Л.С. Выготский разработал концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс и предложил собственную периодизацию. Исследуя динамику перехода от одного возраста к другому, ученый пришел к выводу, что изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Исходя из этого, им выделяются в развитии стабильные и критические стадии развития. Стабильный период характеризуется плавным ходом процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка; длится несколько лет и составляет большую часть жизни человека. Изменения, которые происходят на протяжении длительного времени, как правило, незаметны для окружающих. Но, накапливаясь, в конце периода они обусловливают качественный скачок в развитии, что определяет появление возрастных новообразований. Поэтому об уровне развития можно судить, сравнив начало и конец стабильного периода.
По мнению Л.С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются:
· кризис новорожденности;
· стабильный период младенчества;
· кризис первого года жизни;
· стабильное раннее детство (1 – 3 года);
· кризис трех лет;
· стабильный дошкольный возраст (3 – 7 лет);
· кризис семи лет;
· стабильный школьный возраст (8 – 12 лет);
· кризис 13 лет;
· стабильный пубертатный возраст (14 – 18 лет);
· кризис 17 лет.
Отличительными особенностями периодизации Л.С. Выготского считают:
1) исключение эмбрионального периода развития (т.к. развитие ребенка понимается как развитие социального существа);
2) включение возраста полового созревания (пубертатного периода) в число стабильных а не критических, т.к. в этот период происходит большой подъем, высшие синтезы психических функций;
3) исключение периода юности (после 17 – 18 лет), т.к. во взрослости действуют другие закономерности психического развития;
4) !!! введение в периодизациию критических периодов.
Л.С. Выготский описал следующие возрастные кризисы:
· кризис новорожденности — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
· кризис одного года — отделяет младенчество от раннего детства;
· кризис трех лет — переход к дошкольному возрасту;
· кризис семи лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
· кризис тринадцати лет — совпадает с переходом к подростковому возрасту;
· кризис 17 лет.
Переход человека от одной стадии развития к другой осуществляется в результате прохождения возрастных кризисов, которые могут переживаться и субъективно ощущаться человеком более или менее остро. Кризисы длятся недолго, обычно до 2-х месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств могут растягиваться до 2-х лет. Для кризиса характерно бурное развитие человека.
К особенностям протекания кризисов относят:
1) неотчетливость границ, т.е. сложность в определении того момента, когда он начнется и сколько будет продолжаться;
2) часто кризис сопровождается эмоциональной неустойчивостью человека, его переживающего. Для детей в период кризиса может стать характерной трудновоспитуемость, капризность;
3) кризис сопровождается снижением работоспособности.
В связи с данными особенностями протекания кризиса, родителям и педагогам чрезвычайно важно знать его симптоматику, чтобы, учитывая происходящие изменения, эффективно строить свои взаимоотношения с ребенком. В этом случае процесс протекания кризиса можно значительно смягчить, что обеспечит снижение негативных побочных эффектов.
Возрастные кризисы не ограничиваются периодами развития личности ребенка, однако кризисные периоды в зрелых возрастах и старости изучены сравнительно мало. После прохождения кризиса человек переходит на новую стадию развития. В результате чего происходят психические и социальные изменения, то есть возникают психологические новообразования.
Линию Л.С.Выготского продолжили А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев, в их числе:
1. социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях;
2. основной (ведущий) тип деятельности;
3. основные новообразования развития;
4. кризис.
По мнению Д.Б. Эльконина, психическое развитие ребенка во многом определяется познанием двух граней окружающей действительности – предметного мира и мира человеческих отношений. Освоение выделенных систем отношений, по мнению Д.Б. Эльконина, происходит в разных видах деятельности.
Ученый считал, что можно выделить 2 группы ведущих деятельностей. Первую группу Эльконин назвал «ребенок – общественный взрослый». Её образуют деятельности, которые способствуют усвоению ребенком норм отношений между людьми. К этой группе относят следующие виды деятельности:
· непосредственно-эмоциональное общение младенца;
· ролевая игра дошкольника;
· интимно-личнсотное общение подростка.
Во вторую группу (её Эльконин назвал «ребенок – общественный предмет») входят деятельности, направленные на усвоение общественно выработанных способов действий с предметами):
· предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста;
· учебная деятельность младшего школьника;
· учебно-профессиональная деятельность старшеклассника.
Д.Б.Эльконин считал, что в деятельностях группы «ребенок – общественный взрослый», главным образом, развивается мотивационно-потребностная сфера, а в деятельностях группы «ребенок – общественный предмет» – познавательная сфера.
На основе этого Д.Б. Элькониным следующие стадии психического развития:
1) младенческий возраст (до 1-ого года). Ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное общение. Деятельность направлена на познание отношений. Способствует развитию мотивационно-потребностной сферы. К новообразованиям возраста относятся потребность в общении, хватание, ходьба, первые слова.
2) раннее детство (1 – 3 года). Ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная деятельность, направленная на познание предметного мира. Способствует развитию познавательной сферы. К новообразованиям возраста относят прямохождение, речь, наглядно-действенное мышление.
3) дошкольный возраст (3 – 6 (7) лет). Ведущей деятельностью является ролевая игра. Направлена на познание отношений. Способствует развитию мотивационно-потребностной сферы. К основным новообразованиям возраста относят потребность в общественно значимой и оцениваемой деятельности, соподчинение мотивов, самооценку и др.
4) младший школьный возраст (6 (7) – 10 (11) лет). Ведущим видом деятельности является учебная деятельность, направлена на познание начала наук. Преимущественно развивается познавательная сфера. К новообразованиям возраста относятся произвольность, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия.
5) подростковый возраст (11 – 14 лет). Ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, которое направлено на познание системы общения в различных ситуациях. Преимущественно развивается мотивационно-потребностная сфера. К новообразованиям возраста относятся чувство взрослости, самооценка, подчинение групповым нормам.
6) ранняя юность (15 – 17 лет). Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная, направлена на познание профессии. Преимущественно развивается познавательная сфера. К новообразованиям возраста относятся мировоззрение, познавательные интересы.
Отечественная возрастная психология в качестве основной периодизации психического развития ребенка принимает периодизацию Д.Б.Эльконина. Однако данная периодизация ограничивается рассмотрением только ранних возрастов.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 318.