Понятие мышления. Предпосылки развития мышления в раннем возрасте. Психологические основы развития мышления у ребенка дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мышлениепсихический познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением отношений между явлениями действительности.

Мышление можно рассматривать как психическую деятельность, включающую ряд операций:

- анализ (мысленное расчленение какого-либо сложного явления на составляющие элементы);

- синтез (мысленное воссоединение различных элементов явления в одно целое);

- сравнение (установление сходства и различия между явлениями);

- абстрагирование (отвлечение от каких-либо свойств или частей предмета (явления) для выделения его наиболее существенных признаков);

- конкретизация (представление единичного предмета или явления во всем многообразии его различных признаков и свойств);

- обобщение (объединение предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам).

Мышление – сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение его видов осуществляется по разным основаниям.

1. По форме мышления:

наглядно-действенное (связано с практическими действиями с предметами, манипуляциями);

наглядно-образное (для нахождения решения индивид использует конкретные образы);

абстрактно-логическое (или словесно-логическое) – мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности.

2. По степени развёрнутости:

дискурсивное (аналитическое) – развёрнутое мышление, в ходе мыслительной деятельности человек осознает все ее этапы;

интуитивное – свёрнутое мышление, мыслительное озарение, догадка.

3. По степени оригинальности:

репродуктивное – построенное на использовании человеком имеющихся способов решения задачи;

творческое – создание новых оригинальных решений.

4. По характеру задач:

теоретическое – связано с постижением законов, закономерностей, свойств предметов и явлений;

практическое мышление – определяет успешность решения реальных, практических задач, подразумевает разработку планов и постановку целей, а также практическую их реализацию.

В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет их признаки. Предметная деятельность через освоение ребенком соотносящих и орудийных действий ведет к возникновению наглядно-действенного мышления. Интенсивное развитие соотносящих действий предполагает умение анализировать признаки и сравнивать объекты по выделенному признаку. Это происходит у ребенка в играх с дидактическими игрушками, что всегда предполагает решение умственной задачи, когда нужно добиться результата.

В мышление ребенка достаточно рано включается речь. Влияние речи на развитие мышления ребенка отчетливо проявляется на 2-м году жизни, когда взрослый не только комментирует действия с орудием, но и фиксирует в сознании ребенка результат действия, ставит перед малышом проблемы, что придает мышлению целенаправленность и организованность. Под влиянием речи взрослых малыш быстрее переходит от случайных проб к результативным действиям. Освоение речи значительно перестраивает процесс мышления: возникают первые вопросы, направленные на установление скрытых связей и отношений. Оформление вопроса в речи перестраивает весь процесс решения задачи, потому что теперь действия, приобретая осмысленный, разумный характер, подчиняются цели найти ответ на вопрос. Взрослый помогает постановке вопроса, предваряющего практическое решение задачи: «Что поломалось? Что мешает?». Таким образом, мышление приобретает элементы планируемости и критичности, которые получают дальнейшее развитие в дошкольном возрасте.

В раннем детстве начинают складываться мыслительные операции. Их формирование также происходит при овладении орудийными действиями. Ребенок выделяет в предметах наиболее общие и постоянные признаки, на основе чего складываются обобщения.

На основе предметных действий у ребенка формируется способность группировать предметы по наиболее ярким признакам, чаще всего по цвету. Ребенок еще не владеет предметными действиями и производит наглядные обобщения.

Элементарные мыслительные операции выступают в различении и сравнении признаков: цвета, формы, величины. Различение требует анализа предметов и установления их сходства и различия. На 3-м году жизни сравнение привлекает малыша, и, находя в предметах общее, он испытывает радость. Знакомясь со свойствами и названиями предметов, ребенок переходит к обобщениям, к первым общим представлениям. Так, малыш понимает, что большими могут быть разные по внешнему виду предметы: мячи, куклы, кубики. На 2‒3-м году жизни у ребенка складываются первые общие представления о форме, цвете и величине.

Таким образом, развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с освоением речи. К концу раннего детства возникает знаково-символическая функция сознания. Ребенок начинает осваивать операцию замещения: один предмет может быть использован как заместитель другого. Предпосылкой возникновения знаковой функции является овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета.

В дошкольном возрасте осуществляется дальнейшее развитие процессов мышления, совершенствование видов мышления, формирование собственно мыслительной деятельности.

Детский психолог Г.А. Урунтаева выделяет несколько основных направлений развития мышления дошкольников.

1. Мышление становится внеситуативным, когда ребёнок решает мыслительные задачи, оперируя представлениями, независимо от конкретной ситуации. Это возможно благодаря формированию наглядно-образного и элементов логического мышления.

2. Освоение связной речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, словесному объяснению сущности явлений, причинно-следственных связей, закономерностей между предметами и явлениями, умозаключений.

3. Развитие любознательности и пытливости ума, что проявляется в возникновении детских вопросов и свидетельствует о проблемности мышления ребёнка.

4. В дошкольном возрасте мышление становится более планомерным, что позволяет ребёнку решать мыслительные задачи на основе предварительного обдумывания и рассуждения. Поэтому дошкольник использует не только практические действия, но и способен решить задачу в уме.

5. В дошкольном возрасте зарождается абстрактно-логическое мышление. Дошкольники способны отражать не только внешние признаки, отношения, но и определять существенные причины и общие закономерности.

6. В дошкольном возрасте происходит овладение умением обобщать, классифицировать и систематизировать полученные знания. От простейших понятий дошкольник переходит к усвоению более сложных и обобщённых понятий.

7. В дошкольном возрасте складываются предпосылки развития таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, сообразительность, пытливость и критичность.

8. В дошкольном возрасте особенно высок уровень развития наглядно-образного мышления; оно в этом возрасте является ведущим. При решении мыслительных задач ребёнок прибегает к оперированию образами.

9. В дошкольном возрасте дети овладевают основными способами выполнения мыслительных действий: сравнение, классификация и др. Ребенок прежде всего выделяет группы предметов, с которыми он активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуду, одежду. С возрастом возникает дифференциация смежных классификационных групп: дикие и домашние животные, чайная и столовая посуда, зимующие и перелетные птицы.

Уровень развития мышления дошкольника во многом зависит от формирования познавательной активности в детском саду и семье. В качестве важнейших условий ее формирования можно выделить:

1. Преодоление жестких рамок регламентированного обучения на занятиях.

Мышление ребенка развивается в разных видах деятельности. В игре взрослый учит обследовать предмет; планировать действия; в продуктивных видах деятельности – способности решать практические и познавательные задачи; в общении со взрослым – осваивать систему знаний и понятий. В общении необходимо побуждать детей спрашивать. Равнодушное отношение к вопросу ребенка снижает его познавательную активность.

2. Широкое использование дидактических игр («Разложи картинки по группам», «Четвертый лишний», «Скажи наоборот», «Небылицы» и др.)

3. Включение ребенка в самостоятельную познавательную практическую деятельность. Необходимо научить ребенка сравнивать, обобщать, анализировать путем организации наблюдения, экспериментирования, ознакомления с художественной литературой.

Таким образом, развитие мышления осуществляется в игровой деятельности, особенно при использовании дидактических и интеллектуальных игр, на занятиях, во время организации наблюдений и простейших экспериментов и в результате индивидуально-коррекционной работы с ребёнком. Систематическая работа всегда приводит к повышению уровня развития мышления.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 271.