Понятие способностей. Развитие способностей в раннем и дошкольном возрастах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Способности – это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. Они облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков.

Каждый период создает особые благоприятные условия для проявления и развития способностей. Наиболее своеобразный в этом отношении дошкольный возраст, в котором бурно развиваются все виды способностей. Способности проявляются и формируются лишь в деятельности.

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить первые проявления способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше он занимается этим видом, тем больше хочется делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Но наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3–4 лет.

К познавательным способностям относятся: сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные (перцептивные) способности связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития и интенсивно формируются с 3—4 лет.

Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Творческие способности связаны с воображением, что позволяет находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку или историю, создавать замысел игры или рисунка.

Практические способности проявляются в совместной деятельности (трудовой, игровой, конструктивной). Это, прежде всего, организаторские способности, т.к. эти виды деятельности носят коллективный характер. В конструктивной деятельности развиваются конструктивно-технические способности – пространственное видение, воображение, умение представить предмет в целом и по частям.

Специальные способности также активно развиваются. Это, прежде всего, художественные, т.к. ребенок включается в разнообразные виды деятельности – поет, танцует, рисует, лепит. У дошкольника проявляются изобразительные способности, декоративно-прикладные, театрально-речевые, музыкальные.

Следует отметить, что необходимо изучать внутренний мир каждого ребенка, его склонности, интересы, возможности в разных видах деятельности, избегать ранней специализации. Это поможет обнаружить область знаний, вид деятельности, к которым наиболее способен ребенок. Это приведет к адекватным методам для развития способностей каждого. Для этого необходимо создавать предметную среду с предоставлением разнообразных предметов и помочь ребенку проявить его замыслы, способности, обучить специальным умениям. На развитие способностей дошкольников благоприятное воздействие оказывает атмосфера увлеченности, сотворчества, создаваемая в процессе педагогического общения воспитателя с детьми.

Особое место в психологии способностей занимает проблема развития одаренных детей. Одаренность ‒ своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности и выделяет его среди других людей, обучающихся этой же деятельности или выполняющих ее в этих же условиях.

Одаренный ребенок по типу умственного развития опережает своих сверстников. Для него характерны ранее развитие речи и богатый словарный запас, чувствительность к новой информации, умение ее получить и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить причинно-следственные зависимости. Одаренные дети очень любознательны, задают взрослому много вопросов, которые могут поставить его в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим.

Психолог Натан Семёнович Лейтес выделил 3 группы одаренных детей:

1. Дети с ускоренным умственным развитием. Они отличаются от сверстников высоким уровнем развития интеллекта, умственной активностью, ненасытной познавательной потребностью.

2. Дети с ранней умственной специализацией. Они характеризуются при обычном общем уровне особой расположенностью к какому-либо одному предмету (области науки или техники).

3. Дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют ярких успехов в какой-либо деятельности, но их отличают особые качество отдельных психических процессов, например, необычная память на какие-либо объекты, богатство воображения, острая наблюдательность.

В основе одаренности лежит творческий потенциал, который заключается в постановке новых проблем и достижении оригинальных решений. Доминирующим компонентом творческого потенциала является ярко выраженная познавательная потребность в новых впечатлениях. В детях это проявляется в ненасытной любознательности ко всему новому.

Одаренные дети в 3-5 лет демонстрируют исследовательскую активность и постоянно задают много вопросов более глубоких по содержанию и широких по тематике, чем сверстники. К 5-6 годам эти дети стремятся найти ответ на проблему не у взрослых или старших детей, а самостоятельно через литературу, наблюдения или экспериментирование. Это говорит о том, что познавательная потребность стала осознаваться ребенком.

Одаренные дети нередко испытывают трудности в общении со взрослыми.  С одной стороны, взрослым зачастую не нравится обостренное любопытство детей, их стремление обсуждать «взрослые темы», критическое отношение к родителям и воспитателям, когда они не могут ответить на вопросы ребенка. А с другой стороны, одаренные дети требуют повышенного внимания взрослых, ведь они смотрят на них как на источник разнообразных знаний, у которого можно получить ответы на все вопросы. И, наконец, с третьей стороны, именно взрослые должны формировать у ребенка оценку, отношение к своим способностям, к достигнутым в деятельности результатам.

Трудности у таких детей проявляются и в отношениях со сверстниками. Общение с ровесниками оказывается для одаренных детей не всегда интересным, поскольку их умственное развитие значительно опережает развитие последних. Старшие же дети считают их маленькими. Взрослый должен найти для одаренных детей сверстников примерно такого же уро психологического развития.

Трудности наблюдаются у одаренных детей и по отношению к самим себе. Повышенная критичность приводит к повышенной тревожности и ранимости, к тому, что дети часто не удовлетворяются результатами своей деятельности, остро переживают, если не удается решить проблему, найти однозначный ответ на возникший вопрос. Поэтому взрослый должен помочь ребенку поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания. И в то же время важно научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.

В общении с одаренными детьми важна правильная позиция взрослого. Важно направлять неуемную работоспособность одаренного ребенка в нужное русло, развивать познавательные интересы и склонности. Нужно проявлять терпение к странным идеям ребенка, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время предоставлять время для дошкольных видов деятельности, помочь избежать одностороннего преждевременного взросления.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 656.