Игра как ведущая деятельность дошкольника. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, точнее, сюжетно-ролевая игра. Игра как особый вид деятельности человека является важным условием психического развития человека. Игра также выступает в роли средства обучения и воспитания.

Широка роль игра в развитии психики ребенка:

1) в игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками;

2) ребёнок учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо»;

3) в игре интенсивно развиваются все психические процессы (память, мышление, воображение, речь, воля), формируются первые нравственные чувства (доброта, гуманизм, товарищество и др.);

4) формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) в игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Сюжетно-ролевые игры были предметом изучения известных психологов (Л.С. Выготского, А.В.Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др.)

В сюжетно-ролевой игре как творческой самостоятельно деятельности выделяются следующие компоненты: воображаемая или мнимая ситуация, сюжет, роль, содержание, игровые правила, игровые действия, игровое употребление игрушек и предметов.

1. Основой игры дошкольника является мнимая, или воображаемая, ситуация. Волшебные слова «понарошку», «как будто» позволяют создать мнимую ситуацию.

2. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет (содержательная канва игры) – эта сфера действительности, которая отражается в игре. Дети играют в человеческий быт («в магазин», «в дочки-матери», «детский сад»), в профессии, которые их привлекают (в «пожарных», «строителей», «врачей», «учителей», «спасателей» и др.), искусство (в "цирк", «театр», «кино»), в путешествия, войну, сказку. Развитие сюжетов идет от бытовых тем к производственным, и, наконец, к играм на общественную тематику.

Игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3–4 года ребенок может посвятить ей только 10–15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4–5 лет одна игра уже может продолжаться 40–50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

3. Содержание игры – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми (предметная деятельность; отношения между людьми; поведение людей)

4. Стержнем сюжетно-ролевой игры является роль – это изображение в игре того или иного конкретного реально существующего или обобщенного лица в типичных для него проявлениях (моряка, продавца, мамы, волшебника). Роли различают по содержанию (дочка, матрос, продавец) и по значимости (главные, второстепенные). При выборе ребенком роли проявляются не только его интересы к той или иной сферы деятельности, но и процессы половой социализации, когда мальчик не хочет исполнять женскую роль

5. Любая роль связана с правилами, которые в сюжетно-ролевой игре не проговариваются специально и скорее чувствуются, чем осознаются ребенком. У каждой роли есть свои правила. Но все они взяты из окружающей жизни, заимствованы из взаимоотношений в мире взрослых. Осознанное отношение к правилам – показатель высокого уровня развития игры.

6. В сюжетно-ролевой игре выделяют два плана взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждать возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения, учитывая или не учитывая интересы партнера, справедливо или несправедливо решать возникающие споры и конфликты.

7. Игровые действия являются обязательным компонентом сюжетно-ролевой игры. Игровые действия носят условный характер, поскольку действительность в сюжетно-ролевой игре представлена «не взаправду», а «понарошку». Дети «как будто» тушат пожар, «как будто» водят машину и т.п.

8. Очень важным компонентом игры является игровое употребление предметов. Игровое употребление предметов может быть реализовано как в форме изобразительных игрушек (предметов, представляющих собой уменьшенную, стилизованную копию реальных вещей, специально созданных обществом для организации игры ребенка), так и форме замещения одних предметов другими.

Все структурные компоненты игры подвижны. Они изменяются вместе с развитием сюжетно-ролевой игры и обеспечивают позитивное развитие ребенка

Таким образом, игра – это очень важный элемент в развитии психики ребёнка. С помощью игры взрослые могут научить ребёнка правилам и нормам, вовремя скорректировать его поведение, привить жизненно важные ценности, воспитать полноценного члена общества.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 313.