Расскажите о заслуге В.Ф. Зуева в истории развития методики биологии.
Слово «методика» происходит от греческого «methodos» — путь к чему-либо, путь исследования или способ познания. Значение его не всегда было одинаковым. Менялось название и самого предмета «Биология» в соответствии с уровнем развития данной науки.Становление методики обучения биологии можно проследить с глубокой древности. На первых этапах содержание школьного естествознания было далеко от науки, и имело религиозную направленность. В XVII веке было очень популярно сочинение неизвестноголатинского автора начала XVI в. - «Проблемата». Экспериментальные исследования, путешествия русских ученых открыли для науки и практики животный и растительный мир, учеными были созданы научные труды о почвах, рельефе, климате, недрах нашей страны. Эти естественно-научные открытия нашли отражение в содержании школьного обучения. ХVIII век. Предмет «Естествознание» вводился на двух последних годах учебы в 5-летних училищах. К работе над учебником по естествознанию был приглашен ученый – Василий Федорович Зуев. В 1786 г. без указания имени автора вышел первый отечественный учебник естествознания под названием «Начертание естественной истории. Можно считать, что с этого года началась история отечественной методики преподавания биологии. В. Ф. Зуеву пришлось решать все основные методические задачи преподавания впервые вводимого предмета (отбор учебного содержания, его структура, стиль изложения), реализовывать цели обучения в соответствии с запросами общества, определять методы и средства обучения. В книге даются сведения о строении тела человека. Учебник В. Ф. Зуева «Начертание естественной истории...» стал основным и единственным пособием для учеников и учителя по изучению природы. Ученым был издан зоологический атлас, составленный из 57 отдельных таблиц. Эти таблицы широко использовались в отечественной школе более 40 лет. Решая практические вопросы преподавания естественной истории, В. Ф. Зуев обозначил ряд важнейших проблем методики: взаимосвязь науки и учебного предмета, научность содержания и др., взаимосвязь методики обучения в средней и высшей школе. Таким образом, академик В. Ф. Зуев положил начало отечественной методике обучения биологии и по праву считается ее основателем. ХIХ век.
Дайте характеристику интерактивным методам обучении биологии.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она предвидит конкретные цели. Одной из них является создание комфортных условий обучения для того чтобы каждый участник процесса чувствовал свою интеллектуальную способность, что способствует продуктивности обучения.
Суть интерактивного обучения в том, что все учащиеся принимают участие в процессе познания, формировании выводов, создании определенного результата, где каждый вносит свой вклад, где идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Интерактивный – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Меняется и позиция учителя, он вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Место учителя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока.
И еще про ИКТ тоже можно написать, как один из методов преподавания биологии.
По способу изложения
Репродуктивные (формируют опр круг представлений о мире)
-Объяснительно-иллюстративное изложение
-Образно-ассоциативная лекция
-Повествовательное изложение
Продуктивные (активное формируют познавательные способности, проф интерес, мировоззрение, опыт творческой деятельности)
-Проблемное изложение
-Диалогическое изложение
-Персонифицированное изложение
-Контрольное изложение
Расскажите про кабинет биологии. Варианты оборудования кабинета биологии. Аттестация кабинета биологии
Кабинет биологии – это специально оборудованное помещение для организации учебно-воспитательного процесса по биологии. Первые кабинеты естествознания представляли собой музей, в котором хранились гербарии растений, чучела животных в застекленных шкафах. Позднее с внедрением экспериментальных методов в обучении кабинет становится классом-лабораторией. Появились стеклянная и фарфоровая посуда, микроскопы, лупы, были выделены комнаты для живых растений и мелких животных. Наряду с таблицами использовался кинопроектор. В середине 50-х годов ХХ в. при переходе школы на кабинетную систему по всем дисциплинам кабинет биологии в основных чертах сохранился как класс-лаборатория в сочетании с подсобным помещением для размещения и хранения оборудования: наглядных пособий, аппаратуры, инструментария, библиотечки. В кабинете содержится общее оборудование, необходимое для преподавания всех курсов биологии, и специфическое – для конкретного курса, конкретной темы. Все оборудование размещается в кабинете по определенной системе, чтобы его всегда можно было использовать в учебном процессе. Но кабинет биологии – это не только место хранения необходимого оборудования. Функциональное значение кабинета биологии значительно шире, здесь можно выделить несколько взаимосвязанных функций: учебно-воспитательную, научно-методическую, размещения учебного оборудования, справочная и учетная. В кабинете биологии осуществляется процесс обучения, воспитания и развития учеников, для чего предусмотрено особое оборудование. Удобные рабочие столы и стулья, которые при проведении групповых практических работ можно сдвигать вместе. Большая и хорошо освещенная классная учебная доска, мел и смоченная губка для протирки доски всегда должны быть на месте. Стол учителя и доска используются для демонстрации наглядных пособий на уроке. На стене (или доске) размещают экран, сбоку на высокой подставке – телевизор, видеомагнитофон, а в глубине кабинета на специальной подставке – графопроектор. В кабинете должен быть водопровод с раковиной. Вода нужна постоянно для практических работ, демонстраций, для ухода за растениями и животными. Кабинет, как правило, оснащен небольшой библиотекой, содержащей различную справочную литературу для учащихся; рекомендации для лабораторных и практических работ, учебники биологии; книги по биологии из серии «Детская энциклопедия», методические журналы, например «Биология в школе» и другие. В кабинете организуют сменные и постоянные экспозиции, развивающие интерес к биологической науке, помогающие усвоить сложный учебный материал, например стенды «Это интересно», «Животный мир нашего края», «Растения Красной книги нашего региона». В качестве сменных экспозиций в кабинете биологии могут быть представлены тематические выставки работ учащихся (плакаты, рисунки по экологической проблематике, фотографии, сделанные во время экскурсий).
Расскажите о заслуге В.Ф. Зуева в истории развития методики биологии.
Слово «методика» происходит от греческого «methodos» — путь к чему-либо, путь исследования или способ познания. Значение его не всегда было одинаковым. Менялось название и самого предмета «Биология» в соответствии с уровнем развития данной науки.Становление методики обучения биологии можно проследить с глубокой древности. На первых этапах содержание школьного естествознания было далеко от науки, и имело религиозную направленность. В XVII веке было очень популярно сочинение неизвестноголатинского автора начала XVI в. - «Проблемата». Экспериментальные исследования, путешествия русских ученых открыли для науки и практики животный и растительный мир, учеными были созданы научные труды о почвах, рельефе, климате, недрах нашей страны. Эти естественно-научные открытия нашли отражение в содержании школьного обучения. ХVIII век. Предмет «Естествознание» вводился на двух последних годах учебы в 5-летних училищах. К работе над учебником по естествознанию был приглашен ученый – Василий Федорович Зуев. В 1786 г. без указания имени автора вышел первый отечественный учебник естествознания под названием «Начертание естественной истории. Можно считать, что с этого года началась история отечественной методики преподавания биологии. В. Ф. Зуеву пришлось решать все основные методические задачи преподавания впервые вводимого предмета (отбор учебного содержания, его структура, стиль изложения), реализовывать цели обучения в соответствии с запросами общества, определять методы и средства обучения. В книге даются сведения о строении тела человека. Учебник В. Ф. Зуева «Начертание естественной истории...» стал основным и единственным пособием для учеников и учителя по изучению природы. Ученым был издан зоологический атлас, составленный из 57 отдельных таблиц. Эти таблицы широко использовались в отечественной школе более 40 лет. Решая практические вопросы преподавания естественной истории, В. Ф. Зуев обозначил ряд важнейших проблем методики: взаимосвязь науки и учебного предмета, научность содержания и др., взаимосвязь методики обучения в средней и высшей школе. Таким образом, академик В. Ф. Зуев положил начало отечественной методике обучения биологии и по праву считается ее основателем. ХIХ век.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 398.