Вожатый – мастер на все руки,
Про сон забудет, про еду.
Придумает такие штуки,
Что у детей захватит дух.
И он простит им все на свете,
Организует сто затей…
Вожатые, они, как дети…
И любят они вас – детей.
1. Дети младшей группы (6-9 лет). | |
Физический рост и развитие. Общее управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к семи годам. Руки, ноги растут быстрее тела. Сердце и лёгкие отстают в развитии, а также мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата невелика, возможность его повреждения повышена. | |
Характеристика психологических особенностей | Методический комментарий |
Высокий уровень активности, стремление к общению вне семьи. Понимание различий пола. | Стремиться организовывать подвижные игры, при ограничении прыжков и бега. Развивать умения лазать и пользоваться качелями. |
Стремление к самостоятельным занятиям. Пытается научиться различать, что можно делать, а что нельзя. | Предоставление детям свободы действий, развитие способностей (при соблюдении нравственных норм, законов и распорядка жизни детского лагеря). Обеспечение конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении Обучать правильным навыкам труда |
Может проявиться как целеустремлённость, так и самоуверенность, агрессивность. | Использование ритмических видов деятельности; пение, танцы, сценки, драматические постановки. |
Переходный к подростковому возраст 9-10 лет. | ||
Физический рост и развитие. Рост девочек опережает рост мальчиков. Мальчики становятся значительно сильнее. Дети стремятся к большой мускульной активности, любят коллективные игры. Дети быстры, энергичны, настойчивы, инициативны, любят соперничество, спортивные достижения. | ||
Характеристика психологических особенностей |
Методический комментарий | |
Большая жизнерадостность, пока подросток уравновешен и в общении, и в поведении. | Неконфликтный возраст. Если отряд лихорадит, то нужно искать причину в себе, стиле поведения… Должны преобладать нормальные положительные эмоции. | |
Дети стремятся к активности и практической деятельности, но при этом очень важна роль в данной игре, т. е. нужны обязанности. | Следует предлагать конкретные дела. Хотя к длительным усилиям ребята не способны, поэтому дела должны быть разнообразными, недолговременными, эмоциональными. Желательно ролевое распределение, причём должна быть словесная оценка. Разговорные формы через 15-20 минут перестают быть значимыми. Внимание рассеивается, продолжение бессмысленно. | |
Психические процессы и поведение подчинены эмоциям. | Все дела должны быть эмоционально окрашены. Эмоциональный настрой д. идти по спирали, поэтому при планировании дел эмоции должны «отдыхать». | |
Контактные дети, дружелюбные легко общаются со сверстниками и со взрослыми. | Это качество помогает вожатому преодолеть барьер первичного контакта, быстрее познакомиться. С другой стороны, надо учитывать это свойство быстрой сменяемости интереса к людям, и поэтому надо учить ребят дружить, прививать уважение, ответственность в дружбе. Это в будущем поможет строить семейные отношения. | |
Переход достаточно труден. Появляется стремление к взрослости, нет желания быть ребёнком | Нельзя сюсюкать, называть детьми, не говорить и них «маленькие», нужно предоставить возможность проявиться взрослости. | |
Ребята очень любознательны, предпочитают что-нибудь незнакомое, приключения. | Важно при этом развивать познавательные интересы ребят, расширять кругозор и мобильность. В этом возрасте закладываются навыки самообслуживания, труда, гигиены. | |
Настойчиво добивается привлекательной цели, где деятельность не отвечает потребностям ребёнка, его поведение отклоняется в более увлекательном для него направлении. | Эмоциональная неустойчивость влияет на неспособность к длительным усилиям, особенно если цель отдалена во времени. Лучше всего удаются дела, короткие по объёму, близкие и конкретные по результатам. Неуспех оказывает разрушительное воздействие. Успех же, особенно если он быстро и ярко ощутим и получил признание окружающих, сообщает деятельности большой эмоциональный подъём и желание повторить удавшиеся. | |
Преувеличенное представление о своих возможностях. Дети охотно берутся за многое, не доводя дело до конца. | Конечно же, все дела д. иметь продолжение, закрепление каждый раз на новом витке трудности. На помощь придут те самые ежедневные «Огоньки», подведение итогов, анализ дела и т.д. Нельзя поддаваться, надо приучать ребят прилагать волевые усилия, чтобы завершить каждое начатое дело. | |
Велика роль игры. Дети этого возраста любят подвижные и творческие сюжетные игры. Особенно их привлекают игры, сюжеты которых содержат весёлые, смешные, таинственные приключения; но больше всего их захватывают и увлекают игры, в которых они могут «совершать» героические подвиги, смелые поступки, проявлять ловкость, силу и мужество. Их начинают привлекать нравственно-психологические качества: смелость, выдержка, верность другу (кстати, эти же качества дети ищут во взрослых). | Арсенал игры велик, и, конечно же, выигрывает тот вожатый, который умеет играть не только в пятнашки… Важно очень хорошо подготовиться, заглянуть в справочники и картотеки игр – в них много нового и интересного. Зная игры, можно на их основе придумывать новые, свои собственные. Временами приходится сталкиваться с ребячьим желанием показать свою исключительность: грубит – показывает упрямство, упрямится – показывает свою самостоятельность и принципиальность. Это искажённое понимание нравственных качеств можно откорректировать, если с помощью различных игр проставить подростка в ситуацию, где он сможет проявить и смелость, и самостоятельность, и мужество. | |
Значительными становятся взаимоотношения с товарищами. Если в первое время маленькие школьники были поглощены каждый своими занятиями и заботами, то теперь они стали интересоваться делами и поступками друг друга; постоянно сравнивают свои результаты и успехи с чужими. Увлекаются соревнованиями и состязаниями. Всегда готовы помериться силами. | В этом возрасте готовы соревноваться во всём: в силе, ловкости, спортивных и туристических соревнованиях, знаниях (турниры смекалистых, аукционы знаний), в поведении. Но, устраивая состязания, важно не забывать, что условия их д.б. конкретными, легко проверяемыми и открытыми (на всех этапах!). Ещё один важный момент: пока нет устойчивых связей, следует чаще менять составы микрогрупп для выполнения любого дела. Кроме того, эта возможность – дать ребятам лучше познакомиться, узнать друг друга, сломать стереотипы первичного впечатления, формирует общительность и коммуникативную культуру. Большим подспорьем здесь может оказаться такая разновидность работы, как «разбивка» - различные варианты деления большого количества на микрогруппы. | |
Авторитет взрослого ещё велик. Прямое воздействие эффективнее, если опираться на мнение и поддержку коллектива. Руководство старшими принимается детьми охотно, отношения доверительные, доброжелательные. Участие взрослого вносит оживление и вызывает активность детей. | Учитывая большое значение мнения и оценки взрослого, важно быть осторожным со словом. Поддерживая, поощряя или наказывая, мы понимаем, сколь это значимо и какой глубокий след оставляет в душе ребёнка. Конечно, к слову надо быть внимательным всегда, но в этом возрасте особенно, чтобы не ранить, не сделать инвалидом. Поручая дело, следует обязательно поинтересоваться результатами, впечатлением, настроением. Такое участие взрослого – значимо! Изначальная авторитетность взрослого помогает, особенно на первых порах, установить хорошие, деловые отношения. Но нельзя обольщаться – стоит следить, когда наступит момент более критического отношения к взрослому, к их делам и поступкам, эта критичность уже пробивает себе дорогу. | |
Дата: 2019-05-28, просмотров: 215.