Критическое мышление - это вид мышления, который предусматривает самостоятельность и обоснованность суждений, логическое построение мыслительной деятельности и активность мысли, понимание и объективный подход к окружающему информационному полю. Критическое мышление отличается контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью.
Основными характеристиками критического мышления являются:
· Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
· Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
· Критическое мышление есть мышление социальное.
Человеку, пользующемуся критическим мышлением, свойственны следующие качества:
1. Готовность к планированию, т.е. умение предвидеть результат своей деятельности и определять шаги по ее достижению.
2. Поиск компромиссных решений
3. Гибкость мышления, или готовность рассматривать новые варианты, менять свою точку зрения и проявлять настойчивость в достижении цели.
4. Готовность исправлять свои ошибки.
Формирование критического мышления у школьников является стратегической целью современного образования, т.к. формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию.
Учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Развитие критического мышления предполагает построение процесса обучения на основе равноправного взаимодействия учителя и учеников.
Развитие критического мышления возможно осуществлять в рамках традиционного урока при обучении большинству школьных предметов. Для эффективности обучения учитель совместно с учениками должен пройти через три стадии:
· Стадию вызова (пробуждения интереса к предмету).
· Стадию реализации смыла (осмысления материала во время работы над ним).
· Стадию рефлексии (обобщения материала, подведения итогов).
Для каждой стадии характерно использование определенных методических приемов формирования критического мышления.
На стадии вызова: предварительный просмотр. готовит учащихся к пониманию нового текста. В этом случае новую информацию можно почерпнуть из заголовка или просмотрового чтения.
На основной стадии:
Контекстуализация (осмысление текста в рамках исторического, биографического или культурного контекста. При чтении текста учащиеся рассматривают и оценивают события сквозь призму своего личного жизненного опыта, часто забывая о том, что в тексте описываются события прошлого и для его критической оценки необходимо понять разницу между современными представлениями и представлениями, свойственными эпохе изучаемого текста)
· аннотирование текста (включает в себя подчеркивание ключевых слов, написание комментария или вопросов на полях, пометки всего того, что является необычным или спорным)
· постановка вопросов учащимися
· определение причинно-следственных связей взаимоотношений главных героев
· определение факта и вымысла, достоверности или недостоверности предлагаемой информации, прослеживание связей между содержанием литературного текста и реальным миром
На стадии рефлексии:
· изложение в общих чертах и сжатое изложение (Сжатое изложение полностью реконструирует текст и представляет его в новом виде, на основе его творческого переосмысления, что демонстрирует критическое осмысление прочитанного
· выражение оценочного мнения( служит для формирования умения выдвинуть гипотезу, сделать умозаключения, выводы, т.е. переосмыслить и проанализировать полученную информацию)
· создание медиатекстов, объявлений, написание продолжения рассказов или собственной концовки;
Дата: 2019-05-28, просмотров: 261.