Вопрос. Базовые стратегии роста предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Базовая стратегия - это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности. Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг.

Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия.

Базовые стратегии развития предприятия связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов:

- продукт;

- рынок;

- отрасль;

- положение фирмы внутри отрасли;

- технология.

При выборе экономической стратегии необходимо учитывать, что количество ресурсов фирмы строго ограничено и следовательно экономическая стратегия должна обеспечить наибольшую продуктивность использования этих ресурсов.

Выделяют пять основных базовых стратегий:

· стратегия роста;

· стратегия ограниченного роста;

· стратегия сокращения;

· стратегия стабилизации;

· стратегия выживания.

Стратегия роста осуществляется за счет значительного повышения краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего периода. Она применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющимися технологиями.

Первая группа - стратегии концентрированного роста (фирма не меняет отрасли):

· концентрированная круговая диверсификация (стратегия усиления позиции на освоенном рынке). Возможно осуществление «горизонтальной интеграции», при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами;

· стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;

· стратегия развития продукта, предполагающая рост за счет производства нового продукта и его реализации на уже освоенном фирмой рынке.

Вторая группа – стратегии интегрированного роста предполагает рост за счет изменения положения фирмы внутри отрасли:

· стратегия движения «назад» (или стратегия обратной вертикальной интеграции), направленная на рост фирмы за счет приобретения или усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение (уменьшение зависимости от колебания цен на комплектующие);

· стратегия движения «вперед», выражающаяся в росте фирмы за счет приобретения или усиления контроля над системами распределения и продажи;

Третья группа – стратегия диверсифицированного роста – фирмы не могут дальше развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли:

· стратегия центрированной диверсификации: при сохранении существующего производства в центре бизнеса используются возможности уже освоенного рынка и имеющейся технологии для производства новых продуктов;

· стратегия горизонтальной диверсификации, предполагающая поиск возможностей роста на существующем рынке, за счет новой продукции, требующей новой технологии. Новый продукт ориентирован на имеющуюся систему сбыта, на потребителя основного продукта, т.е. новый товар должен быть сопутствующим уже производимому продукту;

· стратегия конгломеративной диверсификации, состоящая в том, что фирма расширяется за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с уже производимыми. Новые продукты реализуются на новых рынках.

Для стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Эта стратегия применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в основном удовлетворена своим положением.

Стратегия сокращения (стратегия низких издержек) - реализуются в периоды спадов и кардинальных изменений в экономике, зачастую очень болезненна, но необходима для обновления бизнеса. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции. Стратегия сокращения расходов носит характер временных или краткосрочных мер. Реализация стратегии связана со снижением производственных затрат, повышением производительности, сокращением найма или увольнением персонала, сокращением производства неприбыльных товаров и закрытием неприбыльных мощностей. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. Различают:

· стратегию ухода с рынка (стратегия ликвидации) – в случае невозможности дальнейшего ведения бизнеса;

· стратегию «снятия сливок» (или «сбора урожая»), предполагающая отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе;

· стратегию реструктуризации (стратегия сокращения), заключающаяся в закрытии или продаже одного из подразделений или бизнесов для осуществления долгосрочного изменения грани ведения бизнеса;

Указанные выше три стратегии могут сочетаться и образовывать смешанную стратегию. Этой стратегии придерживаются чаще всего крупные компании, действующие в нескольких отраслях.

Стратегия стабилизации применяется в условиях нестабильности объемов продаж и направлена на достижение более или менее постоянных объемов доходов и последующего увеличения прибыльности. После успешного осуществления этой стратегии применяется стратегия роста.

Целью стратегии выживания является переход к стратегии стабилизации. Стратегия выживания требует решительных действий и одновременно осмотрительности. Ее осуществление предполагает антикризисное управление и включает в себя следующие элементы:

· перестройка управления (назначение нового руководства и формирование новой команды, выработка новой политики деятельности, перестройка системы управления, изменение организационной структуры предприятия);

· финансовая перестройка (создание новой финансовой политики, разработка программы формирования финансовых ресурсов, создание службы по работе со взаимными расчетами между кредиторами и дебиторами предприятия);

· развитие маркетинга (пересмотр базовой линии предпринимательской деятельности, переориентация на новые сегменты рынка, пересмотр системы движения товаров, подготовка новой продукции и т.д.).

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 268.