Темперамент является врождённым и постоянным свойством человека на протяжении жизни. Темперамент проявляется в скорости, ритме, темпе психической деятельности. Походка человека, его мимика и пантомимика, его движения, темп речи характеризуют динамический аспект личности, т.е. её темперамент.
Темперамент – это биологически обусловленные индивидуальные особенности человека, определяющие динамическую и эмоциональную стороны его психической деятельности и поведения.
Русский физиолог Иван Петрович Павлов доказал, что в основе темперамента лежат особенности функционирования нервной системы, и выделил три основных её свойства: сила (зависит выносливость нервной системы), уравновешенность (соотношение силы возбуждения и силы торможения), подвижность (скорость смены возбуждения торможением и наоборот). Сочетание указанных свойств составляет тип высшей нервной деятельности, которые соответствуют 4 типам темперамента.
1. Сильный тип ВНД (у человека процессы возбуждения и торможения сильные, между ними существует равновесие) – сангвинический темперамент.
2. Безудержный тип ВНД (возбуждение и торможение являются сильными и подвижными, но не уравновешены, т.е. возбуждение преобладает над торможением) – холерический темперамент.
3. Инертный тип ВНД (процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные) – флегматический темперамент.
4. Слабый тип ВНД (процессы возбуждения и торможения протекают слабо, они малоподвижны, не уравновешены) – меланхолический темперамент.
Дети отличаются друг от друга уже с момента рождения по темпераменту.
Особенности свойств темперамента у детей ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками. Уже в раннем возрасте можно выделить признаки, характерные для холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика. Общие особенности темперамента проявляются очень рано и сохраняются без значительных изменений до 7 лет.
Охарактеризуем особенности детей с разным типом темперамента, которые необходимо учитывать при взаимодействии с ними.
Ребенок-сангвиник верток и подвижен. В играх полюбит лазать, ползать, бегать. Быстро переключается с одного занятия на другое. Слёзы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны. Ребенок-сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокойствию не должны звучать слишком часто.
Взрослых беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Необходимо формировать устойчивые интересы и привязанности, не допускать поверхностного, небрежного выполнения задания, требовать доводить его до конца. Удерживать внимание ребенка-сангвиника можно путем просмотра фильмов, чтения книг, сочинения историй, собирания конструктора и т. д.
В работе с ребенком-сангвиником:
- важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку. Контролировать его действия и поступки;
- обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки);
- необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое);
- целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново, показать ребёнку конечный результат добросовестных действий;
- важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности;
- учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
В поведении меланхолика много непонятного, но оно вытекает из его богатого внутреннего мира. С трудом включается в игры других детей, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Когда он не играет, то чаще бывает задумчивым и грустным, любит уединяться. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый».
Засыпает поздно, в кроватке любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Любит тепло, боится спорта.
Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Если расстроится, плачет долго и горько. Взрослые должны знать, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. Необходимо чаще одобрять, поддерживать положительные эмоции ребенка, выражать уверенность в его силах, создавать ситуацию успеха, развивать активность и смелость.
В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, несоревновательные игры.
Работая с ребенком-меланхоликом, следует помнить:
- нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться большого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;
- нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки;
- целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определённо;
- ребёнку полезно заниматься спортом;
- необходимо разнообразить жизнь ребёнка;
- надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми;
- важно развивать у него общительность;
- необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.
Ребенок холерического типа темперамента всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения.
Излишне самостоятелен, с трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками.
В его поведении многое зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки.
Спит мало, просыпается рано, в еде неразборчив.
В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Энергию холерика необходимо направлять на полезные дела, ставить более сложные задания. Такому ребенку нужно больше жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса, ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других!
В работе с ребенком-холериком рекомендуется:
- с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка;
- говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров
- целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и т.д.) – всё должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия;
- необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований), конструирование, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости;
- воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами), где он будет подчиняться;
- приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать;
- необходимо строго соблюдать режим дня.
Ребенок-флегматик – медлительный молчун, спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, нешумно. Разговаривает медленно, с паузами, не любит игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Самостоятельно принимать решения затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Воспринимает и запоминает новые правила, информацию медленно, но надолго, редко ошибается. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием вспоминает уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры (дочки-матери).
В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. В игре не предоставлять ребенка самому себе, тормошить, зажигать, заинтересовывать.
Ребенок-флегматик мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде неразборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет со своей игрушкой.
Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Взрослых беспокоит в таком ребенке некоторое безразличие к другим людям и неспособность сопереживать. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будет действовать на него так, что он станет стремиться к преодолению своей инертности, к завоеванию любви, особенно, если это родители или же симпатичный сверстник.
Работая с ребенком-флегматиком, следует помнить:
- нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;
- не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
- следует чаще хвалить детей за их быстрые действия;
- необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;
- следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание);
-не отправлять слишком рано спать на ночь, не давать пересыпать днем, утром будить настойчивее;
- побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его;
- нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности;
- привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.
Таким образом, в детском коллективе встречаются дети с различными типами темперамента, поэтому воспитателю УДО необходимо искать индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом проявлений темперамента.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 398.