Краткий терминологический словарь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Аллегория Аллитерация Алогизм Анафора Антономасия Асиндетон Ассонанс Афоризм Богатство речи Варваризм Вульгаризм Выразительность речи Градация Диалектизм Дискурс Документ Жанр Звукопись Зияние Именительный представления Императивность Инверсия Какофония Канцеляризм Канцелярит Клише Кодификация Композиция Коннотация Литота Логичность речи Метафора Метонимия Модальность Нанизывание падежей Несобственно-прямая речь Окказиональный Паралингвисти-ческие средства Параллельная синтаксическая связь Паремия Парономазия Парцелляция Перифраза Плеоназм Полисиндетон Правильность речи Прецедентный текст Присоедини-тельная связь Просторечие Разговорность Расщепленное сказуемое Речевой этикет Реминисценция Сегментирован-ная конструкция Синекдоха Сложное синтаксическое целое Спонтанность Стилистический прием Текст Точность речи Троп Уместность речи Фигуры речи Фоника Цепная связь Чистота речи Штамп Эвфемизм Эллипсис Эпифора Этичность речи Языковой вкус Ясность речи Троп, иносказание: изображение отвлеченной идеи посредством конкрет­ного, отчетливо представляемого образа. Стилистическая фигура: повторение одинаковых или однородных согласных звуков с целью усиления выразительности речи. Нарушение логических связей в высказывании. Синтаксическая фигура, разновидность синтаксического параллелизма: любой начальный повтор. Троп: метафорическое употребление собственного имени для обозна­чения лица, наделенного свойствами первоначального носителя этого имени. Синтаксическая фигура: намеренный пропуск союзов при соединении однородных членов, частей предложения или нескольких предложений. Стилистическая фигура: повторение одинаковых (преимущественно ударных) гласных звуков с целью усиления выразительности речи. Суждение общего характера, выраженное в лаконичной художественной форме и обычно принадлежащее определенному автору. То же, что и разнообразие речи. Заимствованное слово или выражение, сохраняющее звуковой, а иногда и графический облик языка источника. Слово или выражение, свойственное фамильярной, грубой простореч­ной или жаргонной речи и использованное в разговорной речи. Способность речи воздействовать на эмоциональную область сознания, формировать образные представления о действительности, поддерживать внимание, вызывать интерес у адресата речи. Синтаксическая фигура: расположение элементов высказывания (текста) в порядке их возрастающей или убывающей семантической и /или эмоциональной значимости. Территориально ограниченное в употреблении слово. Последовательность речевых актов, образующих связный текст, погру­женный в экстралингвистическйй контекст. Видами дискурса являются диа­лог, монолог, репортаж, интервью, инструктаж, светская беседа и          т. п. Деловая бумага, служащая доказательством чего-либо, подтвержда­ющая право на что-либо. Конкретный вид текстов, обладающих специфическими чертами и при­надлежащих одному функциональному стилю. Использование всех фонических и интонационных средств при подборе и организации слов в высказывания, которые своим звучанием способ­ствуют образной передаче мысли. Стечение нескольких гласных звуков в слове или на стыке слов. Слово в именительном падеже или словосочетание с этой формой в роли главного компонента, обозначающее предмет (тему) речи, сто­ящее в препозиции к последующему высказыванию и призванное вызвать особый интерес к предмету высказывания, усилить его зву­чание. Свойство речи, выражающее требование, предписание, призыв. Синтаксическая фигура: отклонение от обычного порядка слов в предложении, в результате чего переставленный элемент предло­жения оказывается стилистически маркированным. Неблагозвучие. Устойчивое словосочетание, грамматическая форма и конструкция, употребление которой в литературном языке закреплено традицией за официально-деловым стилем. Неуместное употребление канцеляризмов вне текстов официально-делового стиля. Речевой стереотип, готовый оборот, используемый в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта. Упорядочение норм языка и их фиксация в справочниках, словарях, грамматиках. Построение, расположение и соотношение составных частей произ­ведения, в том числе и текста как речевого произведения. Эмоциональная, оценочная или стилистическая окраска языковой единицы. Троп: художественное преуменьшение. Последовательность и непротиворечивость речевого построения. Результат переноса наименования с одного объекта на другой на основе сходства любых признаков. Результат переноса наименования с одного объекта на другой на основании их смежности. Грамматико-семантическая категория, выражающая отношение го­ворящего к высказываемому, его оценку отношения сообщаемого к объективной действительности. Модальные значения разнообраз­ны: уверенность-сомнение, желательность, возможность-невозмож­ность и т. д. Речевая ошибка, возникающая вследствие соединения длинного ряда падежных форм. Стилистический прием, использующийся в художественном (реже – в публицистическом) тексте, который заключается в совмещении с помощью определенных языковых средств речи повествователя и героя с целью передать точку зрения героя. Не соответствующий общепринятому употреблению, носящий индивидуальный характер. Средства, сопровождающие речевое общение и участву­ющие в передаче информации (жесты, мимика, движения и др.) Связь между предложениями текста, близкая к сочинительной или бессоюзной внутри предложения, поскольку основана на принципе соотнесенности: каждое последующее предложение одинаково или сходно с предшествующим как по строению, так и по порядку слов. Родовое обозначение пословиц, поговорок. Фигура речи: комическое или образное сближение паронимов в речи. Синтаксическое средство речевой экспрессии: такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. Описательное выражение, замещающее слово. Избыточность лексических средств, используемых для выраже­ния смысла высказывания.   Синтаксическая фигура: повтор союзов при соединении однород­ных членов или нескольких предложений. Соблюдение говорящим (пишущим) кодифицированных норм литературного языка. Названия общеизвестных событий, имена или тексты, кото­рые служат своего рода символами определенных стандарт­ных ситуаций. Разновидность синтаксической связи, состоящая в инто­национно-смысловом отделении или обособлении какой-то части простого или сложного предложения, содержащей в себе добавочные сообщения, замечания, пояснения. Средствами выражения присоединительной связи служат сочинительные союзы, употребленные в присоединительном значении, особые присоединительные союзы, а также инто­нация после паузы. Устная некодифицированная сфера городской коммуникации: речь необразованных горожан. Прием оживления, интимизации текстов книжных стилей, за­ключающийся в использовании с этой целью языковых черт, присущих обиходно-разговорному стилю. Сказуемое, выраженное глагольно-именным словосочетанием; имеет книжную стилистическую окраску. Система принятых в данном обществе формул речевого обще­ния, используемых для установления контакта и поддержания дискурса. Явление в художественном или публицистическом тексте, на­водящее на воспоминание о другом произведении, на сопо­ставление с каким-либо текстом. Используется сознательно в стилистических целях как художественный прием. Предложение, в котором употребленный в начале фрагмент (сегмент), выраженный, как правило, формой именительного падежа существительного, обозначает предмет или лицо, ко­торые в последующей части обозначаются уже формой место­имения. Результат метонимического переноса, в основе которого ле­жит отношение части к целому.     Компонент текста, состоящий, как правило, из ряда предложений, объединенных общей темой и структур­ными показателями. Свойство устной разговорной речи, проявляющееся в ее не­подготовленности, недостаточной продуманности. Способ организации высказывания (текста), усиливающий его выразительность. Любое словесное произведение (устное или письменное), це­лостное с точки зрения структуры и выражаемого содержания (Б.Н. Головин). 1. Оптимальный выбор языковых средств, употребление слов и словосочетаний в полном соответствии со словарными значе­ниями (лексическая точность). 2. Адекватная передача описываемой ситуации, полное соот­ветствие между словом и обозначаемым (фактическая точность). Оборот речи, основанный на употреблении слова (словосочетания) в переносном значении и используемый с целью усиления вырази­тельности речи. Соответствие средств речевого выражения теме, ситуации, целе­вым установкам общения, а также ожиданиям адресата. Обороты, придающие речи образность и выразительность. Раздел стилистики, изучающий искусство звуковой организации речи. Связь между предложениями текста, близкая к подчинительной, поскольку каждое последующее предложение соотносится с от­дельными словами или сочетаниями слов предыдущего. Выражается обычно в лексическом повторе, местоименной или сино­нимической замене. Отражает последовательное развитие мысли. Отсутствие в речи элементов, отвергаемых нормами литератур­ного языка и нормами нравственности (например, жаргониз­мов, слов, унижающих достоинство человека, слов-сорняков и др.) Избитое выражение со стертой семантикой и потускневшей эмоциональной окраской.   Слово или выражение, замещающее другое, неудобное для данной обстановки или грубое, непристойное. Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Синтаксическая фигура, разновидность параллелизма: повто­рение одних и тех же элементов в конце каждого параллельно­го ряда (стиха, строфы, предложения) Результат неприятия говорящим оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения. Для достижения этичности часто используются эвфемизмы. Предпочтение в отборе тех, а не иных речевых средств, а так­же чувство, понимание изящного, красивого в языке и рече­вом произведении                      (В.Г. Костомаров). Понятность речи ее адресату.

 


содержание

Контрольная работа                                                                                            4

Образцы выполнения заданий                                                                          17

Учебно-методическое обеспечение курса                                                       19

Вопросы для экзамена                                                                                       21

Задание для самостоятельной работы                                                             24

Приложение                                                                                                       30

Вопросы для экзамена                                                                                      34

Краткий терминологический словарь                                                             38




Дата: 2019-05-28, просмотров: 305.