Диагностика лидера в отряде. Развитие лидерских качеств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На начальном этапе работы с отрядом очень важно провести диагностику, выявить лидеров, которые потом помогут вам сделать взаимодействие с отрядом более эффективным.

Существует множество форм работы, целью которых является выявление лидера. Например, виды разбивок:

· Разбивка «к лидеру».

Если вы хотите разбить отряд на две части, то вызываются два добровольца (возможно, тот, кто вызвался, и является лидером), которые будут капитанами команд. Затем члены отряда подходят к тому капитану, в чьей команде они хотели бы оказаться. Нужно быть очень внимательным и осторожным в выборе капитанов, чтобы не получилось так, что к одному капитану присоединилось четыре человека, а ко второму двадцать. Можно сразу оговорить, что в каждой команде должно быть по тринадцать человек.

· Разбивка «от лидера».

Так же, как и в предыдущем варианте, вызываются два капитана. Капитаны по очереди сами выбирают себе заместителей, потом помощников и далее – всю команду.

Многие психологи дифференцируют личностные типы по методике предпочтения геометрических фигур.

КВАДРАТ. Квадрат – это прежде, всего неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершение работы, - вот чем прежде всего знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует неутолимая потребность в информации. Квадраты – коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам… Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Мыслительный анализ – сильная сторона Квадратов. Они чрезмерно внимательны к деталям, к подробностям любят раз и навсегда заведенный порядок.

Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают им быстро устанавливать контакты с различными лицами. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации.

ТРЕУГОЛЬНИК. Эта форма символизирует лидерство, и многие треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

Треугольник – это очень уверенный человек, который хочет быть правой во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положение дел, решать не только за себя, но и по возможности за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле – это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым с тем, кто колеблется в принятии решения.

Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки…

Треугольники – честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря – сделать карьеру…

Главное отрицательное качество «треугольной» формы: сильный эгоцентризм, направленный на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для «зарвавшихся» Треугольников, которых никто вовремя не остановил. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы всю остроту.

КРУГ. Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверено выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди, их благополучие. Круг… чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив. И семью, т.е. стабилизирует группу…

Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека… естественно, что люди тянутся к Кругам. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика…

Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым.

… Круги не отличаются решительностью, слабы в «политических играх» и часто не могут подать себя и свою «команду» должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут вверх! Более сильные личности, например, Треугольники. Круги, кажется, не слишком беспокоятся о том, в чьих руках будет находиться власть. Лишь бы все были довольны, и кругом царил мир. Однако в одном Круги проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

… Главные черты их стиля мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг – прирожденный психолог.

ЗИГЗАГ. Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из всех фигур и единственная разомкнутая фигура…

Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, неисходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот, что нравится этим людям. В отличии от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот – заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительны, открывая другим глаза на возможность нового решения…

Зигзаги просто не могут продуктивно трудится в хорошо конструированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо иметь большее разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Они так же хотят быть независимыми на работе. Тогда Зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное назначение – генерировать новые идеи и методы работы… Зигзаги – неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они не сдержаны, очень экспрессивны («режут правду в глаза»), что, наряду с их экцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

ТЕСТ  «Я – лидер»

Очень интересно и полезно было бы провести среди ребят тест на определение лидерских качеств. Пусть каждый из них сам попробует оценить свои способности, повести отряд за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.

Инструкция к этому тесту будет такова: «Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не согласен – «0».

Образец карточки ответов расположен ниже.

Вопросы к тесту «Я – лидер»

1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.

3. Я знаю, как преодолевать трудности.

4. Люблю искать и пробовать новое.

5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.

6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.

9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.

10.  Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

11.  Я хорошо планирую своё время и работу.

12.  Я легко увлекаюсь новым делом.

13.  Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

14.  Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

15.  Ни один человек не является для меня загадкой.

16.  Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

17.  Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

18.  Для меня важно достижение цели.

19.  Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

20.  Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

21.  Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

22.  У меня всегда всё получается.

23.  Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

24.  Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.

25.  Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не   хочется.

26.  Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

27.  Не существует проблемы, которую я не могу решить.

28.  Принимая решение, перебираю различные варианты.

29.  Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

30.  Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

31.  В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.

32.  Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

33.  Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

34.  Я никогда не поступал так, как другие.

35.  Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.

36.  Я никогда не поступал так, как другие

37.  Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

38.  При организации дел я учитываю мнение товарищей.

39.  Я нахожу выход в сложных ситуациях.

40.  Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

41.  Никто и никогда не испортит мне настроение.

42.  Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.

43.  Решая проблемы, использую опыт других.

44.  Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.

45.  Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

46.  Я умею контролировать работу моих товарищей.

47.  Умею находить общий язык с людьми.

48.  Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А – умение управлять собой;

Б – осознание цели (знаю, чего хочу);

В – умение решать проблемы;

Г – наличие творческого подхода;

Д – влияние на окружающих;

Е – знание правил организаторской работы;

Ж – Организаторские способности;

З – умение работать с группой.

Карточка для ответов теста «Я – лидер»

 

А Б В Г Д Е Ж З
1 2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31 32
33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48

Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.

Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренним в самооценке. Результаты теста можно изобразить в графике.

У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приёмы воздействия на личность или на группу называют стилем работы.

ТЕСТ «Нарисуй скорее дом»

Состоит тест в следующем: необходимо нарисовать дом. А какой именно, пусть решают сами дети.

Городской дом

Речь идёт о многоэтажном здании. Его не очень часто рисуют дети, тем не менее, рисунок этого дома позволяет нам сказать о замкнутости человека, о его склонности сосредотачиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делится.

Небольшой низкий дом

Тот, кто рисует его с очень низкой крышей, скорее всего чувствует себя очень усталым, утомлённым, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нём обычно не находит много приятного.

Средневековый замок

Такой рисунок раскрывает чисто ребяческое в характере, несерьёзное, легкомысленное. Он означает преувеличенное воображение, стремление везде успеть, и всем помочь, но никогда не успевает со всем этим справиться.

Простой сельский дом

Он означает неудовлетворённость, дискомфорт. Если ребёнок, который рисует этот дом, одинок, то, возможно, в этом выражается его потребность в общении, стремление войти в коллектив. Если дом окружён неприступной железной оградой, то это, скорее всего, говорит о замкнутости. Если вокруг дома низкая изгородь, то это означает обратное – доверие к другим. Чем забор (ограда) ниже, тем выше у этого человека склонность к общению.

Двери

Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветливости, гостеприимстве. А крыльцо – о ещё большем великодушии, чувстве уверенности в себе. Открытая дверь означает общительность. Если дверь расположена сбоку, это знак недостаточной общительности, такой ребёнок не так легко идёт на контакт. Если дверь закрывает почти весь фасад, это свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости в поступках, а также о великодушии, иногда даже чрезмерном.

Трубы

Отсутствие трубы на рисунке – признак бесчувственности.

Труба, из которой не идёт дым, означает то же самое, но эта черта характера вызвана, без сомнения, целым рядом разочарований в жизни. Труба с дымом – признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисованы даже кирпичики, какие-то мелкие детали, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.

Окна

Огромное окно говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Одно или несколько небольших окон, окно с решётками, ставнями – показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, неумения ни давать, ни принимать что-либо от других.

 

Глубокий анализ всех деталей позволит лучше понять ребёнка, поможет выбрать методы воспитательного воздействия.

Следует иметь в виду, что некоторые дети рисуют либо так, как их учили в школе, либо в соответствии с национальными, культурно-этническими особенностями. А в этом случае тест не несёт необходимой информации.

 

Игры «на выявление лидера»

Игры на выявление лидера помогают вожатому в первые же дни определить наиболее активных и деятельных детей, которые в последующие дни могут стать отличными помощниками вожатого. Вожатый только даёт задание и наблюдает за процессом его выполнения, дети всё делают сами. В играх лидеры стараются руководить общим процессом.

· построиться по признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имён и т. Д);

· молча, не договариваясь, встать определённому количеству человек – лидеры будут всегда вставать;

· построить машину из участников, т. Е. каждый человек должен быть какой-то частью машины;

· хором сказать одно слово (в качестве усложнения можно потребовать хором сказать одно слово не договариваясь);

· собрать экипаж, т. Е. выбрать капитана, штурмана, старшего помощника и т. Д., «зайцев», пассажиров;

· взявшись за руки, выстроить квадрат, круг, треугольник и т. Д.

Игра «Веревочка».

Цель: сплочение группы, выявление лидера.

Время: 5-10 мин.

Количество участников: от 6 до 20.

Возраст: от 10 лет.

Место проведения: любое.

Материалы: веревка длиной около 6 метров. Свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих).

Участники встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.

Задание: “Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник”.

Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник, ромб.

Ирга «Индикатор».

Цель: сплочение группы, выявление лидера.

Время: 5-10 мин.

Количество участников: от 8 до 20.

Возраст: от 13 лет.

Место проведения: просторное помещение.

Ведущий: «У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача, чтобы максимальное число людей сделали одно и то же».

Потом отнимаем голос. Потом – жесты. Потом – мимику и многозначительные взгляды.

Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто подчиняется.

 

Дерзайте, у вас все получится!

По материалам СПО «Дисперадо», СПО «Пламя».

 

ТЕМА 2.10. Огоньки.

«Огонек» - это коллективное обсуждение отрядом с вожатыми прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений.

Огоньки дают возможность обсудить прожитый день. Кстати, вы из обсуждения можете вынести много интересного. Многие моменты жизни детей ускользают от вожатого, а на огоньке вы можете узнать у кого какие проблемы, кому, что нравится в лагере, в вашей работе, что лучше изменить. На огоньке можно увидеть, как относятся дети друг к другу, кто с кем дружит, а кто соперничает, недолюбливает. Важно сгладить острые углы, попытаться примирить враждующих.

Лучше, если огоньки будут проводиться каждый вечер. Дети привыкнут к ним, огоньки будут создавать определенный вечерний настрой, ребята успокоятся, волнения дня улягутся, и с отбоем больших проблем не будет. Хорошо, если огонек будет заканчиваться определенным ритуалом: коллективным задуванием свечки, прыганьем до палаты на одной ноге, держась правой рукой за левое ухо, коллективным желанием всем спокойной ночи, пением хором любимых песен и т.п. Ритуал может быть любой и может быть придуман самостоятельно.

Основные цели «Огонька»:

1. Подготовить детей ко сну.

2. Привить навыки коллективного анализа.

3. Помочь ребятам сформировать свое отношение, найти свою позицию, утвердится в своем мнении относительно важных понятий, жизненных вопросов и ситуаций (дружба, верность, любовь и др.).

4. Диагностика состояния и решение конфликтов.

5. Превратить отряд в сплоченную команду.

6. Воспитать в них культуру общения.

Законы огонька:

1. Место, где проводится вечерний огонек, должно помочь создать обстановку, которая не будет отвлекать и мешать, а наоборот позволить слушать и говорить.

2. Оптимальная его длительность - 40-45 минут.

3. Не начинать огонек пока весь отряд не в сборе.

4. Все (дети, вожатые) – располагаются на одном уровне вокруг свечи, которая находится в центре. Таким образом, каждый видит глаза друг друга и чувствует плечо друга. Нельзя переходить через центр круга и выходить из круга до конца огонька.

5. Используются тихие, лирические песни, а голоса звучат приглушенно.

6. Нельзя заставлять или запрещать говорить.

7. Никого не обсуждаем и не критикуем. Все сказанное на «огоньке» не должно «выноситься» за его пределы.

8. Все внимательно слушают друг друга, слушают до конца, не перебивают друг друга.

9. Откровенность – норма разговора.

10. После огонька все разговаривают вполголоса.

Кроме общих законов огонька у отряда могут быть свои собственные законы и традиции (выбор «Человека дня», традиции сюрпризов и др.). По структуре смены «огоньки» условно можно разделить на следующие группы:

  • Огоньки организационного периода;
  • Огоньки основного периода;
  • Огоньки заключительного периода.

Здесь происходит учет особенностей и целей каждого периода смены, а также состояние отряда.

«Огонек» знакомства

Это первый «огонек» в отряде, первый сбор всего отряда на отрядном месте. Он определяет эмоциональный настрой и содержание взаимоотношений в первые дни существования отряда. Цель «огонька» знакомства – сформировать у каждого ребенка представление об отряде и о себе в этом отряде.

В «огоньке» знакомства должно быть обязательно:

· Выступление – представление каждого члена отряда;

· рассказ вожатого о традициях лагеря («огонька», песни, речевки, «орлятского круга»);

· особый эмоциональный настрой торжественности и одновременно лиричности.

Может быть творческим, «произвольным»:

· различные формы представления (рассказ-эстафета, тематический разговор и т.д.);

· содержание вступительной и заключительной речи вожатого.

Не должно быть:

· нельзя обезличивать «огонек», превращать его в знакомство делегаций или групп;

· нельзя подменять «огонек» пением песен или чтением стихов;

· не стоит устраивать различные чаепития – это отвлекает, напоминает ребятам традиционные школьные «огоньки» с едой и танцами и тем самым снижает их эмоциональный настрой, без которого невозможен «огонек» знакомства.

Всю деятельность на «огоньке» лучше распределить следующим образом:

· Младший возраст: игры – 2/3, разговоры – 1/3.

· Средний возраст: игры и разговоры – 50/50.

· Старший возраст: игры – 1/3, разговоры – 2/3.

«Огонек» – анализ дня, дела.

Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.

Для начала вожатый напоминает отряду, что произошло за день. Затем ребята делятся впечатлениями по прошедшему дню, отвечая, например, на следующие вопросы:

  • что сегодня в нашем отряде было хорошего? Чем понравился день?
  • Что было не очень хорошо, плохо?
  • Кому мы хотим выразить благодарность?
  • Как оценивается каждое проведенное сегодня дело?

Схема анализа дела: высказывание отношения к делу; обсуждение целей и задач дела, качество организации; причины неудач; предложение как исправить ситуацию к лучшему; что надо учесть на будущее.

При проведении анализа вожатый должен управлять разговором через вопросы для анализа, но не занимать в разговоре активную позицию.

По содержанию:

1. Что нового полезного открыли для себя?

2. Какая интересная проблема, тема привлекла особое ваше внимание?

3. Над какими качествами своего характера (поведения) проведенное дело побудило вас задуматься?

4. Помогло ли это дело стать вам лучше?

5. Что нового вы узнали друг о друге?

6. Что дало это отряду?

7. Как выглядел ваш отряд на фоне других? И т.д.

По организации:

1. Как была организована подготовка к делу?

2. Какие организационные навыки приобрели при подготовке дела и его проведении?

3. Какого значение это дело для отряда, его членов, для окружающих? И т.д.

Заканчивается огонек подведением итогов. Обязательно подчеркиваются положительные моменты, чтобы поддержать позитивную атмосферу для будущей деятельности. Важно, что в основной период итоги лучше подводить лидеру отряда или ответственному за дело.

«Огонек» оргпериода.

Задача: научить ребят правилам поведения и выступления на «огоньках», приучить их к мысли о том, что каждый день вечером они будут собираться вместе и анализировать прожитый день.

«Огонек» огрпериода следует планировать как отрядное дело, отводить на него не менее 40-50 минут. В первые дни ребята буквально переполнены впечатлениями от жизни в лагере и у них возникает потребность поделиться ими с друзьями. Отличительной особенностью такого «огонька» будет обязательное присутствие всех членов отряда. Каждый сможет поделиться своими впечатлениями. На этой встрече объясняются правила, законы «огонька»:

1. Здесь говорят в полголоса, если хочешь выступить – не выкрикивай с места, а подними правую руку.

2. Внимательно слушай, дай договорить до конца каждому, не перебивай.

3. Необходимо критиковать не с целью унизить, а чтобы помочь и посоветовать.

4. Критика должна быть конструктивной: критикуешь – предлагай, предлагая – выполняй.

5. Правила «свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступать на «огоньке» или запрещать кому-то говорить, и вожатый строго следит за их соблюдением.

Тематический «огонек».

Актуален для основного периода смены, поскольку у сложившегося коллектива возникают общие вопросы, интересы по конкретным темам, проблемам., которые волнуют всех.

Тематические огоньки готовятся заранее, подкрепляются литературными образами, четкими толкованиями тех или иных понятий авторитетными для данного возраста детей людьми. Темы огоньков необходимо подбирать под данный возраст и формировать вместе с детьми.

Вот примерные темы для тематических огоньков:

· Что такое дружба?

· Верность и предательство в жизни человека?

· Вредные привычки.

· Герои нашего времени и т.д.

Конфликтный «огонек».

Конфликтные ситуации неизбежны даже для самого дружного коллектива. Они просто необходимы для выхода эмоций. Однако конфликтные ситуации необходимо решать своевременно. Одним из способов решения конфликта выступает «огонек».

На таком огоньке вскрываются наболевшие проблемы, когда дети высказывают свое отношение к существующей проблеме, свое мнение.. здесь необходимо особо правильно провести разговор, чтобы не усугубить ситуацию. Все доводы и высказывания должны быть взвешены, все аргументы продуманны, а высказывания должны быть аккуратны.

Если конфликт не между вожатыми и детьми, то ведущую роль приобретает позиция вожатого. Она должна быть независима, честная и справедливая.

 Решая тот или иной конфликт необходимо видеть реальные мотивы, которые лежат в основе проблемы. Каждый конфликт индивидуален, поэтому единых методов решения нет. Главное не забывать о том, что проблему нельзя оставлять в стороне, а лучше найти и устранить причину, мотивировать ребят (партнеров) на взаимодействие.

«Огонек» прощания.

Задача: подвести итог жизни отряда, определить какое влияние отряд на каждого члена коллектива, создание высокого эмоционального настроя. Этот огонек вносит большой вклад в формировании самопознания и самооценки. На нем должны быть сказаны самые ценные, добрые слова друг о друге. Для того, чтобы дети не плакали по поводу расставания, нужно разрежать обстановку шутками и милыми сюрпризами. Схема проведения такая же, но говорит не тот, кто держит символ круга, а члены детского коллектива говорят о нем.

Вожатому необходимо помнить, что для детей дорогим и запоминающимся будет подарок от него, поэтому к последнему огоньку ребятам нужно заготовить памятные сувениры.

Итак, «огонек» прощания. Что в нем должно быть обязательно:

· настрой оптимизма, деловитости и сдержанной грусти;

· рассказ вожатого о значке. Ритуал вручения значка;

· договоренность о встрече и переписке.

Произвольная, творческая часть:

· схема обсуждения;

· форма рассказа вожатого;

· ритуал вручения значка.

Не должно быть:

· поспешной «гонки» разговора;

· слез, тоскливых вздохов и т.д.

Виды огоньков

Расскажи мне о себе.

Все садятся в круг, и каждый ребенок рассказывает что-нибудь о себе: как его зовут, был ли он уже в этом лагере, и что ему запомнилось, что он любит делать, что может сделать для отряда, успел ли подружиться, познакомиться с кем-нибудь, чего ждет от смены в лагере и т. д.

С неба звездочка упала.

Детям говорится о том, что когда падают звезды, можно загадывать желание и многие люди, увидев падающую звезду, загадывают свое самое заветное желание, и оно обязательно сбывается. Ребята пишут каждый на своей звезде (вырезанной из разноцветного картона), чего они ждут от этой смены. Вожатый собирает все звезды и вешает их на стену. В конце смены их снимают, читают пожелания, и все вместе обсуждают, что сбылось, а что нет.

Загони джина в бутылку.

Все пишут на бумажках свои пожелания на смену. Ведущий их собирает и объясняет, что джин, живущий в бутылке, исполнит все желания, только надо очень-очень сильно этого захотеть. Бумажки складываются в бутылку с надписью "Джин" и открывают уже только в конце смены. Пожелания читают и обсуждают, что исполнилось, а что нет.

Свеча - прожитый день.

Ребята садятся в круг и, передавая свечку друг другу, рассказывают по очереди, как прошел для них день и оценка его.

Свеча - желание.

Передавая свечку по кругу, к обычной оценке дня можно добавить свои пожелания на завтра. Можно начать словами: "Я бы хотела, чтобы завтра…"

Огонек историй и легенд.

Вожатый рассказывает детям легенду лагеря, или историю, связанную с темой смены, или просто необычную, интересную, красивую историю. После этого ребята, если захотят, могут тоже рассказать истории, которые они знают. В конце огонька можно спеть всем вместе несколько красивых, тихих песен.

Имена.

Каждый ребенок, по очереди, рассказывает о своем имени: почему его назвали именно так, откуда произошло его имя, как называли его в детстве, как он хочет, чтобы называли его здесь, какое его любимое прозвище…

Свеча - спасибо.

Все садятся в круг, передают друг другу свечу, оценивают день и каждый может поблагодарить любого человека из круга: "Я хотела бы сказать спасибо…за то, что…".

Моя забытая игрушка.

У каждого из нас в детстве была любимая игрушка. Мы выросли и перестали с ней играть, забыли ее, а игрушка до сих пор помнит нас, вспоминает, как вы играли вместе, и как было весело. Что бы сейчас рассказала эта игрушка? Представьте, что игрушка вдруг заговорила и поведала нам о своем хозяине. "Я большой плюшевый мишка. Я живу в шкафу. Меня подарили хозяину, когда ему было два года…"

Сказочная полянка.

На воображаемой полянке мы можем превратиться во что угодно: в цветок, бабочку, жука, даже камешек на тропинке. Поделись своими ощущениями, нравится ли тебе быть тем, в кого ты превратился, как ты себя чувствуешь, что видишь?

Звезды.

На вырезанных из картона звездах, заранее пишутся темы для обсуждений: "Чего я боюсь?", "Моя мечта", "Из-за чего бы я заплакал?", "Если бы я был волшебником". Каждый участник выбирает себе звезду, и после небольшого обдумывания, раскрывает свою тему. Затем эту тему можно обсудить всем вместе.

Черный и золотой стул.

Каждый ребенок, по своему выбору, может сесть или на "золотой" или на "черный" стул. На "золотом" о нем будут говорить только хорошее, на "черном" - будут обсуждаться его недостатки, плохие черты его характера. Нельзя касаться физических недостатков ребенка.

Молчание.

Ребята вместе с вожатым гуляют по вечернему лесу в полном молчании. При этом надо стараться не общаться с другими ребятами ни жестами, ни взглядом. Нужно погрузиться в мир окружающей природы. Вечером после прогулки можно поделится своими ощущениями.

Огонек страшных историй.

На огоньке все рассказывают страшные истории и традиционные "страшилки". "В одной семье появилась красная рука, и стала всех душить…".

Жизненный девиз.

Каждый участник пишет на листе бумаги свой жизненный девиз, затем все вместе обсуждают, что же для нас главное в жизни, к чему мы стремимся и т. д.

Письмо домой.

У детей есть возможность написать письмо домой, в котором можно рассказать о том, как живется в отряде, что дают на полдник, о своих новых друзьях, о вожатых и т. п. Если кто-нибудь захочет, то может прочитать свое письмо вслух.

Самое важное слово.

У каждого из нас была такая ситуация, в которой мы поступали не так, как хотелось бы. Не сделали, не сказали что-то важное. Сейчас у участников есть возможность вспомнить такую ситуацию, заново пережить ее, и произнести вслух то слово, которое бы изменило эту ситуацию.

Лифт времени.

Нужно вспомнить и рассказать о любых трех важных, запомнившихся событиях в жизни: первый подарок на день рождения, поход в первый класс, выступление перед всем классом… Почему тебе запомнились именно они?

Ручеек, река, озеро, море.

Ребята по очереди говорят, как они себя сейчас ощущают: как ручеек, как река, как озеро или как море. Кто ты сейчас? Какой ты? Может быть, ты стремительная горная река, или же спокойное море, над которым восходит солнце. Закройте глаза и представьте себя. Попробуйте рассказать нам о себе.

Чемоданчик в дорогу.

В волшебный чемоданчик можно положить что угодно, и оно сохранится в неизменном виде. Каждый выбирает по три вещи, которые он бы хотел увезти со смены: друга, вкусные полдники, вечера у костра…

Паутинка.

Все садятся в круг. Вожатый берет клубок ниток, наматывает нитку на свой палец и передает этот клубок любому ребенку из круга ("Я хотел бы передать этот клубок Кате, потому что…"). Далее второй участник наматывает свою ниточку на палец, и передает клубок следующему, объясняя свой выбор. И так далее, пока все не будут связаны одной ниточкой. Можно увидеть те связи, которые возникли между ребятами в отряде. Каждый может отрезать, намотанную на палец ниточку на память.

Жаль, что его нет.

Все участники сидят в кругу, два или три ребенка выходят и садятся за кругом. Остальные должны представить и рассказать о том, что изменилось бы, если бы этих детей не было с начала смены.

Блуждающая свеча.

Каждый участник занимает любое удобное для него место в помещении. Вожатый берет свечу, подходит к какому-нибудь ребенку и говорит ему хорошие, теплые слова. Например: "Привет, здорово, что ты был именно у меня в отряде, ты замечательный человек. Если бы я был твоим ровесником, мы стали бы хорошими друзьями…". Передает свечку этому ребенку и занимает его место. Второй участник передает свечку третьему и так до тех пор, пока все ребята не поменяются местами друг с другом.

Расскажи мне обо мне.

Все сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди рассказывает, что он узнал о своем соседе справа за смену, пытается охарактеризовать его, какой он?

Три желания.

Давайте представим, что на волшебном огоньке могут сбыться три любые наши желания. Загадайте их. Давайте поделимся, друг с другом, какие желания кто загадал, расскажите о двух ваших желаниях, а одно, самое сокровенное оставьте при себе.

По материалам СПО «Гном», СПО «Товарищ», СПО «Флибустьеры».

ТЕМА 2.11. Оформление в лагере.


Каждого ребенка, являющегося частью своего любимого отряда, интересуют успехи его отряда: результаты спортивных и творческих мероприятий, новости не только в отряде, но и в лагере, какой сегодня день недели и как он называется по план – сетке, кто успел и в чем отличиться за прошедший день и что будет интересного. Именно эту насущную проблему – "узнавать, что да как" – призваны решать отрядный и дружинный уголки. Их смысл – отражать деятельность отряда (лагеря).


Важно помнить, что лагерь для детей стал домом (пусть на несколько дней), поэтому имеет смысл украсить его, сделать уютным и ярким, а для этого нужно приложить немного усилий. Итак…
1. Оформление корпуса.

К приезду детей (желательно, в городе) нужно подготовить оформление корпуса:

  • Табличку с номером отряда и возрастом детей;
  • Приветственные плакаты на дверь корпуса или рисунки на стеклах;
  • Оформление прихожей, обувной полки "Вытирайте мокасины!"
  • Таблички на вожатскую: "не влезай, убьет", "вигвам для избранных"…
  • Таблички на двери туалета "М" и "Ж", "Зал заседания"…
  • Оформление дверей комнат детей.


2. Оформление лагеря.
Гораздо приятнее гулять по лагерю, где в забавной форме вывешены таблички на особо важных зданиях:

  • столовой;
  • медпункте;
  • душевой;
  • концертном зале.


3. Дружинный уголок.
Делают его подменные вожатые, а вывешивается он обычно в столовой. Дружинный уголок отражает тематику сезона и содержит:

  • план-сетку;
  • сведения об отрядах (названия и эмблемы);
  • имена педагогического состава;
  • имена начальников лагеря, медиков;
  • сведения об успехах в соревнованиях;
  • график чистоты уборки территории;


а так же другие рубрики, зависящие от фантазии и желания вожатых.


4. Отрядный уголок.


Отрядный уголок должен быть "говорящим", т.е. содержание его рубрик должно меняться. И хотя идея уголка, отражающая суть сезона, продумывается вожатым заранее в городе, в оформлении уголка и его обновлении должны принимать участие дети, а не только вожатый. Однако здесь все зависит от возраста детей. В малышовых отрядах вожатым приходится придумывать содержание и структуру отрядного уголка самим и лишь подталкивать детей к задуманному. Дети более старшего возраста должны быть инициаторами всех творческих идей, воплощенных в созданном их руками уголке, к тому же, это позволит вам быстрее выделить лидера в детском коллективе и выявить художественные способности ваших подопечных. Необходимо помнить, что когда дети сами что-то создают, они бережнее к этому относятся.


В работе над уголком можно выделить три периода:

  1.  в оргпериод

можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждается и создается макет уголка в соответствии с названием и девизом;

  1. в основной период

отражается ежедневная деятельность отряда: соревнования, подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам, участие в творческих конкурсах, дежурство, поощрение и т.д.;

  1. в заключительный период

добавляется рубрика "Как мы жили", "А, напоследок, я скажу…", где дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания, а также рубрика с адресами для переписки.


Вот обязательная информация, которая должна быть в вашем уголке:

  • название, девиз и эмблема отряда;
  • список отряда с указанием, кто в какой комнате живет;
  • план-сетка;
  • распорядок дня;
  • план на день;
  • план эвакуации.

А также можно добавить следующие рубрики:

  • почта;
  • песни;
  • место для грамот;
  • доска объявлений;
  • законы отряда и лагеря;
  • график настроения;
  • график дежурств.


Могут быть и дополнительные рубрики: поздравляем, герои дня + черный список, дни рождения, «а вы знаете, что…».














Законы лагеря.

  • Закон "00". Всегда и везде быть вовремя, не опаздывать.
  • Закон "Зелёного друга". Уважать и не портить природу, помогать ее развитию.
  • Закон территории. Не покидать территорию без разрешения вожатого.
  • Закон "правой руки". Необходимо замолчать и внимательно послушать, когда поднята правая рука.
  • Законы отряда могут быть как серьезными (закон уважения, орлятского круга, единства, огонька), так и шуточными (вожатый всему голова, если выходишь за территорию лагеря - захвати чемодан…).


5. Награды.


ВСЕ ЭТО ВОЖАТЫЕ ДЕЛАЮТ ДО СЕЗОНА!

  1. медали (ты крут, смайлики, черные метки и др.) – вручаются ребятам за отдельные достижения
  2. грамоты бывают 4х видов:

· рисованные;

· ксерокопированные (обязательно раскрашенные);

· коктейль - грамоты (составленные из вырезок);

· грамоты для вожатых.


6. Оформление игр и КТД.

Игры выполняются на отдельных карточках, где должно быть название и возраст детей, на который игра рассчитана.

  1. Подробно и доступно расписываются правила (так, чтобы даже самые маленькие дети поняли);
  2. Расписывается система оценок;
  3. Задания.


Для КТД должны быть сделаны отдельные карточки с заданиями отдельных конкурсов. Все должно быть аккуратным и красиво оформленным, чтобы неопрятный вид ваших заготовок не испортил мнение о вас. Главное – не уронить авторитет в глазах детей.


7. Канцтовары

 

Конечно же, администрация лагеря снабжает вожатых необходимым минимумом канцелярии, но этот минимум настолько мал, что будет гораздо лучше позаботиться об этом самим. Вот список необходимых вещей:

  • ватманы (5 листов);
  • пачка листов А4;
  • гуашь, акварель;
  • карандаши (цветные и простые);
  • фломастеры (2 пачки);
  • маркеры разные;
  • ручки (с синей пастой);
  • скотч широкий и узкий;
  • рулон обоев;
  • клей ПВА;
  • линейки
  • кисти (побольше) разных размеров;
  • ножницы (5 шт.);
  • цветная бумага;
  • кнопки, скрепки, степлер;
  • тетради;
  • блокнот;
  • не нужные журналы;
  • раскраски;
  • старые открытки.


и то, что понадобится вам на сезоне для игр, КТД и уголка (марля, фольга, аракал, цветной мел, ленточки и т.д.). В лагере может понадобиться любая мелочь, но не переусердствуйте, собирая вещи, - все взаимозаменяемо! Фантазируйте вволю!

По материалам СПО «Товарищ», СПО «ФениксЪ», СПО «Флибустьеры».







ТЕМА 2.12. Линейки.

Наверно, чуть ли не каждое мероприятие в лагере, как и простой день, начинается с линейки. Линейки бывают нескольких видов:

  • Торжественные – посвященные соответственно торжественному событию (чаще всего, открытию и закрытию сезона, различным праздникам).
  • Творческие – связаны с проведением какого-либо мероприятия. Проходят в театрально-игровой форме: детям рассказывается суть мероприятия, план его. По завершении мероприятия подводятся итоги.
  • Ежедневные – утренние линейки, на которых подводятся итоги прошедшего дня, и объявляется план на день.

Схема проведения.

    1. Построение отрядов.
    2. Сдача рапортов командирами отрядов.
    3. Приветствие всех Старшим Вожатым: «Всем, всем доброе утро…».
    4. Оглашение даты, дня недели.
    5. Итоги прошедшего дня.
    6. План на день.
    7. Поздравления именинников, объявления и т.д.

Если обычная и творческая линейки совмещаются, то творческая часть начинается после оглашения итогов. Торжественная часть всегда начинается после приветствия.

По материалам СПО «Пламя».

 

 

ТЕМА 2.13. ОСНОВНОЙ ПЕРИОД.

Закончился организационный период и, кажется, самое сложное уже позади: сделано всё, чтобы обеспечить успех последующей работы. Но это только начало, теперь-то придётся действительно постараться. Собственно, основной период – это и есть настоящая работа и настоящая жизнь отряда.

 Как и организационный, основной период ставит перед тобой свои задачи:

· Сформировать дружный временный коллектив

· Создать благоприятный психологический климат в отряде

· Создать и поддерживать положительный эмоциональный настрой

· Реализовать запланированную на сезон программу

· Способствовать развитию творческих способностей, любознательности, коммуникативных и морально-нравственных качеств.

От этих задач и следует отталкиваться, планируя сезон. И в соответствии с ними подбирать методы и формы проводимой работы. Они могут быть самыми разнообразными, направленными в большей или меньшей мере на решение тех или иных задач: 

· Коллективные Творческие Дела

· Ролевые игры

· Психологические тренинги, игры и диагностики

· Спортивные игры

· Беседы

· Огоньки

· Дежурства

· Походы

· Тематические дни

· Лагерное самоуправление.

Каждая форма работы имеет свою методику проведения, и более подробное их рассмотрение последует отдельно. Важно помнить, что необходимо не только  правильно организовать отдельное мероприятие, но и заранее спланировать их логическую последовательность и необходимость в соответствии с задачами и особенностями коллектива.

 Приложение 1. Что важно для ребёнка и вожатого в основной период.

 

Для ребенка важно Для педагога важно
Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать. Бодро пересечь 'экватор смены'. Участие в межотрядных и дружинных делах. Реализация собственных идей. Самореализоваться, как личность. Чему-то научиться. Отдых. Дышать свежим воздухом. Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени. Проявление своей самостоятельности. Возможность проявить себя лидером. Мотивация детей на активное участие в смене. Дать возможность каждому ребенку реализоваться. Сплоченный отряд. Не переутомлять детей. Обсуждение проведенных дел с детьми. Анализ прожитого дня. Заложить основы самоуправления. Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел. Больше времени на природе.

                                                                                   

В.Е. Сковородникова

 

По материалам СПО «Флибустьеры».

Дата: 2019-05-28, просмотров: 278.