Сегментирование рынка - разделение рынка на четкие группы покупателей, для каждая из которых одинаково реагирует на один и тот же наборпобудительных стимулов.
Цель – удовлетворение потребностей людей, повышение конкурентоспособности товара производителя, уклонение от конкурентной борьбы путем перехода в неосвоенный сегмент.
Основаниями для сегментирования служат следующие признаки:
- географические (страна, область, город);
- демографические (возраст, пол, доход, образование);
- психографические (стиль жизни, личностные предпочтения);
- поведенческие;
- социальные.
35 вопрос. Портфельные стратегии предприятия .
Портфель – совокупность независимых хозяйственных подразделений, стратегических единиц одной компании.
Портфельные стратегии позволяют наиболее эффективным способом распределить ограниченные ресурсы компании для поддержки и развития разнообразного ассортимента.
В общемировой практике используют следующие модели анализа ассортимента для утверждения портфельной стратегии: матрицуБостонской консультационной группы(БКГ) и матрицу Джи-И-Маккензи.
Матрица БКГ помогает ответить на вопрос «Инвестиции в развитие каких товаров и услуг будут наиболее прибыльными?» и разработать долгосрочные стратегии развития каждой единицы ассортимента.
Матрица Джи-И-Маккензи помогает выбрать наиболее стабильный товарный сегмент для бизнеса, учитывая конкурентоспособность товара компании и потенциал целевого рынка.
1. Матрица Бостонской консультационной группы (БКГ)
Индикаторы:
– привлекательности рынка – используется показатель темпов изменения спроса на продукцию предприятия. Темпы роста рассчитываются по данным продаж товара на сегменте рынка (может быть средневзвешенной величиной);
– конкурентоспособности и прибыльности – используется показатель относительной доли предприятия на рынке. Доля на рынке определяется по отношению к наиболее опасным конкурентам или лидеру рынка.
Двумерная матрица «рост/доля»
Матрица описывает ситуацию, требующую отдельного подхода с точки зрения капиталовложений и выработки маркетинговой стратегии.
Возможные стратегии:
- «звезды» – сохранение лидерства;
- «дойные коровы» – получение максимальной прибыли;
- «трудные дети» – инвестирование, избирательное развитие;
- «собаки» – уход с рынка.
Задача руководства предприятия – обеспечить стратегическое равновесие портфеля путем развития хозяйственных зон, способных давать свободные денежные средства, и зон, обеспечивающих долгосрочные стратегические интересы предприятия.
2. Матрица Джи-И-Маккензи («привлекательность рынка/стратегическое положение предприятия»). Матрица позволяет принимать более дифференцированные стратегические маркетинговые решения по эффективному использованию потенциала предприятия в зависимости от уровня привлекательности рынка.
Величину привлекательности рынка (ПРР) можно рассчитать по формуле:
ПРР = ПР * Пр * ПС,
где ПР – перспектива роста. Объектом прогнозирования является спрос; Пр – перспектива роста рентабельности. Анализируется изменение спроса, агрессивность конкурентов; ПС – перспектива стабильности предприятия.
Количественно величину стратегического положения (СПП) можно определить по формуле:
СПП = ИП * РП * СП,
где ИП – инвестиционная позиция предприятия.; РП – рыночная позиция.; СП – состояние потенциала предприятия.
Если какой-либо из трех элементов (ИП, РП, СП) равен 1, предприятие имеет высокое стратегическое положение на рынке.Если хотя бы один элемент равен 0, у предприятия мало шансов на успех.
Итак, портфельный подход к выработке стратегических маркетинговых решений основан на:
• четкой структуризации деятельности по рынкам, товарам, подразделениям;
• выработке конкретных показателей, позволяющих сравнить стратегическую ценность направлений;
• матричном представлении результатов стратегического планирования.
Основные стратегические направления развития предприятия, выявленные на основе матрицы Джи-И-Маккензи
Дата: 2019-05-28, просмотров: 283.