Периодизации психического развития в советской психологии (С.Л. Выготский, Д.Б. Эльконин)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Л.С. Выготский разработал концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс и  предложил собственную периодизацию. Исследуя динамику перехода от одного возраста к другому, ученый пришел к выводу, что изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Исходя из этого, им выделяются в развитии стабильные и критические стадии развития. Стабильный период характеризуется плавным ходом процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка; длится несколько лет и составляет большую часть жизни человека. Изменения, которые происходят на протяжении длительного времени, как правило, незаметны для окружающих. Но, накапливаясь, в конце периода они обусловливают качественный скачок в развитии, что определяет появление возрастных новообразований. Поэтому об уровне развития можно судить, сравнив начало и конец стабильного периода.

По мнению Л.С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются:

· кризис новорожденности;

· стабильный период младенчества;

· кризис первого года жизни;

· стабильное раннее детство (1 – 3 года);

· кризис трех лет;

· стабильный дошкольный возраст (3 – 7 лет);

· кризис семи лет;

· стабильный школьный возраст (8 – 12 лет);

· кризис 13 лет;

· стабильный пубертатный возраст (14 – 18 лет);

· кризис 17 лет.

Отличительными особенностями периодизации Л.С. Выготского считают:

1) исключение эмбрионального периода развития (т.к. развитие ребенка понимается как развитие социального существа);

2) включение возраста полового созревания (пубертатного периода) в число стабильных а не критических, т.к. в этот период происходит большой подъем, высшие синтезы психических функций;

3) исключение периода юности (после 17 – 18 лет), т.к. во взрослости действуют другие закономерности психического развития;

4) !!! введение в периодизациию критических периодов.

Л.С. Выготский описал следующие возрастные кризисы:

· кризис новорожденности — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;

· кризис одного года — отделяет младенчество от раннего детства;

· кризис трех лет — переход к дошкольному возрасту;

· кризис семи лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

· кризис тринадцати лет — совпадает с переходом к подростковому возрасту;

· кризис 17 лет.

Переход человека от одной стадии развития к другой осуществляется в результате прохождения возрастных кризисов, которые могут переживаться и субъективно ощущаться человеком более или менее остро. Кризисы длятся недолго, обычно до 2-х месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств могут растягиваться до 2-х лет. Для кризиса характерно бурное развитие человека.

 К особенностям протекания кризисов относят:

1) неотчетливость границ, т.е. сложность в определении того момента, когда он начнется и сколько будет продолжаться;

2) часто кризис сопровождается эмоциональной неустойчивостью человека, его переживающего. Для детей в период кризиса может стать характерной трудновоспитуемость, капризность;

3) кризис сопровождается снижением работоспособности.

В связи с данными особенностями протекания кризиса, родителям и педагогам чрезвычайно важно знать его симптоматику, чтобы, учитывая происходящие изменения, эффективно строить свои взаимоотношения с ребенком. В этом случае процесс протекания кризиса можно значительно смягчить, что обеспечит снижение негативных побочных эффектов.

Возрастные кризисы не ограничиваются периодами развития личности ребенка, однако кризисные периоды в зрелых возрастах и старости изучены сравнительно мало. После прохождения кризиса человек переходит на новую стадию развития. В результате чего происходят психические и социальные изменения, то есть возникают психологические новообразования.

Линию Л.С.Выготского продолжили А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев, в их числе:

1. социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях;

2. основной (ведущий) тип деятельности;

3. основные новообразования развития;

4. кризис.

По мнению Д.Б. Эльконина, психическое развитие ребенка во многом определяется познанием двух граней окружающей действительности – предметного мира и мира человеческих отношений. Освоение выделенных систем отношений, по  мнению Д.Б. Эльконина, происходит в разных видах деятельности.

Ученый считал, что можно выделить 2 группы ведущих деятельностей. Первую группу Эльконин назвал «ребенок – общественный взрослый». Её образуют деятельности, которые способствуют усвоению ребенком норм отношений между людьми. К этой группе относят следующие виды деятельности:

· непосредственно-эмоциональное общение младенца;

· ролевая игра дошкольника;

· интимно-личнсотное общение подростка.

Во вторую группу (её Эльконин назвал «ребенок – общественный предмет») входят деятельности, направленные на усвоение общественно выработанных способов действий с предметами):

· предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста;

· учебная деятельность младшего школьника;

· учебно-профессиональная деятельность старшеклассника.

Д.Б.Эльконин считал, что в деятельностях группы «ребенок – общественный взрослый», главным образом, развивается мотивационно-потребностная сфера, а в деятельностях группы «ребенок – общественный предмет» – познавательная сфера.

На основе этого Д.Б. Элькониным следующие стадии психического развития:

1) младенческий возраст (до 1-ого года). Ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное общение. Деятельность направлена на познание отношений.  Способствует развитию мотивационно-потребностной сферы. К новообразованиям возраста относятся потребность в общении, хватание, ходьба, первые слова.

2) раннее детство (1 – 3 года). Ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная деятельность, направленная на познание предметного мира. Способствует развитию познавательной сферы. К новообразованиям возраста относят прямохождение, речь, наглядно-действенное мышление.

3) дошкольный возраст (3 – 6 (7) лет). Ведущей деятельностью является ролевая игра. Направлена на познание отношений. Способствует развитию мотивационно-потребностной сферы. К основным новообразованиям возраста относят потребность в общественно значимой и оцениваемой деятельности, соподчинение мотивов, самооценку и др.

4) младший школьный возраст (6 (7) – 10 (11) лет). Ведущим видом деятельности является учебная деятельность, направлена на познание начала наук. Преимущественно развивается познавательная сфера. К новообразованиям возраста относятся произвольность, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия.

5) подростковый возраст (11 – 14 лет). Ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, которое направлено на познание системы общения в различных ситуациях. Преимущественно развивается мотивационно-потребностная сфера. К новообразованиям возраста относятся чувство взрослости, самооценка, подчинение групповым нормам.

6) ранняя юность (15 – 17 лет). Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная, направлена на познание профессии. Преимущественно развивается познавательная сфера. К новообразованиям возраста относятся мировоззрение, познавательные интересы.

Отечественная возрастная психология в качестве основной периодизации психического развития ребенка принимает периодизацию Д.Б.Эльконина. Однако данная периодизация ограничивается рассмотрением только ранних возрастов.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 278.