Классификация и способы конституционного формулирования прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существует несколько оснований классификации конституционных прав, свобод и обязанностей.

По субъектному составу права, свободы и обязанности можно подразделить на права, свободы и обязанности человека и права, свободы и обязанности гражданина. Права, свободы и обязанности человека признаются на территории данного государства за всеми людьми независимо от их гражданства (подданства). Их субъекты обозначаются в конституциях словами «все», «каждый», «всякий». Правами, свободами гражданина обладают только граждане данной страны, которые несут и обязанности гражданина.

По способу осуществления права свободы можно разделить на коллективные и индивидуальные.

Коллективные права и свободы могут быть реализованы только группой людей. К подобным правам относятся права в сфере управления государством: право на собрание, право на митинг и иные манифестации, право на объединение, право на инициативу проведения референдума и прочие права.; в сфере социальных и трудовых отношений к таким правам относится право на забастовку, право на собрание трудового коллектива.

Индивидуальные права и свободы реализуются как совместно несколькими людьми, так и в одиночку. Большинство прав и обязанностей имеет индивидуальный характер.

По сферам общественных отношений конституционные права, свобода и обязанности делятся на гражданские или личные, политические, а также экономические, социальные и культурные.

Личные права и свободы - это права и свободы, которые относятся к сфере личной жизни и принадлежат человеку от рождения независимо от государства. К ним относятся право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую, на процессуальные гарантии и т.д.

 К личным обязанностям можно отнести обязанность личности соблюдать конституции и законы.

Политические права, свободы и обязанности - это права, свободы и обязанности, направленные на участие человека в политической жизни государства. Наличие политических прав в большинстве случаев зависит от гражданства. К ним относятся право на объединение, активное и пассивное избирательное право. К политическим обязанностям относятся закрепленная в некоторых странах обязанность голосовать, обязанность защищать родину.

Социально-экономические права и свободы - это права и свободы человека в сфере приложения его труда. Как пишет профессор Л.Д. Воеводин, это права человека как труженика, то есть человека, производящего материальные и духовные блага, участвующего в общем деле, вносящего свой вклад. К ним относятся свобода предпринимательства, право частной собственности, право на труд, на отдых, на забастовку, на охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище.

Иногда в отдельную группу прав выделяют социально-культурные права. Под ними понимаются права и свободы человека и гражданина в сфере духовной жизни, направленные на реализацию его творческого потенциала. В эту группу включаются право на образование, право на участие в культурной жизни, свобода творчества и т.д.

В зависимости от времени закрепления выделяется три поколения прав и свобод. Сама конструкция поколений прав человека призвана выразить идею развития прав человека. Сторонники данной классификации утверждали, что природа и значение различных поколений прав человека не могут быть поняты вне исторического контекста их появления.

К первому поколению относятся права и свободы, получившие закрепление в первых конституциях (конец ХVIII-нач. ХХ вв.).

Данные права можно разделить на три группы.

1. Права, связанные с физическим и психическим существованием человека. Это право на жизнь, гуманное отношение к лицам, лишенным свободы, запрет пыток, запрет лишения свободы за долги, запрет рабства, свободы мысли, совести, религии, право иметь свое мнение и выражать его. Сюда же входят права, связанные с юридическим состоянием человека. Например, право ребенка на фамилию, право на гражданство.

2. Либеральные права. В это понятие включаются запрет на произвольное вмешательство в личную жизнь, неприкосновенность жилища, свобода передвижения;.

3. Право на демократическое участие человека в жизни государства.

Особенностью первого поколения прав и свобод является закрепление основополагающего принципа их регламентации: невмешательство государства в процесс осуществления этих прав.

Второе поколение прав и свобод (начало ХХ вв.-1950-е гг.) характеризуется появлением в конституционном законодательстве социально-экономических прав, гарантирующих, прежде всего, интересы тех, кто работает по найму. Это связано с их закреплением в Конституции (Основном законе) РСФСР 1918 г. Так же появляются социально-культурные права: право на образование, на доступ к достижениям науки и техники.

Права и свободы второго поколения направлены на гарантирование государством минимального прожиточного минимума всем гражданам. Это нашло широкое закрепление во многих конституциях западных стран, которые провозгласили себя социальным государством.

Появление третьего поколения обусловлено обострением во второй половине ХХ века глобальных проблем, среди которых на первое место выходит экологическая, и вступлением наиболее развитых стран в эпоху информатизации. В связи с этим в национальном законодательстве начинают признаваться права на чистую окружающую среду, право на информацию и другие. Специфика прав третьего поколения заключается в том, что это коллективные права, не сводимые к правам индивидов, входящих в группу. Эти права принадлежат как отдельным индивидам, так и образуемым ими социальным общностям в целом.

Вторая половина ХХ в. ознаменовалась качественными изменениями международно-правового регулирования в области прав и свобод человека. В Уставе ООН, который вступил в силу 24 октября 1945 г., впервые в мировой истории зафиксировано положение о международном сотрудничестве в разрешении проблем гуманитарного характера и нормативно закреплен принцип всеобщего уважения прав и основных свобод человека. В дальнейшем данный принцип был конкретизирован во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., в международных пактах о правах человека и других международно-правовых актах.

Со второй половины ХХ в. международно-правовое регулирование в области защиты прав и свобод человека стало оказывать влияние на внутригосударственное право. Это проявляется в том, что государства, подписывая конкретный международный договор, обязуются привести своё внутреннее законодательство в соответствии с международными стандартами; стимулируется создание национальных средств правовой защиты, идентичных международным.

__________________________________________________________

Существуют два основных способа конституционного формулирования прав и свобод – позитивный и негативный.

При позитивном способе конституция устанавливает или констатирует, что субъект обладает определенным правом. Так, согласно ст. 45 китайской Конституции «граждане Китайской Народной Республики в старости, в случае болезни или потери трудоспособности имеют право на получение от государства и общества материальной помощи» (часть первая, предложение первое). Здесь субъект права – граждане КНР – прямо назван.

Вместо выражения «имеет право» или равноценного ему «вправе» в некоторых конституциях употребляется выражение «может», как, например, в ч. II ст. 3 Политической конституции Мексиканских Соединенных Штатов 1917 года: «Частные лица могут предоставлять образование всех видов и ступеней» (предложение первое).

В принципе позитивный способ может использоваться и без прямого указания субъекта, когда речь идет о правах человека. В качестве примера можно привести норму, содержащуюся в ч. 1 ст. 24 Конституции Румынии 1991 года: «Право на защиту гарантируется». Из данной формулы ясно, что гарантируется это право каждому человеку, который и является субъектом указанного права.

Негативный способ представляет собой конституционное запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать определенное право или определенную свободу. Характерный пример негативного способа дает Конституция США, точнее, поправки к ней. Так, согласно поправке IV «право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов не должно нарушаться, и ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, засвидетельствованных присягой или торжественным подтверждением» (предложение первое); согласно поправке V «никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле», а согласно поправке VIII «не должны требоваться непомерно большие залоги, взыскиваться чрезмерные штрафы, налагаться жестокие и необычные наказания». В первых двух случаях указаны субъекты прав и свобод – «народ» и «никто», а в третьем случае употреблена безличная формула, равноценная указанию на второй субъект, то есть «никто» (можно было бы сказать: «ни с кого не должны требоваться...»). Конечно, слово «никто» означает буквально отсутствие какого бы то ни было субъекта, но в законодательном контексте такого рода оно равнозначно выражению «все». Если в утвердительном предложении мы употребляем выражение «все», то в отрицательном, если мы имеем в виду всех вместе и каждого из них в отдельности, для обозначения этого невозможно никакое иное слово, кроме «никто».

Примечательное проявление негативного способа содержится в поправке I: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений»; здесь Конституция гарантирует свободы от возможного их нарушения самим законодателем.

Во многих конституциях сочетаются оба способа для формулирования прав и свобод, однако негативный способ более характерен для стран с англосаксонской системой права, тогда как позитивный– для правовых систем стран континентальной Европы.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 289.