Представьте предмет методики преподавания биологии, его цель, задачи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наглядность - один из ведущих принципов обучения. Это утверждение не требует доказательства. Наглядность в обучении способствует тому, что у обучающихся, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Урок биологии невозможно провести на должном уровне, не пользуясь схемами, иллюстрациями, меловыми рисунками и другими видами наглядности. Они позволяют представить биологический материал понятным для обучающихся. Наглядность активизирует их внимание, мышление и память. Психологами А.Н. Леонтьевым, Наумовым и др. доказано, что человек запоминает 50% увиденного, в то время как услышанное воспроизводится только на 20%, заставляет переключать внимание с одного элемента урока на другой, не утомляя обучающих.

Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками. Методика строится соответственно целям и задачам общего образования и воспитания, базируется на общих для всех школьных предметов основах педагогической науки с учетом специфики изучения биологии, рассматривает проблемы теорий обучения и воспитания, связанные с преподаванием предмета "Биология". Методика обучения биологии - наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.

Наука - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Наука включает знания о предмете изучения, ее основная задача - полнее и глубже познать его. Главная функция науки - исследование. Предметом исследования методики обучения биологии являются теория и практика обучения, воспитания и развития учащихся по данному предмету. Перед методикой как наукой стоят задачи выявления закономерностей процесса обучения биологии в целях его дальнейшего совершенствования, повышения эффективности подготовки учащихся как высоко сознательных, всесторонне развитых и биологически грамотных членов общества. Опираясь на основы дидактики, методика решает важнейшие задачи развивающего обучения. В отличие от дидактики методика обучения биологии имеет свою специфику, определяемую содержанием и структурой биологической науки и учебным предметом. Методика вырабатывает рациональные методы, средства и формы обучения для овладения учащимися знаниями по биологии и умениями применять их на практике, для формирования научного мировоззрения и понимания ценности жизни. Методика обучения биологии как любая наука познает объективные законы процессов и явлений, которые она изучает. Выявление их общих закономерностей позволяет ей объяснить и предсказать ход событий и действовать целенаправленно. Основными признаками науки, как правило, являются цели, предмет ее изучения, методы познания и формы выражения знаний (в виде фундаментальных научных положений, принципов, законов, закономерностей, теорий и фактов, терминов). Имеют значение также история становления и развития науки, имена ученых, обогативших ее своими открытиями. Цели, стоящие перед методикой обучения биологии, лежат в русле общих педагогических целей и задач. Методика обучения биологии определяет цели образования, содержание учебного предмета "Биология" и принципы его отбора. Объект исследования методики обучения биологии - учебно-воспитательный (образовательный) процесс, связанный с данным предметом. Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.


9. Представьте реализацию принципа наглядности на уроках биологии на конкретном примере урока.

Урок по теме: "Клеточные структуры и их функции" достаточно полно обеспечен различным оборудованием. В процессе преподавания этой темы могут быть использованы натуральные объекты, таблицы, плакаты, фотографии, ИКТ, экранно-звуковые средства обучения и др. Задачами этого урока является повторение учащимися понятия клетки, цитология, строение и функции клетки, строение микроскопов, правил пользования микроскопом, знакомство с клеткой как структурной и функциональной единицей живого и с клеточной формой жизни.

На первом этапе изучения темы проводиться предварительное обобщение знаний о строении и функциях клетки, что бы подготовить учащихся к восприятию сведений о клетке как структурной и функциональной единице живого и о клеточной форме жизни. Сведения заносятся в таблицу; в левой колонке даются названия органоидов, а в правой – их функции.

Целесообразен морфологический подход к обобщению знаний учащихся о клеточных формах жизни - одноклеточных и многоклеточных организмах. Оживить знания у учащихся по ботанике и зоологии помогает лабораторная работа, в процессе которой микроскопические наблюдения организмов сочетаются с изучением микрофотографий, таблиц.

Такая работа дает возможность учащимся сравнить клеточную организацию наиболее известных организмов: зеленых и сине-зеленых водорослей (из налета со стенок аквариума), бактерий (готовых микропрепаратов или собранных из зубного налета), инфузорий, амеб, эвглены зеленой (из культур простейших).

Учащимся предлагается задание: опознать организмы по фотографиям и таблицам, указать признаки сходства и различия между дробянками, грибами, одноклеточными животными, растениями (по вариантам), отметить наиболее отчетливые уклонения одного из организмов (по вариантам) от общего плана строения клетки, указать в чем состоят приспособительные особенности этих уклонений, сделать вывод о степени сложности организмов того или иного протиста. Результаты работы всего класса с помощью учителя обобщаются в процессе составления таблицы, в которых отмечаются особенности строения (форма тела, клеточные структуры), а также характер питания, размножения, передвижения, среда обитания и относительная степень организации всех просмотренных организмов.

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.