Метод (от греческого methodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Под методом обучения биологии понимают способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися.
Методический прием — элемент или разновидность метода, отражающий определенные действия учителя и учащегося в процессе преподавания и учения.
Методическими приемами обеспечиваются чрезвычайное разнообразие и взаимосочетание методов обучения. Роль методических приемов на уроках биологии особенно важна в развитии мышления и познавательной деятельности.
Наиболее распространена в методике биологии система методов и методических приемов, разработанная Н.М. Верзилиным и В.М.Корсунской. Существует несколько оснований для классификации методов обучения: источник получения знаний; характер деятельности преподавателя и учащихся; степень активности познавательной деятельности; дидактические цели; логический подход к формированию понятий.
По внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся выделяют такие методы, как: лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнение, решение задач, работа с книгой.
Логический подход к формированию понятий позволяет выделить индуктивный, дедуктивный, аналитический и синтетический методы обучения.
По степени активности познавательной деятельности учащихся выделяют методы обучения биологии: пассивно-созерцательный (объяснительно-иллюстративный), проблемный, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.
По дидактическим целям различают методы обучения биологии: методы обучения, используемые для изучения нового материала; методы обучения для усовершенствования ранее полученных знаний; методы проверки знаний, умений и навыков.
По источнику знаний различают словесные, наглядные и практические методы обучения биологии. Эта классификация, предложенная Н.М. Верзилиным и В.М. Корсунской, наиболее распространена в методике преподавания биологии.
В группу словесных методов обучения биологии входят лекция, рассказ, объяснение и беседа. К группе наглядных методов обучения биологии относятся иллюстрация и демонстрация опытов, изобразительных пособий, натуральных объектов, видеоматериалов и т.д. Группу практических методов обучения биологии составляют распознавание и определение объектов, наблюдение и эксперимент.
В каждую из названных групп входят различные логические, организационные и технические приемы обучения. К логическим приемам относятся: постановка проблемы; выявление признаков; сравнение; выводы; обобщение. Эти приемы могут быть использованы в рамках как словесных, так и наглядных, и практических методов.
Организационные приемы, составляющие словесные методы, это: запись плана беседы или ответа, ответ у доски, ответ с места. Организационные приемы, которые могут быть использованы в рамках наглядных методов: демонстрация объектов со стола или с обходом учащихся, с раздачей объектов на руки, с раздачей объектов самими учащимися, а также наблюдение по плану. В рамках практических методов наиболее часто используются такие организационные приемы, как индивидуальная, групповая и фронтальная работа, разделение работы на операции самостоятельно или по указанию учителя, воспроизведение работы при ответе.
В состав словесных методов обучения входят такие технические приемы, как вывешивание вопросов на доске, анкеты для заполнения и т.п. Технические приемы обучения, составляющие наглядные методы, это: прикрепление рисунков и схем на доске, демонстрация на разном фоне микропрепаратов, живых объектов и других пособий. В состав практических методов обучения чаще всего входят такие приемы, как использование инструктивных таблиц или карточек при определении объектов или постановке опытов, постановка опытов, зарисовки, гербаризация, изготовление коллекций.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 306.