МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.А. ДОБРОЛЮБОВА»
Русский язык,
Стилистика русского языка и культура речи
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
для студентов отделения заочного обучения
Нижний Новгород
2013
Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «НГЛУ».
УДК 82(08) (075.83)
Русский язык, стилистика русского языка и культура речи: Учебно-методические материалы для студентов отделения заочного обучения. – Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2013. – 45 с.
Учебно-методические материалы включают задания для подготовки к контрольной работе (практические задания, план и образцы их выполнения) и экзамену по русскому языку и культуре речи, а также список рекомендуемой литературы, образцы деловых бумаг и краткий терминологический словарь.
Составитель Н.К. Винник, ст. преп. каф. стилистики русского языка и культуры речи
Рецензент Н.В. Макшанцева, док. пед. наук, профессор, зав. каф. стилистики русского языка и культуры речи
© ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2013
В соответствии с учебным планом для студентов, обучающихся на I курсе заочного отделения по специальностям «Иностранный язык», «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», предусмотрено проведение зачетной контрольной работы по «Русскому языку и культуре речи».
Контрольная работа предполагает 4 варианта. Каждый студент должен выполнить свой вариант заданий (вариант I пишут студенты, фамилии которых начинаются на буквы А-Ж; II вариант – З-Н; III вариант – О-Т; IV вариант – Ф-Я).
Задания необходимо выполнить в соответствии с предложенными образцами.
До начала зимней экзаменационной сессии контрольная работа должна быть предоставлена в деканат не позднее 1 декабря. В том случае, если работа не будет предоставлена вовремя, в зачетную ведомость выставляется «незачет» и, как следствие, студента не допускают к сдаче итогового экзамена по «Русскому языку и культуре речи».
При получении «незачета» за выполненную в срок работу студент должен исправить задания с учетом замечаний и рекомендаций, сделанных преподавателем, и предоставить новый вариант до начала экзаменационной сессии.
В методическом пособии также дан список вопросов к экзамену по русскому языку и культуре речи и список рекомендуемой литературы для выполнения контрольной работы и подготовки к экзамену.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Языковые нормы и речевые ошибки
Вариант 1.
Лексика. Фразеология
1. Устранить лексические ошибки и стилистические недочеты.
Указать причины их появления.
1. На вечере случился радостный инцидент: от спонсора юбиляру преподнесли корзину цветов.
2. Совместное сотрудничество советских и японских ученых укрепит дружбу двух народов.
3. Исследования показали, что это высокогорный материк.
4. Проезжая часть улицы завалена сугробами снега.
5. Данный вопрос не входит в нашу миссию.
6. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.
7. Неприглядно выглядят эти нарушители уличного движения.
8. Можно привести армаду цифр, характеризующих экономику страны.
9. Чувствуя превосходство перед другими, они вели себя вызывающе.
10. Как же отображают образ героя современные поэты?
2. Выбрать нужный вариант. Объяснить свой выбор.
1. Утвержден (статус/статут) новой организации.
2. В этом городе долго не проживешь: жизнь очень (будничная/будняя).
3. Защитник (представил/предоставил) суду новые факты.
4. Люди простодушные принимают (желаемое/желательное) за действительное.
5. Это был человек (хара’ктерный/характе’рный).
6. Поставьте, пожалуйста, дату и (роспись/ подпись).
7. Было вынесено решение о том, чтобы пенсию (оплачивать/выплачивать) в срок.
8. Дружинник помог устранить хулиганский (поступок/проступок).
9. История этой семьи могла бы лечь в (основу/основание) романа.
10. Положение этих людей стало (затрудненным/затруднительным).
3. Устранить речевые ошибки в употреблении фразеологических единиц. Указать причины их появления.
1. Не торопись принимать решение, а то можно наломать дрова.
2. Необходимо предпринять меры для ликвидации последствий аварии.
3. Ольга никогда не пряталась за чужую широкую спину.
4. Скрепив сердце решился он переехать в Москву.
5. Китай не случайно называют страной восходящего солнца.
Морфология
1. Определить род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. Свой выбор объяснить.
Глуп… рандеву, дорог… бистро, красив… боа, страшн… цунами, праздничн… Тбилиси, лондонск… Таймс, стар… рантье, заморск… кольраби, вкусн… иваси, крупн… ТЭЦ.
2. Исправить ошибки в предложениях, где это необходимо.
Указать причины ошибок.
1. Внутри них, в комнатах, стояли чинные комфортабельные стулья и кресла.
2. У обоих часов сломана пружина.
3. Нет ничего более худшего, чем ложь.
4. В «Горячем снегу» Ю. Бондарев писал почти о себе.
5. В этом году едь на море обязательно.
6. Оратор усиленно готовится к выступлению, состоявшемуся через неделю.
7. Ваня, нельзя быть такой занудой.
8. Он мягкий по характеру, однако слабоволен.
9. Молодёжь выглядит празднично. Они одеты в свои лучшие костюмы.
10. На днях состоится вечер, посвященный творчеству Жана Жака Руссо.
3. Выбрать нужную форму, свой выбор объяснить
Собор (величествен – величественен), у причала стоит семь (барж – баржей), что (двигает – движет) поступками людей, церковные (образы – образа), (высыпи – высыпь) мелочь, трудиться в (поте лица – поту лица), он постепенно (глох – глохнул), у нас в доме нет (кочерг – кочерег – нет формы Р.п. мн. ч.), (двое – две) подружки, общественно–политические (лагери – лагеря).
4. Поставить числительное в нужную форму
Выпускники нашего педучилища работают в 234 областях. Она с 1857 года.
Синтаксис
Устранить ошибки в синтаксических конструкциях.
Указать причины ошибок.
1. Для повышения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия.
2. Никто из сестер, даже старшая, не знали о случившемся.
3. Однако тем не менее промышленного применения эти установки не получили.
4. Единственное, на что нужно обратить внимание в классе, - это на дисциплину на уроке рисования.
5. Приходите между пятым и шестым часами.
6. Лишь пять человек поддержало его в трудную минуту.
7. Глядя на эту ветку сирени, мне вспоминается молодость.
8. Шопену казалось, что в этом крупнейшем центре европейской литературы, музыки, культуры он сможет добиться признания.
9. Мы проверили карточки, служившие для учетов выработки и которые обычно находились у старшего бухгалтера.
10. Стены украшают плакаты.
Вариант 2.
Лексика. Фразеология
1. Устранить лексические ошибки и стилистические недочеты.
Указать причины их появления.
1. Большую половину своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации в стране.
2. Я должен был написать свою автобиографию.
3. Одетые в шубы, валенки и рукавицы, наши зрители не воспринимали мороза.
4. Право подписи под этим документом – исключительная прерогатива директора предприятия.
5. В ресторане с 1 по 5 декабря проходит неделя узбекской кухни.
6. Нынешний сложный этап социально-экономического развития страны характеризуется комплексом проблем.
7. Эта выставка обогатит ваш кругозор.
8. Отсутствует наличие стульев.
9. Надо оставить термин «функциональный стиль».
10. Лица престарелого возраста должны следить за своим здоровьем.
2. Выбрать нужный вариант. Объяснить свой выбор.
1. Сын у меня хорошо учится, много читает, но (невежда/невежа).
2. Кто (крайний/последний) за яблоками?
3. Люди простодушные принимают (желательное/желаемое) за действительное.
4. Он часто мечтал о (сытой/сытной) жизни.
5. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы/пометки).
6. Боль была очень сильной, временами (нетерпимой/нестерпимой).
7. Рассказы, напечатанные в этом сборнике, удивительно (оптимистически/оптимистичны).
8. Хотя комбинация была весьма (эффективной/эффектной), она не принесла ему нужных результатов.
9. Молодая актриса играет (главную/заглавную) роль в новом спектакле.
10. Она приняла (воинственный/воинствующий) вид.
3. Устранить речевые ошибки в употреблении фразеологических единиц. Указать причины их появления.
Морфология
1. Определить род несклоняемых существительных,
согласуя с ними определения. Свой выбор объяснить.
Французск… МИД, написанн… либретто, далёк… Осло, крепк… виски, пёстр… какаду, знаменит… Бизе, стар… леди, сочн… манго, многочисленн… жюри, бесспорн… пенальти;
2. Исправить ошибки в предложениях, где это необходимо.
Указать причины ошибок.
1. Неправильные выражения нередко встречаютя в речах детей.
2. Петров оказался в более лучшем положении.
3. Граждане, не застроящие полученные участки в течение трёх лет, лишаются права на их владения.
4. Эта теория была разработана Ч. Дарвиным.
5. Четверо аспиранток направляются в распоряжение НИИ ТМ.
6. Берега реки очень живописны и крутые.
7. Счастливее него не было на свете.
8. Надо помогать молодёжи расти и проявить свои способности.
9. Вес конструкции составляет 1500 килограмм.
10. Отец испёк пирог. Сегодня он выглядел прекрасно.
3.Выбрать нужную форму, свой выбор объяснить.
Вывод (своевременен – своевремен), у него было 6 (подмастерий – подмастерьев), знамена (колыхаются – колышутся), вкусные (корни – коренья), (езжай – поезжай) на лифте, быть на хорошем (счёте – счету), видение (исчезло – исчезнуло), упаковка (вафель – вафлей), (пятеро – пять) волчат, трудовые (договоры – договора).
4. Поставить числительное в нужную форму
В этой книге рассказано о 2.389 судьбах.
1848 книгам необходим переплёт.
Синтаксис
Устранить ошибки в синтаксических конструкциях.
Указать типы ошибок
1. Главное, о чем говорили на собрании, это о повышении качества работы.
2. Был прочитан рассказ об устройстве часов и как будильник помог девочке утром успеть в школу.
3. Хотя в прошлом году мы неплохо поработали, но однако у нас есть возможности трудиться еще лучше.
4. На обратном пути друзья снова заехали в Тарасовку, где проводили время в нескончаемых беседах, разговорах и воспоминаниях.
5. Ряд токарей, включившихся в эту борьбу, добился отличных трудовых успехов.
6. Работники автобазы требовали ликвидации простоев и ремонта машин.
7. Андрей Болконский способен к глубокому чувству.
8. Проехав по этой тропе с километр, открывается чудесный пейзаж.
9. Он разбил, что стояло на столе.
10.Три огромные здания выросли на пустыре.
В. Астафьев
Вариант 3.
Лексика. Фразеология
1. Устранить лексические ошибки и стилистические недочеты.
Указать причины их появления.
1. Удар Маслова был эффективен, но бесполезен.
2. О Ташкенте многое рассказано в исторических мемуарах древних и средневековых ученых
3. Облик полуострова преобразуется.
4. Следует отметить следующие случаи нарушения порядка.
5. В 1978 г. он защитил степень кандидата филологических наук.
6. Собрание заслушало приехавших на конференцию делегатов.
7. Для слушателей школы будут прочитаны беседы по главным вопросам с/х производства.
8. На II-III день после подъема температуры нередко появляется сыпь.
9. В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.
10. Большое значение для роста культурности человека имеет художественная самодеятельность.
2. Исправить ошибки в предложениях, где это необходимо.
Указать причины ошибок.
1. Уровень и качество оказания государственных (услуг/одолжений) такого характера оставляет желать лучшего.
2. Без четко организованной системы управления эти проекты не могут быть (выполнены/осуществлены).
3. Средства, (освобождаемые/высвобождаемые) в результате проведения приватизации, должны быть направлены на ремонт жилья.
4. В работе должны быть (исправлены/устранены) недочеты.
5. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборную/выборочную) должность.
6. Его (исполнительный/исполнительский) талант был высоко оценен критикой.
7. На мебель были (одеты/надеты) чехлы.
8. У билетной кассы предъявите свои (командировочные/ командированные) удостоверения.
9. Граждане, (оплатите/заплатите) за проезд.
10. Почтальон (виновен/виноват) в несвоевременной доставке газет.
3. Устранить речевые ошибки в употреблении фразеологических единиц. Указать причины из появления
Морфология
1. Определить род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. Свой выбор объяснить.
Остроумн… конферансье, забавн… шимпанзе, дорог… салями, нов… па, могуч… Миссисипи, французск… «Юманите», интересн… визави, составленн… резюме, неизлечим… бери-бери, знаменит… МХАТ.
2. Исправить ошибки в предложениях, где это необходимо.
Указать причины ошибок.
1. Дневная выработка на человека достигнула 107 %.
2. К 16 мая вспахано 56 гектар.
3. Следует изучать опыт бригад, получивших самый наивысший в этом году урожай.
4. Студент прикрыл за собой дверь и, выходя из аудитории, быстро пошел по коридору.
5. Мы заметили, что в обоих песнях припев почти одинаковый.
6. В бою под Калининым погибло много солдат.
7. На ихней стоянке горел костер.
8. Различные кушанья были поданы на стол и вызывают у присутствующих аппетит.
9. Федоров умышленно старался воздерживаться от комментарий относительно достоинства экспериментов.
10. Как все романтики, он был доверчивый и нерасчетлив.
3.Выбрать нужную форму, свой выбор объяснить.
Разговор (бессмыслен – бессмысленен), 6 (оглобель – оглоблей), капли (брызгают – брызжут), школьные (учители – учителя), (клади) – (ложь) на стол, находиться (в цехе – в цеху), не хватает (носков – носок), (три – трое) профессоров, (трюмы – трюма) судов.
4. Поставить числительное в нужную форму.
Если к 463 прибавить 921, то получится 1384.
Выставка художника просмотрена 27365 посетителями.
Синтаксис
Устранить ошибки в синтаксических конструкциях.
Указать причины ошибок.
1. 31 станок были выпущены нами за неделю.
2. Сборники рассчитаны для работников сельского хозяйства.
3. На прилавке аккуратно расположены кульки с сахаром, конфетами, рафинадом.
4. Здесь изложен опыт возделывания опийного мака и как увеличить его производство.
5. Машина будет использована как для решения задач, а также для контроля использования оборудования.
6. Главное, на чем настаивали рабочие, - это на требовании повышения зарплаты.
7. Больной умер, благодаря халатности доктора.
8. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями.
9. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.
10. Ни один завод, ни одна фабрика не приступила к работе.
Вариант 4.
Лексика. Фразеология
1. Устранить лексические ошибки и стилистические недочеты.
Указать причины их появления.
1. До сих пор неясно, кто должен финансировать строительство очистительных сооружений на комбинате.
2. Человек, совмещающий учебу и работу в одно целое, бережливее относится к своему времени.
3. Мальчики оказались в огненном кольце, но они не стушевались.
4. Нужно вскрыть сущность явления и степень его проявления.
5. Эта картина оказала на нас большое впечатление.
6. Посетители нашего ресторана могут отведать изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы.
7. Необходимо постоянно осуществлять внимание и заботу о содержании детских учреждений.
8. На грандиозных подземных рудниках Казахстана добыча руды возросла в 3 раза.
9. У нас самообслуживание: поел – убирайся сам.
10. Существо данной книги – в ее народности.
2. Выбрать нужный вариант. Объяснить свой выбор.
1. Принятый устав (представляет/предоставляет) местным органам самые широкие возможности.
2. В декабре наш завод (встал/стал) на ремонт.
3. В этот раз он обнимал ее (боязливо/боязно).
4. Студенты назвали свой клуб «Прометеем» – по имени (мифического/мифологического) героя.
5. Книга посвящена ранним (романическим/романтичным/романтическим) произведениям А.С. Пушкина.
6. У (невидимого/невидного) края поля звезды небесные сливаются с миллионами хлопковых цветов.
7. Крышки (одеваются/надеваются) с двух сторон на конструкцию.
8. Он (сыскал к себе/снискал к себе) уважение и славу.
9. На (сборном/сборочном) пункте было много народу.
10. По небу ползла темная (дождливая/дождевая) туча.
3. Устранить ошибки в употреблении фразеологических единиц. Указать причины их появления.
1. Утром 16 октября оккупанты в панике сняли якоря.
2. Предложения финансового отдела оказались ниже любой критики.
3. Нужно принимать решение, а не сыр-бор городить.
4. Мы отлично сдали сессию и устранили валтасаров пир.
5. Следует отдать должную дань выступлению молодого коллеги.
Морфология
1. Определить род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. Свой выбор объяснить.
Таинственн… инкогнито, скромн… пани, сильн… цунами, разрушенн… Нагасаки, неуклюж… гризли, густ… контральто, тепл… пончо, военн… атташе, эффективн… НАТО, пустынн… авеню.
2.Исправить ошибки в предложениях, где это необходимо.
Указать причины ошибок.
1. Эта работа была исключительно важная для всего коллектива.
2. Двое буйволов, кажется, успокоились.
3. Гвозди складываются в специальные ящики.
4. Мастер еще раз напомнил ученику, что уборка рабочего места – это его обязанность.
5. Отчет об этой конференции был представлен лишь к 1 октябрю.
6. Николаеву не хватило духа признать свою вину.
7. Эту селедку дала мне продавщица Люба, ввиду жары она уже попахивала.
8. Больной попросил сестру налить себе воды.
9. Специалисты отметили положительный сдвиг в этом прежде отстающем виде спорта.
10. Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе.
3. Выбрать нужную форму, свой выбор объяснить.
Признак (свойствен – свойственен) этому растению, бочки с пробитыми (днами – доньями), больной (поласкает – полощет) горло, (пропуски – пропуска) из-за болезни, (не морщь – не морщи) лоб, куртка (на мехе – меху), щека все еще (пухла – пухнула), не купила (туфель – туфлей), (двое – два) компьютера (ов), (ордеры – ордера) на квартиру.
4. Поставить числительное в нужную форму.
В порт вошел пароход с 1792 пассажирами.
Колхозный сад разбит на 790 гектарах.
Синтаксис
Устранить ошибки в синтаксических конструкциях.
Указать причины ошибок.
1. Основное, на что следует обратить внимание, – это на нарушение дисциплины в бригаде.
2. Секция токарей вынесла не только рекомендации, но и добилась, чтобы ценный опыт был внедрен в производство.
3. В брошюре хорошо показано, как развивалось овцеводство, пути дальнейшего увеличения поголовья овец.
4. Тысячи новых машин, оборудования, приборов, средств механизации вступают в строй.
5. Согласно Тура Хейердала центр Земли проходит через о. Рапанум.
6. Взяв ее под руку, они пошли вместе.
7. В поэме «Мцыри» рассказывается о судьбе грузинского мальчика, отданного на воспитание монахам и тоскующем по свободной жизни.
8. Большая часть моих прежних привычек и вкусов не нравились ему.
9. «Уважаемая товарищ Маркова» - так начиналось письмо.
10. Студент спросил, что можно ли ему присоединиться к нашей группе.
Слово-звезда
В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и как звезда, погаснет, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.
Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.
Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей, на земле горит еще тысячу лет.
Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во вселенной.
М. Пришвин
Образцы выполнения заданий
Устранить лексические ошибки и стилистические недочеты.
Указать причины их появления.
Пологий берег зарос камышовыми зарослями.
В предложении допущена ошибка – тавтология (повтор однокоренных слов). Исправленный вариант: Пологий берег был в зарослях камыша.
Устранить речевые ошибки в употреблении фразеологических единиц. Указать причины их появления
Это дело ломаного яйца не стоит.
В предложении допущена ошибка – контаминация (совмещение) элементов различных фразеологизмов (выеденного яйца не стоит – ломаного гроша не стоит). Исправленный вариант: Это дело ломаного гроша не стоит.
Исправить ошибки в предложениях, где это необходимо.
Указать причины ошибок.
В обоих задачах допущены ошибки.
В предложении допущена ошибка на употребление числительного оба – обе. Существительное задача – женского рода, поэтому должно употребляться в сочетании с числительным обеих.
Устранить ошибки в синтаксических конструкциях.
Указать причины ошибок.
Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.
В предложении допущена ошибка при использовании деепричастного оборота: действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. Исправленный вариант: Когда я готовил домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.
План стилистического анализа текста
1. Основная функция текста. Есть ли дополнительные функции?
2. Сфера применения текста.
3. Какие из перечисленных особенностей характерны для данного отрывка: непринужденность-официальность; точность, ясность-расплывчатость, неопределенность; образность-отсутствие образности; эмоциональность-бесстрастность; объективность-субъективность.
4. Языковая специфика текста: лексика, фразеология, морфология, синтаксис (привести примеры из текста).
5. Вывод (какой стиль?)
Учебно-методическое обеспечение курса
а) основная литература (учебники и учебные пособия)
1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2009.
2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка: Учебное пособие для вузов. – М.: Рольф., Айрис-пресс, 2005.
3. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие для вузов. – М.: Рольф., Айрис-пресс, 2005.
4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Айрис-пресс, 2009.
5. Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева – М.: Норма, 2001.
б) дополнительная литература
1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М.: ГИХЛ, 1960.
2. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М.: Рус. яз., 1994.
3. Березина Т.Г. Русский язык и культура речи. – М.: ИНФРА-М, 2008.
4. Большой орфографический словарь русского языка / под ред. С.Г. Бархударова и др. – М., 1999.
5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – М.: Феникс, 2010.
6. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2008.
7. Голуб И.Б. Основы красноречия: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Яхонт, 2000.
8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. – М., 1978-1980.
9. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пособие для вузов. – М.: ПРИОР, 1999.
10. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т.Ф. Иванова. – М.: Рус. яз., 2009.
11. Новый фразеологический словарь русского языка: более 8000 фразеологизмов / А.Д.Курилова. – М.: Рус. яз., 2009.
12. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р.И. Аванесова. – М.: Рус. яз., 2000.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 24-е изд., испр. – М., 2008.
14. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Рольф., 2001.
15. Русский язык и культура речи: Учебник / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004.
16. Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004.
17. Синцов Е.В. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2009.
18. Словарь иностранных слов: свыше 21000 слов. – М.: Рус. яз., 2009.
19. Толковый словарь русского языка н. ХХI века. Актуальная лексика / ред. Г.Н. Скляревской. – М.: Эксмо, 2008.
20. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. – М., 2001.
в) интернет-материалы
1. Русский язык и русский мир от А до Я
http // russian - world . info / stilistika - russkogo - yazyka /.
2. Культура письменной речи
http // www . gramma . ru /, http // www . gramota . ru /.
3. Словари
http // www . slovari . ru /.
4. Учебник Голуб И.Б. Русский язык и культура речи
http // www . hi - edu . ru / e - books / xbook 083/01/ index . html /.
5. Учебник Голуб И.Б. Стилистика русского языка
http // www . hi - edu . ru / e - books / xbook 028/01/ index . html /.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
План анализа текста
1. Тема текста.
2. Функциональный тип текста. Коммуникативная цель.
3. Композиция.
4. Главное языковое средство.
5. Определяющие языковые средства.
Приложение
Функциональные типы речи (текста)
Описание
1. Коммуникативная цель – нарисовать, воспроизвести какую-то картину. Объектом описания может быть человек (его внешность, характер, состояние и т. п.), животное, какой-либо предмет и т. д. Описание бывает статическим и динамическим; может носить сравнительный характер.
2. Композиция чаще всего представляет из себя а) вступление, где обозначен объект описания или передается общее впечатление от объекта описания; б) основную часть, раскрывающую свойства объекта; в) концовку (часто содержащую оценочный момент).
3. Главное языковое средство – спрягаемые формы глагола несовершенного вида настоящего (как правило), прошедшего или будущего времени, обозначающие обычное, регулярно воспроизводимое, повторяющееся событие, действие или состояние.
4. Определяющие языковые средства:
- имена существительные с конкретным лексическим значением, а также с отвлеченным значением, обозначающие свойство, состояние;
- «цветовая» лексика;
- качественные имена прилагательные;
- причастия разных грамматических разрядов;
- наречия образа действия, меры и степени;
- именные сказуемые;
- пассивные синтаксические конструкции;
- простые предложения, осложненные однородными, обособленными и уточняющими членами;
- односоставные назывные и безличные предложения;
- сложносочиненные предложения с перечислительнными и сопоставительными отношениями;
- бессоюзные сложные предложения с аналогичными отношениями;
- сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, места и времени;
- разноуровневые средства выражения сравнения;
- параллельная связь между предложениями в сложном синтаксическом целом.
Повествование
1. Коммуникативная цель – рассказать о чем-то, передать случай, эпизод из жизни, т. е. в центре повествования – событие, произошедшее с повествователем или другими действующими лицами. Повествование имеет сюжет, оно динамично, события представлены как завершенные и характеризуются с точки зрения временной соотносительности и последовательности.
2. Композиция, как правило, трехчленная:
а) начало события (завязка);
б) развитие действия;
в) конец события (развязка).
3. Главное языковое средство – спрягаемые формы глагола совершенного вида прошедшего времени. Формы настоящего времени используются реже и только в значении настоящего исторического.
4. Определяющие языковые средства:
- имена существительные с конкретным лексическим значением; одушевленные существительные, называющие людей, животных, в том числе имена собственные;
- глаголы со значением движения, перемещения, конкретного физического действия;
- наречия времени, места, а также другие словоформы и словосочетания с аналогичным значением;
- глагольное сказуемое преобладает над именным;
- двусоставные простые предложения, а из односоставных – определенно-личные;
- контекстуально-неполные предложения;
- сложноподчиненные предложения с придаточными времени, места, цели и причины; бессоюзные сложные предложения с аналогичными смысловыми отношениями между частями;
- использование диалога и разновидностей чужой речи: прямой, косвенной и несобственно-прямой;
- цепная связь между предложениями в сложном синтаксическом целом.
Рассуждение
1. Коммуникативная цель – доказать свое мнение по какому-либо вопросу, прокомментировать какое-то явление действительности; убедить в чем-то собеседника или читателя.
2. Композиция, как правило, трехчленна:
а) тезис – мнение, мысль, требующие доказательств;
б) аргументирующая часть, содержащая развитие тезиса, доказательства его истинности или ошибочности;
в) вывод, т. е. подтверждение правильности тезиса или указание на несогласие с ним, его опровержение.
Композиция может быть двучленной:
а) сообщение о каком-либо событии, явлении действительности, факте, проблеме;
б) размышление по этому поводу, разъяснение, комментарий на эту тему.
3. Главное языковое средство – синтаксис, т. к. синтаксическая структура предложения и текста в целом ориентирована на показ логических связей между явлениями, предметами, их свойствами и т. п. Эту функцию выполняют:
- простые предложения, осложненные вводными и вставными конструкциями;
- односоставные неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения, а также безличные с модальной семантикой;
- сложноподчиненные предложения с придаточными цели, условия, причины, следствия, уступки, а также бессоюзные сложные предложения с аналогичными смысловыми отношениями между частями;
- многочленные сложные предложения с разными видами связи;
- риторические вопросительные предложения;
- цепная вязь между предложениями в сложном синтаксическом целом.
4. Определяющие языковые средства:
- лексика с абстрактным (отвлеченным) значением;
- слова с оценочной семантикой;
- слова с модальной семантикой;
- имена существительные и местоимения с обобщенным значением;
- глагольные формы условного и повелительного наклонения;
- спрягаемые формы глаголов настоящего времени в расширенном значении.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
Образцы деловых бумаг
Декану факультета
заочного обучения НГЛУ
им. Н.А. Добролюбова
Борышневой Н.Н.
Алексеева Ивана Васильевича,
студента I курса 101а группы,
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу Вас предоставить мне недельный отпуск с 05.02.2010 для поездки домой по семейным обстоятельствам.
Письмо с сообщением о болезни моей матери прилагается.
2 февраля 2010 подпись
Примечание:
Объяснительная записка
Я, Кац Роман Викторович, отсутствовал на занятиях в университете 26.03.10 в связи с тем, что был вызван в Нижегородский военкомат. Повестку из военкомата прилагаю.
29 марта 2010 подпись
Расписка
Доверенность
Я, Серова Анна Львовна, проживающая по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Трудовая, дом 4, квартира 15, доверяю Антоновой Ирине Сергеевне, проживающей по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, дом 7, квартира 4, паспорт: серия 2203 № 386518, выдан Нижегородским РОВД г. Горького 22 марта 1982 г., - получить в почтовом отделении №74 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода пришедшую на мое имя посылку.
7 мая 2010 подпись
Примечание:
а) доверенность заверяется лицом, имеющим на это право, в учреждении, в котором доверитель работает, учится, или в жилищно-эксплуатационной организации по месту жительства;
б) в доверенности на получение денег сумма пишется цифрами и в скобках прописью.
Завхозу школы № 2
Лебедеву В.В.
учителя русского язык и литературы
Сомовой Е.Ю.
ДОКЛАДНАЯ записка
Автобиография
Я, Егорова Ольга Юрьевна, родилась 7-го октября 1985 года в г. Бор Нижегородской области. В 2002 году там же окончила среднюю общеобразовательную школу № 2. После окончания школы поступила в НГЛУ им. Н.А. Добролюбова на факультет немецкого языка (специальность «Теория и методика иностранных языков и культур»). В 2007 году окончила университет с отличием и до 2009 года работала учителем немецкого языка в средней общеобразовательной школе № 1 г. Бор. В 2009 году вышла замуж. В настоящее время нахожусь в декретном отпуске по уходу за ребенком.
Семья состоит из пяти человек. Отец, Розов Юрий Иванович, 1960 г. рождения, работает начальником отдела кадров ОАО «Ритм»; мать, Розова Вера Сергеевна, 1963 г. рождения, домохозяйка.
Муж, Егоров Олег Борисович, 1980 г.рождения, работает начальником цеха завода «Теплоход» г. Бор.
Имею дочь, Егорову Яну Олеговну, 2010 г. рождения.
5 мая 2010 подпись
И культура речи
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.А. ДОБРОЛЮБОВА»
Русский язык,
стилистика русского языка и культура речи
Дата: 2019-05-28, просмотров: 1333.