ТЕМА 2.14. Возрастные особенности детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вожатый – мастер на все руки,

Про сон забудет, про еду.

Придумает такие штуки,

Что у детей захватит дух.

И он простит им все на свете,

Организует сто затей…

Вожатые, они, как дети…

И любят они вас – детей.

                                          1. Дети младшей группы (6-9 лет).

Физический рост и развитие. Общее управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к семи годам. Руки, ноги растут быстрее тела. Сердце и лёгкие отстают в развитии, а также мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата невелика, возможность его повреждения повышена.

Характеристика психологических особенностей Методический комментарий
Высокий уровень активности, стремление к общению вне семьи. Понимание различий пола.   Стремиться организовывать подвижные игры, при ограничении прыжков и бега. Развивать умения лазать и пользоваться качелями.  
Стремление к самостоятельным занятиям. Пытается научиться различать, что можно делать, а что нельзя.   Предоставление детям свободы действий, развитие способностей (при соблюдении нравственных норм, законов и распорядка жизни детского лагеря). Обеспечение конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении Обучать правильным навыкам труда
Может проявиться как целеустремлённость, так и самоуверенность, агрессивность. Использование ритмических видов деятельности; пение, танцы, сценки, драматические постановки.

 

Переходный к подростковому возраст 9-10 лет.

Физический рост и развитие. Рост девочек опережает рост мальчиков. Мальчики становятся значительно сильнее. Дети стремятся к большой мускульной активности, любят коллективные игры. Дети быстры, энергичны, настойчивы, инициативны, любят соперничество, спортивные достижения.

Характеристика психологических особенностей

Методический комментарий

Большая жизнерадостность, пока подросток уравновешен и в общении, и в поведении.

Неконфликтный возраст. Если отряд лихорадит, то нужно искать причину в себе, стиле поведения… Должны преобладать нормальные положительные эмоции.

Дети стремятся к активности и практической деятельности, но при этом очень важна роль в данной игре, т. е. нужны обязанности.

Следует предлагать конкретные дела. Хотя к длительным усилиям ребята не способны, поэтому дела должны быть разнообразными, недолговременными, эмоциональными. Желательно ролевое распределение, причём должна быть словесная оценка. Разговорные формы через 15-20 минут перестают быть значимыми. Внимание рассеивается, продолжение бессмысленно.

Психические процессы и поведение подчинены эмоциям.

Все дела должны быть эмоционально окрашены. Эмоциональный настрой д. идти по спирали, поэтому при планировании дел эмоции должны «отдыхать».

Контактные дети, дружелюбные легко общаются со сверстниками и со взрослыми.

Это качество помогает вожатому преодолеть барьер первичного контакта, быстрее познакомиться. С другой стороны, надо учитывать это свойство быстрой сменяемости интереса к людям, и поэтому надо учить ребят дружить, прививать уважение, ответственность в дружбе. Это в будущем поможет строить семейные отношения.

Переход достаточно труден. Появляется стремление к взрослости, нет желания быть ребёнком

Нельзя сюсюкать, называть детьми, не говорить и них «маленькие», нужно предоставить возможность проявиться взрослости.

Ребята очень любознательны, предпочитают что-нибудь незнакомое, приключения.

Важно при этом развивать познавательные интересы ребят, расширять кругозор и мобильность. В этом возрасте закладываются навыки самообслуживания, труда, гигиены.

Настойчиво добивается привлекательной цели, где деятельность не отвечает потребностям ребёнка, его поведение отклоняется в более увлекательном для него направлении.

Эмоциональная неустойчивость влияет на неспособность к длительным усилиям, особенно если цель отдалена во времени. Лучше всего удаются дела, короткие по объёму, близкие и конкретные по результатам. Неуспех оказывает разрушительное воздействие. Успех же, особенно если он быстро и ярко ощутим и получил признание окружающих, сообщает деятельности большой эмоциональный подъём и желание повторить удавшиеся.

Преувеличенное представление о своих возможностях. Дети охотно берутся за многое, не доводя дело до конца.

Конечно же, все дела д. иметь продолжение, закрепление каждый раз на новом витке трудности. На помощь придут те самые ежедневные «Огоньки», подведение итогов, анализ дела и т.д.

Нельзя поддаваться, надо приучать ребят прилагать волевые усилия, чтобы завершить каждое начатое дело.

Велика роль игры. Дети этого возраста любят подвижные и творческие сюжетные игры. Особенно их привлекают игры, сюжеты которых содержат весёлые, смешные, таинственные приключения; но больше всего их захватывают и увлекают игры, в которых они могут «совершать» героические подвиги, смелые поступки, проявлять ловкость, силу и мужество. Их начинают привлекать нравственно-психологические качества: смелость, выдержка, верность другу (кстати, эти же качества дети ищут во взрослых).

Арсенал игры велик, и, конечно же, выигрывает тот вожатый, который умеет играть не только в пятнашки… Важно очень хорошо подготовиться, заглянуть в справочники и картотеки игр – в них много нового и интересного. Зная игры, можно на их основе придумывать новые, свои собственные. Временами приходится сталкиваться с ребячьим желанием показать свою исключительность: грубит – показывает упрямство, упрямится – показывает свою самостоятельность и принципиальность. Это искажённое понимание нравственных качеств можно откорректировать, если с помощью различных игр проставить подростка в ситуацию, где он сможет проявить и смелость, и самостоятельность, и мужество. 

Значительными становятся взаимоотношения с товарищами. Если в первое время маленькие школьники были поглощены каждый своими занятиями и заботами, то теперь они стали интересоваться делами и поступками друг друга; постоянно сравнивают свои результаты и успехи с чужими. Увлекаются соревнованиями и состязаниями. Всегда готовы помериться силами.

В этом возрасте готовы соревноваться во всём: в силе, ловкости, спортивных и туристических соревнованиях, знаниях (турниры смекалистых, аукционы знаний), в поведении. Но, устраивая состязания, важно не забывать, что условия их д.б. конкретными, легко проверяемыми и открытыми (на всех этапах!). Ещё один важный момент: пока нет устойчивых связей, следует чаще менять составы микрогрупп для выполнения любого дела. Кроме того, эта возможность – дать ребятам лучше познакомиться, узнать друг друга, сломать стереотипы первичного впечатления, формирует общительность и коммуникативную культуру. Большим подспорьем здесь может оказаться такая разновидность работы, как «разбивка» - различные варианты деления большого количества на микрогруппы.

Авторитет взрослого ещё велик. Прямое воздействие эффективнее, если опираться на мнение и поддержку коллектива. Руководство старшими принимается детьми охотно, отношения доверительные, доброжелательные. Участие взрослого вносит оживление и вызывает активность детей.

Учитывая большое значение мнения и оценки взрослого, важно быть осторожным со словом. Поддерживая, поощряя или наказывая, мы понимаем, сколь это значимо и какой глубокий след оставляет в душе ребёнка. Конечно, к слову надо быть внимательным всегда, но в этом возрасте особенно, чтобы не ранить, не сделать инвалидом. Поручая дело, следует обязательно поинтересоваться результатами, впечатлением, настроением. Такое участие взрослого – значимо! Изначальная авторитетность взрослого помогает, особенно на первых порах, установить хорошие, деловые отношения. Но нельзя обольщаться – стоит следить, когда наступит момент более критического отношения к взрослому, к их делам и поступкам, эта критичность уже пробивает себе дорогу.
     


Дата: 2019-05-28, просмотров: 215.