Человеческое сознание не только отражает окружающий мир, но и преобразовывает его. Для этого человеку необходимо что-то представлять и реализовывать в практической деятельности. Все это возможно благодаря такому психическому процессу как воображение. Оно позволяет человеку придавать деятельности творческий характер.
Воображение – психический познавательный процесс, характеризующийся активным преобразованием имеющихся представлений об окружающей действительности и выражающийся в построении новых образов и их сочетаний.
В зависимости от степени выраженности активности различают два вида воображения:
пассивное воображение – воображение, характеризующееся созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности;
активное воображение – воображение, связанное с выполнением конкретной практическое деятельности.
В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным. Преднамеренное (произвольное) пассивное воображение (грёзы) – это образы фантазии, осознанно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение – это самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания второй сигнальной системы, например, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации), при чтении книг и т.д.
В зависимости от характера создаваемого образа активное воображение может быть воссоздающим или творческим.
Воссоздающее (репродуктивное) – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. Это новые образы для конкретного человека, а на самом деле они уже существуют (чтение книг).
Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное обозначение. Реализуется этот вид воображения в творческой деятельности.
Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, схематичность и стереотипность образов. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте.
Воображение дошкольника выполняет 2 функции:
- аффективно-защитную – возникает в ситуации противоречия между образом «Я» и реальностью и направлено на защиту образа «Я». Пример: выход ребенка из конфликтной ситуации.
- познавательно-интеллектуальную – овладение схемами и смыслами предметных действий и действий общения, строит целостные образы событий и явлений.
В развитии воображения в дошкольном детстве выделяются 2 стадии. Первая стадия (от 2-х до 4-х лет) характеризуется преобладанием непроизвольного характера возникновения представлений. Образы воображения у ребенка, как правило, формируются непроизвольно, спонтанно, определяются ситуацией, в которой он находится. Вторая стадия (от 4-х до 6-ти лет) связана с появлением активных форм воображения, когда оно становится произвольным. Первоначально возникновение активных форм воображения связано с инициативой взрослого. Позднее сам ребенок начинает использовать произвольное воображение без участия взрослых.
Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Сюжетно-ролевая игра создает ситуации, в которых ребенок создает замысел и планирует его достижение. Дети намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят оборудование. Правда замысел очень неустойчив и легко разрушается или теряется по ходу реализации.
О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей. Так, младшие дошкольники играют 10–15 минут. В 4–5 лет игра длится 40–50 минут, а у старших дошкольников может продолжаться несколько часов. Игровые замыслы бывают очень устойчивыми, и дети часто осуществляют их до конца.
Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Начинается рост словесных форм воображения. Ребенок сочиняет сказки, перевертыши, истории. Он фантазирует. Иногда ребенок вполне правдоподобно рассказывает о вымышленных, нереалистических событиях.
Затем произвольное воображение проявляется в других видах деятельности, требующих предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, труд и др.). В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например, ребенок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию.
Таким образом, развитие воображения в дошкольном возрасте имеет свои особенности:
- приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
- становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 257.