Мотивационная сфера в раннем возрасте характеризуется своей нестабильностью. Мотивы и потребности могут легко сменять друг друга. Поэтому если ребенок чем-то расстроен, его быстро можно переключить на положительные эмоции, заинтересовав, например, новой игрушкой.
В этом возрасте впервые наблюдается способность поступать не только «как хочется», но и «как надо». Однако спонтанное поведение часто доминирует над произвольным. Важнейшими особенностями развития мотивационной сферы являются преобладание неустойчивых и несдерживаемых желаний, наличие мотивов, имеющих одинаковую побудительную силу (нет отчетливо выраженного доминирования одних мотивов над другими), появление потребностей в самостоятельных действиях и мотивов достижения успеха.
Неслучайно ребенок, отстаивая право на самостоятельность, начинает все чаще выражать несогласие с родителями. В связи с этим очень сложной задачей является нахождение оптимальной педагогической позиции, при которой были бы обеспечены возможности для достаточного удовлетворения потребности ребенка в самостоятельности. Правильная позиция помогает ребенку становиться уверенным в себе, формировать чувство самоуважения и уважения к другим людям. В противном случае у него развиваются пассивность, зажатость, агрессивность, чувство беспомощности и неполноценности.
В дошкольном возрасте идет активное развитие мотивационно-потребностной сферы. Мотивы поведения существенно изменяются на протяжении дошкольного детства.
Наиболее типичные мотивы для детей дошкольного возраста:
1. Мотивы, связанные с интересом к миру взрослых (желание быть похожим на взрослых). Это можно использовать для регулирования поведения ребенка: «Ты ведь большой, а большие одеваются сами». Это поведение часто отражается в ходе ролевых игр;
2. Игровыемотивы, связанные с интересом к самому процессу игры (любое дело ребенок может превратить в игру);
3. Мотивы установления и сохранения, положительных взаимоотношений с окружающими. Ребенок стремиться заслужить похвалу, одобрение, ласку, и это является серьезным рычагом поведения.
4. Мотивы самолюбия и самоутверждения. Возникают на рубеже раннего и дошкольного возраста, когда ребенок начинает отделять себя от других и требует уважения к себе, чтобы на него обращали внимание и исполняли его желания.
5. Познавательныемотивы. Дошкольники задают много вопросов. Но зачастую вопросы не связаны со стремлением познать окружающее, а связаны со стремлением привлечь внимание взрослых к себе, вызвать его на общение.
6. Соревновательныемотивы. Постепенно появляется новая форма мотивов – стремление выиграть и быть первым. Старшие дошкольники постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть.
7. Нравственныемотивы выражают отношение ребенка к другим людям. В младшем дошкольном возрасте выполнение нравственных норм поведения распространяется только на взрослых и детей, которым они симпатизируют, старшие осознают нравственные нормы и правила и считают их выполнение обязательным.
8. Общественныемотивы – желание сделать что-то для других, принести пользу. С пятилетнего возраста дети осознают, что поступки могут приносить пользу окружающим.
На протяжении дошкольного возраста постепенно формируются все основные мотивы и в определенной жизненной ситуации тот или иной мотив занимает ведущее место. Это называется соподчинение мотивов.
Соподчинение мотивов приводит к тому, что мотивы выстраиваются в определенную систему и формируют определенную позицию отношений ребенка к другим и к себе. Эгоистическая позиция определяется мотивами самолюбия и самоутверждения. Такому ребенку безразличие другие дети, обычно он ничего не знает о своих ровесниках, не всегда помнит их имена, допускает в адрес товарища грубость, агрессивность. Такого ребенка не любят сверстники, не хотят с ним играть и дружить. Конкурентная позиция определяется мотивами достижения успеха, самоутверждения, соревновательными мотивами. Малыш с конкурентной позицией следит за успехами других и радуется их неудачам. Он оценивает сверстников неадекватно, с точки зрения своих достоинств. Такой ребенок стремится во всем быть лучшим, что вызывает излишнее напряжение и тревожность в его психике. Гуманная позиция определяется нравственными и общественными мотивами. Ребенок с такой позицией положительно относится к товарищам, очень чувствителен к состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих. Охотно, по своей инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчете на похвалу, а потому что сам получает от этого радость и удовлетворение.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 304.