В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний и овладение учебными умениями - необходимое условие формирования их мировоззрения, атеистических взглядов, гигиенического, полового, экологического, трудового и нравственного воспитания. Роль биологии как одной из ведущих наук о природе в формировании мировоззрения огромна, поэтому содержание школьного предмета, а также методы, формы и средства его изучения направлены на реализацию воспитания материалистического мировоззрения у учащихся.Сложный состав знаний по курсу 6 класса - многообразие растений, органы цветковых растений и их функции, особенности жизнедеятельности - позволяет рассматривать организм как единое целое и в связи со средой; оценивать значение растений и всего многообразия растительного мира в природе. Изучение зоологии раскрывает перед учащимися многообразие животного мира в связи с условиями существования. Все эти сведения углубляют представления и понятия школьников о живом организме, его целостности, строении и свойствах, приспособленности к условиям обитания и роли в природе. Аналогичным образом материалы курса о человеке углубляют научные знания о свойствах живых организмов. Но в данном курсе школьники познают не только биологические свойства организма человека, но и социальные его особенности. Вопросы эволюции, борьба за существование, единство прогресса и регресса, непрерывность существования жизни, наследственность и изменчивость, видообразование - фактический материал, который позволяет ученикам понять сложность и неоднозначность процессов живой природы, ее уникальность и тесную зависимость от целого ряда факторов внешней среды. Аналитическое обсуждение таких вопросов подготавливает учащихся к пониманию объективности природных событий. Все это служит делу воспитания мировоззрения, помогает созданию целостной картины мира. Важным элементом формирования мировоззрения является развитие гуманистических взглядов. Опираясь на факты и реальность явлений живой природы, используя примеры ее движения и развития, раскрывая причинно-следственные связи в природе, следует постепенно формировать у учеников научно-материалистическое мировоззрение.
35.Опишите содержание, системы и принципы построения курса биологии в современной школе.
Информации по биологии очень много, поэтому важно выбрать наиболее качественный и ценный в образовательном и воспитательном отношении мат-л. Поэтому школьный предмет биологии объединяет различные отрасли биологии, к-е вначале отбираются, систематизируются и перерабатываются.
Знания по биологии объединяются научными понятиями, что способствует выстраиванию их в систему. Последовательность биологических курсов определяется доступностью учебного материала уч-ся в зависимости от их возраста, подготовки и развития. Так, биологии в 5-11 классах опирается на природоведение в 4 классе, т.е. на начальные знания по биологии. Ботаника (5-6) → зоология (7-8) → анатомия, физиология и гигиена человека (9) – взаимно связанные разделы единого учеб. предмета биологии, а не изолированные друг от друга курсы. Общая биология (10-11) преподается уже на основе этих предыдущих курсов. Изуч-е ботаники предшествует изуч-ю зоологии, т.к. жизнь жив-х во многом завис. от растений; понимание жизненных процессов жив-го организма дается уч-ся труднее, чем понимание жизни растений. Изуч-е зоологии подготавливает учащихся к последующему изучению анатомии, физиологии и гигиены человека, помогая путем сравнения лучше усвоить качественное своеобразие строения и жизненных процессов человеческого организма.
Для школьного учеб. предмета биологии необходим строгий отбор научного материала: фактов, понятий, законов и практических приложений. Объем и система знаний по биологии в средней школе определяются общими образовательно-воспитательными задачами, принципами биологической и педагогической науки. В средней школе основы наук даются в элементарном виде: например, жизнь растений освещается в 5 классе без раскрытия химизма жизненных процессов, вопросы филогении растений и животных даются схематично в 7-8 классах и более углубленно - в 10 классе.
Дидактические принципы обуч-я: 1) п. наглядности; 2) п. активности и сознательности обуч-я; 3) п. прочности обуч-я; 4) п. системности и последовательности; 5) п. доступности; 6) п. научности; 7) п. проблемности; 8) п. единства образовательных, развивающих и воспитательных ф-й обуч-я. Сод-е школьной биологии определяется единством научности материала и его доступности для усвоения уч-ся.
В целом содержание биологического образования в средней школе приведено в соответствие с современным развитием биологической науки. Работа над повышением научного уровня учебной программы проводиться постоянно. Она составляет одну из наиболее важных задач методики биологии и решается при активном участии ученых-биологов.
Педагогическое обоснование дополнении учебного материала определяется системой изучения биологии в средней общеобразовательной школе. Если же дополнительный материал ведет в область специального образования, то он излишний и только снижает качество преподавания основ науки.
Научность учебного материала обязывает включать в его содержание строго проверенные и установленные наукой факты.
Учебный материал должен быть доступным для усвоения учащимися, что достигается соответствием его их умственному и психическому развитию, а также учебной подготовке. Сод-е, доступное по возможностям усвоения учеб. мат-ла, возбуждает интерес и желание учиться, дает пищу уму, заставляет логически мыслить, делать сопоставления и выводы, решать практические задачи. Сложный, преждевременно предложенный учащимся учебный материал не оправдывает себя в практике преподавания. Но ради доступности нельзя нарушать научность и систему учеб. мат-ла. Недостающие звенья в содержании одного какого-либо раздела тотчас сказываются на изучении последующих разделов. Методика должна найти соответ. методы и приемы, чтобы сделать его доступным. Вопрос о доступности учебного материала во всех спорных случаях выясняется экспериментальными методическими и психологическими исследованиями. Такого рода исследования дают объективные данные о знаниях учащихся и позволяют установить истинные причины низких знаний: действительную недоступность учебного материала для усвоения детьми определенного возраста или неправильную методику преподавания.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 338.