Ведущая деятельность в раннем возрасте – предметно-манипулятивная. Предметная деятельность — ведущая деятельность в раннем возрасте, для которой характерны практические действия ребенка с предметами, в ходе которого происходит усвоение способов их употребления и развитие познавательной сферы ребенка.
Функции вещей и предметов открывает ребенку взрослый человек. Именно он, взрослый, может дать знания о назначении предметов и показать приемы их использования, участвуя в деятельности ребенка на правах организатора, помощника и старшего партнера. Важная роль в овладении предметной деятельностью принадлежит деловому общению, которое способствует тому, что предметная деятельность приобретает статус ведущей в раннем возрасте.
Усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать. Например, узнав, что карандаши нужны для письма и рисования, ребенок тем не менее может катать их по столу или что-нибудь строить из них.
В формировании самостоятельной предметной деятельности ребенка можно выделить 4 этапа.
Первый этап — это предметные манипуляции детей 5-6 месяцев (схватывание, удерживание, сжимание, грызение), которые превращаются к 7-9 месяцам в ориентировочные действия (ритмичное сжимание, круговое облизывание, надавливание пальцем, повторное бросание).
К концу 1-го года жизни эти действия переходят в предметно-специфические (второй этап). Катание мяча или сильные удары мячом об пол (чтобы он подпрыгнул) – это уже действия, направленные на получение определенного результата. Постепенно ребенок осваивает правильные действия с предметами — мяч он катает, автомобиль толкает, куклу кладет на кровать.
Третий этап – овладение соотносящими действиями (сложить матрешку, собрать пирамидку).
Четвертый этап связан с возникновением предметно-опосредствованных или орудийных действий, которые осуществляются орудийными операциями (дети начала второго года едят с помощью ложки; используют коляски для катания куклы, грузовики для перевозки кубиков).
Даниил Борисович Эльконин выделил два направления развития предметной деятельности:
1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения.
Сначала ориентация, исполнение и оценка действия находятся в ведении взрослого. Проявляется это, например, в том, что взрослый берет ручки ребенка и производит ими действия. Потом выполняется частичное или совместное действие, т.е. взрослый начинает его, а ребенок продолжает. Затем действие исполняется на основе показа и, наконец, на основе речевого указания.
2. Развитие средств и способов ориентации ребенка в условиях осуществления действия (проходит в несколько этапов).
Первый этап состоит:
а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами);
б) использовании предмета, когда еще не сформированы способы его применения (Например, ребенок понимает, для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко);
в) овладении специфическим способом употребления.
Второй этап наступает, когда происходит перенос действия с одного предмета на другой (Например, ребенок, научившись пить из кружки, пьет из стакана; научившись обувать ботинки, ребенок старается натянуть их на игрушки).
Третий этап сопровождается возникновением игрового действия. Здесь взрослый не говорит ребенку, что ему делать, как надо играть или употреблять предмет.
Значимыми для психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия.
Соотносящие действия состоят в приведении нескольких предметов в определенные пространственные взаимодействия – это, например, складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек и т.д. Соотносящие действия требуют учёта величины, формы, местоположения различных предметов.
Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практические пробы, потому что он ещё не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрёшки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит и начинает пробовать другую. От внешних ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Эта способность проявляется в том, что ребёнок подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб.
На втором году жизни и на протяжении всего раннего возраста складывается особый вид действий с предметами, основанный на их использовании в соответствии с культурным назначением. Малыш пытается есть ложкой, причесываться расческой, копает лопаткой песочек, вставляет ключик в машинку, стараясь завести ее и пр. Такие действия психологи называют орудийными, поскольку они предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определенного результата.
Смысл орудийных действий ребенок не может понять самостоятельно, его открывает для него взрослый. И выполнить такие действия малышу бывает чрезвычайно трудно – овладение орудийными действиями требует полной перестройки движений руки ребенка, их подчинения устройству орудия. Взрослый показывает действие, направляет руку ребенка, обращает его внимание на результат.
Было установлено, что орудийные действия могут являться показателем интеллектуального развития детей, а предметные указывают на степень их обучения, широту контактов со взрослыми.
К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, по крайней мере, в отношении тех предметов домашнего обихода, которыми ребенок пользуется. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы.
Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели. К концу раннего детства в предметной деятельности зарождаются игра и продуктивные виды деятельности.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 1451.