( Этатизм (фр. Étatisme) или госуда́рственничество, реже статизм (англ. statism), — идеология, утверждающая ведущую роль государства в политической жизни, включая подчинение интересов как отдельных людей, так и групп интересам государства; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни. Идейная противоположность анархизма.
Анархи́зм (от ἀν — без и ἄρχή — власть) — система взглядов, идеалом которой является отсутствие любого принудительного управления и власти человека над человеком.)
Право предстаёт некой автономной дисциплиной, отождествляемой с волей государства, выражением которой такое право и является. В такой ситуации не должно возникать конфликтов между правом и государством, которое выступает его единственным источником, эволюция или мутация которого влекут за собой соответствующие изменения для права. Право редуцируется до уровня государственных атрибутов и часто оборачивается произволом властей или политикой силы.
Позитивистские доктрины нередко происходят из неопределённостей, порождённых разнообразием позитивных прав и представлением, что любая идея справедливого, если к ней применимы эпитеты «неизменная» и «универсальная», оказывается, как следствие, искусственной.
Естественно-правовая теория XVII—XVIII в. связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана, получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского, но как самостоятельная доктрина нашла выражение и обоснование в трудах Гуго Гроция, Т.Гоббса, Д.Локка, Вольтера, Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А.Н.Радищева. Трактовка естественного права в духе неотчуждаемых прав и свобод личности, правовой государственности нашли яркое выражение в работах Б.А.Кистяковского - см., например, Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. Под заметным влиянием естественного права находились правовые взгляды одного из выдающихся российских юристов П.И.Новгородцева-см., например, Лекции по истории философии права, где он пишет: «...нельзя не видеть, что так называемое естественное право как идеал для положительного, как требование его реформы есть исконное проявление философской мысли, есть сама философия права».
Основные идеи:
- разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это неписаное право, noд которым понимается совокупность естественных и неотъемлемые прав человека и которое выступает критерием права позитивного ибо не всякий закон содержит в себе право);
- отождествляются право и мораль;
- источник прав человека находится не в законодательстве, a в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от бога.
Достоинства:
- это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;
в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми которые должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с таким нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенстве и т.п.;
- провозглашает источником прав человека природу либо бога
Слабые стороны:
- такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного; такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.
Социологическая теория
(Эрлих, Жени, Муромцев, Дьюи, Коркунов, Ковалевский).
Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Основные идеи:
- разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право — в сфере сущего;
- под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право — это реальное поведение субъектов правоотношений — физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория живого права;
- формулируют такое живое право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они наполняют законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.
Достоинства:
- такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;
- совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;
- эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.
Слабые стороны:
- если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;
- в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 270.