Психологическая компетентность представляет собой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- совокупность знаний, умений и навыков по психологии;

- умение использовать психологические знания в работе;

- умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера;

- способность оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения.

Воспитателю УДО необходимо изучать основы следующих отраслей психологии, имеющих отношение к педагогической деятельности:

общая психология (изучает основные свойства и общие закономерности психики и сознания);

возрастная психология (изучает особенности психики людей разного возраста);

педагогическая психология (исследует психологические особенности и закономерности воспитания и обучения подрастающего поколения);

психодиагностика (разрабатывает методы измерения индивидуально-психологических особенностей психики);

социальная психология (исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям);

дифференциальная психология (исследует индивидуальные психофизиологические различия между людьми)

детская психология (изучает закономерности психического развития в детстве) и др.

Детская психология является одной из основных отраслей психологической науки в подготовке воспитателей дошкольных учреждений. Знание закономерностей психического развития, умственных, волевых и эмоциональных качеств, способностей и интересов дошкольника имеет важное значение для организации воспитательно-образовательной работы с детьми.

Предметом детской психологии является психическое развитие ребенка, которое включает три стороны: развитие его деятельности, психических процессов и формирование личности.

Составляющими предмета детской психологии являются:

- факторы, закономерности и условия психического развития ребенка;

- периоды развития, их смена и переходы от одного возраста к другому;

- развитие психики в связи с развитием деятельности ребенка, его общением с другими людьми, познании им окружающего мира и формирование его личности.

Можно выделить ряд задач, стоящих перед детской психологией:

- накопление фактов, характеризующих психическое развитие ребенка;

- прослеживание изменений, происходящих в психике ребенка на протяжении периодов онтогенеза и на границе возрастов, и раскрытие закономерностей психического развития;

- изучение развития психических процессов ребенка;

- исследование влияния деятельности на психическое развитие ребенка;

- изучение формирования личности в онтогенезе и др.

Детская психология опирается на общую психологию, что дает возможность понять перспективы и содержания становления и развития психических функций в детском возрасте. Анатомия, физиология и гигиена помогают понять биологическую сущность человека, роль созревания коры больших полушарий, развития нервной системы и органов чувств в психическом развитии, взаимосвязи психического и физического развития, особенно тесные в раннем и дошкольном возрасте.

Педагогика и дошкольная педагогика, в частности, опираются на детскую психологию. Педагогика должна знать закономерности развития личности и деятельности детей, чтобы способствовать их развитию и изменению, поэтому все педагогические проблемы должны получить психологическое обоснование.

Детская психология является самостоятельной фундаментальной наукой, дающей научную основу для таких прикладных наук, как педагогическая психология и педагогика. Не обладая знаниями детской психологии, воспитатель не сможет установить контакт с детьми, управлять их развитием, избежать ошибок в своей работе. А педагогическая психология показывает педагогу механизмы, возможности и пути обеспечения органического единства развития, обучения и воспитания детей, и тем самым открывает реальные перспективы значительного повышения эффективности образовательного процесса.

Таким образом, изучение психологии имеет большое значение для работы воспитателя над собой, прежде всего для преодоления собственных недостатков, развития способностей, формирования профессиональных качеств личности, необходимых для работы с детьми.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 211.