Основу любой науки составляет изучение фактов, которые выясняются с помощью методов данной науки.
Методы психологии – совокупность способов и приемов изучения психических явлений.
Методика исследования психических явлений – воплощение психологического метода (методов) в соответствии с целями и задачами конкретного исследования.
Существует огромное многообразие методов изучения психики. В соответствии с классификацией Б.Г.Ананьева выделяют четыре основных группы психологических методов:
1. Организационные методы, которые определяют основные способы изучения психических явлений (сравнительные, лонгитюдные, комплексные методы).
2. Эмпирические методы, построенные на чувственном восприятии психических явлений (наблюдение, эксперимент) и психодиагностические, позволяющие определить уровень развития психики, мотивы психических проявлений – тестирование, методы опроса (анкетирование, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографический метод.
3. Методы обработки данных, включающие количественный и качественный анализ результатов психологического исследования.
4. Интерпретационные методы – различные приемы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с установленными фактами.
В современной психологии выделяется еще одна группа – методы психологического воздействия (аутотренинг, групповой тренинг, психотерапия, ролевые игры, гипноз, психоанализ и др.).
Методы детской психологии – это способы выяснения фактов, характеризующих развитие ребенка.
Основными методамидетской психологии являются наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – метод психологии, основанный на целенаправленном восприятии поведения, деятельности, поступков человека.
Виды наблюдения:
сплошное наблюдение (за всем происходящим без выделения определенных единиц) и выборочное (изучается конкретный процесс);
открытое (наблюдаемый знает об исследовании) и закрытое (наблюдаемый не знает об исследовании);
включенное (исследователь находится внутри группы) и невключенное (исследователь не входит в группу);
внутреннее (наблюдение за собой) и внешнее (наблюдение за окружающей средой).
К методу наблюдения предъявляются следующие требования:
1) наличие цели;
2) составление плана наблюдения: время, частота, длительность
3) выделение единиц наблюдения: жесты, действия, поступки, речевые высказывания, вегетативные реакции, паузы, интонационные изменения.
4) выделение способов фиксации (это могут быть сплошная запись, таблицы, схемы и заранее продуманные условные обозначения. Чаще всего фиксация наблюдений осуществляется в протоколах и дневниковых записях).
Достоинствами наблюдения являются:
-исследователь не вмешивается в естественное течение процессов;
-малые материальные затраты при организации наблюдения.
Вместе с тем, метод наблюдения имеет свои недостатки. Это:
-большие временные затраты;
-невозможность повторения процесса;
-возможен субъективизм наблюдателя.
Психологическое наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Чем меньше ребенок, тем более важную роль в ее исследовании занимает метод наблюдения. Научное наблюдение тщательно планируется: определяется его цель, гипотеза, схема проведения, критерии отбора фактов согласно объектом.
Объективность наблюдения за детьми достигается при соблюдении трех условий. Первое условие: ребенок не знает, что он является объектом изучения. Второе условие: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически. Третье условие: правильная позиция исследователя. Важно избавиться лишнего эмоционального отношения к ребенку: положительного или отрицательного. Повысить объективность исследования помогает прием, названный «стереоскопичность взгляда» на ребенка, предусматривающий обращение к мнению родителей и других взрослых, работающих с детьми.
В отличие от наблюдения, в эксперименте исследователь активно изменяет условия деятельности испытуемого с целью выявления психического факта, который изучается. Эксперимент – метод психологии, в котором целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.
По условиям проведения эксперимент бывает лабораторный (предполагает создание искусственных условий, наличие лаборатории, испытание с помощью специальных приборов) и естественный.
В работе с детьми наиболее приемлемый естественный эксперимент, который используется в форме занятий, игры, бесед, экскурсий и т.д. Если эксперимент индивидуальный, то необходимо исключить контакты детей между собой (проводится в отдельном помещении). Следует позаботиться, чтобы ребенок привык к помещению и к экспериментатору. Можно дать ребенку какую игрушку и вместе с ним поиграть, проявляя свою привязанность и доброжелательность.
Естественный эксперимент имеет стандартную схему проведения, по которой в нем выделяют несколько этапов: констатирующий, формирующий и повторный констатирующий. Констатирующий эксперимент выполняет диагностические задачи: позволяет определить имеющийся у детей уровень развития определенного психического явления, сложившийся в традиционных условиях их воспитания. На основе полученных результатов исследователь определяет недостатки развития определенного психического явления и планирует формирующий эксперимент, направленный на решение развивающих задач.
Кроме основных методов исследования – наблюдения и эксперимента – в детской психологии применяются вспомогательные методы. Так их называют потому, что они либо применяются в дополнение к наблюдение и эксперименту, либо пригодны только для изучения каких-либо частных сторон детского развития, либо, наконец, важны для разрешения отдельных вопросов. К вспомогательным методам относятся опрос, метод тестов, изучение результатов (продуктов) деятельности детей, социометрический метод.
Опрос широко распространен в психологической практике. Различают несколько видов опроса: анкетирование (письменная форма), беседа или интервью (устная форма).
Анкетирование применяется в практике воспитателя для работы с родителями.
Беседа – очень сложная форма работы, требующая от педагога многих специальных умений и опыта. Метод беседы можно использовать с воспитанниками дошкольного возраста только после 4-5 лет, когда дети достаточно хорошо владеют речью, и в весьма ограниченных пределах.
Разговор с ребенком следует вести неофициально и доверительно. Если ребенок испытывает затруднения, то его необходимо подбодрить. Нельзя его торопить, ругать за плохие ответы или их отсутствие, проявлять недовольство.
Подбор вопросов для беседы с детьми – большое искусство. Они должны быть понятны и интересны для ребенка и ни в коем случае не содержать подсказки. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника. Желательно в начале опроса предлагать лёгкие вопросы, затем трудные, далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение – снова простые.
На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ребенка. Это касается вопросов относительно личностных качеств ребенка и их оценка им. Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой могут быть неприятны ребенку. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать ещё раз в иной формулировке.
Не следует злоупотреблять временем беседы. Опрос ребенка не должен длиться более 5-15 минут (в зависимости от возраста). Снижается интерес и устойчивость внимания.
Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задаёт вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех её членов, а не только самых активных. Обычно такая беседа используется для начального знакомства с группы, поверхностного изучения различных вопросов или для получения информации о социальных процессах в группе.
К несомненным достоинствам беседы следует отнести:
- наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы;
- беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к ребенку.
Важным фактором, влияющим на получении объективной информации в ходе обследования, является состояние ребенка. После окончания опроса необходимо дать положительную оценку деятельности ребенка (Молодец! Отлично! Хорошо постарался!).
Тест – это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик. Он является наименее трудоёмким для получения объективных результатов. С точки зрения формы можно различать тесты, предполагающие свободные ответы (ребенок должен сам формулировать ответ), и тесты, предполагающие выбор (ребенок должен выбрать правильный ответ из предложенных ему вариантов).
Выделяются специфические правила тестирования детей дошкольного возраста:
удержание единой пространственной позиции исследователя с ребенком («глаза в глаза»);
предоставление первоначального свободного выбора сфер деятельности (игра, рисунок, общение и др.);
чередование сфер деятельности в используемых тестах (общение – конструирование – движение – рисование);
временное регламентирование тестирования (от 1 ч до 30 мин в зависимости от возраста ребенка);
дублирование тестов общей диагностической направленности для подтверждения результатов и др.
Изучение результатов (продуктов) деятельности детей – это изучение их рисунков, поделок, сочиненных ими сказок и стихов. Особенно широко используется анализ детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Однако интерпретация детских рисунков требует высокой квалификации и большого опыта работы с этим материалом. Кроме того, она никогда не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает некоторый субъективизм исследователя. Поэтому в серьезных исследованиях этот метод может использоваться только как дополнительный, вспомогательный.
Социометрический метод применяется при изучении взаимоотношений, складывающихся между детьми, положения, который занимает каждый ребенок в группе сверстников.
Таким образом, смысл изучения детей воспитателем детского сада состоит в том, чтобы понять причины их поведения, заметить их склонности и создать условия для их развития, правильно подобрать методы и приемы воздействия на малышей и проверить их эффективность, вовремя заметить отклонения в ходе психического развития, его недостатки, спроектировать дальнейшее развитие воспитанников, учитывая их настоящее, прошлое и будущее.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 397.