В.В. Андреев, О.М. Дерюжкова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины», г. Гомель, Беларусь

Радиационная безопасность – одна из бурно развивающихся научно-практических дисциплин. Она появилась одновременно с атомной промышленностью и призвана решать широкий круг теоретических и практических задач, возникающих при использовании радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения.

Знание основ радиационной безопасности имеет большое значение в различных областях науки, техники, медицины, что позволяет предсказывать и уменьшать риск возникновения аварийных ситуаций и несчастных случаев на радиационно-опасных объектах. Следует отметить, что известные системы радиационного контроля и безопасности намного надежнее систем защиты других отраслей промышленности. Это связано с несколько предвзятым взглядом на атомную энергию, одно из первых применений которой привело к серьезным разрушениям и человеческим жертвам.

Однако, современные методы контроля ионизирующих излучений при их правильном использовании позволяют убедиться, что излучения являются лишь одним из многообразных видов риска, которым мы подвергаемся и с которыми найдены способы сосуществования. Поэтому выработка адекватного отношения к вопросам радиационной безопасности является актуальной для человека в любом возрасте.

Дисциплина «Радиационная безопасность», читаемая на физическом факультете ГГУ им. Ф.Скорины, опираясь на фундаментальные законы естествознания и экспериментальные факты, на основе научных знаний о взаимодействии излучений с веществом, о действии радиации на организм человека и его потомство, на основе разработанных к настоящему времени методов дозиметрии и спектрометрии излучений объясняет принципы и критерии радиационной безопасности.

В рамках данной дисциплины изучается система мероприятий по радиационной защите и обеспечению радиационной безопасности населения и людей, работающих в области исследования и практического использования ядерно-физических процессов и технологий; анализируются нормы радиационной безопасности и основные санитарные правила работы с источниками ионизирующего излучения. Содержание дисциплины включает лекции и лабораторные работы и позволяет использовать в качестве наглядных примеров различные возможные жизненные ситуации. При этом мотивация студентов к получению знаний, умений и навыков значительно усиливается, так как они понимают, что эти знания и умения можно применить для сохранения собственного здоровья. Именно лабораторные работы помогают закреплять на практике полученные знания о радиоактивности и ее влиянии на природу и человека, практически применять дозиметрические приборы и изучать радиационную обстановку окружающей среды самостоятельно, и тем самым сформировать свою радиационную и экологическую грамотность.

При выполнении лабораторных работ по курсу «Радиационная безопасность» студенты решают следующие задачи: изучают и закрепляют полученные знания по основам радиационной безопасности и радиационной экологии, исследуют способы снижения поступления радионуклидов в организм человека, а также методы выведения радионуклидов из организма человека; овладевают основными способами защиты населения от ионизирующих излучений; изучают основные единицы измерения доз облучения населения.

На занятиях в качестве лабораторного оборудования используются следующие приборы: гаммарадиометр РКГ-АТ1320, дозиметр-радиометр МКС-АТ6130, дозиметр РКСБ-104 – «Радиан», радиометр РУБ-01П. Особым интересом у студентов пользуются лабораторные работы, результаты которых применимы в реальной жизни, при этом полученные значения можно сравнить с нормативными данными из различных документов (РДУ-99, НРБ-2012 и др.). В этих работах, например, необходимо измерить радиационный фон помещения или местности; загрязненность поверхностей помещения бета-излучающими радионуклидами; определить объемную и удельную активность радионуклидов в различных пробах; содержание 131I в щитовидной железе и т.д. Собранные в течение нескольких лет экспериментальные данные студентов, позволяют проводить учебный мониторинг радиационной обстановки, делать выводы по поводу рекомендаций для населения по ведению хозяйственной деятельности на территориях подвергшихся радиоактивному загрязнению. Лабораторный компонент позволяет на конкретных примерах существенно дополнить теоретические знания по радиационной безопасности и показать важность контроля за содержанием радионуклидов в продуктах питания, сельскохозяйственном сырье и др.

Прошло тридцать лет после аварии на Чернобыльской АЭС, радиационная обстановка на загрязненных территориях республики Беларусь практически стабилизировалась, однако радиационный контроль и связанные с эти мероприятия остаются актуальными, поэтому все рекомендации носят долговременный характер.

Таким образом, в результате выполнения лабораторных работ по дисциплине «Радиационная безопасность» студенты приобретают важные теоретические и практические навыки, необходимые для жизнедеятельности в районах с радиоактивным загрязнением.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 223.