Приведите классификацию методов преподавания биологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методы обучения — одна из существенных и сложных проблем в методикеобучения биологии. На развитие методов обучения биологии влияют методыбиологической науки и практики, тенденции методологии, достижения дидактики и методики биологии. По определению философии, метод (отгреч. methodos — путь к чему-либо) в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В методике обучения биологии чаще всего методы определяются ключевымсловом «способ». Один из первых методистов-биологов, который сделал попыткуклассифицировать методы обучения, был Б.Е. Райков (1911). В своей

классификации Б. Е. Райков хотел показать разнообразие методов и то, какони взаимосочетаются между собой, образуя парные комбинации. На этой основе он ввел так называемую бинарную номенклатуру (двойные названия)методов. По характеру восприятия (работа органов чувств и органов движения) он выделял три группы методов — словесный, наглядный имоторный, а по тому, как добывались учеником знания, выделял еще двегруппы методов — иллюстративный и исследовательский. Все методы обученияимеют определенные функции. Основными из них являются следующие:обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая, контролирующая,Развитие метода — внутреннее, присущее ему свойство, котороеобнаруживается на разных этапах учебной деятельности. Один и тот же методв зависимости от содержания материала и возраста учащихся получает различную степень выражения.Таким образом, развитие методов характеризуется тремя параметрами:усилением самостоятельности учащихся в процессе обучения; усложнением задач, которые выдвигаются перед учащимися; усложнением познавательнойдеятельности учащихся.

Методы мультимедийного обучения биологии могут использоватьсясегодня только в классе, поскольку компьютеры и мультимедийноеоборудование должны находиться в помещении стационарно.Напомним, мультимедиа — это множественность содержательных каналов информации (информационных сред). Условия, созданные с помощью компьютера и мультимедийной программы, позволяют школьнику в ходе работы с автоматической системой моделировать виртуальную (т. е.существующую только в процессе взаимодействия) cpeду обучения. Для этого используют компьютеры последних поколений, оснащенные средствами мультимедиа.

Особенности мультимедийных методов обучения биологии. Посколькумультимедийные методы обучения обладают признаками словесных(учащиеся слушают, учитель рассказывает), демонстрационных (учащиеся наблюдают, учитель демонстрирует) и практических (учащиеся осуществляют деятельность, учитель руководит, инструктирует) методов одновременно, ихможно назвать комплексными, но выделять эти методы в отдельную группу иперестраивать существующую классификацию методов не следует. Попреобладающему характеру источника знаний (источника информации)комплексные (мультимедийные) названные методы могут входить в группуили словесных, или наглядных, или практических методов.Основная особенность комплексных (мультимедийных) методов обучения -они сочетают в себе все каналы передачи информации.Среди комплексных методов обучения биологии можно назватьмультимедийную лекцию и мультимедийную практическую работу,позволяющую осуществить лабораторную работу по биологии и даже

виртуальную экскурсию в природу.Практика обучения показывает, что для получения мультимедийной информации необходимы три канала: зрительный, слуховой и тактильный.

Мультимедийная лекция. Технически мультимедийная лекция может быть

реализована в компьютерном классе при работе каждого учащегося заотдельным компьютером или группы по два человека за компьютером, а прииспользовании мультимедийных проекционных систем — при работе всегокласса. Это необходимо для полноценного погружения в виртуальную информационную среду и выполнения всех заданий.

Мультимедийная практическая работа. Мультимедийная практическая работа может быть реализована в компьютерном классе, каждый ученик заотдельным компьютером, или группами по два человека за компьютером.С помощью моделирующей программы в экспериментальные условияможно помещать не только растения, но и отдельные виды животных.Особенно большой интерес вызывает у учащихся мультимедийная экскурсия на тему «Лес — богатство человечества». Следующий кадр послеобозначения темы показывает правила поведения в природе. Меняя кадры,ученики как бы передвигаются по лесу от объекта к объекту в естественнойсреде. Созданная мультимедийным путем виртуальная природная среда создает эффект присутствия. Поэтому такое знакомство с природным объектом можно назвать виртуальной экскурсией.Создание полноценной виртуальной реальности предполагает использование дорогостоящих средств мультимедиа, но можно ограничиться и имеющимися компьютерными возможностями.

Методика проверка знаний, умений и навыков.Значение контроля знаний и умений велико. Систематический контроль знаний и умений учащихся — важная составная часть обучения. Методы контроля или проверки знаний и умений тесно связаны с методами всех остальных звеньев учебно-воспитательного процесса. Назначение контроля-проверить, определить, как усвоен учащимися пройденный материал.Контроль в своем определении означает проверку чего-либо. С точки зрения кибернетических представлений, контроль рассматривается как обратная связь, свойственная саморегулирующейся системе. Контроль обеспечивает возможность анализировать учителю свою преподавательскую деятельность, достижения и недостатки, принимать меры к устранению недочетов.Таким образом, контроль знаний имеет большое значение и для ученика,и для учителя. В связи с этим дидактика рассматривает информацию,получаемую в результате контроля за учебной деятельностью, выполняемого учителем, как внешнюю обратную связь, а информацию от самоконтроля ученика, от осознания своих познавательных действий и их результатов — как внутреннюю обратную связь.Контроль знаний является также средством самопроверки учителя, а знаит, и средством для улучшения качества его работы. Учителя на уроках часто используют словесные, наглядные и практические методы контроля знаний и умений.

Фронтальная устная проверка отличается от индивидуальной своей лаконичностью, она сводится к ответам на ряд последовательных вопросов.Как правило, такая форма активизирует детей.

Уплотненный опрос . Одни учащиеся поочередно отвечают у доски,используя таблицы, модели, рисунок на доске, другие отвечают с места,дополняют, исправляют ошибки, третьи выполняют письменную работу.

Письменная работа часто используется для проверки знаний по биологии.Письменная проверка оказывает положительное влияние на развитие абстрактного, отвлеченного мышления в письменной речи учащихся.

Тестирование (от англ. test — проба, испытание) считается объективныминструментом для выявления уровня знаний. Педагогический тест характеризуется как система фацетных заданий в письменной форме, постепенно возрастающей степенью сложности.Задания в тестовой форме состоят из инструкции, самого задания ивариантов ответов.На основании результатов выполнения теста определяется успеваемость,которую считают обобщенным показателем знаний.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 213.