Психокоррекционная работа должна включать комплекс мероприятий:
* направленных на устранение неблагоприятного воздействия указанных выше социальных факторов,
* на улучшение общего психического состояния ребенка,
* на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения,
* на организацию правильного речевого воспитания.
Эффективность психолого-педагогической коррекции будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком. При организации коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями необходимо следовать принципу комплексности и взаимо-дополнительности медицинских, психологических и педагогических методов воздействия.
Ребенок с открытой ринолалией нуждается в помощи логопеда как в дооперационный, так и в послеоперационный период. Воспитатель работает в сотрудничестве с логопедом и проводит большую работу по развитию речевого (ротового) дыхания.
У ребенка с закрытойринолалией из-за разращений в носу полипов закрыт проход воздуха в нос. В речи такой ребенок заменяет носовые звуки [м] и [н] на звуки [б] и [д]. Первостепенное значение в этих случаях отводится медицинской коррекции — удалению аденоидов, физиотерапии и пр. В дальнейшем к работе подключаются логопед и воспитатель. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок закрывал рот и дышал носом. Необходимо несколько раз (3-4) в день с этим ребенком выполнять дыхательные упражнения:
* дышать поочередно правой, а затем левой ноздрей, при этом рот и другая ноздря закрыты;
* делать вдох ртом, а выдох носом и наоборот, вдыхать носом, а выдыхать ртом;
* пропевать на мотив песни звук [м].
Важно, чтобы воспитатель контролировал работу над правильным дыханием ребенка, которую проводят родители.
Далее первостепенную роль будут иметь занятия с логопедом и психологом по формированию позитивного самовосприятия, эффективных навыков коммуникации, а также работе с их ближайшим социальным окружением по созданию психотерапевтической поддерживающей атмосферы.
Психологические рекомендации при работе с заикающимися детьми дошкольного и младшего школьного возраста зависят от формы заикания. При невротическом заикании необходимо использовать возможности игровой деятельности, а также:
1) воспитывать точность, четкость, быстроту реакции, умение переключать активное внимание на качество выполнения необходимых в данный момент действий;
2) отводить особое место упражнениям на нормализацию мышечного тонуса и использовать с этой целью различные игровые роли и игровые действия;
3) формировать чувство коллективизма в играх, воспитывать волю, уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности при выполнении действий, используя при этом психотерапевтические возможности игры;
4) использовать образы персонажей игр, учитывая их положительное влияние на речевую и двигательную активность, эмоциональную сферу.
Выскажите общее суждение о нарушении опорно-двигательного аппарата как нарушения в психофизическом развитии детей. Раскройте причины данного нарушения в психофизическом развитии детей. Классифицируйте виды данного нарушения психофизического развития у ребёнка
Основной контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет детский церебральный паралич (ДЦП) - недоразвитие мозга или его повреждение на различных этапах онтогенеза, которое приводит кнеспособности сохранить нормальную позу и выполнять непроизвольные движения, влекущие за собой тяжелую инвалидность.
Детский церебральный паралич - сложное заболевание ЦНС, ведущее не только к двигательным нарушениям, но и вызывающее задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха, зрения и т.д.
Причин развития ДЦП
во время родов (осложнения): недостаток кислорода при рождении, родовые травмы, преждевременные роды;
после рождения ребенка:острые инфекционные заболевания в период первых дней жизни, заболевания мозга (менингит, энцефалит), травмы головы, кровоизлияния в мозг, резкое кислородное голодание, опухоли мозга.
Этиология этого заболевания до конца не изучена.
Многие исследователи отмечают, что в 80% наблюдений поражения мозга, вызывающие ЦП, происходят в периоде внутриутробного развития плода, а в последующем внутриутробная патология отягощается интранатальной патологией (гибель плода в родах).
К внутриутробным вредностям в 40% наблюдений, относят острые, хронические заболевания матери: гипертоническую болезнь, пороки сердца, анемию, ожирение, сахарный диабет и др. Другими «материнскими» факторами перинатального риска являются прием лекарств во время беременности (10 %), профессиональные вредности (1 -2 %), алкоголизм родителей (4 %), стрессы, психологический дискомфорт (2-6 %), физические травмы во время беременности (в 1-3,88 %).
В последние годы большое значение в этиологии детского церебрального паралича придают влиянию на плод различных инфекционных агентов, особенно вирусного происхождения.
По мнению К.А. Семеновой и Ю.А. Якунина, большинство указанных неблагоприятных факторов пренатального периода ведет к внутриутробной гипоксии плода и нарушению маточно-плацентарного кровообращения. Кислородная недостаточность угнетает синтез нуклеиновых кислот и белков, что приводит к структурным нарушениям эмбрионального развития. Развитие эмбриона в условиях гипоксии может быть основной причиной возникновения уродств и патологии развития плода.
К факторам высокого риска развития ДЦП относят различные осложнения в родах, частота которых превышает 40,2 %. Это слабость сократительной деятельности матки во время родов (23,6 %), стремительные роды (4 %), кесарево сечение (11,36 %), затяжные роды (24 %), длительный безводный период (5 %), ягодичное предлежание плода (5-6,25 %), длительный период стояния головки в родовых путях (5 %), инструментальное родовспоможение (5-14%).
К одним из наиболее предрасполагающим факторов к развитию ДЦП относят преждевременные роды - у недоношенных детей с недостаточностью массы тела.
Считают, что в последнее время к группе риска начали причислять и таких здоровыхдетей, у которых до года жизни возникла грубая патология повреждения мозга. В этом случае беременность матери и роды прошли нормально, но в первые месяцы после рождения малыш заболелменингитом, или же мама кормила его продуктами, не соответствующими его возрасту (например, в 6 месяцев часто давала копченое сало), вследствие чего ребенок заразился сальмонеллезом, наступила клиническая смерть, гибель мозга и, соответственно, — специфическая неврологическая симптоматика.
ДЦП заболевание с наследственной предрасположенностью, степень генетического риска составляет 2-3 %.
ДЦП у мальчиков встречается в 1,3 раза чаще и имеет более тяжелое течение, чем у девочек.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 280.