Важнейшая задача возрастного развития старшего дошкольника связана с формированием психологической готовности к школьному обучению. На этот процесс определяющее влияние оказывает кризис 7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст.
Симптомами кризиса 7 лет являются:
1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение – это действие будет иметь для самого ребенка);
2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает);
3) симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается этого не показать).
Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребенка: манерничание, капризность, вертлявость, паясничание. Он начинает строить из себя шута, говорит «не своим голосом», гримасничает, и в целом его отличают общая немотивированность поведения, упрямство, негативизм. Ребенок становится трудновоспитуемым, начинает замыкаться, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения, становится неуправляемым. Во многом такое поведение связано с формированием у ребенка новой внутренней позиции.
Новая внутренняя позиция – возникающая к концу дошкольного возраста новая система мотивов и потребностей, связанных с учением как новой, серьезной, общественно значимой деятельностью.
Специфические «дошкольные» виды деятельности теряют для ребенка свою привлекательность. Он осознает себя дошкольником и хочет стать школьником. Иначе говоря, у ребенка этого возраста наблюдается осознание своего социального «Я». Именно в это время появляются игры «в школу» и имитация «работы» взрослых.
Психологи выявили связь кризиса семи лет и успешности детей в школе. Оказалось, что дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся.
Дети дошкольного возраста характеризуются неравномерным темпом роста различных систем организма. Каждый ребёнок проходит индивидуальный путь развития, испытывает воздействие комплекса биологических, психологических, социальных и микросоциальных факторов. Следовательно, детям одного хронологического возраста могут иметь значительные индивидуальные различия в уровне функциональной готовности к обучению в школе.
Готовность детей к школе оценивается по медицинским и психофизиологическим критериям. Медицинские критерии отражают функциональную готовность к школе. Психофизиологическая готовность к поступлению в школу условно называется «школьной зрелостью».
Школьная зрелость – это достижение детьми определённого уровня физического, психического и социального развития, при котором они становятся восприимчивыми к связанному со школой напряжению.
К критериям функциональной готовности к школе относят:
1. Определённый уровень развития психики, обеспечивающий умственную, мотивационную, эмоционально-волевая и коммуникативную готовности.
2. Развитая речь с большим запасом слов, подготовленный артикуляционный аппарат, фонематический слух, правильное речевое дыхание.
3.Определённый уровень развития моторных функций, особенно мелких мышц кисти, определяющих тонкую координацию движений пальцев.
4.Выносливость мышц, поддерживающих рабочую позу, обусловленная необходимостью длительного пребывания за партой во время уроков.
Выделяют уровни школьной зрелости.
1. Ребёнок готов к школьному обучению: биологический возраст соответствует либо опережает паспортный, число острых респираторных заболеваний составляет не более 3-х в год, отсутствуют хронические и длительно протекающие заболевания, группа здоровья I или II, отсутствуют или имеются лёгкие функциональные отклонения в нервно-психической сфере; выполнен тест по оценке когнитивных функций «Домик»; чистая речь. Ребёнок успешно освоил программу дошкольного образования, уровень умственного развития соответствует возрасту;
2. Ребёнок условно готов к школьному обучению: биологический возраст соответствует или отстаёт от паспортного; число острых респираторных заболеваний составляет не более 4-х в год, имеется хроническое (длительно протекающее) заболевание в стадии стойкой ремиссии. Группа здоровья II или III. Со стороны нервно-психической сферы могут быть различные дисфункции или не резко выраженная задержка психического развития. Ребёнок не менее чем на 50% выполняет тест «Домик». Ребёнок в основном освоил программу дошкольного образования, имеют средний уровень сформированност психического развития. Условно готовые к обучению дети могут поступать в школу, но они нуждаются в медико-психолого-педагогическом сопровождении и дифференцированном подходе к обучению, щадящем режиме занятий (медленный темп учебного материала, в преимущественном использовании форм занятий в виде урока-игры, индивидуальным подходом педагога-методиста) и лечебно-оздоровительных мероприятиях.
3. Ребёнок не готов к школьному обучению: биологический возраст отстаёт от паспортного; имеется длительно протекающие заболевания с частыми обострениями, количество заболеваний превышает 5 раз в год. Группа здоровья IV. Выраженная задержка психического и психомоторного развития. Ребёнок менее чем на 50% выполняет тест «Домик». Не усвоил программу дошкольного образования, испытывает трудности в общении, обучении.
Приступая к школьному обучению, ребенок должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к кардинальной перестройке всего образа жизни.
Первоначальный этап пребывания в школе есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. Адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителям, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.
Успешной адаптации ребенка к школе способствуют следующие условия:
• психологическая готовность к школе;
• адекватное осознание (самооценка) своего положения в группе сверстников;
• правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций;
• благоприятный статус ребенка в группе сверстников;
• образованность родителей;
• положительный стиль отношения педагога к детям и др.
Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшей составляющей общей готовности и отражает уровень развития у него ряда психологических характеристик.
П сихологическая готовность к обучению в школе – необходимый для успешного начала учебной деятельности ребенка уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков социального взаимодействия, а также наличие у него желания учиться.
В качестве важнейших компонентов психологической готовности выделяются интеллектуальная, личностная, социально-психологическая и эмоционально-волевая готовности.
Интеллектуальная готовность – это уровень развития познавательных процессов ребенка, достаточный для усвоения учебной программы.
Критериями интеллектуальной готовности ребенка к школе являются:
- развитость познавательных процессов, речи;
- сформированность интеллектуальных умений, значимых для учебной деятельности (умение слушать и слышать, внимательно и точно выполнять последовательные указания педагога; умение осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности и ее результатов; умение оценивать результаты; развиты тонкие движения рук и зрительно-моторная координация). Владение этими умениями обеспечивает ребенку «высокий уровень обучаемости» (А.П.Усова).
- широта круга представлений (важно, чтобы ребенок желал узнать новое).
Личностная готовность предполагает готовность ребенка к принятию новой «социальной позиции» – позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав и занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе.
Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. У ребенка появляется внутренняя позиция школьника, которая является важнейшей составляющей личностной готовности.
Важнейшим компонентом психологической готовности к школьному обучению Лидия Ивановна Божович считала мотивационную готовность – устойчивое стремление ребенка к новой школьной жизни.
Дети обосновывают субъективное желание идти в школу по-разному. Большая часть ссылается на интерес к учению, знаниям, на возможность приобщиться ко взрослой жизни. Некоторых детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни (сидение за партой, звонки и перемены, владение ранцем, пеналом и т. д.), потребность в новой обстановке, в новых впечатлениях; желание приобрести новых друзей и играть с ними на переменах, а также возможность получать отметки. В общей структуре мотивации все это имеет положительное значение, выражая общее стремление 6-летнего ребенка к перемене собственного положения среди других людей.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему трудно будет в школе.
Особое место в структуре психологической готовности к школьному обучению занимает социально-психологическая готовность – это готовность ребенка к взаимодействию с другими людьми.
На формирование социально-психологической готовности оказывают влияние те процессы, которые связаны со сферой общения со взрослыми. Ребенок должен вступить с учителем в новую форму отношений – внеситуативно-личностное общение, когда ребенок воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет, образец для подражания.
Не менее важно способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Ребенку необходимо умение общаться с другими учениками, действовать совместно с ними, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других, подчинять при необходимости, отстаивать свою позицию, чувство товарищества — это те качества, которые обеспечили бы ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.
Переход в школу связан и с изменением взаимоотношений со сверстниками, так как обучение носит коллективный характер. Это уже не игровые и не чисто дружеские отношения, а учебные, т.е. основанные на общей ответственности. Изменяются ценностные ориентации, нравственные и деловые критерии. На первый план выдвигаются факторы, связанные с учебной деятельностью и общественной работой. Появляются достаточно жестко фиксированные оценочные эталоны, связанные с отметкой и успехом в учебе и четко обозначенные социальные роли. Общение часто носит кооперативно-соревновательный характер.
Успешное обучение в школе невозможно и без соответствующего развития эмоциональной и волевой сферы. Поэтому в качестве одного из компонентов выделяется эмоционально-волевая готовность к школьному обучению — способность ребенка к регуляции своих эмоций и поведения, позволяющая выполнять требования учебной деятельности.
Данную готовность можно разделить на эмоциональную и волевую. В качестве основных критериев эмоциональной готовности детей к школе выделяются: радостное ожидание начала обучения в школе, достаточно тонкое развитие высших чувств, сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать), уменьшение импульсивных реакций на возможность длительное время выполнить не очень привлекательное задание.
Волевая готовность формируется как результат развития соответствующих волевых качеств (дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, настойчивость, самостоятельность).
Показателями волевой готовности к школе являются:
1. Сформированность волевого действия. К 6-ти годам ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своих действий. Но все эти компоненты волевого действия недостаточно развиты.
2. Соподчинение мотивов. Ситуации, в которых противопоставляются «хочу» и «надо», чрезвычайно трудны для ребенка, но при поддержке взрослого он легче следует более значимому мотиву.
Таким образом, все перечисленные структурные компоненты готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.
28. Преемственность дошкольного учреждения и школы как одно из условий образования ребенка.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, ‒ учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.
Основными задачи преемственности являются:
1. установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы;
2. установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии;
3. установление связи в развитии личности ребенка в целом;
4. сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей;
5. осуществление преемственности детского сада и школы в формировании у детей общеучебных умений и навыков;
6. установление преемственности в содержании образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.
Наиболее действенными формами преемственности в работе школы и детского сада являются:
1. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;
2. совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений;
3. проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;
4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и 1 класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу 1 класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании и обучении дошкольников;
5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;
6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих 1 сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.;
7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;
8. взаимопосещения утренников и концертов.
С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабатываются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.
Система взаимодействия педагога и родителей может включать:
совместное проведение родительских собраний;
проведение дней открытых дверей в школе «Давайте познакомимся»;
открытые занятия;
консультации воспитателей, учителей начальных классов;
привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Эффективны в работе с родителями различные формы работы: консультации на темы «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников» и др., родительские собрания «Поступление в школу – важное событие в жизни семьи», «Компоненты психологической готовности к обучению в школе», «Распорядок дня первоклассника» и др.
!!! Эти вопросы смотрите в конспектах, их у меня нет в электронном виде
Дата: 2019-05-28, просмотров: 232.