Отличается устойчивостью отношений. Высокая приспособленность к окружающей среде. Отсутствие внутренних конфликтов. Его желания совпадают с тем, что он делает.
Способ адаптации: не приспособленчество, а изменение реальности сообразно своим идеалам.
Противоречия между внутренними побуждениями и внешним поведением. Импульсивность действий: постоянное сдерживание, система отношений устойчивая, не достаточно коммуникативен. Сложная система соотнесения своей ценностной ориентации с условиями реальной действительности.
3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией:
Конфликтность проявляется между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями. Импульсивен, преобладание отрицательных эмоций, неразвитость коммуникативных свойств, недостаточная структурированность самосознания. Психика не обременена прошлым опытом, их не заботит будущее. Этот тип отличает инфантильность, неприспособленность. Основной мотив их деятельности – удовольствие.
4. Вариативный тип:
Внешне приспособляемый к среде в результате неустойчивости к среде. Его отличают: беспринципность и как результат – низкий уровень развития личности, отсутствие общего способа поведения, бесхарактерность, упрощенность внутреннего мира, нет сомнений и колебаний, интересуют технические вопросы «Как?».
Способ адаптации: приспособление, приглаживание, подгонка внутреннего мира к внешним обстоятельствам.
Лидер – человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он способен «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства.
Различают два вида лидеров:
· лидер-созидатель: действует в интересах дела, организации и всех ее членов, которых он ведет за собой.
· лидер-разрушитель: действует в своих собственных интересах, для него на первом месте не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих.
В детских организациях встречаются лидеры, чьи роли различны:
1. Деловые лидеры – играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом, осознают межличностные отношения. Деловой лидер обладает следующими качествами:
· способность управлять собой («если я хочу, то смогу») – в полной мере использовать свое время, энергию.
· наличие четких личных целей («знаю, что хочу»).
· умение решать проблемы («найти выход в лабиринте мнений») – вычленить в проблеме главное и второстепенное.
· творческий подход к организации людей («не так, как все») – поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем.
· умение влиять на окружающих («вести за собой») – уверенность в себе, способность убеждать и слушать других.
· знание особенностей организаторской деятельности («организовать дело») – умение подобрать и расставить людей, составить план и включить людей в его выполнение.
· наличие организаторских способностей («в их единстве») – организаторское чутье, эмоционально-волевая воздейственность, склонность к организаторской работе.
· умение работать с группой («сплотить товарищей на дело») – понимание важности сплочения коллектива.
2. Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.
3. Лидер-умелец – это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе самый опытный турист).
4. Эмоциональные лидеры – их роль связана с действиями, относящимися, в основном, к сфере межличностного общения в коллективе. Эти лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. От эмоциональных лидеров зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.
Чаще всего лидером становится тот, у кого есть какие-либо особенности, ценимые членами отряда, и кто располагает личностными чертами, нужными отряду именно в данный момент времени.
Организаторские способности – это такое сочетание индивидуальных свойств, которое позволяет человеку быстро, надежно, уверенно организовать людей на выполнение какого-либо дела.
Общие организаторские способности:
· компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;
· активность – умение действовать энергично, напористо;
· инициативность – творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;
· общительность (коммуникативность) – открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;
· сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;
· настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
· самообладание – способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;
· работоспособность – выносливость, способность вести напряженную работу, длительное время не уставать;
· наблюдательность – умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;
· самостоятельность – независимость в решениях, умение самому находить пути выполнения задач, брать ответственность на себя;
· организованность – способность подчинить себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность;
Специфические способности лидера (своеобразные индикаторы лидерского таланта):
· организаторская проницательность – тонкая психологическая избирательность, способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных особенностей, настроения;
· способность к активному психологическому воздействию – разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от их индивидуальных качеств, от сложившейся ситуации;
· склонность к организаторской работе, лидерской позиции; потребность брать ответственность на себя.
Но ведь, не только дети могут быть лидерами. Вожатый в детском коллективе – это лидер – руководитель!
Главное правило, которому должен следовать лидер – руководитель (вожатый) детского коллектива и детского отдыха: любое дело, которое им организуется, должно обусловливаться взаимным единством интересов детей, педагогических целей и задач.
Важно, чтобы в процессе воспитания решался ряд задач:
Именно от вожатого зависит, какой характер взаимоотношений сложится в его отряде, какие моральные нормы, жизненные установки, ценности будут преобладать среди детей. Будут ли проводимые дела приводить к позитивным, положительным результатам или, напротив, к утверждению в отряде вседозволенности, подавлению сильными слабых, способствовать проявлениям распущенности, агрессивности и т.д.
Поэтому очень важно добиваться того, чтобы с подъема и до отбоя в детском коллективе царил дух взаимоуважения, взаимопонимания и взаимоподдержки.
Вожатый, помни! Вся твоя деятельность должна быть направлена на обеспечение оздоровления и развития детей, организацию их интересного и полноценного отдыха!
Дата: 2019-05-28, просмотров: 201.