Люди по-разному относятся к окружающему миру – к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, в поступках человека.
Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении, определяющих типичные способы поведения.
Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
Существуют разные подходы к выделению черт характера. В отечественной науке особую популярность получили два подхода.
1-ый подход: черты характера связаны с особенностями психических процессов. Выделяют интеллектуальные (любознательность, остроумие, наблюдательность, критичность, тугодумие, глубокомыслие); эмоциональные (импульсивность, эмоциональность, страстность, жизнерадостность, оптимистичность, агрессивность, чёрствость, равнодушие); волевые (целеустремлённость, настойчивость, решительность, терпение, самообладание, выносливость, дисциплинированность).
2-ой подход: черты характера связаны с направленностью и отношением личности к определённым сторонам действительности.
В системе отношений личности выделяют четыре основных группы черт характера: черты, характеризующие отношение человека к себе (самокритичность, гордость, скромность, требовательность, самоуверенность, застенчивость); черты, показывающие отношение к другим людям (общительность, чуткость, отзывчивость, уважительность, коллективизм, эмпатийность, доброта, совестливость, вежливость); черты, демонстрирующие отношение к деятельности (трудолюбие, лень, организованность, ответственность, аккуратность, инициативность, неряшливость); черты, характеризующие отношение к вещам (бережливость, экономность, хозяйственность; скупость, небрежность, расточительность).
Дошкольный возраст – это тот период жизни, в котором закладываются основы характера. Формирование черт характера происходит в повседневном общении, а также в ходе целенаправленной воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.
Характер не является врождённым свойством личности, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспитания. Та среда, в которой растёт ребёнок, общество, его мораль и ценностные ориентации определяет, какие черты характера необходимы для человека, живущего в данном обществе. В дошкольном возрасте на 95% процентов закладываются те черты характера, которые будут востребованы в дальнейшей жизни.
Первый год жизни ребенка очень важен для формирования эмоциональных черт характера. В это время ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. От того, насколько внимательны и добры к нему родители и другие родственники, будет зависеть эмоциональный фон всей его дальнейшей жизни.
Период раннего детства и дошкольного возраста является благоприятными для развития различных черт характера. Активно формируются интеллектуальные черты: ребенок учится решать интеллектуальные задачи, часто методом проб и ошибок. Он познает мир, изучает свойства и функции предметов. Развивается наблюдательность – малыш смотрит на взрослых и пытается им подражать. Закладываются основы нравственных черт, умения находить общий язык с родителями и другими людьми.
На рубеже раннего детства и дошкольного возраста может наблюдаться кризис 3-х лет. Важнейшим признаком кризиса 3-х лет является негативизм. Ребенок категорически отказывается от предложений взрослых, несмотря на то, что внутренне согласен с ними. Таким способом он учится проявлять свои волевые и эмоциональные качества. Другим признаком кризиса является упрямство, которое отличается от настойчивости. Малыш будет до конца настаивать на своем первоначальном решении, хотя у него нет большого желания поступить именно так. Такие поступки свидетельствуют о развивающемся, но еще неустойчивом стремлении ребенка проявить самостоятельность. Еще один признак кризиса 3-х лет назван «симптомом обесценивания», который указывает на понижение значимости родителей и других близких людей. Это связано в первую очередь с проявлением ребенком своего «Я», с попыткой сформировать собственное отношение к окружающим людям.
В дошкольный период решающее влияние на формирование характера оказывает игровая деятельность. В процессе игры ребенок усваивает образцы поведения, принимая на себя роль взрослого человека, у него происходит формирование нравственных черт (честность, чувство долга). Необходимость подчиняться определенным правилам в процессе игры заставляет ребенка контролировать свое поведение, способствует развитию волевых качеств (целеустремленности выдержки). Игра влияет на формирование интеллектуальных черт характера (наблюдательности, рассудительности, гибкости ума), поскольку знания из игровой деятельности переносятся в реальную жизнь и наоборот. К концу дошкольного возраста у ребенка появляется чувство самоценности, собственной значимости и уникальности, на базе которых развивается его самооценка.
Для развития характера ребенка необходима такая среда в семье и дошкольном учреждении, которая бы обеспечивала возможности для творчества, уважения и доверия, создавала условия для самоутверждения ребенка, равенства, формировала благоприятный психологический климат. В качестве важнейших факторов формирования характера можно выделить:
1) характер взаимодействия с окружающими (в семье, к дошкольному учреждению). Важным для становления характера ребенка является стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком, система поощрений и наказаний.
2) уровень организации различных видов деятельности ребенка. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело.
3) общение в группе сверстников. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, и в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.
4) знакомство с миром литературы и искусства и др.
Во многом влияние указанных факторов зависит от создания особой развивающей среды в учреждении дошкольного образования. Определяющую роль в этом деле играют педагоги, задача которых сводится к тому, чтобы создавать оптимальные условия для удовлетворения новых возможностей ребенка.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 240.