Характеристика поведенческих типов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  1. Гармонический тип:

Отличается устойчивостью отношений. Высокая приспособленность к окружающей среде. Отсутствие внутренних конфликтов. Его желания совпадают с тем, что он делает.

Способ адаптации: не приспособленчество, а изменение реальности сообразно своим идеалам.

  1. Тип внутренне конфликтный, но внешне гармонический согласованный со средой.

Противоречия между внутренними побуждениями и внешним поведением. Импульсивность действий: постоянное сдерживание, система отношений устойчивая, не достаточно коммуникативен. Сложная система соотнесения своей ценностной ориентации с условиями реальной действительности.

3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией:

Конфликтность проявляется между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями. Импульсивен, преобладание отрицательных эмоций, неразвитость коммуникативных свойств, недостаточная структурированность самосознания. Психика не обременена прошлым опытом, их не заботит будущее. Этот тип отличает инфантильность, неприспособленность. Основной мотив их деятельности – удовольствие.

4. Вариативный тип:

Внешне приспособляемый к среде в результате неустойчивости к среде. Его отличают: беспринципность и как результат – низкий уровень развития личности, отсутствие общего способа поведения, бесхарактерность, упрощенность внутреннего мира, нет сомнений и колебаний, интересуют технические вопросы «Как?».

Способ адаптации: приспособление, приглаживание, подгонка внутреннего мира к внешним обстоятельствам.

Лидер – человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он способен «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства.

Различают два вида лидеров:

· лидер-созидатель: действует в интересах дела, организации и всех ее членов, которых он ведет за собой.

· лидер-разрушитель: действует в своих собственных интересах, для него на первом месте не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих.

 


В детских организациях встречаются лидеры, чьи роли различны:

1. Деловые лидеры – играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом, осознают межличностные отношения. Деловой лидер обладает следующими качествами:

· способность управлять собой («если я хочу, то смогу») – в полной мере использовать свое время, энергию.

· наличие четких личных целей («знаю, что хочу»).

· умение решать проблемы («найти выход в лабиринте мнений») – вычленить в проблеме главное и второстепенное.

· творческий подход к организации людей («не так, как все») – поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем.

· умение влиять на окружающих («вести за собой») – уверенность в себе, способность убеждать и слушать других.

· знание особенностей организаторской деятельности («организовать дело») – умение подобрать и расставить людей, составить план и включить людей в его выполнение.

· наличие организаторских способностей («в их единстве») – организаторское чутье, эмоционально-волевая воздейственность, склонность к организаторской работе.

· умение работать с группой («сплотить товарищей на дело») – понимание важности сплочения коллектива.

2. Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.

3. Лидер-умелец – это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе самый опытный турист).

4. Эмоциональные лидеры –  их роль связана с действиями, относящимися, в основном, к сфере межличностного общения в коллективе. Эти лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. От эмоциональных лидеров зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.

 

Чаще всего лидером становится тот, у кого есть какие-либо особенности, ценимые членами отряда, и кто располагает личностными чертами, нужными отряду именно в данный момент времени.

Организаторские способности – это такое сочетание индивидуальных свойств, которое позволяет человеку быстро, надежно, уверенно организовать людей на выполнение какого-либо дела.

                              Общие организаторские способности:

· компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;

· активность – умение действовать энергично, напористо;

· инициативность – творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;

· общительность (коммуникативность) – открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;

· сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;

· настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

· самообладание – способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;

· работоспособность – выносливость, способность вести напряженную работу, длительное время не уставать;

· наблюдательность – умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;

· самостоятельность – независимость в решениях, умение самому находить пути выполнения задач,  брать ответственность на себя;

· организованность – способность подчинить себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность;

 

Специфические способности лидера (своеобразные индикаторы лидерского таланта):

· организаторская проницательность – тонкая психологическая избирательность, способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных особенностей, настроения;

· способность к активному психологическому воздействию – разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от их индивидуальных качеств, от сложившейся ситуации;

· склонность к организаторской работе, лидерской позиции; потребность брать ответственность на себя.

Но ведь, не только дети могут быть лидерами. Вожатый в детском коллективе – это лидер – руководитель!

Главное правило, которому должен следовать лидер – руководитель (вожатый) детского коллектива и детского отдыха: любое дело, которое им организуется, должно обусловливаться взаимным единством интересов детей, педагогических целей и задач. 

 

Важно, чтобы в процессе воспитания решался ряд задач:

  • Формирование у детей целостной научно обоснованной картины мира, мировоззрения (развитие познавательного потенциала личности);
  • Формирование гражданского самосознания, т.е. самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины;
  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование адекватного этим ценностям поведения (развитие ценностного потенциала личности);
  • Формирование у подрастающего человека креативности, как черты личности (развитие творческого потенциала);
  • Формирование самосознания, помощь в осознание собственного «Я», помощь ребенку в самореализации;
  • Развитие коммуникативного потенциала личности, способности к межличностному общению;
  • Развитие художественного потенциала личности, ее способностей и задатков.

Именно от вожатого зависит, какой характер взаимоотношений сложится в его отряде, какие моральные нормы, жизненные установки, ценности будут преобладать среди детей. Будут ли проводимые дела приводить к позитивным, положительным результатам или, напротив, к утверждению в отряде вседозволенности, подавлению сильными слабых, способствовать проявлениям распущенности, агрессивности и т.д.

Поэтому очень важно добиваться того, чтобы с подъема и до отбоя в детском коллективе царил дух взаимоуважения, взаимопонимания и взаимоподдержки.

Вожатый, помни! Вся твоя деятельность должна быть направлена на обеспечение оздоровления и развития детей, организацию их интересного и полноценного отдыха!


Дата: 2019-05-28, просмотров: 201.