ТЕМА: « КОРКОВЫЕ ФОРМАЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗА. АВТОНОМНАЯ (ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА) »
Время: 3 часа
Хронокарта: 1.Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин
2.Программированный тест-контроль - 10 мин
3.Опрос-беседа - 35 мин
4.Объяснение препаратов - 10 мин
5.Перерыв - 15 мин
6.Контроль за самостоятельной работой
студентов. Помощь в работе с препаратами - 65 мин
7.Подведение итогов. Проверка альбомов - 10 мин
Мотивационная характеристика темы - см. методическую разработку для студентов по теме: "Тканевые элементы нервной системы".
Учебная цель
Общая цель - знать развитие, строение и функции коры мозжечка, коры больших полушарий головного мозга.
Конкретная цель - 1. Уметь различать мозжечок и кору больших полушарий головного мозга на основе их микроскопического строения. 2. Знать общий план строения мозжечка и коры больших полушарий головного мозга. 3. Изучить клеточный состав мозжечка и коры головного мозга. 4. Иметь представление о рефлекторной деятельности мозжечка с участием тормозных и возбуждающих нейроцитов. 5. Знать характер межнейронных отношений в коре головного мозга. 6. Иметь представление о микроколонках мозга.
Необходимый исходный уровень знаний
Из других предметов и предшествующих тем:
1. Анатомия вегетативной нервной системы.
2. Морфологическая и функциональная классификация нейроцитов.
3. Строение миелиновых и безмиелиновых нервных волокон.
4. Строение простых и сложных рефлекторных дуг.
5. Строение серого и белого вещества центральной нервной системы.
Из темы текущего занятия:
1. Общий план строения мозжечка и коры больших полушарий головного мозга.
2. Морфо-функциональная характеристика нейроцитов коры мозжечка и коры головного мозга.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Корковая колонка как функциональная единица коры большого мозга.
2. Клеточный состав корковой колонки.
3. Строение гомотипической коры больших полушарий головного мозга. Характеристика 1,4,6,17,18 полей. Гетеротипическая кора.
4. Миелоархитектоника и миелогенез коры большого мозга.
5. Слои и клеточный состав коры мозжечка.
6. Три системы связей основных нейроцитов мозжечка.
7. Общая характеристика АНС и её деление на отделы.
8. Структура симпатического отдела нервной системы: центры и периферическая часть (узлы, сплетения).
9. Структура парасимпатического отдела нервной системы: центры и периферическая часть.
10. Строение вегетативного ганглия, его клеточный состав.
11. Связь вегетативного отдела с соматической нервной системой.
12. Рефлекторные дуги для симпатического и парасимпатического отделов.
Рекомендации для работы на занятии
Задание 1. Изучить строение мозжечка. Научиться идентифицировать слои мозжечка и их клеточный состав.
Объект изучения - Препарат: мозжечок (импрегнация азотнокислым серебром по Кахалю.
Программа действий - На малом увеличении найти в продольном разрезе извилину мозжечка. Зарисовать и отметить: I. Молекулярный слой. 2. Ганглиозный слой. 3. Зернистый слой. 4. Белое вещество. На большом увеличении найти и зарисовать: 5. Грушевидную клетку.
Ориентировочные основы действий - На малом увеличении рассмотреть бедный клетками молекулярный слой. Под ним узкий средний, ганглиозный слой, образованный самыми крупными в мозжечке клетками грушевидной формы. От верхнего полюса грушевидных клеток в молекулярный слой отходят сильно ветвящиеся дендриты. Прилежащий к белому веществу зернистый слой содержит большое число мелких клеток-зёрен. Рассмотреть белое вещество, образованное пучками миелиновых нервных волокон.
Задание 2. Изучить строение коры головного мозга. Научиться идентифицировать слои коры головного мозга. Знать клеточный состав.
Объект изучения – Препарат: кора головного мозга (импрегнация азотнокислым серебром по Кахалю).
Программа действий - На малом увеличении найти, зарисовать и отметить: (I) молекулярный слой, (2) наружный зернистый, (3) пирамидный слой, (4) внутренний зернистый, (5) ганглиозный слой, (6) слой полиморфных клеток. На большом увеличении найти и зарисовать: (7) пирамидную клетку. Ориентировочные основы действий - На малом увеличении найти бедный клетками молекулярный слой, прилежащий к нему наружный зернистый слой с мелкими нейроцитами звездчатой и пирамидной формы, затем самый широкий из пирамидных нейроцитов средних и крупных размеров-пирамидной, ниже рассмотреть внутренний зернистый слой, образованный мелкими клетками звездчатой формы, за ним слой пирамидный, состоящий из самых крупных пирамидных клеток и, наконец, полиморфный слой, включающий нейроны различной формы. Рассмотреть в пирамидном слое пирамидную клетку (обращённую верхушкой к поверхности коры, а основанием - в сторону белого вещества), от основания которой отходит нейрит, а от верхушки – апикальный дендрит.
Задание 3. Зарисовать схему ассоциативных связей мозжечка.
Объект изучения - Таблица.
Программа действий - Зарисовать и отметить слои мозжечка и три системы связей мозжечка. Ориентировочные основы действий - см. подрисуночные подписи.
Задание 4. Зарисовать схему межнейрональных связей в коре больших полушарий.
Объект изучения - Таблица.
Программа действий - Зарисовать клетки коры большого мозга и отметить связи между ними.
Задание 5.
Объект изучения - Интрамуральный нервный узел мочевого пузыря (окраска гематоксилин-эозином).
Программа действий - На малом увеличении найти нервный ганглий в стенке мочевого пузыря. Отметить: (I) капсулу, (2) нейроциты, (3) сателлиты. На большом увеличении рассмотреть детали строения периферического узла вегетативной нервной системы.
Задание 6. Зарисовать схему рефлекторной дуги симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.
Отметить: (I) рецептор, (2) афферентный нейрон, (3) центральное ядро, (4) периферический вегетативный ганглий, (5) преганглионарное волокно, (6) постганглионарное волокно, (7) эффектор.
Вопросы для самоконтроля
1. На 3-х рисунках представлены нейроциты. На первом - нейроциты пирамидной формы, на втором - грушевидной, на третьем - с гранулами секрета в нейроплазме. К каким отделам центральной нервной системы относятся эти нейроциты?
2.Алкогольная интоксикация сопровождается, как правило, нарушением координации движений и равновесия в результате повреждения структурных элементов мозжечка. Функция каких клеток мозжечка нарушается в первую очередь?
3.У животного в результате повреждения аксонов нервных клеток на уровне продолговатого мозга развился паралич задних конечностей. Где находятся нервные клетки, аксоны которых повреждены?
4. На микрофотографии показана пирамидная клетка размером около 120 мкм, от основания которой отходит нейрит. Укажите, какому слою коры головного мозга принадлежит пирамидная клетка? В состав каких проводящий путей входит её нейрит, где он заканчивается в спинном мозге?
5.На микрофотографии крупной грушевидной формы нейроцит, на теле которого синапс в виде корзинки. Какая клетка образует такого вида синапс? Где располагается эта клетка?
Резюме по теме
Гистологическое строение коры мозжечка: нейроциты, глиоциты. Слои коры мозжечка: молекулярный, ганглиозный и зернистый слои.
Молекулярный слой представлен в основном глией, выполняющей опорно-механическую и трофическую функции, а также дендритами клеток Пуркинье, звездчатыми и корзинчатыми нейроцитами. Звездчатые нейроциты названы так потому, что от их тела отходит большое количество дендритов, которые ветвятся в молекулярном слое. Нейриты этих клеток уходят в ганглиозный слой, где контактируют с грушевидными клетками. Корзинчатые клетки имеют несколько коротких дендритов и один нейрит, идущий поперек извилин, корзинообразно охватывая тела грушевидных клеток. Таким образом, звездчатые и корзинчатые нейроциты осуществляют ассоциативную связь между клетками Пуркинье.
Ганглиозный слой мозжечка представлен телами грушевидных клеток (клеток Пуркинье). Их дендриты уходят в молекулярный слой, а аксоны формируют эффекторные волокна мозжечка. От аксона грушевидных клеток на уровне зернистого слоя отходит возвратная ветвь, которая идет в молекулярный слой, где делится Т-образно. Эти веточки коллатерали аксона в молекулярном слое мозжечка идут вдоль извилин, образуя синапсы с дендритами ряда грушевидных клеток. Зернистый слой мозжечка представлен нейроцитами, получивших название клеток-зерен. Они бедны цитоплазмой и имеют относительно большое ядро. От тела клеток-зерен отходит 3-4 коротких дендрита, контактирующие с окончаниями приходящих в мозжечок афферентных (моховидных) волокон. Нейриты клеток-зерен проходят в молекулярный слой и Т-образно делятся на 2 ветви, которые идут вдоль извилин мозжечка, контактируя с дендритами грушевидных клеток. Наряду с клетками-зернами в зернистом слое коры мозжечка имеются звездчатые клетки Гольджи. Различают 2 вида этих клеток. Одни имеют короткие нейриты и лежат вблизи ганглионарного слоя. Их разветвленные дендриты распространяются в молекулярный слой, достигая их поверхности. Нейриты направляются в зернистый слой.
Звездчатые клетки Гольджи с длинными нейритами имеют обильно ветвящиеся в зернистом слое дендриты и нейриты, выходящее в белое вещество. Предполагают, что эти клетки обеспечивают связь между различными областями коры мозжечка. Наряду с этими клетками в зернистом слое выделяют еще горизонтальные клетки Гольджи. Они располагаются между зернистым и ганглионарным слоями, имеют небольшое вытянутое тело, от которого в обе стороны отходят длинные горизонтально идущие дендриты, которые заканчиваются в ганглионарном и зернистом слоях. Нейриты данных клеток дают коллатерали в зернистый слой и уходят в белое вещество. В кору мозжечка поступают два вида афферентных нервных волокон - моховидные и лазящие. Моховидные, вероятно, принадлежат к оливомозжечковому и мостомозжечковому путям. Они заканчиваются на дендритах клеток-зерен. От последних импульс через нейрит поступает в молекулярный слой, где передается на дендриты грушевидных клеток. Лазящие волокна поступают в мозжечок, вероятно, по спинномозжечковому и вестибуломозжечковому путям. Они пересекают зернистый слой, прилегают к грушевидным клеткам и стелятся по их дендритам, образуя с ними синаптические связи. Таким образом, любые нервные импульсы, поступающие в мозжечок, достигают грушевидных клеток - основных эффекторных нейроцитов мозжечка. Особо следует отметить следующие межнейронные связи клеток Пуркинье: I. Связь вдоль извилин, осуществляемая аксонами клеток - зерен и коллатералями аксонов грушевидных клеток. 2. Связь поперек извилин за счет аксонов корзинчатых клеток.
Наряду с разбором нейроцитов коры мозжечка следует остановиться на глиалъных клетках, особое внимание уделив глиоцитам с темными ядрами, которые лежат между грушевидными клетками. Их отростки идут к поверхности коры мозжечка и образуют Бергмановские волокна молекулярного слоя коры мозжечка. Эти волокна, образуя многочисленные ветвления, поддерживают дендриты клеток Пуркинье.
Кора головного мозга. Гистологическое строение коры. Ее нейроциты и глиоциты, кровоснабжение коры. Разобрать эффекторные нейроциты коры головного мозга (пирамидные и веретеновидные) и ассоциативные (звездчатые, паукообразные), их функциональное значение.
Новая кора, ее слои. Эта кора характерна для лобных, теменных и височных долей. Она представлена 6-ю слоями. I. Молекулярный слой - это самый наружный слой серого вещества коры больших полушарий, он представлен ветвлениями дендритов пирамидных клеток, мелкими нейроцитами Кахаль-Ретциуса, горизонтальными нейроцитами, а также глиалъными клетками и кровеносными сосудами. Последние, т.е. глиоциты и кровеносные сосуды, имеются во всех слоях коры, в связи с чем, о них не упоминается при разборе строения следующих слоев коры головного мозга.
2.Наружный зернистый слой - представлен слоем малых и средних пирамидных нейроцитов. Их дендриты уходят в молекулярный слой, а аксоны проникают в лежащие глубже слои и в белое вещество.
3.Слой крупных пирамид состоит из пирамидных нейроцитов большей величины от 10 до 40 мкм. Их дендриты уходят в молекулярный слой, а нейриты - в белое вещество.
4. Внутренний зернистый слой - особо представлен в зрительной зоне коры, иногда он может отсутствовать (в прецентральной извилине). Этот слой образован мелкими звездчатыми нейроцитами. В этом слое много горизонтальных волокон.
5.Ганглионарный слой коры - образован крупными пирамидными нейроцитами. Среди них в прецентральной извилине имеются гигантские пирамиды (клетки Беца), описанные впервые киевским анатомом В.Я.Бецем в 1874 году. Высота клеток Беца достигает 120 мк, а ширина 80 мк. Нейриты клеток 5-го слоя образуют основную часть кортикоспинальных (пирамидных путей), заканчивающихся синапсами на мотонейронах спинного мозга. Это прямой путь от двигательного анализатора коры к двигательным клеткам ядер передних рогов спинного мозга.
6. Слой полиморфных клеток образован нейроцитами различной формы, основную массу которых составляют веретеновидные нервные клетки. Нейроциты этого слоя меньше других и лежат редко. Нейриты нервных клеток 6-го слоя коры головного мозга уходят в белое вещество в составе эфферентных путей головного мозга. В разных участках коры головного мозга количество слоев, густота клеток, толщина отдельных слоев, толщина коры в целом, характер перехода серого вещества в белое не одинаковы. Это позволило выделить поля коры головного мозга.
В.Я.Бец описал 11 обл. коры головного мозга. Позже Бродман выделил 54 поля. Последняя классификация считается более приемлемой. В качестве примеров можно привести 4 и 6-е поля в прецентральной извилине - двигательный анализатор. В постцентральной: извилине располагаются I, 2, 3, 5 поля - кожный анализатор, 17-е поле - зрительный анализатор (8 слоев), 22-е поле - корковый центр слухового анализатора. Наиболее примитивной считается 2-х слойная древняя кора шпорной борозды. Наряду с цитоархитектоническим принципом деления коры головного мозга на поля - имеется еще миелоархитектонический принцип, разработанный 0. Фогтом. Этот ученый основал строение коры в зависимости от структуры и расположения мякотных нервных волокон, выделив при этом 250 полей. Согласно миелоархитектонического принципа в коре головного мозга различают следующие слои: I. Слой тангенциалъных волокон. 2. Слой над полоской. 3. Наружная полоска. 4. Слой между полосками. 5. Внутренняя полоска. 6. Слой под полоской. В связи с разным сроком покрытия миелином нервных волокон т.е. их "вызревание", предложен миелогенетический принцип деления коры головного мозга на поля. Флексиг на основании этого принципа выделил 40 полей: 1-13 - первичные поля, где нервные волокна приобретают миелин внутриутробно; 14-28 вторичные - мякотные волокна приобретают миелин в первый месяц после рождения; 29-40 - окончательные. В них нервные волокна приобретают миелин в течение первого года жизни.
Основная и дополнительная литература
Основная литература: 1) Учебник гистологии (под ред.Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной). М. «Медицина», 1989. 2) Лекции 3) И.В.Алмазов, Л.С.Сутулов «Атлас по гистологии и эмбриологии» М. «Медицина», 1978. 4) 3.В.Г.Елисеев, Ю.И.Афанасьев, Е.Ф.Котовский «Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток тканей и органов» М., «Медицина», 1970 .
Дополнительная литература: 1) А.А.Манина «Ультраструктура и цитохимия нервной системы» М. «Медицина», 1978. 2) С.В.Куффлер, Дж.Николе «От нейрона к мозгу». М. «Мир», 1989. 3) А.А.Заварзин «Очерки по эволюционной гистологии нервной системы», М-Л, 1950. 4) И.С.Беритов «О физиологическом значении нервных элементов коры головного мозга». Архив АГЭ, 1960,1968. 5) Г.И.Полякова «О структурных механизмах межнейронных связей в коре головного мозга». 6) П.А.Мотавкин, В.МЛерток, А.В.Ломакин «Капилляры головного мозга», Владивосток, 1983. 7) П.А.Мотавкин, В.МЛерток «Гистофизиология сосудистых механизмов мозгового кровообращения». М. «Наука», 1980 .
ТОО и средства наглядности
1.Микроскопы.
2.Диапроектор «Альфа».
3.Слайды: I) Развитие нервной системы. 2) Кора больших полушарий, (импрегнация азотнокислым серебром по Кахалю). 3) Головной мозг. Пирамидные клетки коры больших полушарий 4) Продолговатый мозг. Мулътиполярные клетки. 5) Мозжечок (импрегнация азотнокислым серебром по Кахалю). 6) Ганглиозный слой мозжечка.
4.Электронные микрофотографии: 1) Астроглиалъная клетка коры больших полушарий головного мозга человека (атлас).2) Взаимоотношение отростка астроглиальной клетки с кровеносными капиллярами (атлас).
5.Таблицы и схемы: 1) Нейронная организация коры мозжечка. 2) Ассоциативные связи мозжечка. 3) Мозжечок. 4) Кора больших полушарий.
Домашнее задание - см. методическую разработку лабораторного занятия для студентов по теме: «Органы чувств. Орган зрения и обоняния».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ №17
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ВГМУ, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии
ТЕМА: «ОРГАНЫ ЧУВСТВ. ОРГАН ЗРЕНИЯ И ОБОНЯНИЯ»
Время: 3 часа
Хронокарта:1. Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин
2. Программированный контроль - 10 мин
3. Опрос-беседа - 35 мин
4. Объяснение препаратов - 10 мин
5. Перерыв - 10 мин
6. Контроль за самостоятельной работой
студентов. Помощь в работе с препаратами - 65 мин
7. Подведение итогов. Проверка альбомов - 10 мин
Мотивационная характеристика темы: Органы чувств – высокоспециализированные органы, обеспечивающие восприятие (рецепцию) раздражения из внешней и внутренней среды организма и трансформацию этого раздражения в нервный импульс. Все органы чувств имеют общую структурную организацию с наличием рецепторных и опорных (поддерживающих) клеток. По особенностям строения, развития и функции выделяют органы чувств, у которых первично чувствующими раздражение являются нервные клетки (органы зрения и обоняния), и органы чувств, у которых первично воспринимающими раздражение являются эпителиосенсорные клетки (органы слуха, равновесия, вкуса); от них возбуждение передается первому афферентному нейрону (вторично чувствующей клетке).
Знание гистофизиологии органов чувств необходимо для понимания не только нормальной функции, но и для правильной диагностики и профилактики заболеваний этих органов.
Учебная цель
Обратить внимание студентов на развитие, строение и функции органов зрения и обоняния. Студенты должны научиться определять под микроскопом периферические отделы анализаторов, их рецепторные и вспомогательные отделы. Уметь объяснить гистогенетические и структурные особенности первично и вторично чувствующих рецепторов, структурные и цитохимические основы рецепции.
Необходимый исходный уровень знаний
Из других предметов и предшествующих тем:
1. Особенности строения и классификация эпителиальных тканей.
2. Составные элементы и функциональное значение соединительной ткани.
3. Гистофункциональные особенности нервных клеток и нервных волокон.
Из темы текущего занятия:
1. Представление об анализаторах.
2. Морфофункциональная характеристика первично и вторично чувствующих органов чувств.
3. Источники развития структурных компонентов органов зрения и обоняния.
4. Оболочки глазного яблока, их строение и функция.
5. Структура рецепторного, диоптрического, аккомодационного аппарата глаза.
6. Морфофункциональная характеристика рецепторных элементов органа обоняния.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Общая характеристика органов чувств. Понятие об анализаторе.
2. Морфофункциональные особенности органов чувств с первично и вторично чувствующими рецепторными клетками.
3. Источники развития и строение оболочек глазного яблока.
4. Слои и нейронный состав сетчатки.
5. Ультрамикроскопические особенности фоторецепторных клеток сетчатки.
6. Ассоциативные нейроны сетчатки, их функциональное значение.
7. Структурно – функциональная характеристика центральной ямки и диска зрительного нерва.
8. Изменения, происходящие в рецепторном и аккомодационном аппаратах глаза при световой и темновой адаптации.
9. Структурно – функциональные особенности склеры и роговицы; факторы, обуславливающие прозрачность роговицы.
10. Структура и функция сосудистой оболочки.
11. Структура и функция обонятельного анализатора; особенности клеток, входящих в состав обонятельной выстилки.
Рекомендации для работы на занятии
Задание 1. Идентифицировать слои роговицы глаза.
Объект изучения - Препарат: роговица (окраска гематоксилин-эозином).
Программа действия - Найти при большом увеличении, зарисовать и обозначить:(1) передний эпителий (многослойный плоский неороговевающий), (2) переднюю пограничную мембрану, (3) собственное вещество роговицы, (4) заднюю пограничную мембрану, (5) задний эпителий.
Ориентировочные основы действий - На поверхности роговицы найти многослойный плоский неороговевающий эпителий (1), представленный широкой розово – фиолетовой полосой с 5 - 6 слоями ядер. Ниже располагается тонкая базальная мембрана (2) – гомогенная розовая линия. Под ней лежит собственное вещество роговицы (3) – плотная волокнистая соединительная ткань розового цвета. К ней прилежит задняя пограничная мембрана (4) – широкая бледно – розовая полоса. Задний эпителий (5) – однослойный плоский эпителий.
Задание 2. Идентифицировать оболочки задней стенки глаза и слои сетчатки.
Объект изучения - Препарат: задняя стенка глаза (окраска гематоксилин-эозином).
Программа действия - Найти при малом увеличении, зарисовать и обозначить: (1) склеру, (2) сосудистую оболочку, (3) зрительную часть сетчатки. Найти при большом увеличении в зрительной части сетчатки (4) пигментный слой, (5) слой палочек и колбочек, (6) наружную пограничную мембрану, (7) наружный ядерный слой, (8) наружный сетчатый слой, (9) внутренний ядерный слой, (10) внутренний сетчатый слой, (11) ганглионарный слой, (12) слой нервных волокон, (13) внутренний пограничный слой.
Ориентировочные основы действий - На выпуклой поверхности среза располагается склера (1) – плотная волокнистая соединительная ткань (широкая розовая полоса). К ней примыкает сосудистая оболочка (2), которая содержит пигментные клетки и сосуды. Внутренняя оболочка (сетчатка) состоит из 10 слоев (3). Пигментный слой (4) прилежит к сосудистой оболочке и имеет вид коричневой линии. Слой палочек и колбочек (5) – слабо оксифильная широкая полоса с вертикальной исчерченностью. Ниже слоя палочек и колбочек располагается тонкая глиальная мембрана (6) розового цвета. Она отграничивает слой палочек и колбочек от остальных слоев, которые мы видим как чередование синих полос, представленных ядрами нейроцитов; розовые полосы – отростки нейроцитов. Последовательно мы видим: наружный ядерный слой (7) – синие ядра; наружный сетчатый слой (8) – розовый слой; внутренний ядерный слой (9) – синие ядра; внутренний сетчатый слой (10) – розовый слой; ганглионарный слой (11) – тела ганглионарных клеток, 1 – 2 ряда крупных голубых клеток; слой нервных волокон (12) – отростки ганглионарных клеток (розовая полоса); внутренний пограничный слой (13) – глиальная мембрана по внутреннему краю сетчатки (розовая линия).
Задание 3. Изучить нейронный состав сетчатки и межнейронные отношения.
Объект изучения - Сетчатка глаза (схема).
Программа действия - Зарисовать схему строения сетчатки. Определить состав каждого слоя сетчатки, взаимоотношения нейроцитов сетчатки.
Ориентировочные основы действий - см. подрисуночные подписи.
Задание 4. Изучить ультрамикроскопическое строение фоторецепторных нейроцитов.
Объект изучения – 1. Электронная микрофотография – палочковая нейросенсорная клетка сетчатки. 2. Электронная микрофотография – колбочковая нейросенсорная клетка сетчатки.
Программа действия – 1.Найти наружный сегмент, внутренний сегмент, диски, синапс. 2.Найти наружный сегмент, внутренний сегмент, полудиски (инвагинации цитолеммы), липидное тело, синапс.
Ориентировочные основы действий - см. подрисуночные подписи.
Задание 5. Идентифицировать обонятельные рецепторы и поддерживающие клетки и структуры, входящие в их состав.
Объект изучения - обонятельные рецепторы и поддерживающие клетки (схема).
Программа действия - зарисовать схему.
Ориентировочные основы действий - см. подрисуночные подписи.
Вопросы для самоконтроля
1. Больной хорошо видит на близком расстоянии и плохо на дальнем. С нарушением работы каких структур глазного яблока может быть связано такое состояние?
2. У больного поврежден корковый отдел зрительного анализатора. Какая функция при этом будет нарушена?
3. Представлены два гистологических препарата задней стенки глаза животных. На первом препарате гранулы меланина содержаться в цитоплазме околоядерной зоны клеток пигментного слоя, во втором – в их отростках. В каких условиях освещения находились животные?
4. При перевозбуждении рецепторных клеток обонятельного эпителия пахучими веществами временно может утратиться функция ольфакторного анализатора. В каком участке этого анализатора можно ожидать в первую очередь изменений структуры и функции?
Резюме по теме
Рецепторы – это специализированные чувствительные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней и внутренней среды организма. В зависимости от вида раздражителей рецепторы делятся на механо-, фото-, термо- и хеморецепторы. По качеству вызываемых ощущений рецепторы бывают слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные и болевые. По дальности расположения воспринимаемого стимула рецепторы являются дистантными (слух, зрение) и контактными (осязание, обоняние, вкус).
Органы чувств преобразуют специфические раздражения (поступающие из внешней или внутренней среды) в нервные импульсы, передаваемые в ЦНС. Совокупность структур, отвечающих за прием, передачу и анализ определенного вида раздражения, называется анализатором. В каждом анализаторе – 3 части: 1) периферическая – орган чувств, осуществляющий рецепцию раздражения, где находятся специализированные рецепторные клетки; 2) промежуточная – проводящие пути и ядра ЦНС, включенные в передачу сигнала; 3) центральная – определенный участок коры больших полушарий.
По природе рецепторного аппарата органы чувств и рецепторы делят на три типа: 1) Первично чувствующие органы чувств (органы зрения и обоняния). Первично чувствующие рецепторы (окончания дендрита афферентного нейрона) трансформируют энергию стимула в нервную активность непосредственно в сенсорном нейроне, и по его аксону без промежуточного преобразования нервная активность передается к сенсорному ядру (первый сенсорный уровень); рецепцию осуществляют специализированные нейросенсорные клетки, находящиеся в органе чувств.
2) Вторично чувствующие органы чувств (органы вкуса, слуха и равновесия). Рецепцию осуществляют специализированные эпителиальные клетки, к которым подходят нервные волокна (сенсорные волокна) периферического сенсорного ганглия и образуют с клетками синаптические контакты.
3) Рецепторы, не организованные в органы чувств (рецепторы тактильной, проприоцептивной и пр. чувствительности); рецепцию осуществляют специализированные окончания нервных клеток, тела же клеток находятся в чувствительных узлах.
Орган зрения включает глазное яблоко и вспомогательные образования (веки, глазодвигательные мышцы, слезный аппарат). В глазном яблоке различают три оболочки: 1) фиброзная, 5/6 составляет склера и 1/6 роговица;
2) сосудистая оболочка: - собственно сосудистая оболочка (хориоидея)
- цилиарное тело
- радужка
3) сетчатка: - пигментный эпителий
- нейральный эпителий, 3 релейных нейрона – цепь нейронов по вертикали и 2 ассоциативных – генерируют импульс по горизонтали.
Внутреннее ядро глазного яблока: 1) камеры глаза (передняя и задняя); 2) хрусталик; 3) стекловидное тело.
Функциональные аппараты глазного яблока: 1. Светопреломляющий (роговица, влага передней камеры, хрусталик, влага задней камеры, стекловидное тело). 2. Аккомодационный (хрусталик, цинновы связки, мышцы цилиарного тела). 3. Вспомогательный аппарат (веки, мышцы, ресницы, слезные железы). 4. Двигательный аппарат (поперечно-полосатые мышцы). 5. рецепторный аппарат (сетчатка, система светофильтров в хрусталике и в области желтого пятна).
Орган зрения развивается из разных источников:
1) нервная трубка ® глазной пузырек (выпячивание нервной трубки) ® двустенный глазной бокал: - внутренняя стенка ® собственно сетчатка;
- наружная стенка ® пигментный слой сетчатки, мышцы радужки.
2) Эктодерма, прилегающая к глазному пузырьку ® хрусталиковый пузырек ® хрусталик; роговица
3) Мезенхима: - окружающая глазной бокал ® роговица, склера, сосудистая
оболочка;
- проникающая в глазной бокал ® радужка, стекловидное тело.
Зрительный анализатор – сложная морфофункциональная система, обеспечивающая восприятие, проведение, анализ и интеграцию зрительных раздражителей.
Проводящие пути зрительного анализатора: фоторецепторная клетка ® биполярный нейрон сетчатки ® ганглионарный нейрон ® зрительный нерв ® перекресток зрительного тракта ® латеральное коленчатое тело, подушка таламуса, переднее двухолмие ® кора затылочной области (поля 17, 18, 19).
Схема зрительного анализатора: свет проходит через прозрачные среды глаза ® через все слои сетчатки ® воспринимается светочувствительными клетками, (первый нейрон сетчатки), вызывает их раздражение ® импульс передается на биполярные клетки, (второй нейрон сетчатки) ® импульс передается на дендриты ганглионарных клеток, (третий нейрон сетчатки). Аксоны ганглионарных клеток образуют зрительный нерв, который заканчивается двумя пучками: первый пучок оканчивается в верхнем бугре четверохолмия, где лежат зрительные центры, связанные с ядрами нервов, иннервирующих поперечно-полосатые мышцы глазного яблока и гладкие мышцы радужки. Это приводит к тому, что в ответ на определенное световое раздражение происходит конвергенция и аккомодация зрительного аппарата. Другой пучок оканчивается в подушке зрительного бугра и в наружном коленчатом теле, где заложены тела четырех нейронов. Аксоны последних образуют в белом веществе больших полушарий зрительную лучистость, достигающую коры затылочной доли мозга. Световые раздражения превращаются в нервные импульсы, воспринимаемые в коре в виде зрительных ощущений.
В сетчатке нейроны располагаются на трех уровнях: 1. Уровень светочувствительных нейронов, прилегающий к пигментному эпителию – палочки (отвечают за черно-белое изображение) и колбочки (цветное зрение). Они состоят из дендритов (где содержатся световоспринимающие структуры), ядер, аксонов (образуют синапсы с ассоциативными нейронами). 2. Уровень ассоциативных нейронов – биполярные нейроны (связывают светочувствительные и ганглионарные нейроны, обеспечивают прохождение импульса в центральном направлении); горизонтальные нейроны (контактируют своими дендритами с аксонами светочувствительных клеток, а своими аксонами – с аксонами других светочувствительных клеток, удаленных от первых, подавляя их активность, что увеличивает контрастность изображения); амакринные нейроны (также повышают контрастность изображения, но на уровне биполяров). 3. Уровень ганглионарных нейронов – их аксоны идут к слепому пятну и образуют зрительный нерв.
Структура фоторецепторных элементов: 1) Палочковые нейроны – состоят из наружного и внутреннего сегмента, между ними – ресничка. Фоторецепция осуществляется наружным сегментом, в котором находится около 1000 мембранных дисков. Их мембрана содержит родопсин, состоящий из ретинола (витамин А) и бесцветного белка опсина. Диски постоянно образуются в нижней части сегмента путем инвагинации плазматической мембраны. С такой же скоростью (100 за сутки) происходит фагоцитоз дисков в верхней части сегмента клетками пигментного эпителия. В плазматической мембране наружного сегмента находятся Na+ - каналы, которые в покое (в темноте) открыты. Палочки располагаются в периферических отделах сетчатки, воспринимают световые сигналы низкой интенсивности (сумеречное зрение). Общее количество этих клеток около 120 млн. 2) Колбочковые нейроны – ресничка значительно короче, внутренний сегмент образует пальцевидные отростки, охватывающие наружный сегмент, который содержит диски, образованные складками плазмолеммы. После того, как колбочки сформировались, они не создают новые диски. Диски содержат зрительный пигмент иодопсин, который в функционально различных типах колбочек разлагается под действием красного, зеленого или синего света. Во внутреннем сегменте содержится крупная липидная капля, окруженная митохондриями; она играет роль фильтра и пропускает волны определенной длины. Колбочки располагаются в центральных отделах сетчатки и особенно многочисленны в центральной ямке желтого пятна (область наилучшего видения). Они реагируют на свет высокой интенсивности, обеспечивают дневное и цветовое зрение. Их количество у человека 6 – 7 млн.
Сетчатка в темноте: весь зрительный пигмент возвращается в невозбужденное состояние; в пигментном эпителии меланосомы перемещаются из отростков (окружающих палочки и колбочки) в тела эпителиоцитов, поэтому фотоны поглощаются не меланином эпителиоцитов, а зрительным пигментом светочувствительных нейронов; это приводит к повышению чувствительности сетчатки к свету; глаз начинает видеть при слабой освещенности. Сетчатка на свету: доля невозбужденного пигмента уменьшается; меланосомы пигментного эпителия перемещаются в отростки эпителиоцитов и окружают палочки и колбочки; падающие на сетчатку фотоны поглощаются меланином (а не пигментом палочек и колбочек); чувствительность сетчатки к свету снижается.
Наряду с выполнением фоторецепторной функции глаз высших животных и человека служит одновременно диоптрическим (светопреломляющим) аппаратом, дающим на уровне палочек и колбочек четкое, уменьшенное и обратное изображение рассматриваемых объектов, удаленных от глаза на различное расстояние (аккомодация глаза). Светопреломляющими являются все прозрачные среды глаза – водянистая влага передней и задней камер глаза, стекловидное тело, роговица, хрусталик. Аккомодация осуществляется путем изменения кривизны хрусталика в результате расслабления или сокращения цилиарной мышцы; к аккомодационному аппарату относятся: капсула хрусталика, цинновы связки (крепятся к ресничной мышце, радужке) и ресничное тело с ресничным пояском.
Прозрачность роговицы (самое существенное ее свойство) зависит от нормально протекающих обменных процессов, от свойств протеинов роговичной ткани, от правильного расположения коллагеновых фибрилл, от избирательной проницаемости эндотелия и эпителия.
Орган обоняния – обонятельный эпителий, покрывающий слизистую оболочку верхней части носовой полости. Клеточный состав: 1) Рецепторные (нейросенсорные) обонятельные клетки; их ядра находятся в средней части эпителия; вверх отходят дендриты, достигающие поверхности эпителия и имеющие на конце утолщения (обонятельные булавы); булавы содержат 10 – 12 ресничек, которые и воспринимают молекулы пахучих веществ; снизу от клеток отходят аксоны, идущие через отверстия решетчатой кости в обонятельные луковицы (прилегают к нижней поверхности головного мозга).
1) Поддерживающие эпителиоциты – отделяют обонятельные клетки друг от друга; их ядра занимают самое верхнее положение, а узкие ножки достигают базальной мембраны; в цитоплазме содержится пигмент, придающий обонятельной области желтый цвет; эти клетки обладают секреторной активностью по апокриновому типу. 3) Базальные эпителиоциты – прилегают к базальной мембране; способны к дифференцировке в поддерживающие клетки (эпителиоциты). Все они контактируют с базальной мембраной.
Основная и дополнительная литература
Основная литература: 1) Учебник гистологии (под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной), М., «Медицина», 1989, 1999, 2001. 2) Лекции. 3) Атлас по гистологии и эмбриологии (И.В. Алмазов, Л.С. Сутулов), М., «Медицина», 1978.
Дополнительная литература: 1) Руководство по гистологии (под ред. Р.К. Данилова), С.-Пб., СпецЛит, 2 т, 2001. 2) Гистология (введение в патологию) под ред. Э.Г. Улумбекова, М., ГЭОТАР, 1997. 3) Гистология (А. Хэм, Д.Кормак), М., «Мир», 4) Развивающийся глаз (Г.В. Рева), Владивосток, 1998.
ТСО и наглядные пособия
1.Внеаудиторные электрифицированные стенды: «Проверь свои знания», «Экзаменатор».
2.Микроскопы 3.Таблицы 4.Электронно-микроскопические фотографии.
Домашнее задание – См. методическую разработку лабораторного занятия для студентов по теме: «Органы чувств. Орган слуха, равновесия, вкуса».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ № 18 ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ВГМУ, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии
ТЕМА: « ОРГАНЫ ЧУВСТВ. ОРГАН СЛУХА, РАВНОВЕСИЯ, ВКУСА»
Время: 3 часа
Хронокарта : 1.Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин
2.Программированный контроль - 10 мин
3.Опрос-беседа, - 35 мин
4.Объяснение препаратов - 10 мин
5.Перерыв - 15 мин
6.Контроль за самостоятельной работой
студентов. Помощь в работе с препаратами - 65 мин
7.Подведение итогов. Проверка альбомов - 10 мин
Мотивационная характеристика темы: Органы чувств обеспечивают связь внешней среды организма с центральной нервной системой. Благодаря им, мы получаем информацию об окружающем нас мире и познаем «вкус жизни». Заболевания и травмы органов чувств часто приводят больных к вынужденной смене профессии или же к прекращению трудовой творческой деятельности. Изучение гистофизиологии органов чувств, в частности органа слуха и равновесия, органа вкуса имеет важное значение, так как в практике врача нередко встречаются случаи нарушения их функций, которые приводят к различным заболеваниям.
Учебная цель
Общая цель – знать развитие, строение и функции органов слуха, равновесия и вкуса.
Конкретная цель – 1. Иметь представление о структурных элементах наружного, среднего и внутреннего уха и их функциональном значении. 2. Знать строение и гистофизиологию спирального органа. Обратить внимание на ультрамикроскопическую организацию слуховых волосковых клеток. 3. Знать строение и функцию вестибулярной части перепончатого лабиринта – слуховых пятен и гребешков. 4. Уметь идентифицировать вкусовые почки в эпителии сосочков языка, знать морфофункциональные особенности рецепторных клеток.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 358.