Современные концепции и исторические этапы развития прав и свобод человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Права человека — неотъемлемый элемент человеческой личности и человеческого бытия. Поэтому процесс формирования концепции прав человека прошел длительный путь, тесно связанный с историей развития общества. Начало его восходит к первым формам общественной жизни людей, вызвавшей необходимость регулирования их поведения в окружающем мире. Однако на всех этапах развития общества концепция прав человека формировалась под определяющим влиянием следующих факторов: философских воззрений и правовой регламентации. Двойственный характер природы прав человека обусловило появление естественно-правовой и позитивной теорий.

Идеи естественного равенства людей — равенства по природе, столь существенные для понимания прав человека, были высказаны древнегреческими софистами (Протагор, Антифонт, Ликофрон) и китайскими мыслителями (Лао-Цзы, Конфуций) еще в VI—IV вв. до н. э.3 В VI в. до н. э. греческий архонт Солон разработал Конституцию, закрепляющую некоторые принципы демократического устройства общества, касающиеся привлечения к ответственности чиновников за произвол по отношению к населению.

Идеи равенства всех людей можно найти и в раннем христианстве. Характерны такие постулаты: "каждый получает награду по своему труду; где нет закона, там нет и преступления; какой мерой мерите, такой отмерено будет и вам".

Древнеримским юристам принадлежит заслуга в разработке понятия субъекта права и равенства перед законом. "Под действие закона должны подпадать все", — утверждал Цицерон. Следует отметить, что философские идеи не получали адекватного отражения в законодательстве в условиях классового общества в Древней Греции и Римском государстве. Права человека рассматривались законом как привилегия только рабовладельцев, исключая огромную массу рабов.

Аналогичная тенденция характерна для периода средневековья, с его сословно-иерархической структурой, где права человека являлись привилегией отдельных сословий, а равенство прав обусловливалось принадлежностью к одному и тому же сословию. Вместе с тем сословная ограниченность прав человека не умаляет значения английского документа — "Великой хартии вольностей" 1215 г., впервые закрепившей право на неприкосновенность личности. Статья 39, провозгласившая: "Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо способом обездолен... иначе, как по законному приговору... и по закону страны", создает непреходящую славу этому документу.

 

Однако ключевую роль в формировании естественно-правовой концепции прав человека играли философы-просветители XVI—XVIII вв.: англичанин Локк, американцы Пэйн и Джефферсон; французы Руссо, Монтескье, Вольтер; голландец Гроций. Их идеи, касающиеся равенства людей, неотчуждаемости таких прав, как право на жизнь, свободу и безопасность, которыми они наделены от рождения, получили закрепление в конституционном и ином законодательстве периода буржуазных революций и становления буржуазных государств: в Англии — в Петиции о правах 1628 г. и "Билле о правах" 1689 г.; в Америке — Декларации о правах Вирджинии 1776 г. и Декларации независимости США 1776 г., "Билле о правах" 1791 г.; во Франции — Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Показательна в этом плане Декларация о правах Вирджинии 1776 г. Это был первый документ конституционного типа, в котором излагалась концепция прав человека. В ней провозглашалось в качестве "самоочевидной" истины, "что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, что к ним относится жизнь, свобода и стремление к счастью, что для обеспечения прав среди людей учреждаются государства, черпающие свои разумные полномочия в согласии управляемых". С этих пор "права человека" прочно вошли в философскую и юридическую терминологию.

Особое место среди названных документов занимает французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. В ней в четкой и лаконичной форме было раскрыто содержание прав человека, подчеркнута ценность человеческой личности, определена роль государства в установлении статуса личности в гражданском обществе.

Согласно Декларации права человека объявлялись естественными, неотъемлемыми и священными. Причем термин "священный" использовался, чтобы подчеркнуть наивысшую степень значимости декларируемых прав. Целью государства ("политического союза") провозглашалось "обеспечение естественных и неотъемлемых прав. Таковые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению" (ст. 2). Среди свобод человека на первое место выдвигалась свобода выражения мыслей и мнений, которая определялась "как одно из драгоценнейших прав человека" (ст. 11).

Таким образом, несмотря на более чем 200-летнюю давность, положения Декларации сохраняют свою актуальность до настоящего времени. Именно поэтому Декларацию можно рассматривать как фундамент Всеобщей декларации прав человека при несомненном влиянии ее на последующее национальное законодательство других стран в области прав человека.

Вопрос о необходимости разработки Декларации прав человека был поднят США в ходе выработки Устава Организации Объединенных Наций в 1943—1945 гг.

Почему именно в этот период проблема создания механизма международной защиты в области прав человека стала столь актуальной, и насколько правомерно было связывать ее с созданием новой международной организации?

Причины были впоследствии сформулированы в преамбуле Всеобщей декларации прав человека. Они сводятся к следующему:

"Пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества".

"Стремлением людей" является создание такого мира (общества), где люди "будут иметь свободу слова и свободу убеждений и будут свободны от страха и нужды" (иначе, для нормальной жизнедеятельности человека нужно обладание всем комплексом прав, как гражданских и политических, так и социально-экономических).

Права человека должны иметь надежную правовую защиту ("обеспечиваться законом"), чтобы "человек не был вынужден прибегать к восстанию в качестве последнего средства против тирании и угнетения".

Устав ООН накладывает обязанности на государства "содействовать в сотрудничестве с ООН всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека". "Огромное значение для выполнения этой обязанности" имеет "всеобщее понимание характера этих прав и свобод", что достигается регламентацией в универсальном международном документе.

Закрепление прав и свобод в едином документе создаст условия для просвещения и образования в области прав человека, содействуя таким образом их уважению, принятию национальных и международных мер для их "всеобщего и эффективного признания и осуществления".

Современная система защиты прав человека является результатом длительного поэтапного исторического развития.

Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. называют “выдающимся документом в истории человечества”, “Хартией вольностей для всего человечества”. Таких высочайших оценок не удостаивался ни один международный документ. Причину столь беспрецедентного всеобщего признания следует искать в содержании Всеобщей декларации, компактно и доступным языком излагающей современную концепцию прав человека.

Декларация, явившись итогом и воплощением многовековых устремлений и борьбы народов за признание и закрепление всеобщего равенства, свободы и других естественных прав человека, прошла через почти трехлетние острейшие споры и согласование своего текста в Комиссии по правам человека ООН, а затем в течение еще трех месяцев на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН стала предметом ожесточенной борьбы делегаций различных стран. По тексту проекта Декларации (относительно небольшому по объему - преамбула и 30 статей) голосование проводилось свыше 1400 раз - практически по каждому положению, формулировке и даже отдельным словам. И за этим стояли, прежде всего, объективные факторы: за спиной у каждой делегации были их государства со своими историческими, национальными, идеологическими, политическими, религиозными, социальными, культурными традициями, концепциями и практикой по вопросам прав человека. Осознав необходимость выработки и закрепления, универсальных и единых для всех народов основных прав и свобод человека и объединившись в рамках ООН для согласования и принятия соответствующего международного акта, государства привнесли в борьбу за его разработку свое видение содержания данного документа. И в этой борьбе сошлись государства республиканские и монархические, авторитарные и демократические, капиталистические и социалистические, государства с глубокими и давними демократическими традициями и конституционной регламентацией прав человека, и молодые независимые государства, только ищущие пути демократизации общественных отношений, и государства с тоталитарными режимами, не признававшие либо ограниченно признававшие права человека как таковые. В результате подобного сотрудничества и борьбы и была выработана Всеобщая декларация прав человека - продукт взаимных уступок и компромисса противоборствующих сторон. Всеобщая декларация была принята на сессии Генеральной Ассамблеи ООН 48 голосами при 8 воздержавшихся, при этом ни одна делегация не голосовала против. Это было величайшим достижением мирового сообщества.

Согласно Декларации права человека объявлялись естественными, неотъемлемыми и священными. Причем термин “священный” использовался, чтобы подчеркнуть наивысшую степень значимости декларируемых прав. Целью государства провозглашалось “обеспечение естественных и неотъемлемых прав. Таковые - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению”.

Несомненная значимость Декларации заключается в том, что она не только содержала основные права и свободы, обусловив необходимость государственной власти для их гарантии, но и сформировала принципы ее организации, весьма созвучные с принципами современного правового государства. К ним относятся:

а) верховенство закона (все, что не запрещено законом, то дозволено; никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом; наказание и задержание лица, лишение собственности возможно только на основании закона);

б) представительная форма правления (все граждане имеют право лично или через своих представителей участвовать в создании закона; все граждане имеют равный доступ ко всем должностям согласно их способностям);

в) подотчетность всех органов и должностных лиц (“общество может требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности”).

Таким образом, несмотря на давность, положения Декларации сохраняют свою актуальность до настоящего времени. Именно поэтому Декларацию можно рассматривать как фундамент Всеобщей декларации прав человека при несомненном влиянии ее на последующее национальное законодательство других стран в области прав человека.

После принятия Всеобщей декларации прав и свобод человека началось ее активное признание. На национальном уровне на Декларацию ссылались конституции большинства новых независимых государств, возникших после краха колониальных систем (Того, Сенегал, Мадагаскар) и распада СССР (Россия, Республика Беларусь). Причем разделы, касающиеся прав и свобод личности, в таких конституциях рецепцировались из текста Декларации.

В Бельгии, Нидерландах, Индии, Италии, США, Шри-Ланке положения Декларации широко используются для толкования внутригосударственных законов, относящихся к правам человека. На них постоянно ссылаются суды названных стран. В ряде постановлений Конституционного Суда России также содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека в обоснование вынесенных им решений.

Показательна в этом отношении и практика национальных судов, которые используют положения Декларации для трактовки прав и свобод, закрепленных в национальном законодательстве, и выявления их нарушения. Наиболее часто ссылались на Декларацию австрийские суды, а римский суд квалифицировал положения Всеобщей декларации как общепризнанные нормы международного права.

Однако значимость Всеобщей декларации заключается не только в том, что она явилась первым международным стандартом в области прав человека, но и в том, что она создала правовую базу для последующего кодификационного процесса в этой области, который способствовал эволюции концепции прав человека.

 60 лет, прошедшие после принятия Декларации, показали, что многие ее положения еще не стали реальностью для всех. Международное сообщество продвинулось далеко по пути, предначертанном создателями этого важного документа. Принят целый комплекс международных договоров, согласно которым принципы и нормы, воплощенные в Декларации, стали обязательными конвенционными положениями.

В последние десятилетия особенно стремительно развивается система конвенционных контрольных органов по правам человека. В 1970 году (в соответствии с международной Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации) был создан первый такой орган - Комитет по ликвидации расовой дискриминации. В настоящее время уже функционируют 9 конвенционных контрольных органов.

Кроме того, в 2006 г. учрежден Подкомитет против пыток, который функционирует на основании принятого в 2002 г. Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих видов обращений или наказаний.

Рассматривая конкретные случаи нарушения прав отдельных лиц, договорные органы анализируют ситуацию с правами человека в той или иной стране, намечают меры, которые должны быть приняты государствами для выполнения взятых на себя обязательств, стимулируют внесение изменений в законодательство и правоприменительную практику, также достигают и ряд других целей. Наряду с рассмотрением докладов и определенных жалоб ряд конвенций (Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин) предусматривают возможность проведения расследований информации, свидетельствующей о серьезных или систематических нарушениях соответствующих прав государством-участником.

Значительные достижения конвенционных органов в контроле за соблюдением государствами-участниками взятых на себя обязательств не могут скрыть серьезные трудности и вызовы, с которыми неизменно сталкивается созданная система. Многие из них обусловлены постоянным увеличением договорных органов и их членского состава. Количество договорных органов за последние 38 лет, начиная с 1970 г., увеличилось с одного до девяти, а их членский состав (вместо 18 экспертов) насчитывает сейчас 143. Вносятся различные предложения по улучшению деятельности договорных органов.

Еще при разработке Всеобщей декларации вносились предложения учредить какой-либо контрольный орган, который следил бы за выполнением государствами ее положений. Но это предложение было справедливо отвергнуто, поскольку Декларация принималась в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, имеющей рекомендательный характер. Однако правозащитный механизм стал создаваться вскоре после принятия Всеобщей декларации. Этот правозащитный механизм имеет многоуровневый характер. Наряду с конвенционными контрольными органами действует правозащитный механизм в рамках ООН, носящий универсальный характер, и функционируют различные региональные органы. Сначала правозащитные механизмы особенно активно создавались и развивались в рамках европейских региональных организаций. И это не случайно. Многие государства-члены ООН первоначально возражали против создания каких-либо контрольных органов, считая, что они нарушали бы их суверенитет и вмешивались во внутренние дела. Такая позиция сохранялась в течение многих десятилетий. Поэтому впервые правозащитные органы создаются в рамках Совета Европы. Именно Совет Европы 4 ноября 1950 г. принял Европейскую конвенцию о правах человека, согласно которой создавалась Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Потребовалось 25 лет после принятия Конвенции, когда в 1975 г. ее участниками стали все члены Совета Европы, признав тем самым юрисдикцию Комиссии и Суда.

Создание и функционирование Европейского суда по правам человека было встречено негативно не только социалистическими, но и многими государствами Азии, Африки и Латинской Америки. Однако уже в 1969 г. принимается Межамериканская конвенция по правам человека, которая также учреждает Межамериканскую комиссию и Межамериканский суд по правам человека. Значительно более длительный период времени потребовался африканским странам для создания Комиссии и Суда. Первоначально в соответствии с принятой в 1981 г. Африканской хартией прав человека и прав народов была учреждена лишь Комиссия по правам человека, которая рассматривала не индивидуальные жалобы, а случаи, которые свидетельствовали о систематических нарушениях прав человека и прав народов. Ее деятельность показала слабость установленных процедур и недостаточную компетенцию Комиссии для пресечения нарушений прав личности. Поэтому многие годы лидеры ряда государств Африки предпринимали усилия по повышению эффективности защиты прав человека на Африканском континенте. Эти усилия завершились принятием в 1998 г. главами государств и правительств Протокола к Хартии относительно учреждения Африканского суда по правам человека.

Созданию региональных механизмов защиты прав человека во многом способствовала Всеобщая декларация, которая и сегодня является основной для правозащитной деятельности, как различных стран мира, так и международных организаций. Влияние этого документа повседневно отражается на деятельности такой универсальной международной организации, как ООН. Ее правозащитный механизм создавался в течение многих лет после принятия Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека. Этот механизм не является статичным. Он постоянно развивается, ориентируясь на потребности совершенствования международных отношений в глобализирующемся мире. Более того, во многих решениях, принятых ООН, Всеобщая декларация рассматривается как международный документ, содержащий обязательные для всех государств принципы и нормы, соблюдение которых является неотъемлемой частью деятельности создаваемых правозащитных органов.

Таким образом, становление, совершенствование и развитие правозащитного механизма, как на универсальном, так и региональном уровнях проходит уже почти 60 лет под непосредственным влиянием Всеобщей декларации прав человека. При этом государства-участники международных отношений, как подчеркивается во многих решениях Организации Объединенных Наций, должны соблюдать не только Устав ООН и международные договоры, но и Всеобщую декларацию прав человека. Оценивая в целом значение Декларации для развития современных межгосударственных отношений, следует иметь в виду, что этот важнейший международный документ был выработан представителями различных идеологий, культур, религий, которые представляли широкий спектр юридических, социально-экономических, политических и религиозных традиций. Они, несмотря на значительные разногласия, смогли выработать «общие стандарты, к достижению которых должны стремиться» все народы. Сбалансированные принципы и нормы, закрепленные в Декларации 60 лет назад, являются и сегодня той основой, на которой еще много лет будет развиваться вся система международных отношений.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 337.