 аршина и 14 вершков, т.е. ровно на 2 аршина выше Петра Великого.

 

А.П.Лопухин. Библейская история Ветхого Завета

Глава: ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА. О СВЯТОЙ БИБЛИИ

В исторической науке в настоящее время совершает­ся необычайное движение, именно благодаря тем изуми­тельным открытиям, которые делаются на забытом пепе­лище исторической жизни древних народов востока. С то­го счастливого часа, когда историки, не ограничиваясь пером, взялись за заступы и лопаты и начали раскапывать мусор развалин в долинах Нила, Тигра и Евфрата, равно как и в других странах исторического востока, пред взо­рами исследователей открылся целый мир нового истори­ческого знания: бледные и тощие страницы истории древ­них народов чрезвычайно оживились и расширились, от­крыто было даже существование новых, совершенно неизвестных дотоле народов и монархий, знание о кото­рых пролило новый свет на всю судьбу древнего человече­ства. Но эти необычайные открытия получили еще боль­ше значения вследствие того, что они оказались в ближайшем соотношении с Библейской историей, и не только пролили в нее много нового света, уясняя часто самые темные её страницы, но и представили почти чудесное подтверждение многих библейских событий и фактов, ко­торые дотоле могли безнаказанно подвергаться критике скептицизма. Это обстоятельство чрезвычайно оживило интерес к Библейской истории, которая перестала быть сухою специальностью богословов, а привлекает теперь внимание и светских ученых историков и всего образован­ного общества всех цивилизованных народов. Интерес этот заметен и у нас; но, к сожалению, у нас он доселе еще не выходил из узких рамок кружка специалистов, и для нашего общества, собственно, доселе буквально не имеется ни одной такой общедоступной книги, которая бы могла служить руководством или введением к этой глу­боко интересной и в высшей степени поучительной облас­ти знания. Удовлетворение этой, по нашему мнению, на­сущной потребности, отчасти и имеет в виду настоящая книга.

Свое «руководство» мы предназначаем для чтения во­обще, но особенно желали бы, чтобы оно нашло доступ в среду учащегося юношества. По нашему глубокому убеж­дению, Библейская история может стать неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического вос­питания для всякого более или менее способного к серьез­ной умственной жизни человека. Всякая история есть вос­питательница ума и сердца и учительница мудрости; но Библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что предмет её — центральные пункты духовной жизни человечества, и в ней раскрыва­ются глубочайшие законы всемирно-исторического разви­тия. Она яснее всего может показать, что в истории наро­дов нет ничего случайного и произвольного, что всякая по­пытка «делать историю» бессмысленна и вредна, потому что все ждет и требует «исполнения времен», которого нельзя ни приблизить, ни отдалить. Вместе с тем, она представляет ряд глубоких житейских опытов величайших характеров, которые своими добродетелями и не менее своими пороками широко раскрывают дверь в самую глубь духовной жизни человека и тем самым преподают глубочайшие уроки для всякого обладающего достаточно живым нравственным чувством для того, чтобы восприни­мать подобные поразительные опыты. Наше «руководст­во», конечно, не имеет никаких претензий на изложение Библейской истории с этой именно стороны: понимание этой стороны в ней предполагает предварительное зна­комство с начатками библейско-исторического знания, и эти-то начатки именно и предлагаем мы в своей книге, в надежде, что она может послужить руководством к про­никновению и в более глубокую область знания.

31 декабря 1887 года. А.Л.

 

Епископ Нафанаил

Дата: 2019-04-22, просмотров: 173.